Закон о надомном обучении детей инвалидов

Какие виды обучения возможны для детей с инвалидностью

В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.

Надомное обучение детей с ОВЗ

Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.

Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.

Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно.

Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.

Семейное обучение детей с ОВЗ

Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.

Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.

Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.

<<Форма с консультацией>>

Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»

«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы. Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов. Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем наставничество.

Как проходят занятия

Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.

Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.

Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.

За выполнение заданий ученики получают ХР — «очки опыта», которые превращают обучение в увлекательную игру

В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.

Как поступить в «Фоксфорд» детям с ОВЗ или инвалидностью

«Домашняя школа Фоксфорда» рада помочь в организации учебного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью независимо от выбранной семьёй формы обучения. Для «надомников» наши курсы станут отличным подспорьем, компенсирующим нехватку учебных часов. Приверженцам семейного обучения мы даём прекрасные знания и оказываем консультативную помощь.

Учеником домашней онлайн-школы «Фоксфорда» может стать школьник с 1 по 11 класс, не имеющий ментальных нарушений и прошедший входные тестирования. Тесты обычно проводятся дистанционно перед началом учебного года.

Чтобы лучше понять, как дети с инвалидностью учатся в онлайн-школе «Фоксфорда», почитайте историю хоумскулинга семьи Доманиных. У двенадцатилетней Насти детский церебральный паралич, но её мама Елена отстояла право дочери учиться наравне со всеми.

О том, как присоединиться к «Домашней школе Фоксфорда», вы можете узнать на странице зачисления. Заполните заявку, наш сотрудник свяжется с вами и ответит на вопросы об образовании детей с инвалидностью и ОВЗ.

Какие предметы изучают на семейном образовании

Семейное образование (СО) — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. При такой форме образования ребёнок может не ходить в школу и заниматься дома. Ему нужно только сдавать аттестации. Какие же предметы изучают на домашнем обучении?

Одно из преимуществ семейного образования — возможность изучать те предметы, которые нравятся. Например, если ребёнок интересуется астрономией или мечтает выучить японский язык. Семейное обучение позволяет также углублённо изучать предметы, необходимые для поступления в вуз.

При выборе дисциплин для семейного обучения важно не забывать, что хоумскулер обязан освоить программу своего класса согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и потом доказать это учителям на аттестации. Даже начинающему писателю придётся выучить физику и химию хотя бы на базовом уровне. Зато на семейном обучении он сможет больше внимания уделить литературе и русскому языку.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» расписание составлено с учётом образовательных стандартов и интересов учеников. В первой половине дня уроки по базовым предметам (математика, русский язык, литература и другие), а во второй — углублённые и олимпиадные курсы в рамках индивидуального маршрута учащегося.

Какая бывает аттестация на домашнем обучении

Текущая аттестация учеников на семейном обучении:

  • представляет собой оценки, которые ученик получает в процессе обучения;
  • складывается из самостоятельных и домашних работ, устных ответов;
  • обычно не влияет на промежуточную аттестацию;
  • не требуется от ученика на СО.

Промежуточная аттестация хоумскулеров:

  • сдаётся учеником по всем предметам за четверть, полугодие и учебный год в целом;
  • форма проведения: устная, письменная (тест, контрольная, реферат) или комбинированная;
  • сроки сдачи устанавливаются школой, принимающей аттестацию.

Государственная итоговая аттестация:

  • в 9 классе проводится в форме ОГЭ (основного государственного экзамена);
  • в 11 классе — в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена);
  • сдаётся всеми учениками в одно и то же время, строго регламентирована;
  • допуск к экзамену осуществляется, только если есть оценки за промежуточную аттестацию.

<<Блок перелинковки>>

Источник: freepik.com / @Pressfoto

Какие предметы нужно сдавать при семейном обучении

На промежуточной аттестации

Хоумскулер должен сдать все предметы, которые есть в учебном плане школы. Для каждого класса это свой перечень. При составлении учебного плана школа ориентируется на ФГОС.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Есть ФГОС для начального (1–4 классы), основного (5–9 классы) и среднего (10–11 классы) общего образования. В каждом прописан список обязательных предметов.

Вот примерный перечень для 5–9 классов:

  • филология (русский язык, литература, иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (алгебра, геометрия, информатика);
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (ИЗО, музыка);
  • технология;
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

На итоговой аттестации

В 9 классе на ОГЭ нужно сдать два обязательных предмета (русский язык, математика) и два на выбор.

В 11 классе на ЕГЭ достаточно сдать русский язык и математику, но ученик может дополнительно выбрать дисциплины, которые нужны ему для поступления в высшее учебное заведение.

Выводы

На домашнем обучении возможно обучение по отдельным предметам, но нельзя забывать про базовые предметы. Перечень предметов на домашнем образовании, обязательных для освоения, прописан в учебном плане школы, который составляется по ФГОС. Хоумскулер должен сдавать промежуточную аттестацию по всем предметам своего класса, а также вместе с другими учениками сдать итоговую аттестацию в 9 классе в форме ОГЭ. Также он может сдать ЕГЭ в 11 классе по выбранным предметам, которые он изучал на семейном обучении.

ФЗ № 11 «О внесении изменений в Закон «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

Статью 15 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.»

  • ФЗ № 11_О внесении изменениий в закон_Об образовании_ в части ДО_.pdf (200 КБ)

Уважаемые коллеги!

В целях разъяснения по п.11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи представляем рекомендации о порядке проведения обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (п.11 ч.1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Порядок такого обучения законом или подзаконными актами, разъяснениями или письма Министерства образования и науки Российской Федерации не установлен. В связи с этим возникает множество вопросов о том, каким образом должно быть организовано такое обучение, какими документами должно быть подтверждено обучение педагогических работников и за счёт каких средств такое обучение финансируется.

В настоящее время, пока порядок обучения не утвержден, работодатель может действовать по аналогии с положениями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок обучения).

Данный Порядок устанавливает обязательства работодателя по обучению работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

В соответствии Порядком обучения руководители и специалисты организаций проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в рамках специального обучения по охране труда 1 раз в три года (пункт 2.3.1 Порядка), работники рабочих профессий – 1 раз в год (пункт 2.2.4 Порядка).

Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приёма на работу.

В настоящее время форма документа, подтверждающего прохождение обучения по первой помощи, не установлена. В связи с этим до утверждения единообразной формы документа, подтверждающего прохождение обучения по первой помощи, формальное подтверждение прохождения обучения правилам оказания первой помощи возможно только в случае, если изучение первой помощи является составной частью образовательного процесса, по завершении которого выдаётся документ государственного или установленного образца.

Письмо Министерства труда Российской Федерации от 09.12.2015 № 15-2/ООГ-6230 разъясняет, что порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяются работодателем. Департамент условий и охраны труда Министерства труда Российской Федерации рекомендует проводить обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» разъясняет, что обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией. Поскольку квалификационные требования к должностям педагогических работников в связи с введением в Закон указанной нормы не изменяются, то проходить такое обучение в рамках повышения квалификации не обязательно, хотя в дальнейшем такое требования может появиться.

Тем не менее, работодатель по своему желанию вправе проводить обучение по охране труда по дополнительным профессиональным программам в организациях, имеющих лицензию на реализацию данных программ. В этом случае, лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Таким образом, можно заключить, что:

1. По общему правилу обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не является реализацией дополнительных профессиональных программ.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не нуждается в документальном подтверждении. Тем не менее, по решению образовательной организации педагогическим работникам могут быть выданы документы, подтверждающие прохождение обучения. Документами об образовании в смысле ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такие документы не являются.

3. Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи осуществляется за счёт средств образовательных организаций.

Рекомендации

о порядке проведения обучения педагогических работников

навыкам оказания первой помощи

По закону работодатель обязан обучать работников оказанию первой помощи (ст. 212 ТК РФ), а работник обязан проходить обучение безопасным методам, приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве (ст.214 ТК РФ). Но порядок обучения не урегулирован ни одним документом.

Как организовать процесс

Кого обучать оказанию первой помощи

Учиться оказывать первую помощь должны все работники организации, в том числе ее руководитель (п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Где проводить обучение

Работодатель сам определяет порядок и форму обучения оказанию первой помощи. Можно отправлять всех работников на обучение в специализированный учебный центр или заняться обучением внутри организации.

Если работодатель решил обучать работников внутри организации, возможно придётся приглашать сторонних специалистов, либо работодатель направляет для обучения в специализированную организацию, имеющую соответствующую лицензию (аккредитацию), специалиста, уполномоченного работодателем на оказание первой помощи пострадавшим на производстве в своей организации.

Этот же специалист проводит и обучение работников оказанию первой помощи. При этом порядок и сроки проведения обучения работников оказанию первой помощи работодатель должен определять самостоятельно с учётом специфики трудовой деятельности работников. Минтруд России в письме от 26.08.2015 № 15-2/ООГ-4636 разъясняет, что обучать работников рабочих профессий должен человек со специальной подготовкой. В соответствии с ч.4 ст.31 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Для обучения первой помощи в учреждении работодателю потребуется:

1. Разработать программу обучения первой помощи, которую можно назвать «Обучение оказанию первой помощи».

Важно: Программа должна четко соответствовать требованиям ст. 212 ТК РФ и учитывать требования приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

Обучение приёмам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по учебным программам, разработанным и утвержденным организатором обучения (приложение Б, программа Б.3 ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).

2. Разработать инструкцию по оказанию первой помощи и утвердить руководителем организации.

Составить такую инструкцию поможет перечень мероприятий по оказанию первой помощи, установленных прил.2 к приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 №477н, учебное пособие «Алгоритмы первой помощи», учебник «Первая помощь», рекомендованных письмом Минздравсоцразвития России от 29.02.2012 №14-8/10/2-1759, Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве ОАО РАО «ЕЭС России». Можно также воспользоваться Атласом добровольного спасателя. МЧС России рекомендует его для массового обучения населения, личного состава спасательных служб, персонала опасных видов производства и транспорта навыкам оказания первой медицинской помощи на месте происшествия.

3. Создать комиссию по обучению по охране труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

4. Определить порядок и сроки проведения обучения работников оказанию первой помощи с учетом специфики трудовой деятельности работников.

5. Для неформального подхода к обучению потребуются видеофильмы, учебные материалы и учебники, манекен (робот-тренажер), отвечающий требованиям технических условий, одобренных МЧС, и имеющий заводскую инструкцию по эксплуатации.

Для отработки практических навыков оказания первой помощи работникам нужны: носилки (мягкие, жесткие); шейный корсет; жгуты кровоостанавливающие (несколько видов для сравнения действий при наложении); защитная маска с обратным клапаном для искусственной вентиляции легких; гипотермические пакеты; складные шины.

6. Проверить укомплектованность аптечек для изучения содержимого и отработки действий по его применению.

Важно: Содержимое аптечки должно соответствовать приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *