Возраст 67 лет

В.Путин: Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!

16 июня 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принят парламентом страны в первом чтении. Его главная, основная задача – обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперёд. А значит, не только сохранение, но и рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Именно для достижения этих целей законопроектом наряду с другими мерами предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Понимаю, насколько важны, значимы эти вопросы для миллионов людей, для каждого человека. Поэтому обращаюсь к вам напрямую, чтобы подробно рассказать обо всех аспектах изменений, предлагаемых Правительством, обозначить свою позицию и поделиться с вами своими предложениями, которые считаю принципиальными.

Прежде всего напомню, что дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорили и в советский период, и в 90‑е годы. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались.

В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, и многие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставить вопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста.

Объективные предпосылки для этого существовали. Было очевидно, что на рубеже 2020‑х годов мы неизбежно столкнёмся с серьёзными демографическими проблемами. Чем они вызваны?

Каждые 25–27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы не родившихся в военные годы.

Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришёлся и на середину 90‑х годов прошлого века. Но именно в это время страна столкнулась ещё и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось ещё меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90‑х оказался сопоставим с 1943‑м и 1944‑м военными годами.

И сейчас именно это, крайне малочисленное, поколение родившихся в 90‑е входит в трудоспособный возраст. В связи с этим ещё больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов.

Вывод понятен: сокращается трудоспособное население – автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.

Но тогда, в 2000‑х, я был против них. Говорил об этом и на закрытых совещаниях, и публично. Например, в 2005 году на одной из «Прямых линий» прямо сказал, что до окончания срока моих президентских полномочий подобных изменений не будет.

В 2008 году, когда я оставил пост Президента России, базовые положения пенсионной системы полностью сохранялись. И сейчас считаю, что на тот момент времени такая позиция с экономической точки зрения была обоснованной, а с социальной – абсолютно оправданной и справедливой. Убеждён, повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000‑х было категорически нельзя.

Напомню, как в тот период жила страна. Это ещё не окрепшая экономика с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.

Если бы в тех социально-экономических условиях мы начали повышать пенсионный возраст, и за этот счёт, как планируем сейчас, увеличивать пенсии, то к чему бы это тогда привело? Многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода. При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто «съела» бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы ещё больше.

Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90‑х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.

Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили времени зря. Мы, мы все – граждане, власть, страна – работали.

Как только нам удалось сформировать необходимые финансовые ресурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа. Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программу материнского капитала. И это дало хорошие результаты, частично компенсировав демографические провалы прошлых десятилетий. Мы преодолели серьёзные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост. Сейчас уровень безработицы в России самый низкий начиная с 1991 года.

Конечно, нам ещё очень многое нужно сделать. В том числе в сфере здравоохранения, в других областях, которые определяют качество и продолжительность жизни человека. Но неоспоримым фактом является то, что благодаря комплексу принятых государством мер и, что очень важно, более ответственному отношению людей к своему здоровью сегодня темпы роста продолжительности жизни в России – одни из самых высоких в мире. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет – 7,8 года.

Знаю, что все мы не очень‑то привыкли доверять статистике. Мы делаем выводы, как правило, из того, что сами видим в реальной жизни, вокруг себя. Кто‑то действительно проживает долгую жизнь, а кто‑то из наших близких, знакомых, к несчастью, уходит совсем рано. Но здесь речь идёт именно об объективной оценке темпов роста продолжительности жизни в России, подтверждённой экспертами Организации Объединённых Наций.

Мы поставили перед собой цель выйти к концу следующего десятилетия на продолжительность жизни более 80 лет. И будем делать всё, чтобы люди в нашей стране жили долго, были здоровыми.

Дорогие друзья!

Всё, о чём я только что сказал, – объективный, но всё же достаточно сухой анализ ситуации, что, безусловно, важно. Но не менее важно чувствовать и учитывать, что за предлагаемыми изменениями стоят жизненные интересы, планы сотен тысяч, миллионов людей. Кто‑то уже думает уйти на заслуженный отдых, посвятить больше времени семье, детям, внукам. Кто‑то планирует продолжать трудиться и рассчитывает на пенсию как на дополнительное подспорье. И имеет на это право, конечно. И вдруг такие перспективы отдаляются.

Естественно, всё это воспринимается многими людьми болезненно. Я хорошо это понимаю и разделяю эту озабоченность. Но давайте посмотрим, какие у нас есть варианты.

Смириться с низкими доходами пенсионеров и ждать, когда пенсионная система затрещит и окончательно развалится? Переложить непопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения или, понимая, что ждёт страну через 15–20 лет, учитывая реальную ситуацию, действовать?

Повторю, изменения в пенсионной системе, тем более связанные с повышением возраста выхода на пенсию, волнуют, тревожат людей. И естественно, что все политические силы, прежде всего, конечно, оппозиционные, будут использовать эту ситуацию для саморекламы и укрепления своих позиций. Это неизбежные издержки политического процесса в любом демократическом обществе. Тем не менее я просил Правительство самым серьёзным образом изучить и использовать все прозвучавшие конструктивные предложения, в том числе и от оппозиции.

Что касается нынешней, действующей власти, самое лёгкое, самое простое для неё сегодня – вообще ничего не менять. Сейчас, несмотря на известные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджете есть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы как минимум ближайшие 7–10 лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки.

Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90‑е.

Смотрите, ещё в 2005 году соотношение работающих граждан, за которых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающих страховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7:1. А в 2019‑м оно составит уже 1,2:1. То есть практически 1:1. И если не предпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы. А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров. Напротив, они будут неизбежно обесцениваться, снижаться относительно уровня зарплат.

А куда их снижать‑то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны. Мы перед ними в огромном долгу.

Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост.

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7 процентов, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц – сейчас, напомню, это 14 144 рубля. В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.

Обращаю внимание, механизм ежегодного увеличения пенсий должен быть заложен в законопроект по изменениям пенсионной системы. Это нужно сделать уже к его второму чтению в Государственной Думе.

Уважаемые друзья!

Естественно, возникает вопрос: рассматривало ли Правительство какие‑то другие варианты, другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста? Конечно, да. Конечно, рассматривало.

По моему поручению Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или, того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом.

Ну посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера – введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина, применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75–120 миллиардов рублей в год. Этих средств в лучшем случае хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей.

Другой вариант – продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов – 120 миллиардов рублей. Но даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход.

Или предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать: всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.

Может быть, активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа? Да, можно какое‑то время и это. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполне возможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, в течение нескольких месяцев. Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперёд не могут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день.

Может быть, следует продолжить наращивать финансирование Пенсионного фонда? За счёт федерального бюджета покрывать его дефицит? Уже говорил, что для этого пока есть ресурсы. Они действительно есть. Но посмотрите, какая здесь складывается картина в целом.

В текущем году на эти цели мы выделяем из бюджета 3,3 триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий. Если предположить, что мы хотим достичь поставленной цели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до 5 триллионов рублей. Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны.

Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим наши финансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченные деньги со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности. Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надёжную безопасность страны. Не сможем решать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств.

Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных «косметических» мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.

Повторю, на протяжении многих лет я очень осторожно, а подчас даже с недоверием относился к любым предложениям по изменению пенсионной системы. Порой весьма резко реагировал на эти идеи. Однако тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя. Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей.

В этой связи предлагаю ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Первое. В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на пять лет. Так не пойдёт, конечно. Это неправильно. И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Далее: мы должны предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

Второе: как уже говорилось, пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. Но хорошо понимаю, что сложнее всего придётся тем, кто первым столкнётся с повышением пенсионного возраста. Уже совсем скоро. И мы должны это учитывать.

В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста. Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть, повторю, на 6 месяцев раньше.

Третье: что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста. Соответствующие изменения в законодательство нужно внести одновременно с принятием законопроекта о повышении пенсионного возраста.

Естественно, было бы неправильно и несправедливо руководствоваться здесь только административными мерами. Поэтому поручаю Правительству предложить реальные стимулы для бизнеса, чтобы работодатели были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста.

Что здесь хотел бы добавить? Люди старших возрастов, как правило, обладают хорошим профессиональным опытом. Это, как правило, надёжные, дисциплинированные сотрудники. Они способны принести большую пользу своим предприятиям и компаниям. При этом важно, чтобы они, так же как и более молодые работники, при желании могли пройти необходимое переобучение, получить новые навыки, повысить свою квалификацию.

В этой связи поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

Четвёртое: при проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Что называется, просто чохом. Мы должны учесть особые условия жизни и труда людей.

Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Считаю, что нужно сохранить действующие условия назначения пенсий и для коренных малочисленных народов Севера.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

Пятое: считаю, что у тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Шестое: считаю принципиальным сохранить на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Имею в виду льготы по налогам на недвижимость и землю.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

Знаю, что представители партии «Единая Россия» в региональных законодательных собраниях и руководители субъектов Федерации выступали с инициативами сохранить и все действующие региональные льготы. Это очень важные для людей вещи. Такие, как бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по ЖКХ, при капитальном ремонте и газификации, льготы на приобретение лекарств и ряд других. Поддерживаю, безусловно, этот подход. И рассчитываю, что все необходимые решения будут приняты в регионах ещё до вступления в силу нового закона по пенсионному обеспечению.

Дорогие друзья!

Как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

В долгосрочной перспективе, если мы сейчас проявим нерешительность, это может поставить под угрозу стабильность общества, а значит, и безопасность страны.

Мы должны развиваться. Должны преодолеть бедность, обеспечить достойную жизнь для людей старшего поколения, и сегодняшних, и будущих пенсионеров.

Предложения, о которых сегодня говорил, будут оформлены в качестве поправок и в кратчайшие сроки внесены в Государственную Думу.

Дорогие друзья!

Я предельно объективно, подробно и абсолютно искренне доложил вам о сегодняшнем состоянии и о предложениях по устойчивому развитию пенсионной системы в нашей стране. Ещё раз подчеркну, нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение.

Прошу вас отнестись к этому с пониманием.

Темы

  • Пенсии
  • Социальная сфера

Статус материала

Опубликован в разделах: Новости, Выступления и стенограммы

Дата публикации: 29 августа 2018 года, 12:00

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/58405

Текстовая версия

Официально на учете в центрах занятости числятся около полумиллиона людей предпенсионного возраста. Те, кто не может трудоустроиться больше года, вынуждены соглашаться на более низкооплачиваемый или даже менее квалифицированный труд, поскольку перестают получать пособие по безработице.

Отпускать на заслуженный отдых мужчин в 60 лет и женщин в 55 лет, которые остались без работы и не смогли трудоустроиться в течение года после обращения в центры занятости, предлагают депутаты. А гражданам, которые попали под сокращение за два года до наступления пенсионного возраста, нужно разрешить оформлять досрочную пенсию в день увольнения, полагают в парламенте. Законопроект о назначении досрочной пенсии для безработных граждан предпенсионного возраста внесен в Госдуму.

Как пояснил «РГ» автор документа, депутат Госдумы Андрей Барышев, около 75% людей предпенсионного возраста испытывают трудности с дальнейшим трудоустройством после увольнения, поскольку не могут конкурировать с молодежью.

Правовые аспекты пенсионного обеспечения эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Работодатели их меньше ценят, часто ущемляют в зарплатах. И даже приобретение новой квалификации не гарантирует трудоустройство тем, кому до пенсии осталось меньше пяти лет.

Предполагается, что для назначения досрочной пенсии у безработного должен быть трудовой стаж не менее 15 лет и уважительная причина расторжения последнего трудового договора, а после достижения официального пенсионного возраста пенсия по старости будет назначаться автоматически.

Сейчас, по данным SuperJob, женщины испытывают трудности с поиском работы чаще всего в возрасте от 51 до 56 лет, а мужчины в 51-53 года, а затем непосредственно перед выходом на пенсию в 57-59 лет. Одним из факторов может быть достаточно молодой возраст топ-менеджеров в России, который значительно ниже, чем в Европе и США. Например, руководителям в сфере IT сегодня в среднем 30-35 лет. Как считает основатель сервиса по поиску работы SuperJob Алексей Захаров, дискриминации при устройстве на работу в отечественных компаниях нет, но любой работодатель выбирает себе кандидата, с которым ему будет комфортно, в том числе и по возрасту.

Многие соискатели, которым за 50, рассказывают, что работодатели совершенно открыто отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на молодой коллектив, в который человек старшего поколения просто не впишется. «Мне 55. Закрыли предприятие, где отработала 15 лет. Трудоустроиться не могу уже больше года. Самое интересное, что резюме, в которых честно указываю возраст, работодатели даже не смотрят», — рассказывает Оксана С.

«Мою маму выжили с прежнего места работы незадолго до пенсии. Виной всему — возраст. Ей постоянно увеличивали нагрузку, а зарплату не повышали. Она уже три года пытается трудоустроиться, но ее больше никуда не берут. Даже курсы повышения квалификации не помогли: просто не зовут на собеседования», — поделилась Арина Р.

Общая численность безработных в России, по данным Росстата, сегодня превышает три миллиона человек, около 7% из них — люди предпенсионного возраста. Наиболее напряженная ситуация складывается в Пермском и Алтайском краях, Забайкалье, Саратовской, Пензенской, Омской областях, а также в Еврейской автономной области. Самая спокойная ситуация на рынке труда в Москве и на Чукотке.

Кому добавки

Председатель правительства Михаил Мишустин утвердил индексацию социальных пенсий с 1 апреля на 6,1%. Это существенно выше индексации социальной пенсии за последние годы: в 2019 году прибавка составляла 2%, в 2018 году — 2,9%. Уровень индексации зависит от темпов роста прожиточного минимума пенсионера в предшествующем году. Ранее минтруд сообщал, что индексация затронет 4 млн человек, из них 3,2 млн — получатели социальных пенсий (те, кто не заработал трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии).

Соразмерно повышаются пенсии военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда и пострадавших от радиационных или техногенных катастроф.

Расходы на индексацию составят 2,41 млрд рублей в месяц, или 21,7 млрд рублей до конца текущего года, сообщал глава минтруда Антон Котяков.

Подготовила Елена Манукиян

Как белорусам начисляется трудовая пенсия.

С 1 января 2020 года в Беларуси вступили в силу некоторые пенсионные изменения. Например, власти снова изменили возраст выхода на пенсию, увеличился страховой стаж, а также правила расчета профессиональных пенсий. Рассказываем, что ожидать будущим пенсионерам.

Беларусь, как и вся Европа в последние десятилетия, столкнулась с проблемой старения своего населения. Из-за этого в 2017 году было решено постепенно повышать пенсионный возраст. Завершится этот процесс в 2022 году. К тому времени, возраст выхода на пенсию составит у мужчин 63 года, у женщин 58 лет.

В текущем 2020 году мужчины вправе выходить на пенсию в 62 года, а женщины в 57 лет.

Кроме того, в Совете Республики уже не раз обсуждали возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста (после 2022 года), но только для женщин. Если это предложение будет принято, тогда новый этап роста пенсионного возраста может начаться в 2023 году.

Страховой стаж тоже растет

С начала 2020 года в стране вместе с пенсионным возрастом на полгода увеличился и минимальный страховой стаж, который учитывается при начислении трудовых пенсий. Сегодня он составляет 17,5 лет, но в дальнейшем будет еще расти (на полгода каждый год), пока не достигнет 20 лет.

До 2013 года минимальный трудовой стаж в стране составлял 5 лет. В 2013 году этот показатель вырос до 10 лет. В 2015 году минимальный трудовой стаж снова подняли – с 10 до 15 лет. А в 2016 году было принято решение о его ежегодном увеличении на 6 месяцев, начиная с 2017 года и вплоть до 2025 года, а именно до достижения отметки в 20 лет. Таким образом, минимальный страховой стаж в Беларуси будет изменяться 1 января каждого года еще ближайшие пять лет.

Важно понимать, что в страховой стаж включают только то время, когда гражданин работал и платил взносы в Фонд соцзащиты. То есть время обучения в вузе, ссузе, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, периоды, когда были назначены пособия по безработице, а также отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет в него не входят.

С февраля 2020 года служба в армии для солдат-срочников в страховой стаж включена.

Тем белорусам, которым не хватило страхового стажа для трудовой пенсии, будут начислять социальную. Женщинам ее начинают выплачивать в 60 лет, мужчинам – в 65.

Изменения в системе профессиональных пенсий

С 1 января 2020 года также изменились правила, по которым начисляются профессиональные пенсии для граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда. В частности, людям разрешили вернуться в старую пенсионную систему и получать пенсию в размере пенсии по возрасту.

Напомним, что система профессионального пенсионного страхования для таких работников существует с 1 января 2009 года. До этого времени досрочные выплаты пенсий в стране осуществлялись из общей пенсионной системы, но из-за увеличения количества пенсионеров и сверхнагрузку на пенсионную систему было решено выйти на другой, самостоятельный источник финансирования. Профессиональная пенсионная система работает по принципу накопления: сколько накопил – столько и получишь. Отчислений на профессиональную пенсию в Фонд соцзащиты платит наниматель, в дополнение к обязательным страховым взносам.

В 2019 году в особых условиях труда в Беларуси работало около 350 тыс. человек. Самые крупные категории – это медицинские и педагогические работники (более 150 тыс. человек), работающие в особо вредных и вредных условиях (120 тыс. человек), трактористы (34 тыс. человек), доярки и животноводы (30 тыс. человек), водители городского и пассажирского транспорта (более 10 тыс. человек).

Получается, что гражданам, которые отработали более половины требуемого «особого» стажа после этой даты, назначают уже профессиональную пенсию. Однако из-за относительно небольшого периода накоплений люди столкнулись с тем, что эта пенсия получилась достаточно маленькой. Поэтому тем, кто наработал не менее половины требуемого стажа до 2009 года, пенсию считают «по-старому».

Кроме того, с этого года усовершенствовались правила использования профессиональной пенсии для тех, кто успел наработать более половины или основной стаж после 2009 года. Для таких работников появилось три варианта использования профессиональных пенсионных накоплений.

  1. Работник может на пять положенных лет раньше уйти на пенсию и пять лет получать досрочную пенсию, а после достижения общеустановленного пенсионного возраста получать общеуставновленную пенсию.
  2. Работник может отказаться от досрочного выхода на пенсию и продолжать работать в особых условиях труда. Тогда после достижения общеустановленного пенсионного возраста и выхода на пенсию такой работник будет получать пенсию по возрасту и дополнительную профессиональную пенсию. Правда, последняя будет исчисляться из принципа «сколько накопил». К примеру, накопил на три года, значит основную и дополнительную пенсию будешь получать каждый месяц в течение трех лет.
  3. Согласно третьему механизму, работник может отказаться от профессиональной пенсии и получать повышенную зарплату. Она будет дифференцироваться в зависимости от категории работника и от профессии, но не ниже тарифа, установленного главой государства (не менее 9 %).

Как рассчитывают размер трудовой пенсии?

Размер пенсии зависит от того, сколько человек проработал и какую зарплату получал, то есть ориентироваться надо на 3 показателя: общий трудовой стаж, страховой стаж и зарплата. О первых двух мы уже говорили выше, сейчас разберемся с зарплатой.

На сегодняшний день при расчете пенсии учитывается зарплата за последние 25 лет работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 25 лет). Если предположить, что человек выходит на пенсию в этом году и работал без перерывов, то для расчета пенсии возьмут его зарплату начиная с 1994 года. Если за последние 25 лет было время, когда он не работал, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывный стаж на размер пенсии никак не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

При расчете суммы пенсии, важно не только то, сколько человек зарабатывал, но и то, как его заработная плата соотносилась со средней по стране. Именно исходя из этих двух показателей рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент бывшего работника.

Как это происходит?

Берут фактический заработок человека (за каждый месяц за последние 25 лет работы) и сравнивают со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, его зарплата была средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Далее коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент, который используют при расчете пенсии.

Виктория Якимова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

29 января 2020 17:28

В соответствии с пенсионным законодательством продолжает действовать переходный период по увеличению пенсионного возраста. Переход к новой системе происходит постепенно. В первом полугодии в 2020 году действует специальная льгота для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 году по условиям прежнего законодательства. Это женщины — 1964 года рождения, и мужчины -1959 года рождения.

Напоминаем, что льгота установлена гражданам, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, они имеют право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

В соответствии с этой льготой женщины, которым исполнилось 55 лет и мужчины, которым исполнилось 60 лет, во втором полугодии 2019 года, выходят на пенсию в первом полугодии 2020 года. Т.е. право на пенсию у них возникает в 55 лет 6 месяцев у женщин и в 60 лет 6 месяцев у мужчин.

Тем, кому по старому законодательству наступил бы пенсионный возраст в этом году – это женщины 1965 и мужчины 1960 годов рождения, по новому законодательству предусмотрен выход на пенсию на 1,5 года позже, 56 лет 6 месяцев – женщины и 61 год 6 месяцев – мужчины.

Если женщина родилась в первом полугодии 1965 года, она пойдет на пенсию во втором полугодии 2021 года, если родилась во втором полугодии, то на пенсию в первом полугодии 2022 года.

Аналогично и для мужчин, которые родились в 1960 году. Если родился в первом полугодии на пенсию во втором полугодии 2021 года, если родился во втором полугодии, то на пенсию в первом полугодии 2022 года.

Как и раньше, для получения пенсии должны быть выработаны минимальные пенсионные коэффициенты и стаж. В 2020 году они составляют 11 лет и 18,6 коэффициента. Всего за год по общим основаниям, без применения специальных льгот можно приобрести один год стажа и 9,57 коэффициента.

По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет.

В 2028 году для выхода на пенсию будет требоваться не менее 15 лет стажа и 30 пенсионных коэффициентов.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности. Они сохраняются в полном объеме и назначаются тем, кто потерял трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии.

Более подробная информация размещена на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru в разделе «Что нужно знать об изменениях в пенсионной системе».

Кассандра по-пермски

Лет пять назад в центре солнечной Перми меня вежливо остановили молодые люди с видеокамерой и попросили поделиться мнением о животрепещущей проблеме. Я пытался пояснить коллегам, что журналист – это не совсем типичный прохожий, но они не слушали: видимо, уже не первый час не могли набрать приличную фактуру для монтажа. Вопрос оказался простым – как вы готовитесь к будущей пенсии, как сберегаете деньги? Я честно ответил, что мне ещё минимум четверть века до пенсии, что и правила, и возраст за это время несколько раз изменят, все накопления в государственных структурах растворятся, поэтому никому не рекомендую полагаться в этом вопросе на государство.

Уж не знаю, в каком виде вышел этот сюжет и вышел ли вообще, но в 2018 году нам подняли пенсионный возраст, объявили о введении балльной системы, а спикер Госдумы заявил, что пенсий может вообще не быть (не у него, конечно, – у простого народа). Никакого предвидения – простая логика и элементарное использование жизненного опыта.

У семи нянек пенсии неточные

Впрочем, существующая система не справляется и с текущими обязанностями. В августе 2020 года Счётная палата опубликовала результаты проверки Пенсионного фонда. Некоторые факты оказались резонансными и обошли все СМИ: людям недоплачивали по чисто техническим причинам, а в случае выявления собственных ошибок делали перерасчёт только с момента этого выявления, не выплачивая компенсацию за потерянные месяцы и годы. В отличие от многих журналистов, я не вижу в этом большой трагедии (число выявленных ошибок – не более одной тысячной от общего числа назначенных пенсий) – банальный человеческий фактор. Ты не можешь взять и набрать 120 тысяч квалифицированных людей (на 2015 год) – кто-то будет лениться, кто-то тупить, кто-то, быть может, и мошенничать.

Честная пенсионная система должна быть стабильной и понятной настолько, чтобы, устраиваясь на работу в 20 лет, молодой человек уже понимал, как первая зарплата повлияет на его будущую пенсию через 45 лет. Фото: Ramann/

С тех пор число сотрудников в Пенсионном фонде несколько сократили – с передачей фискальных функций Налоговой службе. Но и сейчас в организации работает более 100 тысяч человек – это чистое первое место в мире с большим отрывом (к слову, та же проблема и в других российских ведомствах, среди которых выделяется колоссальный дармоедский аппарат Центробанка). Сто тысяч – это почти в два раза больше, чем в США, и в четыре – чем в Японии. Наши чиновники обращают внимание на то, что ПФР занимается широким кругом вопросов, но детальное сравнение показывает, что никак не более широким, чем в странах западного типа управления: там, например, государственные пенсионные фонды по сути выполняют функции министерств труда, тогда как у нас это разные ведомства (Министерство труда и социальной защиты – ещё 12 департаментов и более сотни отделов только в центральном аппарате, а есть ещё и региональные министерства во главе с «фантастическими тварями» во главе).

Зареформировавшиеся

Наша пенсионная система, как известно, с 2002 года находится в состоянии реформы. Не успеет завершиться одна реформа, как её результаты отменяются в пользу новой гениальной идеи. За последнее время изменился не только возраст выхода на пенсию – в очередной раз пересмотрена методика подсчёта выплат. Если до 2015 года для получения так называемой страховой пенсии требовалось наработать всего 5 лет стажа, то в конце реформы минимум дойдёт до 15 лет. Не набрал (то ли просидел у кого-то на шее, то ли проработал всю жизнь «в чёрную») – получишь только социальную пенсию, и на пять лет позже обычного.

Государственная накопительная система «заморожена» уже семь лет, но при этом не отменена – это вносит дополнительную путаницу, тем более что в хитросплетениях новой балльной системы не разбирается практически никто. Можно сейчас поиграть в свою пенсию на «пенсионном калькуляторе» ПФР, но это ничего не даст – впереди новые реформы.

Фактически сотрудник Пенсионного фонда является сейчас царём и богом, оглашающим будущему пенсионеру размер ежемесячных подачек. Проверить или тем более оспорить эти цифры очень сложно, и большинство предпочитают не связываться.

Почему мы оказались в пенсионном тупике и как из него выйти?

Назад в СССР?

Доктор наук, глава Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов напоминает, что пенсионная система существует не сама по себе, она зависима от общества. И если общество нездорово, в нём не может быть здоровой пенсионной системы:

Пенсии в современном виде придумали английские банкиры в первой половине XIX века. Им просто нужно было привлечь длинные деньги, и они стали рекламировать идею накопления на депозитах для того, чтобы обеспечить себе старость. Это и есть накопительная система, которая обогащает главным образом тех, кто контролирует отложенные тобой деньги. Иное дело – советская солидарная система: в стране не было даже пенсионных отчислений, вся система финансировалась из бюджета, формировавшегося за счёт налогов и пошлин.

Накопительная система на грани краха, многие американские фонды уже в минусе. При низкой или даже отрицательной ключевой ставке им просто невыгодно этим заниматься. Пожилые люди стали заложниками либеральной, а точнее каннибальной идеи сокращения населения: нет уже никаких трёх-четырёх работающих человек на одного пенсионера, потому что рождаемость целенаправленно сокращается, и Россия тоже идёт по этому гибельному пути. Невозможно платить справедливые пенсии в обществе, где нет веры в будущее, а значит и воспроизводства населения, не говоря уже о его увеличении!

Тем не менее я полагаю, что при планировании будущей пенсионной системы нам очень сложно применять советский опыт. Это связано с целой совокупностью причин.

  1. Население стало гораздо мобильнее, мало кто работает всю жизнь на одном месте, поэтому формула «пенсия равна половине последней зарплаты» вообще никак не учитывает реальный вклад гражданина в благосостояние России.
  2. Экономика перестала быть прозрачной и ещё долго (минимум десятилетие) не станет ею снова. Да, в СССР тоже имелись теневые отрасли, но в них шли добровольно, а не вынужденно, потому что другой работы нет. Соответственно, объективно оценить доходы человека не представляется возможным.
  3. Соотношение работающих и ушедших на заслуженный отдых в СССР действительно было совершенно иным, нежели в современной России: сейчас на каждого пенсионера приходится менее двух работающих, из которых лишь «полтора землекопа» делают отчисления в Пенсионный фонд.
  4. Появились категории населения, которых в СССР формально просто не существовало – не имеющие официальных зарплат предприниматели, самозанятые, рантье. Система их взаимоотношений с Пенсионным фондом выстраивается только сейчас, предыдущие тридцать лет оказываются в серой зоне. То есть человек работал, производил что-то полезное для общества, вносил вклад в ВВП, но для Пенсионного фонда его в то же время как бы не существует.
  5. Пенсии в СССР достигли приличного размера только к 1980-м годам. До этого не редкостью были выплаты по 12-15 рублей в месяц, что по покупательской способности не соотносимо даже с минимальной страховой пенсией в современной России (с учётом многочисленных социальных льгот, в первую очередь по оплате транспорта и ЖКХ). Мы желаем своим родителям более достойной жизни.

Есть ещё один неприятный в моральном смысле аспект. Из инструмента продления комфортной жизни пенсии в России стали чем-то вроде кнута и пряника одновременно. Придуманная в Союзе система «персональных пенсий» дала обильные плоды в России, способствуя скорейшему разделению общества на касты: с одной стороны, существует масса оснований для начисления очень высокой или очень ранней по обычным меркам пенсии, с другой – граждан активно призывают «стучать» на работодателей с целью максимизировать отчисления в Пенсионный фонд, иначе, дескать, будете ждать свои социальные пять тысяч до морковкина заговенья. Сознательно формируется ощущение, что пенсия – это какая-то привилегия, что это доброе государство от щедрот души не позволяет умереть с голоду. На самом же деле достойная пенсия – это не «опция», а естественное право человека в развитом христианском обществе.

А если по справедливости?

Честная пенсионная система должна быть, во-первых, стабильной, во-вторых, понятной. Стабильной и понятной настолько, чтобы, устраиваясь на работу в 20 лет, молодой человек уже понимал, как первая зарплата повлияет (и повлияет ли) на его будущую пенсию через 45 лет. Сейчас этого нет и в помине, причём такая ситуация создана сознательно. Это как игра в напёрстки: сначала запутать, потом обжулить.

На мой взгляд, правильная пенсия по возрасту вообще не должна зависеть от зарплаты гражданина. Она будет состоять из двух компонентов.

Первый – гарантированные, равные для всех государственные выплаты по солидарной системе, собранные, как в СССР, из налогов и пошлин. В Великобритании похожая система даёт пенсию в размере порядка 20% средней зарплаты. Это, кстати, несколько меньше прожиточного минимума, но с учётом многочисленных российских льгот достаточно для выживания. К слову, в России Николая II государственные пенсии получали только «бюджетники» – военные, чиновники, учителя. Для остальных существовали профессиональные и корпоративные фонды по английскому образцу, но надзор за ними был куда строже, чем ныне: государство не заключало сделок с мошенниками.

Второй – добровольные пенсионные накопления граждан. Сколько хочешь, столько вносишь: государство лишь называет рекомендуемый процент дохода, который стоило бы отложить на старость. Государственный фонд управляет этими деньгами, разумно инвестирует их для спасения от инфляции, а впоследствии выплачивает накопленные деньги исходя из установленного законом текущего «срока дожития» (мерзкий термин, но никуда от него не деться, все мы смертны). Неиспользованные накопления наследуются. Замороженная сейчас российская накопительная пенсионная система имела подобные черты, но натолкнулась в числе прочего на недоверие граждан. Как выяснилось, не без оснований.

Крайности становятся невыгодными. Тратил всё – извини, мы тебя не бросим, доживай по минимуму. Отказывал себе во всём – тоже зря: деньги-то накопились, да здоровье растворилось. Подобная система, помимо прочего, может воспитать этику разумного потребления – то, чего остро не хватает в нашей стране, скопировавшей шопинговую горячку Запада, но не его уровень доходов.

Безусловно, будут исключения: так, вне этой схемы должны выплачиваться пенсии по инвалидности (на данный момент издевательски низкие, но это государственное мошенничество – тема отдельная). Также необходимо сохранить существенную часть существующих ныне льгот и по досрочным, и по «персональным» пенсиям (примерно по «николаевскому списку»), но необходима придирчивая ревизия этой системы. Особенно с учётом того, что государственные должности всё чаще занимают дочки-сыночки, племяшки да свояки влиятельных граждан. Но тут мы уже возвращаемся к напоминанию Валентина Катасонова о том, что лечить надо сначала общество, а потом уже пенсионную систему…

Всё у нас ещё получится, но путь впереди тяжёлый. Так что самая правильная, самая верная пенсионная гарантия и в наши дни, и во все иные времена – это несколько хорошо воспитанных детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *