Время прибытия наряда полиции

С момента вызова прошло полчаса, потом час. Соседи закончили свои разборки и легли спать. И тут — о чудо — у подъезда появляется «бобик» с мигалкой. Но какой толк в появлении полицейских, если за час бытовая ссора может обернуться трагедией?

Это вполне реальная ситуация, с которой недавно довелось столкнуться корреспонденту «МК», живущему в крупном подмосковном городе. Подобные случаи, когда экстренные службы не спешат на вызов, к сожалению, не редкость: но являются ли они нарушением закона? И какие нормативы времени прибытия на вызов существуют у полиции, пожарных и скорой помощи? Ответы на эти вопросы оказались весьма неожиданными.

Полицейским норматив не писан

Про стражей порядка есть расхожий анекдот, когда жертва бандитов, убегая от них, звонит с мобильного в полицию и слышит в трубке: «Пожалуйста, оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас…». Часовое ожидание полицейских в Подмосковье — лишнее подтверждение тому, что эта шутка, к сожалению, недалека от истины. Ведь если стражи порядка так медленно реагируют на вызов — есть все шансы на то, что жертва преступления до их приезда попросту не доживет.

В какие сроки полицейские должны являться к тому, кто их вызвал? Согласно федеральном закону «О полиции» — незамедлительно. Но сколько это в минутах? В областном ГУ МВД дежурный офицер заявил прямо: никаких нормативов у нас нет. Незамедлительно — значит незамедлительно. Столичные полицейские на официальный запрос «МК» ответили более уклончиво — небольшой справкой от прошлого года, из которой следует, что в 2015 году время выезда наряда на место происшествия уменьшилось с 30 до 7 минут. Впрочем, по словам одного из сотрудников столичной полиции, эти цифры несколько приукрашены: «Как таковых нормативов у столичных полицейских нет, они нигде не прописаны. Мы стараемся равняться на время в 5–7 минут, которое было принято еще во времена СССР. Однако надо понимать: в полиции прошли огромные сокращения, а транспортная ситуация в городе оставляет желать лучшего. Поэтому реально в Москве полиция едет на вызов примерно 15–20 минут. Как обстоит дело в других регионах, я не знаю. Но, к примеру, даже в Московской области расстояния зачастую больше московских — а значит, полиция на вызов едет еще дольше».

Фото: Геннадий Черкасов

Так что если стражи порядка едут к вам час, когда вашей жизни угрожает опасность, — не удивляйтесь. Ведь они делают это незамедлительно — проще говоря, торопятся. Как могут.

«Скорая» часов не наблюдает

10 лет работу скорой помощи регулировал приказ Минздрава РФ от 1 ноября 2004 года №179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи». Нормативов по прибытию врачей на вызов в нем не было — зато была одна важная формулировка, что подстанции «скорой» организуются с учетом 20‑минутной транспортной доступности до всех мест, откуда медикам теоретически может поступить вызов. Потом на смену приказу №179 пришел другой документ — приказ Минздрава РФ от 20 июня 2013 года №388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Его не критиковал только ленивый, в том числе потому, что в нем ровным счетом ничего не сказано о том, в какие сроки врачи «скорой» должны являться на вызов к пациенту. В целом же про выезды документ говорит следующее: «При наличии угрозы жизни на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная бригада скорой помощи или специализированная бригада скорой помощи. Если угрозы жизни нет (т.е. оказывается скорая помощь в неотложной форме), то ближайшая свободная общепрофильная бригада направляется на вызов при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме».

В переводе с чиновничьего языка: если есть шанс, что вы умрете, к вам приедут быстро. Если вам просто плохо — то тоже приедут, но только если неподалеку нет тех, кому еще хуже, чем вам. Но как определить по телефону, кому помощь нужна больше, а кому меньше? Ведь есть те, кто, почувствовав, что «кольнуло» сердце, готов чуть ли не писать завещание. А другие, напротив, склонны игнорировать очень серьезные симптомы. Похоже, в Минздраве эту проблему поняли: 15 апреля вступил в силу приказ ведомства «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». В нем говорится о том, что подстанции скорой помощи нужно размещать так, чтобы врачи успевали доезжать до самого удаленного места своей зоны ответственности за 20 минут. Фактически чиновники решили «реанимировать» отмененный приказ №179. Впрочем, в Минздраве решили этим не ограничиваться: в ведомстве обсуждают возможность введения летом 2016 года долгожданного норматива по выездам к пациентам — строго за 20 минут, правда, лишь в экстренных случаях. Остается надеяться, что решать, какие вызовы экстренные, а какие нет, будут все же не диспетчеры на телефоне.

«В Москве время прибытия врачей к пациенту и маршрут сейчас рассчитывает компьютер, — рассказал «МК» на условиях анонимности один из медиков службы 03. — Это может быть и 4 минуты, и 8 минут, и больше. Часто диспетчеров или бригады заставляют в отчетах ставить время прибытия раньше фактического, чтобы оно укладывалось в «компьютерные» сроки. Выезды «скорой» в столице все время осложняются дорожными работами и особенно шлагбаумами во дворах. Это вообще больная тема всех бригад. Но в целом больших опозданий сейчас в городе не бывает».

На пожар — по графику

Если ни у полиции, ни у скорой помощи четких нормативов по выездам сегодня нет, то пожарные, напротив, в этом плане «впереди планеты всей». Время выезда спасателей на место ЧП регулирует ФЗ РФ от 22 июля 2008 года №123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 77‑я статья документа гласит, что время прибытия первых пожарных бригад на место вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут.

По официальным данным столичного МЧС, среднее время прибытия бригады на место ЧП в Москве составляет 6,6 минуты. Слова одного из московских спасателей, пожелавшего остаться неизвестным, подтверждают — эта статистика недалека от истины: «В Москве пожарные части расположены во всех округах, и если часть в ЗАО — то пожарные ездят на ЧП именно в этом округе. По нашим внутренним правилам, когда поступает вызов, на то, чтобы собраться и дойти до машины, нам дается всего одна минута. Потом начинается отсчет нормативного времени в 10 минут до прибытия на место ЧП. Так что по факту на выезд тратится чуть больше времени, но в целом мы все равно в нормативы укладываемся».

Довести начатое до конца в случае, если Вы стали участником уголовного или административного правонарушения, достаточно непросто, а особенно тогда, когда не знаешь алгоритма действий как со стороны органов Национальной полиции, так и со стороны заявителей.

Каков порядок заявления (оповещения) о правонарушении? Где чья компетенция? Как должны действовать заявители? Комментирует Третий днепровский местный центр по оказанию вторичной правовой помощи.

Куда звонить?

ЗАПОМНИТЕ, что единым номером, который является надежным и достоверным для вызова полиции — это «102», а не любые другие номера, которые возможно найти в интернете (например, телефон Главного управления Национальной полиции Украины в Днепропетровской области, Управления полиции охраны, районных отделений полиции и т. д., которые начинаются на + 38 (056).

Вызов полиции именно по номеру «102» в дальнейшем поможет Вам установить факт осуществления такого вызова в случае, если полиция не приехала или не предприняла надлежащих мер.

Набрали «102»: что дальше?

1. В течении двух минут работник службы «102» должен принять от Вас, как от заявителя, информацию следующего характера:

— вид правонарушения или происшествия (например, домашнее насилие, грабеж, разбой, изнасилование, распитие алкогольных напитков и т. д.);

— время, место (адрес), обстоятельства совершенного правонарушения или происшествия (в случае невозможности назвать точный адрес совершения правонарушения, Вам необходимо уточнить приблизительный адрес, где совершено правонарушение (район, направление въезда или выезда из города, расположенные вблизи магазины, торговые центры, парки или другие ориентиры);

— данные о потерпевшем или заявителе (фамилия, имя, отчество, дата рождения, регистрация места жительства (пребывания), местонахождение, абонентский номер телефона, а также, нуждается ли потерпевший, заявитель или другие лица в медицинской помощи.

2. Далее информация передается диспетчеру, который в срок до одной минуты должен назначить и направить наряд патрульных полицейскихна место происшествия. Этот срок могут продлить до 10 минут в случае, если отсутствуют свободные наряды.

В какие сроки должен прибыть наряд патрульной полиции?

Ориентировочное время прибытия наряда полиции на место происшествия с момента назначения наряда для реагирования на правонарушение (с учетом средней скорости движения автомобиля 40 — 50 км /ч) составляет:

1) в пределах города:

— до 7 минут — при нахождении наряда в зоне оперативного реагирования (зона оперативного реагирования — условное разделение территории обслуживания на отдельные секторы, которые закреплены за конкретным нарядами полиции);

— до 10 минут — в случае, если задействовано наряд с другой (соседней) зоны обслуживания;

2) в сельской местности:

— до 20 минут — при нахождении наряда в зоне оперативного реагирования;

— до 40 минут — в случае, если задействовано наряд с другого участка.

В случае осложнения погодных условий, дорожной обстановки и особенностей местности или других непредвиденных обстоятельств, общий срок прибытия наряда полиции на место совершения правонарушения или происшествия не должно превышать времени, минимально необходимого для преодоления расстояния от места дислокации наряда полиции к месту происшествия (конкретные временные рамки в таком случае законодательством не установлены).

Какие действия должен осуществить патрульный полицейский при прибытии на место происшествия?

В первую очередь полицейский должен:

1. Если на месте происшествия есть лица, которые нуждаются в медицинской помощи, вызвать экстренную медицинскую помощь до прибытия которой принимать неотложные действия, направленные на спасение и сохранение жизни человека;

2. При наличии на месте происшествия заявителя (пострадавшего) выяснить обстоятельства правонарушения или происшествия;

В случае уголовного правонарушения:

1. В случае подтверждения признаков совершенного уголовного преступления, проинформировать диспетчера о необходимости направления следственно-оперативной группы (далее — СОГ) и находиться на месте происшествия до её прибытия;

2. До прибытия СОГ обеспечить охрану места происшествия и следов совершенного уголовного преступления, сделать невозможным доступ на место происшествия посторонних лиц; при необходимости — оградить место происшествия специальной лентой «полиция»;

3. Установить личности потерпевших, свидетелей или очевидцев уголовного преступления, приметы лиц, подозреваемых в его совершении, и принять меры по их задержанию.

В случае административного правонарушения:

1. Собрать необходимые материалы проверки (например, пояснения заявителей, свидетелей);

2. Выяснить у заявителя (потерпевшего) абонентский номер телефона и адрес электронной почты, а также удобный для него способ получения ответа о результатах рассмотрения его заявления или сообщения;

3. При возможности составить по месту происшествия протокол об административном нарушении. (Стоит обратить внимание, что протокол составляется НЕ во всех случаях, а лишь в тех, что прямо предусмотрены Кодексом Украины об административных нарушениях)

Как действовать заявителю?

Одним из главных правил для заявителя — это фиксация информации о полицейских, которые осуществляли реагирования на обращение: фамилия, имя и отчество уполномоченного лица, полное наименование должности согласно номенклатуры Национальной полиции Украины с указанием специального звания и номера полицейского жетона.

Например:Иванов Иван Иванович, капрал полиции, полицейский взвода 2 роты 2 батальона 4 Управления патрульной полиции в Днепропетровской области Департамента патрульной полиции Национальной полиции Украины, полицейский жетон № 0000000.

В дальнейшем эта информация поможет оспорить действия полиции, в случае возникновения спорных моментов.

Следующее правило — отслеживайте стадии рассмотрения и результаты проверки своих заявлений об административных правонарушениях, если вопрос не был решен на месте пришествия.

Например: Вы стали жертвой домашнего насилия, вызвали наряд патрульной полиции, но по прибытию на место преступления обидчика уже не оказалось, а следовательно, протокол составлять было не на кого, но пояснения от Вас, как от заявителя, отобрали. Как правило, материалы дела (пояснения, факт правонарушения) передаются участковому, который проводит их проверку: профилактические беседы с обидчиком, составления протокола об административном правонарушении и т. д. В конце такой проверки Вам обязаны дать заключение.

Последнее и самое золотое правило — не бойтесь жаловаться на неправомерные действия полицейских (например, на факт не реагирования на вызов или ненадлежащим образом реагирования на вызов). Такая жалоба подается в Управление патрульной полиции в Днепропетровской области Департамента патрульной полиции Национальной полиции Украины, которая дальше рассматривается отделом мониторинга.

По какому принципу полицейские Киева приезжают на вызовы и почему иногда так долго едут Начальник управления организационно-аналитического обеспечения и оперативного реагирования полиции Киева Олег Карагодин 112.ua 12:4721.02.2018

Татьяна Святенко

Журналист

Каждый день в полицию Киева обращаются около 6 тыс. человек. Какая приоритетность вызова, понесут ли наказание полицейские за то, что долго ехали на место вызова, и как все это устроено, рассказали в полиции Киева

В каких районах столицы чаще всего вызывают полицию, а какие улицы самые безопасные? Почему иногда полицейских приходится ждать по 40 минут, а иногда они приезжают за считаные секунды? Сколько звонков поступает в полицию ежедневно и как оператор 102 может помочь задержать преступника прямо на месте преступления. Об этом 112.ua рассказал начальник управления организационно-аналитического обеспечения и оперативного реагирования полиции Киева Олег Карагодин.

Каждый день в полицию Киева звонят около 6 тыс. человек. Из них 4 тыс. сообщений, где необходимо присутствие или вмешательство полиции. И 2 тыс. обращений информационного характера: люди спрашивают, как попасть в нужную точку города, рассказывают, что заблудились, просят вызвать «скорую» или просто жалуются на жизнь.

Принимают звонки операторы службы 102. Они помогают гражданам, отвечая на информационные сообщения, но самое главное — именно от них зависит, как быстро полицейские смогут отреагировать на правонарушение и задержать преступника, в случае если речь идет об уголовном правонарушении.

Как звонок в полицию, например с сообщением об ограблении магазина, может помочь поймать грабителей на месте преступления благодаря оператору? Все очень просто: служба 102 работает в структуре ситуационного центра полиции Киева. В такой центр входят собственно операторы, которые принимают вызовы от граждан, диспетчера, которые направляют и контролируют прибытие экипажей полиции, и дежурный, который все это контролирует и докладывает руководителю полиции Киева оперативную обстановку в целом.

Так вот, чем быстрее и точнее оператор примет сообщение и передаст его диспетчеру, который тут же отправит туда патрульную полицию, следственно-оперативную группу и организует перекрытие улиц, тем больше вероятности, что преступников задержат если не прямо на месте преступления, то за несколько минут по «горячим» следам.

«У нас задача — быстро, по горячим следам раскрыть преступление. Отреагировать и на месте происшествия задержать преступника. Оператор не направляет полицию, его задача – как можно быстрее и качественнее выяснить все возможные подробности происшествия у заявителя. Затем создать карточку и направить информацию диспетчеру. В Киеве 10 районов и за каждым закреплен свой диспетчер, который видит все наряды в «своем» районе на карте. Вся полиция на улицах работает с планшетными компьютерами и мы видим их передвижение онлайн. Мы видим сколько у нас в этом районе полицейских и кто ближе всего к месту происшествия. Диспетчер их направляет и контролирует их прибытие», — рассказывает Карагодин.

Операторы столичной линии 102 112.ua Диспетчера столичной полиции 112.ua

«Диспетчер, понимая, какое преступление было совершено, направляет нужное количество патрулей, опергруппу, полицию охраны. За каждым районом еще закреплена патрульная полиция. Например, есть 10 экипажей, у них тоже есть старшие, которые точно также контролируют их передвижение. Они работают вместе с диспетчером и вместе контролируют. Есть приоритетность вызовов, если случается тяжкое или особо тяжкое преступление – все наряды полиции направляются туда мгновенно. Это убийства, грабежи, разбои, угоны – группы летят моментально, мы стараемся направить их несколько, чтобы брать в оцепление район, в котором совершено преступление. Как правило такие преступления совершаются на транспорте и мы сразу перекрываем этот район. Если видим, что какая-то группа не успевает, можем снять патрульных с менее серьезного происшествия», — говорит Карагодин.

Более того, по инициативе руководителя полиции Киева были созданы так называемые «группы по разбору с семейными конфликтами», в которые входят участковые. Суть таких групп в том, что они ездят «на семейные скандалы», а не патрульная полиция или опергруппа. Это позволяет разгрузить полицейских, у которых в приоритете более тяжкие преступления. «Участковый приехал, разобрался, если надо — составил протокол».

Диспетчера столичной полиции 112.ua Диспетчера столичной полиции 112.ua Диспетчера столичной полиции 112.ua

Но полиция не всегда оперативно может прибыть на место преступления. К сожалению, поступают такого рода жалобы: «Много жалоб, что полиция долго едет? Нет, но может такое быть. Это Киев, тут пробки, иногда доехать проблема. Все жалобы такого рода мы рассматриваем, проводим служебные проверки по таким фактам. Смотрим по трекеру, где находился экипаж, трекер показывает, сколько они должны были проехать, была ли там пробка. Стараемся этого не допускать, чтобы полиция как можно быстрее доезжала, но если, например, пробка из-за ДТП – это физически сложно».

К тому же, именно в Киеве люди чаще всего обращаются в полицию. «У нас по Украине самая большая нагрузка. В Киевской области, например, за год в пределах 500-600 тыс. звонков, в Киеве – 1,2 млн. Такой нагрузки, как у нас, ни у кого нет», — говорит Карагодин. Что в целом не удивительно, учитывая количество населения города.

А вот в самом городе больше всего вызовов из центральных районов. Очень много звонков поступает из Шевченковского и Печерского районов, особенно когда проходят массовые мероприятия. Также много из Оболонского и Днепровского районов, а вот в Голосеевском уже меньше. «В среднем везде одинаково. Иногда вспышка в одном месте, иногда в другом. Лично Крищенко (руководитель полиции Киева Андрей Крищенко) все время контролирует оперативную обстановку в столице, как в центральной ее части, так и на окраинах. В целом мы констатируем за прошлый месяц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года минус тысячу совершенных преступлений. Минус по таким видам как изнасилования на 100%, разбои на 43%, грабежи и кражи – почти на 20%, угонов автотранспорта на 19%», — говорит Карагодин.

112.ua

Как рассказывает руководитель управления, в среднем оператор 102 за смену принимает 350-500 звонков, работая по 24 часа. К тому же иногда звонят «особенные люди», которых оператор тоже должен выслушать. Такие люди могут набрать номер «102» до 800 раз за сутки, а есть и такие, у которых по 10 тыс. звонков в год. «С каждым оператором общается психолог. Важно, чтобы человек заступал на службу подготовленным и уравновешенным, не нервничал. Но все равно не каждый выдерживает эту работу. Хотя сами условия достойные – зарплата до 6 тыс. гривен при графике сутки через трое. А с учетом того, что все операторы – гражданские лица, они могут подрабатывать еще где-то».

«Раньше от момента поступления звонка до момента получения информации непосредственно нарядом полиции, который только поедет на место происшествия, проходило до 5-8 минут. Сейчас это время сокращено максимум до минуты, а то и секунд. Это не панацея, есть и проблемы, люди не всегда могут дозвониться, наряды не всегда приезжают так быстро, как хотелось бы, с учетом дорожной обстановки. Но наш ситуационный центр работает не так давно и сейчас сложно представить, что когда-то было иначе», — резюмирует Крищенко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *