Зачем вы прослушиваете меня и мою семью?

15 мая – Международный день семьи

Семья и семейные ценности

Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

Семьи бывают разные : веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

Семья и семейные ценности всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности.

Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У детей отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества.

Согласно результатам социологических опросов, семейные национальные традиции и обычаи у молодежи стоят не на первом и даже не на втором местах. Их обогнали образование, карьера, взаимоотношения с друзьями, пристрастия. Чтобы сохранились традиционные семейные ценности, примеры для подрастающего поколения в первую очередь должны приводиться из личного жизненного опыта. И даже если кто-то вырос далеко не в такой благополучной среде и не смог впитать с воспитанием истинное любящее родственное отношение, необходимо постараться уже в осознанном возрасте наверстать упущенное и через отношение к ближнему постараться сделать этот мир лучше и светлее. Это под силу каждому.

Как воспитываются семейные ценности? Сегодня взаимодействия между близкими людьми могут условно подразделяться на современные и традиционные, и они иногда конфликтуют между собой. У каждого человека есть свое индивидуальное понятие о том, как сохранить отношения и брак. Чему-то в этом вопросе научили родители, что-то удалось уяснить из собственного жизненного опыта. Когда только сформировалась молодая семья, супруги не всегда задумываются о том, что значит чтить мнение партнера, считаться с его личным пространством. Нередко они сразу начинают ожидать друг от друга только хорошего и считают, что это хорошее должен создавать именно партнер. На этом этапе следует понять, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Здесь каждый, занимая свою позицию, согласно половой принадлежности, должен оберегать и культивировать все то, что в силах сделать брак удачным, а будущих детей – счастливыми. Идеалом можно не быть, но стараться нужно. В любой период взаимоотношений (неважно, это пара, прожившая в браке много лет, или молодая семья) необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. В результате в скором времени у супругов жизнь преобразится в лучшую сторону, наладится или трансформируется общение. Именно так, преодолевая сложности, и формируется настоящая семья, и семейные традиции становятся священными и уважаемыми среди всех сородичей.

Дети – цветы жизни. Ни в коем случае не стоит забывать и о самых маленьких. Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным.

Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. Формирование у детей правильного понятия о жизни, об этических нормах станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем. Разобраться малышам и подросткам в данной теме также помогают и школьные учреждения. В последнее время все чаще стал проводиться классный час, на котором семейные ценности являются главной темой для бесед. Это большой шаг вперед, так как правильное развитие самосознания ребенка поможет ему найти и свое место в жизни.

Основные семейные ценности

Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. Но каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

  • Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности. Семья это то место, где можно собираться без «особых» случаев, праздников, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, помогут.
  • Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
  • Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующий раз от вас скроют информацию, чтоб избежать неуважения к своей личности.
  • Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор – принять, простить, отпустить и идти дальше.
  • Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения
  • Общение – отдельное искусство. Передача информации, чувств – важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
  • Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие – менее ответственные. Чувство ответственности не требует много «подталкиваний», чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
  • Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.
  • Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.
  • Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

Семья – это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи, становится вашей системой ценностей, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь – не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Создание семьи – ответственный поступок, который потребует много времени, затрат, сил, энергии. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни. Хочется, чтобы наши поступки были достойны уважения.

ДУШАНБЕ, 7 окт — Sputnik. Жители села Гусар, Пенджикентского района добились преобразования их школы в русскую, на прошлой неделе там уже заложили основу для этого — открыли русский класс.

Школа №20 через 11 лет может полностью стать русской. Сейчас в школе, где учатся порядка 150 учеников, пять узбекских и пять таджикских классов.

© Sputnik Амир Исаев

«Родители вышли с инициативой, чтобы для их детей организовали русскую группу. Их поддержали, это нашло отклик и в посольстве России, представители которого приехали на церемонию открытия», — говорит директор школы Бафо Умбатов.

Ремонт класса взял на себя родительский комитет. Русский класс официально открыли 27 сентября в присутствии главы Управления образования города и главы Россотрудничества в Таджикистане, который привез в школу комплект методической литературы.

«Мы встретились с учениками школы, они нам прочитали стихотворения на русском языке. В этой школе, говорят, учился известный таджикский поэт Лоик Шерали», — отмечает глава Россотрудничества Владислав Курнушко.

Он подчеркивает, что открытие русских учебных заведений по инициативе родителей — интересная тенденция. А глава горуправления видит в этом надежду.

«На протяжении последних лет специалистов становилось все меньше, из-за чего и закрылись русские школы, — говорит глава Управления образования Пенджикента Маъруф Каримов. — Сейчас мы будем в тесном сотрудничестве с российским посольством и Омским государственным педуниверситетом разрабатывать пути решения вопроса, в частности, для школы №20. В дальнейшем хотим открыть в Пенджикенте также несколько центров по работе с мигрантами, где, в числе прочего, будут выдавать сертификат на знание русского языка».

© Sputnik

Русский язык в Таджикистане признан языком межнационального общения. При этом страна испытывает дефицит учителей русского языка.

Два года назад президент Эмомали Рахмон предложил отправить из России около 400 учителей в республику, однако долгое время вопрос не двигался с места.

В августе в республику приехала руководитель Россотрудничества Любовь Глебова, которая сказала, что в этом деле поставлена точка — российских учителей не будет, но вопрос их нехватки будет решаться на месте.

КАК СЮДА ПОПАДАЮТ?

— Детей, которые сами приходят в Орловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, не так много, — говорит замдиректора центра Вадим Владимирович Тепляков. — В прошлом году их было семь процентов.

Основная причина — конфликт в семье. Большинство же детей (42%) попадает в центр по личному заявлению родителей либо законных представителей ребенка. Главные причины — бедность, разлад отношений, школьная неуспеваемость. В таких случаях дети находятся в центре около трех месяцев. За это время родители (чаще представители многодетных семей) улучшают свое материальное положение, а дети, если это необходимо, проходят курс реабилитации.

Около трети детей (27%) направляются в центр органами соцзащиты населения. Это дети алкоголиков или родителей, не выполняющих свои прямые обязанности.

Около 15% ребят были помещены в центр по рапорту милиции. Это беспризорные, заблудившиеся дети, попрошайки. В прошлом году к нам поступили две трехлетние девочки. Их мамы напились до беспамятства и десять дней даже не вспоминали о малютках.

9% детей попадают к нам по ходатайству органов опеки и попечительства. Это ребята, оказавшиеся в социально опасном положении. Им нечего есть, потому что родители пьют, или создается угроза для жизни, потому что ребенок болтается по вокзалу, или ребенка бьют родители.

ДЕТИ

Центр рассчитан на 25 человек. За два года через него прошло более 170 детей. Из них более 88% — с опасными заболеваниями.

С ребятами в центре работают специалисты — медики, психологи, педагоги, воспитатели и так далее. Сначала ребенок попадает в приемное отделение. Его моют, лечат, оказывают экстренную психологическую помощь, кормят. В течение семи дней здесь он проходит адаптацию. Затем начинает жить по общему режиму. В семь часов утра подъем, зарядка, завтрак, сборы в школу (учатся они в обычной школе), обед, отдых, самоподготовка, далее — занятия по интересам. В центре есть инструкторы по труду и художественному творчеству, секции греко-римской борьбы, футболу, фитнес-клуб и так далее.

РОДИТЕЛИ

— Кризисную семью, где, например, родители — алкоголики, вернуть к нормальной жизни удается лишь в пяти процентах случаев, — говорит Вадим Владимирович.- Но если есть хоть малейший шанс на сохранение семьи, мы его используем. Потому что ни центр, ни приемная семья не заменят ребенку родных родителей.

С родителями из кризисных семей работают юристы, соцработники. Сотрудники центра занимаются их трудоустройством, лечением от алкогольной зависимости, помогают в оформлении различного рода документов.

— Однако очень часто улучшение семейного положения носит временный характер. Два-три месяца родитель работает, не пьет, а потом все начинается сначала. Причем с новой силой, — говорит Вадим Тепляков.

ЖЕСТОКИЕ И ЛЮБИМЫЕ

Осенью прошлого года в центр привезли шестилетнего Андрея. На теле мальчика остались следы от многочисленных побоев. Его мать лишили родительских прав сразу после рождения мальчика. Сейчас Андрей живет с отцом. Два года назад отец потерял работу. Стал пить. Когда напьется, безжалостно бьет сына. В конце года состоялся суд. Во время процесса отец часто посещал Андрюшу в центре и всячески демонстрировал свою любовь. После суда мальчик заболел и попал в больницу, и отец ни разу его не навестил.

Девятилетний Сережа живет в центре третий год. Мать и отчим от него просто отказались. Его мама в третий раз вышла замуж — за цыгана. Родила шестого ребенка. Нескольких своих детей она «разбросала» кого в дом малютки, кого в интернат.

На Новый год Сережа ждал маму. Ни к одному из трех сладких подарков, полученных от сотрудников Центра, он даже не притронулся. Сказал, что отдаст их маме.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

— Эффективных способов борьбы с недугами взрослого населения, в частности с пьянством, я пока не вижу, — признается Вадим Владимирович. — В этом вопросе нужны жесткая госполитика и запретительные меры. А вот за детей нужно бороться. И не только общественным организациям, но и школе, которая пытается уйти от воспитательных проблем.

Из поля зрения выпадают «уличные подростки», среди которых много токсикоманов. В частности, можно взять на вооружение опыт Москвы, где работают «уличные педагоги». Они устанавливают контакт с подростками, становятся для них лидерами и привлекают к конструктивной деятельности.

В 2007 году 50% детей, поступивших в СРЦ для несовершеннолетних, имели инфекционные паразитарные заболевания, в том числе чесотку и педикулез. Общее количество тубинфицированных — 14%. Общее количество детей, имеющих заболевания центральной нервной системы и нервно-психические расстройства, — 25%.

(Имена и фамилии детей изменены.)

Валентина Соболева

Источник: по материалам газеты «Просторы России», № 12 от 19.03.2008

Для справки:

  • Что делать, если я хочу усыновить ребенка, и с чего начинать?
  • Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (статья 36 Гражданского кодекса Российской Федерации)
  • Как создается приемная семья?
  • Какой порядок организации приемной семьи или взятие детей под опеку или попечительство?
  • Кто может стать патронатным воспитателем и какой договор о патронатном воспитании будет заключен?
  • Мифы, которые калечат

Приветствую вас, друзья!

В прошлый раз мы говорили о том, что есть 4 категории людей, у которых в связи с жизненными обстоятельствами низкий уровень энергии. Поэтому им объективно не хватает энергии на поддержание желаемого порядка вокруг себя.

Благодарю вас за комментарии и вопросы по этой теме, за то, что поделились своим опытом! Я сама изучаю тему личной эффективности и самоорганизации 19 лет и, несмотря на то, что уже хорошо разобралась со многими вопросами, нахожу каждый день для себя еще что-то полезное, чем с удовольствием делюсь с вами!

Итак, вы проверили, не относитесь ли вы к каким-то из этих четырех типов. Если нет, а убираться все равно не любите, и не получается регулярно поддерживать порядок в доме и делах, который устраивает вас, то давайте посмотрим еще на одну причину — внутреннее сопротивление.

Откуда возникает внутреннее, негативно заряженное эмоциональное сопротивление: «Не хочу убираться и не буду! Терпеть это не могу!». Или даже: «Ненавижу уборку!»?

Как правило, это сопротивление кому-то, кто заставляет вас убирать и заниматься другими хозяйственными делами против вашей воли. Обычно это значимый взрослый из детства (мама, папа, бабушка, старшая сестра и т. д.). В детстве мы очень остро реагируем на принуждение нас к чему-то, на ограничение нашей свободы. Поэтому в детстве закрепляется такая острая негативная реакция на то, что нас заставляют делать нелюбимые домашние дела.

Почему же сейчас, когда мы выросли, и мама уже не заставляет нас убираться, мы продолжаем внутренне протестовать?

Потому что внутри нас есть Субличность Родителя, которая продолжает заставлять нас и винить за бардак, и противовесная ей Субличность Ребенка, которая отчаянно и привычно сопротивляется Родителю.

И мы недоумеваем: вроде я взрослая, вроде никто меня не заставляет, вроде как, мне самой приятно жить в чистоте и содержать в порядке свои дела, так откуда такое сопротивление самой себе, своим же решениям и планам?

А ответ прост: если сильное сопротивление есть, значит, и давление внутри на самого себя — сильное! Сила действия рождает силу противодействия.

Кого-то уже во взрослом возрасте родители продолжают корить за беспорядок, приходя в гости или назидая по телефону. А у кого-то партнер перенимает на себя эту роль, и мы получаем мужа, который, как и мама в детстве, винит за бардак и заставляет убираться. Внутренне сопротивление в этом случае усиливается.

Если есть это внутреннее давление, что начинает происходить?

Мы всячески выбиваем себе свободу «не убираться», не делать то, чего мы не хотим. И «выбив» ее, злорадно наслаждаемся! Может быть вам знаком тот особый кайф, когда совсем нет чистой посуды, мы едва споласкиваем чашку и пьем из нее. Или когда горы вещей лежат везде, а мы перешагиваем через них и идем смотреть кино! Нам можно! Мы выросли, и никто нас не заставит делать то, что не хочется!

Но радость бывает недолгой. Во внутреннем диалоге включаются Родитель, который снова начинает корить и стыдить за бардак или даже Взрослый, который взывает к нашей осознанности и напоминает, что вообще-то это нам самим (а не кому-то) нужен порядок и красота вокруг, и пора бы этим заняться. Тогда мы берем в руки ежедневник для планирования или сразу тряпку, и идем убираться. Но через какое-то время круг снова повторяется. Сопротивление нарастает, мы начинаем прокрастинировать домашние дела, бардак усиливается, начинается давление, и мы «беремся за ум».

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях — есть ли у вас такое внутреннее сопротивление, уходящее корнями в детство? Как это можно определить: если вас заставляли делать домашние дела, а вы злились и ненавидели это дело, скорее всего, сопротивление есть и сейчас, если только вы не прорабатывали эту тему самостоятельно или с психологом. С удовольствием почитаю ваши истории, мысли по этому поводу и отвечу на вопросы. Частично проработку своих эмоций по поводу значимых для нас людей мы проводим на тренинге «BE HAPPY!» (избавься от негативных эмоций и мыслей!). Почитать описание программы, отзывы и подробности можно тут: https://eharitonova.ru/?page_selling=trening-be-happy. Тренинг уже помог «расправить крылья» многим моим ученикам.

А в следующей статье мы поговорим про приоритеты. Что, если порядок не так важен вам как другие сферы жизни, предполагает ли это жизнь в вечном творческом хаосе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *