Высшим органом управления саморегулируемой организации является

Вопрос. Могут ли в состав коллегиального органа управления входить представители органов власти?

Ответ. Согласно разъяснениям Минтруда России государственному гражданскому служащему в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) запрещается участвовать в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости).

Аналогичный запрет для муниципальных служащих предусмотрен пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ).

Необходимо отметить также, что участие государственного гражданского или муниципального служащего, осуществляющего функции управления в сфере строительства, в постоянно действующем коллегиальном органе управления саморегулируемой организации в сфере строительства может привести к возникновению конфликта интересов. Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлена обязанность государственных гражданских или муниципальных служащих принимать меры по недопущению любой возможности конфликта интересов.

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции вышеуказанным законом и другими федеральными законами, на него налагаются взыскания, предусмотренные статьей 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, либо данный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия (статья 59.2).

Аналогично частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ предусмотрено, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Вопрос. В компетенции какого органа управления находится утверждение квалификационных стандартов СРО?

Ответ. В соответствии с частью 10 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017) утверждение квалификационных стандартов саморегулируемой организации входи в компетенцию коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Вопрос. Можно ли, не исключая действующих членов коллегиального органа управления, в его состав с 01.07.2017 доизбрать независимых членов?

Ответ. Количественный и персональный состав коллегиального органа управления определяется Уставом саморегулируемой организации. При этом к компетенции общего собрания членов относится как установление срока полномочий членов коллегиального органа управления, так и досрочное прекращение полномочий указанного органа управления или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов.

Вопрос. Нужно ли в обязательном порядке с 01.07.2017 вводить в состав коллегиального органа независимых членов?

Ответ. Коллегиальный орган управления саморегулируемой организации, состав которого утвержден решением общего собрания членов, осуществляет свои полномочиях в пределах определенного внутренними документами саморегулируемой организации срока. При этом установление срока полномочий членов коллегиального органа управления, досрочное прекращение полномочий указанного органа управления или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов, избрание новых членов относится к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.

Вопрос. В Градостроительном кодексе и Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» нет четкого определения кто выбирает кредитную организацию для размещения средств компенсационных фондов? Правомочно ли делегирование полномочий по выбору банка передать коллегиальному органу управления?

Ответ. Согласно пункту 5 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.07.2017) определение возможных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации относится к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации. С 01.07.2017 часть 5 указанной статьи будет изложена в новой редакции, кроме этого вводится новый пункт 5.1 статьи 55.10 Кодекса, согласно которому принятие решения об инвестировании средств компенсационного фонда возмещения вреда, определение возможных способов размещения средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в кредитных организациях также относится к исключительной компетенции общего собрания членов.

Вопрос. Возможно ли в состав органа управления, осуществляющего контроль за деятельностью членов, включение штатных сотрудников саморегулируемой организации?

Ответ. Персональный состав специализированных органов утверждается решением коллегиального органа управления. При этом каждый созданный коллегиальным органом управления саморегулируемой организации специализированный орган действует на основании соответствующего положения, утвержденного коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Таким образом, если в положении о специализированном органе управления, осуществляющем контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, будет предусмотрено, что в состав такого органа управления входят штатные сотрудники саморегулируемой организации, например отдела по контролю, то это должно быть учтено при формировании и последующем утверждении персонального состава специализированного органа.

Вопрос. В полномочия какого органа управления входит утверждение аудиторской компании?

Ответ. Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» если иное не предусмотрено иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится в том числе утверждение аудиторской организации. Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 17 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» утверждение аудиторской организации относится к компетенции коллегиального органа управления. Учитывая изложенное, утверждение аудиторской организации в саморегулируемой организации относится к компетенции коллегиального органа управления.

Вопрос. Какой орган управления в саморегулируемой организации может принять решение об отмене своего решения или решения любого органа управления?

Ответ. По общим правилам решение собрания может быть признано ничтожным согласно статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом согласно статье 11 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке.

Вопрос. Может ли независимый член Совета СРО, который не связан трудовыми отношениями с СРО и ее членами, быть избранным общим собранием членов СРО руководителем коллегиального органа управления СРО?

Ответ. Избрание тайным голосованием членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов в соответствии с пунктом 2 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации является исключительной компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации.

Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» каких-либо ограничений в части избрания руководителем коллегиального органа управления саморегулируемой организации физического лица, ранее избранного в состав этого коллегиального органа управления в качестве независимого члена, не установлено.

в торговой деятельности

Коллективное саморегулирование имеет целью создание правил и стандартов поведения для различных хозяйствующих субъектов, объединившихся в сообщество предпринимателей для достижения общих целей, единых для всех участников объединения. Содержание целей объединения предпринимателей в отличие от договорного саморегулирования не имеет коммерческого значения. Цели объединения хозяйствующих субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров направлены не на прямое извлечение прибыли для объединения в целом, а на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательства для каждого члена объединения. По этой причине такие объединения в большинстве случаев имеют организационно-правовые формы некоммерческих корпораций.

Необходимость осуществления управления внутри объединения хозяйствующих субъектов, основанного на нормах, выработанных на базе саморегулирования, позволяет отнести такие некоммерческие организации к разновидности корпорации, под которой понимается «организация, созданная несколькими лицами с разнонаправленными интересами и общей целью путем объединения вкладов и имеющая систему взаимосвязанных внутренних элементов согласования воль и интересов ее участников, позволяющую выработать единую волю организации» <1>. Корпоративное устройство как способ коллективной предпринимательской деятельности позволяет в максимальной степени удовлетворить интересы всех участников предпринимательского объединения. В соответствии с п. 3 ст. 50ип. 1 ст. 65.1ГК РФ, в редакции проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <2>, организационно-правовыми формами некоммерческих корпораций в торговой деятельности могут быть потребительские кооперативы; общественные организации; ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты.

<1> Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организациии достижения правовых целей. М.: Статут, 2011. С. 309.

<2> http://www.privlaw.ru/files/zakonoproekt.doc

6.1.2.1. Горизонтальное корпоративное саморегулирование

Горизонтальные некоммерческие корпорации объединяют в своей структуре хозяйственных субъектов-конкурентов, находящихся на одном уровне в структуре канала товарораспределения (например, несколько поставщиков, несколько перепродавцов, несколько ритейлеров или несколько торговых сетей). Горизонтальное корпоративное саморегулирование следует отличать от горизонтального договорного саморегулирования, в основе которого лежит договорный механизм, базирующийся на заключении между субъектами-конкурентами индивидуальных соглашений без формирования корпоративного субъекта права. Именно такие соглашения подлежат проверке антимонопольными органами на предмет выявления в них признаков картелей, т.е. запрещенных соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, предметом которых является закрытый перечень, установленный ч. 1 ст. 11ЗоЗК.

Горизонтальное корпоративное саморегулирование также не подпадает под действие ограничений, установленных гл. 7ЗоЗК, дляэкономической концентрациихозяйствующих субъектов, так как эти ограничения и контроль государственных органов относятся только к субъектам предпринимательской деятельности, а корпоративное саморегулирование осуществляется посредством образования некоммерческих корпораций. По той же причине некоммерческая корпорация, созданная в целях саморегулирования, не соответствуетпризнакам группы лиц(ст. ст. 9и31ЗоЗК), поскольку конкурентное законодательство расценивает группу лиц в качестве единого субъекта предпринимательской деятельности, а не как некоммерческое объединение предпринимателей.

Единственным прямым запретом антимонопольного законодательства в отношении некоммерческих корпораций, осуществляющих функции горизонтальной саморегуляции, является правило ч. 5 ст. 11ЗоЗК, согласно которому некоммерческие организации не вправе осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны вч. ч. 1-3 ст. 11ЗоЗК, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии сост. ст. 12и13ЗоЗК или которые не предусмотрены федеральными законами. Это ограничение распространяет свое действие только на горизонтальное саморегулирование; на вертикальное саморегулирование запреты, предусмотренные ЗоЗК, не распространяются <1>.

<1> См.: ПостановлениеФАС Волго-Вятского округа от 24 января 2012 г. по делу N А79-664/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

Особенностью горизонтального корпоративного саморегулирования является формирование некоммерческой корпорации, деятельность которой направлена не только на удовлетворение различных интересов ее членов на основании единой правовой цели, но в первую очередь на создание нормативной базы для саморегуляции корпоративного механизма. Ярким примером горизонтального корпоративного саморегулирования могут служить Кодекс добросовестной практики Ассоциации производителей игристых вин <1> или Хартия союза независимых сетей России <2>, представляющие собой соглашения о правилах профессиональной деятельности и стандартах деловой этики.

<1> http://sparkling-union.ru/images/user/Kodex.pdf

<2> http://russretail.info/engine/download.php?id=16&area=static

Проблема заключается в том, что такое соглашение одновременно выполняет двойную функцию. Во-первых, оно устанавливает систему внутренних корпоративных норм и стандартов поведения участников некоммерческой корпорации (ассоциации), выполняя функцию внутреннего корпоративного акта. Во-вторых, подобное соглашение может содержать в себе положения, противоречащие запретам или ограничениям, установленным для горизонтального договорного регулирования, поскольку такое соглашение полностью соответствует признакам соглашений, поименованным в ч. ч. 1,2и4 ст. 11ЗоЗК. Поэтому в соответствии сч. 1 ст. 35ЗоЗК некоммерческая корпорация, осуществляющая саморегулирование и представляющая интересы хозяйствующих субъектов, имеющих намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с ЗоЗК, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *