Вывоз ТБО, что это?

1. К кому обращаться по всем вопросам, возникающим в связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО (контейнерных площадок) в реестре, их переносу, обустройству и созданию?

В России приняты Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступил в силу с 1 января 2019 года.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то — на порталах субъектов РФ.

Исходя из вышеизложенного, по всем вопросам, возникающих в связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО в реестре, их переносу и созданию необходимо обращаться в администрацию органа местного самоуправления. По результатам рассмотрения заявлений администрация органа местного самоуправления должна принять решение о согласовании или отказе в согласовании создания контейнерной площадки.

Сведения из реестра мест (площадок) накопления ТКО вносятся в Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области.

2. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. В случае расположения контейнерной площадки на земле, которая находится в собственности муниципалитета, то обязанность по созданию и содержанию контейнерной площадки возникает у органов местного самоуправления.

Если контейнерная площадка расположена на земельном участке, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечают собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) либо организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.

3. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым Региональный оператор оказывает услуги потребителям по обращению с ТКО. Типовая форма договора может дополняться положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 8(1) Правил Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующимися в жилых помещениях в многоквартирных домах, — с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Отмечаем, что стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в срок не позднее 10 дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчёт этого размера платы.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного обращаем внимание на требование законодательства для управляющих организаций в случае, когда исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является управляющая организация, ТСЖ, ЖСК:

1. Представить региональному оператору сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме.

2. Направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором.

3. Не позднее 10 рабочих дней до даты оказания услуг региональным оператором известить собственников в многоквартирных домах об изменении размера платы за содержание жилья.

4. После утверждения тарифа необходимо заключить договоры на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами с региональным оператором в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении.

5. Исключить из размера платы за содержание жилья стоимость услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов. По требованию собственников представить документ, обосновывающий стоимость исключённой услуги.

6. Начисление за коммунальные услуги с даты начала оказания услуг Региональным оператором необходимо производить, в том числе за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг.

В случаях, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается региональным оператором с каждым собственником в таком многоквартирном доме напрямую.

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ в компетенцию общего собрания собственников входит принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При принятии собственниками такого решения организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, ТСЖ, ЖСК освобождаются от обязанности производить начисления собственникам, производить перерасчёты, осуществлять сбор платы и производить расчёты с региональным оператором.

В таком случае в соответствии с ч. 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, ТСЖ, ЖСК в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.

На основании вышеизложенного обращаем внимание на требование законодательства для управляющих организаций в случае, когда исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является региональный оператор:

1. Представить региональному оператору сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме.

2. Направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором.

3. Направить в адрес регионального оператора имеющиеся протоколы общих собраний собственников о заключении прямых договоров с региональным оператором по обращению с отходами, в последующем направлять их по мере поступления.

4. Предоставлять информацию, необходимую для начисления платы за коммунальную услугу.

5. Не позднее 10 рабочих дней до даты оказания услуг региональным оператором известить собственников в многоквартирных домах об изменении размера платы за содержание жилья.

6. Исключить из размера платы за содержание жилья стоимость услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов. По требованию собственников представить документ, обосновывающий стоимость исключённой услуги.

В соответствии с подпунктом д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156, установлено, что уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов являются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

С учетом изложенного, обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки остается за организациями, осуществляющими управление многоквартирным домом. В свою очередь, Региональный оператор будет осуществлять подбор оброненных при погрузке в мусоровоз твердых коммунальных отходов.

4. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

5. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?

Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты — Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354).

В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

Согласно пункту 140 (44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Иными словами, в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более 5-ти полных календарных дней Региональный оператор обязан произвести перерасчет платы за коммунальную услугу.

Однако потребителю необходимо подать в адрес Регионального оператора письменное заявление и приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия. К таким документам могут относиться:

1) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

2) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

3) проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их копии;

4) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

5) свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;

6) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

7) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания потребителя по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

8) иные документы, подтверждающие факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Перечень документов является открытым. Главное, чтобы такие документы подтверждали факт и срок отсутствия потребителя и были подписаны (за исключением проездных билетов) уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии печати), имели регистрационный номер и дату выдачи.

Заявление о перерасчете подается до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания.

6. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?

Ликвидацией мест несанкционированного размещения отходов будет заниматься собственник земельного участка, на котором такие отходы размещены.

При этом у регионального оператора в случае обнаружения несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов объемом более 1 куб. метра, возникает обязанность уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидировать место несанкционированного размещения отходов самостоятельно либо с помощью регионального оператора. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней и не соглашается заключить договор с региональным оператором, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов с собственника земельного участка в судебном порядке.

7. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Нет, не может. Об этом говорится в статье 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Единственное исключение говорится в той же статье 24.7. Закона № 89-ФЗ и делается оно для юридических лиц в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов (иначе говоря, полигоны для захоронения), расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

8. Занимается ли Региональный оператор сбором и вывозом опасных отходов (в том числе ртутьсодержащих ламп) с контейнерных площадок?

На сегодняшний день Региональный оператор не занимается сбором и вывозом опасных отходов (в том числе ртутьсодержащих ламп) с контейнерных площадок. Следует отметить, что законодательством не возложена такая обязанность на Регионального оператора.

Порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами определен Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, в соответствии с которыми вопросы организации сбора и определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, а также их информирования возложены на органы местного самоуправления и обязанность по сбору ламп прямо возложены на управляющие компании многоквартирных домов, а в случае их отсутствия — на органы местного самоуправления.

То есть, в соответствии с действующим законодательством управляющие компании должны найти организацию, имеющую лицензию на осуществление данного вида деятельности, которая будет заниматься сбором и вывозом таких отходов и заключить договор на оказание таких услуг. Более того, это должно быть прописано в договоре оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, который заключается между управляющей компанией и собственниками жилья.

Потребителям (юридических лица и индивидуальным предпринимателям), решая вышеуказанный вопрос, необходимо самостоятельно найти организацию, имеющую лицензию на осуществление данного вида деятельности, которая будет заниматься сбором и вывозом таких отходов, и заключить с ней договор на оказание таких услуг.

9. Предоставляет ли Региональный оператор контейнеры?

В настоящее время Региональный оператор не предоставляет контейнеры потребителям.

10. Кто несет ответственность за содержание контейнерных площадок в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов?

Согласно п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений МКД.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.

В свою очередь, согласно пункту 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, транспортировщик, осуществляющий вывоз ТКО с мест сбора и накопления, обязан осуществить подбор только упавшего при погрузке мусора. В остальном необходимо руководствоваться п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

11. Как связаться с транспортной компанией ЗАО «Экос»?

35-26-61 – диспетчерская служба.

35-26-62 – диспетчерская служба.

35-26-63 – диспетчерская служба.

35-26-64 – диспетчерская служба.

35-26-69 – диспетчер по области и районам.

35-26-66 – приемная.

35-26-67 – юридический отдел.

12. Как узнать кто ответственный за вывоз на конкретном доме и к кому обращаться с претензией?

По вопросам некачественно предоставленной услуги по обращению с ТКО следует сообщать по телефону единой диспетчерской службы +7-800-25-07-499.

А также за каждым районом Омской области и административными округами города Омска теперь закреплены логисты, которым можно подать заявку в случае невывоза мусора:

13. Каким образом происходит начисление за вывоз ТКО?

Начисления за услугу «Обращение с ТКО» производятся на постоянно и временно проживающих, а в случае их отсутствия – на собственников жилого помещения, при отсутствии документа о постоянной регистрации собственника по иному адресу. Расчет ежемесячной платы для населения будет осуществлен, исходя из единого тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией Омской области для оператора по обращению с твердым коммунальными отходами на территории Омской области ООО «Магнит», места проживания (город Омск или Омская область) и сведений о количестве лиц, постоянно и временно проживающих по адресу (в случае их отсутствия – на собственников жилого помещения, при отсутствии документа о постоянной регистрации собственника по иному адресу).

14. Почему строка за мусор включена в квитанцию ООО «Омская энергосбытовая компания»?

Работу с населением ООО «Омская энергосбытовая компания» осуществляет в рамках заключенного агентского договора с ООО «Магнит».

15. Почему берут комиссию за оплату услуги по обращению с ТКО?

ООО «Омская энергосбытовая компания» не начисляет никаких комиссионных сборов и прочих вознаграждений в пользу себя или регионального оператора. Комиссия при безналичной оплате услуги будет взиматься платежными агентами в рамках условий о переводах денежных средств через свои операционные системы. Оплатить услугу без комиссии можно наличными средствами в любом клиентском офисе ООО «ОЭК».

16. Почему за оплату электроэнергии не взимается комиссия, а за обращение ТКО взимается?

Указанные затраты не предусмотрены в составе тарифа по обращению с ТКО, утвержденного региональному оператору ООО «Магнит». Таким образом, оплата услуг платежных агентов осуществляется дополнительно.

17. Как подтвердить число проживающих в квартире?

Для подтверждения количества лиц, проживающих в квартире (жилом доме), необходимо предоставить в клиентский офис ООО «Омская энергосбытовая компания», адрес которого указан в Вашей квитанции, копию лицевого счета из жилищной организации или выписку из домовой книги. Скан или фото документа можно также направить через сайт ООО «Омская энергосбытовая компания» в разделе «Обращения».

18. Какова продолжительность временного периода отсутствия по месту проживания?

Временным отсутствием по месту проживания является период отсутствия более 5 полных календарных дней подряд. При подтверждении факта временного отсутствия по начислениям за обращение с ТКО будет осуществлен перерасчет.

19. Какие документы нужны для подтверждения временного отсутствия?

Сделать перерасчет в связи с временным отсутствием можно на основании следующих документов:

— счетов за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

— справок организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

— свидетельства о регистрации по месту временного пребывания;

— справок о стационарном или санаторно-курортном лечении;

— справок дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающих период и место нахождения;

— копии командировочного удостоверения, а также справки или решения (приказа, распоряжения) о направлении в командировку с приложением копий проездных билетов;

— иных документов, подтверждающих продолжительность периода отсутствия.

20. Можно ли не платить за вывоз мусора, если не живешь в квартире (доме), а только прописан?

Для этого необходимо подтвердить факт проживания по другому адресу. Документами, подтверждающими, проживание по иному адресу будут являться свидетельство о временной регистрации, а также акт о проживании, составленный с участием старшего по дому и управляющей организации.

21. Я – собственник двух квартир, прописан в одной – во второй никто не живет. Придет ли квитанция за ТКО и почему?

Начисления за услугу «Обращение с ТКО» производятся на постоянно и временно проживающих, а в случае их отсутствия – на собственников жилого помещения, при отсутствии документа о постоянной регистрации собственника по иному адресу. При подтверждении факта проживания по иному адресу, начисления за пустую квартиру (дом), находящуюся в собственности, производиться не будут.

22. Куда пожаловаться, если мусор не вывозят?

Подать жалобу на ненадлежащее исполнение услуг по вывозу ТКО можно:

— на сайте регионального оператора ООО «Магнит»;

— по телефонам кураторов, закрепленных за определённым районом города и области (информация о кураторах опубликована на сайте ООО «Омская энергосбытовая компания» в разделе » Обращение с ТКО» и размещена на информационных стендах клиентских офисов ООО «Омская энергосбытовая компания»);

— на сайте ООО «Омская энергосбытовая компания»;

— во всех клиентских офисах ООО «Омская энергосбытовая компания»;

— по телефону контактного центра ООО «Омская энергосбытовая компания» +7 (3812) 79-00-10.

— на горячую линию Российского экологического оператора 8 (800) 551-31-20 или на сайте radar.reo.ru

За последние несколько лет российское законодательство, регулирующее деятельность по обращению с отходами претерпело значительные изменения. В частности, много вопросов вызывает обращения с твердыми коммунальными отходами.

Законодательство России имеет многоуровневую структуру. Кроме основопологающих законов действует множество подзаконных актов.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  • Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • ведомственные нормы и правила.

Основые законы, регулирующие обращение с ТКО

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Обращению с твердыми коммунальными отходами в законе посвящена целая глава V.1. Кроме этого, закон запрещает размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (статья 12 п.7). Также запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (статья 12 п.10).

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с со статьей 9 89-ФЗ и Федеральным законом от от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно статье 12.

Согласно формулировке в законе «Об отходах производства и потребления» лицензирование не распространяется на деятельность по обращению с отходами V класса опасности (практически неопасные).
К международным соглашениям вотношении отходов относиться Федеральный закон №49-ФЗ от 24 ноября 1994 года «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением», но в отношении твердых коммунальных отходов практически не применяемый. Стоит отметить, что в зарубежных странах применяют различные критерии в определении «опасные отходы» и в большинстве случаев муниципальные отходы из домовладений не считаются опасными, т.к. обычно организуется отдельный сбор опасных отходов, образующихся в быту (краски, аккумуляторы, ртутные лампы и пр.).

К прочим международным соглашениям, регулирующим деятельность по управлению ТБО, следует отнести «Стокгольмскую Конвенцию о стойких органических загрязнителях». В частности п.п. d), п.1, ст. 6 требует, чтобы отходы обрабатывались, собирались, транспортировались и хранились экологически безопасным образом, а также принимались меры к нейтрализации стойких органических загрязнителей.Особое значение эта Конвенция имеет при эксплуатации мусоросжигательных заводов и прочих объектов термической обработки отходов, а также пожаров на свалках. Более подробно об этом сказано в Приложении C.

В этой связи также следует упомянуть «Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния», в которой предусматривается обмен информацией и формирование политики, направленной на борьбу с выбросами загрязнителей воздуха.

«Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря» – это еще одно международное соглашение, которое регулирует защиту морского бассейна Балтики, в том числе и от бытовых отходов на побережье.

Международные соглашения следует учитывать при рассмотрении проектов строительства мусоросжигательных заводов в приграничных зонах, например, Ленинградской области и Краснодарском крае.
Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (ст.16). Статья 16.1 устанавливает, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Кроме этого закон (ст.24) обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов, а также (ст.39) обязывает обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды при обезвреживании и безопасному размещении отходов.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18). Это означает, что все объекты, связанные с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов обязаны предотвращать и снижать выбросы вредных веществ. Особенно это касается мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов (углекислый газ, метан и др.).

«Земельный Кодекс Российской Федерации» в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентирует санитарные требования (ст.22) к порядку, условиям и способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые также должны устанавливаться местными органами самоуправления и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам.

Согласно Федеральному закону от 23 ноября1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в перечень объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в частности включена проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности.

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения (ст.14, п.1, п.п.18) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района (ст.15, п.1, п.п.14) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. К вопросам местного значения городского округа (ст.16, п.1, п.п.24) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Закон РФ «О недрах» регламентирует использование искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов. Применяется при использовании отработанных карьеров для захоронения твердых бытовых отходов. Так, например, статья 10.1 определяет, что для для захоронения отходов I — V классов опасности в глубоких горизонтах требуется решение Правительства Российской Фелдерации, а основанием получения права пользования участками недр может быть решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.

«Жилищный Кодекса Российской Федерации» определяет правовое поле для жилищных и жилищно-строительных кооперативов ( Раздел V) и товариществ собственников жилья (Раздел VI) и предписывает обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Обе формы жилищного самоуправления имеют статус юридического лица. Раздел VII Жилищного Кодекса определяет правила оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

С согласно п.4 статьи 154 в состав коммунальных услуг входит обращение с твердыми коммунальными отходами. Также к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» в статье 2 устанавливает в качестве одного из основных принципов законодательства осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также в статье 35 определяет зоны специального назначения для объектов по захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно Федеральному закону №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года технический регламент устанавливает минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции или технологического процесса, обязательные к выполнению. Закон вводит добровольный характер применения государственных стандартов (ст.12, 15). Технический регламент вводиться в действие законом. Согласно ст.17, любая организация может разработать и применять собственный стандарт, а также разработать и зарегистрировать собственную систему сертификации. Последствия принятия технических регламентов скажутся в будущем.

Кодекс «Об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами. Статья 7.22 определяет ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Статья 7.30 определяет ответственность за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В 8 главе определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Устанавливается ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31). Статья 8.8 устанавливает ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Так, например, ряд полигонов эксплуатируются в нарушение принципа соблюдения целевого назначения земельного участка и располагаются на землях сельскохозяйственного назначения. Не проводится рекультивация полигонов и свалок, не проводятся мероприятия по охране почв прилежащих земельных участков. Также статья 8.31 определяет ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах (загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления). Статья 8.21. определяет ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (это касается, например, выбросов свалочного газа на полигоне). Статья 9.4 устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства. Это касается, например, нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов и пр.

В статье 247 «Уголовного Кодекса Российской Федерации» предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в «Водном кодексе Российской Федерации», «Лесном кодексе Российской Федерации».

Другие нормативно-правовые акты в области обращения с ТКО

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» устанавливает Правила обращениями с твердыми коммунальными отходами.

Организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется согласно Приказу Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». В частности, приказ устанавливает правила ведения государственного реестра объектов размещения отходов.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242
«Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», твердые коммунальные отходы соответствую группе 7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые. Данная система классификации отходов применяется при лицензировании, учете и отчетности, а также при определении платы за размещение отходов и установлении лимитов на размещение отходов.

Код Наименование
7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ
7 31 110 00 00 0 Отходы из жилищ при совместном сборе
7 31 110 01 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)
7 31 110 02 21 5 отходы из жилищ крупногабаритные
7 31 120 00 00 0 Отходы из жилищ при раздельном сборе
7 31 200 00 000 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 31 200 01 72 4 мусор и смет уличный
7 31 200 02 72 5 мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства
7 31 200 03 72 5 отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев
7 31 205 11 72 4 отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог
7 31 210 00 00 0 Отходы от зимней уборки улиц
7 31 211 00 00 0 Отходы от снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования
7 31 211 01 72 4 отходы с решеток станции снеготаяния
7 31 211 11 39 4 осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния
7 31 211 61 20 4 отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, малоопасные
7 31 211 62 20 5 отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, практически неопасные
7 31 290 00 00 0 Прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 31 300 01 20 5 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками
7 31 300 02 20 5 растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками
7 31 900 00 00 0 Прочие твердые коммунальные отходы

Как видно из таблицы, ФККО выделяет из общей массы ТКО отдельные наименования, т.е. компоненты. Кроме этого, существует целый ряд отходов, которые должны собираться отдельно: шины, ртутные лампы, электроника и т.д.

В целях расширения классификатора ОКДП Постановлением Госстроя России от 25 мая 2000 г. № 51 утверждены Классификаторы работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе:

Классификатор работ и услуг по виду деятельности «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов» (выдержки)

Коды

ОКДП

Наименование направлений деятельности, работ, услуг

Услуги по удалению отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) твердых бытовых отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов производства, разрешенных к размещению на полигонах

Сбор и перемещение (транспортировка) строительных отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) крупногабаритных отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов от очистки дорог и дорожных сооружений

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов лесопаркового хозяйства

Сбор и перемещение (транспортировка) фекальных отходов из выгребных ям

Сбор и перемещение (транспортировка) осадков очистных сооружений

Сбор и перемещение (транспортировка) медицинских неинфицированных отходов

Вывоз снега

Сбор прочих отходов

Перечень наименований работ и услуг, осуществляемых в ходе эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов (подлежащих включению в ОКДП для раскрытия полного состава работ и услуг по данному лицензируемому виду деятельности) (выдержки)

N п/п

Наименование работ и услуг

Услуги по удалению отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) твердых бытовых отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов производства, разрешенных к размещению на полигонах

Сбор и перемещение (транспортировка) строительных отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) крупногабаритных отходов

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов от очистки дорог и дорожных сооружений

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов лесопаркового хозяйства

Сбор и перемещение (транспортировка) фекальных отходов из выгребных ям

Сбор и перемещение (транспортировка) осадков очистных сооружений

Сбор и перемещение (транспортировка) медицинских неинфицированных отходов

Вывоз снега

Сбор прочих отходов

Услуги по захоронению и кремации (утилизации) трупов животных

Согласно Письму Росстроя от 29 июня 2005 г. № ЮТ-2783/03 » Об обеспечении единого подхода к определению основных параметров контроля в динамике (мониторинге) отходов потребления» о тветственность за разработку необходимых документов по вопросу мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложена на ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами». Мониторингом отходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства считается:

  • контроль объемов образующихся отходов;
  • контроль норм накопления отходов от различных групп образователей отходов;
  • контроль потоков отходов;
  • контроль морфологического состава отходов;
  • контроль объектов, обеспечивающих свою деятельность в сфере обращения отходов;
  • контроль плотности отходов в процессе накопления;
  • контроль над формированием тарифов и платежей населения.

На федеральном уровне статистика ТКО обеспечивается формой № 1-КХ, утверждена Приказом Росстата от 30.08.2017 № 562 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством», где учитывается объем вывезенных твердых коммунальных отходов, количество твердых коммунальных отходов вывезенных на обработку, захоронение и обезвреживание, а также площадь объектов, используемых для захоронения твердых коммунальных отходов.

В отношении юридических лиц и предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы, действует Постановление Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 г. «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов производства и потребления. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должна проводиться на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ (утверждены Приказом МПР РФ от 11 июля 2002 года №115).

Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» устанавливает Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов.

Наименование загрязняющих веществ
Ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления)
2016 год
2017 год
2018 год
III. Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)
4452,4
4643,7
4643,7
Отходы II класса опасности (высокоопасные)
1908,2
1990,2
1990,2
Отходы III класса опасности (умеренно опасные)>
1272,3
1327
1327
Отходы IV класса опасности (малоопасные)
635,9
663,2
663,2
Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности
1
1,1
1,1
перерабатывающей промышленности
38,4
40,1
40,1
прочие
16,6
17,3
17,3

Методические документы по обращению с твердыми комунальными отходами

Базовым документом, определяющим государственную политику в области управления ТБО, является «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации» (МДС 13-8.2000). Однако этот документ «отстал от жизни» по ряду пунктов. Например, не вписывается настоящее законодательство ст.5.2 «Порядок установления нормативов и взимания платежей за образование отходов, а также освобождение от платы определяется Госстроем России».

Требования к процессам и объектам управления твердыми бытовыми отходами определены в следующих нормативных документах.

В качестве методической помощи местным органам самоуправления разработаны «Методические рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации»МДК 7-01.2003, утвержденные Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. № 152.

Постановление Правительства от 21 августа 2001 г. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» отменяет практику установления различных по величине тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей. Т.е. применение различных тарифов для жителей и предприятий не допускается. В этом Постановлении также требуется довести в 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры. В соответствии с этим постановлением Госстроем разработаны «Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твердых бытовых отходов», а также «Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов». Также разработаны «Методические рекомендации по определению Временных нормативов накопления твердых бытовых отходов» для нежилого сектора. Они применяются при разработке Проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение.

Санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов регламентируется «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170. Правила также регламентируют обслуживание мусоропроводов и внешнее благоустройство зданий и территорий.

Техническая сторона устройства мусоропроводов определены в строительных правилах «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений» СП 31-108-2002.

«Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) устанавливают требования к сбору твердых, жидких бытовых и пищевых отходов. Так, например, согласно пункту 2.1.3. на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Согласно пункту 2.2.5. выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.

«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», введены в действие 15 июня 2003 года. Правила распространяются на объекты по размещению и обработке отходов производства и потребления, включая приемные пункты вторичного сырья, мусороперерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Правила допускают временное складирование отходов в приемных пунктах сбора вторичного сырья, а также временное складирование отходов IV класса опасности вне территории предприятия.

Регулирование отношений между потребителями и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя, осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года №155. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01» введены в действие Постановлением Минзрава РФ от 30 мая 2001 года №16. Так, например, согласно п.2.9 на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов на полигоне допускаются при соблюдении санитарно-гигиенических требований (СП 2524-82).

«Методические рекомендации по организации проведения и объему лабораторных исследований, входящих в комплекс мероприятий по производственному контролю над обращением с отходами производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 июня 2003 г. № 17ФЦ/3329) регламентируют организацию и порядок проведения лабораторных исследований и предусматриваю лабораторный контроль за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.

«Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденная Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г., определяет весь цикл работы полигона c технической точки зрения ТБО.

В некоторых регионах разработаны свои строительные нормы:

ТСН 30-310-2003 Самарской области «Мусороудаление и устройство полигонов по утилизации твердых бытовых отходов сельских населенных пунктов».

ТСН 30-308-2002 Московской области «Проектирование, строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Московской области».

Упомянутыми нормативно-правовыми документами не исчерпывается законодательная база. В каждом конкретном случае применяются и другие специфические нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы. Отдельной темы для рассмотрения требует региональное законодательство, а также обращение с ломом черных и цветных металлов.

«Я одинокая, больная женщина. Проживаю в деревне. Хозяйство не держу, так как нет здоровья. После смерти мужа написала заявление в жилкомхоз об отказе от услуги по вывозу мусора. Но мне ответили, что раз я в доме проживаю, то обязана платить. Как же так? Тамара Сакун, Бобруйский район».

Татьяна Воронко, заместитель председателя Бобруйского райисполкома:

– Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» предусматривает обязательность заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не только для исполнителя, являющегося коммерческой организацией, но и при определенных условиях – для потребителя. Согласно перечню основных жилищно-коммунальных услуг, утвержденному постановлением Совета Министров от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является основной жилищно-коммунальной услугой, которая оказывается в обязательном порядке.

Согласно пункту 8 статьи 17 «Об обращениях с отходами» собственники отходов потребления обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, утвержденной местным исполнительным и распорядительным органом для конкретного населенного пункта, санкционированное место хранения отходов потребления для граждан может быть или специально обустроенная площадка с контейнерами или специальное транспортное средство (мусоровоз) при подомовом объезде частных домовладений. Схема обращения с коммунальными отходами, образующимися на территории Бобруйского района, утверждена решением райисполкома от 22 марта 2018 г. № 8-4, согласно которой вывоз отходов в деревне Плессы производится мусоровозом при подомовом объезде каждую 2-ю и 4-ю пятницу месяца.

В соответствии со статьей 19 Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» потребитель, являющийся нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, собственником жилого помещения, вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от договора на оказание жилищно-коммунальных услуг полностью или частично, если неоказание жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно. В то же время у УКП «Жилкомхоз» – исполнителя данной услуги отсутствуют технические средства, позволяющие на практике не оказывать данную услугу конкретному потребителю и при этом лишить его фактической возможности пользоваться этой услугой (в данном случае мусоровоз согласно утвержденному графику производит сбор отходов).

Типовой договор на оказание данной услуги утвержден постановлением № 99. Данный вид договора в соответствии с Законом от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» является публичным, в этой связи, независимо от факта его заключения, плата за данную основную жилищно-коммунальную услугу начисляется и предъявляется к оплате. Между УКП «Жилкомхоз» и Ковальчук Л.А. (вашей дочерью), являющейся собственником жилого помещения, заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов.

Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами считается фактически оказанной потребителю в том случае, если в соответствии со схемой санитарной очистки мусоровоз произвел объезд закрепленной территории.

В соответствии с пунктом 52 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров от 12 июня 2014 г. № 571, плата за обращение с твердыми коммунальными отходами и отношении жилых помещений, находящихся в собственности или во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, вносится исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по субсидируемым тарифам для населения.

С 1 октября 2018 г. вступил в силу абзац сто сорок второй подпункта 1.3.3 пункта 52 постановления Совета Министров от 29 июня 2018 г. № 510, касающийся порядка начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за жилые помещения, в которых никто не зарегистрирован. Данным постановлением предусмотрено приостановление (в случае обращения собственника с заявлением) оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок до 6 месяцев (как правило, в отопительный период) в отношении одноквартирных (блокированных жилых ломов, в которых отсутствуют зарегистрированные граждане (дома используются для сезонного проживания). В связи с тем, что вы зарегистрированы в доме, данное постановление в отношении вас не применимо.

В связи с изложенным УКП «Жилкомхоз» не имеет оснований для прекращения начисления платы и перерасчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Аэлита Сюльжина, «СБ. Беларусь сегодня», 12 апреля 2019 г.

/ Фото: Анатолий Бойко

С 1 мая вступили в силу новые Правила предоставления услуг по обращению с бытовыми отходами, утвержденные постановлением Кабмина №318 от 27 марта 2019 года.

Реклама

Если раньше услуга называлась «вывоз бытовых отходов», то теперь во всех официальных документах название заменено на «обращение с бытовыми отходами». Такое изменение формулировки связано с попыткой изменить ситуацию с бытовыми отходами, в которых Украина уже буквально утопает.

В соответствии с законом Украины «Об отходах», в понятие «обращение с отходами» вкладывается не просто их вывоз на полигон, а «действия, направленные на предупреждение образованию отходов, их сбор, перевозка, сортировка, хранение, обработка, переработка, утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение». Соответственно, если раньше от «мусорщиков», обслуживающих жилые дома, требовалось только освободить придомовую территорию от накопившихся отходов, то теперь предполагается привлекать к обслуживанию домов компании, которые смогут обеспечить также утилизацию или переработку.

Новая редакция Закона о жилкомуслугах, который введен в действие с 1 мая 2019 года, гласит, что «услуги по обращению с бытовыми отходами – это услуги по вывезению, переработке и захоронению бытовых отходов». Закон также обязывает компании, которые хотят участвовать в конкурсах на предоставление услуг по обращению с бытовыми отходами, подкреплять свои возможности договорами с компаниями, которые занимаются переработкой и/или захоронением бытовых отходов (ст. 35-1).

При этом во врем конкурсов на предоставление услуг по обращению с бытовыми отходами местные власти должны «отдавать предпочтение тем предложениям, которые предусматривают большую степень переработки или утилизации бытовых отходов». Это прямое требование закона «Об отходах».

Сортировать мусор – теперь обязанность каждого

Реклама

Однако новая редакция Закона о жилищно-коммунальных услугах накладывает дополнительные обязательства не только на компании по вывозу мусора, но и на потребителей их услуг, то есть на всех украинцев.

Если раньше законодательство рассматривало раздельный сбор отходов как один из способов, то теперь в законе четко записано: «Собственники или съемщики, пользователи, в том числе арендатора, источников образования бытовых отходов… обеспечивают раздельный сбор бытовых отходов».

Понятно, что новшества не вступят в силу сразу и на всей территории Украины. Однако предполагается, что переход к новым правилам должен произойти после переоформления договоров на вывоз мусора в соответствии с новыми требованиями закона. Такие договоры управляющие организации или ОСМД должны перезаключить с каждым исполнителем услуги, в т. ч. и с «мусорными» компаниями, в течение года, т. е. до 1 мая 2020 года.

В договоре нового образца о предоставлении услуг по обращению с отходами, который тоже утвержден постановлением КМУ №318, предусматривается, что исполнитель должен вывозить твердые, крупногабаритные, ремонтные отходы и жидкие (из выгребных ям). В том числе он должен технологически правильно вывозить содержимое контейнеров для раздельного сбора мусора.

Как известно, сегодня бывает, что содержимое контейнеров для раздельного сбора мусора вывозится вперемешку с неотсортированными отходами или не вывозится вовсе. В том числе в Киеве, где вопрос с хранением и утилизацией бытовых отходов стоит очень остро. Теперь ситуация с раздельным сбором мусора должна улучшиться.

Реклама

Таких контейнеров, кстати, может появиться гораздо больше видов, чем можно увидеть во дворах домов сейчас. В договоре можно предусмотреть раздельный сбор отходов из полимеров (пластик, полиэтилен), из стекла, бумаги, цветных металлов и другого вторсырья. Также может быть предусмотрен отдельно вывоз органических (пищевых) и опасных отходов (лампочки, батарейки и пр.).

В тренде

Доллар в Украине подорожал до нового годового максимума

Контейнеры для раздельного сбора отходов могут быть собственностью многоквартирного дома, а могут предоставляться в пользование организацией, которая занимается вывозом мусора.

Кстати, в типовом договоре предусмотрена возможность для украинцев не платить за вывоз мусора, если они не проживают в помещении более 30 дней.

Как экономить на раздельном сборе мусора

По новым правилам, на вывоз каждого вида бытовых отходов будут действовать отдельные тарифы. Устанавливать их должны органы местной власти.

Отдельные тарифы утверждаются на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритных, ремонтных, жидких и опасных. При этом не исключено, что суммарно платить придется больше, чем раньше, поскольку в тариф включат не только, собственно, вывоз мусора, но еще и расходы на его переработку и утилизацию. «Тарифы на услуги по обращению с бытовыми отходами являются суммой тарифов на услуги по вывозу, переработке и захоронению бытовых отходов», – говорится в постановлении Кабмина.

Реклама

Но в то же время новый порядок расчетов с исполнителями услуги по вывозу мусора позволяет неплохо экономить. Дело в том, что он предусматривает фактически бесплатный вывоз рассортированных отходов. Объем того мусора, который жильцы будут выносить в контейнеры для раздельного сбора отходов – отдельно для стекла, пластика, бумаги и т.д. – не будет учитываться при начислении платы за объем вывозимого мусора.

«В случае введения раздельного сбора бытовых отходов при установлении цен/тарифов на услугу по обращению с бытовыми отходами не учитывается стоимость операций по обращению с раздельно собранными (отсортированными) полезными компонентами этих отходов», – гласит ст. 25 нового закона о ЖКУ.

То есть, если возле дома будут размещены только контейнеры для смешанного мусора, каждому жильцу придется платить, условно говоря, за 30 кг в месяц, но при наличии баков для раздельного сбора мусора как минимум половина этого мусора будет выбрасываться в эти контейнеры и, таким образом, оплачивать придется вдвое меньший вес отходов. Рассортированные же отходы будут вывозиться бесплатно для жильцов.

Такая «скидка» сделана из-за того, что поставщик услуги по вывозу мусора может получить определенный доход, если сдаст рассортированные отходы как вторсырье. Тем самым будут покрыты его расходы на транспортировку этого мусора к месту переработки.

Совладельцы многоэтажного дома, впрочем, могут и сами организовать вывоз рассортированных отходов и сдачу их на переработку. Обычно вырученные за это деньги не только покрывают расходы на транспортировку, но и позволяют собирать средства для нужд дома. Например, на ремонт. Подобных примеров рачительного хозяйствования в Украине немало. А новый Закон о жилищно-коммунальных услугах позволит украинцам с июня отказываться от выполнения ряда коммунальных услуг сторонними компаниями и переходить на самообеспечение.

Напомним, ранее «Сегодня» рассказывали, как киевляне научились зарабатывать на мусоре.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

За последние годы требования законодательства в сфере природопользования стали жёстче. Такие перемены связаны с ростом общей массы отходов, возникающих в процессе человеческой жизнедеятельности. Остро стоящий экологический вопрос принудил правительство принять меры.

Поэтому с конца 2018 года все виды работ, связанных с отходами класса опасности меньше V, подлежат лицензированию.

Официальный документ, устанавливающий порядок получения разрешения соискателями – Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 №1062 (ред. от 28.12.2018).

Виды работ с мусором, для которых нужна лицензия

Лицензированию подлежат следующие направления:

  • вывоз ТБО и ТКО (твердых бытовых и коммунальных отходов);
  • транспортировка;
  • складирование;
  • сортировка, подготовка и очистка мусора;
  • рекуперация отходов.

Внимание! Каждый вид деятельности должен быть лицензирован отдельно.

Кто может получить лицензию

Лицензия на вывоз мусора может быть получена юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы. Также к работе с отходами могут быть допущены физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.

Кто вправе выдавать лицензии

Орган, проводящий лицензирование по данному направлению – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Именно она рассматривает комплект поданных заявителем документов и принимает решение о согласовании или отклонении заявки с указанием объективных причин невыдачи разрешения. Срок рассмотрения – до 90 дней.

Примечание: Заявка рассматривается Федеральной Службой природопользования, однако, она подается в локальный орган, правомочный выдавать разрешения. Они сами пересылают комплект в вышестоящую инстанцию.

Для получения лицензии необходимо выполнить определённые требования, собрать пакет документов и оплатить пошлину. Правда одной пошлиной дело не ограничится. Затраты на оформление лицензии на вывоз мусора в 2020 году составят от 100 000 рублей.

Условия и требования

Условия получения лицензии ТКО для всех одинаковы:

  • необходимо быть зарегистрированным как ИП или юридическое лицо;
  • собрать необходимые документы;
  • подать заявление на разрешение в Роспотребнадзор;
  • согласовать режим сбора мусора или вторсырья.

Обратите внимание! Оборудование и транспорт должны иметь соответствующие паспорта, сертификаты качества, аттестаты, свидетельства о проведённой поверке.

Требуемые документы

На основании статьи 13 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ, для согласования заявки на получение разрешения на работу с отходами, необходимо:

  1. Заполнить заявление на утвержденном бланке. ИП или юр. лицо указывают следующие данные:

ИП

Юридическое лицо

ФИО полностью

полное наименование и организационно-правовая форма собственности

адрес регистрации места жительства

юридический адрес офиса

адрес или координаты мест планируемого проведения лицензированной предпринимательской деятельности (за исключением транспортировки отходов)

номер регистрации ИП

ОГРН юридического лица

Выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), необходимо указать выдающий орган

контактные данные

Далее указываются ИНН, конкретный вид (только один) деятельности согласно перечню (Ст.12 04.05.2011 №99-ФЗ). В форме актов необходимо указать полный перечень оборудования и техники для ведения работ. Также необходимо указать конкретный тип вывозимых ТКО и подтверждение от СанПиНа соблюдения требований и норм законодательства.

  1. Приложить к заявлению следующие копии:

Юридическое лицо

Индивидуальный предприниматель

Заявление утвержденного образца

Учредительные документы (устав, учредительный договор; положение; свидетельство о внесении изменений в учредительные документы, зарегистрированных в установленном порядке. Копия учредительного договора (решения учредителя)

Копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о юридическом лице

Копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

Копия справки Госкомстата о присвоении кодов (ОКПО);

Перечень отходов, с которыми предполагается осуществлять деятельность по обезвреживанию, размещению

Копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям профессиональную подготовку работников, осуществляющих лицензируемую деятельность

Документ о уплате пошлины за лицензию

Важно! Документы должны быть с актуальным сроком действия.

Также, любое серьезное изменение данных, указанных в комплекте документов, таких как повышение класса опасности веществ, изменения вида работ, замена оборудования и др. должно быть представлено письменным уведомлением.

Срок действия лицензии и ее аннулирование

Лицензия на мусор выдаётся сначала на 5 лет, а затем может быть продлена на неограниченный срок. Главным условием является соблюдение требований законодательства. Компания также должна представить доказательства наличия квалифицированного персонала, необходимого оборудования и транспортных средств.

Если при проверке, которая проводится примерно раз в год, будут выявлены нарушения, может произойти временный отзыв лицензии.

Разрешение может быть полностью аннулировано по следующим причинам:

  • в течение трех месяцев не был внесен лицензионный сбор;
  • предприниматель не устранил нарушения до указанного срока;
  • ликвидация фирмы.

Ответственность за вывоз мусора без разрешения

Стоимость госпошлины на приобретение разрешения составляет 7500 рублей в то время как сопутствующие мероприятия стоят на порядок дороже. Так, итоговая цена лицензии может доходить до 300 тыс. рублей.

Начинающий предприниматель может соблазниться вести бизнес нелегально. Однако, за вывоз ТКО без лицензии предусматривается административная ответственность. Ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает штраф от 30 до 50 тысяч рублей за простой состав нарушения, или же до 250 тысяч рублей за перевозку, выброс, захоронение опасных отходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *