Закон о лизинге 2018

определяющих цели и задачи государственного регулирования в данной области.

Подводя итоги анализу зарубежного опыта применения электронного правосудия, можно заключить, что опыт США в области построения электронного правосудия является прогрессивным и в целом достойным подражания. Анализ ресурсов электронного правосудия в Германии позволяет сделать вывод, что его главным достижением является электронное управление документами. Отличительной чертой Германского опыта является то, что эта страна очень аккуратно относится к процессу информатизации судопроизводства. Также Германия особое внимание уделяет вопросу обеспечения безопасного и конфиденциального документооборота. Построение современного электронного правосудия в Республике Беларусь находится на переходном этапе. Несомненно, потенциал для создания качественного электронного правосудия у этой страны существует. В целом, в плане уровня развития, а также общей концепции построения электронного правосудия Республика Беларусь и Российская Федерация весьма схожи. В связи с этим обстоятельством и с учетом особо дружественных отношений между странами можно рассчитывать и на теснейшее партнерство в области развития института электронного правосудия. Список использованной литературы:

3. Драгилев Е.В. Драгилева Л.Л. Актуальные вопросы развития электронного правосудия в Республике Беларусь // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017.

4. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 24.12.2010 №9 «Об итогах работы хозяйственных судов РБ в 2010 г. и задачах на 2011 г.» // Информационный портал Республики Беларусь. URL: http://belarus.news-city.info/docs/2010by/crfxfhm-tcgkfhyj 11343.htm.

6. Закон РБ от 01.07.2014 № 174-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РБ по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела» // Национальный реестр правовых актов РБ. 2014.

© Муромская Ю.В., 2019

УДК 347.4

И.В. Ясина

Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Российский государственный университет правосудия

Крымский филиал г. Симферополь, Российская Федерация Е-mail: yasina_ira@ mail.ru

К ВОПРОСУ О ЗАМЕНЕ СТОРОН В ДОГОВОРЕ ЛИЗИНГА

Аннотация

В настоящее время вопросы реформирования лизингового законодательства являются актуальными как в теории, так и на практике. Урегулирование проблемных сделок в лизинговых правоотношениях на практике осуществляется путем замены лизингодателя или лизингополучателя в договоре. Необходим

единый подход и законодательное закрепление решения вопроса о правовом механизме осуществления замены сторон, в частности, кредитора.

Ключевые слова:

финансовый лизинг, замена сторон в договоре лизинга, уступка прав, перевод долга, передача договора, перенаем по договору лизинга.

Продолжающаяся реформа в сфере гражданского законодательства затрагивает многие сферы и области гражданских правоотношений. Не стало исключением реформирование отношений, возникающих из договора лизинга. Предложенная Министерством финансов новая концепция предусматривает то, что договор лизинга больше не будет являться видом договора аренды. В соответствии с Проектом ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)» в ГК РФ предлагается ввести новую главу «Финансовый лизинг». Параграф о финансовой аренде (лизинге) утратит силу. Обсуждение изменения правового регулирования договорных отношений осуществляется по различным направлениям. Несмотря на то, что в действующем законодательстве предусмотрены нормы, регулирующие эти вопросы: ГК РФ и Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» на практике существует множество проблем, с которыми сталкиваются стороны лизинговых правоотношений. Наиболее приоритетные направления изменений определены с учетом мнения лизинговых компаний и проблемных вопросов, возникающих на практике. В частности, возникают вопросы при смене любой из сторон лизинговых правоотношений. Например, нужно ли согласие лизингополучателя на замену лизингодателя? Лизинговые компании полагают, что если лизингодатель предоставил финансирование, и у него нет иных обязательств перед лизингополучателем, кроме передачи права собственности на предмет лизинга после уплаты всех платежей, то лизингодателя можно заменить без согласия лизингополучателя: либо если договор нарушен, либо вообще во всех случаях. При смене лизингополучателя риски возникают, если эта смена оспорена. Например, к моменту оспаривания лизингодатель уже получил деньги от нового лизингополучателя. Должен ли он возвращать платежи новой стороне договора? При оспаривании такой замены новый лизингополучатель должен вернуть прежнему предмет лизинга и вправе требовать возврата платежей у него, а не у лизингодателя, следует из результатов опроса.

В договоре лизинга допускается замена сторон. Согласно п.1. ст. 18 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» «лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга». Таким образом, лизингодатель вправе произвести полную уступку своих прав и обязанностей третьему лицу, передать по сделке право собственности на сданное в лизинг имущество, уступить задолженность по договору лизинга, право на взыскание убытков, не выбывая из договора.

Уступкой права требования является соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другого субъекта, к которому переходят все права прежнего кредитора. При этом для уступки права требования кредитор должен обладать этим требованием, а уступаемое право требования должно быть действительным, то есть возникшим из действительного и существующего обязательства. П. 1. Ст. 382 ГК РФ, право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (ст. 384 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.

Норма закона не содержит ответа на вопрос о том, нужно ли при уступке прав лизингодателем получать согласие лизингополучателя. Но это не исключает обязанности о предупреждении лизингополучателя обо всех правах третьих лиц на предмет лизинга. Невыполнение этого требования может повлечь расторжение договора по п.2 ст. 450 ГК РФ. При смене лизингодателя в соответствии с правилами уступки права требования не требуется письменное согласие лизингополучателя. Но для лизинговых

отношений применение этой нормы может привести к разногласиям сторон, поэтому все же следует сторонам оформить, применив положения ст. 391 ГК РФ.

Замена лизингодателя, в соответствии с Проектом ФЗ, осуществляется путем отчуждения предмета лизинга, находящегося у лизингополучателя и влечет переход к новому собственнику прав и обязанностей лизингодателя по договору финансового лизинга. Согласие лизингополучателя при этом не требуется, «если договор финансового лизинга не предусматривает обязательства лизингодателя, связанные с условиями пользования лизингополучателем предметом лизинга (в том числе ремонт, страхование)». К цессионарию применяются правила о замене лизингодателя в случае уступки требований о выплате лизинговых платежей в полном объеме. Следует помнить, что уступка прав по договору лизинга возможна как на стороне лизингодателей, так и на стороне лизингополучателей.

В случае замены в договоре лизингополучателя оптимальным решением является перенаем. Лизингополучатель с согласия лизингодателя может передать свои договорные права и обязанности новому лизингополучателю (п. 2 ст. 615, ст. 625 ГК РФ). При этом перенаем оформляется по правилам о переводе договора, т.к. имеет все признаки, свойственные передаче договора. (ст. 392.3 ГК РФ, п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»). Но, следует помнить, что лизингополучатель, должен соблюдать правила об уступке требования и переводе долга. Так как уступка права (требования) по обязательству, в котором каждая из сторон — и кредитор, и должник, не может привести к переводу соответствующих обязанностей цедента как стороны договора на цессионария. Для перевода таких обязанностей нужно совершить сделку по переводу долга.

Таким образом, на практике часто возникают ситуации, требующие в силу определенных обстоятельств, замены первоначальной стороны в договоре лизинга. При этом отсутствует единый подход к решению вопроса о правовом механизме осуществления замены кредитора, которая, по общему правилу замена стороны договора должна осуществляться с согласия контрагента. Реформирование лизингового законодательства предусматривает, что при выполнении лизингодателем в полном объеме своей обязанности по финансированию отчуждение допускается без согласия лизингополучателя, если договор финансового лизинга не предусматривает обязательств лизингодателя, связанных с условиями пользования лизингополучателем предметом лизинга (ремонт, страхование и прочее). Замена же лизингополучателя является альтернативой замене лизингодателя для урегулирования проблемных сделок. Возможно, реформа, целью которой является формирование прозрачной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, а также снижение избыточных рисков для сторон финансового лизинга, поможет найти решение накопившихся после последнего по времени существенного пересмотра лизингового законодательства в 2002 году проблем правового регулирования финансового лизинга. Список использованной литературы:

4. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 21.12.2013 N 367-ФЗ (последняя редакция) // «Российская газета», N 291, 25.12.2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Проект ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)» режим доступа: https://regulatюn.gov.ru/projects#npa=83902

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» //»Российская газета», N 297, 29.12.2017.

7. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.03.2019 №№ Ф10-357/2019, А83-14961/2017 режим доступа:

9. Обзор: «Реформа лизинга: другой подход к договору и новые возможности» (КонсультантПлюс, 2018) режим доступа:

11. Реформа лизинга: самые важные изменения в регулировании договорных отношений // Мнения участников отрасли режим доступа:

12. Семенихин В.В. Смена лизингодателей для лизингодателей. режим доступа: https://econ.wikireading.ru/13761

13. Н. Теплов. Будущее лизинга. Есть ли свет в конце тоннеля?

г.Бишкек, Дом Правительства от 23 июля 2002 года № 121 ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О финансовой аренде (лизинге) В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95 Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 13 июня 2002 года Одобрен Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 3 июля 2002 года Целями настоящего Закона являются развитие форм инвестиций на основе финансовой аренды — лизинга (далее — лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. В настоящем Законе определены правовые и организационно — экономические особенности лизинга. РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера применения настоящего Закона 1. Сферой применения настоящего Закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам, включая земельные участки (кроме других природных объектов), передаваемого во временное владение и пользование физическим и юридическим лицам. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) 2. Правоотношения по лизингу регулируются Гражданским кодексом Кыргызской Республики, настоящим Законом, а также другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ними. 3. Если международным договором Кыргызской Республики, ратифицированным в установленном законом порядке, определены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе использованы следующие основные понятия: лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучателем) имущество у определенного им (лизингополучателем) продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. При этом договор лизинга должен содержать одно или более из следую- щих признаков: — по окончании срока договора лизинга предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя; — договором лизинга предусмотрено право выкупа лизингополучателем предмета лизинга по окончании срока договора лизинга по цене, которая указана в договоре лизинга; — срок договора лизинга составляет более трех четвертей срока эко- номической службы предмета лизинга (в данном случае право собственности лизингополучателю может не передаваться); — сумма лизинговых платежей, рассчитанная по рыночной ставке, должна быть не менее 90 процентов стоимости предмета лизинга; — предмет лизинга является основным средством и носит специальный характер, так что только лизингополучатель может пользоваться им без существенных модификаций. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности, направленный на инвестирование собственных и/или заемных средств лизингодателя по договору лизинга. Статья 3. Предмет лизинга 1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе: предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, используемое для предпринимательской деятельности. 2. Предметом лизинга не могут выступать природные объекты, кроме земельных участков, а также имущество, запрещенное законодательством Кыргызской Республики для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) Статья 4. Субъекты лизинга Субъектами лизинга являются: — лизингодатель — юридическое или физическон лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью в установленном зако- нодательством порядке, которое за счет собственных и/или заемных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собст- венность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с перехо- дом или без перехода к лизингополучателю права собственности на пред- мет лизинга; — лизингополучатель — юридическое или физическон лицо, занимающе- еся индивидуальной предпринимательской деятельностью в установленном законодательством порядке, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга; — продавец — физическое или юридическое лицо, которое продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. В отношении предмета лизинга не допускается совмещение обязательств лизингодателя и лизингополучателя. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) Статья 5. Лизинговые компании 1. Лизинговая компания — коммерческая организация (резидент и нерезидент Кыргызской Республики), выполняющая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и со своими учредительными документами функции лизингодателя. 2. Учредителями лизинговых компаний могут быть юридические, физические лица (резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики). 3. Лизинговая компания — нерезидент Кыргызской Республики — иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Кыргызской Республики. 4. Лизинговая компания вправе привлекать средства юридических и/или физических лиц (резидентов и нерезидентов Кыргызской Республики) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. Статья 6. Утратила силу в соответствии с Законом КР от 4 июля 2005 года № 95) Статья 7. Формы и виды лизинга Внутренний лизинг — форма лизинга, при которой лизингодатель и ли- зингополучатель являются резидентами Кыргызской Республики. Международный лизинг — форма лизинга, при которой лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Кыргызской Республики. Возвратный лизинг — вид лизинга, при котором продавец может однов- ременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизин- гового правоотношения. Сублизинг — вид лизинга, при котором лизингополучатель (сублизин- годатель), в соответствии с настоящим Законом и договором лизинга, пе- редает третьему лицу (сублизингополучателю) во временное владение и пользование для предпринимательских целей за плату и на срок в соот- ветствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При этом сублизингодатель и сублизингополучатель выступают в качестве ли- зингодателя и лизингополучателя, имеют права и несут обязанности, опре- деляемые настоящим Законом для данных участников лизинговой сделки. Срок договора сублизинга не должен превышать срока действия договора лизинга. Вторичный лизинг — вид лизинга, при котором предмет лизинга, ос- тавшийся в собственности лизингодателя, в случае прекращения или рас- торжения договора лизинга передается в лизинг другому лизингополучателю в соответствии с настоящим Законом. При последующей передаче в лизинг такого предмета лизинга считается, что выбор продавца и предмета лизин- га осуществлен лизингодателем. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 8. Содержание договора лизинга 1. Договор лизинга заключается в письменной форме. Договор лизинга подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 2. Существенными условиями договора лизинга являются: — наименование, а также достаточное для идентификации описание предмета лизинга; — права и обязанности сторон, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга; — порядок, условия и сроки внесения лизинговых платежей; -указание стороны, которая осуществляет выбор предмета лизинга и продавца. Стороны могут предусмотреть в договоре лизинга и иные условия, соответствующие законодательству Кыргызской Республики. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) Статья 9. Изменение и расторжение договора лизинга Изменение и расторжение договора лизинга осуществляется в порядке и случаях, определенных договором лизинга или законодательством Кыр- гызской Республики. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) Статья 10. Права и обязанности лизингодателя 1. Лизингодатель вправе: а) требовать причитающиеся ему просроченные лизинговые платежи, а также возмещения убытков; б) осуществлять контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга; в) требовать в случае нарушения лизингополучателем обязательств по возврату предмета лизинга внесения платежей за время просрочки и возмещения убытков; г) истребовать у лизингополучателя в письменной форме информацию, необходимую для осуществления контроля за финансовым состоянием лизингополучателя; д) ставить маркировку на предмет лизинга, свидетельствующую о том, что данный предмет является собственностью лизингодателя и находится во владении и пользовании лизингополучателя согласно договору лизинга; е) истребовать предмет лизинга у лизингополучателя в случаях, предусмотренных настоящим Законом. 2. Лизингодатель обязан: а) приобрести в собственность у продавца согласованный с лизингополучателем предмет лизинга и передать его лизингополучателю во временное владение и пользование на условиях, оговоренных договором лизинга; б) приобретая предмет лизинга, письменно уведомить продавца о том, что он предназначен для передачи в лизинг определенному лицу (лизингополучателю). в) при вторичном лизинге уведомить продавца об изменении лизинго- получателя в течение 30 дней с момента подписания соответствующего до- говора лизинга. 3. Лизингодатель может иметь иные права и обязанности, установленные законодательством Кыргызской Республики и договором лизинга. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) Статья 11. Права и обязанности лизингополучателя 1. Лизингополучатель вправе: а) владеть и пользоваться предметом лизинга на условиях договора лизинга; б) предъявлять непосредственно продавцу (поставщику) предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам поставок и другие требования, установленные договором купли-продажи между продавцом (поставщиком) и лизингодателем; в) отказаться от предмета лизинга либо потребовать замены предмета лизинга, либо расторгнуть договор лизинга в случаях, когда предмет лизинга не поставлен, поставлен с существенной просрочкой или постав- лен с неустранимыми недостатками, препятствующими использованию пред- мета лизинга по назначению, на условиях, предусмотренных договором лизинга, за исключением случаев, когда выбор поставщика был осуществлен лизингополучателем, если иное не предусмотрено договором лизинга; г) после прекращения договора лизинга требовать возмещения стоимости улучшений предмета лизинга, не отделимых без вреда для объекта лизинга, произведенных лизингополучателем за счет собственных средств, с согласия лизингодателя, если иное не предусмотрено договором лизинга; д) требовать соответствующего уменьшения суммы лизинговых платежей, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором лизинга, существенно ухудшились, если иное не предусмотрено договором лизинга; е) сдать предмет лизинга, полученный по договору лизинга, в сублизинг третьему лицу с письменного согласия лизингодателя, оставаясь ответственным перед ним по договору лизинга; при этом срок сдачи предмета лизинга в сублизинг не должен превышать срока действия договора лизинга. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) 2. Лизингополучатель обязан: а) принять предмет лизинга, если он отвечает условиям договора о лизинге, и пользоваться предметом лизинга в соответствии с его назначением согласно договору о лизинге; б) за свой счет осуществлять техническое обслуживание предмета лизинга, его капитальный и текущий ремонт (в том числе оплату необходимых коммунальных платежей, связанных с предметом лизинга), если иное не предусмотрено договором о лизинге; в) предоставить лизингодателю информацию, необходимую для осуществления контроля за его финансовым состоянием; г) обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к предмету лизинга, а также предоставить информацию о техническом состоянии предмета лизинга по письменному запросу лизингодателя на дату запроса, если иное не предусмотрено договором и законодательством Кыргызской Республики; д) при прекращении договора лизинга вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором лизинга. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) 3. Лизингополучатель может иметь иные права и обязанности, установленные законодательством Кыргызской Республики и договором лизинга. Статья 12. Права и обязанности продавца 1. Продавец имеет права и несет обязанности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и договором купли — продажи или поставки. 2. Лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора лизинга, требования, вытекающие из договора купли — продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем, в частности, в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом лизингополучатель имеет права и несет обязанности, предусмотренные для покупателя, кроме обязанностей оплатить приобретенное имущество и расторгнуть договор купли — продажи с продавцом без согласия лизингодателя. Продавец не должен нести ответственность одновременно перед лизингодателем и лизингополучателем в отношении одного и того же ущерба. 3. В случае если договор лизинга заключен с участием лизингодателя, лизингополучателя и продавца, то права и обязанности продавца устанавливаются в соответствии с договором лизинга. Статья 13. Ответственность субъектов лизинга 1. Ответственность лизингодателя, лизингополучателя и продавца устанавливается договором лизинга, договором купли — продажи и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 2. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга. 3. Риск невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств продавцом несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга. 4. Ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные им предметом лизинга или в связи с ним, не может быть возложена на лизингодателя. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) 5. В отношениях с продавцом лизингополучатель и лизингодатель выступают как солидарные кредиторы. 6. В случае если за несвоевременный возврат лизингополучателем предмета лизинга лизингодателю предусмотрена выплата неустойки лизингополучателем, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга. Статья 14. Передача предмета лизинга Лизингодатель предоставляет лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества, вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга. Статья 15. Отношения собственности при лизинге 1. В договоре лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения при условии внесения лизингополучателем всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе предмета лизинга не предусмотрено в договоре, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые вправе при этом договориться о зачете ранее выплаченной платы за пользованием предметом лизинга в выкупную цену. Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа предмета лизинга. 2. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное. 3. При банкротстве лизингополучателя, а также аресте, конфискации или обращении взыскания на его имущество предмет лизинга отделяется от имущества лизингополучателя и подлежит возврату лизингодателю, который может распоряжаться им по своему усмотрению. 4. В случае если лизингополучатель без письменного согласия лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, не отделимые без вреда для предмета лизинга, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором лизинга. 5. Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором лизинга. Статья 16. Уступка лизингодателем и лизингополучателем своих прав третьим лицам 1. Лизингодатель может уступить третьим лицам полностью или частично свои права и обязанности по договору лизинга с письменным уведомлением об этом лизингополучателя. 2. Лизингополучатель может уступить третьим лицам полностью или частично свои права и обязанности по договору лизинга с письменного разрешения лизингодателя. 3. При переходе права собственности на предмет лизинга от лизингодателя к третьему лицу договор лизинга остается в силе для нового собственника. Статья 17. Обслуживание предмета лизинга Гарантийное и постгарантийное обслуживание предмета лизинга может осуществляться продавцом, если это предусмотрено договором купли — продажи между лизингодателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Статья 18. Государственная регистрация прав на предмет договора лизинга 1. Права на предмет договора лизинга, подлежащие государственной регистрации, регистрируются на имя лизингодателя, а лизингополучатель может быть зарегистрирован как пользователь предмета договора. Порядок и условия по осуществлению регистрации прав на предмет договора лизинга оговариваются сторонами в договоре лизинга. 2. По соглашению сторон регистрация прав на предмет договора лизинга на имя лизингодателя может быть возложена лизингодателем на лизингополучателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. 3. В случае расторжения договора лизинга и изъятия лизингодателем предмета лизинга государственный орган, осуществивший регистрацию прав на предмет договора лизинга на лизингополучателя, по заявлению лизингодателя вносит соответствующее изменение в запись о владельце (пользователе). Статья 19. Страхование предмета лизинга Стороны вправе осуществить любые виды страхования предмета лизин- га, а также любых иных рисков, связанных с договором лизинга, в поряд- ке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) Статья 20. Распоряжение предметом лизинга 1. Лизингодатель вправе по своему усмотрению распоряжаться предме- том лизинга с письменным уведомлением лизингополучателя, если иное не предусмотрено договором лизинга. 2. Лизингополучатель вправе, с согласия лизингодателя, сдавать предмет лизинга в сублизинг, передавать свои права и обязанности по до- говору лизинга другому лицу, а также передавать свои права лизингополу- чателя в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хо- зяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено договором лизинга. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) Статья 21. Лизинговые платежи 1. Плата за пользование предметом лизинга, предоставленным по до- говору лизинга, осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Лизинговые платежи представляют собой возмещение лизингополучате- лем лизингодателю всех или большей части затрат на приобретение предме- та лизинга, а также других затрат, связанных с поставкой предмета ли- зинга и приведением его в состояние, пригодное для использования по назначению, и процентный доход лизингодателя. Размеры, способ, форма и периодичность лизинговых платежей уста- навливаются договором лизинга. Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга. (В редакции Закона КР от 4 июля 2005 года № 95) 2. Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Статья 22. Учет предмета лизинга Учет предмета лизинга и начисление амортизации осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. Статья 23. Переоценка предмета лизинга Переоценка предмета лизинга и начисленного на него износа осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Статья 24. Порядок разрешения споров Споры между субъектами договора лизинга решаются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. РАЗДЕЛ 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 25. О введении в действие настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования. 2. Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок: — представить в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом; — привести свои решения в соответствие с настоящим Законом. Президент Кыргызской Республики А. АКАЕВ

По мнению многих правоведов, договор лизинга как таковой появился в США в середине XIX века, а в странах Запада и Японии нашел широкое распространение в середине ХХ века как юридический институт, призванный регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанный с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их последним в аренду. К этому же периоду относится появление первых специализированных лизинговых компаний. В лизинговых операциях стали принимать непосредственное участие коммерческие банки.

Во многих странах, относящихся к континентальному праву, в целях регулирования лизинговых операций были приняты отдельные законодательные акты, посвященные финансовой аренде (лизингу). В указанных законодательных актах разных стран имеются различия, например в терминологии для обозначения договоров, регулирующих лизинговые отношения, но несмотря на имеющиеся различия в терминологии и элементах, составляющих содержание договоров, регулирующих лизинговые отношения, по существу речь идет об одном и том же договоре.

В юридической литературе при анализе зарубежного законодательства о договоре лизинга обычно выделяют следующие его характерные особенности:

  • во-первых, в отличие от обычного договора аренды в пользование лизингополучателя передается технический объект, специально приобретенный лизинговой фирмой по его просьбе;
  • во-вторых, срок лизинга приближается к расчетному сроку полной амортизации лизингового имущества;
  • в-третьих, объем лизинговых платежей должен превышать покупную цену имущества, а разница составляет прибыль лизингодателя;
  • в-четвертых, по истечении срока договора лизинга лизингополучателю предоставляется право приобрести объект лизинга в собственность по его остаточной стоимости, при этом не исключается и возможность возобновления договора лизинга, либо возврат имущества лизингодателю;
  • в-пятых, для лизинга характерно освобождение лизингодателя от большинства обязанностей арендодателя;
  • в-шестых, лизингополучатель наделяется определенными правами и обязанностями в отношении продавца.

Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира породило идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привело к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) «Конвенции о международном финансовом лизинге», подписанной в Оттаве 28 мая. (Оттавская конвенция). Российская федерация присоединилась к указанной Конвенции в феврале. (Федеральный закон от 08 февраля. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге»). Необходимо отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры с участием РФ, к каковым относится Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ от 17.11.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», несмотря на то что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) разрабатывалась с участием представителей СССР. И хотя данный Указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА.

Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июля. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное им «Временное положение о лизинге».

Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 октября. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Так, п. 1 положения понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлеченных для этих целей денежных средств; во-вторых, с юридической точки зрения под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга).

В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны:

  • в качестве лизингодателя — юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • в качестве лизингополучателя- юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане — индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга;
  • в качестве продавца лизингового имущества — юридические лица — изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество, являющееся объектом лизинга (п. 3).

Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.

Основные признаки договора лизинга были определены Временным положением сформулировав четкие требования, предъявляемые к любому договору лизинга:

  • во-первых, право выбора объекта лизинга и продавца принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
  • во-вторых, предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
  • в-третьих, лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;
  • в-четвертых, сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость имущества в ценах на момент заключения сделки (п. 6).
  • В договоре лизинга могло предусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока лизинга. По соглашению сторон в договоре могла предусматриваться также ускоренная амортизация лизингового имущества.

О понимании существа лизинга и о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенции свидетельствует также то, что Временное положение не распространило свое действие на иные договорные отношения, при которых имущество передается арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества (обычная аренда, прокат).

Лизингодатель был вправе, если иное не указано в договоре лизинга, использовать предмет лизинга в качестве залога (п. 11).

С момента поставки лизингового имущества лизингополучатель наделялся правом предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки и других случаев ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключенному между продавцом и лизингодателем. Лизингодатель нес ответственность перед лизингополучателем лишь в случае, если выбор имущества осуществлялся им по поручению лизингополучателя (п. 16).

Основные обязанности лизингополучателя заключались в обеспечении сохранности лизингового имущества, а также своевременной уплате лизинговых платежей. На него же возлагались все расходы возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием, по ремонту и страхованию лизингового имущества. Иное распределение расходов сторон могло быть установлено договором лизинга (п. 17–18).

Размеры, способ, форма и периодичность лизинговых платежей определялись в договоре лизинга по соглашению сторон. Общая сумма лизинговых платежей должна была включать:

  • сумму, возмещающую полную стоимость лизингового имущества;
  • сумму, компенсирующую расходы лизингодателя, связанные с получением и использованием кредитных ресурсов для приобретения имущества;
  • вознаграждение лизингодателя;
  • сумму, выплаченную за страхование имущества в случае страхования его лизингодателем;
  • иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
  • Лизинговые платежи должны были включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой лизингополучателем (п. 19).

Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества возлагался на лизингодателя, однако договором лизинга мог быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества (п. 15).

В качестве последствия нарушения лизингодателем и лизингополучателем условий договора лизинга Временное положение наделяло соответствующего контрагента правом требовать расторжения договора в установленном порядке. Кроме того, сторонам предписывалось в обязательном порядке включать в договор условие о санкциях за неуплату или несвоевременную уплату лизинговых платежей (п. 13–14).

Модель договора лизинга, вытекающая из Временного положения, по своим параметрам в основном совпадает с договором международного финансового лизинга, регулируемого Оттавской конвенцией, между ними все же имелись существенные различия.

Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 февраля. № 167.).

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября. № 158-ФЗ финансовая аренда (лизинг) была отнесена к лицензируемым видам деятельности. Позднее действовало Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 февраля. № 80 «Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации».

В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утвержденном Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и нерезидентов.

Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга.

Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии — не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления ее действия, другие положения.

Все выданные лицензии заносились в реестр лицензий, который вел лицензирующий орган. Информация, содержащаяся в реестре, являлась открытой и предоставлялась юридическим лицам и гражданам в виде выписок на платной основе.

Положение четко регламентировало весь процесс лицензирования лизинговой деятельности и было призвано обеспечить права всех участников лизинговых операций, однако вступивший в силу 10.02.02г. Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит в перечне лицензируемых видов деятельности финансовую аренду (лизинг).

После введения в действие с 01 марта. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили свое действия лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ.

Постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997–2000 годы». Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т. п.

Несколько иной характер носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября. № 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.

Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября. и подписан Президентом РФ 29 октября.

Многие практики и особенно теоретики права сходились во мнении что первоначальная редакция Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при осуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его недостатки.

Что касается международного лизинга, то при этом нельзя забывать, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).

Положительной чертой Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нем норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства. Так, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев, но не превышающий срока договора лизинга. Ввоз на территорию РФ и вывоз с ее территории предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанные с движением капитала. Однако, с точки зрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, налоговое и таможенное законодательство.

Отметим также некоторые положения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношениях между участниками лизингового договора и налоговыми органами:

  • Во-первых, лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимость продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью, т. е. указанные суммы не включаются в налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
  • Во-вторых, стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.
  • В-третьих, доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, а прибылью — разница между доходами лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателю.

Новая редакция Ст. 665 ГК РФ

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Часть третья утратила силу.

Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Федеральным законом от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Комментарий к Ст. 665 ГК РФ

1. Договор лизинга не является многосторонним: стороны в нем только две — арендодатель и арендатор. Правильнее говорить, что договор лизинга входит в группу многосубъектных договоров.

Наука.

Среди наиболее общих закономерных явлений нынешнего времени в области обязательственного права можно обозначить и появление «третьего лица» (притом «третьего лица» в строго материальном смысле!) в субъектном составе обязательственных правоотношений. Причем речь идет не просто о множественности лиц в обязательстве, а о том, что, например, в отношениях по лизингу со своими специфическими правами и обязанностями участвует, наряду с арендодателем и арендатором, еще и продавец. Материально-правовая конструкция «третьего лица» — явление, отражающее усложнение и дифференциацию финансово-хозяйственных отношений, необходимость всестороннего обеспечения и защиты гражданских прав.

С.С.Алексеев

2. Основной смысл конструкции лизинга — наделение непосредственно арендатора правами покупателя по договору купли-продажи (п. 1 ст. 670 ГК РФ). Арендодатель по общему правилу не несет ответственности за исполнение продавцом своих обязанностей. Однако если арендодатель в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи сам выбирает продавца, правоотношение по лизингу еще более осложняется: арендодатель отвечает перед арендатором и за исполнение договора купли-продажи (п. 2 ст. 670 ГК РФ).

3. ГК не предусматривает принятия специального закона о лизинге и вообще установления иным законом особенностей лизинга. Тем не менее, такой закон существует. В действующей редакции он не противоречит ГК, содержит некоторые указания, касающиеся бухгалтерской стороны лизинговых операций.

Специальный закон.

Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Другой комментарий к Ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, договор лизинга является консенсуальным, возмездным и двусторонне обязывающим. Арендатором (лизингополучателем) в этом договоре является специальный субъект — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

2. Помимо норм ГК о договоре финансовой аренды, именуемой также лизингом, указанные отношения регулируются также Федеральным законом о лизинге от 29 октября 1998 г. (далее — Закон), в связи с чем правила обоих указанных нормативных актов должны применяться в совокупности. Само понятие «лизинг» определяется в Законе как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. В ст. 2 введено отсутствовавшее ранее в Законе определение договора лизинга, которое с учетом п. 1 ст. 3 Закона полностью соответствует определению этого договора, сформулированному в ст. 665 ГК.

3. В настоящее время из ст. 2 Закона, как и из большинства других его норм, исключено упоминание о лизинговой сделке как совокупности собственно договора лизинга и заключаемого в соответствии с ним договора купли-продажи предмета лизинга. В упомянутых нормах выражение «лизинговая сделка» заменено выражением «договор лизинга». Терминологически это изменение представляется правильным, поскольку любой договор, включая и договор лизинга, согласно п. 1 ст. 154 ГК является дву- или многосторонней сделкой. Поэтому применение термина «сделка» к обозначению совокупности договоров не вполне соответствовало ГК. В то же время следует обратить внимание, что по небрежности законодателя упоминание о лизинговой сделке не было исключено из названия ст. 37 Закона, которая определяет право на инспекцию по лизинговой сделке. Впрочем, в самом тексте ст. 37 Закона выражение «лизинговая сделка» не употребляется, поэтому отмеченный недостаток не является существенным и подлежит устранению при очередной корректировке Закона.

4. В ст. 7 Закона несколько изменены требования к субъектному составу внутреннего лизинга. Если ранее лизинг считался внутренним в случае, если лизингодатель, лизингополучатель и продавец являлись резидентами РФ, то в действующей редакции Закона статус резидента при внутреннем лизинге необходим лишь для лизингодателя и лизингополучателя. Если же один из этих двух участников лизинговых отношений не является резидентом РФ, то такой лизинг признается международным. Международный и внутренний лизинг по-прежнему считаются формами лизинга. Из ст. 7 Закона исключено разделение лизинга на типы (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный) и виды (финансовый, возвратный, оперативный), что приближает содержание Закона к ГК, где о формах, типах и видах лизинга прямо не упоминается, хотя вид договора лизинга, о котором идет речь в ч. 1 ст. 665 ГК, является, в прежней терминологии Закона, финансовым лизингом, а описанный в ч. 2 ст. 665 ГК договор лизинга имеет сходство с использовавшимся ранее в Законе определением оперативного лизинга.

5. Существенным изменением ст. 8 Закона, посвященной договору сублизинга, является исключение из нее п. 3, где был установлен запрет на перевод лизингополучателем своих обязанностей по уплате лизинговых платежей на третье лицо. Здесь же следует заметить, что исключен и п. 2 ст. 18 Закона, где был установлен запрет на уступку лизингополучателем своих прав по договору оперативного лизинга. В п. 1 ст. 8 сформулировано определение сублизинга как вида поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам, то есть лизингополучателям по договору сублизинга, во владение и пользование полученный ранее от лизингодателя предмет лизинга, при этом право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга. С исключением из Закона ст. 9 устранен также существовавший ранее запрет на совмещение обязанностей участниками лизинга. Исключена и ст. 12 Закона, устанавливавшая особые правила бухгалтерского учета предмета лизинга, поэтому со 2 февраля 2002 г. в отношении предмета лизинга подлежат применению общие правила бухгалтерского учета.

6. Значительно изменена редакция ст. 13 Закона, посвященной обеспечению прав лизингодателя и в силу этого имеющей весьма важное значение. Во-первых, из ст. 13 Закона исключены основания для бесспорного изъятия предмета лизинга лизингодателем. Согласно п. 2 этой статьи лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством РФ и договором лизинга. Напомним, что общие правила расторжения договора установлены в ст. 450 — 453 ГК. Исключена и ст. 25 Закона, предусматривавшая возможность установления в договоре лизинга отличного от установленного законом (то есть судебного) порядка изъятия у лизингополучателя предмета лизинга.

Во-вторых, в качестве единственного основания для списания денежных средств со счета лизингополучателя в бесспорном порядке предусмотрено неперечисление лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа. Кроме того, из Закона исключена ст. 14, устанавливавшая особые правила использования предмета лизинга в качестве залога (например, запрет на повторный залог предмета лизинга, приобретенного за счет привлеченных средств), поэтому в отношении залога предмета лизинга теперь в полном объеме подлежат применению правила ГК о залоге.

7. Важное значение имеют изменения ст. 15 Закона, в которой определяется содержание договора лизинга, и исключение ст. 16 Закона, где определялись некоторые обязательные условия и признаки договора лизинга. Пространный перечень существенных условий договора лизинга, содержавшийся ранее в п. 4, 7 ст. 15 и ст. 16 Закона в его прежней редакции, теперь заменен установленным в п. 3 ст. 15 Закона в его новой редакции единственным условием, которое состоит в указании в договоре лизинга данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре условие о предмете лизинга считается не согласованным сторонами, а сам договор не считается заключенным.

8. В новой редакции ст. 17 Закона по-новому определено распределение между сторонами договора лизинга обязанностей по капитальному и текущему ремонту предмета лизинга. В п. 3 ст. 17 Закона теперь установлено общее правило, согласно которому обязанность осуществлять техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивать его сохранность, а также осуществлять капитальный и текущий ремонт предмета лизинга возлагается на лизингополучателя (ранее обязанность осуществления капитального ремонта возлагалась на лизингодателя). Однако это правило является диспозитивным и может быть изменено договором.

9. Принципиальное значение имеет изменение ст. 19 Закона, содержащей правила о переходе права собственности на предмет лизинга. Из п. 1 ст. 19 Закона в его прежней редакции следовало, что по общему правилу при финансовом лизинге после выплаты всех лизинговых платежей право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю. Из новой редакции п. 1 ст. 19 Закона следует, что такой переход права собственности происходит лишь в случае, если это специально предусмотрено договором. В противном случае право собственности остается у лизингодателя. Следует также обратить внимание на то, что, согласно п. 2 ст. 19 Закона, федеральным законом могут быть установлены случаи запрещения перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, поэтому установленное в договоре лизинга условие о переходе права собственности к лизингополучателю вопреки установленному в федеральном законе запрету будет недействительным.

10. Указание о том, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя лишь в случае, если это специально предусмотрено договором лизинга, содержится также в новой редакции п. 1 ст. 28 Закона. В этой норме определен состав лизинговых платежей, под которыми понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в том числе возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, а также возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, и доход лизингодателя. Выкупная цена предмета лизинга включается в общую сумму платежей по договору лизинга лишь в случае, если в нем предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

В п. 2 ст. 28 Закона введено новое диспозитивное правило, согласно которому, если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца. При применении п. 2 ст. 28 Закона следует учитывать положения п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, доведенного Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ до сведения арбитражных судов информационным письмом от 11 января 2002 г. N 66, где отмечается, что фактическое изменение размера арендной платы в результате ее индексации или изменения валютного курса не является изменением в соответствии с п. 3 ст. 614 ГК условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия.

В п. 4 ст. 28 Закона в ее новой редакции уточняется, что лизинговые платежи, которые ранее в целях налогообложения прибыли относились на себестоимость продукции (работ, услуг), теперь в тех же целях относятся в соответствии с налоговым законодательством к расходам, связанным с производством и (или) реализацией указанных благ. Для целей бухгалтерского учета и налогообложения имеет существенное значение новое правило п. 1 ст. 31 Закона, которое ставит решение вопроса о том, на чьем балансе — лизингодателя или лизингополучателя — учитывается предмет лизинга, в зависимость от соглашения по этому поводу сторон договора лизинга. В Законе не решен вопрос о том, на чьем балансе должен отражаться предмет лизинга в случае, если стороны договора лизинга не пришли к соглашению по этому вопросу. Представляется, что в этом случае предмет лизинга должен отражаться на балансе лизингодателя как собственника предмета лизинга.

11. Для целей применения налогового законодательства имеет значение также исключение из Закона п. 3 ст. 31, ст. 32, 33 и ч. 12 ст. 36, где были установлены специальные льготные правила применения метода ускоренной амортизации, а также определения прибыли и дохода лизингодателя. Исключено также правило ч. 5 ст. 36 Закона о выделении предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа на поставку товаров для государственных нужд. Впрочем, это правило, установленное, очевидно, с целью побуждения коммерческих организаций к вступлению в лизинговые отношения, никогда не рассматривалось в качестве императивного и не находило широкого применения в практике.

Следует обратить внимание также на исключение из ст. 38 Закона п. 4, где было установлено императивное правило, предоставлявшее лизингодателю право в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств по лизинговым платежам для выяснения причин таких нарушений и их предотвращения назначать аудиторские проверки финансового состояния лизингополучателя, а также присутствовать без права голоса на общих собраниях учредителей и органов управления. При действующей редакции Закона такое право может возникнуть у лизингодателя лишь в случае, если это специально предусмотрено договором лизинга.

Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Предмет лизинга
Статья 4. Субъекты лизинга
Статья 5. Лизинговые компании (фирмы)
Статья 6. Лизинговая деятельность. (Исключена)
Статья 7. Формы лизинга
Статья 8. Сублизинг
Статья 9. Запреты на совмещение обязательств участниками лизинга. (Исключена)
Статья 9.1. Особенности договора лизинга, заключаемого государственным или муниципальным учреждением
Глава II. Правовые основы лизинговых отношений
Статья 10. Права и обязанности участников договора лизинга
Статья 11. Право собственности на предмет лизинга
Статья 12. Учет предмета лизинга. (Исключена)
Статья 13. Обеспечение прав лизингодателя
Статья 14. Порядок использования предмета лизинга в качестве залога. (Исключена)
Статья 15. Содержание договора лизинга
Статья 16. Обязательные признаки и условия договора лизинга. (Исключена)
Статья 17. Предоставление во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживание и возврат
Статья 18. Уступка прав по договору лизинга третьим лицам и залог предмета лизинга
Статья 19. Переход права собственности на предмет лизинга
Статья 20. Порядок регистрации имущества (предмета договора лизинга) и прав на него
Статья 21. Страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков
Статья 22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга
Статья 23. Обращение взыскания третьих лиц на предмет лизинга
Статья 24. Порядок разрешения споров участников международных лизинговых сделок. (Исключена)
Статья 25. Изъятие предмета лизинга у лизингополучателя. (Исключена)
Статья 26. Обязанности лизингополучателя при утрате предмета лизинга
Глава III. Экономические основы лизинга
Статья 27. Экономическое содержание договора лизинга. (Исключена)
Статья 28. Лизинговые платежи
Статья 29. Лизинговые платежи. (Исключена)
Статья 30. Состав вознаграждения лизингодателя. (Исключена)
Статья 31. Право сторон договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга. (Утратила силу)
Статья 32. Доход и прибыль лизингодателя по договору лизинга. (Исключена)
Статья 33. Переоценка предмета лизинга и обязательств сторон при осуществлении лизинговой сделки. (Исключена)
Статья 34. Особенности международных операций, осуществляемых субъектами лизинга. (Утратила силу)
Статья 35. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. (Утратила силу)
Глава IV. Государственная поддержка лизинговой деятельности
Статья 36. Меры государственной поддержки лизинговой деятельности
Глава V. Право инспектирования и контроля
Статья 37. Право на инспекцию по лизинговой сделке
Статья 38. Право лизингодателя на финансовый контроль
Глава VI. Заключительные положения
Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *