Загадки про права ребенка

ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Права ребенка являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности.

Права ребенка – это нечто иное, чем его основные потребности. Не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека.

Права детей, как и права человека, рассматриваются в аспекте «власть – личность». Если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом.

Права ребенка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния.

Если ребенок/человек имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры истребования права: «Иметь право – значит мочь, притязать». В ином случае право становится пустой декларацией.

Дети подлежат родительской власти, и прежде всего именно родители решают, как их воспитывать или формировать их мировоззрение. Это зафиксировано в разных документах.

На протяжении тысячелетий ребенок рассматривался как будущий член общества. Воспитание толковалось как процесс подготовки детей к выполнению тех или иных социальных функций. Лишь постепенно, по мере становления представлений о самоценности человеческой личности, массовое сознание приучилось видеть в ребенке не объект педагогических воздействий, а равноправного партнера воспитателя.

Права ребенка в массовом сознаний до сих пор воспринимаются как нечто вроде бы приемлемое, но не требующее серьезных усилий учителей, родителей, общественных институтов.

Понятие «права ребенка» тесно связано с понятием «права человека», которое рассматривается в контексте общечеловеческих ценностей. Речь идет о едином аксиологическом комплексе, в котором идея человеческой свободы связывается с представлениями о справедливости, а принципы демократии сочетаются с идеалами гуманизма.

В основе такого понимания – признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый; разница заключается в том, что взрослые люди могут сами защищать свои интересы, а ребенок вынужден обращаться за помощью к тем, кто готов – должен – гарантировать соблюдение его прав.

Дети от рождения обладают основными и неотъемлемыми правами и свободами человека. «Детской Конституцией» называют принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка как международный правовой акт обладает высшей юридической силой, является составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ст. 15 Конституции РФ.

Конвенция о правах ребенка:
— всеобъемлюща, т.е. обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей;
— универсальна, т.е. касается всех детей, в любых ситуациях, практически во всех государствах (кроме США и Сомали, которые не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка);
— безусловна, поскольку возлагает обязательства на все государства, независимо от уровня их экономического развития, предпринимать действия для защиты прав ребенка;
— целостна по своему характеру, так как утверждает важность, неделимость, взаимосвязанность и равнозначность всех прав и свобод ребенка.

Конвенция о правах ребенка основана на четырех главных принципах. Первые два относятся ко всем людям, и она лишь подтверждает их в отношении детей, вторые два касаются именно детей.

1. Дети не должны подвергаться какой-либо дискриминации по признаку «… расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».

2. Дети имеют право на выживание и всестороннее развитие, включая физическое, эмоциональное, психосоциальное, познавательное, социальное и культуное.

3. Во всех решениях или действиях, затрагивающих ребенка или группу детей, в первую очередь необходимо учитывать интересы ребенка, кем бы ни принимались эти решения – семьей, административной или судебной властью.

4. Дети имеют право участвовать в решении вопросов, касающихся их жизни, свободы выражения мнений и убеждений. Взрослые должны обеспечить им возможность реализации этого права и принимать во внимание мнение детей.

Анализируя международное право и российское законодательство о правах ребенка, можно выделить следующие группы основных прав детей в различных сферах.
Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав.

  • На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени.
  • На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов.
  • На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.
  • На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами.
  • На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
  • На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей.
  • На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей.
  • На создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самреализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. В школе или другом учреждении, где они обучаются, все дети старше 8 лет могут создавать собственные общественные организации. Запрещается принуждение несовершеннолетних ко вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

Права и обязанности родителей

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие ребенка.

Согласно Семейному кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Родители имеют право:

  • Защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
  • На обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
  • На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведений;
  • На возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;
  • На прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
  • На ознакомления с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • На участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
  • На ознакомлении с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • На перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения аттестации;
  • Выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
  • Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими убеждениями;
  • На помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
  • На заботу и содержанию со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.
  • Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений( ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

Родители обязаны:

  • Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
  • Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
  • Выполнять устав общеобразовательного учреждения;
  • Не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
  • Обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
  • Содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно, в случае, если родители не предоставляют содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).
  • За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении с своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

Какие административные наказания могут применяться к родителям?

  • Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):
  • в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
  • за доведение их до состояния опьянения или употребления наркотических средств без назначения врача;
  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
  • за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

  • В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:
  • За вовлечение несовершеннолетних детей в совершении преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
  • За вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков о одурманивающих веществ;
  • За вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
  • За злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

Родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если в момент причинения вреда малолетний находился под надзором школы, больницы, оздоровительного лагеря и т. д. за вред возник не по его вине. Но если родители не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а сам причинитель, став дееспособным, располагает такими средствами, суд имеет право потребовать возмещения вреда с того, кто его причинил.

Также родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей (до 14 лет).

Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 лет до 18 лет?

Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но если при достижении совершеннолетия у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества.

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?

  • Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:
  • Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
  • Злоупотребляют родительскими правами;
  • Жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность.
  • Совершили преступление против жизни или здоровья супруга.
  • При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства могут немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа самоуправления.
  • С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

Что влечет, за собой лишение родительских прав?

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

Что такое алименты, и в каком размере они взыскиваются?

Алименты – это средства на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, взыскиваемые с родителей или одного из них в судебном порядке или согласию родителей.

Размер алиментов таков:

  • На одного ребенка – одна четвертая часть заработка;
  • На двух детей – одна треть заработка;
  • На трех и более детей – половина заработка.
  • С учетом семейного положения и материального состояния сторон размер алиментов может быть уменьшен или увеличен.
  • Алименты могут взыскиваться и с совершеннолетних детей в пользу нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей.

Право на получение алиментов также имеют:

  • Нетрудоспособные несовершеннолетние братья и сестры, которые не могут получать алиментов от родителей,- от совершеннолетних и трудоспособных братьев и сестер, которые обладают необходимыми средствами;
  • Нетрудоспособными отчим и мачеха – от трудоспособных совершеннолетних пасынка и падчерицы, обладающих необходимыми для этого средствами.

В статье разобрали базовую лексику юристов: адвокатов, следователей, судей и других стражей закона. Однако слова и фразы будут полезны не только юристам, но и людям других профессий, ведь многие термины часто используются в СМИ.

Для начала мы хотели бы обратиться к юристам, которые не уверены, что знание английского пригодится в их работе. С каждым годом процесс глобализации все сильнее влияет на карьеру: если раньше английский требовался буквально нескольким специальностям, то теперь чуть ли не каждый второй работодатель требует знания английского, даже если вы не работаете непосредственно с зарубежными клиентами. А если речь идет о престижной международной фирме, то шансы попасть на желаемую должность есть только у людей с уровнем не ниже Intermediate. Конечно, только вам решать, стоит ли приобретать новые знания, но мы все же советуем ознакомиться с нашей статьей и подумать над этим.

Базовый словарь юридических терминов на английском языке

В этой части статьи мы приведем краткий словарь основных юридических терминов, без знания которых юристам сложно обойтись. Чтобы вам было легче запомнить и корректно употреблять эти слова, рекомендуем воспользоваться словарем . Введите в строку поиска любой термин и под переводом увидите живые примеры из юридических текстов с использованием этого слова.

Для начала давайте разберемся в типах юристов. В английском существует несколько определений для этого слова. Например, общий термин в США и Великобритании — a lawyer, но в Америке любых юристов чаще всего называют an attorney. Помощник юриста в США — a paralegal /ˌpærəˈliːɡ(ə)l/. An solicitor консультирует клиента в офисе и может представлять его в судах низшей инстанции — термин обычно используется в Великобритании. A barrister представляет клиента в суде высшей инстанции, термин также используется в Соединенном Королевстве. В США нет деления юристов на a barrister и an attorney. Более подробно о разнице между этими словами читайте в статье «Как называются юристы на английском языке: lawyer, attorney, barrister».

Теперь давайте узнаем, как звучат на английском языке различные области права (law). Кстати, слово law обозначает не только право, но и закон в широком смысле, а также законодательный акт.

Слово/Словосочетание Перевод
bankruptcy law закон о банкротстве
civil law гражданское право
company law законодательство о хозяйственных обществах
competition law антимонопольное право, защита конкуренции
contract law договорное право
criminal law уголовное право
employment law трудовое законодательство
environmental law правовые нормы по охране окружающей среды
family law семейное право
health law здравоохранительное право
immigration law иммиграционное право
intellectual property law закон об интеллектуальной собственности
international law международное право
military law военное право
private law частное право
procedural law процессуальное право
public law публичное право
real property law нормы права о недвижимости
substantive law материальное право
tax law налоговое законодательство

Как видите, видов права очень много, и в каждом из них есть свои термины. Мы хотели бы привести вам наиболее часто употребляемые определения из разных разделов права, взяв за основу учебник Absolute Legal English. Давайте выучим основную терминологию.

Слово/Словосочетание Перевод
Закон об интеллектуальной собственности
a commercial name торговое/фирменное наименование
a licence лицензия
a patent патент
a reproduction копия
a trademark товарный знак
author’s rights авторские права
copyright издательское право, право перепечатки/постановки
disclosure разглашение/раскрытие информации
industrial property промышленная собственность (разновидность интеллектуальной)
infringement нарушение (прав, закона, норм), посягательство (на авторское право)
Антимонопольное право, защита конкуренции
a criminal sanction уголовное наказание, санкция
a trust трест (объединение однотипных предприятий)
anticompetitive practices практика недобросовестной конкуренции, монополистическая практика
antitrust law антимонопольное законодательство
business entities субъекты предпринимательской деятельности
monopoly монополия
predatory pricing демпинг (искусственное занижение цен)
price gouging спекуляция (искусственное раздувание цен)
conspiracy сговор
to dominate господствовать, доминировать (на рынке)
to restrict ограничивать, блокировать
unenforceable не имеющий юридической силы
Трудовое законодательство
a pension пенсия
benefits компенсационные выплаты, льготы, пособия (то, что платится помимо основной зарплаты)
discrimination дискриминация
dismissal увольнение
recruitment набор персонала
redundancy сокращение
severance выходное пособие
termination прекращение действия договора/соглашения
a trade union профсоюз
workforce персонал, работники предприятия, рабочая сила
Договорное право
a warranty гарантия на продукцию, обеспечивающая ее замену/ремонт
ambiguity of expressions двусмысленность терминов/формулировок
an anticipatory breach нарушение договора до его вступления в силу
duties обязанности
liability финансовые/долговые обязательства
repudiation аннулирование, расторжение, односторонний отказ
terms условия (контракта)
to discharge аннулировать, расторгать
to draft a contract заключать договор
enforceable имеющий юридическую силу, подлежащий исполнению
non-binding не имеющий обязательной силы
Нормы права о недвижимости
a landlord арендодатель (владелец недвижимого имущества)
a tenant арендатор
an heir наследник
easement сервитут (ограниченное право пользования землей)
estate имущество, владение
fee simple право наследования без ограничений
fee tail ограниченное право наследования
freehold безусловное право собственности на недвижимость
leasehold арендованная недвижимость
life estate имущество в пожизненном владении
rent арендная плата
reversion обратный переход прав к первоначальному владельцу;

право выкупа заложенной или отчужденной за долги недвижимости

Корпоративное право
bankruptcy банкротство, неплатежеспособность
consent согласие, разрешение
enlargement укрупнение (предприятия)
recession кризис, спад
remuneration гонорар, оплата, вознаграждение
repayment возврат, погашение долга
sustainability способность продолжительное время держаться на одном уровне
to contribute делать вклад
to maintain поддерживать
to remedy исправлять, устранять

Ну что, готовы продолжить? Вся перечисленная выше терминология относится к отдельным областям права, но есть лексика, которую нужно знать каждому юристу. Эти слова характеризуют судебную деятельность, досудебные разбирательства, а также результаты судебных процессов и виды наказаний. Заинтересовались? Тогда давайте познакомимся с этими терминами.

Слово/Словосочетание Перевод
a breach/violation of (the) law нарушение закона
a case судебное дело
a complaint исковое заявление, судебная жалоба
a contract договор, сделка
a defence отзыв на исковое заявление;

защита в суде;

аргументация обвиняемого

a defendant обвиняемый, ответчик
a fine штраф
a hearing судебное заседание, слушание дела
a judge судья
a jury коллегия присяжных
a lawsuit судебное дело, правовой спор, гражданский иск
a legal action судебный иск, обращение в суд, тяжба
a litigant любая из сторон в судебном деле (истец или ответчик)
a plaintiff истец, заявитель по иску
a prosecution attorney

a prosecutor

обвинитель, прокурор
a tribunal специальный суд: суд по вопросам трудовых отношений, трибунал и т. д.
a verdict вердикт, решение присяжных
an accusation (of) обвинение (в чем-то)
an allegation (of ) утверждение (о чем-то) в суде (обычно голословное), заявление без доказательств вины
an injunction судебный запрет, запрещающее судебное предписание
an offence правонарушение
a settlement мировое соглашение
court суд (как абстрактное понятие и место проведения заседания)
the court общее название присяжных и судьи
damages материальная компенсация, компенсация за убытки
judgement решение суда
law enforcement agency орган юстиции, орган правопорядка
legal abuse нарушение закона, злоупотребление законом
legal proceeding судопроизводство, процессуальные действия
legislation законодательство, закон
trial слушание дела, судебный процесс, судебное производство
to accuse обвинять
to appeal обжаловать, опротестовать (приговор)
to fine штрафовать
binding (document, decision) обязательный к исполнению (документ, решение)
civil гражданско-правовой, гражданский
judicial судебный, правовой
legal законный, правомерный

Что ж, знать слова недостаточно: необходимо уметь их правильно сочетать. Ниже вы увидите выражения, которые будет нелишним запомнить целиком, не разбирая на отдельные слова.

Словосочетание Перевод
a charge against обвинение против кого-либо
a heavy/substantial fine крупный штраф
a minor offence мелкое правонарушение
to accuse falsely обвинять ложно, оговаривать
to accuse someone of something

to accuse someone of doing something

обвинить кого-то в чем-то

обвинить кого-то в совершении чего-то

to appear in court явиться в суд
to assert your rights отстаивать свои права
to be charged with an offence / a crime быть обвиненным в совершении правонарушения/преступления
to be guilty of быть виновным в
to come to trial дойти до суда (о деле)
to deny/refute allegations отрицать/опровергать голословное обвинение
to face/get a fine получить штраф
to file a lawsuit подать иск, возбудить дело
to make allegations against someone делать заявление против кого-то
to make/bring an accusation against someone выдвигать обвинение против кого-то, обвинять кого-то
to pay a fine платить штраф
to preside over a court/case руководить судебным заседанием
to stand trial отвечать перед судом, предстать перед судом

Обратите внимание: мы привели для примера только основные термины по каждой теме. Если же вы хотите узнать больше, возьмите один из специальных учебников, о которых мы расскажем в конце статьи, и занимайтесь по нему. А чтобы быстрее освоить его и легко разобраться в сложных моментах, рекомендуем обратиться к нашим опытным преподавателям английского. Они помогут вам улучшить знания.

Criminal law — словарь по уголовному праву на английском

Эта область права богата специфическими терминами, поэтому мы решили уделить ей больше внимания, нежели другим. Для начала познакомим вас с названиями преступлений на английском языке. Полный словарь с названиями преступников, вы найдете в статье «Виды преступлений на английском языке». Здесь же мы приведем основные термины.

Слово/Словосочетание Перевод
(a) burglary кража со взломом
(a) car/auto theft угон автомобиля
(a) murder преднамеренное убийство
(a) rape изнасилование
(a) robbery грабеж, кража
an outrage грубое нарушение, злодеяние, надругательство
blackmail шантаж
drug trafficking контрабанда наркотиков
fraud мошенничество
hijacking захват самолета
illegal acts/actions противоправные действия
kidnapping похищение людей
malfeasance злоупотребление служебным положением/властью
manslaughter непреднамеренное убийство
mugging уличный грабеж
shoplifting магазинная кража
skimming преступление, при котором мошенники считывают данные вашей банковской карты во время того, как вы пользуетесь банкоматом
smuggling контрабанда

Обратите внимание: рядом с некоторыми видами преступлений мы написали в скобках неопределенный артикль a/an. Дело в том, что эти слова в зависимости от контекста могут быть как исчисляемыми (употребляться с артиклем), так и неисчисляемыми (употребляться без неопределенного артикля).

Собираетесь стать адвокатом и защищать клиентов в суде? А может, вы хотите стать прокурором и бороться с преступностью? Тогда вам необходимо уметь грамотно излагать свои мысли на английском, оперируя юридическими терминами. В таблице мы собрали основные слова и словосочетания.

Слово/Словосочетание Перевод
a crime преступление
a victim потерпевший, жертва
a witness свидетель
disputes разногласия, споры
evidence доказательства, свидетельские показания (неисчисляемое существительное, используется без артикля)
investigation of a crime следствие, расследование (какого-то преступления)
prosecution обвинение, уголовное преследование
testimony свидетельские показания
to acquit оправдать
to arrest арестовать, взять под стражу
to be in custody быть под стражей (до суда)
to commit совершить (преступление)
to convict признать виновным, вынести обвинительный приговор
to incriminate инкриминировать (преступление), предъявлять обвинение
to plead guilty

to admit guilt

признавать себя виновным
to plead innocent заявлять о невиновности
to prosecute обвинить, привлечь к уголовной ответственности
criminal уголовный, преступный
innocent невиновный
a criminal offence уголовное преступление
accused courtroom rights права обвиняемого на судебном заседании
circumstantial evidence косвенные улики
conclusive/incriminating/hard evidence неопровержимые факты, убедительные доказательства
juvenile crime подростковая преступность
a crime scene место преступления
to arrest someone for something арестовать кого-то за что-то
to arrest someone on charges/suspicion of something арестовать кого-то по обвинению/подозрению в чем-то
to be under arrest быть под арестом
to be under investigation быть под следствием
to bring to responsibility/account привлечь к уголовной ответственности
to collect/gather evidence собирать доказательства, собирать свидетельские показания
to commit a crime / an offense совершить преступление
to commit a fraud смошенничать
to convict someone of an offence / a crime привлечь к уголовной ответственности по правонарушению
to drop the charges снимать обвинения
to escape prosecution избежать уголовного преследования
to fight/combat crime бороться с преступностью
to find someone (not) guilty of something признать кого-то (не)виновным в чем-то
to give evidence свидетельствовать, давать показания
to press/prefer charges выдвигать обвинения
to produce evidence предъявлять доказательства
to release someone without charge отпустить без предъявления обвинений
to solve a crime раскрыть преступление

Ресурсы по изучению английского языка для юристов

Словарный запас и знания юриста не ограничиваются предложенной нами лексикой. Поэтому мы подыскали для вас ресурсы, которые можно использовать для совершенствования знаний. За основу рекомендуем взять один из предложенных ниже учебников, в этом случае вы получите четкую программу действий по совершенствованию ваших навыков. А сайты помогут вам быть в курсе последних событий в юридическом мире.

Учебники:

Онлайн-словари:

  • — онлайн-словарь с простыми пояснениями терминов.
  • — словарь с основными терминами и устойчивыми словосочетаниями в формате PDF.
  • — еще один современный словарь юридических терминов.

Профессиональные издания:

  • — онлайн-издание Американской ассоциации юристов, которое представляет новости, обзоры, кейсы юридической тематики.
  • — новостной журнал для юристов.
  • — журнал-справочник для решения различных юридических вопросов.

YouTube-каналы:

  • — видеоподкасты для изучения юридических терминов с качественными простыми пояснениями.
  • — видео разной тематики для юристов: от специфических терминов до юмористических роликов.
  • — видео для юристов от американского университета.
  • — авторы канала подробно разъясняют аспекты законодательства США, а также отвечают на вопросы зрителей со всего мира.

А еще мы хотели бы напомнить: не упускайте уникальную возможность совершенствоваться онлайн с помощью обучающих сайтов. Например, на представлены бесплатные курсы юридической направленности на английском языке в . С помощью подобных курсов вы не только получите новые знания в области юриспруденции, но и подтянете свой английский: обучающие подкасты наполнены нужной вам лексикой. Подробно о сайтах, предоставляющих онлайн-обучение, читайте в нашей статье «10 образовательных платформ: где получить знания на английском языке».

Мы постарались составить для вас максимально полезное руководство по изучению английского языка для юристов. Если мы не упомянули какой-то известный вам ресурс, пишите о нем в комментариях, мы с радостью дополним нашу статью.

А если вы хотите овладеть английским для юристов быстро и профессионально, приглашаем на персональный курс английского языка, в рамках которого вы изучите только нужную вам лексику и грамматику.

Скачать список слов и выражений по теме «Английский для юристов: базовый словарь + ресурсы для изучения» (*.pdf, 185 Кб)

Закончи стихотворение:

1) Мама работала,

Папа трудился,

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Кот — Мурлыка,

Пес — Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

2. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

3. На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся в школе:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.

(Ответ: А, Б, В, Д)

4. Какие имеются обязанности у обучающихся школы:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

(Ответ: А, Б, Г)

5. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

6. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

7. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

Сказки

8. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

9. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

10. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

Тематика «Семейное право»

Задача:

Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Тематика «Трудовое право»

Задача:

Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины меньше 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ: нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор ) можно за один прогул.

Игра с залом «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Вопрос №1

Куда необходимо обратиться, если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения

б) к родителям

в) в органы полиции

г) в прокуратуру

д) к старшеклассникам

Ответ: необходимо обратиться в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии со ст.12 ФЗ «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому вы можете это сделать самостоятельно, но учитывая , что сотовый телефон покупали родители- целесообразнее написать заявление вместе.

Вопрос №2

Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применить родитель?

а) поставить в угол

б) лишить обеда

в) наказать ремнем

г) запретить общаться с друзьями

Ответ: общаться с друзьями

Информационная справка: В соответствии со ст.63 Семейного кодекса РФ родитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда; наказать ремнем

КОНКУРС Викторина «Права литературных героев”

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка”, «Волк и семеро козлят”)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Ледяная избушка”)

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

КОНКУРС «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(капитаны получают листы с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

10. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …(Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

Игра

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

  1. личную неприкосновенность
  2. получение бесплатного образования
  3. пользоваться учреждениями культуры
  4. иметь имущество в собственности
  5. неприкосновенность жилища
  6. свободы передвижения

Права сказочных героев

(Исследовательская работа Петухина Артёма)

ВВЕДЕНИЕ

ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

1. Документы о правах детей

2. Результаты анкетирования

3. Права детей

4. Сказки – прекрасный учебник жизни

5. Права сказочных героев

6. Защитники прав

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Я заметил, что сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых. В телевизионных программах, в газетных статьях рассказывается о нарушении прав ребёнка. Мои родители тоже обсуждают эти вопросы. На уроках литературного чтения мы знакомились с русскими народными сказками, и я задумался, а как обстоит дело с соблюдением прав у сказочных героев. Я захотел более подробно изучить этот вопрос, а заодно вспомнить основные права детей.

Цель моей работы: на примере сказочных героев рассказать о возможных нарушениях прав детей.

Задачи:

познакомиться с литературой по данной теме;

проанализировать взаимоотношения сказочных героев;

расширить знания о правах детей

Гипотеза: предположу, что в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.

Методики:

изучение литературы;

анкетирование;

сопоставление сказочных и жизненных ситуаций;

анализ полученных результатов;

защита своего проекта

ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
1. Документы о правах детей

Изучая литературу по своей теме, я узнал, что ещё в Древней Руси забота о детях вменялась родителям. Древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой» раскрывал содержание ответственности родителей за воспитание, образование и поведение детей в обществе. Много нового своими указами внёс в положение малолетних Пётр I. Сейчас права детей закреплены в таких документах, как Декларация прав ребёнка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году и определяла действия тех, кто отвечает за соблюдение прав ребёнка, и Конвенция о правах ребёнка – международный правовой документ, в котором говориться о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия.

2. Результаты анкетирования

А знают ли права детей наши родители и одноклассники? Я предложил им ответить на вопросы анкеты. (Приложение). Оказалось следующее: не все дети знают свои права. В основном знают о праве на образование, медицинское обслуживание и отдых. Об этом они узнали от родителей. Ребята считают, что нарушение прав в нашей жизни есть, а защитниками являются родители.

Взрослые тоже знают только о некоторых правах и их нарушениях, но иногда не задумываются о том, как исправить сложившуюся ситуацию. Поэтому сначала я захотел остановиться на основных правах детей.

3. Права детей

Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете.

Ребёнок имеет право:

на жизнь

на жизнь в семье со своими родителями

на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению

свободно выражать своё мнение

на бесплатное образование

на бесплатную медицинскую помощь

на владение личным имуществом

на неприкосновенность жилища

на свою тайну

на отдых и досуг

Мне очень понравилось стихотворение Кочуровой Тани, ученицы 8 класса МБОУ Пошатовская ООШ, в котором она рассказала о некоторых правах детей.

Ребёнок, не достигнув восемнадцати лет,

Не должен приниматься на работу.

Родители должны проявлять к нему

Большую любовь и заботу.

Должны его охранять и оберегать,

Никому в обиду не давать.

Ребёнок имеет право получить

Бесплатное образование

И, конечно, имеет право

На надлежащие уход и питание.

Ребёнок должен быть защищён

От небрежного к нему отношения.

Ребёнок должен в школе получать

Умения и знания.

Воспитываться же должен он

В духе взаимопонимания.

У ребёнка должна быть возможность

Развиваться и играть,

И как можно больше

На свежем воздухе бывать.

4. Сказки – прекрасный учебник жизни

«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А.С.Пушкин.

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.

5. Права сказочных героев

Я ещё раз просмотрел русские народные сказки и проанализировал поступки сказочных персонажей. Вот что получилось.

Название сказки

Что произошло

Какое право нарушено

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик козлят, съел их.

Право на жизнь.

Гуси — Лебеди

Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Морозко

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.

Лиса и Журавль

Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.

Право на хорошее питание.

Заюшкина избушка

Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность жилища.

Крошечка — Хаврошечка

Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Царевна — лягушка

Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать своё мнение.

Здесь будет файл: /data/edu/files/q1455367536.pptx (Права сказочных героев)

6. Защитники прав

Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники. Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке – Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.

Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день ребёнка, 1 июня – День защиты детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, что моя работа принесёт пользу, так как ребята, познакомившись с ней, узнают много нового о своих правах. Это поможет им правильно вести себя как со взрослыми, так и со сверстниками. А родители, наверное, задумаются над тем, как защитить права своих детей в случае их нарушения.

Мой совет всем:

Пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.

Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. — М.: Советская Россия, 1988 г.

Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.

Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.

Главная→Игры для детей→Правовые игры

Игра №1. Тест «Детям о праве»

1. Какая Конституция изображена верно?

2. Где правонарушение?

3. Забота о детях — это право и обязанность…

Матери Отца

Родителей Окружающих людей

4. Какое изображение подходит к выражению «Наша планета в наших руках»?

Игра №2. «Отгадай ребусы»

A)

Б)

В)

Г)

Игра №3. «Отгадай загадки»

Загадка №1

Всех по-разному зовут:
Кот — Мурлыка,
Пес — Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …

Загадка №2

Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …

Загадка №3

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …

Загадка №4

Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …

Игра №4. «Собери лепестки прав и обязанностей!»

Игра №5. «Поле чудес!»

13 сентября 2015 г. во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи прошла увлекательная игра-голосование, в ходе которой дети отдавали голос за любимого персонажа разных мультфильмов. По результатам голосования на первое место вышел Конь Юлий из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей».

А теперь давайте поиграем в поле чудес, и соберем подарки Коню Юлию!

Вопрос №1. Устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности. Что это за слово?

ПРИЗ – корзина с фруктами

100 очков

Вопрос №2.Что влечет за собой нарушение прав и обязанностей?

ПРИЗ – школьные принадлежности

200 очков

Вопрос №3. Политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность. Обладает суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Это будет?

ПРИЗ – рюкзак

300 очков

Вопрос №4. Что называют четким соблюдением правил и договоренностей, подразумевающие санкции* в случае невыполнения?

*санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия.

ПРИЗ – сказочный домик

400 очков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *