Законы для украинцев в России 2018 году

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Москва. 23 июля. INTERFAX.RU — Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, упрощающий предоставление отдельным категориям иностранных граждан разрешения на временное пребывание и получение вида на жительство в России.

Документ был внесен правительством РФ. Он предполагает, что разрешение на временное проживание без учета утвержденной квоты может быть выдано иностранцам, которые являются гражданами Украины, постоянно проживавшими на территории Украины и признанными беженцами, либо если они получили временное убежище на территории РФ.

Он также упрощает порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые владеют русским языком и желают жить и работать в РФ, разрешений на временное пребывание в РФ и видов на жительство в РФ.

Кроме того определяется, что без учета квоты разрешение на временное проживание могут получить лица, поступившие на военную службу, являющиеся участниками госпрограммы по помощи переселению соотечественников, лица, которые являются гражданами государств, входивших в состав СССР и получившие профобразование в образовательной организации, расположенной на территории РФ.

Закон устанавливает сокращенный срок рассмотрения заявлений по выдаче разрешений на временное проживание — с шести до четырех месяцев. Кроме того, существенно расширяется круг иностранцев, которые могут получить вид на жительство без разрешения на временное проживание.

В пояснительной записке отмечается, что к таким иностранцам относятся лица, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в гражданстве СССР, дети, родившиеся на территории РФ и усыновленные иностранцами, которые постоянно живут в РФ, иностранные граждане, чьи родственники по прямой восходящей линии или они сами были депортированы из Крымской АССР.

Также вид на жительство без получения разрешения на временное проживание могут получитьвысококвалифицированные специалисты и члены их семей, квалифицированные специалисты, которые не менее шести месяцев работали в РФ по специальности, а также лица, у которых прекращено гражданство РФ.

Закон также определяет, что вид на жительство выдается без ограничения срока действия (сейчас выдается на пять лет) за исключением ряда случаев: вид на жительство высококвалифицированному специалисту и его семье выдается на срок контракта, вид на жительство выдается на три года иностранцу, который не менее шести месяцев отработал в РФ по профессии и является квалифицированным специалистом, имеющим право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Определяется, что вид на жительство подлежит замене так же, как и российский паспорт — при достижении возраста 14 лет, 20 лет и 45 лет.

По данным МВД РФ, в 2018 году было выдано 191,4 тыс. видов на жительство, в 2017 — 185,8 тыс. В 2018 был продлен срок действия 28,3 тыс. видов на жительство, в 2017 — 34 тыс. видов на жительство, отмечается в пояснительной записке.

Комментируя журналистам закон, председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что «те, кто связан с нашей страной своими корнями и говорит на русском языке, у кого живут здесь родные, кто получил здесь образование и готов работать на благо России, не должны сталкиваться с бюрократической волокитой». Спикер Госдумы также напомнил, что президент РФ упростил получение российского гражданства для жителей Донбасса.

«Я гражданка Беларуси, замужем за россиянином. Муж живет в России. Я хочу через год, выйдя на пенсию, переехать к нему жить. Могу ли я, проживая в Беларуси, оформить сейчас российское гражданство? Какие документы и в какие органы мне необходимо представить? С уважением, Тамара».

— Тамара, граждане Беларуси могут получать российское гражданство в упрощенном порядке. Как поясняет консульский отдел посольства России в Беларуси, посольство имеет основания осуществлять процедуру приема в гражданство в упрощенном порядке совершеннолетних граждан только двух следующих категорий: иностранных граждан, один из родителей которых — гражданин РФ, постоянно зарегистрированный на территории России, и лиц без гражданства (ЛБГ), бывших граждан СССР, не приобретших за весь последующий после распада СССР период какого-либо иного гражданства. В ином случае вопросы приобретения российского гражданства требуется решать на территории России, в Федеральной миграционной службе (ФМС России). В Беларуси вам необходимо получить паспорт гражданина Республики Беларусь серии «РР» и оформить по нему выезд на постоянное место жительства в Россию путем проставления соответствующей отметки (штампа) в указанный документ и/или получения листка убытия к нему. Приехав в Россию к мужу, необходимо обратиться в территориальные органы ФМС России по месту жительства и подать заявление о приеме в гражданство в упрощенном порядке. Необходимые документы: свидетельство о рождении, паспорт, три фотографии размером 3×4 и квитанция об оплате госпошлины в размере 2000 рублей. Кроме того, в некоторых случаях могут понадобиться и другие документы. Бланк заявления и какие именно документы необходимо предоставить в вашем конкретном случае можно посмотреть на сайте ФМС России.

Кабинет министров Украины принял решение об отмене возможности для собственных граждан въезжать на территорию Республики Белоруссия по внутренним украинским паспортам. Данное постановление будет введено в действие уже 1 сентября текущего года. В то время, как весь мир борется с коронавирусом, Украина занимается тем, чтобы усложнить процедуру посещения соседней республики. Особенно, если учесть тот факт, что Белоруссия — единственная граничащая с Украиной страна, которая не ввела запрет на въезд украинских граждан в разгар пандемии.

На данный момент украинцы могут въезжать, выезжать, следовать транзитом через территорию Белоруссии по внутреннему паспорту, и никаких виз при этом не требуется. Уже с 1 сентября 2020 года попасть в соседнюю страну украинцы смогут исключительно по загранпаспорту. Примечательно, что изменения касаются лишь въезда граждан Украины — при въезде граждан с территории Белоруссии на Украину будет требоваться лишь внутренний паспорт.

Итак, если обратиться к пояснительной записке к проекту постановления украинского правительства «О частичном приостановлении действия соглашения между кабинетом министров Украины и правительством Республики Беларусь о безвизовых поездках граждан», то там указано, что внутренний паспорт Украины обладает низким уровнем защиты, не имеет информации на английском языке, что не позволяет проверять мигрантов по базе данных Интерпола.

Если исходить исключительно из того, что Киев таким образом хочет ускорить переход собственных граждан на биометрические загранпаспорта и паспорта нового образца в виде ID-карты, то непонятным остается, в чем заключается такая спешность. Об этом, кстати, говорили и сами украинские парламентарии.

«Вместо того, чтобы заниматься возвращением граждан в Украину, застрявших в ряде стран, и регулированием вопросов с наймом украинских сезонных рабочих рядом стран, правительство в период официального карантина намеренно педалирует вопрос перехода украинцев на биометрические загранпаспорта и паспорта гражданина Украины нового образца в виде ID-карты», — открыто заявляла в интервью белорусским СМИ депутат Верховной рады Украины от фракции «Слуга народа», заместитель главы комитета ВРУ по вопросам антикоррупционной политики Елена Мошенец.

Опрошенные EADaily белорусские эксперты уверены, что решение Кабинета министров Украины, которое, несомненно, создаст ряд трудностей в передвижении ряда граждан, требует дополнительных объяснений перед Минском.

Так, руководитель белорусского общественного объединения «Социальная молодежная инициатива» Евгений Константинов считает, что любые ограничения по передвижению граждан следует рассматривать как дискриминацию людей.

«Тем более, что украинцы и белорусы часто ездят друг к другу в гости. Ведь теперь людям придется преодолевать дополнительные преграды, что, безусловно, повлияет на качество отношений двух стран», — добавил он.

В то же время Константинов обратил внимание на то, что простые белорусы и украинцы совершенно не заинтересованы в дополнительных сложностях при пересечении границ.

«Тем более, что пандемия и так нарушила многие сложившиеся связи», — подытожил он.

В свою очередь, член центрального комитета белорусской партии левых «Справедливый мир», экс-народный депутат СССР Николай Петрушенко полагает, что решением о запрете въезда украинцев в Беларусь по внутренним паспортам правительство лишь осложнило жизнь своих граждан, чем оно, впрочем, занимается последние годы.

«Если сказать прямо, то там на Украине за что боролись, на то и напоролись. Я примерно за год до Майдана посетил Киев, и меня поразило нетерпение, с которым многие политики торопились убрать Виктора Януковича, не думая о том, кто и как придёт ему на смену. Теперь приплыли… Решение о введении загранпаспортов — это ещё один шаг к усилению бюрократии», — убежден он.

Петрушенко также обращает внимание на то, что с экономической точки зрения решение Кабмина невыгодно для самой же Украины.

«Если говорить с экономической стороны вопроса, то давайте вспомним, как во времена Средневековья, когда каждый пан-феодал устанавливал внутренние таможенные пошлины и чертил свою границу по своему разумению. С развитием рынка, то бишь капитализма, этот вопрос отпал сам собою. Иное дело, способен ли Киев и его нынешний режим осознать, что лишние препоны на пути потока товаров и услуг не способствуют процветанию страны и народа. Но это опять же украинское внутреннее дело. Они могут даже вводить сдуру пошлины на свой экспорт или на импорт электроэнергии, например, с БелАЭС. Или увеличить пошлины на подсолнечное масло — Беларусь купит в Краснодаре, а как будет жить Украина, их дело! Суверенные, блин», — подытожил он

Координатор движения «За Свободу» по Могилевской области Петр Мигурский заявил, что киевские власти обязаны пояснить Минску свое решение по запрету въезда украинцев в Беларусь по упрощенной схеме.

«Нелишним будет знать географию: граница между Украиной и Беларусью проходит в районе расселения белорусов, отдельные из которых тяготеют к Польше. Но львиная доля границы отделяет как раз население, дружественное к украинцам: разговор полешуков насыщен украинскими словами, белорусы — частые гости украинской территории, и наоборот. Не забудем, что на ЧАЭС работало очень много выходцев из Гомельской области, и я ни разу не ощущал пренебрежительного отношения к соседям. Возможно, на границе с Брянской областью и есть какие-то претензии у украинцев к русским и белорусам, но и этого не ощущается», — пояснил он.

Мигурский вспомнил, как в свое время проработал 10 лет практически на границе трех республик в Добрушском районе и какое радушие связывало три народа.

«Что сегодня произошло с украинской стороной, разумному объяснению не поддается. Украинские товары всегда пользовались уважением со стороны белорусских покупателей за цену и качество. Наоборот, в свое время как раз белорусская сторона ограничила приграничную торговлю с Украиной: подсолнечное масло, сало, подсолнечные семечки в белорусских городах (довозили и в Могилев) были нарасхват. И украинцев сделали беднее, и свою экономику не подняли. Тогда и у белорусского молодого руководства дури хватало, что разъединяло наши народы», — добавил он.

Мигурский также не сомневается, что поддержка белорусским руководством действий Кремля раздражает украинскую власть.

«Но Беларусь не воюет на территории Украины, не заявляет претензий к территории, не признает Крым. Украинская экономика более эффективна белорусской, и желание белорусских властей перекрыть украинский импорт во спасение собственных товаропроизводителей закономерно. Но, простите, причем тут простые граждане? Не мешайте дружественным (в том числе и экономическим) отношениям рядовых граждан наших стран», — подытожил он.

В то же время заместитель председателя Минского городского комитета, член ЦК Белорусской партии левых «Справедливый мир» Павел Каторжевский допускает, что вслед за данным решением украинского правительства последует определённого рода «обмен любезностями» между высшими должностными лицами в публичном пространстве.

«Что касается экономической стороны вопроса, то я не думаю, что подобные ограничительные меры могут значительным образом повлиять на взаимоотношения между двумя странами. В первую очередь, это может создать временные затруднения для лиц с двойным гражданством и имеющих украинское гражданство и вид на жительство в Беларуси, а также для тех, кто связан с Беларусью профессиональной деятельностью», — обратил внимание он.

Сопредседатель движения «Гражданское согласие» Артем Агафонов видит несколько причин того, почему Украина усложнила для своих граждан процедуру въезда в Белоруссию.

«Конечно, в первую очередь вспоминается история с украинским террористом Павлом Грибом, после задержания которого в Беларуси украинские националисты требовали вообще закрыть границу. Так что стремление угодить радикалам, желающим отгородиться от «Русского мира» в числе причин присутствует», — подчеркнул он.

В качестве второй причины Агафонов называет спорную политику Беларуси в отношении коронавируса.

«Украина уже постепенно выходит из карантина, а в Беларуси эпидемиологическая ситуация худшая в Восточной Европе, и есть основания полагать, что истинные масштабы преуменьшаются. Это тоже мотивирует на такие меры. Ну и, наконец, стремление упростить процедуры и обеспечить большую защиту своих граждан, о чем было заявлено официально, тоже вполне себе причина», — резюмировал он.

Депутат Палаты представителей VI созыва Анна Канопацкая, которая изъявила желание баллотироваться на пост президента Белоруссии в 2020 году, заявила, что в данной ситуации намного важнее то, что Украина присоединилась к санкциям ЕС в отношении Минска сроком на один год.

«Присоединение к санкциям ЕС окажет намного большее влияние на межгосударственные отношения и экономическое сотрудничество между нашими странами, нежели изменение порядка пересечения государственной границы в сторону Беларуси гражданами Украины по внутренним паспортам. И связано это, в первую очередь, с принципиально разными политическими моделями, реализуемыми руководством наших стран — демократический курс преобразований, избранный Украиной, и авторитарная диктатура, 26 лет существующая в Беларуси», — подчеркнула она.

Сопредседатель незарегистрированной партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец и вовсе считает, что Кабмин не случайно торопился с запретом въезда своих граждан в Беларусь по внутренним паспортам.

«Думаю, власти Украины в шоке от «чумного барака», в который превращает Беларусь Александр Лукашенко, отсюда и соответствующие решения. Главное препятствие для добрососедских отношений между странами — это режим личной власти в Минске, который открыл двери пандемии коронавируса. Соседи пробуют как-то отгородиться, чтобы зараза не хлынула к ним», — уверен он.

Единства касательно данного решения Кабмина нет и на Украине.

В частности, политолог Дмитрий Губин считает, что в данном вопросе нет никакого политического подтекста.

«Просто таким образом Украина вводит единообразие выезда за свои пределы. Для того, чтобы покинуть пределы страны, нужен загранпаспорт. А уж по каким документам будет принимать другая сторона — это ее вопрос. Я думаю, что здесь не стоит искать политику. Просто у пограничников на паспортном контроле такое оборудование, при котором удобнее всего считывать информацию с биометрических загранпаспортов. И как только у них спецтехника появилась, они стали просить предъявлять этот документ для удобства и их работы, и для ускорения прохождения границы», — пояснил он свою позицию.

В свою очередь журналист, писатель Елена Маркосян уверена, что все решения Киева, которые касаются внешней политики, в том числе и взаимоотношений с Белоруссией, принимаются по «указке заинтересованных сторон».

«Украина давно не проводит самостоятельной внешней политики и поэтому периодически обостряет отношения с различными государствами. При этом, она ничего не боится, потому что не имеет собственной концепции и стратегии развития своих отношений на международной арене, и терять ей нечего. Она потеряла главное — суверенность и независимость в проведении внешней политики. Все, что говорит и делает Украина в отношении с другими государствами — это то, что она исполняет по указке заинтересованных сторон. Это очень плохо, но это очевидно», — убеждена она.

В подтверждение своих слов Маркосян обратила внимание на то, что за весь год работы нового президента Владимира Зеленского и нового состава Рады ни один визит и ни одно мероприятие не принесли Украине никакой реальной пользы и запомнились только громкими и подчас взаимоисключающими заявлениями.

«Только встреча в нормандском формате была иной. Но именно потому что она несла в себе позитивный импульс в разрешении вооруженного конфликта, она так и осталась единственной и значимой для Украины», — подытожила эксперт.

Депутат Верховной рады от пропрезидентской фракции «Слуга народа» Георгий Мазурашу отмечает, что введение запрета на въезд на территорию Белоруссии для украинцев по внутренним паспортам — это закономерное решение.

«Рано или поздно это должно было произойти. Украина и Беларусь же все-таки суверенные государства, и естественно, что для въезда на территорию другой страны необходимо иметь заграничный паспорт. Нас же не удивляет то, что в Польшу, Румынию, Словакию, Венгрию, другие страны мы можем поехать только при наличии заграничного паспорта. Так, Беларусь для нас страна, которая до 1991 года, как и мы, была одной из республик СССР. Учитывая это, у нас и были такие взаимные особые условия въезда», — сказал он.

В то же время украинский парламентарий признал, что хоть большинство граждан Украины не заметят этих изменений, но жители приграничных с Белоруссией территорий, у которых нет загранпаспортов, почувствуют неудобства.

«Не знаю, предусмотрены ли для таких случаев какие-то исключения, но предполагаю, что для приграничных районов можно было предусмотреть возможность продолжать въезжать в Беларусь по внутренним паспортам (точнее выехать из Украины на границе с Беларусью, потому что дальше — это дело белорусов, кого и на каких условиях впускать на свою территорию)», — указал он.

В то же время он отрицает, что боязнь распространения с белорусской стороны каких-то пророссийских идей могла повлияет на соответствующее решение украинского правительства.

«Также я не считаю, что это решение должно привести к обострению отношений с Республикой Беларусь. Она остается для нас дружественной страной и добрым соседом, и это будто не ставится под сомнение», — подытожил он.

И вправду, Украина с приходом Зеленского ведет себя двойственно по отношению к Минску. Первым звоночком стало то, что в феврале Киев присоединился к решению Евросоюза о продлении санкций в отношении Минска. И этот неприятный факт произошел вскоре после официальной поездки Лукашенко в Житомир, где прошла встреча двух лидеров. Более того, учитывая, что Минск выступает в качестве переговорной площадки для разрешения конфликта на Донбассе, поступок Киева выглядит крайне неприлично. Более того, Киев «ставит палки в колеса» своим же гражданам, которые часто ездили в Белоруссию, но при этом не имели возможностей для перехода на биометрические паспорта. И зная вспыльчивый характер президента Лукашенко, вполне вероятно, что «обмен любезностями» из-за очередного решения украинского Кабмина все же последует. А нам остается только наблюдать за всем этим.

С республикой Беларусь у России сложились крепкие и надежные отношения. Естественно, это повлияло на законодательство, экономическое сотрудничество и взаимодействия в юридических вопросах, касающихся конституционно-правового статуса физических лиц. Пожалуй, российское гражданство для белорусов – это не только решительный шаг с расчётом на будущее, но и достаточно понятная процедура, имеющая ряд неоспоримых преимуществ.

Всё начинается ещё на первых этапах. Миграционный порядок Российской Федерации позволяет белорусам действовать по особым правилам. Они регулируются двумя основными нормативными актами: Договором о Евразийском экономическом союзе и Соглашением между РФ и Республикой Беларусь от 24 января 2016.

Порядок получения гражданства для белорусов

Для всех иностранных граждан, за исключением подданных республики Беларусь, последовательность движения к российскому паспорту конкретна и заключается в схеме: РВП (разрешение на временное проживание), ВНЖ (вид на жительство) и, наконец, гражданство РФ. Помимо этого чётко прописана миграционная политика и миграционный учёт, подразумевающий, что иностранец должен уведомить Управление по вопросам миграции, где он собирается проживать во время своего визита. Срок, отведенный на это законодательством, может варьироваться. Это зависит от гражданства иностранного гражданина. Соглашение, о котором упоминалось выше, фиксирует, что граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами России, то есть у них есть возможность свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Они освобождаются от регистрации в УВМ в течение 90 дней с даты въезда. Ещё один важный аспект, о котором стоит помнить, – это то, что, с момента первого визита до начала оформления гражданства, для белорусов исключает стадию получения РВП.

Далее становится актуальной или общая схема – необходимо прожить в России не менее пяти лет, или упрощенная: когда есть основания для получения российского паспорта – тогда подавать документы на гражданство РФ можно гораздо быстрее. Рассмотрение заявлений на общих основаниях может занимать до года. Однако, при получении гражданства РФ, для белорусов возможна ускоренная процедура – тогда срок рассмотрения может сократиться до трёх месяцев. Причиной для этого может быть, например, брак или близкое родство с гражданином Российской Федерации. Для подтверждения такого родства понадобятся документы с обеих сторон, также нужен будет их заверенный перевод на русский (если оригинал на другом языке). Других оснований, по которым белорусы могут претендовать на упрощенную и ускоренную процедуру получения российского паспорта, достаточно.

Упрощенное гражданство для белорусов

В российской Федерации предусмотрена возможность получения упрощенного гражданства для белорусов. Статус гражданина РФ может быть получен уже спустя 3-4 месяца. Возможность получения гражданства в упрощенном порядке имеют все граждане Белоруссии.

Важным нюансом в процессе движения к гражданству России для белорусов является получение паспорта серии РР. Этот паспорт получают те, кто собирается постоянно проживать за пределами республики. Одновременно происходит снятие человека с регистрационного учёта по прежнему месту жительства (то есть в РБ). Обменять свой национальный паспорт на паспорт серии РР можно как в самой Белоруссии, так и в посольстве республики на территории Российской Федерации.

Многие белорусы имеют возможности менять гражданство целыми семьями. Для несовершеннолетних самая простая возможность получить гражданство по упрощенной схеме: дети получают его по рождению, вместе с родителями или в результате приёма.

Перечень общих документов для получения гражданства белорусам в РФ

Перечень документов для получения гражданства гражданам Белоруссии мало чем отличаются от документов иностранных граждан из других государств. Своевременная подача документов и грамотное их оформление – необходимые составляющие.

Основные документы, которые требуется предоставить в миграционное ведомство:

  • заявление в двух экземплярах,
  • квитанцию об оплате пошлины,
  • документ, удостоверяющий личность,
  • фотографии.

Справка с места жительства в РФ о наличии постоянного места проживания может понадобиться, если в документах (например, паспорте) это не зафиксировано. В Белоруссии русский язык является вторым государственным, поэтому для граждан этой республики не требуется подтверждение знания языка, значит, сертификат не входит в список обязательных документов. Но, в любом случае, требуется доказательство, что будущий гражданин Российской Федерации имеет легальный источник дохода, может содержать себя (и свою семью, в случае необходимости) и исправно платить налоги.

Кроме того, в каждой индивидуальной ситуации могут потребоваться дополнительные документы. Их список варьируется в зависимости от конкретной жизненной ситуации гражданина. Полный перечень вам помогут определить специалисты Единого центра документов.

Подготовка документов, подача и получение гражданства РФ для белорусов

Подача и получение готового документа осуществляется в территориальном подразделении Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России. В Санкт-Петербурге этот отдел находится на улице Красного Текстильщика, на территории Единого центра документов, и занимается вопросами миграции как по городу, так и по Ленинградской области.

В Центре всё максимально последовательно, как при подаче документов, так и при получении новой красной корочки: пройдя живую очередь, которую формируют сами посетители, необходимо взять талон по удостоверению личности (паспорту). Сотрудники Центра помогают клиентам взять нужный номерок, поскольку после получения его идёт распределение по направлениям.

Здесь же на территории Центра заявители могут получить консультации и помощь в оформлении полного пакета документов для последующей подачи в Управление по вопросам миграции. В рамках комплексной услуги по подготовке документов для получения гражданства сотрудники Центра профессионально подготовят все необходимые документы в полном соответствии с миграционным законодательством РФ. Услуга предоставляется ИП Рашпелев А. Г.

Как проверить готовность гражданства РФ для белорусов

Проверить готовность гражданства РФ вы также сможете, воспользовавшись онлайн-ресурсом Главного управления по вопросам миграции. По готовности документа Вам необходимо обратиться в территориальный пункт УВМ, где была осуществлена подача пакета документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *