Возникновение права на землю

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. Права на земельные участки, а также сделки с земельными участками подлежат государственной регистрации.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и приобретать участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Право собственности на землю

В государственной, муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, приобретенный гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на таком праве после введения в действие ЗК РФ не допускается.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – религиозным организациям.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?;

Основания возникновения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого права. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи (имущества), которая может быть собственностью данного лица, выражение его воли иметь в собственности эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (ст. 218 ГК РФ). 

Способы возникновения права собственности принято разделять на первоначальные и производные.

Первоначальные способы характеризуются тем, что право собственности возникает (устанавливается) либо впервые, либо независимо от воли прежнего собственника. К ним относятся следующие основания:

1. Приобретение права собственности на вновь созданную вещь. Вновь создаваемое недвижимое имущество (ст. 219 ГК РФ).

2. Приобретение права собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества.

3. Приобретение права собственности в результате переработки

если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь приобретается собственником материалов;
если стоимость переработки вещи значительно превышает стоимость материалов, то собственником является переработчик, если он действовал добросовестно и осуществлял эту работу для себя (ст. 220 ГК РФ).
4. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (сбор ягод, лов рыбы и др.) (ст. 221 ГК РФ).

5. Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество (вещи, от которых собственник отказался, находка, безнадзорные животные, клад) (ст. 225 – 235 ГК РФ).

6. Приобретение права собственности в результате приобретательной давности: если лицо не является собственником, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет имуществом как своим (недвижимым – в течение 15 лет, иным – в течение 5 лет). До истечения указанных сроков это лицо пользуется защитой своего владения от всех иных лиц (ст. 231 ГК РФ).

7. Приобретение права собственности на самовольную постройку может быть признано судом, если участок в установленном порядке будет предоставлен под возведенную постройку (ст. 222 ГК РФ).

Производными признаются основания, связанные с переходом вещи (имущества) из собственности одного субъекта к другому, на основе правопреемства или волеизъявления предшествующего собственника, являясь результатом договора, односторонней сделкой.

К ним относятся следующие основания:

Приобретение права собственности по договору купли-продажи, мены, дарения или в результате иной сделки об отчуждении имущества.
Приобретение права собственности на имущество юридического лица при его реорганизации.
Наследование по завещанию или закону1.
Приобретение права собственности членом жилищного, гаражного или иного потребительского кооператива на соответствующее помещение после внесения всей суммы паевого взноса.
4.3. Прекращение права собственности

Основания прекращения права собственности можно разделить на следующие виды (ст. 235 ГК РФ):

1) прекращение права собственности по воле собственника путем передачи этого права другим лицам (по договорам купли-продажи, поставки, дарения и др.) либо путем отказа от права собственности. До приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Это означает возможность не только возврата данной вещи прежнему собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возложения на него ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами, например, старый холодильник, машина);

2) прекращение права собственности в результате событий: смерти собственника, гибели или уничтожения имущества вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других непредвиденных обстоятельств;

В случае гибели вещи подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей-либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит на самом собственнике. Если же вещь уничтожена по вине иных (третьих) лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда;

3) прекращение права собственности вследствие принудительного изъятия у собственника имущества производится по конкретным основаниям, которые предусмотрены законодательством.

Возникновение права собственности на земельный участок

При этом перечень таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным законом. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.

Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т. е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей). Сюда относятся:

отчуждение имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе;

отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка;

выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними;

реквизиция;

выплата компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле;

приобретение права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания иди сооружения, находящихся на чужом земельном участке;

выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда;

изъятие у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением им предписаний законодательства;

продажа с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения;

национализация имущества собственников в силу принятия специального закона.

Закон допускает безвозмездное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества помимо его воли, при обращении взыскания на имущество собственника по его обязательствам путем конфискации имущества.

Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества. Она распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, т. е. предназначена лишь для публичных, а не частных собственников, и уже в силу этого не может рассматриваться в качестве общего основания прекращения права собственности. Вместе с тем она всегда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Наконец, она может производиться только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским законодательством.
 

 

Страница 2 из 5

Основания приобретения права частной собственности на землю

Статья 8 Гражданского кодекса РФ содержит перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, многие из которых являются основаниями приобретения пра­ва частной собственности на землю. К ним относятся:

  • договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотрен­ные законом, но не противоречащие ему;
  • акты государственных органов и органов местного само­управления, которые предусмотрены законом в качестве ос­нования возникновения гражданских прав и обязанностей;
  • судебные решения, установившие гражданские права и обязанности (в том числе право частной собственности на землю);
  • приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом;
  • иные действия граждан и юридических лиц;
  • события, с которыми закон или иной правовой акт свя­зывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земель­ные участки, в том числе и право частной собственности на землю, возникают по основаниям, установленным граждан­ским законодательством, федеральными законами, и подле­жат государственной регистрации в соответствии с Федераль­ным законом «О государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним». Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с мо­мента регистрации соответствующих прав на него, если иное
не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

Статья 25 (п. 3) Земельного кодекса РФ содержит также принципиальное положение, согласно которому не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализа­ции земельных участков.

Выделяют следующие основания приобретения права собственности на земельные участки1:

а) приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строе­ние, сооружение, находящиеся на этом участке;

б)   приобретение права собственности на земельный уча­сток, находящийся в государственной или муниципаль­ной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости;

в)   приватизация земельного участка при приватизации на­ходящихся на нем объектов недвижимости;

г)   приватизация земельных участков землепользователями (п. 5 ст. 20 ЗК РФ), землевладельцами (п. 3 ст. 21 ЗК РФ) и арендаторами (п. 8 ст. 22 ЗК РФ) (более подробно — в разделе 4.5 «Иные вещные права на землю»;

д)   предоставление земельных участков, находящихся в го­сударственной   или   муниципальной   собственности,   в собственность  гражданам  и  юридическим  лицам для строительства путем их продажи на торгах (ст. 30-32 ЗК РФ)  или для целей,  не связанных со  строительством (ст. 34 ЗК РФ);

е)   договоры и сделки (купля-продажа, мена, дарение и др.), на основании которых происходит переход права собст­венности на земельный участок от одного лица к друго­му (более подробно — в главе 5. «Правовое регулирование сделок с земельными участками»);

ж)  приобретательная давность (ст. 234 ГК РФ).

Приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на этом участке

Статья 35 (п. 1) Земельного кодекса РФ содержит норму, согласно которой при переходе права собственности на зда­ние, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использо­вание соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их ис­пользования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Если право собственности на зда­ние, строение, сооружение переходит к нескольким собствен­никам, то порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строе­ние, сооружение или сложившегося порядка пользования зе­мельным участком.

В этом случае размер части земельного участка, которая за­нята объектом недвижимости и необходима для его дальнейшего использования, определяется по правилам статьи 33 (п. 3) ЗК РФ, согласно которой предельные размеры земельных участков уста­навливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятель­ности или в соответствии с правилами землепользования и за­стройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Гражданское и земельное законодательство содержит ряд гарантий соблюдения прав на землю собственника не­движимого имущества, расположенного на чужом земельном участке, что, в частности, выражается в предоставлении ему преимущественного права покупки или аренды такого зе­мельного участка. Так, согласно ст. 35 (п. 3) Земельного кодек­са РФ собственник здания, строения, сооружения, находящих­ся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осу­ществляется в порядке, установленном гражданским законо­дательством для случаев продажи доли в праве общей собст­венности постороннему лицу. Содержание преимуществен­ного права покупки раскрыто в ст. 250 Гражданского кодекса РФ и заключается в следующем. При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участни­ки долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продает­ся, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.

Продавец доли обязан известить в пись­менной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указа­нием цены и других условий, на которых продает ее. Если ос­тальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собст­венности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение деся­ти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою до­лю любому лицу. Следует помнить, что при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой дру­гой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя, а также то, что уступка пре­имущественного права покупки доли не допускается.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящих­ся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, про­водится вместе с земельным участком, за исключением сле­дующих случаев:

  1. отчуждение части здания, строения, сооружения, кото­рая не может быть выделена в натуре вместе с частью зе­мельного участка;
  2. отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК РФ.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящих­ся на ограниченном в обороте земельном участке и принад­лежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участ­ком, если федеральным законом разрешено предоставлять та­кой земельный участок в собственность граждан и юридиче­ских лиц. Не допускается также отчуждение земельного уча­стка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строе­ние, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадле­жащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за со­бой отчуждение доли в праве собственности на земельный уча­сток, размер которой пропорционален доле в праве собственно­сти на здание, строение, сооружение.

Приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости

Земельный участок, который является государственной или муниципальной собственностью, может быть приватизи­рован в тех случаях, когда на нем находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим ли­цам на праве собственности. Это прямо предусмотрено ст. 36 (п. 1) Земельного кодекса РФ, установившей, что исключи­тельное право на приватизацию земельных участков или при­обретения права их аренды имеют граждане и юридические лица-собственники объектов недвижимости. В то же время это правило не применяется в отношении земельных участков в составе земель, изъятых из оборота, и земель, ограниченных в обороте. Кроме того, п.

Статья 25 Земельного кодекса. Основания возникновения прав на землю

3 и 4 ст. 36 ЗК РФ выделяют особенно­сти определения права собственности (и иных прав) на зе­мельный участок в зависимости от того, на каких правах лица владеют объектами недвижимости, находящимися на недели­мом земельном участке. Так, если все здание (помещения в нем) принадлежит нескольким лицам на праве собственности и находится на неделимом земельном участке, то эти лица вправе приобрести земельный участок в общую долевую соб­ственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ и иными фе­деральными законами. Когда часть здания находится в собст­венности одних лиц, а другая часть — на праве хозяйственного ведения или все здание принадлежит лицам на праве хозяйст­венного ведения, то допускается приобретение права аренды данного земельного участка с множественностью лиц на сторо­не арендатора. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Порядок приобретения права собственности на земель­ный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности,  собственником расположенного на нем объекта недвижимости определен п. 5-8 ст. 36 ЗК РФ.

Приватизация земельного участка при приватизации находящихся на нем объектов недвижимости

Основные положения и порядок приватизации земель­ных участков при приватизации находящихся на них государ­ственных и муниципальных предприятий определен в Феде­ральном законе 21.12.01 г. № 178-ФЗ «О приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий».

В соответствии со ст. 28 Закона, приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство кото­рых не завершено и которые признаны самостоятельными объ­ектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуж­дением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным за­коном. При приватизации имущественных комплексов унитар­ных предприятий одновременно осуществляется отчуждение покупателю следующих земельных участков:

  • находящихся у унитарного предприятия на праве посто­янного (бессрочного) пользования или аренды;
  • занимаемых объектами недвижимости, входящими в со­став приватизируемого имущественного комплекса уни­тарного предприятия, и необходимых для использова­ния указанных объектов.

Необходимо отметить, что собственники объектов недви­жимости, не являющихся самовольными постройками и распо­ложенных на земельных участках, относящихся к государствен­ной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не преду­смотрено федеральными законами. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за ис­ключением предусмотренных законодательством случаев.

По желанию собственника объекта недвижимости, рас­положенного на земельном участке, относящемся к государст­венной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет. При этом, договор аренды земельного участка не является препятствием для последую­щего выкупа арендованного земельного участка.

Пункт 4 ст. 28 Закона содержит положение, согласно ко­торому при приватизации расположенных на неделимом зе­мельном участке частей зданий, строений и сооружений, при­знаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с по­купателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодатель­ством. Причем собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после при­ватизации всех частей зданий, строений и сооружений, рас­положенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропор­ционально отношению площади соответствующей части зда­ния, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Отчуждение земельного участка осуществляется в гра­ницах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государ­ственного земельного кадастра.

Следует отметить, что указан­ный план земельного участка прилагается к акту инвентари­зации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

Важная норма, обеспечивающая учет общественных интересов при приватизации земельных участков, находя­щихся в публичной собственности, закреплена в п. 6 ст. 28 Закона; она предусматривает, что одновременно с приняти­ем решения об отчуждении такого земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

Следует помнить, что при отчуждении земельных участ­ков право собственности не переходит на объекты инженер­ной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключи­тельно для обеспечения объектов недвижимости, располо­женных на указанных земельных участках. Исключения из данного правила возможны лишь при установлении на зе­мельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

Установлен следующий порядок определения цены за выкупаемый земельный участок: при численности населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти- до тридцати­кратного размера ставки земельного налога за единицу пло­щади земельного участка; при численности населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до семна­дцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; при численности населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений — в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется исходя из указанных в ст. 28 Закона минимальных размеров.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фон­дов, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биоген­ному заражению; водоохранного и санитарно-защитного на­значения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, на­бережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водо­емы,  пляжи  и другие);  транспорта,  предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропор­тов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспек­тивного развития; предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в го­сударственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; не подлежащих отчуждению в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

<< Первая < Предыдущая12345Следующая > Последняя >>

Тема: Основания приобретения прав на земельные участки.

1. Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

2. Предоставление участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

3. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.

4. Приобретение прав на земельные участки при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.

5. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения.

6. Гражданско-правовые основания приобретения прав на земельные участки:

a. Сделки.

b. Приобретательная давность.

c. Наследование.

Вопрос № 1. Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельных участков – последовательно выполняемые, связанные между собой действия уполномоченных государственных органов или органов МСУ, осуществляемые в установленном законом порядке и направленные на установление конкретного субъективного права на земельный участок.

В порядке предоставления происходит перераспределение земель, находящихся в публичной собственности. Если земельный участок предоставляется на праве собственности, имеет место такое явление как приватизация. В порядке предоставления участки могут предоставляться и на иных правах.

Предоставление осуществляют государственные органы и органы МСУ в соответствии со статьей 29 ЗК РФ.

Без предварительного согласования места расположения объекта предоставление участков предусмотрено статьей 30 ЗК РФ, которая содержит юридический состав, являющийся основанием приобретения прав на земельный участок, находящийся в публичной собственности. Общее правило: предоставление участка в собственность без предварительного согласования осуществляется на торгах. Исключения из этого правила: п.2.1 ст. 30 ЗК, п. 2.2. ст. 30 ЗК.

Процедура предоставления:

1. Формирование земельного участка – целый комплекс действий, в который включаются работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и непосредственно самого государственного кадастрового учета. Также на этой стадии происходит определение разрешенного использования земельного участка (определение технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, определение платы за это и др.), принятие решения о проведении торгов, публикация сообщения о торгах или приеме заявлений без торгов (сами по себе данные действия не относятся к формированию земельного участка).

2. Проведение торгов. Порядок проведения торгов определяется Постановлением Правительства от 11.11.2002 года № 808 «Об организации проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков». Собственник определяет форму торгов (как в форме конкурса, так и в форме аукциона). Также собственник определяет начальную цену, условия конкурса, шаг аукциона.

А если участок предоставляется без торгов. То принимается решение на основании заявления о предоставлении земельного участка без торгов.

3. Подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды в случае предоставления участка без торгов.

Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ, предоставление участков без предварительного согласования возможно в следующих случаях:

1. В соответствии с градостроительной документацией.

2. Правилами землепользования и застройки при размещении объекта в городском или сельском поселении. Про каждый объект уже отдельно все определено.

3. При предоставлении участков для сельскохозяйственного производства, из состава земель лесного фонда, для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.

Ст.

Вы точно человек?

30.1 ЗК РФ предусматривает особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства. Земельные участки для жилищного строительства предоставляются гражданам и ЮЛ также без предварительного согласования на аукционах. Порядок проведения аукциона определяется ст. 38.1 ЗК РФ. В двухнедельный срок с момента подачи заявления гражданином о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган может принять решение о проведении аукциона либо опубликовать сообщение о приеме заявлений от граждан. В этом сообщении указывается местоположение земельного участка, его площадь, разрешенное использование. Если в течение месяца со дня публикации иных заявлений не поступило, органы государственной власти или органы МСУ принимают решение о предоставлении данного земельного участка в аренду первому заявителю. А при поступлении нескольких заявлений – проводится аукцион.

Ст. 30.2 предусматривает особенности предоставления участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Данное понятие вводится впервые. В понятие комплексное освоение законодатель включает: подготовку документации по планировки территории, выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с разрешенным использованием. Предоставление участка осуществляется в аренду на аукционе, причем порядок аукциона предусмотрен статьей 38.2 ЗК РФ.

Согласно п. 5 ст. 30.2 ЗК РФ арендатор после утверждения документации и государственного кадастрового учета приобретает исключительное право выкупить земельный участок в собственность или в аренду по своему желанию.

Вопрос № 2. Предоставление участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Особенностью данной процедуры является выбор земельного участка (дополнительная процедура по сравнению с предоставлением без предварительного согласования). Процедура выбора заключается в том, что орган МСУ посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, обеспечивает выбор земельного участка. На основании решения о предоставлении участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта не заключаются никакие договоры, но решение о выборе является основанием для принятия решения о передаче земельного участка.

Стадии:

1. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании. Порядок этого выбора участка предусмотрен статьей 31 ЗК РФ. Заинтересованное лицо обращается с заявлением о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении обязательно указывается примерное место расположения земельного участка, обоснование примерных размеров, назначение объекта, испрашиваемое право. Количество и перечень согласований зависят от назначения объекта и места расположения земельного участка. Орган МСУ обеспечивает выбор земельного участка на основе кадастровой, землеустроительной документации, с учетом экологических, градостроительных, иных условий, условий использования недр и проводят процедуры согласования.

Органы МСУ обеспечивают информирование населения о предстоящем строительстве, а в местах проживания малочисленных народов и коренных народов Сибири, Севера, Востока предусмотрено проведение референдума, схода.

По результатам этого согласования составляется акт выбора земельного участка, который утверждается решением органов государственной власти или органов МСУ. Этот акт действует в течение трех лет.

2. Выполнение кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет.

3. Принятие решения о предоставлении земельного участка – согласно ст. 32 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в тот же орган, в котором производил согласование, с заявлением о предоставлении участка, по которому достигнуто предварительное согласование. К заявлению обязательно прикладывается кадастровый паспорт земельного участка. В течение двух недель с момента подачи заявления по нему принимается решение и в течение семи дней оно выдается заявителю.

В случае отказа в предоставлении заинтересованное лицо может обжаловать в судебном порядке отказ. Суд может обязать органы государственной власти или МСУ предоставить земельный участок, по которому был составлен акт с указанием срока и условий предоставления этого участка.

Решение о предоставлении земельного участка или протокол результата торгов являются основанием для государственной права постоянного бессрочного пользования, заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности, заключения договора аренды и его государственной регистрации.



ЗК РФ Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Утратил силу с 1 марта 2015 года.

В какой момент происходит возникновение права частной собственности на земельный участок

— Федеральный от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

3. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута, на основании публичного сервитута.

(пп. 3 введен Федеральным от 23.06.2014 N 171-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 настоящего Кодекса. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется.

(в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

<< ЗК РФ, Статья 28, статья 29, статья 30, статья 30.1, статья 30.2, статья 31, статья 32, статья 33, статья 34. Утратили силу

ЗК РФ, Статья 36. Утратила силу >>

Ст. 35 ЗК РФ. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *