Введение многоквартирного дома в эксплуатацию

На любой возведенный объект строительства у застройщика должны быть документы, которые подтверждают ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и соответствие строительства действующим правилам и нормам.

Ввод объекта в эксплуатацию является завершающим этапом строительства, благодаря которому люди получают право собственности на жилье, а также возможность подключения к инженерным сетям.

Как проходит процедура ввода дома в эксплуатацию, какие документы нужно подготовить и куда обращаться для получения необходимой документации?

Ввод объекта в эксплуатацию: что это значит?

Ввод объекта в эксплуатацию – обязательное мероприятие, подтверждающее соответствие объекта капитального строительства действующему законодательству, нормативам, результатам изысканий, проектной документации, действующим техническим регламентам.

Это документ, гарантирующий застройщикам и потребителям то, что построенный объект безопасен, готов к эксплуатации, срок его эксплуатации определен при соблюдении условий, заложенных в проектной документации.

Готовый к эксплуатации дом – тот объект, по которому были завершены строительно-монтажные, пуско-наладочные, отделочные и другие работы, а также по которому была оформлена и согласована вся исполнительная документация.

Любой объект жилого назначения по действующему российскому законодательству должен использоваться только после официального ввода такого объекта в эксплуатацию, а также после получения документа о готовности дома к вселению людей и их проживанию.

Законодательная база

По состоянию на 2020 год ввод объекта в эксплуатацию регламентируется такими документами:

  • Градостроительным кодексом (статья 55). В этом документе указывается, что готовый объект капитального строительства принимают органы местной власти;
  • Положением о государственном строительном надзоре в РФ.

Кто выдает разрешение?

Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства может выдавать:

  • федеральный орган исполнительной власти;
  • органы местной власти;
  • уполномоченный орган в поселении, городском округе, муниципальном районе в сфере градостроительной деятельности.

Уполномоченный орган исполнительной власти РФ выдает разрешение только на основании ранее выданного этим органом разрешения на строительство.

Считается ли дом введенным в эксплуатацию, если есть разрешение?

Дом признается введенным в эксплуатацию тогда, когда была произведена процедура регистрации права собственности.

Само по себе разрешение без регистрации в Росреестре вовсе не означает, что дом является жилым объектом.

Этот документ только дает зеленый свет для дальнейших действий – для постановки дома на кадастровый учет и регистрацию в Росреестре.

Порядок ввода дома в эксплуатацию в 2020 году

Для ввода объекта недвижимости в эксплуатацию застройщику нужно:

  1. Обратиться в орган местного самоуправления, который выдавал разрешение на строительство. Заявитель может обратиться лично либо подать заявление о выдаче разрешения через МФЦ по месту нахождения объекта недвижимости.
  2. Подготовить необходимый пакет документов и передать его в орган местного самоуправления, который ранее выдал разрешение на возведение многоквартирного дома.
  3. Получив документы от заявителя, орган местной администрации должен в течении 7 рабочих дней должен проверить наличие всех необходимых документов, а также правильность их оформления согласно действующему законодательству. Также в течении недели на место нахождения объекта должен быть выслан компетентный человек (группа лиц, комиссия), который осмотрит дом, после чего выдаст заявителю документ на ввод объект в эксплуатацию либо же выдаст ему письменный отказ с указанием причин.

Без проведения строительно-монтажных работ, инженерных коммуникаций, благоустройства придомовой территории, обмера объекта и заключения договоров на обслуживание дома объект недвижимости не может быть введен в эксплуатацию.

Предварительная подготовка

Прежде чем идти в местную администрацию для получения разрешения, застройщик должен вначале обратиться в уполномоченный орган для уведомления об окончании строительства дома, а также о его готовности к сдаче в эксплуатацию.

После этого завершенный объект строительства проходит всестороннюю экспертизу, для которой собирается специальная комиссия, в которую включают специалистов из экологического, пожарного и санитарно-эпидемиологического ведомств.

Если объект недвижимости удовлетворяет комиссию по всем параметрам, тогда эксперты выносят решение о том, что дом пригоден к эксплуатации. Результатом проведенной проверки становится оформление проверочного акта.

И только после получения предварительного одобрения застройщик может обратиться в местную администрацию, подать заявление на выдачу разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию.

Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию

Согласно п. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления может отказать заявителю в выдаче разрешения, если:

  • будет подан неполный пакет документов либо документы будут неправильно оформлены;
  • дом не соответствует требованиям по строительству, проекту планировки территории, ее межевания;
  • объект строительства не соответствует требованиям, которые были прописаны в разрешении на строительство;
  • параметры построенного многоквартирного дома не соответствуют проектной документации.

Заявитель может и должен добиваться своего права, если он считает, что возведенный им объект капитального строительства построен согласно всем правилам и нормам.

В случае получения отказа в выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию застройщик может оспорить это решение в суде.

Документы для ввода многоквартирного дома в эксплуатацию

Для рассмотрения документов от заявителя и выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию, орган государственной власти или местного самоуправления должен получить на руки такие документы от застройщика:

  • правоустанавливающие документы на землю, на которой возведен жилой дом. Это может быть договор в отношении земельного участка, акт органа государственной власти или местного самоуправления (если земля была предоставлена бесплатно), решение суда, решение об установлении сервитута;
  • градостроительный план земельного участка – его можно получить в местной администрации;
  • разрешение на строительство – можно получить в местной администрации;
  • акт приема-передачи дома – если строительство осуществлялось на основании договора строительного подряда;
  • акт о соответствии построенного дома требованиям технических регламентов – подписывается подрядчиком, представителем технического надзора заказчика, застройщиком (заказчиком);
  • документы, которые подтверждают соответствие возведенного жилого дома техническим условиям;
  • схема, на которой отображается расположение многоквартирного дома, инженерных сетей. Такая схема должна быть подписана представителем организации, которая осуществляла строительство объекта;
  • заключение, выданное органом государственного строительного надзора, о соответствии возведенного дома требованиям проектной документации;
  • технический план объекта недвижимости;
  • заявление о выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Оформление разрешения на ввод дома в эксплуатацию

Документ оформляется в письменном виде, в двух экземплярах:

  • первый выдается застройщику;
  • второй экземпляр хранится у органа, который выдал разрешение.

Копия разрешения сберегается у подрядчика на участке строительства. Срок хранения документа – 5 лет с момента его выдачи.

Почему нельзя вселять людей в дом, не получив разрешение?

Даже если застройщик уверен в том, что жилой дом полностью готов к заселению людей, что в нем присутствуют все необходимые коммуникации, а сам объект строительства соответствует всем нормам и правилам, то без получения разрешения такой дом нельзя использовать для проживания людей.

Если у застройщика не будет такого документа, то это будет являться грубым нарушением законодательства в сфере градостроительства. Отсутствие разрешения может создать предпосылки для появления опасных условий, что чревато причинением вреда здоровью человека (людей).

Также при отсутствии разрешения нельзя поставить дом на кадастровый учет. У владельцев квартир также не получится зарегистрировать в Росреестре право собственности на жилье, если на руках у них не будет такого разрешения.

Процесс ввода жилого дома в эксплуатацию предполагает сбор необходимого пакета документов, его подачу в орган местной администрации, прибытие комиссии на объект и осуществление его проверки, подачу документов в администрацию для получения разрешения.

Без разрешения невозможно поставить дом на кадастровый учет и регистрировать право собственности на объект недвижимости.

Договором долевого участия предусмотрено множество второстепенных пунктов, которые могут исключаться после согласования воли сторон. Наиболее важным из них является подписание соглашения с управляющей компанией (далее – УК) – компанией, занимающейся эксплуатацией многоквартирных домов на основе договоров, заключённых с их собственниками. В узком смысле слова подобная организация – посредник между собственниками и компаниями, оказывающие различные услуги, необходимые для полноценного содержания дома. Именно от работы таких организаций зависит дальнейшее качество содержания дома – поэтому дольщики, ожидая окончания строительства, зачастую изучают потенциальные УК, не менее внимательно, чем строительную компанию.

После завершения строительства, сами жильцы вправе решать, какую управляющую организацию им выбрать. Важно понимать, что компания застройщик со сдачей дома в эксплуатацию фактически выполняет все свои обязательства, и в дальнейшем именно вы, как собственник, вправе организацию для управления домом. Современное законодательство согласно (ст. 161 ЖК РФ ) предусматривает несколько видов управления домом:

  • самостоятельное управление домом (при наличии не не более 30 жилых помещений в нем);
  • создание специального кооператива или ТСЖ;
  • специализированная УК.

Право выбора

Также законодательством установлено, что после вселения жильцов у них есть год на выбор управляющей компании. В противном случае органы местного самоуправления устраивают конкурс, по окончании которого оформляется договор с победившей УК.

Иногда возникают ситуации, когда застройщик в своих интересах пытается навязать собственникам жилья конкретную УК. Недобросовестные застройщики зачастую навязывают дольщикам некомпетентные УК с целью дальнейшего заработка, требуя заочно, задним числом ещё до завершения строительства подписать договор с такой организацией. Данный договор индивидуален и если вы только после его подписания обнаружили неподходящие для вас условия, расторгнуть его будет непросто – поэтому перед началом сотрудничества с УК необходимо тщательно изучить все предлагаемые вам условия. В данном случае не имеет значения качество выполненной застройщиком работы. Конечно, бывают ситуации, когда дольщиков изначально не устроило качество работы застройщика, в силу чего они изначально не воспримут предложение дольщика всерьёз. Так может произойти в таких случаях, когда:

  • представленная квартира была с недоделками;
  • без отопления воды и газа;
  • застройщик по ходу строительства предлагал дольщикам доплачивать за кв. метры;
  • застройщик по ходу строительства предлагал подписать доп. соглашение о переносе сроков.

Однако даже если строительство прошло без претензии с вашей стороны, не поддавайтесь на уговоры застройщика по поводу выбора конкретной управляющей организации. Подобный выбор – исключительно ваше право как собственника помещения.

Практически всегда строительная компания даже при качественном исполнении всех обязанностей не упускает возможность дополнительно заработать на застройщиках при помощи УК, которая включает в условия договора завышенные тарифы. К сожалению, подобная практика всё ещё актуальна, поскольку далеко не все дольщики вчитываются в нюансы того или иного договора.

Как и в случае с написанием претензии или подачей иска в суд только вам самим стоит решать, с какой именно компанией вам стоит подписывать договор и целесообразно ли вам это делать в принципе. Как при заключении договора ДДУ, так и при вселении пожелания каждого дольщика индивидуальны. Застройщик не имеет права принуждать вас подписать договор с конкретной УК – и при навязывании вам конкретной организации, которая вам не подходит вы вправе отказаться от предлагаемых услуг и самостоятельно определиться с компанией по управлению домом.

Законодательная опора для собственников жилья

Современное законодательство защищает права дольщиков на всех стадиях строительства, в том числе – при подписании договора с УК по завершению сдачи дома в эксплуатацию. С 2015 года были внесены множество законодательных изменений, играющих на руку дольщикам, о которых, тем не менее, далеко не все осведомлены в полной мере. Так с недавнего момента в процессе выбора УК:

  • если дольщики единогласно выберут конкретную УК, застройщик будет обязан заключить договор именно с ней;
  • выбор компании является приоритетным условием для дольщиков, и застройщик не имеет права при выборе УК принимать решение за них.

В теории застройщик изначально некомпетентен, навязывать дольщикам требование о заключение договора с УК, ведь согласно любому договору долевого участия его обязанности заканчиваются после сдачи жилья собственникам. Но на практике многие строительные организации навязывают услуги ненадёжных компаний в целях дополнительного источника заработка – поэтому в случае возникновения такой ситуации необходимо отказаться от подобных предложений, особенно если УК изначально вызывают у вас подозрение. Если же застройщик в этом вопросе проявляет подозрительную назойливость, вам будет лучше обратиться к юристам компетентным в этом вопросе, которые смогут не только разъяснить действия застройщика, но и сообщить вам критерии, необходимые для поиска подходящей управляющей организации.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил новые требования к застройщику, имеющему право привлекать денежные средства граждан на основании договоров долевого участия (далее — ДДУ), которым он должен соответствовать на дату направления проектной декларации в контролирующий орган. Одним из таких требований является минимальный размер уставного капитала.

Уставный капитал застройщика должен быть полностью оплачен и составлять не менее чем установленный минимальный размер в зависимости от общей площади всех жилых и нежилых помещений в составе всех многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, не введенных в эксплуатацию, строительство которых осуществляется с привлечением средств участников долевого строительства.

Минимальный размер уставного капитала застройщика Максимальная общая площадь объектов долевого строительства
2 млн.500 тыс. руб. до 1500 м2
4 млн. руб. до 2500 м2
10 млн. руб. до 10 000 м2
40 млн. руб. до 25 000 м2
80 млн. руб. до 50 000 м2
150 млн. руб. до 100 000 м2
400 млн. руб. до 250 000 м2
800 млн. руб. до 500 000 м2
1 млрд.500 млн. руб. более 500 000 м2

Введение данного требования вызвано государственной политикой по защите прав дольщиков и направлено на то, чтобы сделать сферу долевого строительства безопаснее.
В Алтайском крае обязанность по проверке соответствия застройщика установленным требованиям возлагается на Государственную инспекцию Алтайского края.
Если уставный капитал застройщика не соответствует минимальному размеру, то он может заключить договоры поручительства в порядке, установленном статьей 15.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» (далее – 214-ФЗ). Поручителем или сопоручителем по договору поручительства может быть юридическое лицо, которое является учредителем (участником) застройщика. В этом случае суммируются все уставные капиталы указанных лиц, в том числе застройщиков, которые заключили другие договоры поручительства с этим же поручителем (далее — связанные лица). Поручитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к застройщику. Поручитель или сопоручители обязываются в полном объеме отвечать по обязательствам застройщика, вытекающим из договоров долевого участия: обязательство по передаче объекта долевого строительства, уплата неустоек (штрафов, пеней), гарантии качества объекта долевого строительства, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещение судебных издержек и других убытков участника долевого строительства, вызванных ненадлежащим исполнением обязательств застройщика.

Срок действия поручительства должен быть не менее чем на 2 года больше срока передачи объекта долевого участия, установленного в ДДУ. Договор поручительства подлежит нотариальному удостоверению и заключается до государственной регистрации первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
В случае уступки или перехода прав требований по договору участия в долевом строительстве права по договору поручительства переходят к новому участнику долевого строительства.
В случае расторжения или досрочного прекращения поручительства (например, по причине несоответсвия поручителя требованиям 214-ФЗ), поручитель и застройщик обязаны уведомить об этом участника долевого строительства, не позднее чем за 1 месяц до даты расторжения. Кроме того, в случае расторжения или досрочного прекращения договора поручительства до истечения срока его действия застройщик обязан в течение 5-ти рабочих дней уведомить об этом контролирующий орган, т.е. инспекцию. При этом застройщик, размер уставного капитала которого не соответствует требованиям 214-ФЗ, обязан заключить другой договор поручительства не позднее двадцати дней со дня расторжения или досрочного прекращения договора поручительства.

Застройщик, заключивший договор поручительства, обязан довести до сведения лица, намеревающегося заключить договор участия в долевом строительстве, условия поручительства, а также сведения о поручителе (сопоручителях) до заключения договора участия в долевом строительстве.

В случае заключения с гражданами договоров, объектами долевого строительства по которым являются жилые помещения в многоквартирном доме, застройщик, размер уставного капитала которого не соответствует требованиям 214-ФЗ, наряду с исполнением обязанности по обеспечению своей гражданской ответственности перед дольщиками (поручительство банка, страхование), обязан также заключить с одним или несколькими юридическими лицами договор поручительства, предусмотренный статьей 15.3 настоящего 214-ФЗ.

Требования о минимальном размере уставного капитала застройщика распространяются на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства, если государственная регистрация ДДУ с первым участником осуществляется после 1 июля 2017 года.

Свое соответствие установленным требованиям, а также соответствие таким требованиям своих поручителей застройщик декларирует в проектной декларации. В соответствии с 304-ФЗ проектная декларация должна содержать следующую дополнительную информацию о проекте строительства, по сравнению с действующим законодательством:

  • — о размере полностью оплаченного уставного капитала застройщика и связанных с ним лиц (поручителей, сопоручителей, иных застройщиков, также заключивших с указанным поручителем или сопоручителями другой договор поручительства) с указанием их фирменного наименования, места нахождения, адреса, адреса электронной почты, номера телефона;
  • — о размере максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика, соответствующего размеру уставного капитала застройщика и связанных с ним лиц;
  • — о сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений в составе всех многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется со всеми его проектными декларациями, и которые не введены в эксплуатацию (далее – сумма общей площади), а в случае заключения договора поручительства — о сумме общей площади застройщика и связанных с ним лиц

.
При государственной регистрации ДДУ с первым участником долевого строительства помимо ранее предусмотренных документов требуется заключение контролирующего органа о соответствии застройщика установленным требованиям, которое выдано не ранее 60-ти дней со дня предоставления заявления о регистрации. Также в орган регистрации прав предоставляется договор поручительства по обязательствам застройщика в случае, когда размер уставного капитала застройщика не соответствует установленным требованиям.

В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество вносятся дополнительные сведения:
-о страховой организации или обществе взаимного страхования;
-о банке, заключившим договор поручительства за исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения;
-о банке, в котором отрыт счет эскроу (если такое условие содержится в ДДУ);
-о поручителе (сопоручителях) застройщика, уставный капитал которого не соответствует установленным требованиям.

В случае, если в орган регистрации прав поступило уведомление от контролирующего органа об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, то орган регистрации прав обязан внести сведения об отсутствии прав в ЕГРП и направить участникам долевого строительства соответствующее уведомление.
Заключение контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям, дающим право на привлечение средств граждан; договор поручительства, если уставный капитал застройщика не соответствует установленным требованиям обязательно должны быть размещены на официальном сайте застройщика.

Вводятся дополнительные основания для обращения контролирующего органа в арбитражный суд о приостановлении деятельности застройщика:
— в проектной декларации продекларированы заведомо ложные сведения о соответствии застройщика установленным требования на право привлечения денежных средств граждан;
— по истечении 6 месяцев не устранены предписания контролирующего органа об устранении нарушений требований к застройщику о минимальном размере уставного капитала, об отсутствии недоимки по налогам и сборам, об отсутствии судимости и административных взысканий в виде дисквалификации у должностных лиц застройщика.

Дата публикации: 20 сентября 2018 г.

Проведение конкурса по отбору управляющей компании не допускается, если собственники помещений в доме и дольщики, которые еще не оформили свое право собственности, сами выбрали управляющую организацию. Так решил Верховный суд.

Портал ЕРЗ сообщал, что после вступления в силу новых норм Жилищного кодекса возникла неопределенность в наличии у участников долевого строительства права выбирать управляющую компанию в период до регистрации права собственности на построенную квартиру. Разночтения по данному вопросу привели к множеству судебных споров. Первый из споров дошел до Верховного суда.

Как следует из материалов дела, администрация Колпинского района г. Санкт – Петербурга провела аукцион по выбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, несмотря на то что собственники многоквартирного дома и участники долевого строительства, которые еще не оформили свое право собственности, сделали выбор по способу управления многоквартирным домом и его управляющей компании. Управляющей компанией по выбору дольщиков стало ООО «Городской центр коммунального сервиса». При этом администрация на момент проведения аукциона располагала информацией о самостоятельном выборе собственниками дома способа управления общим имуществом дома.

Решением Арбитражного суда первой инстанции, оставленным апелляционной инстанцией без изменения, открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом признан недействительным. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2017 принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

Отменяя принятые судебные акты, суд округа исходил из того, что в силу прямого указания закона управляющую организацию выбирают собственники помещений в многоквартирном доме. Вывод судов о том, что на общем собрании по выбору управляющей организации могут участвовать не только собственники, но и владельцы помещений, получившие их по акту, но не зарегистрировавшие право собственности, не основан на законе и не соответствует судебно-арбитражной практике.

В материалы дела представлен не только протокол общего собрания собственников от 24.09.2015, но и протокол общего собрания собственников от 03.12.2015, на котором также помимо собственников участвовали дольщики. Однако вопрос о том, сколько было собственников и сколько дольщиков, и соответственно, имелся ли кворум на этом собрании, суды не исследовали. Учитывая эти обстоятельства, суд Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что судебные акты подлежат отмене, а дело должно быть направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации определением от 15.09.2017 №307-ЭС17-4212 решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.21017 г. не поддержал, и оставил в силе решение Арбитражного суда первой и апелляционной инстанции.

Мотивировка Верховного суда следующая. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей компании, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.

Вывод Верховного суда Российской Федерации основывался на нормах статьи 8, части 1 статьи 12, части 2 статьи 16 Федерального закона №214-ФЗ, пункта 3 статьи 13 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона №122-ФЗ. По смыслу названных положений закона с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства владеет, пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника, и именно с этого момента вправе обратиться с заявлением в регистрирующий орган о государственной регистрации своего права.

Основанием владения объектом недвижимости является соответствующий договор, по которому помещение передано застройщиком участнику долевого строительства. При этом собственником станет именно лицо, которому передано помещение от застройщика, поскольку данное лицо после передачи не сможет включить в оборот указанное помещение до регистрации права собственности на себя.

Несмотря на то что участники долевого строительства, не зарегистрировавшие еще свое право, формально не являются собственниками, у них с момента подписания передаточного акта уже возникают обязанности: по внесению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги и платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома.

Из вышеизложенного следует, что в отношениях, связанных с управлением общим имуществом, участник долевого строительства становится правомочным с момента передачи ему помещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *