Юридические лица публичного права

Публичные субъекты — это особые субъекты финансового права.

Они создаются и действуют для достижения строго определенных целей, в общественных интересах, на благо своих граждан (подданных), для благоденствия и защиты. Их участие в правоотношениях является следствием объективной необходимости и определяется территориальным делением, которое обусловливает характер формирования и деятельности аппарата государства с учетом его пространственного деления.

Публичные образования — это всегда носители публичной власти, которые имеют публично-правовой статус и профиль. Наличие властных полномочий у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований является определяющим фактором для их финансово-правового статуса, поэтому в нем ярко выражены целевой компонент, а также своеобразная компетенция, в которой доминируют функциональный и территориальный аспекты. К тому же, как и многим другим субъектам российского финансового права, им присущ организационный элемент.

Государство как непременный и главный субъект в любом обществе всегда требовало и требует материального обеспечения своего существования. Поэтому для выполнения своих задач оно должно иметь в своем распоряжении материальные средства, аккумулирование и расходование которых — одна из главных его задач. В связи с этим государство заинтересовано в деятельности по созданию, распределению и использованию бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых ресурсов отраслей народного хозяйства, организаций и др., а также обязано аккумулированные денежные средства направить в различные сферы с учетом приоритетности финансирования.

Его верховенство выражается в его независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Отсюда, у государства есть право по определению собственной правосубъектности, складывающейся из правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. К тому же оно, как, впрочем, и другие субъекты, обладающие властными полномочиями, — это собственник, обладатель казны. В его собственности находится такое имущество, которое не может принадлежать никакому другому субъекту (например, земля и другие природные ресурсы; имущество, изъятое из оборота; централизованный фонд денежных средств — бюджет и т.п.).

В пользу государства в законодательстве разных стран устанавливаются различные привилегии. На совокупность этих привилегий (известных под названием Jus fisci) еще в XIX в. указывая известный ученый Д. И. Мейер. Он объяснял их присутствие принадлежностью обширных пространств государственной собственности «по праву собственности казне». Привилегии такого рода в России существуют и сегодня. Это освобождение от уплаты государственной пошлины, преимущества государства перед другими кредиторами и т.п.

Права публичных субъектов-собственников прямо вытекают из действующего законодательства. Так, ГК РФ (ст. 214—215) регламентирует состав государственной и муниципальной казны. БК РФ (ст. 41) — виды доходов бюджетов бюджетной системы России. НК РФ (ст. 13—15) — перечень федеральных, региональных и местных налогов, формирующих доходную часть бюджетов. При этом уплата налогов нередко рассматривается как обязанность и конституционный долг (ст. 57 Конституции РФ).

Государство в ряде случаев может реализовывать свои права (и суверена, и казны) одновременно, поэтому суверенные права Российского государства в области финансовой деятельности затрагивают прежде всего бюджеты (федерального и регионального уровня), государственные внебюджетные фонды, которые являются составной частью казны. В этом случае государство выступает одновременно как суверен (посредством выражения государственной воли на утверждение бюджетов) и как казна, т.е. собственник, который владеет, распоряжается и использует денежные средства из данных фондов.

Финансово-правовой статус государства регламентируется нормами публичного, а не частного права. Оно наделяется самостоятельными правами и признается особым субъектом права (Sui genetic).

Суверенитет Российского государства согласно ст. 4 Конституции РФ распространяется на всю его территорию, где гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8). К тому же не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В категоричной форме в Конституции РФ закрепляется правило о том, что Российская Федерация обладает суверенными правами (ст. 67), а в ст. 71 определяется ее исключительная компетенция, в том числе и финансовая.

Реализация финансово-правового статуса государства происходит в процессе вступления в различные отношения: бюджетные и налоговые; по поводу государственного кредита, обязательного государственного страхования и финансов предприятий; связанные с функционированием внебюджетных фондов, а также с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу финансов, и др. Следовательно, полномочия в указанных сферах характеризуют финансовую компетенцию государства, которая раскрывается через установление:

  • 1) системы федеральных органов законодательной, исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти;
  • 2) основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического и социального развития государства в целом;
  • 3) правовых основ единого рынка; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, основ цеповой политики; федеральных экономических служб, включая федеральные банки;
  • 4) федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, федеральных фондов регионального развития;
  • 5) внешней политики и международных отношений и др. Российское государство проявляет себя как субъект и тогда, когда оно регулирует финансовые отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, между ними и органами местного самоуправления.

Важным для уяснения финансово-правового статуса государства является и тот факт, что при реализации публичной власти чаще всего им используются государственно-правовые установления. В некоторых (исключительных) случаях средством управления и регулирования общественных отношений выступает договорная форма. Так, в силу ст. 11 Конституции РФ в нашем государстве получили распространение договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Для выполнения разнообразных функций государством создается система органов, которая представлена тремя ветвями власти и должна действовать в совокупности, как единое целое. Они являются его представителями. Деятельность представителей казны большей частью основана на коллегиальном начале и только в отдельных случаях от имени государства действуют должностные лица. От реализации органами своих полномочий зависит эффективное функционирование государства в целом. Государство в этом случае выступает как единая система органов, выполняющих большинство правомочий публичного субъекта.

Однако функции государства — это не функции отдельно взятых органов. Следовательно, выделяют функции государства и функции органов.

В дополнение добавим, что особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствие. Они проявляются в том, что федеративное государство (Российская Федерация) может выступать в качестве единого субъекта, а также может быть представлено в качестве отдельных его субъектов — субъектов РФ, считающихся государственными образованиями.

Субъектами РФ признаются такие субъекты, которым в соответствии с Конституцией РФ придан статус субъектов Федерации (ст. 65).

Не вызывает сомнения тот факт, что субъекты РФ обладают финансовой компетенцией. Они характеризуются самостоятельностью и реализуют ее через конкретные полномочия. У субъектов имеются права на принятие нормативных правовых актов, регулирующих финансовую деятельность.

Наделяя Российское государство исключительностью в финансовой сфере, законодатель (ст. 73 Конституции РФ) предоставляет субъектам Федерации самостоятельные права и всю полноту государственной власти на своей территории. В связи с чем рассматриваемые субъекты вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Важным для характеристики финансовой правосубъектности является то, что независимо от того, какой это субъект: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти они между собой равноправны (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ).

Реализация финансовых прав и исполнение обязанностей субъектами РФ осуществляется вне пределов ведения Российской Федерации и се полномочий по предметам совместного ведения, так как существуют сферы, которые находятся в совместном ведении Российского государства и его субъектов. К ним, например, относятся отношения по разграничению государственной собственности и установлению общих принципов налогообложения и сборов (ст. 72 Конституции РФ). К тому же согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Следовательно, Конституция РФ не содержит закрытого перечня предметов ведения субъектов Федерации, а предметы ведения, не отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, находятся в ведении субъектов Федерации. Отсюда, за исключением некоторых полномочий, субъекты РФ обладают всей полнотой власти, поэтому при осуществлении финансовой деятельности они воспринимаются и как властвующие субъекты, и как носители имущественных отношений.

Единство экономического пространства обеспечивает равные условия всем субъектам Федерации и отвечает потребностям свободы конкуренции и движения капитала. Оно достигается наличием единой денежной, финансовой, банковской и таможенной систем, а также ограничением прав субъектов РФ в регулировании рыночных процессов или установлении региональных барьеров. И поскольку субъекты Федерации обладают собственными материальными и финансовыми ресурсами, то они претворяют в жизнь на своей территории различные региональные программы по развитию социального обеспечения, культуры, экономики и др., реализация которых по многом зависит от степени обеспеченности денежными ресурсами и от их законотворчества.

Муниципальные образования в качестве самостоятельных субъектов в пашем государстве появились относительно недавно, со времени принятия Конституции РФ. Однако термин «муниципальные образования» в пей не упоминается. В ст. 130—133 Конституции РФ акцент делается на полномочия органов местного самоуправления, которые самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, и многое другое. Органы местного самоуправления обладают властными полномочиями, хотя и не входят в систему органов государственной власти.

Важным гарантом самостоятельности муниципального образования является его финансовая независимость, которая предоставляет возможность органам местного самоуправления управлять рисками и отвечать по своим обязательствам.

Содержание муниципальных финансовых правоотношений составляют финансовые полномочия, которыми наделяются участники муниципальной финансовой деятельности для решения вопросов на своей территории для обеспечения потребностей населения в различных сферах жизнедеятельности. Осуществляя финансовую деятельность и решая вопросы местного значения, муниципальные образования реализуют налоговые, бюджетные, кредитные и другие полномочия.

  • Мейер Д. И. Русское гражданское право : в 2 ч. (по испр. и дои. 8-му изд. 1902 г.). 3-е изд., «испр. М.: Статут, 2003. С. 137.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Землянов, Олег Евгеньевич, 2011 год

1. Нормативно-правовые акты

2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции Федеральных конституционных законов от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 2009. — № 4. — Ст. 445.

19. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. — 29 июля.

20. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»^ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. — № 7. — Ст. 776.

24. Указ Президента РФ от 17.12.1997 №1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1997. — № 247.

25. Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 2004 годах» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 30. — Ст. 3046:

27. Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов

28. Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 27 Ст. 3256.

32. Постановление Правительства РФ от 04.10;2000 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. — №41. — Ст. 4089.

34. Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронногодокументооборота» // Собрание законодательства РФ. 2009. — № 39. — Ст. 4614.

35. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 №953 «Об обеспечении- доступа к информации о деятельности Правительства. Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2009.- — №48. — Ст. 5832.

36. Постановление Губернатора Самарской области от 03.06.2010 № 38 «Об утверждении» Плана4 перехода на предоставление в электронном-виде государственных и муниципальных услуг в Самарской области» // Волжская Коммуна. 4 июня 2010. — №196.

37. Распоряжение Правительства Самарской области от 09.12.2010 № 371-р «Об утверждении Положения об информационной системе межведомственного электронного взаимодействия Самарской области» // Волжская коммуна. 14. декабря 2010. — № 461.

38. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в. / Р.Ф. Абдеев. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1994.-334 с.

39. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С.С. Алексеев. М.: Изд-во НОРМА, 2001. — 752с.

40. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. М.: Юрид. лит., 1966. -187с.

41. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. / С.С. Алексеев. -М.: Юрид. лит., 1981. 360с.

42. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. И. / С.С. Алексеев. -М.: Юрид. лит., 1982. 360с.

44. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе / С.С. Алексеев М.: Юрид. лит., 1971. — 223с.

45. Алексеев С.С. Структура советского права / С.С. Алексеев. — М.: Юрид. лит, 1975. 264с.

46. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. М.: БЕК. 1995. —336с.

47. Алексеев С.С. Философия права / С.С. Алексеев. М.: Наука, 1997.-336с.

48. Алексеев С.С. Частное право. Научно-публицистический очерк / С.С. Алексеев. М.: Статут, 1999. — 160с.

49. Аннерс Э. История европейского права / Э. Аннерс. М.: Наука,, 1996.-395с.

52. Барон Ю. Система римского гражданского права / Ю. Барон. -СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих (влад. А.Э. Коллинс), 1909. 974с.

53. Бахрах Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах. М.: БЕК, 1996.-368с.

55. Бачило И.Л. Функции органов управления / И.Л. Бачило. М.: Юрид. лит-ра, 1976. — 200с.

56. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства / И.Д. Беляев. М.: Тип. А. А. Карцева, 1888. — 588с.

57. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Ж.Л. Бержель. М.: NOTA BENE, 2000. — 576с.

59. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 140с.

62. Братусь С.Н. О роли советского права в развитии производственных отношений / С.Н. Братусь. М.: Знание, 1954. — 24с.

63. Братусь С.Н. Предмет и система гражданского права / С.Н. Братусь. М.: Госюриздат, 1963. — 197с.

65. Вагина Н.М. Принципы публичного права / Н.М. Вагина. -Самара: Офорт, 2005. 240с.

66. Васильев A.B. Государство, право и рыночная экономика / A.B. Васильев. М.: Изд-во РАГС, 2009. — 142 с.

68. Ведяхин В.М. Принципы правового регулирования рыночных отношений / В.М. Ведяхин, С.Н. Ревина. Самара: Изд-во СГЭА, 2005. -270с.

69. Ведяхин В.М. Факторы формирования и реализации принципов, права / В.М. Ведяхин, O.E. Суркова. Самара: Изд-во^СГЭА, 2005. — 280с.

70. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. М.: Омега-Л, 2002. — 608с.

71. Венедиктов A.B. Государственная социалистическая собственность / A.B. Венедиктов. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — 839с.

72. Вопленко H.H. Нормы права: Лекция для студентов юридического факультета / H.H. Вопленко. Волгоград, 1997. -32с.

73. Вопленко H.H. Нормы советского права. Проблемы теории / H.H. Вопленко. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1987. — 248с.

74. Вопленко H.H. Социалистическая законность и применение права / H.H. Вопленко. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1983. — 184с.

75. Вопленко H.H. Сущность, принципы и функции права / H.H. Вопленко. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 1998: — 53с.

77. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики / Г.А. Гаджиев. М.: Юристъ, 2002. — 286с.

78. Гамбаров Ю.С. Добровольная и безвозмездная деятельность в чужом интересе вне договорного отношения и не по предписанию закона.

79. Вып. 1: Общественный интерес в гражданском праве / Ю.С. Гамбаров. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1879. — 402с.

80. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Часть общая. Т.1 / Ю.С. Гамбаров. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1911. — 793с.

81. Гамбаров Ю.С. Свобода и ее гарантии / Ю.С. Гамбаров. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1910. -288с.

82. Герваген Л. Л. Обязанности, как основание права / Л.Л. Герваген. -СПб.: Тип. ж. д. изд. А. Ф. Штольценбурга; 1908. 208с.

83. Гойхбарг А.Г. Основы частного имущественного’ права / A.F. Гойхбарг. -М.: Красная новь, 1924. 136с.

84. Гойхбарг А.Г. Хозяйственное право РСФСР. T.I / А.Г. Гойхбарг. -М- Петроград: Гос. изд-во, 1923: 212с.48

86. Гражданское право и экономика / Редкол.: Мозолин В .П.’, Нечаева^ A.M., Рубанов A.A., Скрипко В.Р. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1985. — 162 с.

89. Гунель М. Введение в публичное право. Институты. Основы. Источники / М. Гунель. М.: Интратэк- Р., 1995. — 320с.

90. Давид Р: Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. М.: Международные отношения, 1998. — 400с.

91. Договор в публичном праве. Сборник научных статей / Под ред.: Бабелюк Е.Г., Гриценко E.B. М.: Волтерс Клувер, 2009. — 280 с.

92. Дождев Д.В. Римское частное право / Д.В. Дождев. — М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА-М, 1997. — 704с.

95. Зом Р. Институции: История и система римского гражданского-права / Р. Зом. Сергиев Посад: Тип. И.И. Иванова, 1916. — 375с.

96. Иеринг Р. Дух римского права по различным ступеням его развития. Ч. 1 / Р. Иеринг.- СПб.: Тип. В. Безобразова и Ко, 1875. 321с:

97. Иеринг Р. Интерес и право / Р. Иеринг. — Ярославль: Тип. Губ. зем. управы, 1880.-300с.

98. Иеринг Р. Об основании защиты владения. Пересмотр учения о владении / Р. Иеринг. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1883. — 183с.

99. Иеринг Р. Цель в праве / Р. Иеринг. СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1875,-443с.

100. Ильин И. А. Теория права и государства / И.А. Ильин. М.: Изд-во «Зерцало», 2003. — 400с.

101. Иоффе О.С. Вопросы общей теории права? / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский: М.: Юрид. лит., 1961. — 450с.

102. Иоффе О.С. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в СССР / О.С. Иоффе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. — 48с.

103. Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву / О.С. Иоффе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. — 143с.

104. Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Часть 1. / О.С. Иоффе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. — 160с.

105. Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Часть 2. / О.С. Иоффе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 173с.

107. Кавелин К.Д. Собрание сочинений / К. Кавелин. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1900. — 680с.

108. Калмыков Ю.Х. Хозяйственный расчет и гражданское право / Ю.Х. Калмыков. Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1969. — 229с.

110. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / С.Ф. Кечекьян. М.: Госюриздат, 1958. — 188с.

111. Копылов В.А. Информационное право. Учебное пособие / Копылов В.А. М.: Юристъ, 1997. — 472 с.

112. Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики / Копылов В.А. М.: Юристъ, 2003. — 623 с.

113. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. -СПб.: Юридический центр ПРЕСС, 2003. 430с.

115. Короткова О.И. Административно-правовое регулирование управления государственной собственностью в Российской Федерации:проблемы развития и правовой регламентации / Короткова О.И. Орел: Изд. Александр Воробьев, 2010.- 176 с.

117. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: Опыт Запада / М.И. Кулагин // Избранные труды. М.: Статут, 1997. — 330с.

120. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления / Б.М. Лазарев. -М.: Юрид. лит-ра, 1972. 280с.

121. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для вузов / В.В. Лазарев, C.B. Липень. М.: Спарк, 1998. — 456с.

122. Лапаева В.В. Социология права / В.В. Лапаева / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2000. — 304с.

125. Лебедева Н.Н. Право. Личность. Интернет / Лебедева Н.Н. М,: Волтерс Клувер, 2004. — 232 с.

127. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О.Э; Лейст М.: ИКД «Зерцало — М», 2002. — 288с.

128. Лившиц Р.З. Современная теория права / Р.З. Лившиц. М.: Изд-во ИГП РАН, 1992.-94с.

129. Лившиц Р.З. Теория права / Р.З. Лившиц;.- М.: БЕК, 2001. 224с.

130. Луман Н. Общество как социальная; система / Н. Луман. М.: Экмо, 2004. — 600с.

132. Макеев В.В. Частное право Древнего Рима / В .В. Макеев, А.Г. Головко Ростов-н/Д: Изд. цент «Март», 2002. -256с.

133. Мальцев Г.В. Понимание права: Подходы и проблемы? / Г.В. Мальцев:- М:: Прометей; 1999;-419с.

136. Матузов 11.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, A.B. Малько. М.: Юрисгь, 1997. — 672с.

137. Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима: Лекции / С.А. Муромцев. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1883. — 697с.

139. Наумов В.Б. Право и Интернет. Очерки теории и практики / Наумов В.Б.; Науч. ред.: Исаков В.Б. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 432 с.

141. Нерсесянц B.C. Философия права / B.C. Нерсесянц. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1997. — 657с.

142. Новоселов Г.П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты / Г.П. Новоселов. М.: Норма, 2001. — 260с.

145. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. A.A. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 320с.

146. Общая теория права и государства / Под. ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1997.-450с.

150. Ориу М. Основы публичного права / М. Ориу. М.: Изд-во коммунистической академии, 1925. — 760с.

153. Покровский И.А. История римского права / Покровский И.А. -СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад», 1998. — 560с.

154. Покровский/И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. -М.: Статут, 1998. 353с.

157. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства / В.Ф. Попондопуло. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского ун-та, 1994. — 218с.

160. Протасов В.Н. Что и как регулирует право / В.Н. Протасов. М.: Юристъ, 1995.-95с.

161. Публично-правовое регулирование экономических отношений. Вып. 1 / Козырин А.Н. М.: AHO ЦППИ, 2008. — 206 с.

162. Ревина С.Н. Теория права и рынок / С.Н. Ревина. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та; 2008. — 468 с.

163. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М.: Новый Юрист, 1998. — 512Ъ.

165. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 31). М:: ИЭПП; 2010. — 707с.

166. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел / И.В. Ростовщиков. — Волгоград: ВЮИ МВД России, 1997. 192с.

167. Ростовщиков И.В. Реализация прав личности и деятельность органов-внутренних дел. Учебное-пособие для вузов МВД России / И.В. Ростовщиков. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1996 -95с.

168. Серго А. Интернет и право. Научное издание / Серго А. М.: Бестселлер, 2003. — 272 с.

169. Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс / С.П. Синха. М.: Academia; 1996. — 304с.

170. Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. Саратов: СЮИ МВД России, 2007. — 560с.

172. Стучка П. Революционная роль советского права / П. Стучка. Mi: Советское законодательство, 1931. — 160 с.

173. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Том 3. Современное правопонимание / В.М. Сырых. М.: РАП, 2007. — 512с.

174. Теория государства и права / Под ред. Г.Н. Манова. Mr. Издательство Бек, 1996. — 320с.

175. Теория государства и нрава / Под ред. М.Н. Марченко; М:: Зерцало, 1997.-476с.

176. Теория : государства ж права / Под ред. H.F. Александрова. М.: Юрид. лит., 1974. — 620с.

177. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. — 672с.

178. Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В:Д. Перевалова. М.: Новый юрист, 1997. — 560с.

179. Тихомиров Ю;А. Правовое регулирование: теория и практика / Тихомиров Ю:А; М;: Формула права, 2010. — 400 с.

180. Тихомиров Ю:А. Публичное право / Ю.А. Тихомиров. — М.: Бек, 1995. -496с.

181. Тихомиров Ю.А. Развитие концепций публичного права / Тихомиров Ю.А. М.: Юриспруденция, 2010. — 16 с.

182. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: Учебник. / Ю.А. Тихомиров. М.: Эксмо, 2008. — 448с.

183. Тихомиров Ю.А. Теория. компетенции / Ю.А. Тихомиров. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2005. — 355с.

185. Хвостов В.М. Общая теория права: Элементарный очерк / В.М. Хвостов. СПб.: Н. П. Карбасников, 1914. — 155с.

187. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. М.: Юристъ, 1996. — 576с.

188. Чулюкин Л.Д. Природа и значение цели в советском праве / Л.Д. Чулюкина. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1984. — 260с.

189. Шершеневич Г.Ф. История философии права / Г.Ф. Шершеневич.- СПб.: Изд-во «Лань», 2001′. 528с.

190. Шершеневич Г.Ф. История философии права / Г.Ф. Шершеневич.- СПб.: Бр. Башмаковы, 1907. 593с.

191. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права / Г.Ф. Шершеневич Г.Ф. Казань: Типо-лит. Имп. Казан, ун-та, 1901. — 482с.

192. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. / Г.Ф. Шершеневич — СПб.: Бр. Башмаковы, 1908. 519с.

193. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Философия права / Г.Ф. Шершеневич. -М.: Бр. Башмаковы, 1910. 839с.

194. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права / Г.Ф. Шершеневич. -М.: Бр. Башмаковы, 1914. 499с.

195. Шкредов В.П. Экономика и право. О принципах исследования производственных отношений в связи с юридической формой их выражения / Шкредов В.П. М.: Экономика, 1967. — 189 с.

196. Элькинд П.С. Толкование и применение норм уголовно-процессуального права / П.С. Элькинд. М.: Юрид. лит-ра, 1967. — 192с.

200. Явич JI.C. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы / JI.C. Явич. М.: Юрид. лит., 1978. — 224с.

201. Явич JI.C. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений / JI.C. Явич. — М.: Госюриздат, 1961. — 172с.

202. Явич JI.C. Социализм: право и общественный прогресс / JI.C. Явич. М.: Юрид. лит, 1990. — 271с.

203. Явич JI.C. Социалистический правопорядок / JI.C. Явич. JL: Изд-во Лёнигр. ун-та, 1972. — 78с.

207. Агарков М.М. Ценность частного права / М.М. Агарков // Правоведение. 1992. — № 1. — С. 25-37.

209. Алексеев С.С. Не просто право частное право / С.С. Алексеев // Известия. — 1991. — 19 окт.

212. Алексеев С.С. Об объективном в праве / С.С. Алексеев // Правоведение. 1971. — №1. — С. 19-26.

213. Алексеев С.С. Об отраслях права / С.С. Алексеев // Советское государство и право. 1972. — №3. — С. 27-34.

215. Алексеев С.С. Право и правовая система / С.С. Алексеев // Правоведение. 1980. -№1. — С. 25-35.

219. Алиэскеров М.А. Метод гражданского процессуального права /

220. M. А. Алиэскеров // Журнал российского права. 2006. — № 7. — С. 24-29.

226. Афанасьев В .Г. О принципах классификации целостных систем / В.Г. Афанасьев // Вопросы философии. 1963. — №5. — С. 24-30.

227. Байтин М. И. О современном нормативном понимании права / М.И. Байтин // Журнал российского права. 1999. — №1. — С. 30-37.

231. Барсукова С.Ю. Частное и публичное: диалектика диспозиции / С.Ю. Барсукова // Полис. 1999. — №1. — С. 137-146.

236. Бачило И.Л. О законодательстве в информационной сфере отношений / И.Л. Бачило // Информационное общество. 2001. — №4. — С. 26 -29.

237. Берман Я. Марксизм и гражданский кодекс / Я. Берман // Советское право. 1922. — №3. — С. 12-23.

238. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения / А.И. Бобылев // Государство и право. 1999. — № 5.-С. 27-32.

239. Бобылев А.И. Понятие, принципы и функции права / А.И. Бобылев // Право и политика. 2004. — № 4. — С. 14-19.

242. Бобылев А.И. Теоретические проблемы право^^^ регулирования / А.И. Бобылев // Право и политика. 2002. — № 8. — С. 20-^Zr^p

243. Болгова В.В. Публичный интерес в параметриче характеристиках / В.В. Болгова // Вопросы экономики и права. 2010. — JSf^ ^ -С. 28-31

246. Братусь С.Н. Отрасль советского права: понятие, предмет метод / С.Н. Братусь // Правоведение. 1979. — №11. — С. 24-29.

248. Брылев Н. Философия относительности Электронный документ. Н. Брылев // URL: http://www.nbrilev.ru

251. Ведяхин В.М. Методы правового регулирования рыночных отношений / В.М. Ведяхин, С.Н. Ревина // Юрист. 2001. — № 12. — С. 14-18.

255. Володина JI.M. Цели и задачи уголовного процесса / Л.М. Володина Электронный документ. // URL: http://www.xserver.ru/user/zzugp/

256. Газье А. Публичное право Франции и России: пересечения и параллели / А. Газье, Э. Талапина // Правоведение. 2003. — №3. — С. 30-54.

259. Голик Ю.В: Метод уголовного права-/ Ю.В. Голик // Журнал российского права. 2000. — №1. — С. 32-28.

263. Горский Д.П. О видах определений и- их значении в науке / Д.П. Горский // Проблемы логики научного познания; М.: Наука, 1964: — G*-45.

264. Дембо Л.И. О принципах построения системы советского права / Л.И. Дембо // Советское государство и право. 1956. — №8. — С. 88-98.

265. Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении / А.И. Демидов // Правоведение. 2001. — № 4. — С. 34-42.

271. Иванов О.М. Право и экономика: вместе или порознь? / О.М. Иванов // Банковское право. 2009: — № 6. — С. 4-8.

272. Иванюк O.A. Источники права: проблемы определения / O.A. Иванюк // Журнал российского права. 2007. — №9. — С. 142-149.

273. Исаков В.Б. Индивидуальное регулирование общественных отношений как элемент системы правового регулирования: Материалы ежегодной аспирантской конференции / В.Б. Исаков, Т.В. Кашанина, В.К.

275. Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права / В.П. Казимирчук // Государство и право. 1970. — №10: — С. 15-22.

279. Кашанина. Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере / Т.В. Кашанина // Государство и право: 1992. — №1. — С. 28-34.

282. Кнапп В. По поводу дискуссии о системе права- // Советское государство и право: 1957. — № 5. — С. 114-120.

284. Козлов Ю.М. Методы управления народным хозяйством СССР / Ю.М; Козлов // Советское государство и право. — 1968. №4. — С. 69-70.

286. Корнеев С.М: Вопросы построения системы советского права / С.М. Корнеев //Правоведение. 1963. — №1. — С. 34-42.

289. A.B. Кряжков // Государство и право. 1999. — №10. — С. 91-99.

292. Кудрявцев В.Н. Криминологическое значение потребностей /

293. B.Н. Кудрявцев // Советское государство и право. 1973. — №7. — С. 82-90.

294. Куликов В. К вопросу о природе и структуре экономических интересов / В. Куликов // Экономические науки. 1971. — №7. — С. 20-27.

297. Журнал российского права. 2007. — №9. — С. 110-118.

298. Лазарев В.В. Сфера и пределы правового регулирования / В.В. Лазарев // Советское государство и право. 1970. — № 11. — С. 24-29.

299. Лейст О.Э. Актуальные проблемы соотношения права и закона / О.Э. Лейст // Вестник МГУ. Сер. 11.- 1988. №5. — С. 17.

301. Лукашев A.A. К вопросу о методологии построения системыфинансового права / A.A. Лукашев // Финансовое право. 2006. — №7. — С. 24-29.

305. Малько A.B. Механизм’правового регулирования / A.B. Малько // Правоведение. 1996. — № 6. — С. 50-57.

306. Мальцев F.B. Проблема частного и публичного права / Г.В. Мальцев // Вестник социологического центра РАГС. 2003. — №3. — С. 20-43.

311. Моисеева О.В. О некоторых тенденциях публично-правового регулирования нотариальной деятельности / О.В. Моисеева // Власть и право в меняющейся России: сборник научных трудов по материалам

319. Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система / М.Ю. Осипов // Право и политика. 2006. — №11. — С. 56-57.

320. Павлов И.В. О системе советского социалистического права / И.В. Павлов // Советское государство и право. — 1958. №11. — С. 15-22.

324. Пешков А.Б. О методе правового регулирования / А.Б. Пешков // Правоведение. 1971. — №2. — С. 23-25.

328. Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве / В.Ф. Попондопуло // Правоведение. 1994. — № 5-6. — С. 80-87.

331. Примак Т.К. Договоры в частном» и: публичном» праве* зарубежных стран / Т.К. Примак // Закончи право. 2007. — № 7. — С. 41-43.

334. Рабинович П.М. О понятии права» в советской’ юридической* науке / П.М. Рабинович // Правоведение. 1977. — № 4. — С. 40-47.

335. Раевич О.И.! К вопросу о делении права на публичное и частное / С.И. Раевич // Советское право. — 1927. № 1.

340. Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1986. — №10. — С. 10-45.

343. Сорокин В.Д. О едином методе правового регулирования / В.Д. Сорокин // Советское государство и право. 1975. — №7. — С. 20-24.

344. Сорокин В.Д. О некоторых общих свойствах метода правового регулирования / В.Д. Сорокин // Вестник ЛГУ. 1973. — №5. — С. 20-28.

345. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс / В.Д. Сорокин // Правоведение. 2000. — №4. — С. 30-35.

348. Султанов А.Р. Влияние на право России Конвенции о защите прав основных свобод человека и прецедентов Европейского Суда по правам человека / А.Р. Султанов // Журнал российского права. 2007. — №12. — С. 85 -93.

349. Талапина Э. О публичном экономическом праве / Э. Талапина // Журнал российского права. 2004. — №7. — С. 85-98.

350. Талапина Э. Публичные предприятия во Франции / Э. Талапина • //Закон.-2006.-№4.-С. 123-131.

351. Талапина Э. Публичные-функции в экономике / Э. Таллина, KDï Тихомиров // Право и экономика. 2002. — №6: — С. 3-9.

355. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений / Ю.А: Тихомиров // Правоведение. 1990. — № 5. — С. 50-59.

356. Тихомиров Ю.А. О теории правового регулирования: сравнительный анализ // Журнал российского права. 2009. — № 12. — С. 5-13.

358. Тихомиров Ю:А. Правоприменение: от стихийности к системе / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. — 2007. №12. — С. 27 — 35.

359. Тихомиров Ю.А. Публичное право: падение и взлеты / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. 1996. — №1. — С. 5-15.

361. Тихомиров Ю.А. Эффективность закона: от цели к результату / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2009. — № 4. — С. 3-9.

362. Толстой Ю.К. Метод правового регулирования и его исследователи / Ю.К. Толстой // Правоведение. 1973. — № 6. — С. 40-47.

363. Тотьев К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве / К.Ю. Тотьев // Государство и право. 2002. — №9.! — С. 1925.

364. Трофимов М.С. Информационное право как комплексная отрасль права / М.С. Трофимов // Проблемы понимания и тенденции развития государства и права в XXI веке. Сборник научных трудов. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. С. 409-418.

368. Халфина P.O. Право и управление экономикой / P.O. Халфина // Советское государство и право. 1986. — № 2. — С. 19-25.

371. Чиркин В. Право; экономика и социальное государство / В. Чиркин // Право и экономика. 2008. — № 6. — С. 99-106. . ,

374. Шафиров В.М. Право в человеческом измерении / В.М. Шафиров // Правоведение. 2004. — №3. — С. 198- 213. .

375. Шебанов А.Ф. Система; законодательства: , основания построения / А.Ф.1 Шебанов//Правоведение. 1976. — №4. — С. 25-34:

381. Яковлев В.Ф. Объективное и субъективное в методе правового регулирования / В.Ф. Яковлев // Правоведение. 1970. — №6. — С. 58 — 64.

384. Авторефераты и диссертации

387. Багаутдинов Ф.Н. Публичные и личные интересы в российском уголовном судопроизводстве и гарантии их обеспечения на предварительном следствии: Дис. . докт. юрид. наук. -М., 2004. 499с.

392. Васильев C.B. Частное и публичное право: историко-теоретический анализ: Дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2002. — 450с.

394. Голубцов В.Г. Публичные и частные начала в гражданско-правовом регулировании отношений государственной собственности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пермь, 1999. —27с.

396. Горлова E.H. Публичный договор в финансовом праве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010. — 28с.

398. Демин A.B. Административные договоры: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996,- 33с.

406. Касаткина С. А. Публичность и диспозитивность в Российском уголовном процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. — 24с.

407. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. — 280с.

408. Корецкий А.Д. Договор в механизме правового регулирования: Дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. -230с.

410. Кропачев Н.М. Механизм уголовно-правового регулирования: Дис. . докт. юрид. наук в форме научного доклада. СПБ., 2000. — 56с.

412. Левин О.В. Стимулирование в’ праве. Теоретические и практические аспекты: Дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. — 35с.

413. Максимович О.Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2007. — 33с.

415. Морозов Н.Л. Договорные отношения в публично-правовой сфере: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. — 34с.

416. Мясин A.A. Нормативный договор как источник права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2003.- 30с.

417. Невский И. А. Исполнимость постановлений судов общей юрисдикции и арбитражных судов в контексте задач гражданского судопроизводства: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005. — 180с.

422. Першин М.В. Частно-правовой интерес: понятие, правообразование, реализация: Дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. -199с.

423. Першина И.В. Интерес в праве: Дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. -183с.

424. Петров Д.Е. Отрасль права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. -Саратов, 2001.-30с.

426. Пилипенко Е.А. Система российского права: структурно-сравнительный анализ: Дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. -190с.

429. Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1996.- 34с.

430. Туманова JI.B. Защита публичного интереса в гражданском судопроизводстве: Дис. . докт. юрид. наук — СПб., 2002. — 400с.

432. Хвалева М.А. Метод публичного права: Дис. . канд. юрид. наук. -Самара, 2007.-221с.

436. Шарифуллин В.Р. Частноправовое регулирование: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2006. — 220с.

440. Ярмухаметов Р.З. Договор как источник публичного права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Уфа, 2000. — 30с.

Февраль 5, 2019

Общим критерием для определения арбитрабельности спора в России является характер спорных правоотношений. Так, спор может быть рассмотрен в арбитраже, если:

̶ он возник из гражданских правоотношений;

̶ в законе отсутствует прямой запрет на разрешение такого спора в арбитраже.

Из этого следует, что неарбитрабельность спора является исключением, а не общим правилом.

Тем не менее в российской судебной практике сложилась концепция «концентрации публичных элементов», которая позволила некоторым судам ограничить арбитрабельность споров и в отсутствие прямого запрета в законе. Согласно данной концепции наличие в споре публичных элементов меняет гражданско-правовой характер отношений и исключает арбитрабельность такого спора.

Так, в 2005 году Высший арбитражный суд РФ посчитал неарбитрабельными споры по поводу недвижимости из-за наличия требования о государственной регистрации прав. Однако Конституционный суд РФ занял иную позицию и указал, что необходимость государственной регистрации прав на недвижимость не придает спору публично-правовой характер и, как следствие, не исключает его арбитрабельности.

Далее материал доступен по ссылке.

Анна Рязанова

Ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 года № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»; ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»; ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

П. 27 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 года № 96.

Постановление Конституционного суда РФ от 26 мая 2011 года № 10-П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *