Волонтерскую деятельность особенно продолжительную необходимо сопровождать

г. Тюмень, МАОУ лицей №93

Волонтерская деятельность как средство формирования

профессионального самоопределения учащихся.

Счастье людей заключается в том,

чтобы любить делать то, что они должны делать.

К. Гельвецкий, французский философ.

Проблема выбора профессии является непростым испытанием для учащихся выпускных классов. Многим нужно задуматься и совершить серьезный шаг. Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба школьников. Но как сделать этот шаг без ошибок? Здесь важно не только знание самого себя: особенностей мышления, внимания, памяти, характера, но и соотнесение их с требованиями избранной профессии. Поэтому включению будущих работников в волонтерство как практическую социально значимую деятельность, способствующую их эффективной профессиональной социализации, в настоящее время уделяется повышенное внимание.

Главной целью профессионального становления является приобретение знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности. Однако этого недостаточно, необходимо и целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, что составляет фундамент для развития профессионализма.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом, а зачастую и вовсе отсутствует.

Среди задач волонтерской деятельности можно выделить: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

К прикладным задачам добровольчества можно отнести: обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации; получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач; сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости; замещение асоциального поведения социальным; гуманистическое и патриотическое воспитание; обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса; формирование кадрового резерва и др.

В наши дни волонтерское движение в России переживает настоящий расцвет. Проблема заключается в том, что волонтерская работа подростков в своем большинстве носит стихийный характер, а сама волонтерская деятельность рассматривается, прежде всего, как обслуживающая. Поэтому требуется теоретическое осмысление возможностей и условий организации волонтерства обучающихся как средства их профессионального становления.

Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта добровольческой деятельности, участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решает перспективную задачу формирования будущих профессионалов разной направленности. Кроме того, важная роль участия в волонтерской деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и ее огромным воспитательным потенциалом.

Участие будущих специалистов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем — тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.

К настоящему времени ежегодно в различных добровольческих акциях принимают участие более 110 млн человек. Подсчитано, что 19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Две трети из них регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. Каждый третий житель Германии является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Примерно те же пропорции характеризуют волонтерское движение Японии, Ирландии, США и многих других экономически развитых стран .

Одним из важнейших стратегических направлений современной молодёжной политики Российской Федерации является развитие добровольческих молодёжных инициатив, одной из которых является волонтёрское движение милосердия. Волонтерская деятельность как форма добровольчества способствует вовлечению молодого поколения в решение социальных проблем современного государства, которые связаны с необходимостью оказания медицинских услуг отдельным категориям граждан.

Педагогический коллектив муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №93 города Тюмени пришел к идее создания добровольческого отряда еще в 1999 году, когда почувствовал необходимость перехода от теории к практике. Целью создания добровольческого отряда «Наследники » являлась подготовка лицеистов к поступлению в медицинскую академию. Задачи отряда: содействие организации ухода за лицами, нуждающимися в помощи: больным, инвалидам, детям-сиротам, беспризорным и больным детям. Основными видами деятельности волонтерского отряда стали: медико-социальная помощь населению, пропаганда ЗОЖ, оказание помощи социально-незащищенным слоям населения, работа с детьми и молодёжью, сохранение культурно исторического наследия, охрана окружающей среды.

Целью добровольческого отряда является внедрение идеи волонтерства как формы проявления гражданской инициативы молодежи в сфере подготовки к будущей профессиональной врачебной деятельности. Учащимся 10- х классов предлагается в период летних каникул проявить себя в качестве волонтера. В течение сентября 2012 года велся мониторинг волонтерской деятельности среди учащихся лицея, в ходе которого выяснилось, что практически все десятиклассники принимали участие в волонтерской деятельности на базе медицинских учреждений.

В результате проведения акции по организации волонтерства в период летних каникул, мы пришли к определенным выводам, которые были сформулированы после проведения анкетирования учащихся. В анкетировании приняло участие 108 человек, учащихся 10-х классов.

Ниже представлены результаты анкетирования.

1. Приняли ли Вы участие в волонтерской деятельности, организованной в период летних каникул 2012 года на площадках медицинских учреждений? Диаграмма1

Вывод: 91% учащихся 10-х классов приняли решение стать волонтерами в период летних каникул.

2. По-вашему, стоит ли заниматься волонтерской деятельностью учащимся лицея № 93? Диаграмма 2

Вывод: Большая часть участников волонтерского движения осознанно приняла решение стать волонтером с целью определения будущей профессиональной деятельности.

3. Возникло ли у Вас ощущение необходимости изменения профессии после реализации волонтерской деятельности? Диаграмма 3

Вывод: большая часть (9/10) респондентов подтвердило свое желание работать в сфере здравоохранения. В то же время каждый десятый респондент задумался о правильности выбора будущей профессии.

Данный вывод имеет очень важное значение для абитуриента, так как врачом может стать не каждый, а тот, кто готов посвятить себя этой профессии.

Таким образом, общий итог волонтерского движения в 2012 году можно сформулировать следующим образом: при определенных благоприятных условиях идея волонтерского движения, направленного на оказание медицинской помощи нуждающимся, имеет влияние на формирование профессионального самоопределения учащихся.

Библиография

1. Винтин. социального самоопределения старшеклассников/ // Социс. 2004. №2, — с.112-115.

2. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования.//Вопросы философии. -2006.-№7.- с.9-35.

3. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научной конференции. — М., 2001.- с.196.

4. Климов профессионального самоопределения молодежи/ . Ростов-на-Дону, 1996г.- 512с.

5. Холостова, -справочник по социальной работе / .- М.: ВЛАДОС, 200с.

6. Хухлин, А. Добровольчество как вид благотворительности / А. Хухлин // Социальная работа.- 2003.- №4.- с.51-53.

7. Щекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения. — М., 2003. – с. 98.

8. www. *****

9. www. pomogi. org «Помоги. орт.- благотворительный интернет — фонд».

Добровольческое движение «Даниловцы” предлагает серию авторских публикаций «Волонтерство для чайников». Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.

Лидия Алексеевская — создатель и первый координатор волонтерской группы Движения «Данилловцы» в Российской детской клинической больнице (в отделениях гинекологии и нефрологии). По профессии — психолог, детский игровой терапевт. За плечами пять создания и проведение психолого-педагогических программ в детском лагере «Звезда Вифлеема». Сегодня Лида — координатор и специалист по сопровождению волонтеров. Опыт волонтерской работы более 6-ти лет.

Зачем нужно сопровождение и поддержка волонтеров?

В чём смысл сопровождения и поддержки волонтёров? Откуда у них берутся проблемы, какие они, чем грозят? Чем мы можем помочь волонтеру, а что мы не в силах изменить? Зачем вообще добровольцу помогать? Для меня все эти вопросы так или иначе связаны с главным философским вопросом: в чём вообще смысл прихода волонтёра к подопечному?

На мой взгляд, может быть два ответа. Первый – из позиции «сильного». Волонтер – своего рода «Бэтмен», который пришел спасать слабых. Такой волонтер не нуждается в обучении или поддержке: на то он и Бэтмен. Он может лишь развивать свои навыки. И второй ответ: приходит человек к человеку. Один человек, со своей силой и слабостью, к другому такому же человеку. Такой взгляд чрезвычайно важен для нашего добровольческого движения «Даниловцы”. Да, у подопечного есть какая-то нужда, какая-то «недостача», но это не является основанием чувствовать себя сильнее и увереннее его. Значимо то, что два человека встречаются в какой-то жизненной ситуации, и это их встреча наполнена важным смыслом для обоих.

Принципиально важно, чтобы у волонтера был свой личный смысл! Иначе ничего не получится. Если смысл есть, то волонтер не будет использовать подопечных в качества средства утверждения себя как «Бэтмена”. Он идет к человеку со своим вопросом, со своей жизнью и встречает человека – пусть ребёнка – со своей жизнью и своими вопросами. В этом смысле они на равных, и могут уважительно относится друг ко другу.

Но даже в этом случае, если волонтер принципиально отказывается от поддержки со стороны (друзей, близких, специалистов и проч.), либо у него нет возможности получить поддержку, то он становится «Бэтменом”. Потому что он должен отдавать, отдавать, отдавать. Если волонтер отдаёт, а сам не принимает помощи от других, то он автоматически попадает в ситуацию, когда он должен быть сильным, а ребёнок автоматически оказывается в положении, когда он должен быть слабым.

Поэтому для меня принципиально важно, что волонтеры – это тоже люди. Это люди, которые точно так же, как и их подопечные, как любой другой человек, нуждаются в помощи, поддержке и участии. Когда встречается человек с человеком, в их общении могут быть трудности, непонимание, ошибки. Это нормально, это жизнь. Вообще, общение человека с человеком – это целое искусство. Искусство, где есть место проблемам, особенно, когда встречаются люди с непростыми судьбами. А судьбы часто непростые, как у подопечных, так и у волонтеров.

Сказанное дает мне основания перейти к практическим вопросам. Я встречала следующие конкретные проблемы у волонтеров.

Первая и наиболее очевидная – это недостаток навыков и умений для начала волонтёрской деятельности. Как лепить? Как рисовать? Как раскладывать материалы? Всё это волонтёру-новичку нужно знать, чтобы чувствовать себя «в безопасности». Мы стараемся откликнуться и готовим специальные мастер-классы для волонтеров по рукодению, играм и т.д. Но, как ни странно, оказывается, что подобные занятия не очень востребованы.

Дело в том, что лишь поначалу волонтёра всерьез беспокоит, что и как он должен выполнять. Очень быстро приходит собственный опыт. Достаточно вместе с волонтерской группой посещать больницу (или детский дом) и встречаться с детьми. Волонтер быстро вливается в процесс и для большинства новичков проблема исчезает. Есть, конечно специфические интересные темы, к примеру, как действовать, если ребёнку нельзя работать с ножницами или клеем, или если ребенок слепой, или как взаимодействовать с группой детей разного возраста. Но этому тоже учатся в процессе, здесь тоже у каждой нашей волонтерской группы есть определенные наработки, методы, которые несложно перенять, если есть личный мотив и желание.

С обретением первого опыта перед волонтерами встают куда более важные и серьезные вопросы – о построении отношений с подопечными, таких отношений, которые будут созидательны для всех, а не разрушительны. Так или иначе, это уже разговор о границах ответственности, то есть понимания: зачем я сюда пришёл, в чём моя роль, кто я, как понять себя, как познакомиться с подопечным, как услышать себя и как услышать другого и т. д.

Этим вопросам у нас посвящено много тренингов, и именно они пользуются большим спросом. Ребята на тренингах рассказывают о своем опыте, обмениваются опытом, пытаются взглянуть на себя со стороны. Они начинают лучше понимать себя, свои желания, других людей, и это помогает им выстраивать безопасные и стабильные отношения с подопечными, в том числе не манипулировать и не поддаваться на манипуляции.

В наиболее благоприятном развитии событий наступает и третья ступень, которую я называю самореализацией. Она состоит в реализации потенциала взаимодействия волонтёра с подопечным, в создании красоты: красоты отношений, красоты их совместного творчества. «Я могу это делать и я вместе с подопечным делаю это хорошо, красиво” «Пусть я просто разговариваю с ним накануне операции, но наш разговор – это как произведение искусства”. «Пусть я плету бисером с подопечным, но за час мы создаем вместе такую красоту, что все ахают”. Самореализация такого рода не имеет ничего общего с оттачиванием своих профессиональных навыков. Допустим, человек хочет танцевать, но среди волонтёрских проектов он не нашёл для себя что-либо с такими возможностями. Тогда выбор волонтёра и варианты его дальнейшей самореализации – это остаться помогать детям в том, в чём они действительно нуждаются, или уйти и искать для себя что-то другое. И когда доброволец сам делает этот выбор, когда чётко осознаёт, для чего он здесь, он стремится делать это красиво.

В профессиональном плане, сказанное выше, означает, что задача специалиста сопровождающего волонтеров, опознавать проблемы и снабжать волонтёра способами их разрешения. При этом сопровождающие работают не только с проблемами личного характера. Также они помогают группам. Скажем, решение вопросов о взаимоотношениях волонтеров друг с другом, с координатором – это уже область сопровождения группы.

Под группой мы понимаем сообщество волонтёров, которые являются гостями для одних и тех же подопечных, и друзьями друг для друга – с разной степенью близости друг для друга. В силу того, что у разных таких сообществ подопечные из разных слоёв населения (сироты, тяжело больные дети, бездомные люди, заключённые), каждая группа нуждается в своём инструментарии. В таком случае мы не учим, а учим учиться. Если нужно организовать праздник, то мы поможем самой группе придумать сценарий к нему, и т.д..

Кроме того, группа как таковая нуждается в выстраивании поддерживающих отношений внутри неё. Внутригрупповые отношения также должны быть безопасными и конструктивными, группа должна быть «точкой опоры» для своего волонтёра всегда, а особенно в сложные ситуациях. Поэтому на встречах мы вместе с группой вырабатываем общее видение таких моментов и стратегии действия в них– например, когда волонтеры сталкиваются с разрушительным поведением родителей больных детей или с агрессией самих детей. А иногда ребята в группе просто друг друга плохо знают, и задача встречи – познакомится поближе, узнать друг о друге в каком-то неожиданном ракурсе, поддержать атмосферу взаимного доверия и радости друг о друге.

Ну и особенно нам важно, чтобы волонтеры лучше поняли друг друга и смогли обрести поддержку и соратников не только в лице координатора или сопровождающего, но и друг в друге. Должна быть такая встреча, на которой группа приходит к осознанию, в чём смысл её помощи подопечным и к способу прийти к тому красивому результату, о котором мы говорили. Тогда же волонтёры понимают, в чём «соль» их коллектива, в чём уникальность их общего дела, и как отнестись к нему наиболее творчески. Такие задачи возникают нечасто, но они всегда интересны.

Текст подготовили Ирина Белоусова и Юрий Белановский

В современном мире порой людям не хватает времени даже на себя, поэтому, услышав о такой деятельности, как волонтерство, многие озадачиваются вопросом, зачем на самом деле тратить свою жизнь на помощь другим, тем более, если она совершенно безвозмездна?

Недоверие к самому принципу волонтерства появилось в результате того, что во времена Советского Союза людей привлекали к общественным работам без их согласия, на принудительной основе. Многие из рожденных в СССР еще помнят сбор макулатуры и металлолома, помощь ветеранам, уборку урожая и субботники как обязательный акт, от которого нельзя было отказаться. А ведь основой аспект волонтерской деятельности – это именно добровольческий труд на благо обществу. Поневоле закрадывается вопрос: в чем подвох? Если сегодня волонтеров никто не принуждает совершать добрые поступки, что их толкает на эту деятельность? Почему волонтерская деятельность в России стала не просто востребованной, но даже модной – особенно в молодежной среде.

Ситуация усугубляется тем, что часто волонтерами называют лиц, принимающих участие в правительственных проектах, а в России даже к правительству относятся с недоверием. Принимая денежную оплату за волонтерскую деятельность, такие люди подрывают сами азы добровольческого акта.

Однако, несмотря на все эти проблемы волонтерской деятельности, она с каждым днем приобретает все больший размах. Попробуем разобраться, каковы истинные мотивы волонтерской деятельности, что на самом деле толкает людей тратить свои физические и психические ресурсы на добровольную, безвозмездную помощь окружающим, которые остро в ней нуждаются.

Какие существуют виды волонтерской деятельности

Как и для любого вида деятельности, для волонтерства в первую очередь необходимо свободное время. Работающим людям, которые отвечают за содержание своей семьи, тратить на волонтерство драгоценные свободные минуты попросту невыгодно – дети и вторые половинки тоже нуждаются во внимании. Другое дело, если семейная пара не имеет детей и считает своим долгом служение обществу с самыми благими намерениями. Однако такие пары – это скорее исключение, чем правило. Соответственно, наиболее развита на сегодняшний день волонтерская деятельность молодежи.

Молодые люди, не «отягощенные» заботой о семье, имеют возможность заботиться о тех, кому государство оказывает помощь не в должном объеме и от кого общество, как правило, отворачивается. К числу последних относятся люди без определенного места жительства, люди с ограниченными возможностями, люди с пагубными привычками, пожилые граждане, малоимущие, дети из малообеспеченных или многодетных семей.

Перечислять категории граждан можно бесконечно. Ясно одно: они на самом деле нуждаются в поддержке – не только материальной, но и социальной, и психологической. Волонтерская деятельность, примеры которой можно увидеть на каждом шагу, позволяет решить множество социальных проблем, которые в условиях экономического кризиса растут как снежный ком.

Волонтерская деятельность учащихся приобретает сегодня поистине глобальные размеры. Студенты высших и средних учебных заведений используют свое свободное время, чтобы помогать нуждающимся в силу своих возможностей и приобретенных во время учебы профессиональных навыков.

Среди разновидностей волонтерской деятельности можно выделить следующие:

  • волонтеры могут действовать в индивидуальном порядке, когда же волонтеры объединяются в группы, их помощь оказывается более эффективна. Деятельность волонтерского отряда организованна, целенаправленна и получает государственную поддержку со стороны правительства России в виде различных льгот, например налоговых;
  • добровольческая волонтерская деятельность может быть социальной, образовательной, строительной, экологической и т.д.;
  • социальная волонтерская деятельность зависит и от местоположения участника – он может быть иногородним волонтером, городским или даже международным;
  • участие в волонтерской деятельности может зависеть от принадлежности участника к какой-либо организации – высшему учебному заведению или школе, церкви, благотворительной организации, поисково-спасательной службе и т.п.;
  • программа волонтерской деятельности может включать в себя самые различные виды работ – телефонная психологическая консультация, уход за людьми с ограниченными возможностями, сбор материальной помощи в виде вещей, продуктов и предметов первой необходимости и передача ее нуждающимся категориям граждан и многое другое.

Соответственно можно выделить следующие формы волонтерской деятельности:

  • оказание помощи независимо от какой-то организации, в частном порядке;
  • объединение в группы;
  • действие от лица благотворительных центров.

Что касается последних, то вовлечение в волонтерскую деятельность трудных подростков помогает не только нуждающимся, но и самим подросткам – ощутить свою пользу, социализироваться, проявить свои лидерские качества и скрытые таланты.

Основные направления волонтерской деятельности

Как взрослые, так и дети могут попробовать себя в разной деятельности, выбрав ту, которая более придется им по душе – сферы волонтерской деятельности настолько разнообразны, что ограничений тут практически не существует. Сферы могут быть:

  • социальными;
  • экологическими;
  • культурными;
  • здравоохранительными и т.д.

Можно выделить ряд направлений волонтерской деятельности, ориентируясь на ту сферу, в которой задействованы участники движения:

  • социальная помощь нуждающимся категориям граждан;
  • защита окружающей среды;
  • благоустройство территорий;
  • пропаганда ЗОЖ, участие в спортивных мероприятиях и организация помощи зависимым людям и т.д.

В основные направления деятельности волонтеров заложены общечеловеческие принципы – сопереживания, доброжелательности, сочувствия, ведения здорового образа жизни, безвозмездной помощи нуждающимся, уважения достоинства другого человека, признания за каждым права на полноценную жизнь, независимо от его физических, психических и материальных возможностей. Именно поэтому развитие волонтерской деятельности сейчас входит в свой самый активный этап – нынешняя экономическая ситуация требует от граждан взаимопомощи. Если сформулировать основную причину, по которой каждый из нас смог бы ответить себе на вопрос, почему я занимаюсь волонтерской деятельностью, ответ был бы очевиден: я хочу чувствовать себя человеком.

Мы все слышали о волонтерах ООН или Красного Креста, но тех, кто помогает людям, гораздо больше – движение имеет свыше миллиарда последователей во всем мире. Поговорим о том, чем занимаются добровольцы и как вступить в их ряды.

Рейтинг профессии

Востребованность 65% Оплачиваемость 21% Конкуренция 30% Входной барьер 34% Перспективы 60% Волонтер – это человек, который занимается общественно полезными делами, не получая за это оплаты. Следовательно, его деятельность нельзя считать профессиональной, то есть дающей средства к существованию. Добровольцы тратят свое личное время, чтобы помочь другим людям. Название произошло от латинского слова voluntaris, что значит «добровольный».

История движения

Начиная с XVI-XVII столетий в Европе, охваченной войнами, многие правители предлагали желающим вступить в войско без фиксированной оплаты, только с обещанием доли в добыче в случае победы. Как ни странно, но многие соглашались на такие условия, желая изменить скучную жизнь и покрыть свое имя славой. Такие люди назывались волонтерами, их услугами пользовались в Великобритании, России, Германии, Франции и других странах.

Ситуация изменилась, когда в 1844 году в Англии была основана «Христианская ассоциация молодых людей», целью которой было развитие человека на основе христианских ценностей.

Во время Гражданской войны в США члены отделений Ассоциации помогали пострадавшим, раненым, детям-сиротам. Тогда о волонтерстве заговорили как о движении, не связанном с воинской службой. Сформировались всемирно известные организации «Общество Красного Креста», «Общество милосердия», «Армия спасения», активно действующие и сейчас.

В СССР добровольчество не пользовалось большой популярностью, а его отдельные проявления (например, тимуровское движение) были излишне заполитизированы. Инициатива людей не приветствовалась, за все отвечало государство. Начиная с 2000-х годов в России наблюдается рост интереса к благотворительности, и деятельность волонтеров стала привычной.

Описание деятельности

Итак, кто же такие волонтеры и чем они занимаются. Это самые разные люди, которые хотят делать полезные для общества дела. Добровольцами могут быть дети, студенты и пенсионеры, звезды сцены и пера, политики и общественные деятели. Они могут иметь официальный статус (например, от Организации Объединенных Наций или Армии Спасения) или просто помогать другим людям, не афишируя этого.

Направлений деятельности для социально активных граждан множество. Среди наиболее массовых можно выделить:

  • Помощь людям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах. Это работа с инвалидами, детьми-сиротами, одинокими престарелыми людьми, мигрантами, беженцами, различными меньшинствами, целью которой является их материальная и психологическая поддержка, защита их прав, социализация в обществе и открытие новых возможностей.
  • Охрана окружающей среды. Это движение стремительно набирает обороты, множество волонтеров выходит на мероприятия по благоустройству дворов и зеленых насаждений (парков, скверов, заповедников), участвует в высадках лесов, проводит разъяснительную работу среди детей и молодежи.
  • Патриотическое воспитание. Такие активисты направляют свои усилия на изучение и популяризацию истории своей страны и народа, сохранение памяти о знаковых событиях прошлого.
  • Медицинское волонтерство. Сюда можно причислить донорство (безвозмездная сдача крови и ее составляющих), акции, проводимые в лечебных учреждениях для больных детей, работу психолога с тяжелобольными пациентами и др.
  • Оказание помощи во время чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Это содействие в поиске пропавших людей, сбор продуктов питания, одежды, одеял для пострадавших, предоставление им на время собственного жилья, моральная поддержка.
  • Деятельность, направленная на развитие различных способностей людей. Можно провести мастер-класс для всех желающих по изготовлению украшений, прочитать мотивационную лекцию, организовать любительский театральный кружок для детей из вашего двора, провести спортивные соревнования и т. д.
  • Фандрайзинг. Это сбор средств на какое-либо благое дело, например, покупку слухового аппарата глухому ребенку или новой стиральной машинки в дом престарелых. При этом используются самые разные способы привлечения внимания широкой общественности: концерты, встречи, индивидуальное общение, посты в социальных сетях.
  • Популяризация здорового способа жизни. Здесь основной упор делается на информирование молодежи о вреде табака, алкоголя и наркотиков. Часто это проводится ненавязчиво в интересной игровой форме (спортивные соревнования, выставки, конкурсы, походы).

Отдельно стоит выделить такое направление добровольческой деятельности, как участие в качестве помощника на крупных международных событиях, например, в недавних Зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году и Чемпионате мира по футболу в 2018 году. Для должной организации мероприятий проводился отбор и обучение волонтеров в специальных центрах по всей стране.

В итоге в Сочи трудилось около 25 тысяч добровольцев, а в 11 городах, принимавших мировой футбольный форум, еще 17,5 тысячи человек. В их задачи входила встреча гостей, помощь им в переводе, размещении и перемещениях по городу и стране, организация деятельности пунктов питания, фанзон, развлекательных площадок. Кроме того, они участвовали в красочных шоу открытия и закрытия мероприятий.

Как стать волонтером

Для помощи другим людям или продвижения каких-либо социально значимых идей (экологических, направленных на защиту животных или сбережение окружающей среды) нет необходимости специального обучения. Достаточно желания и знания основ той сферы, в которой будет осуществляться деятельность. Если доброволец не знает четко, с какой целью он организовывает мероприятия, то доверие к нему лично и волонтерству в целом будет подорвано.

Есть определенные условия и ограничения по возрасту. Так, дети до 14 лет могут выполнять задания только под присмотром взрослых и с согласия родителей. С 14 до 18 лет разрешается заниматься добровольной деятельностью лишь в том случае, если она не препятствует учебе и не вредит психическому и физическому здоровью ребенка.

Кроме того, чтобы не возникло проблем и недоразумений, каждый активист должен быть ответственным. Например, волонтеры, желающие перевозить грузы или пассажиров, обязаны иметь водительское удостоверение соответствующей категории и технически исправный автомобиль. Те, кто идет к пациентам лечебного учреждения или к детям, не должны болеть заразными заболеваниями и т. д.

Другой вариант – это предложить свои услуги некоммерческим структурам, которые занимаются благотворительностью. Чтобы не стать бесплатной рабочей силой у мошенников, лучше остановить свое внимание на известных организациях с хорошей репутацией: ООН, Российское общество Красного Креста, Армия спасения. Многие люди нуждаются в помощи, но не доверяют власти, поэтому человеку не из системы они могут довериться и принять от него такую необходимую поддержку.

Очень престижным считается стать волонтером ООН. Эта международная организация с 1970 года работает с добровольцами.

Одним из своих приоритетов она установила привлечение максимального количества людей из разных стран для безвозмездной деятельности во имя мира и развития, что утверждено в «Повестке дня до 2030 года». По состоянию на 2018 год в добровольческом движении задействовано более 1 миллиарда человек из 56 государств, при этом лишь каждый третий числится добровольцем официально, а остальные помогают неформально. Почти две трети из них – женщины. Особое внимание организацией уделяется проблемам неравенства, миграции, климатическим и демографическим изменениям, безработице среди молодежи.

Кому подходит

Быть волонтером может каждый, но для того чтобы проекты продвигались успешно, добровольцу желательно обладать определенными личными качествами:

  • коммуникабельность и умение убеждать собеседников;
  • способность понять проблемы человека и найти пути поддержки;
  • владение основами психологии;
  • сострадание и доброта;
  • готовность прийти на помощь, невзирая на социальный статус человека;
  • нестандартность мышления;
  • талант находить меценатов для решения важных проблем.

ООН предлагает добровольцам три вида проектов:

  • За рубежом. В основном это работа на 6–12 месяцев, возможно продление до 2 лет. Иногда требуются люди на краткосрочные проекты (до 3 месяцев). Кандидатов в международные проекты, как правило, отбирают по ряду критериев: возраст от 25 лет, высшее образование, хорошее знание английского, французского или испанского языка, готовность к жизни в сложных условиях и непривычной обстановке, организаторские способности.
  • Внутри своей страны. Срок такой службы может колебаться от 1–2 месяцев до 3–4 лет. Требования к волонтерам чуть проще: возраст от 22 лет (иногда достаточно достижения совершеннолетия), готовность к работе с людьми, знание родного языка и основ английского, диплом бакалавра.
  • Онлайн-волонтерство. Такой вариант подходит людям, которые не имеют времени или возможности путешествовать. Они могут переводить документы, размещать информацию в сети, консультировать, проводить исследования и опросы, заполнять базы данных и др. Этот вид деятельности не дает статуса официального добровольца, но работникам вручается Сертификат благодарности от ООН.

В первых двух случаях участники проектов приобретают статус официальных волонтеров. Им оплачивается проезд к месту работы, страховка, базовые расходы, ежегодный отпуск, по результатам деятельности могут выдать разовое финансовое вознаграждение.

Какая выгода от волонтерства

Понятно, что деятельность волонтера не приносит большой денежной прибыли. Но она все же может быть очень полезна для добровольца:

  • языковая практика при непосредственном общении с иностранцами;
  • интересные знакомства и новые друзья;
  • получение ценного жизненного опыта;
  • изучение быта и культуры других городов и стран;
  • преодоление собственных проблем и комплексов (неуверенность в себе, трудности в общении, стеснительность);
  • возможность творческой самореализации в разных сферах.

Кроме того, сертификаты международных благотворительных организаций и полученные в процессе деятельности навыки улучшают резюме добровольца и повышают его шансы при трудоустройстве, поступлении в университеты или при получении грантов. Во многих странах, таких как Австрия, Франция или Хорватия, учитывающие эти критерии работодатели и вузы стимулируются государством.

Перспективы волонтерства

В России еще не до конца преодолены стереотипы относительно безвозмездной общественно-полезной работы, граждане нередко считают, что таким образом пытаются закрыть государственные просчеты. Но ситуация быстро меняется, появляется все больше интересных волонтерских проектов, лидерами в этом являются Москва, Санкт-Петербург и крупные региональные центры, постепенно активизируется и провинция.

Алексей Кузнецов

Что попросят.
Для отказа должна быть веская причина. Или не веская, но не более 2-3 раз за определенный период (в зависимости от количества задач в день)
Объясняю.
Когда вы вступаете в какое-нибудь движение в качестве волонтера, вы сразу же занимаете в нем какую-то должность, которая имеет ряд обязанностей, которые, как не странно, нужно выполнять. Тоесть всё отличие в плане исполнительности от обычного сотрудника заключается в том, что вам не платят денег(по-другому мотивируют) и, в некоторых случаях, вы работаете не полный день.
Посмотрите на волонтеров на всяких олимпиадах и теннисных турнирах: если вы соглашаетесь быть помощником спортсмена и в ваши обязанности входит носить теннисный мячик, то вы не имеете права отказаться. Точнее, имеете, но вас уволят/выгонят.
Иногда, в организациях не сразу понятно что делать и возникает желание заняться самодеятельностью, или, что страшнее, возникает ощущение, что ты знаешь что делать лучше всех. Это должно пресекаться организацией на корню, т.к. такие волонтеры только отвлекают на себя ресурсы, или вообще вредят. Хороший волонтер в таком случае должен сам спрашивать, что ему делать, как помочь, чем помочь, что нужно, но таких людей (которые понимают зачем они здесь) мало.
Волонтера никто не заставляет вступать в организацию и «не получать денег за работу», но если он уже вступил, то он должен полностью разделять взгляды и цели организации и всячески способствовать их достижению, иначе просто смысла нет: вредить каким-то незнакомым людям с которыми нет ничего общего.
Думаю, из-за того, что мы это раньше не понимали, теперь в РТД образовалось 2400 человек, 2000 из которых на любую просьбу отвечают «я занят», «вы не правы», «это обезьянья работа», «а вы кто такие?» (и это только цензурные ответы), придется как-то чистить.
Конечно, нельзя винить только одних волонтеров, много недоработок всегда есть и со стороны организации: волонтеров нужно дополнительно мотивировать, напоминать о себе, рассказывать о прогрессе, хвалить…
Не идеальны обе стороны. Но мы (организация) работаем над «собой», а вот работают ли волонтеры? Ещё раз говорю, измениться просто: напишите нам, спросите, что делать, и, самое главное, сделайте.

Принят Государственной Думой 26 января 2018 года

Одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года

Статья 1

1) наименование изложить в следующей редакции:

«О благотворительной деятельности

и добровольчестве (волонтерстве)»;

2) статью 1 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.»;

3) в пункте 1 статьи 2:

а) абзац первый после слова «Благотворительная» дополнить словами «и добровольческая (волонтерская)»;

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

«содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;»;

в) абзац шестнадцатый после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

5) в статье 5:

а) часть первую после слова «добровольцы» дополнить словом «(волонтеры)», дополнить предложением следующего содержания: «Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.»;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.»;

в) часть пятую дополнить словом «(волонтеров)»;

г) дополнить частями шестой — восьмой следующего содержания:

«Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.»;

6) статью 71 признать утратившей силу;

7) в пункте 3 статьи 10 слова «в качестве добровольцев» заменить словами «на безвозмездной основе»;

8) в статье 15:

а) абзац шестой после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

б) абзац десятый дополнить словом «(волонтеров)»;

9) дополнить разделом III1 следующего содержания:

«Раздел III1. Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 171. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.

Статья 172. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 173. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

1. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Статья 174. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 175. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.»;

10) пункт 7 статьи 19 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статья 2

1) в подпункте 8 пункта 1 слова «содействия благотворительности и добровольчества» заменить словами «организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)»;

2) подпункт 1 пункта 3 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

3) пункт 121 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статья 3

Статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить пунктами 4 — 6 следующего содержания:

«4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.

Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.».

Статья 4

Статья 5

«91) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);».

Статья 6

1) пункт 25 части 1 статьи 15 дополнить словом «(волонтерству)»;

2) пункт 33 части 1 статьи 16 дополнить словом «(волонтерству)»;

3) пункт 11 части 1 статьи 162 дополнить словом «(волонтерства)».

Статья 7

1) в пункте 31 статьи 2 слово «волонтеры» заменить словами «добровольцы (волонтеры)»;

2) в статье 20:

а) в части 11 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)»;

3) в части 4 статьи 313 слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)».

Статья 8

Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257; 2017, N 47, ст. 6850) после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статья 9

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 6998) признать утратившим силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *