Закон о свободе передвижения граждан

Законодательством Российской Федерации предусмотрено осуществление деятельности по фиксации и обобщению сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания по месту жительства, сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах Российской Федерации.

Указанная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9.

В соответствии со статьей 3 Закона № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При этом, под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства, под местом пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Согласно абзацу 1 статьи 5 Закона № 5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Также, согласно абзацу 1 статьи 6 Закона № 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Законом № 5242-1 и Правилами, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

Нарушение требований Закона № 5242-1 влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 10 Закона № 5242-1).

Так, статьями 19.15.1 и 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации и за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. При этом, привлечению к административной ответственности подлежат не только граждане, своевременно не обратившиеся в целях регистрации, но также и наниматели, собственники жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, освобождаются от административной ответственности за указанные административные правонарушения, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации, а также если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При наличии указанных обстоятельств также освобождаются от административной ответственности наниматели и собственники жилых помещений.

Также, статьей 322.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, которая наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Не менее значимым является осуществление обязанностей, связанных с фиксацией перемещения иностранных граждан на территории Российской Федерации. Так, в соответствии с требованиями статьи 20, 22 Федерального закона № 109-ФЗ принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания. При этом, в случае, если временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; в учреждении, исполняющем административное наказание уведомление должно быть направлено в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.

Принимающей стороной, согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ, является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае осуществления иностранным гражданином трудовой или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности и фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Ииностранный гражданин может сам уведомить о своем пребывании при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином, а также при наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания.

Также, частью 3 статьи 23 Федерального закона № 109-ФЗ предусмотрена обязанность по уведомлению об убытии иностранного гражданина из места пребывания, которая осуществляется администрацией гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина.

Регистрация по месту жительства осуществляется постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином, обладающим правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

За неисполнение указанных требований, В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 109-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, в силу части 2 указанной статьи иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с Федеральным законом № 109-ФЗ возложена на соответствующего иностранного гражданина.

Так, согласно части 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ предусмотрено, что представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Статьей 322.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Статьей 322.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, которая наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статьей 322.3 УК РФ предусмотрено, что фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Последняя редакция Статьи 27 Конституции РФ гласит:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Комментарий к Ст. 27 КРФ

1. Настоящая статья полностью соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это в полной мере касается как свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства внутри страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.

Закрепление указанных прав в конституционной норме имеет большое значение само по себе, но оно усиливается тем обстоятельством, что со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан, например право собственности и наследования, право на жилище, труд, свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.

Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения, получение и реализацию других прав и свобод, упомянутых в комментируемой статье, были связаны прежде всего с паспортной системой и пропиской.

Принятие комментируемой нормы предопределило необходимость существенного обновления законодательства, отмены многих нормативных актов, которыми с начала 30-х годов ХХ в. закреплялся разрешительный режим выбора места жительства и пребывания в форме прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью, вплоть до уголовной, за их несоблюдение. При этом многие нормативные акты, в особенности ведомственные, не публиковались для всеобщего сведения, и население о них не знало. Даже основной документ, регламентировавший вопросы прописки, — Положение о паспортной системе в СССР было утверждено не законом, а Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.

Ограничения в свободе передвижения, которые теперь могут быть исключением из общего правила, в течение многих десятилетий были обычным явлением. Без паспорта и прописки гражданин не мог решить ни один жизненный вопрос: устроиться на работу, заключить какие-то сделки, получить высшее образование, пользоваться медицинской помощью и т.д.

Нормы о прописке создавали благоприятные условия различным должностным лицам для злоупотреблений, и многие из них этим пользовались. Институт прописки позволял властям следить за населением, его перемещениями и деятельностью, поскольку сложно было изменить место жительства даже внутри страны, не говоря уже о выезде из нее, поездке в другую страну. Еще хуже обстояло дело в сельской местности, где не было паспортизации и крестьяне (а после проведения коллективизации колхозники) и другие жители сел и деревень не могли вырваться в город, выбрать там себе место жительства.

Прописка для всего населения являлась тяжким бременем, постоянно создавала трудности материального и морального характера, не давала возможности достойно жить и свободно развиваться, используя свой интеллектуальный потенциал. Можно без преувеличения сказать, что институт прописки создавал трудности для нормального существования человека и делал его зависимым от различных властных структур, чиновников. Поэтому отмена прописки и введение вместо нее регистрации означали не просто замену разрешительной, а во многом и запретительной системы регистрационной, не просто совершенствование законодательства, а коренное, без преувеличения можно сказать, социально-революционное преобразование.

В Российской Федерации право на свободу передвижения впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991 г.

Дважды попытку покончить с пропиской предпринимал Комитет конституционного надзора СССР. В Заключении Комитета от 11 октября 1991 г. N 26 указывалось на неконституционный характер нормативных актов о прописке и на их несоответствие международно-правовым актам. Однако законодательными и другими органами РФ Заключения Комитета не были приняты во внимание, и акты о прописке продолжали применяться, оставаясь формально действующими.

Положение стало несколько меняться к лучшему после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации и включения в 1992 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. ст. 42 о праве каждого на свободу передвижения. Появилась конституционная база для принятия федерального законодательства. 25 июня 1993 г. был принят Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В Законе наряду с общими положениями раскрыты понятия места пребывания и места жительства, цели введения регистрационного учета, основные правила регистрации и снятия с учета, указаны допустимые, причем исчерпывающие ограничения на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Провозглашенное конституционной нормой и конкретизированное названным Законом право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства означает, что каждый может в любое время и без чьего-либо разрешения перемещаться по стране, селиться в городе или сельской местности. Что же касается законного нахождения на территории России как условия свободы передвижения, то оно соответствует требованию статьи 15 Конституции Российской Федерации о соблюдении всеми законов, а также упомянутым актам международного права.

В отношении лиц, не являющихся гражданами РФ и законно находящихся на ее территории, Закон устанавливает, что они имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории РФ в соответствии с Конституцией, законами и международными договорами РФ.

Примером, когда упомянутые права не могут быть предоставлены, является нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пересечения Государственной границы РФ, если за это правонарушение в соответствии со ст. 18.1 КоАП наложено взыскание в виде административного штрафа с выдворением виновного за пределы Российской Федерации.

В Законе от 25 июня 1993 г. наряду с общими положениями раскрыты понятия места пребывания и жительства, цели введения регистрационного учета, основные правила регистрации и снятия с учета, указаны основания для введения ограничений на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства и т.п. Этот Закон ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Закон направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и устанавливает свободный уведомительный режим, требующий лишь регистрационного учета граждан России.

Под местом пребывания Закон понимает гостиницы, санатории, больницы, другие подобные учреждения, а также жилые помещения, не являющиеся местом жительства гражданина, где он проживает временно, например дача, садовый домик.

Под местом жительства Закон понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, общежитие, иные жилые помещения, в которых гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством России.

Целью регистрационного учета в Законе определено обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (СЗ РФ. 1995. N 30. ст. 2939) утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать названные правила. Контроль за соблюдением Правил должностными лицами и гражданами возлагается на органы внутренних дел.

Вместе с тем в Законе закреплено правило, по которому регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами РФ, конституциями и законами республик, например основанием для ограничения права на трудоустройство.

Введенная система регистрации существенно отличается от системы прописки, но и она оказалась не во всем соответствующей Конституции. Об этом свидетельствует рассмотренное 2 февраля 1998 г. Конституционным Судом по запросу губернатора Нижегородской области дело о проверке конституционности п. 10, 12, 21 упомянутых Правил. В запросе указано, что содержащееся в п. 10 Правил ограничение срока регистрации по месту пребывания шестью месяцами и возможность его продления органом регистрационного учета лишь в исключительных случаях, а также возможность отказа гражданину в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, предусмотренные в п. 12 и 21 Правил, по существу, придают регистрации разрешительный характер, т.е. сохраняют институт прописки. Конституционный Суд согласился с доводами заявителя.

В Постановлении по этому делу, в частности, указывается, что перечень оснований для ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства является исчерпывающим и не может расширяться в подзаконных актах и актах Правительства РФ. Закон не предоставляет Правительству право устанавливать обязанность органов регистрационного учета проверять законность выданного ордера или другого документа, представленного в качестве основания для регистрации.

Важную роль в постепенном устранении из нашей жизни архаического института прописки и в реализации международных и конституционных норм о свободе передвижения и связанных с ними норм о других правах и свободах граждан сыграли и другие постановления Конституционного Суда. Этими постановлениями признаны не соответствующими Конституции многие законодательные нормы, ограничивающие право на свободу передвижения и связанные с ними нормы, касающиеся других прав и свобод.

В Постановлении от 25 апреля 1995 г. N 3-П по делу о проверке конституционности ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РФ Конституционный Суд записал: «Из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимается в правоприменительной практике исключительно в смысле соблюдения положений о прописке, что () имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой».

Конституционный Суд постановил признать «положение об установленном порядке», содержащееся в ст. 54 ЖК, как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки не соответствующим по содержанию, в частности, ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 40.

Другое дело, рассмотренное Конституционным Судом, было связано не «с вселением в установленном порядке», а, напротив, с выбытием лица из места проживания в связи с его осуждением. В соответствии со ст. 60 ЖК РФ жилое помещение сохраняется за временно отсутствующим нанимателем или членами его семьи в течение 6 месяцев. По истечении этого времени они могут быть признаны в судебном порядке утратившими право пользования этим помещением.

Конституционной Суд в Постановлении от 23 июня 1995 г. N 8-П признал, что в п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК, по существу, установлено правило, в соответствии с которым признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением обуславливается не столько его отсутствием более 6 месяцев, сколько приведением в исполнение приговора суда. Конституционный Суд признал, что это противоречит ст. 2, 55, 40 и ч. 1 ст. 27 Конституции. Применительно к анализируемой статье в Постановлении Суда сказано, что положения оспариваемой нормы противоречат провозглашенному этой статьей праву гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, не ограниченному какими-либо сроками. В Постановлении также отмечается дискриминационный характер оспариваемой нормы, так как ею вводится не предусмотренное уголовным законодательством дополнительное наказание в виде лишения жилплощади.

Признав оспариваемую норму неконституционной, Суд решил, что временное отсутствие лица, в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием для лишения права пользования жилым помещением.

Постановление Конституционного Суда сыграло весьма положительную роль в возвращении к нормальной жизни многих десятков, если не сотен тысяч осужденных. Это утверждение может быть признано особенно убедительным, если учесть, что лишение свободы обычно применяется на срок более 6 месяцев и для вышедшего на свободу лишиться жилья означает беспросветную жизнь и шанс вновь сесть на скамью подсудимых.

Особый интерес с точки зрения состояния законодательства субъектов Федерации по вопросам прописки и регистрации граждан представляет Постановление Конституционного Суда от 4 апреля 1996 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы. В указанном Постановлении Суд указал, что реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией без каких-либо условий фискального характера.

Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, людей. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены в международно-правовых актах, есть они и в национальном законодательстве России.

Законом исчерпывающе определены основания для ограничения граждан России в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение.

Правило о защите прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства предусматривает, что решения и действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, общественных объединений, государственных служащих, ущемляющие указанное право граждан, могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд. Подробно порядок обжалования регламентирован в ГПК РФ и Законе РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в ред. от 14 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970).

Документами, удостоверяющими личность гражданина и необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются: паспорт, свидетельство о рождении для лиц, не достигших 16-летнего возраста; заграничный паспорт для граждан, постоянно проживающих за границей, которые временно находятся на территории России, удостоверение личности для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, представив им необходимые документы. Регистрация граждан по месту пребывания производится без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

2. Положением ч. 2 комментируемой статьи о праве каждого свободно выезжать за пределы России и о праве гражданина беспрепятственно возвращаться в свою страну конкретизированы в ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», с изм. и доп., внесенными ФЗ от 24 июня 1999 г. (СЗ РФ. 1996. N 34. ст. 4029; СЗ РФ. 1999. N 26. ст. 3175).

Выезд из страны и въезд в страну российские граждане осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории России.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию предъявлять документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением России за пределами ее территории, если иное не предусмотрено международным договором России.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым российские граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в нее, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В названном Законе определяется порядок оформления и выдачи документов для выезда ее граждан. Паспорт оформляется в срок не более 1 месяца со дня подачи заявления и выдается сроком на 5 лет. При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих выезда из России, срок оформления паспорта не должен превышать 3 рабочих дней со дня подачи заявления.

В соответствии со ст. 15 Закона право российского гражданина на выезд из России может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или с совершенно секретными сведениями;

2) в соответствии с российским законодательством призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы.

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из России, предусмотренных в ст. 15 Закона, орган внутренних дел выдает российскому гражданину уведомление, в котором указываются: основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

Законом (ст. 35) установлено, что должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из России и (или) въезд в Россию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нарушение права граждан на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в страну может быть в соответствии со статьей 46 Конституции и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» обжаловано в суд (см. комм. к ст. 46).

Некоторые положения, касающиеся свободы выезда из Российской Федерации, были оспорены в Конституционный Суд и признаны им неконституционными. В их числе Постановление Конституционного Суда от 15 января 1998 г. N 2-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1, 3 ст. 8 ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова.

Гражданин Российской Федерации А.Я. Аванов, имеющий постоянную прописку по месту жительства в Тбилиси (Республика Грузия), но фактически в течение многих лет проживающий в Москве, в 1996 г. обращался в Управление виз и регистраций Главного управления внутренних дел г. Москвы с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано за неимением жилого помещения, наличие которого позволяло бы ему получить в Москве регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

По тем же основаниям Тверской межмуниципальный народный суд Центрального округа г. Москвы отказал в удовлетворении жалобы А.Я. Аванова, сославшись, в частности, на ст. 8 названного ФЗ. При этом суд указал, что А.Я. Аванов в соответствии с данной нормой вправе обращаться за выдачей заграничного паспорта лишь в уполномоченные органы — по месту жительства за пределами Российской Федерации, т.е. в Республике Грузии.

В Постановлении по данному делу отмечается, что существующий порядок выдачи паспорта ограничивает конституционное право свободно выезжать за пределы Российской Федерации для лиц, не находящихся по тем или иным причинам по месту своего жительства, подтвержденному регистрацией. «Практически невозможным, — указывается в Постановлении, — оказывается получение заграничного паспорта в России для граждан, постоянно проживающих за ее пределами, для вынужденных переселенцев, а также для всех граждан Российской Федерации, не имеющих жилого помещения в статусе места жительства или места пребывания, которое может быть подтверждено регистрацией, либо вообще не обладающих жилым помещением.

Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы Российской Федерации и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны, таким образом, зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения».

Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции (ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 2 ст. 27) положения ч. 1 ст. 8 указанного ФЗ в части, по существу препятствующей выдаче гражданину России заграничного паспорта в ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также положение ч. 3 той же статьи в части, по существу препятствующей выдаче российскому гражданину, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в Российской Федерации. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. редакция ч. 1 и 3 ст. 8 названного Закона изменена.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Создание общества с ограниченной ответственностьюИсследовав и оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь пунктом 3 статьи 51, статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», установив, что указанный в заявлении адрес является адресом массовой регистрации, включенным в ИР «Ограничение», по данному адресу находятся 7 юридических лиц, в отношении 4 юридических лиц имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой «отсутствие адресата по указанному адресу», «истек срок хранения», ни одна из зарегистрированных организаций деятельность по данному адресу не осуществляет, связь в двухстороннем порядке с организациями, зарегистрированными по данному адресу, осуществить невозможно, в связи с чем имеются признаки «фиктивной» регистрации юридического лица, факт недостоверности сведений о месте нахождения ООО «Мастер» документально подтвержден, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что вышеперечисленные факты свидетельствуют о намерении юридического лица осуществить «мнимую» регистрацию организации по адресу: 400078, г. Волгоград, пр. Ленина, 102г, офис 49, представленное в регистрирующий орган заявление содержит недостоверные сведения об адресе юридического лица.

Отчетный доклад

председателя Совета судей Российской Федерации по итогам 2019 года

«О совершенствовании судебной системы на современном этапе»

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Уважаемые члены Совета судей Российской Федерации!

Уважаемые гости!

Советом судей Российской Федерации в 2019 году была продолжена работа по выполнению поручений IX Всероссийского съезда судей и содействию реализации судебной реформы, инициированной Верховным Судом Российской Федерации.

В целях совершенствования судебной деятельности и правового статуса судей Советом судей Российской Федерации подготовлены проекты федеральных законов.

Разработан и направлен в Верховный Суд Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан». Этот законопроект предусматривает порядок расчета выслуги лет для судей, которые до 18 марта 2014 года проживали на территории Республики Крым и города Севастополя.

Совет судей уделяет особое внимание укреплению социальных гарантий судейской независимости. Подготовлен и направлен в Верховный Суд проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей», который предусматривает нормативы расходов на медицинское и санаторно-курортное лечение судей, включая судей, пребывающих в почетной отставке.

Советом судей разработан проект законодательных изменений в части правового статуса администраторов судов. Реализация этой инициативы позволит оптимизировать работу судебного аппарата и освободить председателей судов от несвойственных им полномочий.

Разработан и направлен в Верховный Суд Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 8, 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», предусматривающий пропорциональное представительство судейского сообщества в Совете судей Российской Федерации.

Разработаны изменения федерального законодательства в части совершенствования процедуры прекращения отставки судьи, а также досрочного прекращения полномочий председателей судов и их заместителей.

Законопроект предусматривает возможность обжалования решений о прекращении отставки судьи и о прекращении полномочий председателя суда либо его заместителя в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации. Это позволит обеспечить единство правового статуса судей.

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в части установления срока прекращения отставки судьи.

Подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в соответствии с которым предлагается предусмотреть порядок замещения отсутствующих мировых судей по аналогии с судебным районом, в котором создана одна должность мирового судьи. Законопроект позволит обеспечить непрерывную работу судебных участков и беспрепятственный доступ граждан и организаций к правосудию.

Во исполнение поручения IX Всероссийского съезда судей Советом судей Российской Федерации совместно с Судебным департаментом проведена работа по актуализации проекта федерального закона об исчислении ежемесячного пожизненного содержания судей, ушедших в отставку до принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Советом судей Российской Федерации будет продолжена работа по мониторингу проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы и Совета Федерации.

В целях реализации укрепления гарантий доступности и открытости правосудия, обеспечения безопасности судебной деятельности Советом судей совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде разработаны Типовые правила пребывания посетителей в судах.

Этот документ позволит создать общий для всех судов регламент пребывания граждан в здании судов, обеспечить унификацию и прозрачность соответствующих правил. При этом Совет судей руководствуется подходом, в соответствии с которым добросовестные участники судебных споров должны быть защищены от действий нарушителей, дезорганизующих судебный процесс и намеренно препятствующих осуществлению правосудия.

Уважаемые коллеги, как вы знаете, с 1 сентября текущего года изменился порядок дисциплинарного производства и привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, исключены полномочия председателей судов по направлению представлений о досрочном прекращении полномочий судей в связи с совершением ими дисциплинарных проступков.

Это нововведение существенно изменило характер работы Дисциплинарной комиссии Совета судей Российской Федерации.

Теперь основанием для возбуждения дисциплинарного производства является только обращение органов судейского сообщества – Совета судей Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации, совета судей субъекта Российской Федерации.

Исходя из этого на советы судей возлагаются новые полномочия по направлению в квалификационные коллегии судей обращений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.

В целях приведения актов Совета судей в соответствие с законодательными изменениями, а также уточнения порядка утверждения результатов проверки поступивших жалоб и обращений Советом судей Российской Федерации подготовлены новые редакции Положений:

О Дисциплинарной комиссии Совета судей Российской Федерации,

О порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им дисциплинарного проступка,

О порядке организации и проведения выездных заседаний, проверок, иных мероприятий, в которых принимают участие члены Совета судей Российской Федерации.

Предусматриваются два возможных основания для дисциплинарного производства в отношении судьи. Первое: обращение в Совет судей РФ или в региональный совет судей. И второе: обращение непосредственно в квалификационную коллегию судей.

В случае поступления в Совет судей частного определения в отношении судьи либо руководителя суда, жалобы или обращения участника процесса о нарушении его прав незаконными действиями судьи, в которых содержатся сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, председатель Совета судей передает материалы в Дисциплинарную комиссию Совета судей. Комиссия изучает материалы и при необходимости инициирует проведение проверки.

Судья должен быть проинформирован о проводимой проверке и вправе участвовать в ней.

Если содержащиеся в обращении доводы находят свое подтверждение, Дисциплинарная комиссия утверждает заключение о наличии в действиях судьи признаков дисциплинарного проступка и направляет его председателю Совета судей.

Председатель Совета судей вносит обращение на рассмотрение Совета судей или на рассмотрение Президиума Совета судей, которые вправе направить его в квалификационную коллегию судей для решения вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Расширение полномочий Совета судей в сфере дисциплинарного производства свидетельствует об укреплении самоуправляемости судейского сообщества, а значит – о повышении стандартов независимости судей. Это позволит давать объективную, справедливую и взвешенную оценку действиям судей на предмет их соответствия Закону о статусе судей и Кодексу судейской этики.

Кроме того, перераспределение соответствующих полномочий от председателей судов к органам судейского сообщества, которые принимают решения коллективно и гласно, обеспечит открытость и демократизм при рассмотрении обращений граждан и организаций.

Совет судей Российской Федерации будет вести мониторинг результатов рассмотрения поступающих обращений.

В 2019 году комиссией Совета судей по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий продолжена работа в сфере совершенствования нормативно-правового регулирования. В частности, комиссия принимает участие в работе профильного Комитета Совета Федерации по разработке законопроекта об урегулировании конфликта интересов госслужащих.

Комиссией также подготовлены предложения по совершенствованию порядка заполнения и представления судьями и работниками аппарата судов сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера. Продолжена работа по выполнению рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

Большое внимание Совет судей Российской Федерации уделяет мероприятиям, направленным на обеспечение работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

В связи с назначением в кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции судей, работающих в различных субъектах Российской Федерации, финансовая комиссия Совета судей участвует в решении вопросов их социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания, предоставления жилых помещений.

Президиум Совета судей согласовал внесение изменений в Положение о жилищной комиссии и Положение о порядке признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета, утвержденные приказом Судебного департамента от 7 июня 2012 г.

Кроме того, Президиум Совета судей направил обращение в Правительство Российской Федерации о выделении в приоритетном порядке денежных средств на обеспечение жилыми помещениями судей кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, нуждающихся в жилых помещениях, а также федеральных государственных служащих этих судов, нуждающихся в предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Также Президиум Совета судей поручил Судебному департаменту распространить порядок организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения на судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

На особом контроле финансовой комиссии Совета судей находятся вопросы финансового и материально-технического обеспечения кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, повышенное внимание уделяется вопросам выделения бюджетных ассигнований на приобретение основных средств и расходных материалов.

В связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции внесены изменения в акты Совета судей Российской Федерации, в том числе в Методические рекомендации по организации приведения судьи к присяге; Методические рекомендации по организации и проведению торжественного мероприятия – ухода (удаления) судьи в почетную отставку, а также в Порядок награждения.

По мнению Совета судей Российской Федерации, одной из приоритетных задач на сегодняшний день является продолжение технологической модернизации судов. Внедрение цифровых технологий, расширение сферы применения электронного правосудия стали неотъемлемой частью развития судебной власти во многих правопорядках, и Российская Федерация в этом отношении не является исключением.

Современные технологии позволяют сформировать суд XXI века, соответствующий запросам гражданского общества.

Постепенное внедрение в деятельность судов информационных технологий уже позволило поднять на более высокий уровень организацию их деятельности.

Необходимо помнить, что дальнейшая цифровизация правосудия – это не «вещь в себе» и не дань моде, а реальный инструмент повышения эффективности судопроизводства, его оперативности, прозрачности и доступности. Бумажный документооборот стремительно уходит в прошлое, а Интернет охватывает все сферы общественных отношений – от бытовых потребностей граждан до взаимодействия с государственными органами.

С учетом нарастающей динамики технологического прогресса Советом судей Российской Федерации разработана

Внедрение современных технологий начинается с обеспечения соответствующей технической базы. В настоящее время во многих судах сложилась негативная ситуация с состоянием компьютерной техники, в том числе серверного оборудования, систем хранения данных, рабочих станций пользователей.

Назрела необходимость обновления морально устаревшего и изношенного оборудования, существует острая потребность в новых аппаратно-программных комплексах аудиопротоколирования, видеоконференц-связи, IP-телефонии. Используемые технологии не в полной мере обеспечивают

Кроме того, необходимо усовершенствовать применяемые технологии оцифровки судебного процесса, расширить использование онлайн-сервисов с применением безопасных программ, обеспечить проведение судебных заседаний с использованием технологий веб-конференций с биометрической системой аутентификации.

При этом цифровизация права требует выработки допустимых рамок использования цифровых технологий, с тем чтобы их применение не создавало препятствий в доступе к правосудию.

Например, одним из перспективных направлений развития судопроизводства является цифровизация судебного документооборота. Вместе с тем не все граждане имеют возможность самостоятельно представить суду копии документов в электронной форме. В связи с этим необходимо, с одной стороны, сохранить возможность предоставления суду любых документов в электронной форме, которая предусмотрена с 1 января 2017 года по законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации, а с другой – не исключать право граждан направлять документы в суд в бумажном виде.

В целях развития онлайн-сервисов судебной системы подготовлены предложения по созданию в рамках ГАС «Правосудие» суперсервиса «Правосудие онлайн», который обеспечит возможность подачи гражданами и организациями процессуальных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Суперсервис будет интегрирован с другими информационными системами, в том числе с Облачной цифровой платформой обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг; Цифровым профилем; Национальной системой управления данными (НСУД).

Создание суперсервиса «Правосудие онлайн» позволит перевести электронное правосудие на качественно новый уровень, в том числе путем внедрения систем дистанционной подачи и получения судебных документов, а также дистанционного участия в судебном процессе.

Использование новых технологий связано с обеспечением безопасности информации и прозрачности судебной системы. Участники процесса должны быть уверены, что направляемые ими документы надежно хранятся, отсутствует опасность искажения и изменения информации, ограничен круг лиц, имеющих доступ к документам. Современной перспективной технологией, обеспечивающей требуемый уровень информационной безопасности, является блокчейн.

Особенность блокчейна состоит в том, что данная технология не позволяет произвести несанкционированное изменение данных. Блокчейн позволяет защитить оцифрованные доказательства, гарантируя, что у всех сторон будет доступ к достоверной информации. Данная технология позволяет добавлять, записывать и распространять информацию от разных сторон, что дает возможность перехода к полностью оцифрованной инфраструктуре судебных заседаний.

Переход на электронный документооборот также требует широкого использования «облачных технологий» для хранения информации, которые в том числе могут применяться для целей хранения аудиопротоколов. Развитие систем хранения и обмена информацией в электронном виде требует совершенствования соответствующих поисковых систем, а также создание систем искусственного интеллекта для анализа судебной практики.

Таким образом, информатизация судебной системы не только предполагает перевод документооборота в электронный вид, но и требует дальнейших шагов по цифровизации правосудия. Решения по цифровизации правосудия должны не только идти в ногу со временем, но и учитывать перспективные направления развития технологий в будущем. В связи с этим необходимо актуализировать работу Комиссии по информатизации и автоматизации работы судов, отразить новые цели ее работы в части технологической модернизации судебной системы.

В условиях реализации национального проекта «Цифровая экономика» технологическая модернизация судебной системы стала бы важнейшей компонентой этой общегосударственной задачи. Ввиду этого комиссии Совета судей по информатизации и автоматизации работы судов необходимо в кратчайшие сроки произвести мониторинг сложившейся ситуации в сфере технологического оснащения судов, с тем чтобы вывести из состояния «анонимной безмятежности» некоторых руководителей на местах.

Кроме того, для достижения поставленных целей необходима полноценная правовая база, разработка которой уже началась.

В частности, Советом судей Российской Федерации подготовлены и направлены предложения в Верховный Суд по законодательному расширению возможности использования систем видеоконференц-связи в уголовном судопроизводстве. Также предлагается расширить процессуальные возможности помощников судей, с тем чтобы освободить судей от технических функций.

Утверждены Методические рекомендации по организации работы архива и формированию электронного архива в аппарате мирового судьи, которые позволят освободить мировых судей от морально устаревшей работы по ведению бумажных архивов и оптимизировать использование служебных помещений.

Судейское сообщество полагает, что в условиях конкуренции судебных систем технологическая модернизация судебной системы позволит усовершенствовать организацию судебного процесса. Применение признанных международных стандартов повысит привлекательность российской юрисдикции не только для российских, но и для иностранных инвесторов.

Советом судей Российской Федерации разработана новая Концепция информационной политики судебной системы, которая предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение открытости судов и доступности информации об их деятельности. Реализация Концепции будет способствовать формированию в обществе доверия к судебной системе и благоприятного имиджа органов судебной власти, объективному освещению деятельности судов в средствах массовой информации.

Важно отметить, что Концепция учитывает новый уровень развития информационной среды, предусматривает внедрение современных коммуникационных технологий, совершенствование функционирования сайтов судов и государственных автоматизированных систем.

Совет судей уделяет значительное внимание организации диалога с институтами гражданского общества, в том числе со средствами массовой информации.

Представители Совета судей принимают участие в парламентских слушаниях и других мероприятиях, организуемых Советом Федерации и Государственной Думой, в заседаниях клуба имени Д.Н. Замятнина, юридических форумах и конференциях. Эта работа способствует доведению до сведения широкой общественности объективных, достоверных и полных данных о работе судов, что положительно отражается на транспарентности судебной деятельности, позволяет ограничить «скандализацию правосудия» и другие действия, связанные с давлением на суд.

Комиссия Совета судей по связям с советами судей субъектов Российской Федерации уделяет значительное внимание взаимодействию с региональными советами судей, методической и организационной поддержке их работы, проводит семинары-совещания советов судей субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам.

Значительную часть работы Совета судей Российской Федерации составляет работа по рассмотрению жалоб и обращений граждан и организаций. В 2019 году в Совет судей поступило 2673 жалобы и обращения.

Дисциплинарной комиссией Совета судей рассмотрены 402 жалобы и обращения. По итогам проведенных проверок в отношении председателя одного из областных судов Дисциплинарной комиссией принято заключение о наличии в его действиях признаков дисциплинарного проступка, он привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, 147 обращений рассмотрены Комиссией по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.

41 обращение рассмотрено Комиссией по этике, даны необходимые разъяснения этических норм. Кроме того, Комиссией по этике рассмотрены вопросы о внесении изменений в федеральное законодательство в части запрета участия судей в общем собрании товарищества собственников недвижимости, о праве судьи в отставке замещать должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования, об отсутствии конфликта интересов в случае замещения супругами должностей федеральных судей в одном субъекте Российской Федерации и ряд других.

Комиссией Совета судей по вопросам статуса судей и правового положения работников аппарата судов в 2019 году рассмотрено 25 обращений по вопросам ежемесячного пожизненного содержания судей, приведения в соответствие квалификационных классов, получения мер социальной поддержки.

Совет судей также уделяет внимание поощрению наиболее опытных и зарекомендовавших себя профессионалами высокого уровня судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента. В 2019 году в Совет судей поступили представления о награждении 424 человек.

Из них положительное решение было принято в отношении 388 кандидатов. 125 человек награждены почетной грамотой Совета судей, 101 человек – наградным знаком «За служение правосудию», а 162 человека – почетным знаком «Ветеран судебной системы». Кроме того, Совет судей объявил благодарности 82 работникам судебной системы.

Уважаемые коллеги, начинается подготовка к проведению X Всероссийского съезда судей, который состоится в декабре 2020 года. Подготовка к Съезду требует ответственного подхода и активного участия всего судейского сообщества.

Необходимо завершить исполнение поручений IX Всероссийского съезда судей, проанализировать результаты работы и подготовить предложения по совершенствованию судебной деятельности и правового статуса судей. Призываю Вас принять все необходимые меры для успешного выполнения этой работы, которая приобретает особую актуальность в контексте судебной реформы, реализуемой Верховным Судом Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *