Закон 48 ФЗ об опеке

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Опека и попечительство — это предусмотренные законодательством правовые формы защиты интересов, личных и имущественных прав подопечных, в случае их неспособности самостоятельно осуществить подобные функции.

Опека устанавливается над детьми в случае:

  • Смерти родителей;
  • Малолетнего возраста (до 15 лет);
  • При жизни родителей, если они:
    • лишились родительских прав;
    • не проживают по месту регистрации ребенка;
    • не воспитывают его;
    • пропали без вести;
    • не могут заниматься воспитанием несовершеннолетнего лица по уважительным причинам (например, по причине длительной командировки или тяжелом заболевании).

Описание закона

Действующий ФЗ создан для контроля отношений, которые возникают в сфере установления попечительства над недееспособными или частично недееспособными лицами. Положения относятся и к организациям, в которых помещены дееспособные лица, а также учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Законопроект был утвержден Советом федерации в 2008 году 16 апреля. Последние изменения вносились в редакцию 28 апреля 2008 года.

Скачать текст закона

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» содержит 8 глав и 32 статьи.

Список основных задач принятого ФЗ:

  • Своевременный поиск лиц, нуждающихся в попечительстве;
  • Обеспечение подопечных защитой прав и законных интересов;
  • Создание оптимальных условий для жизни;
  • Выполнение обязанностей, возложенных на попечителей и органов опеки;
  • Государственная поддержка юридических и физических лиц, органов местного самоуправления и государственной власти.

Чтобы проанализировать внесенные изменения в Федеральный закон, скачайте его по следующейссылке.

Последние изменения, внесенные в закон «Об опеке и попечительстве»

Последние изменения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» коснулись имущества, принадлежащего недееспособному или его подопечному лицу. Согласно закону, объекты движимого и недвижимого имущества не подлежат отчуждению. При смене места жительства подопечного, исключением является городская или загородная недвижимость. Согласно внесенным поправкам, отчуждаются жилые дома, квартиры, часть помещений и т. п.

Также ниже рассматриваются следующие статьи:

Статья 1

В ст 1 описывается сфера деятельности Настоящего Федерального закона. ФЗ регулирует отношения опекунства, возникающие между подопечным и органом попечительства.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 9

Ст 9 перечисляет обязанности органов опеки и попечительства в случае смены места жительства недееспособного лица или подопечного. Статья 35 ГК РФ возлагает на орган опеки и попечительства полномочия, связанные с их деятельностью. При смене места пребывания, орган опеки и попечительства обязан направить информацию о смене места жительства в течение трех дней.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 12

В ст 12 перечислены случаи, при которых назначается орган опеки и попечительства. Если выявляется недееспособное лицо, ему назначается временный орган опеки и попечительства. Опекуном и попечителем может быть совершеннолетний дееспособный гражданин. Он должен предоставить контролирующему органу паспортные данные и доказательства, подтверждающие нормальные условия жилья для проживания подопечных.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 13

В ст 13 ФЗ-48 описываются ситуации, при которых с согласия родителей детям назначаются опекуны. Также орган опеки и попечительства назначает опекунов по заявлению самих несовершеннолетних.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 15

В ст 15 ФЗ-48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Они определяются действующим законом «Об опеке». Если тема касается обучения и воспитания несовершеннолетних лиц, права и обязанности определяются в соответствии с Семейным кодексом.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 20

В ст 20 перечислены особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного. Имущество отчуждается органом опеки и попечительства в исключительных случаях:

  • Трудное финансовое положение учреждения, содержащее детей-сирот;
  • Заболевание, для лечения которого требуются дорогостоящие медикаменты.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 25

В ст 25 описываются сроки предоставления отчета об имуществе подопечного. Каждый год, не позднее первого февраля, орган опеки и попечительства должен предоставить отчет со сведениями о хранении, использовании и об управлении недвижимым и движимым имуществом подопечного.

При последней редакции изменения не вносились.

Статья 29

В ст 29 перечислены ситуации, при которых орган опеки и попечительства прекращает свою работу в отношении попечителя:

  • Смерть попечителя или подопечного;
  • Истек срок действия договора об опеке и попечительства;
  • Отстранение органа опеки и попечительства от выполнения основных обязанностей;
  • Ситуации, предусмотренные статьей 40 Гражданского кодекса.

При последней редакции изменения не вносились.

Чтобы узнать об изменениях, дополнениях и поправках действующего Федерального закона №48, скачайте его по следующей ссылке.

Федеральные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1008 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 04.04.2019 №397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18.03.2015 №249 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 28.12.2012 № 1688 «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 24 мая 2014 г. №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 19.05.2009 N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 17.11.2010 г. №927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 29.03.2000 N 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 14.02.2013 N 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 06.04.2011 № 249 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОТДЫХА И (ИЛИ) ОЗДОРОВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И НАХОДЯЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 04.04.2019 №397

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 17.02.2015 №101 «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 МАЯ 2009 Г. N 423»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 18 июня 2009 г. N 212 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 2009 г. N 432»

Административные регламенты

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1351 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года № 1176 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1350 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления единовременной социальной выплаты при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1349 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 17 февраля 2016 года № 141 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1348 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года № 1178 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №355 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 17 февраля 2016 года №141 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №354 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 №1176 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №353 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года №1177 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления единовременной социальной выплаты при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №352 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года №1178 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИКАЗ УОиН от 03.02.2014 №71 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30.12.2013 г. №1177 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления единовременной социальной выплаты при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей»
ПРИКАЗ УОиН от 03.02.2014 №70 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30.12.2013 г. №1178 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»

Региональные акты

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 27.12.2007 N 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 27.03.2009 N 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 06.06.2007 N 54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 30.12.2004 N 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ №72-ОЗ от 5 июля 1997 года «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 18 декабря 2013 года № 598 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области»

РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 26 октября 2012 года № 500-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 годы»

РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 31.12.2014 года № 564-р «Об утверждении Плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

ПРИКАЗ УОиН от 26.02.2020 №234 «Об утверждении порядка отбора воспитателей-наставников и заключения договора постинтернатного сопровождения, порядка обучения воспитателей-наставников, порядка назначения, осуществления и прекращения выплаты вознаграждения воспитателю-наставнику, порядка осуществления контроля за исполнением договоров о постинтернатном сопровождении, порядка отчетности воспитателя-наставника»

ПРИКАЗ УОиН от 05.12.2019 №1518 «Об утверждении Плана проведения плановых проверок за осуществлением переданных полномочий органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления в сфере опеки и попечительства на 2020 год»

ПРИКАЗ УОиН от 24.12.2015 №1441 «Об организации деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

ПРИКАЗ УОиН от 31.12.2014 г. №1406 «Об утверждении перечня показателей, характеризующих достижение ожидаемых результатов плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон N 48-ФЗ) и от 24.04.2008 N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон N 49-ФЗ) направлены на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства. Оба Федеральных закона вступают в силу с 1 сентября 2008 года.
Опека и попечительство
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 48-ФЗ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.
Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом в акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона N 48-ФЗ).
Основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 7 Федерального закона N 48-ФЗ).
Опекуны и попечители
Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом РФ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан — также Семейным кодексом РФ. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 48-ФЗ).
Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 48-ФЗ).
Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан — также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства (при наличии заслуживающих внимания обстоятельств — по месту жительства опекуна или попечителя), в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2, 6 ст. 11 Федерального закона N 48-ФЗ).
Предварительные опека и попечительство
В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве). Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. При этом запроса сведений о личности опекуна или попечителя в органах внутренних дел, в медицинских организациях и т.п. не требуется (ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 48-ФЗ).
Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению подопечного
Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).
Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства, вправе определить ребенку опекуна или попечителя на случай своей смерти (ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).
Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).
Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства
Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье). Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством РФ. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ (ч. ч. 1, 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 48-ФЗ).
Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ дополнен положением, согласно которому к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК РФ, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации (пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).
Статья ГК РФ, устанавливающая требования к опекунам и попечителям, дополнена положением, в соответствии с которым не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (пп. «а» п. 4 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).
Изменена норма ГК РФ, устанавливающая возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе, — теперь такое освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно вне зависимости от наличия уважительности причин (подп. «б» п. 6 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ). Конкретизированы положения ГК РФ, касающиеся установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).
Изменения, внесенные в Семейный кодекс РФ
Семейный кодекс РФ дополнен новой главой «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Уточнено правовое положение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права и обязанности таких организаций. Предусмотрено право этих организаций осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. При этом временная передача детей не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней) (п. 23 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).
Конкретизированы положения ст. 145 Семейного кодекса РФ о порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Установлено, что устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей (пп. «в» п. 14 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).
Семейный кодекс РФ также дополнен ст. 148.1, в которой закреплены права и обязанности опекуна или попечителя ребенка (п. 17 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ). Уточнены понятия «приемная семья» и «приемные родители» (п. п. 19, 20 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ). Вводятся новые статьи, регламентирующие содержание договора о приемной семье и порядок прекращения такого договора (п. 21 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).
Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-фз «Об опеке и попечительстве» и от 24.04.2008 N 49-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об опеке и попечительстве», можно .

Опека и попечительство над несовершеннолетним назначается на длительный срок, а над недееспособными – бессрочно. С момента назначения опеки опекун и подопечный получают значительный перечень взаимных прав и обязанностей. С каждым годом личные ситуации у сторон могут меняться. Закон предусматривает основания и порядок прекращения опеки и попечительства. Рассмотрим подробнее.

Основания прекращения опеки и попечительства

В ряде случаев под прекращением опеки и попечительства понимается автоматическое освобождение гражданина от исполнения обязанностей опекуна. Для этого не требуется особых действий со стороны представителя или подопечного. Более того, они вообще не могут повлиять на данную ситуацию.

Ст. 40 ГК РФ устанавливает перечень оснований для прекращения опеки и попечительства.

Основные причины:

  1. Опека или попечительство над лицом, признанным в судебном порядке недееспособным, прекращается в случае восстановления дееспособности.
  2. Опека над несовершеннолетним прекращается в случае достижения ребенком 14 лет.
  3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается при достижении 18 лет или в случае эмансипации.

Над детьми

В соответствии со ст. 145 СК РФ опекой считается форма ухода за детьми, которые не достигли 14 лет. С момента достижения указанного возраста ребенок автоматически получает статус ограниченно дееспособного.

Это уменьшает объем прав опекуна. Поэтому форма устройства меняется на попечительство.

Попечительство прекращается с моментом получения дееспособности в полном объеме.

Это возможно в следующих случаях:

  • достижение 18 лет;
  • эмансипация.

Возможность эмансипации предусматривается для детей в возрасте от 16 до 18 лет в следующих случаях:

  • по решению суда (без согласия опекуна);
  • по решению органа местного самоуправления (с согласия опекуна).

Эмансипированы могут быть:

  • лица, вступившие в официальный брак;
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
  • лица, трудоустроенные по трудовому договору.

С момента получения решения суда, вступившего в законную силу, или решения органа местного самоуправления, опека прекращается.

Над недееспособным

Для прекращения опекунства над недееспособным необходимо восстановить дееспособность. Для этого опекун, попечитель или специалисты отдела опеки должны инициировать судебный процесс.

С момента вступления судебного решения в силу, гражданин получает дееспособность в полном объеме, а опекунство прекращается.

Автоматическое прекращение

Закон предусматривает ситуации, когда опека прекращается по основаниям, не зависящим об воли сторон.

Среди них:

  • в связи со смертью опекуна;
  • в связи со смертью подопечного;
  • в связи с возвращением родителей;
  • в случае достижения несовершеннолетними родителями 18 лет;
  • в связи с истечением срока действия постановления о назначении опекунства.

Если подопечный теряет статус ребенка, оставшегося без родительского попечения, то опека также должна быть прекращена. Так как причина устройства исчезла.

Зачастую такая ситуация возникает, если мать или отец воспитанника восстанавливается в родительских правах, освобождаются из мест лишения свободы. Им достаточно посетить отдел опеки и подать документы об изменении обстоятельств.

Ст. 63 СК РФ запрещает третьим лицам удерживать ребенка без согласия родителей. Если опекун не возвращает несовершеннолетнего добровольно, то родитель может обратиться в суд.

Но с момента подачи родителем заявления в отдел опеки, специалисты должны прекратить опеку и оставить все выплаты на содержание ребенка.

Прекращение опеки по инициативе сторон

В соответствии со ст. 29 ФЗ от 2008 года № 48 одной из причин прекращения опеки является освобождение или отстранение опекуна от исполнения обязанностей.

Освобождение от обязанностей опекуна – это процедура прекращения опеки по инициативе опекуна или подопечного.

Основными причинами освобождения является отсутствие контакта между представителем и воспитанником, болезнь опекуна, изменения в семье (развод, рождение ребенка).

Отстранение опекуна – это процедура прекращения в связи с виновными действиями представителя. Инициатором отстранения является районный отдел опеки.

Для отстранения необходимы веские доказательства того, что гражданин нарушил права подопечного. Как правило это жестокое обращение, насилие. В редких случаях опекун отстраняется в связи с нарушением имущественных прав ребенка (мошенничество с детским имуществом, счетами).

Порядок прекращения опеки и попечительства

Рассмотрим порядок прекращения опеки по инициативе опекуна. Он идентичен как для несовершеннолетнего подопечного, так и для недееспособного.

Гражданин должен:

  1. Подготовить документы подопечного (оригиналы личных документов, медицинские).
  2. Обратиться в отдел опеки.
  3. Подать заявление о прекращении опекунства.
  4. Сдать отчет и имущество подопечного.

Подготовка документов

Опекун обязан подготовить все документы подопечного, которые у него хранятся:

  • личные (паспорт, пенсионное удостоверение, СНИЛС, справка МСЭ, индивидуальная программа реабилитации, аттестат, свидетельство о рождении, о смерти родителей);
  • медицинские (амбулаторная карта, результаты обследований, медицинский полис);
  • об опеке (постановление о назначении опеки, удостоверении опекуна).

Важно! Все документы придется передавать по описи специалисту отдела опеки. Поэтому целесообразно подготовить их заранее.

Обращение в отдел опеки

Процедура прекращения опеки занимает определенное время. Специалисты должны принять меры по сохранению замещающей семьи (в отношении несовершеннолетнего подопечного) и найти вариант альтернативного устройства (для недееспособного подопечного).

На практике часто встречаются варианты, когда опекун просто приводит воспитанника в отдел опеки и оставляет в кабинете. Это негативный вариант как для ребенка, так и для опекуна.

При отсутствии веских оснований, отдел опеки может поднять вопрос об отстранении гражданина. В следствие чего, он больше никогда не сможет стать опекуном.

Представитель обязан пояснить причины своего решения. Отдел опеки обязательно предложит пройти процедуру кризисного сопровождения.

Это посещение ряда консультаций (психолог, педагог, юрист), направленных на сохранение замещающей семьи. Опекун имеет право отказаться от кризисного сопровождения.

Обратите внимание! Для представителей недееспособных подобные процедуры не предусмотрены.

Подача заявления

В случае принятия окончательного решения, гражданин должен оформить заявление. Так как опека носит добровольный характер, отдел опеки не может отказать в освобождении заявителя от исполнения обязанностей.

Заявление должно содержать:

  • данные муниципалитета;
  • Ф.И.О. главы района;
  • данные опекуна;
  • название документа;
  • просьба об освобождении от исполнения обязанностей;
  • данные ребенка/недееспособного;
  • причины прекращения;
  • перечень документов к заявлению;
  • подпись и дата.

Заявление составляется в единственном экземпляре и передается в отдел опеки. Специалист делает на нем отметку о получении и возвращает опекуну копию.

Период подготовки приказа об освобождении составляет 5 – 7 дней.

Образец заявления об отказе от опекунства:
alt: Заявление об отказе от опекунства

Сдача отчета и имущества подопечного

С момента подачи заявления гражданин должен в течение 3 дней:

  • подготовить отчет о сохранности имущества подопечного;
  • собрать и передать имущество.

Отчет должен содержать сведения о тратах, которые были осуществлены за счет денежных средств подопечного, об оплате налогов за его собственность, об остатках на счетах.

В качестве имущества подопечного передаются все предметы, указанные в реестре собственности. В отношении крупных объектов (недвижимость, транспорт, акции) передаются документы, ключи.

Образец отчета опекуна:
alt: Отчет опекуна (Заполненный)

Правовые последствия прекращения опеки и попечительства

С момента прекращения опеки стороны теряют взаимные права и обязанности.

Последствия для опекуна:

  • больше не несет ответственности за жизнь и здоровье подопечного;
  • за сохранность его имущества;
  • прекращаются выплаты пособия;
  • прекращаются выплаты вознаграждения;
  • перестает засчитываться трудовой стаж (если была возмездная опека);
  • пропадают права на региональные льготы для семей опекунов.

Последствия для подопечного:

  • теряет права на проживание в квартире опекуна;
  • теряет право на материальное обеспечение;
  • теряет право на наследство опекуна (за исключением ситуации, когда причиной прекращения является смерть одной из сторон).

Ответы юриста на популярные вопросы

Какой срок должен пройти с момента установления опеки до ее прекращения?

Данный период законом не предусмотрен. Поэтому опекун или подопечный могут отказаться от опеки в любой момент.

В каких случаях попечительство может быть прекращено досрочно?

Если нет заявления попечителя или подопечного, отдел опеки не имеет претензий к попечителю, то в случае эмансипации. То есть, если подопечный устроится на работу по трудовому договору, откроет ИП или вступит в брак.

В каких случаях прекращается патронаж?

Под патронажем понимается уход за дееспособным гражданином, который не может самостоятельно себя обслуживать. Он прекращается по заявлению одной из сторон или при выявлении фактов нарушения своих обязанностей патронажным помощником. Патронаж прекращается в Пенсионном фонде РФ и в отделе социальной защиты.

Должен ли опекун платить алименты подопечному, если добровольно отказался от опекунства?

Нет. Закон не предусматривает необходимости внесения выплат в обязательном порядке. Но добровольно он может это делать.

Можно ли прекратить опеку над несовершеннолетними по инициативе подопечного?

Да. Подопечный должен обратиться в отдел опеки и подать соответствующее заявление. Необходимо обратить внимание, что процедура не может пройти в тайне от опекуна. Но чтобы избежать угроз ребенку, можно просить о немедленном помещении в приют.

75. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми

Опека и попечительство – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над малолетними (т. е. детьми в возрасте от 6 до 14 лет), попечительство – над несовершеннолетними (т. е. детьми в возрасте от 14 до 18 лет). Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от воспитания либо защиты их прав и интересов. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано болезнью родителей, которая препятствует выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей по объективным причинам (например, длительная заграничная командировка, отбывание наказания в местах лишения свободы), признание родителей недееспособными и т. п. Институт опеки и попечительства регулируется нормами не только семейного права, но и гражданского. Основанием установления опеки и попечительства над детьми является утрата ими по тем или иным причинам родительского попечения. Согласно СК РФ установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК РФ и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК РФ относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка путем вынесения соответствующего решения назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (если ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

Опекун или попечитель назначается только с его согласия. Согласие гражданина быть опекуном (попечителем) выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства. Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении.

Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных, защите их прав и решении других вопросов.

Незаконные действия по передаче несовершеннолетних под опеку (попечительство) влекут привлечение к административной ответственности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *