Ym, что это?

Что случилось?

У пользователей списывают с карт определённые суммы — по 399 ₽, 313,95 ₽, 315 ₽, но чаще всего — по 279 ₽. После проведения операции держателям карт приходят сообщения, в которых указано, что оплата покупки прошла в пользу VRB*SCHET.

Не во всех вопросах было отмечено, с карты какого банка списались деньги. Но нам точно стало известно, что деньги так пропадали с карт Сбербанка и Рокетбанка, поэтому именно к ним мы обращались за комментариями (комментарий Сбербанка получить на момент публикации не удалось). Некоторым пользователям повезло, что на карте было недостаточно денег, поэтому платёж не проходил.

С одним из пострадавших, Алексеем, нам удалось пообщаться по телефону. Он рассказал, что с его карты в Сбербанке были списаны 279 ₽. Никаких паролей для подтверждения операций не приходило, ему не звонили мошенники и не пытались выяснить у него данные карты, но деньги пропали — о чём он узнал, зайдя в свой интернет-банк.

Расследование

Первая версия

Изначально описанная ситуация походила на мошенничество: как будто злоумышленники получили доступ к данным карт и стали расплачиваться ими на каких-то площадках, которые позволяют проводить операции подтверждения с помощью кода из SMS.

В консалтинговой компании в области информационной безопасности Digital Security предположили, что мог иметь место так называемый рекуррентный платёж. «Такое возможно, если при разовом платеже в интернете держатель карты дал согласие на последующие платежи (обычно используется для оформления ежемесячных подписок). Такую опцию легко не заметить при покупке», — объяснил Сравни.ру директор департамента анализа защищенности Digital Security Глеб Чербов.

Отталкиваясь от единственной зацепки — подписи «VRB*SCHET», — мы связались с банком с аналогичной аббревиатурой, ВРБ. В банке рассказали, что в настоящее время к ним поступают обращения граждан, связанные с этой проблемой. Но банк не является эмитентом платёжных карт и вообще не обслуживает счета физических лиц, поэтому не имеет возможности проводить операции по картам, по которым происходит списание.

Вторая версия

По словам главного специалиста по информационной безопасности управления безопасности ВРБ Олега Сайкина, анализ одного из таких эпизодов показал, что пользователь подал заявку на заём на сайте tranzzo.com/ru, и согласно условиям провайдера услуги после одобрения с клиента списываются средства за её оказание.

Собственно, ВРБ отображался в сообщениях об операциях списания средств, потому что сотрудничает с платёжным сервисом Tranzzo, а тот в свою очередь является техническим партнёром системы приёма платежей Интеркасса, которая позволяет различным компаниям принимать платежи за товары и услуги от их клиентов. В том числе этот сервис используют площадки по подбору займов (то есть это не МФО, а именно сервисы-посредники, которые взимают плату за свои услуги).

Как пояснили по телефону в службе поддержки Интеркассы, к ним тоже поступают обращения пользователей с подобными проблемами.

«На различных ресурсах есть возможность оплаты через Интеркассу. Через нас проходила оплата. Клиенты были ознакомлены с условиями сайтов, через которые производилась подача заявки — или не были ознакомлены с ними, потому что не прочитали пользовательское соглашение, в котором указано, что заявка на оформление микрозайма является платной. И вот эта сумма списана за активацию заявки, — объясняют в компании. — Это не мошенничество: информация о том, что услуга платная, и условия списания средств указаны в пользовательском соглашении, оно есть в открытом доступе. И потенциальный заёмщик, оформляя заявку, принимает эти условия и подтверждает, что с ними ознакомился».

При оплате через Интеркассу обязательно требуется подтверждение платежа с помощью 3D-Secure кода. «Также после списания средств сервисы уведомляют клиентов, сколько средств было списано и за что. Оповещения отправляют на е-mail или SMS-сообщением на телефон. Контактные данные берут из анкеты клиента», — поясняют в службе поддержки.

Подробнее о том, как работает схема, нам рассказали в Рокетбанке. Клиент заходит на сайт подбора займов. Указывает свои ФИО, номер телефона и почту. «Важный момент: он ставит галочку, что согласен передать персональные данные и получить информационную услугу. Таким образом он соглашается на безакцептное списание денежных средств за подбор кредитного продукта. Информация о том, что сервис платный, сообщается, но указывается в не самых очевидных местах, например в самом низу страницы», — говорит руководитель операционного департамента Рокетбанка Тимофей Перов.

Далее потенциальный заёмщик должен заполнить подробную анкету и привязать карту, с которой у него списывают проверочную сумму в размере +/- 10 ₽. «Оплату нужно подтвердить проверочным кодом, который приходит в SMS, — объясняет Перов. — Даже если человек не воспользовался сервисом подбора, но указал всю запрашиваемую информацию и привязал карту, могут происходить списания, которые не требуют дополнительного подтверждения, например, тем же кодом в SMS, и такие правила устанавливает не банк, а сервис подбора».

Нам удалось в качестве примера найти три сервиса по подбору микрозаймов, на сайтах которых оговаривается взимание платы: checkmoney.su, prem-zaim.ru и good-zaim.com (скриншоты с условиями трёх сервисов есть в распоряжении редакции). При этом по условиям первых двух «может быть взята плата» за активацию сервиса (от 49 до 299 ₽ и 315 ₽ соответственно), а в случае prem-zaim в условиях вообще указано, что стоимость услуги составляет 299 ₽ в месяц.

Читайте по теме: Реальный случай: мошенники оформили на меня 13 кредитов в МФО

Что делать?

«В целом эта схема очень похожа на систему подписки: через какое-то время с карты будут списываться незначительные суммы. Отбивать такие списания банк не может, так как клиент сам дал согласие», — отмечает Тимофей Перов из Рокетбанка. По его словам, оптимальный выход из ситуации — оформить перевыпуск карты или отвязать её на данном сервисе.

В службе поддержки Интеркассы говорят, что если клиент не согласен со списанием или не заметил пункт о том, что услуга платная, то ему следует решать вопрос с сервисом в частном порядке.

И конечно, напоминает директор департамента анализа защищённости Digital Security Глеб Чербов, нужно быть бдительными при совершении платёжных операций в интернете. Следует также внимательно читать все условия предоставления услуг, добавляет Тимофей Перов.

Читайте по теме: Кредиты от мошенников: как злоумышленники обманывают граждан

Ситуация, когда владелец платежной карты обнаруживает непонятные списания средств со своего счета — довольно распространенное явление. У многих сразу возникает опасение, что они стали жертвой мошенников или деньги были списаны в результате банковской ошибки. Особенно если списание произошло без какого-либо подтверждения или СМС-уведомления. Не стоит поддаваться панике, в большинстве случаев подозрительный платеж вполне легален и является следствием недостаточной информированности или элементарной забывчивости держателя карты. В данной статье мы разберем случаи, когда средства списываются на непонятного получателя YM Services Moskva Rus.

Куда уходят деньги?

YM Services Moskva Rus — оплата с баланса банковской карты, проведенная через систему электронных платежей «Яндекс.Деньги». Расшифровывается эта аббревиатура по-русски достаточно ясно, YM — это Yandex Money. Соответственно, полное значение — «Сервисы Яндекс Деньги, Москва, Россия». Присутствие такой записи в выписке расходов означает, что с карты были удержаны деньги за оплату товаров, услуг или какого-либо сервиса через электронный кошелек «Яндекс.Деньги», к которому была привязана ваша платежная карта.

Почему средства списали без подтверждения?

Сервис «Яндекс.Деньги» имеет свои особенности при оплате покупок через кошелек, к которому привязана платежная карта. В процессе привязки пользователь единожды вводит данные карты и CVC-код, подтверждает действие. Далее при оплате через электронный кошелек средства могут списываться напрямую с баланса карты. Причем платеж может проходить без подтверждения и даже вообще без участия пользователя, если он использует опцию автоплатежа или разрешает списывать средства внешнему приложению.

Варианты оплаты через Яндекс.Деньги

Применительно к списанию средств с карты через сервис Яндекс.Деньги, существует несколько вариантов, как может проходить оплата:

  1. Пополнение электронного кошелька. Его можно производить с любой карты, в том числе и с непривязанной.
  2. Покупка товаров или услуг в интернете с помощью электронного кошелька, перевод средств на другой кошелек или карту.
  3. Функция «Автоплатёж». Из названия функции следует, что оплата осуществляется автоматически.
  4. Оплата различных сервисов Яндекса, здесь подтверждение также не запрашивается, если на кошельке отсутствуют средства, то они списываются с привязанной карты.

Что такое функция «Автоплатеж» и как ее отключить?

Функция автоматических платежей в наше стремительное время всеобщей спешки и суеты представляет определенные удобства. Автоплатеж можно использовать, чтобы регулярно оплачивать коммунальные услуги, баланс мобильного, банковские кредиты, кабельное и спутниковое ТВ, платные подписки на различные сервисы и многое другое. Здесь действует принцип «подключил и забыл».

Достаточно настроить оплату один раз и избавить себя от ситуаций, когда обнаруживаешь, что просрочил оплату, только после того, как интернет или телефон уже отключили. Как правило, это случается в самый неподходящий момент. Подключить эту функцию пользователь может как специально на сайте, выбрав получателя из списка, так и после какого-либо единичного платежа, поставив галочку на соответствующем пункте при проведении оплаты.

Однако, в некоторых случаях схема «подключил и забыл» может сослужить плохую службу. Например, в случае, когда заканчивается услуга, за которую нужно платить или пользователь случайно подключает автоплатеж через «Яндекс.Деньги». Средства с карты списываются, а в отчете стоит YM Services Moskva Rus.

Проверить и отключить автоплатежи достаточно просто. Для этого нужно авторизоваться на сайте Яндекс.Деньги, зайти в раздел «Мои операции» и выбрать вкладку «Автоплатежи». Откроется список всех подключенных на данный момент автоматических платежей, можно выбрать ненужные и отключить.

Как отменить привязку карты

Если требуется отменить привязку платежной карты к электронному кошельку, это также делается в несколько кликов. На сайте Яндекс.Деньги необходимо зайти в раздел «Настройки», выбрать вкладку «Привязанные карты», в открывшемся списке выбрать нужную карту и воспользоваться кнопкой «Удалить/Отвязать карту».

Мошенничество?

Но что делать, если вы никогда не регистрировали аккаунт в системе «Яндекс.Деньги» и не привязывали к нему карту, либо просто не совершали никаких покупок, а средства списываются и в выписке стоит YM Services Moskva Rus?

В реальности известны случаи хищения средств с платежных карт с обозначением упомянутого пункта в выписке. Как правило, это одноразовые схемы, осуществляемые в случаях, когда данные вашей карты были похищены тем или иным способом. Зачастую злоумышленники используют для перевода средств именно электронные кошельки, ведь они позволяют обеспечить анонимность. Из системы «Яндекс.Деньги» можно осуществлять переводы, зарегистрировав именной аккаунт, который мошенники получают, используя «левые» или также похищенные чужие данные.

Верным решением после обнаружения пропажи денег с карты будет сразу ее заблокировать, обратившись в банк для предотвращения повторного хищения. Также нужно написать заявление в банк и параллельно в полицию о хищении средств с платежной карты. По полицейскому запросу сервис «Яндекс.Деньги» предоставит всю имеющуюся информацию, которая, возможно, сможет помочь в расследовании.

Перед тем, как подавать заявления проанализируйте, не могли ли ваши близкие или дети воспользоваться вашей картой или электронным кошельком без вашего ведома? К сожалению, нередки случаи, когда подростки или члены семьи пользуются платежными картами родных, уповая на то, что небольшая покупка останется незаметной.

Резюме

Электронные платежи и покупки в интернете становятся неотъемлемой частью нашей жизни, что приводит и к увеличивающемуся количеству преступлений в этой сфере. Чтобы не стать жертвой мошенников держите данные своей карты и электронного кошелька в секрете и никогда не предоставляйте их третьим лицам. Надеемся, эта статья помогла вам разобраться, куда списались средства по пункту YM Services Moskva Rus. Будьте внимательны при проведении оплаты в интернете и не забывайте отключать автоплатежи.

Сумма руб. Срок мес.

Без справок

Без поручителей

Наличными

Ежемесячный платеж

руб. Подобрать кредит

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *