Закон об образовании рабочее время учителя

Работа учителей – непростой труд, имеющий свою специфику. Регулируется он отдельной главой Трудового кодекса РФ и целым рядом законов и подзаконных актов. Рабочему времени педагогов эти документы уделяют особенно много внимания: это связано с тем, что в отличие от остальных работников, у учителей в этом вопросе есть свои нюансы.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Прежде всего следует отметить, что преподавателям установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, п. 1 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Это значит, что для учителя именно нормой будет отработка не больше 36 часов за полную рабочую неделю. Уменьшения оплаты труда при этом не происходит.

На самом деле некоторые педагогические должности предполагают еще меньшую продолжительность рабочего времени. Это установлено Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Это основной документ, определяющий, сколько должен работать преподаватель.

Структура рабочего времени учителей

Следующий момент, касающийся рабочего времени учителей, – это его неоднородность. Законодательно учтено, что в течение рабочего дня часть времени будет отдано учебной (преподавательской) нагрузке, а часть – чему-то еще. Примерный перечень видов такой деятельности для педагогов есть в ч. 6 ст. 47 № 273-ФЗ, он открытый, т. е. кроме перечисленного, в конкретном образовательном учреждении по определенной должности может быть предусмотрен еще какой-то функционал для педагога. Или может не быть чего-то, что есть в этом перечне – это опционная деятельность учителя, она устанавливается трудовым договором и должностной инструкцией, но основной деятельностью, конечно, является непосредственно преподавательская или учебная.

Сейчас в законодательных актах чаще встречается словосочетание «преподавательская деятельность» (нагрузка). Однако наряду с ним употребляется и прежний термин «учебная нагрузка» (деятельность). Он же используется в ТК РФ.

Понятие учебной нагрузки важно еще и потому, что именно по ней устанавливается ставка заработной платы. Поэтому закон обязывает прописывать в трудовом договоре каждого преподавателя не только общее рабочее время, но и нормы часов педагогической работы, которые будут привязаны к окладу. Кстати, изменять просто так, по собственному желанию, величину учебной нагрузки работодатель не может: все вопросы, связанные с изменением и верхним пределом преподавательской деятельности решает только Минобрнауки России (ч. 2 ст. 333 ТК РФ).

Таким образом, говоря о рабочем времени и трудовых обязанностях учителей, следует выделить несколько ключевых моментов.

Во-первых, само рабочее время, которое у педагогических работников имеет сокращенную продолжительность: не более 36 часов в неделю, а часто меньше. Точную продолжительность можно узнать в Приказе № 1601.

Во-вторых, важным понятием является преподавательская (учебная) нагрузка, которая включается в рабочее время наряду с другими видами работы, но играет определяющую роль.

И, в-третьих, понятие нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Этот термин подразумевает, что главным при определении размера оплаты труда преподавателя является не норма рабочего времени, как в большинстве случаев, а норма учебной нагрузки.

Учебную нагрузку для преподавателей устанавливает все тот же Приказ № 1601. Для различных преподавательских должностей норма учебной нагрузки может составлять 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю. А преподавателям образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального и среднего профессионального образования, норма установлена в 720 часов в год.

Из приведенного примера видно, что предусмотренная учебная нагрузка меньше общего установленного рабочего времени. Это связано с тем, что преподавателю нужно выполнять еще и другие обязанности, о которых написано выше. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в течение рабочей недели или учебного года устанавливается в локальном нормативном акте образовательной организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

В каких часах считать

Следует отметить еще такой факт. Редко когда разговор об учебном процессе обходится без уточнения, в академических или астрономических часах определяется объем нагрузки. В Приказе № 1601 сказано, что для официальных подсчетов учебную нагрузку устанавливают в астрономических часах, причем в нее входят и сами уроки, и короткие перерывы между ними.

Перерывы

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом утвержденных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 2.2 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

В отношении обеденных перерывов для преподавателей существует специальная норма. Как сказано в п. 1.5 Приказа № 536, для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи вместе с учениками, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Работа сверх нормы и меньше нормы

В Приказе № 1601 оговариваются случаи работы сверх установленной нормы учебной нагрузки. Такая работа допускается только с согласия педагогов и оплачивается исходя из размера ставки заработной платы пропорционально фактически выполненному объему работы. Однако следует помнить, что по этому правилу перевыполнение нормы по учебной нагрузке оплачивается только в рамках рабочего времени. В случае если переработки преподавателя выйдут за установленную норму рабочего времени, они будут оплачиваться уже по общему правилу ст. 152 ТК РФ как сверхурочная работа.

Таким образом, нормы учебной нагрузки в реальности могут быть выше – такой вариант предусмотрен Приказом № 1601. Но в некоторых случаях они могут быть и ниже. Как указано в Рекомендациях об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к Письму Минобрнауки России № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки России № 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году»), объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Следует помнить, что объем преподавательской нагрузки на следующий учебный год должен быть определен до окончания текущего учебного года и ухода работников в отпуск. У учителей, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. В течение учебного года выполнение преподавательской работы регулируется расписанием занятий.

Итак, если в отношении рабочего времени педагогов законодатель установил только максимальную норму, то учебная нагрузка расписана и нормирована довольно подробно. А вот про остальной функционал учителей в законодательстве ничего толком не сказано, кроме того, что помимо непосредственно преподавательских обязанностей у них могут быть и другие.

Ни по видам, ни по количеству часов иная работа педагогов не регламентирована. Представляется, что она может регулироваться графиками и планами работы, в том числе личными планами учителей, – в рамках рабочего времени.

При этом часть неучебной работы преподавателей может быть оплачена отдельно: выполнение некоторых дополнительно возложенных на педагогов обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, сопровождается дополнительной оплатой труда (п. 2.3 Приказа № 536). В общеобразовательных школах к таким оплачиваемым обязанностям относятся классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.

Рабочие каникулы

Еще одна особенность рабочего времени учителей связана с упоминавшимся выше понятием учебного года. Для образовательного процесса это определяющий фактор: в соответствии с ним составляются все методики, учебные планы, нагрузки и т. д. В нашей стране новый учебный год традиционно начинается 1 сентября, отделяют один учебный год от другого длинные летние каникулы. Кроме того, в течение самого учебного года в зависимости от типа и режима образовательного учреждения предусмотрены периоды, когда учебная работа не ведется (четвертные каникулы в школах, периоды сессий в вузах и т. д.).

Следует помнить, что все каникулярные периоды, если они не совпадают с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками учителей, являются для них рабочим временем (п. 4.1 Приказа № 536).

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Если период каникул не совпадает с отпуском преподавателя, это время является для педагога рабочим.

В каникулярное время, когда учебной нагрузки у преподавателей нет, они могут заниматься педагогической, методической, организационной работой, связанной с реализацией образовательной программы, то есть выполнять те самые дополнительные обязанности. При этом их выполнение в каникулы должно происходить в пределах нормируемой части рабочего времени – установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы). Режим рабочего времени сотрудников образовательного учреждения в каникулярный период регулируется локальными актами и графиками работ с указанием их характера (Пример 3).

Резюме

Рабочее время педагогов включает в себя преподавательскую нагрузку и иную связанную с обучением работу. Перевыполнение учебной нагрузки в рамках рабочего времени оплачивается пропорционально переработке, исходя из размера ставки. Переработки за пределами нормы рабочего времени – по правилу ст. 152 ТК РФ.

В НОУ «ОЦ ВКС — Интернейшинел Хаус» осуществляется обучение по программе повышения квалификации «Использование коммуникативного подхода в обучении английскому языку». Программа рассчитана на лингвистов, переводчиков и преподавателей, желающих повысить свою квалификацию в сфере преподавания английского языка.

Обучение проходит в форме методических семинаров, слушатели практикуются в преподавании английского языка под руководством тренеров, анализируют и коллективно обсуждают проведенные уроки, а также посещают занятия квалифицированных преподавателей.

Квалифицированные преподаватели, среди которых Малахина С.А. — научный сотрудник, кандидат педагогических наук, формируют у обучающихся профессиональные качества по избранной профессии и преподают курс, развивая у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Стандартный курс программы повышения квалификации длится 4 недели (занятия проводятся 5 раз в неделю). Возможно прохождение программы в менее интенсивной форме — в течение 10 недель (занятия проводятся 2 раза в неделю). Длительность программы составляет 180 академических часов.

Отличительная черта курса — возможность отработать усвоенные знания на практике и получить детальный анализ уроков и рекомендации от тренеров курса. Тренеры курса — высококлассные специалисты, имеющие многолетний опыт преподавания английского языка как иностранного и официально признанные Кембриджским Университетом.

Слушатели, успешно прошедшие итоговое тестирование, получают Кэмбриждский Сертификат о прохождении программы «CELTA» и Свидетельство о повышении квалификации в НОУ «ОЦ ВКС-Интернейшинел хаус» по программе «Использование коммуникативного подхода в обучении английскому языку».

Квалификация CELTA, полученная в Москве, дает право преподавания английского языка как иностранного в крупнейших школах мира.

Требования к кандидатам:

  • наличие среднего профессионального и (или) высшего образования
  • уровень английского языка C1-C2 (Advanced-Proficiency)

Отборочная процедура:

  • Заполнение анкеты-заявки
  • Выполнение письменного теста по английскому языку
  • Прохождение собеседования с тренером курса.

Занятия проводятся по адресу:

25009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9, стр. 4

«Жизнь коротка, но человек вновь проживает ее в своих делах» Франс А.

Радость творчества и творческая радость — это и есть гармония души!

О себе

Работаю в реабилитационном центре 15 лет, мои воспитанники — это дети и подростки от 7 до 16 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Моя профессия- творческая, она невозможна без постоянного поиска и развития. Поэтому мое профессиональное кредо — «уча других, учиться самому». В нашем стремительно развивающемся мире важно регулярно пополнять и совершенствовоть свои знания, быть в курсе всех инноваций в необъятном мире декоративно-прикладного творчества, соответствовать времени, в котором живешь, месту, которое занимаешь.Я стараюсь «огонек творчества» зажечь в сердцах и делах своих детей, потому что «труд — наилучшее лекарство, нравственное и эстетическое».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Одной из моих любимых книг стал роман В.Каверина «Два капитана». Это история о любви и верности, о мужестве, героизме и долге, о чести и бесчестии, а рыцарская мораль «Бороться и искать, найти и не сдаваться» стала девизом всей жизни для мальчишек и девчонок многих поколеней.

Мой взгляд на мир

Мое жизненное кредо — сделать что-то полезное и хорошее для близких мне людей. Делать добрые дела, помочь тому, кто рядом.

Мои достижения

Творческая работа, которой я занимаюсь с детьми в реабилитационной мастерской нашего центра — это прекрасный, необычайно тяжелый и в тоже время радостный труд.А если работа выполняется с желанием и любовью, то результат обязательно будет. В 2009 году мы с детьми стали участниками благотворительного проекта «Мы рисуем жизнь» в рамках IX конкурса Общегрантовой программы «Новый день», 2007-2010 г.г.- участники Международного детского фестиваля «Подводный мир», в 2010 году воспитанница кружка «Умелые руки» стала лауреатом конкурса поделок по рукоделию в номинации «Вернуть детство», в 2012 г — победители городского конкурса «Игрушка нашей семьи». Работы моих воспитанников представлялись на городских благотворительных аукционах, православных выставках, ярмарках. В 2003 г. я стала победителем Республиканского конкурса за звание «Лучший по профессии», а в 2011 г.- участником Всероссийского конкурса за звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».

Моё портфолио

Все свои знания, умения, весь накопленный творческий потенциал с удовольствием передаю своим детям, делюсь со своими коллегами. Буду рада, если кому-то пригодятся мои творческие наработки.

Публикации моих учеников:

Добавить грамоту в портфолио

Причины поступить на факультет физической культуры от декана Романа Ткача:

  1. Востребованная специальность «Учитель физической культуры и безопасности жизнедеятельности» дает право работать в школе, колледже, техникуме и даже преподавать в вузе. Преимущества специальности – стабильность зарплаты и постоянное наличие рабочих мест, ведь физруки и учителя ОБЖ нужны всегда! У вас есть шанс воспитать молодое поколение!
  2. Научно-исследовательская деятельность под руководством преподавателей-практиков. Тематика докладов многообразна и актуальна: здоровый образ жизни молодежи, здоровьесберегающие технологии, развитие спорта на Дальнем Востоке и др. Студенты ежегодно участвуют в университетских научно-практических конференциях.
  3. Гордость не только факультета, но и всей страны – выпускники, заслуженные учителя, заслуженные мастера спорта, Чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы. Среди наиболее громких имен: Б.Д. Глинский – заслуженный учитель России, В.А. Волосников – директор средней школы №85, депутат Хабаровской городской Думы, Олимпийцы – А. Барышников, В. Каплунов, В. Голованов, С. Ощепков. За период cуществования (с 1947 по 2018) на факультете подготовлено более 500 мастеров и кандидатов в мастера спорта.
  4. ФФК взаимодействует со школами г. Хабаровска в рамках программ педагогической практики, организации и проведения научно-исследовательской работы.
  5. На факультете используются современные оздоровительные системы и технологии в тренировочном процессе студентов (йога, аэробика, стретчинг, боди-баланс, изотон, порт-де-брас, калланетика).

Причины от абитуриентов, подавших документы на факультет физической культуры:

Данил Фомичев, школа №55 (г. Хабаровск):

– С пятого класса хотел стать учителем всегда увлекался спортом, и в 11 классе решил стать учителем физкультуры. Узнавать подробности о поступлении и дальнейшей учёбе я ходил вместе с бабушкой, она у меня бывший педагог. В приёмной комиссии ТОГУ нам подробно всё объяснили, и теперь я уверен, что сделал правильный выбор поступать на факультет физической культуры в ТОГУ.

Вячеслав Гриднев, школа №39 (г. Хабаровск):

– У меня за время обучения в школе выработалась своя система тренировок, и я хочу реализовать её, став физруком. Я многим говорил о своей идее, и почти все советовали мне идти в Педагогический институт. Теперь я – абитуриент ТОГУ!

Дарья Гридина, школа №32 (г. Хабаровск):

– Я вижу ряд проблем в отношении общества к спорту, к урокам физкультуры в школе в частности. На мой взгляд, значение занятий спортом школьниками принижено. Я хочу это исправить. Моя хорошая подруга ходила на мероприятие института «Ночь в Педагогическом», и после её фотографий, рассказов я поняла, что хочу учиться именно здесь, на факультете физической культуры.

Николай Валерьев, школа №6 (г. Хабаровск):

– Я занимаюсь спортом с 10 лет и хочу продолжать на более высоком уровне. Хотя так было не всегда: сначала родители отправляли, а потом самому понравилось, затянуло, начал выступать и побеждать на соревнованиях по тайскому боксу. Моё будущее – спорт. Выбирая вуз, я рассматривал два варианта: ТОГУ или СКИФ. Результаты ЕГЭ расставили всё на свои места, я поступаю в ТОГУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *