Закон 127 ФЗ

Если вы читаете эту статью — значит, наступили сложные времена, и банкротство физических лиц не кажется абсурдной идеей. Этим правом пользуются граждане, которые не могут рассчитаться с кредиторами. Благодаря возможности оформить банкротство у физлиц появился шанс легально списать долги.

Что это такое — банкротство или финансовая несостоятельность? Это законный способ избавиться от долгов, регламентированный № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Фактически, финансовая реабилитация при больших долгах. Должники получают возможность освободиться от неподъемных кредитов, обществом, и начать свою финансовую историю с нуля.

Интересно, что до 2015 года право заявить на банкротство было предоставлено только компаниям и индивидуальным предпринимателям. Однако с 1 октября 2015 года ситуация изменилась, и теперь не только юридические лица, но и должники физлица могут избавиться от долгового бремени законным путем.

Подойдет ли вам банкротство физических лиц?

Как работает ФЗ о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?

Когда речь идет о крупных задолженностях, необходимо понимать, какие права и обязанности устанавливает закон для банкрота. Право на списание долгов регулируется Федеральным законом о банкротстве физлиц, точнее — главой X ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Текст закона регулирует следующие пункты:

  • Порядок осуществления банкротства физических лиц. Банкротиться граждане могут через Арбитражный суд. Либо во внесудебном порядке — через СРО. Банк, учреждение, компания или другое лицо не могут признать человека банкротом;
  • Решения суда по делу о банкротстве. Установлено, что суд может принять решение только по двум процедурам: реструктуризация долгов или реализация имущества;
  • Признаки банкротства физлица. В законе четко установлено, что признаками несостоятельности гражданина является долг от 500 000 рублей и просрочка от 90 дней по кредитам. Банки могут подать на банкротство, если сумма основного долга (без процентов) больше полумиллиона рублей. Сам должник — и при меньшей сумме, если очевидно, что нет средств для выплаты.

    Он может подать на банкротство даже заранее до начала просрочек, если есть должник понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства — в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации: например, установление инвалидности, лишение кормильца — ситуации, когда очевидно, что займы не будут покрыты, и их можно сразу закрывать;

  • Последствия банкротства. Последствия перечислены в законодательстве, сюда относятся, в частности, невозможность повторного признания некредитоспособности в течение 5 лет, запрет быть учредителем или генеральным директором в юрлицах.

    Также установлены временные ограничения, наступающие при установлении факта финансовой несостоятельности, с момента первого заседания по делу — это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений % по кредитным обязательствам;

  • Обязанности и полномочия финансовых управляющих. Финуправляющие составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников. Они также проверяют дело на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, проводят торги для реализации имущества должника.

    Действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей в качестве фиксированного вознаграждения финуправляющего. Помимо этого управляющий имеет право на 7% от стоимости реализованной собственности банкрота — если проводились торги.

Можно ли подать заявление на банкротство онлайн?

Можно. Подача заявления осуществляется через официальный портал Арбитражных судов my.arbitr.ru. Для подачи заявления удаленно требуется получение электронной цифровой подписи. Сделать это можно в любом Удостоверяющем центре.

Может ли пенсионер стать банкротом?

Да, может. Выход на пенсию может даже стать своего рода смягчающим обстоятельством, объясняющим невозможность гражданина погашать свои задолженности в прежнем объеме. В отношении пенсионеров применяется аналогичная процедура, за небольшим исключением — им часто удовлетворяют ходатайства об отсрочке или рассрочке оплаты услуг финансового управляющего и оставляют всю пенсию в течение реализации.

Можно ли стать банкротом самостоятельно?

Да, можно. Но помните, что на стороне ваших кредиторов будут опытные юристы, соревноваться с будет затруднительно. Без юридической подготовки вы рискуете понести увеличенные затраты и растянуть процедуру признания вас банкротом.

Банк подал иск на банкротство: что мне делать?

Главное, не паниковать и не совершать необдуманных действий. К примеру, вам не стоит спешно избавляться от своего имущества, продавая его по бросовым ценам или переписывая на родственников. Лучше сразу обратитесь к юристам за выбором оптимальной стратегии защиты.

Узнайте, что из имущества продадут при банкротстве

Изменения и поправки с 2015 по 2020 годы

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц с 2015 года вступил в силу, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не касается граждан, зато защищает ИП, чей бизнес относится к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно использовать для восстановления бизнеса.

Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. До 2020 года должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением в тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

Рассчитать полную стоимость банкротства

Закон о несостоятельности (банкротстве): что ждать в 2020 году?

Юридическая грамотность населения выросла, и банкротство становится популярнее. Люди хотят списать кредиты и микрозаймы через суд, однако стоимость расходов на услуги при банкротстве не всегда адекватна ситуации. Если нет денег, то их нет и на банкротство. И люди вынуждены прятать доход, получать серую зп, чтобы пристав не возобновил исп. производство, а банк не списал старые долги в безакцептном порядке.

Государство пришло к выводу, что если затраты на банкротство физических лиц сократить, это даст большому количеству налогоплательщиков шанс начать жить заново — легально и без долгов.

Упрощенное банкротство в МФЦ

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступит в силу в сентябре 2020 года.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

    Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

Осенью 2020 у россиян появится бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

Подходит ли вам упрощенное банкротство?

Продажа единственного жилья

По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет миллиард рублей, а у должника во владении элитный особняк, его не имеют права изъять для реализации.

Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.

Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже чересчур роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам нормальной площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.

Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, в 2020 году будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.

Основное внимание законодателей сейчас сосредоточено на антикризисных мерах поддержки населения и бизнеса, поэтому более вероятно принятие закона об упрощенном внесудебном банкротстве для малообеспеченных граждан.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Максим Поляк Руководитель департамента сопровождения процедур банкротства Андрей Холуев Ведущий юрист отдела банкротства физических лиц Екатерина Урываева Юрист отдела банкротства физических лиц Исраил Хашагульгов Ведущий юрист судебного департамента Никита Облезнев Ведущий эксперт по списанию долгов Бесплатная консультация по списанию долгов Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Адвокат по банкротству граждан

И не забывайте, что банкротство — это единственный законный способ освобождения от долгов на сегодняшний день в России.

Только Арбитражный суд вправе признать гражданина-должника банкротом и списать все его задолженности.

1. В течение десяти дней с даты получения определения о принятии заявления кредитора или заявления уполномоченного органа должник обязан направить в арбитражный суд, конкурсному кредитору, работнику, бывшему работнику должника или в уполномоченный орган, а также представителю учредителей (участников) должника и (или) собственнику имущества должника — унитарного предприятия отзыв на такое заявление. К отзыву должника, направляемому в арбитражный суд, должны быть приложены доказательства отправки заявителю копии отзыва.

2. Наряду со сведениями, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в отзыве должника, направляемом в арбитражный суд, заявителю, указываются:

имеющиеся у должника возражения относительно требований заявителя;

общая сумма задолженности должника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника, обязательным платежам;

сведения о всех счетах должника в кредитных организациях;

сведения о наличии возбужденных в отношении должника исполнительных производств;

доказательства необоснованности требований заявителя в случае их наличия.

В отзыве должника, направляемом заявителю, могут быть указаны иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения.

К отзыву должника, направляемому в арбитражный суд, заявителю, также могут быть приложены имеющиеся у должника ходатайства.

3. Отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.

Комментарий к Ст. 47 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Комментируемая статья предусматривает право должника направить отзыв на заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд и заявителю. Направление отзыва — это право, а не обязанность должника. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что отсутствие отзыва не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.

2. При желании должника воспользоваться правом на направление отзыва он должен в течение 10 дней с даты получения определения о признании должника банкротом направить в арбитражный суд отзыв на такое заявление. Аналогичный отзыв направляется кредитору-заявителю либо в уполномоченный орган, подавший заявление о признании должника банкротом. К отзыву, направляемому должником в арбитражный суд, должны быть приложены доказательства отправки отзыва заявителю. С нашей точки зрения, направление должником отзыва после истечения десятидневного срока не влечет за собой негативных правовых последствий. Суд не имеет права игнорировать отзыв должника, когда бы он ни поступил.

3. Содержание отзыва должника определяется в п. 2 комментируемой статьи. Кроме обязательных сведений, предусмотренных АПК РФ, а именно: наименование заявителя и его почтовый или юридический адрес; наименование должника, его адрес; возражения по существу заявленных требований со ссылкой на законы, нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения; перечень прилагаемых к отзыву документов, — должник указывает в отзыве возражения относительно необоснованных требований заявителя; общую сумму задолженности перед всеми конкурсными кредиторами, а также задолженности по заработной плате и обязательным платежам; сведения о наличии счетов должника в банках и кредитных организациях; доказательства необоснованности требований заявителя в случае их наличия. Должником могут быть представлены и другие необходимые сведения, в частности, о наличии имущества, ликвидной дебиторской задолженности, сведения о хозяйственной деятельности должника.

К отзыву должником может быть приложено и ходатайство о применении конкретной процедуры банкротства, о снятии обеспечительных мер.

Новая редакция Ст. 65 ГК РФ

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

2. Утратил силу.

3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Комментарий к Ст. 65 ГК РФ

Специальный закон.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Под несостоятельностью (банкротством) Закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Все требования, предъявляемые к должнику, учитываются в специальном реестре требований кредиторов и включаются туда, как правило, на основании судебного акта.

Законом для юридического лица предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Другой комментарий к Ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Слова «несостоятельность» и «банкротство» нередко употребляются в качестве синонимов. Между тем из смысла Закона о банкротстве вытекает, что несостоятельность — это процесс, в ходе которого принимаются меры по восстановлению платежеспособности юридического лица, банкротство — конечная стадия процесса, на которой признается, что юридическое лицо должно быть ликвидировано.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень организаций, в отношении которых не может быть применена процедура банкротства: казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Из списка субъектов, которые могут быть подвергнуты процедуре банкротства, исключены учреждения, что вполне согласуется с п. 2 ст. 120 ГК. Вместе с тем банкротами могут быть признаны некоммерческие организации, которые не названы в ГК, — автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, равно как и любые другие организационно-правовые формы юридических лиц.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ были внесены масштабные изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также «Закон о банкротстве», «Закон») – в нем появилась новая глава III.2, регламентирующая ответственность руководителя-должника и иных лиц в деле о банкротстве.

Внесенные изменения финализируют многочисленные поправки, связанные с субсидиарной ответственностью, дополняющие Закон о банкротстве, и, безусловно, должны быть оценены положительно, поскольку существенно усложняют реализацию различных стратегий недобросовестных предпринимателей, считающих банкротство компании весьма привлекательной альтернативой реальным расчетам с кредиторами.

Выделим наиболее значимые изменения, а также оценим возможные последствия некоторых из них для лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих должника лиц к ответственности.

1. Законодательно закреплена возможность привлечения к ответственности не только руководителей и участников (акционеров), данные о которых отражены в ЕГРЮЛ, но и реальных владельцев бизнеса.

В целях реализации данной возможности в Законе было уточнено понятие контролирующего должника лица. Теперь оно раскрыто более полно, и наряду с формальными признаками (доля в уставном капитале, родство и т.д.) в Законе также указано, что контролирующим должника может признаваться лицо, имеющее возможность определять действия должника иным образом, и иным образом оказывающее определяющее влияние на руководителя и членов органов управления должника. Кроме того, презюмируется, что лицо, извлекающее выгоду из незаконного и недобросовестного поведения руководителя или иного лица, действующего на формальных основаниях от имени компании, является контролирующим должника.

Дополнительно, в силу п. 5 ст. 61.10 Закона о банкротстве арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника и по иным основаниям.

Представляется, что включенные в Закон вышеуказанные формулировки хотя и являются достаточно абстрактными (как следствие максимально широкими), но именно они призваны обеспечить возможность судам признавать реальных владельцев бизнеса контролирующими должника лицами и привлекать их к ответственности.

Согласно сложившейся судебной практике на текущий момент кредиторам или конкурсному управляющему практически невозможно привлечь к ответственности лицо, формально не отвечающее критериям, установленным прежней редакцией Закона о банкротстве. Так, например, при рассмотрении дела № А40-51764/14, суды трех инстанций не признали контролирующим должника лицом, участника, владеющего 49% процентами долей уставного капитала компании.

Еще одним аргументом в пользу стремления выявления реальных владельцев бизнеса является закрепленная в Законе возможность арбитражного суда уменьшить или полностью освободить от ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо. То есть теперь номинальный директор (участник), часто не способный удовлетворить требований кредиторов, может раскрыть лицо, реально принимающее управленческие решения, и если представленные им сведения окажутся достаточными, владелец бизнеса должен будет отвечать по долгам своей компании.

2. Расширен перечень обстоятельств, при наличии которых презюмируется вина контролирующих должника лиц в невозможности полного погашения требований кредиторов.

Согласно новым положениям Закона предполагается, что невозможность полного погашения требований кредиторов возникла вследствие действий (и/или бездействия) контролирующего лица также при:

  • отсутствии или искажении на момент введения наблюдения или признания должника банкротом документов, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
  • на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

Данные нововведения следует считать продолжением идеи, уже заключенной в прежней редакции Закона – отсутствие тех или иных документов, которые являются важными, и без которых невозможны полноценное ведение процедур банкротства и как следствие корректные расчеты с кредиторами, является основанием для привлечения ответственных лиц к субсидиарной ответственности по долгам компании.

При этом следует помнить, что не всякое отсутствие указанных в Законе документов является основанием для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности. Отсутствие документов или искажение информации в них обязательно должны являться причиной существенного затруднения проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирования и реализации конкурсной массы. Данный вывод неоднократно подтверждался в судебной практике. Так, например, при рассмотрении дела № А48-2087/2011 Арбитражный суд Центрального округа отправил его на новое рассмотрение, поскольку судами нижестоящих инстанций не был исследован вопрос о наличии причинно-следственной связи между непередачей директором документации и невозможностью формирования конкурсной массы.

3. В размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица не включаются требования, принадлежащие этому лицу, либо заинтересованным по отношению к нему лицам.

Такие требования не подлежат удовлетворению за счет средств, взысканных с контролирующего должника лица. Отсутствие законодательного регулирования данного вопроса на практике порождало достаточно сложностей при распределении имущества, которое могло быть получено от контролирующего должника лица в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности. Кредиторы были вынуждены доктринально и через общие принципы добросовестности, недопустимости злоупотребления правом в суде обосновывать ошибочность подхода, при котором часть денежных средств, взысканных с ответственного лица, не распределяется между кредиторами, так как они фактически возвращаются обратно лицу, привлеченному к субсидиарной ответственности, потому что его требования также включены в реестр. При этом автору статьи, лично столкнувшемуся с данной проблемой, не удалось найти судебный акт, уровня кассации и выше, в котором бы была подтверждена справедливость позиции кредитора. Стоит надеяться, что с внесением изменений практика будет формироваться по иному пути.

4. Увеличен срок для обращения с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Привлечение к субсидиарной ответственности теперь возможно в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также после завершения процедуры банкротства.

По новым правилам обращение с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности возможно в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований, ранее такое заявление могло быть подано в течение одного года.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности теперь обладают арбитражный управляющий, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, уполномоченные органы и конкурсные кредиторы. Здесь важно отметить, что незадолго до принятия Главы III.2 в Закон о банкротстве вводилось новое правило, в соответствии с которым обратиться с заявлением мог только арбитражный управляющий. Однако в действующей редакции Закона право на обращение с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности кредиторам возвращено. При этом лица, имеющие право на подачу заявления, теперь могут это сделать в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, введения стадии конкурсного производства дожидаться не обязательно.

5. Возможность инициировать привлечение контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности после завершение конкурсного производства.

Раньше недобросовестные владельцы бизнеса считали нормой провести процедуру банкротства компании, «обнулить» по итогам ее проведения требования всех кредиторов и забыть про все обязательства, так как если бы их никогда не существовало. Теперь же прекращение деятельности компании больше не является финальной стадией расчета с налоговыми органам и кредиторами. В случае если будут выявлены основания для привлечения контролирующих должника лиц к ответственности, то соответствующее заявление может быть подано и после завершения конкурсного производства, а также в случае прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью средств, необходимых для финансирования процедуры. Срок, установленный для подачи такого заявления, составляет три года со дня завершения конкурсного производства (прекращения производства по делу).

6. Кредиторы получили возможность взыскания денежных средств в свою пользу.

В прежней редакции Закона о банкротстве (п. 8 ст. 10) содержалась довольно лаконичная формулировка, в соответствии с которой денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, подлежали включению в конкурсную массу; кроме того, предусматривалась возможность реализации требования о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по правилам ст. 140 Закона (уступка прав требований путем их продажи). Такое положение, конечно, не могло устраивать кредиторов, так как на практике было совсем не ясно, кто и как должен выбирать способ распоряжения правом, какие механизмы воздействия есть у несогласных с выбранным способом кредиторов.

По новым правилам, закрепленным в ст. 61.17 Закона о банкротстве, налоговые органы и кредиторы, сумевшие добиться привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, получили возможность самостоятельного (без участия арбитражного управляющего и иных кредиторов) взыскания с них денежных средств в сумме, соответствующей размеру задолженности должника перед ними. В Законе довольно подробно прописана процедура выбора способа и его последующей реализации.

Данные изменения должны помочь, в первую очередь, пресечь недобросовестные действия арбитражных управляющих (часто действующих в интересах контролирующих должника лиц) направленные на реализацию всей массы прав требований к контролирующему лицу по заниженной цене, что само собой не способствует реальной защите интересов кредиторов.

Помимо вышеизложенного в качестве положительных изменений стоит также отметить новые положения Закона, подробно регламентирующие саму процедуру обращения с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности и его рассмотрения судом.

Не осталось без внимания и положение лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, теперь они имеют права и несут обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве, как ответчики по поданному заявлению. Также за ними закреплено право обратного требования (регресса) к должнику по делу о банкротстве в размере выплаченной суммы; такое требование удовлетворяется после всех других требований, причем не только включенных в реестр, но и «зареестровых».

***
В завершении хотелось быть еще раз отметить положительный характер изменений, внесенных в Закон о банкротстве. Новые правила должны существенно упростить жизнь кредиторов, основной интерес которых состоит не в формальном проведении процедуры банкротства, а в реальном получении денежных средств с недобросовестных владельцев, часто рассматривающих банкротство компании как очень удобный и, главное, безопасный для себя способ ухода от исполнения существующих обязательств. В перспективе положения о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц должны быть развиты судебной практикой и могут стать основным инструментом в борьбе с недобросовестными банкротствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *