Временные жильцы

Правовое положение поднанимателей и временных жильцов.

Поиск Лекций

ВРЕМЕННЫЕ ЖИЛЬЦЫ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….
ГЛАВА 1ВРЕМЕННЫЕ ЖИЛЬЦЫ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА…………………………………………………………………..  
ГЛАВА 2 ВОПРОСЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН……………………………  
2.1.Жилищные правоотношения опекунов и попечителей………
2.2.Жилищные права детей-сирот……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….

ВВЕДЕНИЕ

За последние 20 лет общественные отношения в жилищной сфере изменились коренным образом, что явилось следствием преобразования структуры собственности в этой сфере, а также нового содержания конституционного права на жилище.

Жилищному кодексу по-прежнему отводится роль основного документа отрасли жилищного законодательства. Он призван не только воспринять важнейшие положения Конституции Республики Беларусь, но и системно урегулировать сложный и многоплановый массив жилищных правоотношений, унифицировав при этом множество нормативных правовых актов самого различного уровня.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что с возникновением вопроса частной собственности граждан и вопросов найма жилых помещений, вопросы временных жильцов и их правового регулирования стали актуализироваться за счет временных жильцов. Преимущество статуса временного жильца заключается в том, что он, во-первых, не должен платить за свое проживание и, во-вторых, не заключает письменный договор наймажилого помещения.

Недостатком же является то, что по первому требованию собственника жилья временный жилец обязан освободить жилое помещение. Причем опять-таки форма такого требования законом не установлена. Следовательно, достаточно только устного требования нанимателя. Закон не устанавливает конкретный срок, в течение которого временный жилец должен выехать с занимаемой им жилплощади. Представляется, что этот срок должен быть достаточным для сбора вещей и организации их вывоза.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что цель данной работы заключается в анализе норм права, позволяющих выявить содержание и особенности прав и обязанностей временных жильцов, опекунов и попечителей по жилищному законодательству и иным нормативным правовым актам.

Для достижения этой цели следует решить следующие задачи:

— проанализировать становление и развитие понятийного аппарата временных жильцов;

— раскрыть права и обязанности временных жильцов, опекунов и попечителей;

— рассмотреть особенности жилищных правоотношений детей-сирот.

Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в жилищных правоотношениях и составляющие в своей совокупности общие вопросы прав и обязанностей временных жильцов, опекунов и попечителей.

Предметом является жилищное законодательство, а также иные специализированные нормативные правовые акты в данной области, регулирующие общие положения, порядок создания и деятельности товариществ собственников; также к предмету следует отнести материалы периодической печати, учебные пособия, научные статьи, мнения ученых и правоприменительную практику относительно регулирования данных вопросов.

Методологической основой работы явились основополагающие категории теории познания, общенаучный диалектический метод изучения. Также работа выполнена с использованием следующих методов: формально-юридического, историко-правового, сравнительного, статистического, изучения и обобщения материалов правоприменительной практики.

Структура работы обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, обзора источников по теме исследования, двух глав и заключения. Объем текстовой части работы составляет 26 страницы. Количество использованных источников составляет 19 наименований.

ГЛАВА 1

ВРЕМЕННЫЕ ЖИЛЬЦЫ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Временные жильцы относятся к категории лиц, которые не имеют самостоятельных прав на жилое помещение

… Таким образом, временное проживание в жилом помещении не оговорено в новом ЖК. Однако проживание временных жильцов возможно только с согласия собственника и проживающих сним совершеннолетних членов семьи. В том случае, если квартира является государственной, согласия местного исполкома на вселение временного жильца не требуется, достаточно воли нанимателя. Следует пояснить, что согласие совершеннолетних членов семьи означает согласие зарегистрированных на жилплощади лиц. При этом не имеет значения, проживают они фактически в квартире или нет.На практике временными жильцами могут быть родственники, знакомые, друзья, временно поселившиеся в жилом помещении, занимаемом собственником (нанимателем), а также лица, вселившиеся в качестве опекунов, попечителей, подопечных, если они не признаются членами семьи опекуна или попечителя.

Временными жильцами могут быть как граждане, проживающие в данном населенном пункте, так и лица, прибывшие из других населенных пунктов. Нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома, пожарной безопасности, самоуправство в реализации своих интересов и ущемление законных прав и интересов других граждан и их организаций влечет административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Преимущество статуса временного жильца заключается в том, что он, во-первых, не должен платить за своё проживание и, во-вторых, не заключает письменный договор найма жилого помещения. Недостатком же является то, что по первому требованию собственника временный жилец обязан освободить жилое помещение.

ГЛАВА 2

ВОПРОСЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН

… Таким образом, одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, является вопрос обеспечения жилыми помещениями. В отношении таких детей определены особые условия постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права владения и пользования жилым помещением, закрепленным за ними в порядке, установленном законодательством.

Дети-сироты и (или) дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат выселению из жилых помещений социального пользования, предоставленных гражданам, указанным в части первой настоящего пункта, если за детьми-сиротами и (или) детьми, оставшимися без попечения родителей, закреплены жилые помещения государственного и (или) частного жилищных фондов, нанимателями или собственниками которых являются их родители, или им принадлежат на праве собственности жилые помещения, за исключением случая предоставления жилого помещения социального пользования новому опекуну (попечителю), приемному родителю этих детей.

Государственная регистрация запрета на отчуждение жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществляется территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения таких жилых помещений на основании решений районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов о закреплении за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений. Копии указанных решений, содержащих обязательные для исполнения предписания осуществить государственную регистрацию запрета на отчуждение жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, направляются в территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

В.Т. Батычко
Жилищное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Тема 8. СОЦИАЛЬНЫЙ НАЙМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

8.7. Временные жильцы

Правила о временных жильцах, установленные в ст. 80 ЖК РФ, воспроизводят большинство положений ст. 680 ГК РФ, содержащей аналогичные нормы. Под временными жильцами следует понимать всех иных граждан, помимо нанимателя и совместно проживающих с ним членов его семьи (вселенных в жилое помещение по правилам ст. 70 ЖК РФ), независимо от наличия родственных отношений с нанимателем.

Вселение временных жильцов возможно с соблюдением двух условий: а) взаимного согласия (т.е. единогласия по этому вопросу) нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи; б) предварительного уведомления наймодателя.

Формальных требований к уведомлению наймодателя ЖК РФ не предъявляет. Представляется, что наиболее целесообразно осуществлять такое уведомление в письменной форме, так как в дальнейшем соответствующий документ может иметь доказательственное значение.

Новеллой по сравнению с ЖК РСФСР является правило о том, что наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи и временных жильцов, будет для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры — менее нормы предоставления (об указанных нормах жилой площади см. ст. 50 ЖК РФ). Напомним, что в общую площадь жилого помещения не включаются площади балконов, лоджий, веранд и террас (см. ст. 15 ЖК РФ).

Следует полагать, что если в разумный срок (т.е. объективно необходимый для принятия соответствующего решения) после получения уведомления наймодатель не запретил проживание временных жильцов, то условие об уведомлении наймодателя можно считать выполненным. В этом случае наниматель, получив согласие всех совместно с ним проживающих членов семьи, вправе вселить временных жильцов в предоставленное ему помещение.

39. Временные жильцы

С момента вселения таких жильцов наниматель принимает на себя ответственность за их действия перед наймодателем.

Введено новое правило, согласно которому срок проживания временных жильцов не может превышать шести месяцев подряд (ч. 2 ст. 80 ЖК РФ). Ранее такой предельный срок не был предусмотрен, действовало лишь правило о том, что вселение временных жильцов на срок свыше полутора месяцев допускается при условии соблюдения установленной нормы жилой площади (ч. 2 ст. 81 ЖК РСФСР).

Временные жильцы обязаны освободить соответствующее жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.

В случае прекращения договора социального найма жилого помещения, а также в случае отказа временных жильцов освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания или предъявления указанного в ч. 4 ст.80 ЖК РФ требования временные жильцы подлежат выселению из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения

Наниматель жилого помещения по договору социального найма предоставляет занимаемое им жилое помещение временным жильцам (пользователям) для безвозмездного проживания, что отличает соответствующие отношения от договора поднайма жилого помещения. Однако это не означает, что гражданско-правовые отношения нанимателя и временных жильцов не могут быть урегулированы в договорном порядке.

Например, указанные лица вправе заключить договор безвозмездного пользования жилым помещением по правилам, установленным ст. 689-701 ГК РФ.

Жилищное право

§11.7. Временные жильцы

      

       В соответствии со статьей 80 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам). Временные жильцы обязаны освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи. При прекращении договора социального найма жилого помещения, а также в случае отказа временных жильцов освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания или предъявления указанного в части 4 статьи 80 ЖК РФ требования временные жильцы подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

       Положения о временных жильцах содержатся в статье 680 ГК РФ, где говорится, что наниматель и граждане, постоянно с ним проживающие, по общему согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в жилом помещении временным жильцам (пользователям).

       Правовое положение временных жильцов характеризуется следующими особенностями:

       1) проживание временных жильцов возможно исключительно с согласия нанимателя и граждан, постоянно проживающих с ним;

       2) о проживании временных жильцов должен быть уведомлен наймодатель, с которым заключается дополнительное соглашение об оплате коммунальных услуг в связи с проживанием временных жильцов;

       3) наймодатель не может запретить проживание временных жильцов, за исключением тех случаев, когда после их вселения общая площадь жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры — менее нормы предоставления. Например, норма постановки на учет в г. Москве устанавливается в размере 10 кв. м общей площади для отдельных квартир, 15 кв. м общей площади — для квартир коммунального заселения и гостиничного типа (п. 4, 5 ст. 2 Закона г. Москвы от 15 января 2003 г. N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы"). Норма предоставления в г. Москве соответствует социальной норме и составляет 18 кв.

ВРЕМЕННЫЕ ЖИЛЬЦЫ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

м общей площади на одного человека, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 10 названного Закона);

       4) срок проживания временных жильцов не может составлять более шести месяцев подряд. В противном случае по истечении шести месяцев со дня вселения временные жильцы подлежат выселению*(108);

       5) проживание временных жильцов основано на договоре безвозмездного пользования, который может быть заключен в устной форме. У временных жильцов не возникает правовых отношений с наймодателем;

       6) временные жильцы не обладают самостоятельными правами пользования жилыми помещениями. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель, в том числе по оплате коммунальных услуг, они же отвечают своими действиями в жилищных правоотношениях лишь перед нанимателем. В соответствии с частью 12 статьи 155 Жилищного кодекса плату за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносит наниматель жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

       В случае отказа временных жильцов освободить жилое помещение при прекращении жилищных правоотношений они подлежат выселению по решению суда в принудительном порядке без предоставления другого жилья.

Временные жильцы. Договор поднайма жилых помещений

О временных жильцах говорится в ст. 80 ЖК РФ. Согласно указанной статье временные жильцы отличаются от граждан, постоянно проживающих совместно с нанимателем, тем, что самостоятельного права пользования жилым помещением не приобретают. Кроме того, установлена более широкая ответственность нанимателя за этих лиц по сравнению с предусмотренной в отношении граждан, постоянно проживающих совместно с нанимателем. Имеется в виду, что наниматель отвечает не только за нарушение временными жильцами условий договора найма жилого помещения, но и вообще за любые их действия, связанные, в конечном счете, с проживанием.

Для вселения временного жильца необходимо согласие как нанимателя, так и граждан, постоянно с ним проживающих. Что касается наймодателя, то его согласия не требуется: достаточно его уведомить о факте вселения. При этом необходимо соблюдать требования законодательства о норме жилой площади на человека.

Для проживания временных жильцов установлен максимальный срок, который равен 6 месяцам.

Если срок проживания не согласован, то, как наниматель, так и лица, постоянно с ним проживающие, могут в любой момент предъявить временным жильцам требование освободить занимаемое жилое помещение. Однако сделать это они должны не немедленно, а по истечении семидневного льготного срока.

Одно из субъективных прав нанимателя, возникающих из договора найма, — право нанимателя сдать помещение или его часть в пользование другому лицу — поднанимателю, заключив с ним договор поднайма (ст. 76 ЖК РФ). В таких случаях должны соблюдаться правила о регистрации по месту пребывания. Особенность данного договора — то, что в поднаем может сдаваться только часть жилого помещения, в том числе — часть комнаты.

Для заключения договора поднайма жилого помещения необходимо получить письменное согласие наймодателя. Представляется, что в случае неполучения такого согласия, по смыслу закона договор поднайма заключить будет невозможно, а в случае заключения такой договор должен быть признан ничтожным.

В отношении договора поднайма действует целый ряд ограничений. Так, для передачи в поднаем жилого помещения, находящегося в коммунальной квартире, требуется также согласие всех нанимателей и проживающих совместно с ними членов их семей, всех собственников и проживающих совместно с ними членов их семей.

Срок договора не может превышать срока договора найма жилого помещения.

При досрочном прекращении договора найма жилого помещения одновременно с ним прекращается договор поднайма жилого помещения.

На договор поднайма жилого помещения не распространяются правила о преимущественном праве на заключение договора на новый срок.

Особенностью договора поднайма является его возмездность. Порядок, условия, сроки внесения и размер платы за поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, устанавливаются по соглашению сторон в договоре поднайма такого жилого помещения.

Основания и порядок расторжения договора

Статья 83 ЖК РФ гласит, что расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в следующих случаях:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;

2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.

Верховный Суд РФ в п. 39 Постановления № 14 указал, что под использованием жилого помещения не по назначению следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.

Разрушение или порча жилого помещения является нарушением обязанности граждан бережно относиться к дому, в котором они проживают, соблюдать правила пользования жилыми помещениями. Закон специально оговаривает то обстоятельство, что действия по разрушению или порче занимаемого жилья должны быть не эпизодическими. Именно целенаправленные, постоянные действия по разрушению жилья могут послужить причиной для выселения проживающих в нем граждан. Под разрушением или порчей жилого помещения, являющимися основанием для выселения, в юридической литературе понимают действия, направленные на повреждение структурных элементов квартиры (окон, дверей, пола, стен, санитарного оборудования и т.п.) либо на их уничтожение.

Применение этого основания выселения требует систематичности противоправных действий, виновного поведения лица и безрезультатности применения мер предупреждения в отношении виновного лица.

Обязательное условие, без которого нельзя требовать выселения лица без предоставления ему другого жилого помещения, — систематичность, т.е. неоднократность неправомерных действий нанимателя, членов его семьи или иных проживающих в жилом помещении граждан (поднанимателей, временных жильцов, за действия которых несет ответственность наниматель).

Наиболее часто встречающимся на практике основанием выселения без предоставления гражданам другого жилого помещения является нарушение правил пользования жилыми помещениями, которое делает невозможным для других проживание с виновным в одной квартире или в одном доме.

Жилищный кодекс РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность выселения бывших членов семьи нанимателя при систематическом нарушении прав и законных интересов граждан, совместно с ним проживающих.

Вместе с тем, прекращение семейных отношений при совместном проживании граждан предполагает раздельное ведение хозяйства, изменение порядка пользования жилым помещением и порядка несения бремени расходов по уплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за содержание и ремонт жилого помещения.

Срок предоставления хостинга для scicenter.online истек

Следовательно, такие граждане фактически становятся по отношению друг к другу соседями.

В литературе отмечается, что расторжение договора социального найма по последним трем пунктам в судебной практике довольно редки, тогда как с исками о расторжении договора социального найма жилого помещения и выселении в связи с неоплатой коммунальных услуг представители муниципального жилищного фонда обращаются все чаще, что можно воспринимать как крайнюю меру борьбы с неплательщиками.

Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения по данному основанию происходит с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма. Согласно статье 90 ЖК РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Задача № 4.

Правительство РФ распорядилось выделить квартиру в муниципальном жилищном фонде г. Москвы депутату Государственной Думы Д.С. Донкареву, который приехал в Москву из г. Астрахани. Депутат Донкарев квартиру, в которой он проживал до избрания в Государственную Думу, продал и не имел жилья.

Законно ли решение Правительства РФ о выделении квартиры в муниципальном фонде г. Москвы? Кто имел право распоряжаться муниципальной собственностью?

Ответ к задаче.

В силу ст. 92 ЖК РФ, определенная категория жилых помещений относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Это, в частности, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Как видно, Донкарев, являясь депутатом Государственной думы РФ, занимает государственную должность Российской Федерации, и имеет право на служебное жилое помещение.

В то же время, согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, поскольку собственником жилого помещения, предоставленного Донкареву, является город Москва, то решение о выделении квартиры Донкареву должно приниматься представителями муниципального жилищного фонда г. Москвы, а не Правительством РФ. Следовательно, решение Правительства РФ о выделении квартиры в муниципальном фонде г. Москвы незаконно. Муниципальной собственностью имеет право распоряжаться только соответствующее муниципальное образование, в данном случае — город Москва.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ. — М.: Норма, 2014.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1. – Ст. 14.

4. Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (ред. от 16.10.2012 г.) // Бюллетень нормативных актов. — 1992. — № 1.

5. Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 г. № 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения" // Российская газета. — 2005. — № 112.

6. Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" // Российская газета. — 2013. — № 40.

7. Постановление администрации г. Красноярска от 14 апреля 2005 г. № 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска" // Красноярский рабочий. — 2005. — 19 апреля.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *