Выезд на разделительную полосу

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про штраф за движение по разделительной полосе. Данное нарушение водители обычно выполняют сознательно и специально, чтобы перехитрить остальных и объехать пробку.

Естественно, рассматриваться будут только разделительные полосы, которые выделены исключительно линиями разметки, т.е. не создают препятствия для движения автомобилей.

  • Ограничение на движение по разделительной полосе
  • Кто может ездить по разделительной полосе?
  • Штраф за езду по разделительной полосе
  • Лишение прав за движение по разделительной полосе

Ограничение на движение по разделительной полосе

Ситуация регламентируется пунктом 9.9 правил дорожного движения:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

Т.е. движение по разделительной полосе само по себе является нарушение правил дорожного движения. Кроме того, нарушением является и пересечение сплошной линии разметки 1.2 при выезде на разделительную полосу:

1.2 — обозначает край проезжей части;

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Кто может ездить по разделительной полосе?

Рассмотрим пункт 3.1 ПДД:

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 — 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

По разделительной полосе могут ехать без нарушения правил:

  1. Автомобили с включенными синими проблесковыми маячками. Обратите внимание, при этом не обязательно должны быть включены звуковые сигналы. Т.е. автомобиль с синей мигалкой может ехать по разделительной полосе бесшумно и это не будет нарушением правил.
  2. Автомобили с включенными одновременно синим и красным проблесковым маячками, специальными звуковыми сигналами, имеющие цветографические схемы оперативных служб, а также сопровождаемые этими автомобилями транспортные средства. Так что если по разделительной полосе едет автомобиль ГИБДД с включенными маячками и сиреной, то это означает, что за ним могут двигаться и другие автомобили (без спецсигналов). При этом они также находятся на разделительной полосе без нарушения правил.

Рассмотрим пример. Предположим, что «самый хитрый» водитель решил объехать пробку по разделительной полосе и начал перестроение. При этом водитель, уверенный в собственной хитрости, не убедился в безопасности маневра и произошло столкновение. Второй автомобиль ехал по разделительной полосе без нарушения, т.к. на нем был включен синий проблесковый маячок. Виновником ДТП будет признан водитель, который перестраивался на разделительную полосу с нарушением.

Штраф за езду по разделительной полосе в 2020 году

Статья 12.15 КоАП, часть 1:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

За движение по разделительной полосе в 2020 году может быть наложен штраф в размере 1 500 рублей.

Статья 12.16 КоАП, часть 1:

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Кроме того, штраф может быть наложен и за пересечение сплошной линии разметки при выезде на разделительную полосу — 500 рублей или предупреждение.

Т.е. если водитель въехал на разделительную полосу через сплошную линию разметки и после этого продолжил движение по этой полосе, то он может получить 2 штрафа на сумму 2 000 рублей.

Лишение прав за движение по разделительной полосе

Выше были рассмотрены штрафы, которые могут быть наложены за движение по разделительной полосе. Однако размер их не очень велик, поэтому некоторые недобросовестные водители выезжают на разделительную полосу для объезда пробок. Специально для них сотрудники ГИБДД придумали хитрую схему, предусматривающую лишение прав. Рассмотрим ее детали:

  1. На дороге образовалась пробка, в которой стоят автомобили во всех полосах движения. Хороший пример — Кутузовский проспект в Москве в часы пик.
  2. Автомобиль ГИБДД стоит в пробке вместе со всеми (в левой полосе движения).
  3. Как только находится хитрец, желающий объехать пробку по разделительной полосе, полицейские включают спецсигналы (мигалки и сирену) и выезжают на разделительную полосу.
  4. Патрульный автомобиль догоняет нарушителя, который при этом должен уступить дорогу полицейским в соответствии с пунктом 3.2 ПДД. Однако сделать этого он не может, т.к. деваться с разделительной полосы некуда.
  5. При таком развитии событий водитель может получить наказание по части 3 статьи 12.17 КоАП (500 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев).

В данном случае сотрудники ГИБДД искусственно создают ситуацию, в которой водитель нарушает требования правил. Это не очень распространенная практика, однако пред тем как начинать хитрить и выезжать на разделительную полосу, рекомендую вспомнить о том, что полицейские тоже могут оказаться хитрецами.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 7 июля 2017 Раздел: Штрафы ГИБДД Об авторе: Максим Калашников — эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Разбираемся в разнице качества фрезерования при встречном и попутном направлении режущих граней относительно материала.

Во время встречного фрезерования зуб фрезы во время снятия стружки с обрабатываемого материала нагружается плавно, благодаря чему ресурс инструмента исчерпывается гораздо дольше по сравнению с попутным фрезерованием.

Такой способ фрезерования также поможет продлить срок службы фрезы в случае с поверхностно уплотненной заготовкой, так как снятие стружки начинается с неплотного подкоркового слоя материала.

В зависимости от направления вращения фрезы выделяют 2 типа фрезерования: встречное и попутное.

Попутным называют такой способ фрезерования, при котором подача материала совпадает с направлением вращения фрезы, рис.1.

Рис. 1. Встречное фрезерование — А. Попутное фрезерование- Б.

Если же направление фрезерования и подача противоположно направлены, то имеем дело со встречным фрезерованием

Как недостатки, так и преимущества есть у обоих способов.

При попутном фрезеровании зуб фрезы в момент входа в заготовку нагружается скачкообразно, происходит удар о поверхность обрабатываемого материала. Как следствие из этого получаем повышенный износ инструмента. Наиболее существенно этот эффект проявляется при обработке поверхностно уплотненного материала и обработке поверхности прямозубыми цилиндрическими фрезами.

При попутном фрезеровании происходит уплотнение обрабатываемой поверхности. Это, конечно, нельзя однозначно отнести к достоинствам или недостаткам. Уплотнение связано с тем, что непосредственно в зоне обработки происходят пластические деформации срезаемого слоя материала, а благодаря тому, что силы давления фрезы и реакции заготовки в зоне обработки направлены встречно, происходит сминание (то самое уплотнение) слоя материала заготовки.

Благодаря тому, что фреза в процессе работы давит на заготовку, прижимая ее к опорной поверхности и тем самым увеличивая жесткость сопряжения, точность обработки получается выше, по сравнению со встречным фрезерованием.

Во время встречного фрезерования зуб фрезы во время снятия стружки с обрабатываемого материала нагружается плавно, благодаря чему ресурс инструмента исчерпывается гораздо дольше по сравнению с попутным фрезерованием. Такой способ фрезерования также поможет продлить срок службы фрезы в случае с поверхностно уплотненной заготовкой, так как снятие стружки начинается с неплотного подкоркового слоя материала. В области же плотной корки (выделена область «А» на рис.1 б) разделение материала происходит во многом за счет сил растяжения и изгиба. Эти виды нагрузки требуют гораздо меньшего усилия для разрушения материала, в отличие от сминания, которое имеем в случае с попутным фрезерованием.

При встречном способе фрезерования изменение плотности обрабатываемого слоя материала происходит в меньшей степени. Однако при этом возможно проскальзывание зуба по поверхности заготовки, что приведет к упрочнению продавленного слоя и последующему увеличению требуемой для обработки нагрузки.

При встречном способе обработки материала фреза в процессе работы стремится вытянуть слой материала из заготовки. При этом толщина срезаемой стружки непостоянна. Из-за вызываемых при этом упругих деформаций возникает вибрация и, как следствие, снижается качество обрабатываемой поверхности.

Итак, учитывая названные преимущества и недостатки рассматриваемых способов фрезерования можно сделать выводы, что попутное фрезерование больше подходит для:

289. Дорожная разметка (5. pielikums) должна соответствовать требованиям стандарта LVS 85:2016 «Дорожная разметка», LVS 85:2016/A1:2018 «Дорожная разметка» un LVS 93:2006 «Дорожные сигнальные столбики. Правила применения». Пешеходные переходы проектируются в соответствии со стандартом LVS 190–10:2007 и LVS 190-10:2007/A1:2010 » Правила проектирования пешеходных переходов».

(MK 28.05.2019. noteikumu Nr. 219 redakcijā)

290. Вертикальная разметка на дорожных сооружениях, элементах оборудования дорог и на местах проведения дорожных работ определяет габариты объектов, а также служит средством ориентирования. Перечень видов вертикальной дорожной разметки:

290.1. 901, 902, 903, 904 дорожные разметки , обозначают направление движения на поворотах, где видимость ограничена зданиями, посадками и т.п., на трехсторонних перекрестках, а также направления объезда участков дорог, на которых проводятся дорожные работы;

901 902 903 904

290.2. Дорожная разметка 905 обозначает направления движения — слева или справа при объезде элементов дороги,

находящихся на разных уровнях относительно проезжей части (разделительные полосы, островки безопасности и т.п.);

290.3. Дорожные разметки 906 и 907 обозначают направление движения объезда — слева (дорожная разметка 906) или справа (дорожная разметка 907) элементов дороги, находящихся на разных уровнях относительно проезжей части (разделительные полосы, островки безопасности и т.п.), а также препятствий (концы барьеров, ограждений и т.п.), находящихся в непосредственной близости от проезжей части, которые могут представлять опасность для движущихся транспортных средств;

906 907

290.4. Дорожные разметки 908, 909, 910, 911, 912 и 913 обозначают место проведения дорожных работ (дорожные разметки 908 и 910 предусматривают объезд места проведения дорожных работ — слева, 909 и 911 — справа, 912 — запрещает дальнейшее движение, 913 — обозначает место проведения кратковременных дорожных работ);

908 909 910 911 912 913

290.5. Дорожные разметки 914 и 915 обозначают элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и т.п.), которые могут представлять опасность для движущихся транспортных средств. Дорожная разметка 914 предусматривает их объезд слева, 915 — справа;

914 915

290.6. Дорожная разметка 916 обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;

290.7. Дорожные разметки 917 и 918 обозначают сигнальные столбики (917- на правой стороне дороги, 918 — на левой стороне дороги);

917 918

291. Для привлечения внимания к опасным участкам дороги (в местах выезда с прилегающих территорий и т.п.) дорожные разметки 917 и 918, наносимые на сигнальные столбики, могут быть желтого цвета на черном фоне.

290.8. Дорожная разметка 919 обозначает место проведения дорожных работ.

(Grozīts ar MK 28.05.2019. noteikumiem Nr. 219)

291. Для привлечения внимания к опасным участкам дороги (в местах выезда с прилегающих территорий и т.п.) дорожные разметки 917 и 918, наносимые на сигнальные столбики, могут быть желтого цвета на черном фоне.

917 918

292. Горизонтальная разметка (линии, стрелы, символы и другие обозначения на дороге) устанавливает определенные режимы и порядок движения. Горизонтальная разметка имеет белый цвет, кроме дорожной разметки 943, 944, 945, 946, 947 и 948, которые имеют желтый цвет.

943 944 945 946 947 948

292. 1. Дорожная разметка 920 — сплошная линия — разделяет транспортные потоки противоположных направлений, обозначает границы полос движения в опасных местах; участки проезжей части, на которые въезд запрещен, границы мест стоянок транспортных средств и площадок для стоянки; край проезжей части дорог, где остановка и стоянка запрещены; отделяют полосу, предназначенную для движения определенных транспортных средств; широкая линия обозначает край проезжей части, предназначенной для движения механических транспортных средств в местах, где на одном уровне и с тем же покрытием оборудована велосипедная дорожка;

295. Линии дорожной разметки пересекать запрещается, за исключением случая применения линии дорожной разметки для обозначения границ места стоянки или для разделения встречных потоков транспортных средств с целью возврата на сторону своего направления движения.

292.2. Дорожная разметка 921 — двойная сплошная линия — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих три полосы движения и более ( исключая полосы для разбега и торможения);

295. Линию дорожной разметки 921 пересекать запрещается.

292.3. Дорожная разметка 922 — прерывистая линия, у которой длина штриха в три раза меньше расстояния между ними, — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две полосы движения (исключая полосы для разгона или торможения), обозначает границы полос движения на дорогах, имеющих две и более полосы движения в одном направлении;

314.4

292.4. Дорожная разметка 923 — прерывистая линия, у которой длина штриха в три раза больше расстояния между ними, — разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений и предупреждает о приближении к линии дорожной разметки 920, 921 или 928;

923 920 921 928

292.5. Дорожная разметка 924 — прерывистая линия, у которой длина штриха в два раза больше расстояния между ними, — обозначает край проезжей части на участках дороги, где остановка и стоянка разрешены;

292.6. Дорожная разметка 925 — прерывистая линия, у которой длина штриха равна расстоянию между ними, — обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

292.7. Дорожная разметка 926 — широкая прерывистая линия — обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части, или границу между остановкой пассажирских транспортных средств общего пользования и основной полосой;

292.8. Дорожная разметка 927 — двойная прерывистая линия — обозначает границы полосы движения, на которой направление движения может меняться на противоположное. Выезд на эту полосу разрешается только тогда, когда в установленном над ней светофоре, упомянутом в п. 48 настоящих Правил, зажжен сигнал в виде зеленой стрелы, направленной вниз. Выезд с такой полосы разрешен только при перестроении направо;

294. Если впереди водителя, двигающегося по полосе, обозначенной дорожной разметкой 927, отсутствует светофор, упомянутый в п. 48 настоящих Правил или такой светофор выключен, то водитель должен незамедлительно перестроиться вправо.

292.9. Дорожная разметка 928 — сплошная линия совместно с дорожной разметкой 923 разделяет транспортные потоки противоположных направлений на подъемах или спусках дорог; транспортные потоки, движущиеся в одном направлении на дорогах, имеющих несколько полос движения в одном направлении; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда или выезда с мест стоянок и т.п. Эти линии дорожной разметки разрешается пересекать только со стороны прерывистой линии. Если разметка разделяет потоки встречного движения транспорта, разметку со стороны сплошной линии разрешено пересекать для возвращения на сторону своего направления движения;

928 923

292.10. Дорожная разметка 929 — широкая сплошная поперечная линия — стоп-линия указывает место, где водитель должен остановить транспортное средство при наличии знака 207, или при запрещающем сигнале светофора или регулировщика движения;

929 207

292.11. Дорожная разметка 930 — широкая прерывистая поперечная линия, у которой длина штриха в два раза превышает расстояние между ними, — указывает место, где водитель должен при необходимости остановить транспортное средство, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;

292.12. Дорожная разметка 931 — несколько продольных, разделенных одна от другой, широких параллельных линий — обозначают пешеходный переход;

292.13. Дорожная разметка — две поперечных, разделенных одна от другой широких прерывистых линии — обозначают место, где проезжую часть пересекает велосипедная или пешеходная дорожка, предусмотренная для велосипедов часть пешеходной и велосипедной дорожки, общая пешеходная и велосипедная и пешеходная дорожка или велосипедная полоса движения в месте, где разрешено ее пересекать;

292.14. Дорожная разметка 933 — две, разделенных одна от другой, расположенных в шахматном порядке поперечных линии — обозначают границы искусственного возвышения — порога, расположенного на проезжей части и предназначенного для снижения скорости движения;

292.15. Дорожные разметки 934, 935 и 936 обозначают направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков, а также начало и конец разделительной полосы и островка безопасности. Заезжать на указанные дорожные разметки запрещается;

934 935. 936

292.16. Дорожная разметка указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 513, 514, 515, 516, 517 или 518. Разметка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот из крайней левой полосы;

513 514 515 516 517 518

292.17. Дорожная разметка 938 предупреждает о приближении к сужению проезжей части (к участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении). Может применяться самостоятельно или в сочетании со знаками 107, 108 , 109 , 716 или 717;

107 108 109 716 717

292.18. Дорожная разметка 939 предупреждает о приближении к линии дорожной разметки 920 или 928, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений;

939 920 928

292.19. Дорожная разметка 940 обозначает полосу движения, предназначенную для движения пассажирских транспортных средств общего пользования и автомобилей-такси;

292.20. Дорожная разметка 941 обозначает велосипедную дорожку, предусмотренную для велосипедов часть пешеходной и велосипедной дорожки или полосу велосипедного движения;

292.21. Дорожная разметка 942 обозначает место стоянки, предусмотренное для транспортных средств имеющих карточку на использование места стоянки для инвалидов;

292.22. Дорожная разметка 943 — сплошная линия желтого цвета — наносится у края проезжей части или по верху бордюра и обозначает участок дороги, где остановка и стоянка транспортным средствам запрещается. Может применяться самостоятельно или в сочетании со знаком 326;

943 326

292.23. Дорожная разметка 944 — прерывистая линия желтого цвета — наносится у края проезжей части или по верху бордюра и обозначает участок дороги, где стоянка транспортным средствам запрещается. Может применяться самостоятельно или в сочетании со знаком 327;

944 327

292.24. Дорожная разметка 945 обозначает место, где стоянка транспортных средств запрещается;

292.25. Дорожная разметка 946 обозначает зону остановки пассажирских транспортных средств общего пользования или места стоянки автомобилей-такси;

292.26. Дорожная разметка 947 — сплошная линия желтого цвета — временная дорожная разметка в местах дорожных работ и т.п. местах. Разделяет транспортные потоки противоположных направлений; обозначает границы полосы движения, если для движения в одном направлении имеется не менее двух полос; обозначает участок проезжей части (например, направляющие островки и островки безопасности), въезд на которые запрещен; обозначает край проезжей части, где остановка и стоянка транспортных средств запрещены. Пересекать эту линию дорожной разметки запрещено;

293.Водители должны руководствоваться требованиями линий дорожной разметки даже и в тех случаях, если они противоречат требованиям других линий горизонтальной дорожной разметки.

292.28. Дорожная разметка 949 предупреждает о приближении к разметке 930;

949 930

292.29. Дорожная разметка 950 отмечает место в туннеле, которое предусмотрено для размещения транспортных средств в случае вынужденной остановки.

292.27. Дорожная разметка 948 — прерывистая линия желтого цвета — временная дорожная разметка в местах дорожных работ и т.п. местах. Обозначает границу полосы движения, если для движения в одном направлении имеется не менее двух полос.

293.Водители должны руководствоваться требованиями линий дорожной разметки даже и в тех случаях, если они противоречат требованиям других линий горизонтальной дорожной разметки.

292.30. Дорожная разметка 951 предупреждает о приближении к разметке 929;

951 929

292.31. Дорожная разметка указывает ограничение максимальной скорости;

292.32. Дорожная разметка 953 обозначает номер дороги;

292.33. Дорожная разметка 954 обозначает аэропорт (летное поле);

292.34. Дорожная разметка 955 обозначает пешеходную дорожку или предусмотренную для пешеходов часть пешеходной и велосипедной дорожки.

292.35. Дорожная разметка 956 обозначает область проезжей части, предназначенную для движения велосипедов и других транспортных средств;

292.36. Дорожная разметка 957 обозначает стоянку для электромобилей, оборудованную зарядной станцией;

292.37. Дорожная разметка 958 обращает внимание водителя транспортного средства на необходимость соблюдать разрешенную скорость движения ;

292.38. Дорожная разметка 959 обозначает место, на которое запрещается заезжать транспортным средствам, если за ним образовался затор, поскольку это может вынудить водителя транспортного средства остановить в этом месте транспортное средство, кроме случая, когда остановить транспортное необходимо, чтобы повернуть направо, налево или развернуться в противоположном движению направлении и пропустить участников дорожного движения, имеющих преимущество.

(Grozīts ar MK 28.05.2019. noteikumiem Nr. 219)

293. Водители транспортных средств должны руководствоваться требованиями линий дорожной разметки 947 или 938 даже в тех случаях, когда они противоречат требованиям других линий горизонтальной дорожной разметки.

294. Если впереди водителя, двигающегося по полосе, обозначенной дорожной разметкой 927, отсутствует светофор, упомянутый в п. 48 настоящих Правил или такой светофор выключен, то водитель должен незамедлительно перестроиться вправо.

295. Линии дорожной разметки 920 и 921 пересекать запрещается, за исключением случая применения линии дорожной разметки 920 для обозначения границ места стоянки или для разделения встречных потоков транспортных средств с целью возврата на сторону своего направления движения.

920 921

296. Если значение временных дорожных знаков, установленных, например, на переносной стойке, на транспортном средстве, осуществляющем дорожные работы или в другом виде, который указывает на временный характер их установки, противоречит значению линиям дорожной разметки, водители должны руководствоваться требованиями временных дорожных знаков.

3-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков-2

В первых двух частях по теме разворотов на дорогах с разделительными полосами (Часть.1, Часть 2) были рассмотрены несколько примеров выполнения этого маневра на четырехсторонних и Т-образных перекрестках. Посмотрев иллюстрации, размещенные в тех статьях, несложно заметить, что в каких-то случаях можно развернуться по короткой дуге, а в каких-то нельзя или нежелательно выбирать короткую траекторию разворота.

Объединив материал первых двух частей, в этой статье выделим разногласия относительно траектории разворота и составим последовательность выполнения этого маневра на перекрестках дорог, которые имеют разделительные полосы. Но сначала обратимся к теории выполнения левого поворота, а заодно, и разворота на перекрестке.

В ПДД нет четкой инструкции, каким образом данные маневры (левый поворот и разворот) должны выполняться на перекрестках. В пункте 8.6 ПДД есть лишь указание на то, что выезд с пересечения проезжих частей не должен «задеть» встречную полосу. Т.е траекторию левого поворота требуется «строить» таким образом, чтобы выезжая с пересечений, автомобиль не оказался на встречной полосе.

Чтобы избежать попадания на встречную полосу, поворот налево должен выполняться через условный центр перекрестка – в этом случае автомобиль будет всегда находиться на своей (правой) стороне проезжей части (она заштрихована), как изображено на рисунке.

Когда водителю необходимо развернуться, то он «скругляет» траекторию левого поворота, и едет уже в обратном направлении.

На рисунке (выше) изображена траектория левого поворота и разворота, которая полностью соответствует Правилам. Но дорожная действительность такова, что перекрестки могут быть самых разных размеров, поворот налево может быть разрешен знаками и разметкой с двух крайних левых полос, и одновременно поворачивающих налево машин может быть несколько, т.е. много.

Развернуться же Правила разрешают только с крайней левой полосы, и в зависимости от ситуации ПДД не запрещают разворот как по большой дуге (через центр перекрестка), так и по малой дуге (сразу, как только заехали на пересечение). На схемах ГИБДД даже есть подобные картинки. Но и тем и другим способом (длинный и короткий разворот) можно развернуться только на обычных перекрестках, имеется в виду, дороги которых не имеют разделительных полос, т.е. у перекрестка всего одно пересечение проезжих частей и встречные потоки разделяются разметкой (или вовсе без разметки).

На тех перекрестках, где хоть на одной из дорог есть разделительная полоса, траектории разворота будут отличаться в зависимости от того, как знаками, разметкой и светофорами организовано движение по пересечениям проезжих частей в этом месте, и еще, в зависимости от того, смотря по какой из дорог вы подъезжаете к этому перекрестку.

Обратимся к теории разделения перекрестка на проезжие части. Разделительная полоса, проходящая по одной из дорог, разделяет встречные потоки, но на площади перекрестка она прерывается. Принято считать, что если мысленно продлить разделительную полосу через перекресток, то она разделит его площадь на два условных пересечения проезжей части.

Обратите внимание на участки перекрестка, которые заштрихованы красным цветом. Когда водитель едет вдоль разделительной полосы, и ему необходимо развернуться, очень часто короткая траектория разворота является самой удобной и самой «быстрой», и водитель выбирает именно короткий путь. На такой маневр в Правилах нет прямого запрета, но очень часто возникают разногласия с инспекторами, если те остановят вас за «короткий» разворот. Судебная практика показывает, что решения в этих случаях выносились НЕ в пользу водителей, и наказанием за короткий разворот на подобных перекрестках было лишение прав за движение во встречном направлении.

Разделительная полоса на дороге может быть очень широкая и очень узкая, и от ее ширины будет зависеть площадь заштрихованного красным цветом участка, который якобы является участком встречного движения на данном перекрестке. Когда этот участок никак не обозначен дорожными знаками или разметкой, то юридического обоснования тому, что этот участок является встречным движением, нет, т.е. обоснование отсутствует, но и опровергнуть этот факт (выезжая с одного пересечения в другое, пересекается этот «кусочек» встречного движения) невозможно. В итоге получается так, что в одних случаях суд идет на уступки, а в других водителя лишают прав за этот маневр.

С 12 июля 2017 года Правила дополнились пунктом 9.1 (1). Этот пункт конкретизирует случаи, при которых движение по встречной полосе запрещается. В частности, касаемо перекрестков, запрещается движение по встречной полосе, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой и сплошной (двойной сплошной) линией разметки. Подробнее об этом правиле — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

Таким образом, если в разрыве разделительной полосы на проезжей части между пересечениями нанесена сплошная линия разметки, то разворот по короткой дуге строго запрещен. В процессе разворота данная разметка должна остаться слева (ее нужно объехать).

Но, как известно, дорожная разметка имеет свойство стираться со временем, ее может быть не видно под грязью, снегом и пр. Т.е. порядок проезда данного перекрестка вроде бы установлен, а условий (разметки) для его выполнения не хватает, и возникают разногласия.

Чтобы избегать подобных разногласий, линию разворота из одного пересечения в другое, а также линию левого поворота, требуется «прокладывать» относительно центра перекрестка: в одних случаях допускается разворот через центр (около него), в других – только за центром (за линией, проходящей через центр).

Далее составим некую последовательность определения траектории разворота на перекрестке, на дорогах которого есть разделительная полоса. Это не правила разворота на подобных типах дорог, а всего лишь подсказка, на что нужно обратить внимание в первую очередь.

Разворот на перекрестке должен выполняться только с крайней левой полосы. При этом всегда нужно стараться держаться левого края «своей» стороны проезжей части (самый верхний рисунок с заштрихованной частью), поскольку движение у нас в стране правостороннее.

Когда разделительная полоса очень широкая (имеет прямой срез), то заезд в ее разрыв должен выполняться за поперечной линией, проходящей через условный центр перекрестка (если отсутствует дорожная разметка). Если дорожную разметку хорошо видно на проезжей части, то сориентироваться на таком перекрестке гораздо легче.

Если полоса узкая настолько, что на ней едва помещаются ограничительные столбики, очень часто их закрепляют поверх двойной сплошной линии, в этом случае подобное разделение условно играет роль двойной сплошной линии, разделяя встречные потоки, и разворачиваться можно сразу, как только заехали на пересечение, не задевая пешеходный переход.

Когда разделительная полоса не очень широкая (предположим, ее ширина примерно равна длине автомобиля или около того), т.е. визуально она и не узкая и не широкая, то в этом случае нельзя однозначно утверждать, каким образом в этом месте можно развернуться. Нужно обратить внимание на дорожные знаки и наличие разметки на самом перекрестке, если разметка имеется, то она видна.

Иногда вариант разворота зависит от структуры перекрестка. Например, т-образный перекресток (рисунок ниже). Правила эту ситуацию не объясняют, поэтому, в целях перестраховки, в похожих случаях рекомендуется выбирать длинную траекторию разворота – через центр перекрестка.

Движение вдоль разделительной полосы на подъезде к перекрестку.

1 Убеждаемся в том, что поворот налево или разворот на этом перекрестке разрешены в принципе. Условия, при которых эти маневры запрещаются, изложены в первой части группы статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Особое внимание нужно обратить на наличие предписывающих знаков из группы 4.1.1-4.1.6, поскольку дороги могут иметь два и более пересечения проезжих частей, а эти знаки действуют только на то пересечение, перед которыми они установлены;

2 Если разделительная полоса очень широкая (понятие «широкая» у всех людей разное, поэтому невозможно сказать, на сколько она должна быть широкой, предположим, две-три длины автомобиля), то сначала нужно внимательно посмотреть на перекресток, особенно, если проезжаете в этом месте впервые.

Поэтому, еще до въезда на перекресток, ориентируйтесь на условный центр перекрестка и обратите внимание на то, как поворачивают на нем встречные машины. Это будет своего рода подсказкой. Если встречный водитель, чтобы разъехаться, «предлагает» вам правый борт, то доезжаете до условного центра и разворачиваетесь. Если же встречная машина оказалась на ближней к вам стороне в разрыве полосы, т.е. «предлагается» левый борт для разъезда, как на фото ниже, тогда, чтобы развернуться или повернуть налево, потребуется заехать за центр перекрестка.

Подводя итог, можно «укоротить» все вышесказанное:

  • если разделительная полоса узкая (приблизительно меньше длины легкового автомобиля), то разворот выполняется через условный центр перекрестка;
  • если разделительная полоса широкая или очень широкая (2-3 длины легкового автомобиля), то траектория разворота должна пролегать только за центром перекрестка, или за поперечной осевой линией, которая проходит через условный центр.

Въезд на перекресток, на котором пересекающая дорога имеет разделительную полосу.

1 В первую очередь, убеждаемся в том, что поворот налево или разворот на этом перекрестке разрешены. Если ограничений для разворота нет, то можно развернуться по короткой дуге сразу, как только заехали на перекресток. Это будет разворот в пределах одного пересечения проезжих частей на перекрестке.

2 Если перед въездом на перекресток установлен знак 4.1.1 «Движение прямо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо» (в зависимости от формы перекрестка, возможно, будет какой-то другой знак из группы 4.1.1-4.1.6, запрещающий поворот налево), то развернуться на первом пересечении нельзя. В разрыве разделительной полосы будет установлен другой знак из этой группы, указывающий направление движения на втором пересечении. Если со второго пересечения будет разрешен поворот налево, значит, разрешается и разворот.

Эта ситуация была рассмотрена в первой части данной темы. Особенность, а точнее, неудобность разворота со второго пересечения проезжих частей в том, что не всегда удается развернуть автомобиль за один цикл светофора. Т.е., пока водитель уступит встречным, затем, развернется, сигналы светофора поменяются, и те машины, что едут вдоль разделительной полосы, могут начать движение.

Они не станут ждать, пока ваш автомобиль развернется и выедет с перекрестка, а просто начнут движение на свой разрешающий сигнал светофора. В этом случае, после разворота, можно остановиться в разрыве, дождаться свой разрешающий сигнал, и продолжить выезд с перекрестка. Подобная «остановка» не будет являться нарушением.

Теперь, пара рекомендаций по безопасности выполнения разворота на подобных типах дорог, да и вообще, выполнения этого маневра.

Когда вы заезжаете на перекресток для разворота, едущие за вами водители еще не знают, что вы хотите развернуться, они только видят «ваш» работающий левый «поворотник», и скорее всего, предполагают, что ваш автомобиль будет поворачивать налево. Часто бывает, что едущие сзади «срезают» угол своего поворота на перекрестке, таким образом, пытаясь быстрее проехать через него, поэтому особое внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

Чтобы избежать подобного случая с подрезанием (полностью исключить такой случай невозможно), следует держаться на своей полосе как можно левее, т.е. ближе к продольной оси дороги, ну и посматривать в зеркала заднего вида, чтобы случайно не подставиться.

Находясь в разрыве разделительной полосы и пропуская встречный транспорт, который едет «прямо», поворачивая, нужно помнить о выступающем вперед переднем бампере вашего автомобиля. Если обзор перекрестка частично закрыт, например, габаритами другого автомобиля, т.е. вы не уверены в 100%-ной безопасности маневра, то спешить не нужно. Через несколько секунд ситуация «прояснится», и можно будет продолжить маневр.

Более подробно о других опасных ситуациях, связанных с выполнением левых поворотов и разворотов на перекрестках, можно прочесть в одноименной статье.

Навигация по серии статей << Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *