Закон ФЗ 255

О чем гласит закон

Этот Закон специально разрабатывался для того, чтобы существовало нормативное регулирование и правовая база для осуществления выплат по больничному листу.

Последний выдаётся в случае болезни самого работника, его родственников, которым требуется уход, и в связи с предстоящим материнством.

Основные тезисы данного Закона заключаются в следующем:

  1. Порядок выдачи листка нетрудоспособности.
  2. Как правильно делать расчёт пособия за период временной нетрудоспособности работника.
  3. По каким причинам должна производиться компенсация.
  4. Что является основанием для оформления документа.
  5. Некоторые льготы, положенные работникам.
  6. Положения, касающиеся предоставления отпуска по беременности и родам, и оплаты этого периода.

Именно периоду беременности и родов, а также дальнейшему периоду, посвящено много положений данного Закона.

В этом Законе сказано, что женщина имеет право на:

Временной период, необходимый ей для подготовки к родам и восстановлению после них Этот период оплачивается по больничному листу, согласно принятым в Законе № 255-ФЗ, нормам
Период, необходимый работнице для ухода за своим ребёнком до тех пор, пока ему не исполнится 1,5 года Этот период также оплачивается, но по другим правилам. Больничный оформлять не нужно
Период, необходимый женщине по уходу за своим ребёнком до тех пор, пока он не достигнет 3-ёхлетнего возраста Это время уже не оплачивается, но рабочее место за женщиной сохраняется

Кроме того, женщина имеет право оформить больничный лист, если у неё заболел ребёнок.

Период отсутствия на рабочем месте также будет оплачен, но при расчёте будут применены несколько другие правила, нежели при расчёте пособия по беременности и родам.

Когда вступил в силу

Данный закон разрабатывался и дорабатывался в течение всего 2006 года. Основные причины постоянных обсуждений — это права женщин, связанные с материнством, и их защита.

Но, 20. 12. 2006 года, ФЗ № 255 был принят Государственной думой, а через неделю его одобрил Совет Федерации.

Новый Федеральный Закон № 255-ФЗ вступил в свою законную юридическую силу 29. 12. 2006 года.

Изменения, внесенные в ФЗ

В тех пор, в документ вносилось немало изменений. Вот и в 2019 году вступили в силу некоторые нюансы и доработки. Всего за 12 лет действия закона, в него было внесено порядка 25 изменений.

Кардинально документ не менялся никогда, в него лишь вносились некоторые корректировки, касающиеся внедрения современных технологий.

Последние изменения были внесены 07. 03. 2019 года. Они коснулись новых правил оформления больничного листа и осуществления выплат женщинам, в период беременности и родов, по уходу за ребёнком.

Порядок предоставления листка временной нетрудоспособности

Теперь можно получить листок нетрудоспособности не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.

Это нововведение значительно упростило жизнь работников и работодателей.

Работнику теперь не стоит переживать, что документ может помяться, потеряться или быть уничтожен в силу непреодолимых обстоятельств, так как получить дубликат довольно сложно.

Схема работы электронных листков нетрудоспособности следующая:

Наступает страховой случай Все основания для оформления больничного прописаны в ст. 5 Закона № 255-ФЗ
Работник оповещает своего работодателя о наступлении страхового случая Если у работодателя есть возможность по приёму больничных листков в электронном виде, он должен сообщить об этом своему работнику. Работник даёт / не даёт согласия на получения документа именно в электронном формате
Если он дал положительный ответ То врачу, который будет заниматься оформлением, он должен сообщить об этом. Врач оформляет электронный больничный и подписывает его своей электронной подписью
Документ попадает в единую базу В которой его может найти работодатель
После того, как начальство удостоверится, что работник действительно болел и на его имя оформлен больничный Оно должно заполнить соответствующие строки и указать в них соответствующие сведения
В единой базе электронных больничных листков Они доступны для проверки инспектору ФСС

Данная единая база связала воедино работника — работодателя — инспектора ФСС. Теперь взаимодействие этих сторон стало намного прозрачней и понятней.

Критерии расчета

Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается по следующей формуле:

Пособие = средний заработок за 1 день работы * продолжительность периода.

Для расчёта среднего заработка за 1 день работы конкретного работника, необходимо учесть все его трудовые доходы за последние 2 года.

Если период нетрудоспособности выпал на 2019 году, то для расчёта нужно использовать данные за 2017 и 2016 года соответственно.

В расчёт принимаются все периоды, в течение которых работник официально получал трудовые доходы, и работодатель отчислял за него взносы в ФСС.

Данное значение нужно поделить на 730 (это количество дней в 2-ух годах) или 731 (если один из предыдущих годов был високосный).

Получившееся в итоге частное и будет среднедневным заработком конкретного работника.

Чтобы знать, какую сумму получит работник на руки, необходимо умножить среднедневной заработок на количество дней временного отсутствия на работе.

Далее, необходимо определить, сколько, в процентом соотношении от полученной, при расчёте, суммы, получит работник. Это зависит от причины нетрудоспособности и страхового стажа сотрудника.

Процедура выплаты пособий

Сумма пособия, которое получит работник, зависит от причины отсутствия на рабочем месте и от стажа сотрудника.

Если ситуация стандартная, то есть, заболел сам работник, то он получит:

100% от рассчитанной суммы, если у него общий страховой стаж превышает 8 лет документы, подтверждающие стаж у предыдущих работодателей, должны быть представлены
80% от полученной суммы если период социального страхования находится в пределах от 5 до 8 лет
60% от рассчитанной суммы если стаж не превышает 5 лет

В некоторых случаях, оплата больничного происходит, исходя из МРОТ. Это такие случаи, как:

Стаж работы конкретного сотрудника на данном предприятии не превышает полгода а заработок и стаж от предыдущих работодателей он не может подтвердить
Зарплата не превышает МРОТ

С 01. 01. 2019 года величина федерального МРОТ установлена на отметке в 9 489 рублей, но с 01. 05. 2019 года произошло очередное повышение до прожиточного минимума. Теперь МРОТ составляет 11 163 рубля.

Вне зависимости от стажа работы, больничный оплачивается:

В размере 100% оплачивается период беременности и родов
В размере 60% если страховой случай наступил в течение 30 дней после увольнения, при условии, что бывший работник ещё не трудоустроился
В размере 50% при оплате периода амбулаторного лечения ребёнка свыше 10 дней

Сроки оплаты

Чем быстрее работник представит больничный лист в бухгалтерию работодателя, тем быстрее он получит своё пособие по временной нетрудоспособности. Но, у него есть полгода с момента закрытия больничного, для его предоставления.

Как только листок нетрудоспособности будет сдан в бухгалтерию, работники данной службы приступают к расчету пособия.

Оно должно быть назначено в течение 10 дней с того момента, как документ к ним поступил от сотрудника. Такой же срок требуется и ФСС для рассмотрения ситуации по выплатам.

Если был оформлен электронный больничный лист, то споров возникает ещё меньше. Он сразу же появляется в единой базе данных, и можно делать расчёты.

Всю сумму работник должен получить в ближайшие дни выплаты заработной платы на предприятии.

Список оснований для снижения размера компенсаций

В ст. 8 Закона № 255-ФЗ приведены основания, при которых размер пособия по временной нетрудоспособности может быть снижен.

К таким обстоятельствам относятся:

Нарушение работником, в период болезни и реабилитации, предписаний и рекомендаций, выписанных лечащим врачом эти нарушения привели к тому, что больничный лист был продлён
Работник не явился в указанный срок на осмотр к врачу при этом, не объяснив данный факт и не назвав ни одной уважительной причины
Работник заболел или получил травму вследствие употребления алкоголя наркотиков или иных веществ, вызывающих опьянение

При наличии этих обстоятельств, оплата периода нетрудоспособности происходит, исходя из МРОТ, который установлен на федеральном уровне на момент возникновения указанных обстоятельств.

Но, важно определить момент, с которого нужно производить расчёт, исходя из МРОТ, а не из среднего заработка.

В первых двух случаях пониженная оплата производится с того момента, как было допущено нарушение.

Этот момент должен зафиксировать лечащий врач и отразить его в документах. Тогда до этой даты расчёт будет производиться, исходя из среднего заработка, а после – исходя из МРОТ.

В последнем, третьем случае, пониженная оплата должна быть произведена за весь период нахождения на больничном. Но, данное обстоятельство также должно быть зафиксировано в документах.

Видео: полезная информация

Чтобы больничный лист был оплачен по всем правилам, необходимо соблюдать врачебные предписания.

Чтобы выплата была максимально возможной, необходимо представить справки с предыдущих мест работы с указанием стажа и суммы среднего заработка.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 N 255-ФЗ (последняя редакция)

29 декабря 2006 года N 255-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 25.02.2011 N 21-ФЗ (ред. 29.12.2012), от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.11.2011 N 339-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 05.04.2013 N 36-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 243-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ (ред. 03.07.2016), от 28.06.2014 N 192-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 01.12.2014 N 407-ФЗ, от 31.12.2014 N 495-ФЗ, от 29.12.2015 N 394-ФЗ, от 09.03.2016 N 55-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.05.2017 N 86-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи
    • Статья 1.4. Виды страхового обеспечения
    • Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Статья 2.1. Страхователи
    • Статья 2.2. Страховщик
    • Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей
    • Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения
    • Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду
  • Глава 1.1. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Статья 4.1. Права и обязанности страхователей
    • Статья 4.2. Права и обязанности страховщика
    • Статья 4.3. Права и обязанности застрахованных лиц
  • Глава 1.2. Особенности уплаты страховых взносов
    • Статья 4.4. Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов
    • Статья 4.5. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
    • Статья 4.7. Проведение страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения
    • Статья 4.8. Учет и отчетность страхователей
  • Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности
    • Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности
    • Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности
    • Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности
    • Статья 8. Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности
    • Статья 9. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности
  • Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам
    • Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам
    • Статья 11. Размер пособия по беременности и родам
  • Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком
    • Статья 11.1. Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 11.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
  • Глава 4. Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком
    • Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 16. Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
  • Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 17. Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа
    • Статья 18. Применение настоящего Федерального закона к страховым случаям, наступившим до дня и после дня вступления его в силу
    • Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

«Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров», 2007, N 3

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2006 N 255-ФЗ

«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСОБИЯМИ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ,

ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ

СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ»>

1. Общие положения

Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон N 255-ФЗ) определяется порядок назначения, исчисления и выплаты с 1 января 2007 г. пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам.

До 1 января 2007 г. данные пособия должны были назначаться и выплачиваться в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

— Федеральный закон от 22.12.2005 N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году»;

— Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (в ред. изм. и доп.);

— Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 (в ред. изм. и доп.).

Как указано в ст. 19 Закона N 255-ФЗ, с 1 января 2007 г. не могут применяться также и иные законодательные акты и нормативные правовые акты, предусматривающие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и пособиями по беременности и родам.

Исключение составляют два Федеральных закона, положения которых актуальны и после 1 января 2007 г.:

— от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которому определяются случаи и размеры выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием;

— от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», согласно которому определяются источники финансирования расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам организациями и иными работодателями, применяющими специальные налоговые режимы.

В связи с этим читателям журнала необходимо учитывать, что предусмотренные Законом N 255-ФЗ ограничения не должны применяться к пособию по временной нетрудоспособности, выплачиваемому в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. В отношении данного пособия используются только те положения комментируемого документа, которые определяют общую методику назначения и выплаты пособия.

Пособие по беременности и родам назначается также с учетом положений Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который с 2007 г. применяется в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».

Новые правила исчисления пособий распространяются на случаи временной нетрудоспособности (отпусков по беременности и родам), наступившие после 1 января 2007 г. Если соответствующие страховые случаи наступили до 1 января 2007 г., пособия исчисляются по новым правилам за календарные дни временной нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам), приходящиеся на период после 1 января 2007 г., если только по ранее применявшейся методике работник не имеет право на получение пособия в большем размере.

2. Назначение пособия по временной нетрудоспособности

в зависимости от страхового стажа работника

Одним из существенных изменений трудового законодательства является то, что с 1 января 2007 г. размер назначаемого пособия по временной нетрудоспособности зависит не от непрерывного трудового стажа, а от страхового стажа работника, определяемого в соответствии со ст. 16 Закона N 255-ФЗ. Отныне в страховой стаж включаются любые периоды работы физического лица по трудовому договору (служебному контракту), а также периоды иной деятельности, в течение которой за него уплачивались страховые взносы на обязательное социальное страхование. При этом все вышеуказанные периоды включаются в страховой стаж вне зависимости от оснований увольнения и продолжительности периодов между предыдущей и новой работой.

Соответственно, с 1 января 2007 г. не должны применяться также Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252, согласно которым до недавнего времени определялся непрерывный трудовой стаж работников для целей исчисления пособия по временной нетрудоспособности.

В скором времени Минздравсоцразвития России должно определить правила подсчета и подтверждения страхового стажа. При этом необходимо учитывать положения п. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ, согласно которому подлежавшие включению в страховой стаж до 1 января 2007 г. календарные периоды не могут быть менее продолжительности исчисленного по прежним правилам на данную дату непрерывного трудового стажа.

При заболевании или травме самого работника, а также в случаях назначения пособия при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в следующих размерах (п. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ):

— работнику, имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60% среднего заработка;

— работнику, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80% среднего заработка;

— работнику, имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100% среднего заработка.

Работнику, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда (МРОТ) (в соответствующих районах и местностях — с учетом районного коэффициента). В настоящее время величина МРОТ составляет 1100 руб. в месяц.

3. Введение ограничений по продолжительности выплаты

пособия по временной нетрудоспособности в связи

с необходимостью ухода за заболевшим членом семьи

Если листок нетрудоспособности выдан по уходу за заболевшим членом семьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размерах, указанных в п. п. 3 — 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ:

— при амбулаторном лечении ребенка — за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа, а за последующие дни — в размере 50% среднего заработка;

— при стационарном лечении ребенка — в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа;

— при осуществлении ухода за больным членом семьи (кроме детей в возрасте до 15 лет) при его амбулаторном лечении — в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа.

При этом читателям журнала следует учитывать, что продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за заболевшим членом семьи ограничена определенным количеством календарных дней разово (по одному случаю) и (или) в целом за соответствующий календарный год (п. 5 ст. 6 Закона N 255-ФЗ).

В случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком. И только в случае, если заболевание особо оговорено в специальном перечне, продолжительность выплаты пособия в целом за год может быть продлена до 90 календарных дней.

Если возраст ребенка от 7 до 15 лет, пособие по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за ним выплачивается до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения (совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении). В целом за календарный год пособие может быть выплачено не более чем за 45 календарных дней по всем случаям ухода за этим ребенком.

Пример. В период с 18 июня по 2 июля 2007 г. сотрудница организации находилась 15 календарных дней на «больничном» в связи с уходом за заболевшим ребенком в возрасте 8 лет.

До этого в 2007 г. этой же сотруднице выдавались в связи с необходимостью ухода за тем же ребенком листки нетрудоспособности продолжительностью 35 календарных дней (в январе — 10 календарных дней, в марте — 15 календарных дней, в мае — 10 календарных дней).

В июле 2007 г. пособие работнику может быть назначено не более чем за 10 календарных дней (45 дн. — 35 дн.).

Если уход осуществляется за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет, пособие выплачивается за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ним в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.

Вышерассмотренные ограничения по продолжительности выплаты пособия не распространяются на случаи ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, а также при болезни, связанной с поствакцинальным осложнением. В данных случаях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период лечения без применения каких-либо ограничений.

Листок временной нетрудоспособности может быть выдан также в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи в возрасте свыше 15 лет при его амбулаторном лечении. При этом пособие может выплачиваться не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за данным членом семьи.

Необходимо учитывать, что предусмотренные законодательством ограничения по продолжительности выплаты пособия в целом за календарный год касаются всех членов семьи, осуществляющих уход.

Пример. С 10 по 24 сентября 2007 г. сотруднице организации выдан листок нетрудоспособности в связи с уходом за заболевшим ребенком в возрасте 5 лет.

До этого в течение 2007 г. выдавались больничные листы по уходу за данным ребенком матери — продолжительностью всего 45 календарных дней и отцу — продолжительностью 10 календарных дней.

Так как до сентября 2007 г. уже были выданы больничные листы по уходу за данным ребенком общей продолжительностью 55 календарных дней, то пособие в период с 10 по 24 сентября 2007 г. может быть выдано не более чем за 5 календарных дней (60 дн. — 55 дн.).

4. Продолжительность выплаты пособия по временной

нетрудоспособности в иных случаях

Как уже рассматривалось выше, продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи ограничена в ряде случаев максимальной величиной календарных дней в целом за соответствующий год.

Но это еще не все ограничения. С 1 января 2007 г. продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности ограничена в следующих случаях:

— при долечивании в санаторно-курортном учреждении непосредственно после стационарного лечения — за период пребывания в санаторно-курортном учреждении, но не более чем за 24 календарных дня;

— при признании работника инвалидом с установлением ограничения способности к трудовой деятельности — не более 4 месяцев подряд или 5 месяцев в общей сложности в соответствующем календарном году (при заболевании туберкулезом — вплоть до дня восстановления трудоспособности или до дня увеличения степени ограничения способности к трудовой деятельности вследствие заболевания туберкулезом);

— при заключении срочного трудового договора (срочного служебного контракта) на срок до 6 месяцев — не более чем за 75 календарных дней по данному договору (при заболевании туберкулезом — до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности);

— при наступлении заболевания (травмы) в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования — не более чем за 75 календарных дней по этому договору и не ранее дня, с которого работник должен был приступить к работе (при заболевании туберкулезом — до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности).

При наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы во всех остальных случаях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности.

За весь период пособие выплачивается также в следующих случаях (п. п. 6 и 7 ст. 6 Закона N 255-ФЗ):

— при карантине лица, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, — пособие выплачивается за все время его отстранения от работы в связи с карантином (включая выплату пособия одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи в связи с необходимостью ухода за ребенком в возрасте до 7 лет, посещающему дошкольное образовательное учреждение, или по уходу за другими членами семьи, признанными в установленном порядке недееспособными);

— при протезировании по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении — пособие выплачивается за весь период освобождения от работы, включая время проезда к месту протезирования и обратно.

5. Случаи, когда пособие по временной нетрудоспособности

не может быть назначено или размер пособия

подлежит снижению

В ст. 9 Закона N 255-ФЗ оговорены периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не может быть назначено (выплачено). К ним, в частности, относятся:

— период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (при этом за период заболевания или травмы работника в период ежегодного оплачиваемого отпуска пособие выплачивается, а сам отпуск подлежит продлению на количество календарных дней болезни);

— период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;

— период заключения под стражу или административного ареста;

— период проведения судебно-медицинской экспертизы.

Основаниями для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности являются обстоятельства, приведенные в п. 2 ст. 9 Закона N 255-ФЗ.

Подлежащая выплате сумма пособия должна быть снижена в следующих случаях, оговоренных в п. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ:

— нарушение работником без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

— неявка работника без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

— заболевание или травма работника наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

Размер пособия в данных случаях снижается до МРОТ (1100 руб. из расчета за полный календарный месяц). При этом в первых двух из названных случаев снижение размера пособия осуществляется со дня, когда было допущено нарушение, а в последнем случае — за весь период нетрудоспособности.

6. Иные изменения, касающиеся случаев и продолжительности

выплаты пособия по временной нетрудоспособности

С 2007 г. право на получение пособия по временной нетрудоспособности (впрочем, как и пособий по беременности и родам) имеют также штатные совместители (включая внешних).

За период простоя это пособие выплачивается в том же размере, в котором за работником за это время сохраняется заработная плата (п. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ). Однако сумма пособия не может превышать величины пособия, исчисленной по общеустановленным правилам.

Пример. Согласно представленному листку нетрудоспособности в период с 1 по 14 февраля 2007 г. работник болел.

При этом с 29 января 2007 г. организация простаивала, а работникам начислялись выплаты в размере не менее 2/3 средней заработной платы.

Сумма исчисленного за период с 1 по 14 февраля 2007 г. пособия составила 6533 руб., а 2/3 средней заработной платы работника за тот же период — 7245 руб.

Пособие должно быть начислено в размере 6533 руб.

Если заболевание или травма гражданина наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору (служебному контракту) и на новое место он не трудоустроился, данное лицо имеет право на получение пособия по прежнему месту работы. Однако пособие в таких случаях выплачивается в размере 60% среднего заработка работника.

7. Размеры выплачиваемого пособия по беременности и родам

Согласно ранее применявшимся правилам пособие по беременности и родам выплачивалось во всех случаях в размере 100% среднего заработка работника вне зависимости от непрерывного трудового стажа.

В Законе N 255-ФЗ из данного правила сделано одно исключение, зафиксированное в п. 3 ст. 11: если страховой стаж сотрудницы составляет менее 6 месяцев, пособие выплачивается в сумме, не превышающей МРОТ (в соответствующих районах и местностях — с учетом размера районного коэффициента).

Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам не изменена: 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его (их) усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

Читателям журнала необходимо учитывать, что, если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за другим ребенком до достижения им возраста полутора лет, она имеет право выбора получаемого пособия: пособия по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком. Объясняется данная норма тем, что выплачиваемое по новым правилам с 1 января 2007 г. пособие по уходу за ребенком в отдельных случаях может превышать пособие по беременности и родам.

8. Ограничения размеров выплачиваемых пособий

Положениями Закона N 255-ФЗ сохранена норма об ограничении выплачиваемой суммы пособия по временной нетрудоспособности (пособия по беременности и родам) максимальной величиной, определяемой из расчета выплат за полный календарный месяц.

Если в 2006 г. величина максимально разрешенного к выплате пособия составляла 15 000 руб., то в 2007 г. она равна 16 125 руб. Об этом говорится в ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

В соответствующих районах и местностях величина максимально разрешенного к выплате пособия по временной нетрудоспособности (пособия по беременности и родам) определяется с увеличением на размер районного коэффициента.

Работодатели вправе самостоятельно выплачивать пособия сверх установленных ограничений, но с погашением соответствующих разниц за счет собственных средств. Как правило, в случае доплаты пособия до размера среднего заработка такие расходы принимаются в целях налогообложения прибыли.

Как отмечалось ранее, с 2007 г. пособие выплачивается также штатным совместителям. В отношении данной категории работников ограничение в 16 125 руб. применяется по каждому месту работы.

В строго оговоренных случаях сумма выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности (пособия по беременности и родам) не может превышать МРОТ. Данные случаи рассмотрены выше, и к ним отнесены выплата пособия работнику со страховым стажем менее 6 календарных месяцев, а также случаи снижения размера пособия в связи с допущенными нарушениями режима или в связи с получением заболевания (травмы) в результате опьянения.

9. Источники оплаты расходов на выплату пособий

Так же как и в 2006 г., пособие вследствие заболевания или травмы самого работника за первые два календарных дня выплачивается из средств работодателя, а за все остальные дни — из средств социального страхования. При этом пособие в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в полной сумме выплачивается из начисленных к уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пособие по беременности и родам, а также пособие по временной нетрудоспособности, причиной которой стали иные обстоятельства, не связанные с заболеванием или травмой работника (в том числе в связи с уходом за больным членом семьи, при карантине, при протезировании и т.д.), выплачиваются полностью из начисленных к уплате сумм единого социального налога в его части, уплачиваемой в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

Пособие в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения выплачивается с 1 января 2007 г. в том же порядке, как и вследствие заболевания (травмы), то есть за первые два дня — за счет средств организации, за последующие — из средств ФСС РФ.

В вышеуказанных случаях работодатели производят расходы на выплату пособия за первые два календарных дня из следующих источников:

— в бюджетных учреждениях — из средств бюджетного финансирования, выделенных на цели оплаты труда сотрудников;

— в иных организациях — с отнесением расходов в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль или за счет целевых средств на содержание организации.

В особом порядке определяются источники финансирования расходов на выплату пособий в организациях, применяющих специальные налоговые режимы, согласно Федеральному закону «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

10. Порядок назначения и выплаты пособий

Пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам назначается на основании представленного работником оформленного в установленном порядке листка нетрудоспособности. При этом пособие должно быть назначено в течение 10 календарных дней со дня представления больничного листа.

За назначением пособия работник должен обратиться не позднее 6 календарных месяцев со дня окончания периода временной нетрудоспособности или установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности, окончания периода освобождения от работы в случае ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания. За назначением пособия по беременности и родам работник должен обратиться не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

По истечении вышеуказанного шестимесячного срока пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам работодателем назначены быть не могут. Для восстановления пропущенного срока и получения пособия работник должен обратиться в территориальный орган ФСС РФ.

Выплата назначенных пособий должна осуществляться в ближайший после назначения день, установленный для расчетов с работниками по заработной плате за вторую половину месяца (п. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).

За получением назначенного пособия работник вправе обратиться в течение трех лет, а в случае неполучения пособия по вине работодателя — в течение любого периода без ограничения.

Излишне начисленные и выплаченные работнику суммы пособий могут быть взысканы с него согласно письменному распоряжению работодателя только в случае допущенной счетной ошибки и (или) выявленной недобросовестности получателя; в таких случаях удержания допускаются в пределах до 20% начисленных в дальнейшем сумм пособия и (или) заработной платы.

В случае смерти работника начисленные в его пользу суммы пособия выплачиваются проживавшим с ним членам его семьи и (или) нетрудоспособным иждивенцам (независимо от того, проживали они совместно с умершим или нет).

11. Порядок исчисления пособий

С 1 января 2007 г. пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам подлежат назначению и выплате за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период (заболевания, травмы, отпуска по беременности и родам и др.), включая нерабочие праздничные дни.

Согласно ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия исчисляются исходя из среднего заработка работника, определяемого за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам). При этом учитываются выплаты, на которые согласно гл. 24 НК РФ начисляется единый социальный налог в части, уплачиваемой в ФСС РФ.

Для исчисления суммы пособия необходимо:

— определить средний дневной заработок работника путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата;

— исчислить величину дневного пособия путем умножения исчисленного среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия (в процентном выражении к среднему заработку);

— определить сумму пособия по временной нетрудоспособности (пособия по беременности и родам) путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, и (или) отпуска по беременности и родам.

Исчисленную по вышеуказанным правилам сумму пособия необходимо сравнить с максимально разрешенной к выплате суммой.

Пример. Работник организации болел в период с 12 по 21 февраля 2007 г. Диагноз — общее заболевание. Страховой стаж работника на 12 февраля 2007 г. — 4 года 5 месяцев 23 дня.

В расчетном периоде в 12 календарных месяцев, предшествующих февралю 2007 г., работнику за фактически отработанное время была начислена заработная плата в размере 142 000 руб. На фактически отработанное в расчетном периоде время приходится 286 календарных дней.

Сумма пособия по временной нетрудоспособности составила 2979 руб., определена по результатам следующих расчетов:

— среднедневной заработок работника — 496 руб. 50 коп. (142 000 руб. : 286 календарных дней);

— дневное пособие — 297 руб. 90 коп. (496 руб. 50 коп. x 60%);

— сумма пособия — 2979 руб. (297 руб. 90 коп. x 10 календарных дней, приходящихся на время болезни с 12 по 21 февраля);

— максимально разрешенная к выплате сумма пособия — 5758 руб. 90 коп. (16 125 руб. : 28 календарных дней февраля x 10 календарных дней, приходящихся на время болезни с 12 по 21 февраля);

— причитающаяся к выплате сумма пособия — 2979 руб. 90 коп.

Назначенная сумма пособия выплачивается за счет следующих источников:

— из средств организации — 595 руб. 80 коп. (297 руб. 90 коп. x 2 календарных дня);

— из средств социального страхования — 2383 руб. 20 коп. (297 руб. 90 коп. x 8 календарных дней).

В скором времени следует ожидать принятия Правительством РФ документа, определяющего особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам.

Н.П.Савельев

Подписано в печать

«Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. n 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (постатейный) (Белянинова Ю.В.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСОБИЯМИ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ,
ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ
СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплен предмет регулирования настоящего Закона.
Ранее пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчислялись и выплачивались в соответствии с:
— Федеральным законом от 22.12.2005 N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году»;
— Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию»;
— Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6.
После вступления в силу комментируемого Закона указанные законодательные акты и нормативные документы не применяются.
Ранее действовавший порядок начисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности складывался и действовал в условиях социалистической системы. Основной его целью являлось установление стабильности социалистического хозяйства, закрепление работников в одном трудовом коллективе на длительный период времени, стимулирование у работников стремления к сохранению непрерывного трудового стажа, укрепление трудовой дисциплины. Указанные цели полностью отвечали выполнению поставленных государством перед предприятиями и организациями задач. Однако с изменением экономической системы государства установленные правила начисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам перестали отвечать требованиям современности и явились серьезным препятствием к реализации конституционно закрепленного права граждан на свободу труда, свободного распоряжения своими способностями к труду и выбора рода деятельности и профессии.
В условиях необходимости законодательного реформирования вопросов назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 02.03.2006 N 16-О, вынесенном по жалобе гражданина Корнилова В.П., постановил признать утратившими силу положения законодательных и нормативных актов, устанавливающих зависимость права на получение пособий по временной нетрудоспособности и его размера от непрерывного трудового стажа.
Конституционный Суд РФ счел недопустимым зависимость страхового обеспечения работника от длительности его непрерывного трудового стажа и указал, что страховые выплаты призваны возместить гражданину утраченный во время нетрудоспособности заработок, независимо от продолжительности трудового стажа, и снижение их размера является несвойственной им функцией.
Таким образом, с 1 января 2007 года были признаны утратившими силу как противоречащие Конституции РФ п. 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года N 252, п. п. 25 — 27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 и п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6.
Вместе с тем в Определении Конституционного Суда РФ было указано, что федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.
В ходе реализации выполнения данного решения Конституционного Суда РФ был принят комментируемый Федеральный закон.
Вместе с тем имеются законодательные акты, регламентирующие выплаты социальных пособий, принятые ранее комментируемого Закона и действующие в настоящее время в части, ему не противоречащей. К ним относятся:
— Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым регламентируются случаи и размеры выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием;
— Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»;
— Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Следует отметить, что поскольку комментируемый Закон вступил в силу 1 января 2007 года, то установленные им правила исчисления пособий распространяются на случаи временной нетрудоспособности, оплаты отпусков по беременности и родам, имеющих место после 1 января 2007 года. Если же временная нетрудоспособность либо отпуск по беременности и родам наступили до 1 января 2007 года, то исчисление размера пособий производится по нормам данного Закона за календарные дни, приходящиеся на период после 1 января 2007 года, кроме случаев, когда по ранее действовавшему законодательству положенное работнику пособие не должно было быть начислено в большем размере.
2. Частью 2 настоящей статьи установлено, что положения комментируемого Закона не распространяются на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
Однако в случаях обеспечения граждан пособиями по временной нетрудоспособности, связанных с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, применяются некоторые положения комментируемого Закона, а именно: ст. 12 (регламентирующая сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), ст. ст. 13 и 14 (в соответствии с которыми определен порядок назначения и исчисления указанных пособий); ст. 15 (определяющая сроки выплаты соответствующих пособий).
Данные нормы применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Как мы видим из текста Закона, социальное страхование от несчастных случаев на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пособия по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, — один из видов пособий по нетрудоспособности, однако между данными видами пособий имеются существенные различия.
Для лучшего понимания социального страхования в общем смысле необходимо разъяснить некоторые понятия Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В соответствии со ст. 20 указанного Закона средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей; взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.
В соответствии со ст. 9 данного законодательного акта, устанавливающей размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, указанное пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного лица до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая по месту его работы.
Необходимо отметить, что для получения указанного пособия необходимо наличие четырех оснований.
Во-первых, пособие может быть назначено и выплачено только лицу, застрахованному в системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подлежащему данному виду страхования. Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определяет категории лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это:
— физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
— физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
— физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам о выполнении работ и оказании услуг, предусматривающим уплату работодателем взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ (далее ФСС РФ).
Что касается других категорий работников, то они не подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в случае наступления нетрудоспособности имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности на основании комментируемого Закона.
Во-вторых, для приобретения права на указанное пособие полученное застрахованным лицом в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания трудовое увечье должно являться страховым случаем, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Необходимо отметить, что понятия страхового случая, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания даны в ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В-третьих, для получения застрахованным лицом пособия по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем факт временной утраты трудоспособности должен быть подтвержден документально.
В-четвертых, должны быть соблюдены сроки обращения за пособием по временной нетрудоспособности.
Поскольку в правоотношениях, касающихся обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является приоритетным, то, как мы уже говорили ранее, положения ст. ст. 12 — 15 комментируемого Закона, то есть нормы, регламентирующие назначение, исчисление и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам могут применяться в части, не противоречащей нормам Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Статья 2. Лица, имеющие право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
Комментарий к статье 2
1. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», пособие по временной нетрудоспособности, как и пособие по беременности и родам, является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Обеспечением по обязательному социальному страхованию является исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основные принципы обязательного социального страхования установлены ст. 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
В соответствии с комментируемым Законом право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют застрахованные лица, то есть граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом и иными федеральными законами. Представляется, что в настоящее время под иными федеральными законами в данном случае понимаются Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
2. В ранее действовавшем законодательстве по вопросам социального страхования был несколько иной подход к обязательности социального страхования, чем в настоящее время, то есть все работающие лица без исключения подлежали обязательному социальному страхованию. Не имело значения ни место работы, ни форма собственности предприятия. Все граждане, трудящиеся на государственных, общественных, кооперативных предприятиях, а также в личном потребительском хозяйстве и в колхозах, являлись субъектами обязательного социального

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *