Возбуждение дела в отношении неустановленного лица

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 28-П часть 1 статьи 214 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в ней положение во взаимосвязи с пунктом 3 части второй статьи 133 настоящего Кодекса позволяет прокурору в течение неопределенного срока отменять вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования без предоставления лицу, в отношении которого оно вынесено, — при сохранении баланса публично- и частноправовых интересов — эффективных гарантий защиты, включая судебную, от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования

Впредь до внесения в настоящий Кодекс изменений, вытекающих из названного Постановления, отмена или изменение в обычном порядке постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования по основаниям, влекущим ухудшение положения реабилитированного лица, допускается в срок, не превышающий одного года со дня его вынесения; по прошествии года постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования может быть отменено только судом по заявлению прокурора по правилам статьи 165 настоящего Кодекса или потерпевшего — по правилам статьи 125 настоящего Кодекса с обязательным предоставлением лицу, уголовное преследование которого было прекращено, и (или) его представителю возможности участия в судебном заседании

Уголовное дело открывается в том случае, если за гражданином или группой лиц замечены любые противозаконные деяния. Начинается расследование, на подозреваемого накладывается арест, подписка о не выезде или другая мера пресечения. Логическим завершением является раскрытие преступления, обвиняемому назначается наказание.

Но в некоторых случаях дело закрывается, преследование обвиняемого прекращается.

Прекращение расследования уголовного дела – что это

Под понятием полного прекращения разбирательства, согласно законодательству, подразумевается практикуемая форма полного закрытия развития заранее организованного расследования. Согласно современной уголовной практике, данное явление является достаточно распространенным.

Существует несколько важных характерных для закрытия дела признаков:

  1. Процесс, связанный с полным прекращением уголовных дел, от начала и до конца производится исключительно должностным лицом.
  2. Без завершения уголовного разбирательства и расследования не может быть начат процесс судопроизводства.
  3. Для каждого лица, которое принимает участие в уголовном расследовании, реализуются свои индивидуальные последствия.
  4. После завершения любого дела полностью прекращается ведение процессуальных документов.

Человек, в отношении которого прекращается уголовное дело, получает от должностного лица соответствующее уведомление. Это и есть постановление о производимом на официальном уровне прекращении уголовного дела.

Постановление, фиксирующее остановку следствия, оформляется и выдается на основании определенных факторов. В первую очередь это предшествующие разбирательствам в суде реальные мероприятия. Они должны быть предусмотрены актуальным положением конституционных прав.

Чтобы добиться официального прекращения дела, должны быть полноценно выяснены все сопутствующие обстоятельства, при которых началось следствие.

Оценка должна осуществляться исключительно всесторонне и полно. Чтобы уголовное дело было закрыто до судебного разбирательства, в распоряжении сторон должны быть все фактические и официальные правовые основания.

Основания для прекращения уголовного дела

Постановление о прекращении уголовного дела — юридическая форма завершения следственного процесса с определенными правовыми последствиями. В первую очередь они касаются обвиняемого: снятие подписки о не выезде, освобождение из-под стражи и т. д. За закрытием дела следует отмена преследования подозреваемого.

Закон предусматривает следующие основания:

  • Отсутствие события преступления — не случилось происшествие, ставшее поводом к возбуждению уголовного дела. К примеру, бабушка написала заявление о пропаже «гробовых» денег, обвиняя недобросовестного социального работника. Выяснилось, что старушка страдает расстройством памяти, а деньги она просто перепрятала в другое место.
  • Отсутствие состава преступления — не обнаружено признаков противозаконного деяния. Пример: гражданин выпал из окна многоэтажки. Первая версия — ему «помогли». Выяснилось, что погибший находился в квартире один, следов борьбы на теле не обнаружено.

Материалы уголовного дела

  • Истечение срока давности — для разных правонарушений существует определенный период, по истечении которого обвиняемый прощается автоматически, в соответствии с законодательством. Но это в том случае, если следствию за это время не удалось доказать вину — не было весомых доказательств или работал хороший адвокат. Для каждого преступления подразумевается своя давность: 2 года и 6 лет для преступлений небольшой и средней тяжести. Подозреваемым в тяжелом преступлении необходимо «продержаться» 9 лет. Обвинение в особо тяжком преступлении снимается через 15 лет.
  • Смерть обвиняемого.
  • Амнистия (подробности в ст. 27 УК). Под нее попадают в основном женщины, пенсионеры, несовершеннолетние граждане, ранее не судимые лица. По амнистии может отменяться обвинение в случае ДТП, если доказано, что у водителя не было технической возможности избежать аварии.
  • Примирение сторон — конфликт с пострадавшей стороной решается полюбовно. Но обвиняемый должен выплатить компенсацию истцу за причиненный ущерб (ст. 76 УК). Как выплачивать и в каком эквиваленте — решается в индивидуальном порядке в зависимости от конкретной ситуации.
  • Раскаяние — обвиняемый по собственной инициативе явился с повинной, дал показания, помогал правоохранительным органам в раскрытии преступления. Ответчик обязан возместить нанесенный своими деяниями ущерб. Главное условие для применения этого основания — преступление легкой или средней тяжести с наказанием не более 5 лет.

Важно! Понимая, что есть все основания для прекращения дела, некоторые следователи начинают давить на жертву, требуя сознаться в содеянном. Нельзя поддаваться на провокации, со стороны представителя правоохранительных органов это противозаконно.

Не всегда получается закрыть дело по примирению сторон. Причиной является степень тяжести преступления, которая не вписывается в данный пункт законодательства. Выход — воспользоваться услугами грамотного адвоката, он поможет переквалифицировать статью, снизив ее «тяжесть».

Кто имеет право принимать решение о прекращении

Поспособствовать закрытию дела и снятию обвинения уполномочен следователь, руководящий процессом. Он издает постановление о прекращении дела, которое помогает приостановить процесс. Заполнить бланк нужно с полной информацией об ответчике, характере преступления. Четко формулируется основание для прекращения процесса.

Следователь

Ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторонДокумент отправляется в прокуратуру. Как дальше сложится судьба обвиняемого, зависит от прокурора: он либо примет постановление, либо отменит.

Обратите внимание! Судебное производство в России имеет одну особенность — вышестоящие инстанции требуют от следователя большого количества раскрытых преступлений, нормативы регулярно растут. Им невыгодно приостановление дела, тем более малая часть граждан знает права и законы. Для сворачивания процесса понадобится ходатайство опытного адвоката.

Бывает, в ходе следственного процесса фигурируют несколько обвиняемых, а прекращение дела возможно лишь в отношении одного участника. С гражданина снимается обвинение, он автоматически переходит в категорию свидетелей. Дело рассматривается дальше с участием оставшихся лиц.

Процесс может быть прекращен, если обвиняемый имеет хорошую характеристику и впервые привлекается за совершение легкого преступления. Здесь требуется участие прокурора, следователя и суда.

Роль прокуратуры

Прокурор — лицо, осуществляющее координацию деятельности правоохранителей в соответствии с законом о прокуратуре нашего государства.

Так, при изучении уголовного дела он обращает внимание на постановление о прекращении уголовного преследования, проверяя его законность, обоснованность и допустимость в отношении конкретного случая. При несогласии с актом прокурор имеет право его отменить и направить на дополнительное расследование в случаях, предусмотренных законом.

Если есть основания для возобновления уголовного дела, его необходимо незамедлительно принять к производству. Такое решение принимается путем составления рапорта следователя или дознавателя. После чего выносится ходатайство о продлении срока предварительного следствия, и действия по расследованию продолжаются.

Правила оформления и составления

Постановление представляет собой формальный и письменный документ. К его составлению нужно подходить максимально внимательно и ответственно. Пристальное внимание нужно уделять таким важным моментам, как:

  • Инициалы лиц, в отношении которых был оформлен документ;
  • Даты;
  • Нормативные статьи, которые используются в процессе составления бумаги.

В процессе составления постановления важно помнить самые основные правила делопроизводства. В обязательном порядке проставляется точная дата, причем не только цифрами, но также прописью.

После составления бумаги, руководящее лицо обязательно оповещает всех без исключения лиц, гражданские права которых были затронуты нарушением закона.

После этого акт пересылается через обычную почту получателю с обязательным обратным уведомлением. Это необходимо для эффективного отслеживания точной даты получения.

Кто составляет и утверждает документ

Составляют и подписывают документ обычно совершенно разные люди:

  1. Подтверждать написанное должен руководитель ведущего следственного органа.
  2. Подготавливает и составляет бумагу сотрудники уголовного розыска, который проводил расследование. Только этот человек отлично знает все мелочи и важные нюансы разбирательства.

На составление документа не тратится много времени. Существует единая форма бумаги, которая различается только информационным содержанием.

Руководитель, который утверждает документ, обязательно проверяет его на предмет отсутствия ошибок.

При обнаружении недочетов документ возвращается составителю на доработку. После внесения доработок, бумага предоставляется начальнику повторно. Если пропустить ошибку и отправить документ прокурору, он может вернуть бумагу обратно без разбирательства. Все это существенно замедлит дело, связанное с полным официальным завершением уголовного дела.

Ошибки в тексте документа

Следователь выносит постановление о прекращении уголовного преследования. Заполненный бланк довольно часто имеет много ошибок. Они подразделяются на две группы: смысловые и грамматические. Если руководитель не обратил внимания на текст и удостоверил своей подписью акт, нахождением ошибок займется сотрудник прокуратуры, который вправе отменить постановление и передать для доработки бланк.

Во всех государственных учреждениях, которые занимаются расследованием, есть заполненный образец постановления о прекращении уголовного дела. Однако шапка акта разнится, так как дознание принимается за преступления небольшой и средней тяжести, а следственный комитет — за тяжкие и особо тяжкие дела.

В случае неправильного составления бланка адвокат потерпевшего может оспорить постановление и подать иск для восстановления прав и интересов. Обычно это происходит в порядке гражданского судопроизводства, и иск регистрируется в формате заявления о возмещении вреда. Такие дела основаны на выплатах денежных средств. В случае если адвокат находит новые или вновь открывшиеся обстоятельства по делу, он ходатайствует о возобновлении производства.

Кроме того, вышеописанный акт можно обжаловать в прокуратуре или в судебном порядке. Прокурор рассматривает жалобу в трехдневный срок, а суд — в течение пяти дней. Если представитель обвинения продлевает срок рассмотрения жалобы, суд может принять ее к рассмотрению, вернуть для исправления и доработки или отказаться от принятия.

В любом случае следует сделать две копии документов, чтобы суд смог вернуть зарегистрированный вариант заявителю или адвокату с датой принятия. Таким образом, постановление о прекращении уголовного дела, образец которого представлен в статье, можно обжаловать.

Основания для оформления

Постановление о полном прекращении преследования, оформляется и предоставляется на базе определенных обстоятельств. Они предусмотрены в актуальных законодательных правилах. Кроме одного главного основания по прекращению ранее оформленного уголовного дела, которым является оправдание виновного, существует несколько иных важных причин:

  1. Отсутствие основного факта нарушения закона.
  2. Нет возможности определить реальный состав преступных действий.
  3. Непричастность физического лица к зафиксированному правонарушению.
  4. Случаи, в которых нет возможности собрать дополнительные обстоятельства и факты преступления.
  5. Полное освобождение на условиях, которые предусмотрены определенными положениями современного законодательства. Данное правило «работает» исключительно при установлении причастности человека к преступному деянию.

Закрытие уголовного дела должно сопровождаться не только специальным постановлением, но также выполнением определенных действий и мероприятий.

Возможность обжалования документа

Акт по завершению уголовного дела при необходимости можно обжаловать в прокуратуре, а также в судебном порядке. Если жалоба попадает во внимание прокурору, она будет рассмотрена в трехдневный срок, если бумагу получает суд, на рассмотрение уйдет около пяти дней.

Если обвинительная сторона продлевает время рассмотрения жалобы, суд обязательно примет ее к рассмотрению. При наличии определенных ошибок документ будет возвращен на доработку для исправления.

В особо сложных случаях официальные лица могут полностью отказаться от принятия. Именно на случай возможного возврата нужно делать две копии документов. В подобной ситуации суд сможет вернуть один из зарегистрированного варианта заявителю или адвокату.

Кто может обжаловать постановление

Постановление об отказе в возбуждении уголовного делаПостановление об остановке процесса может быть обжаловано. В УК РФ не установлен конкретный срок для подачи жалобы — она может поступить как через неделю, так и спустя несколько месяцев (но не позднее истечения срока давности нарушения). Обжаловать постановление вправе сам потерпевший или другие заинтересованные участники процесса.

Причины обжалования:

  • появились новые доказательства и материалы не в пользу обвиняемого;
  • недостаточно проведенное расследование;
  • отсутствие законного основания для сворачивания процесса;
  • некорректные выводы следователя, приведшие к закрытию дела;
  • потерпевшая сторона требует дополнительного расследования.

Направляется жалоба в суд или прокуратуру, там ее обязаны рассмотреть в течение 3 дней. Если прокурор нуждается в дополнительных материалах, ему отводится 10 дней на принятие решения. Оно может быть положительным или отрицательным, в некоторых случаях жалоба принимается частично. Прокурор по истечении указанного периода должен сообщить заявителю результат, независимо от того, какой вердикт вынесен. Также оповещается обвиняемый, его адвокат и другие фигуранты данного процесса.

Рассмотрение жалобы проходит на открытом судебном заседании. Там присутствует заявитель или его законный представитель, защита и другие заинтересованные лица. Неявка кого-либо из участников не является препятствием к проведению заседания. Если в процессе разбирательства нарушения не найдены, прекращение дела остается в силе.

Внимание! Отменить постановление уполномочен только прокурор.

Если принято решение об отмене постановления и возобновлении уголовного дела, прокурор должен выбрать следователя, который в дальнейшем будет руководить процессом. Помимо потерпевшей стороны в известность о продолжении следственного процесса ставится обвиняемый и его защита.

В России прекращение уголовного дела — явление редкое. Отменять обвинение путем закрытия дела в первую очередь уполномочены следователи. Но они редко идут на это по личной инициативе, стараясь довести процесс до конца и поднять себе рейтинг, поэтому обязательно нужен хороший адвокат.

Способы завершения предварительного расследования

Завершение предварительного расследования за многолетнюю практику имело только три различных формы:

  • Оформляется обвинительное заключение, и процедура предварительного расследования завершается в ситуациях, когда в ходе предварительного расследования уполномоченным сотрудникам удалось собрать и изучить подробно доказательства, количество которых можно считать достаточным для определения реальной виновности. Также обязательным считается отсутствие реального основания для завершения уголовного процесса. После этого все документы должны направляться в органы прокуратуры.
  • При наличии реальных оснований любой уголовный процесс может быть завершен по инициативе следователя, прокурора или дознавателя.
  • По вопросам в отношении действий невменяемых и граждан, у которых стали развиваться серьезные расстройства психики после того, как они совершили преступление должна предусматриваться специальная форма завершения предварительного расследования. Это необходимо потому, что возможность назначения наказания лицам с диагностированными расстройствами психики отсутствует. Следователем в подобных ситуациях может быть предоставлено направление в судебную инстанцию для присуждения принудительной меры профессионального лечебного характера.

Все вышеперечисленные итоговые решения на этапах предварительного расследования следует отличать от фактически промежуточных.

Соответственно, к промежуточным могут относиться:

  • Приостановление на определенное время уголовного производства.
  • Перевод рассматриваемого дела в соответствии с фактической подследственностью в другую инстанцию.
  • Завершение уголовного преследования без остановки непосредственно самого дела.

Подобные действия не имеют отношения к завершению предварительного расследования.

После принятия основных положений УПК РФ законодательная база устанавливает четкие разграничения между полным прекращением и частичной остановкой процесса. Уже утверждены новые основания для возможности прекращения запущенного уголовного производства.

Четко сформулирована последовательность обжалования и изучения сотрудниками судебных инстанций жалоб на конкретное постановление об остановке процесса. Однако, если учитывать рекомендации действующих специалистов, сформированная система реальных оснований для завершения рассматриваемых дел считается условной и по факту не завершена.

Подводя итоги

  1. Прекращение уголовного дела — это практикуемая форма завершения развития предварительно организованного расследования.
  2. Основания для выдачи документа — отсутствие состава преступления, примирение сторон, отсутствие доказательств нарушения закона.
  3. Содержание документа — сведения о лицах участвующих в деле, собранные доказательства, результаты расследования, основания для завершения уголовного дела.
  4. Важно строго соблюдать правила и условия оформления документа.
  5. Постановление по завершению уголовного преследования при необходимости можно оспорить.

Пункт 55 ст. 5 УПК РФ определяет уголовное преследование как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Согласно 2 ст. 21 УПК РФ, в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления и изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом, на основании чего ч. 2 ст. 16 УПК РФ обязывает правоприменителей не только разъяснять подозреваемому и обвиняемому их права, но и обеспечивать им возможность защищаться всеми не запрещёнными законом способами и средствами.

Казалось бы, всё понятно и логично, однако сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что органы дознания и предварительного следствия не выполняют вышеуказанные обязанности, а значит нарушают п. 2 ст. 45 Конституции РФ и приведённые нормы УПК РФ. Они не только не представляют лицу, в отношении которого осуществляется уголовное преследование возможности на самозащиту и защиту его прав и свобод всеми способами и средствами, не запрещёнными законом, но и целенаправленно препятствуют ему в реализации им своих конституционных и процессуальных прав на это. Фактически, в отношении такого заподозренного лица, не являющегося по делу подозреваемым или обвиняемым, ведётся скрытое уголовное преследование, под которым следует понимать процессуальную деятельность, осуществляемую в целях изобличения заподозренного лица в совершении преступления, направленную на воспрепятствование ему в реальной реализации своего права на самозащиту и защиту от первично возникших подозрений.

Для практического осуществления таких уголовных преследований необходимы определённые условия, которые намеренно создаются дознавателями или следователями путём принятия одного процессуального решения и выполнения одного следственного действия, а именно:

1) возбуждения уголовного дела в отношении неустановленного лица, которое на момент его возбуждения было фактически установлено;

2) допроса заподозренного лица в качестве свидетеля, с последующим его «удержанием» в таком процессуальном статусе в течение почти всего хода расследования.

Такое процессуальное сочетание решения и действия по очевидному преступлению, совершённому лицом, которое было установлено ещё в ходе доследственной проверки – есть базовое условие практического осуществления скрытых уголовных преследований в отношении различных заподозренных лиц, в том числе и предпринимателей.

В последние годы уголовные дела по преступлениям против собственности и в сфере экономической деятельности, как правило, возбуждаются в отношении неустановленных

лиц. В связи с этим, возникает закономерный вопрос, для чего правоохранители, в выносимых постановлениях о возбуждении уголовных дел по очевидным преступлениям, по которым лица, их совершившие, установлены при проведении доследственных проверок, заведомо ложно указывают признак неочевидности, излагая обстоятельства преступления так, будто бы они были совершены неизвестными, неустановленными лицами. Некоторые юристы, такие действия вообще не считают нарушением УПК РФ, другие объясняют их не влияющим на ход и результаты расследования дела стремлением правоохранителей таким образом «повысить процент раскрываемости» по расследуемым уголовным делам.

Полагаю, что такие решения принимаются дознавателями и следователями для того, чтобы в дальнейшем заподозренное ими лицо, допросить по делу в качестве свидетеля и впоследствии «удерживать» его в таком процессуальном статусе вплоть до окончания расследования уголовного дела, чтобы затем «комфортно» и незаконно осуществлять его скрытое уголовное преследование.

Возбуждение в отношении неустановленных лиц уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159-159.6, 160 и большинства статей главы 22 УК РФ, может обоснованно указывать на незаконность вынесения таких постановлений в связи с тем, что всесторонне, полно и объективно установить наличие умысла на совершение этих преступлений у неизвестных, неустановленных лиц, просто невозможно. В частности, в действиях неустановленных лиц невозможно установить признаки мошеннического хищения финансовых средств при неисполнении ими государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам проведённых торгов потому, что неизвестные, неустановленные следствием лица такие контракты не подписывают и к торгам (закупкам) не допускаются. Организация проведения всех видов государственных и муниципальных закупок законодательством: предыдущим (94-ФЗ) и действующим (44-ФЗ), так подробно регламентирована по хронологии действий и персоналиям их участников, что полностью исключает участие в них любых неустановленных лиц.

Когда следователь, в постановлении о возбуждении такого уголовного дела по ст. 159 УК РФ, в его устанавливающей части указывает, что при таких обстоятельствах неустановленные лица похитили бюджетные средства, то он в этом откровенно лукавит, грубо искажает реальную действительность, подменяя её мнимой, а кроме того, грубо нарушает ч. 2 ст. 21 УПК РФ. Если следователь в постановлении о возбуждении уголовного дела указал о том, что он установил факт такого хищения неизвестными, неустановленными лицами в сфере закупок, то тогда получается, что государственные или муниципальные заказчики допустили к процедурам закупок неизвестных, неустановленных участников и состоявшиеся торги необходимо признавать незаконными и их отменять. Как только начинаешь с этим предметно заниматься, то сразу же выясняется, что следователь в текст такого постановления о возбуждении уголовного дела, внёс заведомо недостоверную, не соответствующую действительности информацию о неустановленных лицах. В каждом случае вот такого вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, надзирающий прокурор обязан именно так оценивать такие постановления и незамедлительно отменять их как незаконные и необоснованные, с обязательным привлечением их авторов к строгой ответственности. Как только это реально будет делаться прокурорами, такие постановления мгновенно исчезнут.

Только стремлением к созданию нужных условий для дальнейшего осуществления незаконных уголовных преследований заподозренных лиц можно объяснить, например, возбуждение уголовных дел в отношении неустановленных лиц по ст. 170.1 УК РФ, так как не установить лиц, представивших в регистрационный орган заведомо ложные данные для внесения изменений в ЕГРЮЛ физически невозможно, потому что от таких лиц никакие сведения для их государственной регистрации вообще не принимаются.

Возбудив уголовное дело в отношении неустановленных лиц, дознаватель или следователь допрашивает заподозренное лицо в качестве свидетеля и на этом процесс создания условий для дальнейшего осуществления незаконного скрытого уголовного преследования этого лица завершается. Правоохранители полагают, что они уже не обязаны обеспечивать заподозренному лицу возможность защищаться от подозрений в совершении преступления всеми способами и средствами, не запрещёнными законом, потому что оно по делу является свидетелем, а не подозреваемым и обвиняемым. Таким процессуальным манёвром они, при отсутствии надлежащего прокурорского надзора, «освобождают» себя от исполнения обязанностей, установленных вышеуказанными нормами Конституции РФ и УПК РФ. Посредством применённой процессуальной технологии, заподозренное лицо, фактически являющееся подозреваемым, искусственно, формально и только временно становится по делу свидетелем.

Поскольку такое лицо «числится» по делу свидетелем, то оно предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний. Оно не имеет право заявлять по делу многие ходатайства, в том числе о допросах лиц, давших против него показания, подавать многие жалобы, в т. ч. в суд и другие. В таких случаях, этот «свидетель» почти полностью лишается всех имеющихся у него прав на самозащиту и защиту, при том, что в отношении него, скрыто осуществляется полноценное уголовное преследование. В дальнейшем, для такого свидетеля всё это заканчивается предъявлением обвинения на самых поздних стадиях расследования уголовного дела с тем, чтобы вступивший в дело адвокат не имел достаточного времени на осуществление эффективной защиты этого лица. Именно так, в отношении свидетелей осуществляются скрытые уголовные преследования.

Таким образом, незаконная правоприменительная практика осуществления в отношении свидетелей скрытых уголовных преследований, главным образом, направлена на достижение правоохранителями следующие тактических целей и задач расследования уголовных дел:

· лишить их конституционного и процессуального права не свидетельствовать против себя и своих близких родственников;

· добиться от них любой ценой признательных или «нужных» показаний, в том числе посредством вынужденного самоизобличения и самооговора;

· лишить их возможности и желания осуществлять свою эффективную самозащиту и защиту с помощью приглашённого адвоката.

При такой правоприменительной практике, наиболее бесправными оказываются предприниматели и руководители субъектов хозяйственной деятельности, которых правоохранители реально вынуждают к самоизобличению. Следователи и дознаватели, на основании п. 4 ст. 13 Федерального закона «О полиции» или п. 8 Положения «О Следственном комитете РФ» направляют вышеуказанным лицам запросы о представлении различных предметов, документов или материалов, необходимых им для доказывания их же виновности в совершении преступления, которые они обязаны исполнить и реально исполняют даже тогда, когда являются по делу подозреваемыми или обвиняемыми. Такие действия правоохранителей указывают на то, что они незаконно, в нарушение ст. 14 УПК РФ «перекладывают» бремя доказывания на лиц, привлекаемых ими к уголовной ответственности, что является недопустимым.

Более того, эта практика, соединённая с другой незаконной правоприменительной практикой безучётного изъятия бухгалтерских и иных документов, реально препятствует юридическим лицам в исполнении ими федерального законодательства.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учёте», обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ и отраслевыми стандартами. Таким законодательством являются:

1. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённое приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. № 34н (в ред. от 29.03.2017г. № 47н), пункт 27 которого обязывает все экономические субъекты, действующие на территории РФ, к обязательному проведению инвентаризации в случаях выявления фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

2. Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, утверждённые приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001г. № 119н (в ред. от 24.10.2016г. № 191н), пункт 22 которого предписывает обязательное проведение инвентаризации в аналогичных случаях.

При привлечении к уголовной ответственности руководителя или бухгалтера любой коммерческой или некоммерческой организации за хищения денежных средств или иного имущества в этой организации, в ней, в соответствии с вышеуказанным законодательством, обязательно должна быть проведена инвентаризация всего имущества и финансовых обязательств, однако эти требования закона очень часто не выполняются по следующим основным причинам:

1) многие дознаватели и следователи – не инициируют их проведение потому, что не знают о таких требованиях закона и не руководствуются ими в своей деятельности;

2) организации, предприятия и учреждения – их не проводят потому, что уже не имеют в своём распоряжении первичные учётные (бухгалтерские) документы или их копии по причине того, что они ранее были безучётно у них изъяты правоохранителями.

Несмотря на официальные разъяснения о недопустимости указанной практики, содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда РФ от 27.06.2000г. № 11-П, Верховного Суда РФ от 31.10.1995г. № 8 и от 30.06.2015г. № 29, она до настоящего времени осуществляется.

Поскольку, за десятилетия такую практику одними только средствами официального толкования законодательства искоренить не удалось, предлагаю данную проблему решить следующими мерами законодательного характера:

· ввести в УПК РФ нового участника уголовного судопроизводства – заподозренного свидетеля. То есть сделать примерно то, что уже давно действует в уголовно-процессуальном судопроизводстве Франции, Литвы, Казахстана и других стран;

· расширить полномочия адвокатов, наделив их правом осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов заподозренных свидетелей (свидетелей, имеющих право на защиту);

· внести некоторые изменения в УПК РФ;

· восстановить в полном объёме прежние надзорные полномочия прокуроров.

В этих целях, предлагаю внести в УПК РФ следующие изменения и дополнения:

1) изменить название ст. 16 УПК РФ, изложив его в следующей редакции: «Обеспечение заподозренному лицу, подозреваемому и обвиняемому права на защиту»;

2) части 1 и 2 ст. 16 УПК РФ, перед словом «подозреваемому», дополнить следующими словами: «заподозренному свидетелю,»;

3) часть 3 ст. 16 УПК РФ дополнить нормой следующего содержания: Заподозренный свидетель, подозреваемый и обвиняемый не должны принуждаться к даче показаний, представлению дознавателю, следователю и прокурору каких-либо предметов, документов и материалов, за исключением документов, удостоверяющих его личность, а также к оказанию им какого-либо содействия в раскрытии преступлений и в расследовании уголовных дел.»;

4) часть 1 ст. 49 изложить в следующей редакции: «Защитник – лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов заподозренных свидетелей, подозреваемых и обвиняемых, и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу»;

5) дополнить УПК РФ статьёй 56.1 «Заподозренный свидетель» следующего содержания:

1. «В случае, если на лицо в заявлении или любом ином сообщении о преступлении указано, как на лицо, его совершившее или причастное к его совершению, либо об этом даны показания другим участником уголовного судопроизводства, но в отношении него не возбуждено уголовное дело, оно не задержано по подозрению в его совершении и к нему не применена мера пресечения до предъявления обвинения, оно приобретает статус заподозренного свидетеля с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в материалах которого оно указано, путём вынесения отдельного постановления о признании его в качестве такового.

2. Заподозренный свидетель вправе пользоваться всеми правами свидетеля и имеет следующие дополнительные права:

— самостоятельно или через третьих лиц пригласить адвоката;

— давать показания в присутствии приглашённого им адвоката, участвующего в качестве защитника до начала его допроса;

— знакомиться с документами, указанными в части первой настоящей статьи, за исключением материалов оперативно-розыскной деятельности;

— знакомиться со всеми протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, представлять доказательства;

— заявлять отводы;

— на очную ставку с теми лицами, кто свидетельствует против него;

— давать показания собственноручно;

— приносить жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя и прокурора.

3. Заподозренный свидетель обязан:

— являться по вызовам органа дознания предварительного следствия и прокурора;

— соблюдать установленный порядок при производстве следственных действий.

4. Заподозренный свидетель не может быть подвергнут судебной экспертизе или освидетельствован, за исключением случаев, установленных ч. 1 ст. 179 УПК РФ.

5. Заподозренный свидетель не может быть привлечён к ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний в соответствии со ст. ст. 307, 308 УК РФ.

6. За разглашение данных предварительного следствия заподозренный свидетель, несёт ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ».

7. Статус заподозренного свидетеля прекращается с момента вынесения об этом отдельного постановления и после получения под роспись его копии таким лицом.

6) дополнить ст. 146 УПК РФ частью 6, следующего содержания: «Если при рассмотрении сообщения о преступлении получены сведения о причастности к его совершению конкретного лица, но отсутствуют основания для его задержания в качестве подозреваемого или для избрания в отношении него меры пресечения до предъявления ему обвинения, в порядке статьи 100 настоящего Кодекса, оно должно быть признано заподозренным свидетелем с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в материалах которого оно указано. Постановление о признании такого лица заподозренным свидетелем выносится сразу же после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Копия постановления незамедлительно представляется под роспись заподозренному лицу и прокурору.

В результате предлагаемых мер, правоохранительные органы получат необходимые основания для законного осуществления уголовных преследований всех заподозренных ими лиц, а сами эти лица — все предоставленные им Конституцией РФ и УПК РФ, способы и средства эффективной правовой защиты от этих подозрений. При реализации этих мер незаконная правоприменительная практика осуществления в отношении свидетелей скрытых уголовных преследований окажется для правоохранителей не нужной, а для предпринимателей, ставших участниками уголовного судопроизводства, не потребуется устанавливать какие-то особые, «сословные» привилегии, устанавливающие неравенство всех перед законом и судом, противоречащие п. 1 ст. 19 Конституции РФ.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *