Закон 99

Приказ Минпромторга России от 10.11.2016 N 3985 (ред. от 19.09.2017) Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом

наличие необходимого и достаточного количества государственных гражданских служащих, а также помещений, в которых осуществляются прием документов от заявителей, выдача лицензии заявителю, в целях соблюдения сроков предоставления государственной услуги, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и настоящим Административным регламентом.

Приказ Росздравнадзора от 23.12.2016 N 14754 О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 5 мая 2014 г. N 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)

«<*> Данное основание переоформления лицензии распространяется только на те лицензии, которые были предоставлены до дня вступления Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в силу и срок действия которых истек»;

Приказ МВД России от 14.11.2016 N 727 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов

<Письмо> Росздравнадзора от 25.01.2017 N 01и-178/17 «По вопросу взаимодействия с Роспотребнадзором при лицензировании медицинской деятельности»

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом N 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Распоряжение Роскомнадзора от 15.02.2012 N 4 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению систематического наблюдения при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания»

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

«Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок» (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142)

вынесение в отношении субъектов малого предпринимательства вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принятие решения о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет;

Приказ Ростехнадзора от 07.10.2015 N 400 (ред. от 20.10.2016) Об утверждении Перечня вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене по аттестации экспертов в области промышленной безопасности

16761. В каком случае лицензирующие органы приостанавливают действие лицензии на определенный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»?

16762. В каком случае лицензия на определенный вид деятельности может быть аннулирована решением суда в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»?

Приказ Ростехнадзора от 20.10.2016 N 432 О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 октября 2015 г. N 400 «Об утверждении Перечня вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене по аттестации экспертов в области промышленной безопасности

16761. В каком случае лицензирующие органы приостанавливают действие лицензии на определенный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»?

16762. В каком случае лицензия на определенный вид деятельности может быть аннулирована решением суда в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»?

<Письмо> Минстроя России от 28.10.2016 N 35704-АБ/08 <По вопросам лицензирования строительной и архитектурной деятельности>

До 1 января 2010 года после установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 (далее — Перечень) требование о наличии лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», не применяется в отношении иных видов работ по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)

Согласно ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ст. 15 Закона).

Получение государственной лицензии необходимо во многих сферах деятельности. Она требуется в сфере образования и бизнеса, необходима для защиты интеллектуальной собственности авторов, а также является патентом. Кроме этого, существуют и прочие многочисленные лицензии: на охоту, рыбалку, ношение оружия и т. д.

Основные термины, связанные с лицензией

Нельзя говорить о государственной лицензии, не дав определения основных терминов.

Лицензия – это либо разрешение на право, либо разрешительное право выполнять определенные работы. Также называется и документ, который в письменном виде удостоверяет эти права. Кроме этого, лицензиями называют и лицензионные договоры или соглашения, при которых предусматривается выдача частноправовых лицензий.

Лицензионные условия – это условия, документально зафиксированные, и при исполнении которых лицензия имеет силу.

Лицензирование – это сам процесс выдачи лицензии (разрешения).

Лицензиат – это ИП или организация, обладающие лицензией на осуществление определенного вида деятельности. Во Франции лицензиатом именуется право преподавания в колледже.

Лицензиар – это сторона лицензионного соглашения, которая дает лицензиату право использовать объект лицензии.

Лицензия для бизнеса

Для того, чтобы осуществлять некоторые виды деятельность, предпринимателю необходимо иметь лицензию. Дело в том, что в бизнесе есть сферы, в которых можно работать только после получения государственной лицензии.

В Российской Федерации виды деятельности, подлежащие лицензированию, устанавливаются Федеральным законодательством. Законом назначается орган, который вправе выдавать лицензии, и общие принципы их получения. Порядок же выдачи разрешения устанавливается уже актами подзакона. Срок действия лицензии бессрочный.

В том случае, если деятельность, требующая лицензирования, осуществляется без государственного разрешения и наносит значительный ущерб государству, населению или организациям, а также приносит доход в крупном размере, предпринимателю грозит уголовная ответственность согласно ст. 171 и 189 Уголовного кодекса РФ.

Лицензия для авторов (авторское право)

Когда сфера лицензирования касается авторских прав, лицензией является лицензионный договор. По этому договору обладатель всех прав (автор) дает право использовать его произведения в установленных договором пределах и прописанными способами лицензиату. Основными способами использования являются: копирование и распространение, переработка материалов и.т .п. Права собственности при этом принадлежат автору и не отчуждаются.

В том случае, когда автором предоставляется другому право пользования программой для электронных устройств, то заключаться лицензионный договор может особым способом (например, совершение конклюдентных действий – таких как вскрытие индивидуальной упаковки экземпляра и подобных). Эти действия считаются принятием лицензии, условия которой указаны на наружной части. Такая лицензия по законам Российской Федерации относится к договору присоединения.

В том же программном обеспечении, где исходный код открыт, и которое является свободным, лицензия представляет собой редакцию разработчиков. Эта лицензия дает ряд прав каждому обладателю экземпляра программы.

Копии произведений авторского труда, которые копируются и распространяются с соблюдением норм, называют лицензионными. В том же случае, если копирование происходит с нарушением прав автора, продукция именуется контрафактной.

Лицензия в сфере патентования

Патентная лицензия – это разрешение владельца патента на использование его изобретения другим человеком (лицензиатом) с целью получения дохода. После заключения такого лицензионного договора, правообладатель обязан дать право использовать изобретение в рамках договора. В свою очередь, принимающая право сторона обязуется выплачивать правообладателю денежное вознаграждение, прописанное в документе, или осуществлять другие действия (также отмеченные в договоре), являющиеся вознаграждением за право пользования.

Может иметь место в этой сфере лицензирования и исключительная лицензия, при которой лицензиат получает право использовать изобретение лицензиара, а тот в свою очередь не теряет прав использовать ту часть изобретения, которая не передается лицензиату. В том случае, когда лицензия не исключительная, лицензиар имеет право, которое подтверждает патент, передавать свое изобретение в пользование не только лицензиату, но и третьим лицам, которым он дает лицензию.

Для того, чтобы автор изобретения не злоупотреблял своим патентным правом, тем самым, не позволяя в достаточной мере использовать свое изобретение и создавая на рынке дефицит нужного товара, существует принудительная лицензия. Распространяется она и на возможность использовать зависимый патент (автор изобретения не может использовать его, не нарушая авторских прав другого патентообладателя). В этом случае принудительная лицензия дает право использовать изобретение организациям или третьим лицам в независимости от согласия правообладателя. Весь процесс выдачи такой лицензии проходит по 1362 статье Гражданского кодекса РФ. Рекомендует принудительное лицензирование и ВОЗ (Всемирная организация здоровья) в рамках декларации по сохранению и защите здоровья людей.

Лицензия в образовании РФ

Требуется получение лицензии и в сфере образования. Относится это к учебным заведениям. В процессе прохождения лицензирования проверяется соответствие условий обучения, которые предоставляет учреждение, и государственных требований к ним. Все условия образовательного процесса должны отвечать предъявляемым к ним требованиям.

Осуществляет лицензирование Служба по надзору в образовании и науке (федеральная). Кроме того, в процессе лицензирования принимают участия и исполнительные власти субъектов РФ.

Проверку проходит не только сам учебный процесс, но и условия в учебном заведении. Так, при лицензировании проверяются нормы, по которым построено здание, оборудование учебных классов и аудиторий, а также лабораторий и территории; наличие и качество медицинского обслуживания, как сотрудников, так и обучающихся; учебный план по специальностям, количество учебной нагрузки, техническое оснащение для процесса обучения, а также преподавательский штат. Кроме этого, проверке могут подвергаться и еще ряд моментов в учебном заведении.

Если по итогам проверки установлено, что образовательное учреждение соответствует всем государственным требованиям, то ему выдается государственная лицензия, которая дает право на ведение образовательной деятельности. Приступать к обучению учреждение может только с того момента, как вступает в силу лицензия (момент получения).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности

• Федеральный закон от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
• Налоговый кодекс (часть II);
• Постановление Правительства РФ от 21.11.2011г. N957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2011г. №826 «Об утверждении типовой формы лицензии»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012г. №278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012г. №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»;
• Приказ Роспотребнадзора от 05.052014 г. N383 «О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»;
• Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012г. №773 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
• Приказ Роспотребнадзора от 27.12.2013г. №987 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)
• Приказ Роспотребнадзора от 05.05. 2014 г. N 384 «О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»;
• Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012г. N771 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»;
• Приказ Роспотребнадзора от 18.06.2014г. №489 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Перечисленные принципы условно можно поделить на конституционные, межотраслевые и принципы института лицензирования.

Так, принципы законности и единства экономического пространства можно отнести к конституционным принципам, поскольку данные постулаты закреплены в Основном Законе нашего государства, принцип гласности и открытости — межотраслевой принцип, характерный для нескольких отраслей права. Однако если рассматривать указанные принципы через призму комментируемого Закона, то, по сути, все они являются основополагающими началами института лицензирования. Кроме того, следует отметить в рамках исследуемого института: все перечисленные в комментируемой статье принципы тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены, что порождает определенного рода систему принципов лицензирования. Принципы осуществления лицензирования отражают правовую природу института лицензирования, являющегося федеральной законодательной мерой ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Одним из принципов успешного функционирования системы лицензирования выступает принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Данный принцип проистекает из положений ст. 8 Конституции РФ и выражается в том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства страны определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур. В ст. 74 Конституции РФ определено, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Применительно к институту лицензирования единство экономического пространства выражается прежде всего в свободе осуществления лицензионных видов деятельности на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 7 Закона). Единство экономического пространства характеризуется и одинаковым на всей территории Российской Федерации размером лицензионного сбора, невозможностью установления каких-либо иных административных или экономических препятствий, требовании и условий, за исключением тех, что установлены федеральным законодательством о лицензировании. В то же время ныне действующее законодательство о лицензировании само является гарантом единства экономического пространства Российской Федерации.

3. Единство экономического пространства России требует единства законодательства как в целом, так и в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. Из этого вывода органически проистекают такие принципы лицензирования, как установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Комментируемым Законом четко определены виды деятельности, для осуществления которых требуется получение лицензии (п. 1 ст. 17), перечень этих видов деятельности является единым и исчерпывающим, внесение в него изменений и дополнений возможно только путем принятия федерального закона. Недопустимо установление лицензируемых видов деятельности каким-либо иным нормативным актом федерального или регионального уровня.

Ранее действовавшим законодательством лицензионное регулирование осуществлялось применительно к отдельным видам лицензирования. Отсутствие унификации в сфере лицензирования негативно сказывалось на его эффективности: регламентация лицензионных отношений осуществлялась нормативными актами различной юридической силы, соответственно, различался и порядок лицензирования, создавая тем самым режим наибольшего благоприятствования для отдельных групп товаропроизводителей, что, естественно, нарушало принцип единства экономического пространства Российской Федерации. Закрепленный в комментируемом Законе принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности призван обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, свободу предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации, исключить возможность создания бюрократических барьеров на пути к осуществлению лицензионных видов деятельности.

Принцип установления единого порядка лицензирования предполагает установление одинаковых условий для всех соискателей лицензии на конкретный вид лицензируемой деятельности, в частности, в федеральном лицензионном законодательстве четко указано, какие органы уполномочены выдавать, переоформлять, приостанавливать, возобновлять или прекращать, аннулировать лицензии, прописан механизм совершения перечисленных действий, определены перечни документов, необходимых для получения лицензий, закреплены лицензионные требования, прописаны основания привлечения к ответственности и т.п. Нормативное закрепление порядка лицензирования на федеральном уровне также позволяет обеспечить свободу предпринимательства и устранить произвол органов власти.

Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 29.11.2006 N 3-Г06-12 указал, что заявление о признании недействующим Закона Республики Коми от 06.03.2006 N 3-РЗ «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Коми» (в ред. от 11.05.2006 N 40-РЗ) удовлетворено правомерно, поскольку установление дополнительных условий и требований для организаторов игорных заведений законом субъекта РФ противоречит федеральному законодательству и принято с превышением полномочий субъекта РФ.

В правовой литературе высказано мнение, что существует множественность порядков лицензирования, поскольку существует определенный перечень лицензируемых видов деятельности, не входящий в предмет регулирования комментируемого Закона, который предполагает особый порядок лицензирования конкретных видов деятельности. Как представляется, данное утверждение обоснованно, однако не в рамках комментируемого Закона, поскольку рассматриваемым нормативным актом установлен единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности.

На Правительство РФ возложена важная функция урегулирования лицензионных правоотношений путем утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Каждый лицензируемый вид деятельности предполагает наличие особых условий и требований, которые должны выполняться и соблюдаться при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Истории лицензирования в России известен негативный опыт регулирования лицензионных правоотношений множеством разноуровневых нормативных актов, поэтому принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности играет важную роль в правоприменительной лицензионной практике, позволяя хозяйствующим субъектам эффективно осуществлять свою деятельность в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, тем самым обеспечивая соблюдение прав и свобод граждан и интересов государства.

4. Вышеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны с принципом гласности и открытости лицензирования, поскольку для того, чтобы действовать в соответствии с единым порядком лицензирования, руководствоваться лицензионными требованиями и условиями, хозяйствующие субъекты должны быть осведомлены о них. В силу чего содержание рассматриваемого принципа включает несколько уровней. Первый уровень определен ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой все законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Следовательно, принцип гласности и открытости лицензирования предполагает, что все нормативные акты в сфере лицензирования должны быть опубликованы. Более того, лицензирующие органы обязаны бесплатно предоставлять соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов (подробнее об этом в комментарии к п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона). Второй уровень — это возложение на лицензирующие органы обязанности по ведению реестров лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно этому конституционному положению, информация, содержащаяся в реестре лицензий, является доступной и открытой для ознакомления с ней для физических и юридических лиц. При этом важно отметить, что круг лиц, имеющих доступ к информации, содержащейся в реестрах, не ограничен, т.е. за выпиской из реестра может обратиться любой гражданин или организация, а не только соискатель лицензий или лицензиат (см. комментарий к ст. 14 Закона).

5. Принцип гласности и открытости лицензирования является гарантом соблюдения принципа законности при осуществлении лицензирования, благодаря которому возможно осуществление контроля за деятельностью как лицензирующих органов, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Принцип законности при осуществлении лицензирования коррелирует с другими вышеперечисленными принципами лицензирования, поскольку данный принцип предполагает неукоснительное соблюдение Конституции РФ, комментируемого Закона и иных нормативных правовых актов, касающихся сферы лицензирования отдельных видов деятельности всеми без исключения субъектами лицензионных правоотношений. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы. Данный постулат означает, что перечисленные субъекты должны: «во-первых, выполнять веления Конституции и законов и не препятствовать их выполнению; во-вторых, не нарушать содержащихся в них запретов и не способствовать их нарушению».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *