Записки на афон

Подать записки о Здравии возможно сразу на Святую Гору Афон. Для этого необходимо указать имена крещёных людей православного вероисповедания в разделе пожертвований. За вас будут молиться монахи Святогорцы на проскомидии Божественной Литургии, от 6 месяцев до года. На Святой Горе находится большое количество монахов-соотечественников, которые живут на скалах, в лесах, пещерах или келлиях, отдалённых от монастырей. В связи со сложившейся ситуацией, приезд благотворителей и жертвователей в лице паломников, резко прекратился. Поэтому, со смиренным сердцем и великой благодарностью Богу и Пресвятой Богородице, просим простить нас, понимая, что и в миру сейчас нелегко. Заранее благодарим и молимся о Вас.

Об истории нашей каливы.

Первое упоминание о монахах в этих местах относится к Vll веку. Это были пустынники с Сирии, ушедшие и выжившие от бесчинств арабов-мусульман. В непродолжительное время, многие сохранив прежний свой аскетический уклад жизни, не выдержав более сурового климата — упокоились… В 150 метрах находится большая пещера 15×15 метров.

В середине позапрошлого столетия там жил три года прп.Иларион Новый, Грузин. В своё время его называли духовник-духовников.

С 1927 по 1961 годы жили четверо монахов Румын. Один из них монах Ипатий был удивительный подвижник. Воспоминание о его добродетелях и нраве ещё свежо у местных старцев.

В 1967 году жил здесь прп.Паисий Святогорец (Эзнепидис). Как повествует монах Исаак, составитель жития прп.Паисия в главе «Бедная Ипатьевская калива», впервые в жизни здесь Бог дал о.Паисию Его особую энергию- нетварный свет …

Скит Катунаки Ипатьевская калива. Рукоделия

Изготавливаем на келье нательные крестики под заказ (односторонние и двухсторонние) деревянные: 100-150 €. Из Бивня мамонта: 150-200 € (в зависимости от наличия бивня)

Скит Катунаки. Ипатьевская калива. Вид из каливы.

После рабочей поездки на остров Тенерифе в мои планы не входило какое-либо новое путешествие. Но позвонили из греческого паломнического центра «Солунь» и предложили, как директору службы «С Вятки» отправиться в рекламный тур на Кипр. Сначала хотела отказаться, но, подумав, что, возможно, таков Промысл Божий, да и до Великого поста оставалось некоторое время, дала своё согласие.

Часть первая — Горные монастыри

Кипр встретил солнечной погодой. В конце зимы я оказалась как бы в северном лете. Представители центра «Солунь» прямо в аэропорту угощали нашу группу свежими клубникой и оливками. Общение со старыми знакомыми добавило радости, но, разместившись в гостинице, я почувствовала недомогание. Видно, многочисленные переезды и усталость от напряжения последних дней отразились на моём здоровье, так что первые четыре дня паломничества прошли в болезненном состоянии. Укрепляла и утешала благодать посещаемых святых мест, а также искренняя забота окружавших меня людей.

Ранним утром следующего дня на комфортабельном автобусе мы отправились в монастырь Мавровуни, посвящённый великомученику Георгию Победоносцу. Когда мы подъехали к обители, служба в храме уже закончилась, и богомольцы направились в архондарик (приёмную комнату для гостей), где за неторопливой беседой можно попить кофе с различными сладостями. Зайдя в церковь и приложившись к чудотворному образу святого Георгия, мы подошли под благословение к наместнику монастыря. Затем побывали у строящегося большого храма в честь преподобных Оптинских старцев. Как чудесно, что и на Кипре любят наших русских святых! Потом мы тоже поспешили в архондарик и, расположившись недалеко от камина, подкрепились вкусным кофе, а я — травяным чаем.

Вообще, на Кипре очень почитают великомученика Георгия Победоносца. Его именем называют детей, улицы, селения, храмы и монастыри. Обитель Мавровуни («Черногорец») в честь святого Георгия получила своё название от Чёрной горы, на которой в XII веке была обнаружена икона великомученика. Монастырь за свою историю пережил много разных событий, радостных и печальных. В начале XX века в обители произошёл пожар, уничтоживший множество монастырских строений, повредивший храмовый иконостас и даже главную святыню — образ Георгия Победоносца. Для обители наступило время запустения. Лишь в конце 1990-х годов монастырь стал возрождаться, а его небесный покровитель многим являлся в видениях.

Известен такой случай. Один паломник отправился в монастырь Мавровуни. В тот день шёл сильный дождь, и машина увязла в грязи просёлочной дороги. После нескольких неудачных попыток выбраться мужчина стал горячо молиться святому Георгию, и через какое-то время автомобиль тронулся с места. Добравшись до обители, паломник в храме долго благодарил великомученика и вдруг услышал во дворе цокот копыт. С волнением он выбежал из церкви, но разглядел вдали только тень таинственного всадника. А святой Георгий часто изображается на иконах на белом коне… Сегодня шитая шёлком и золотыми нитями завеса прикрывает чудотворный образ Георгия Победоносца, но маленькая дверка в центре оклада позволяет верующим приложиться к святыне. В монастыре также хранится ковчежец с частицей мощей великомученика.

Затем мы посетили храм в честь Лазаря Четверодневного в Ларнаке, приложились к его мощам и спустились в крипту, где находятся источник святой воды и гробница, в которой было погребено тело праведного Лазаря. К тому времени я совсем плохо себя чувствовала и собиралась остаться в автобусе, но всё же взяла себя в руки и зашла в церковь. Когда же испила святой воды, почувствовала прибавление сил. В течение всех дней нашего путешествия она, набранная мною в бутылочку, не раз спасала меня, особенно на крутых горных дорогах, и облегчала мою немощь.

В этот же день мы побывали в мужском монастыре Ставровуни, где хранится самая большая часть Животворящего Креста Господня, привезённая царицей Еленой. Эта обитель живёт по строгому уставу, и женщинам вход в неё запрещён, так что, когда мужская часть нашей группы зашла в монастырь, нам, женщинам, пришлось остаться у его ворот и любоваться красотой этого удивительного места, избранного Самим Господом. Из истории обители известно, что при возвращении из Иерусалима царица Елена попала в морскую бурю. Корабль прибило к берегам Кипра, где таинственным образом исчезла часть Креста Господня, которую везли из Палестины. Святыню обнаружили воспарившей над горой Олимп. Так Бог определил место будущей православной обители. Здесь царица Елена собственноручно заложила камни в основание монастыря Честного Креста (Ставровуни означает «Гора Креста»).

Много чудес происходит по молитвам перед святыней, которая выносится в праздники для поклонения. Как-то раз одна семья посетила обитель, взяв в обратную дорогу святой воды и маслица от Креста Господня. Сели в машину, но та почему-то не завелась. Тогда водитель, поставив на ручной тормоз автомобиль, где сидели престарелые родители, отправился за помощью в монастырь. Только он отошёл, машина покатилась под горку, ушла с дороги и, несколько раз перевернувшись, наконец остановилась. Стариков не надеялись увидеть живыми, но они целые и невредимые спокойно сидели в автомобиле, так и не поняв, что произошло, а святая вода даже не расплескалась из кувшина!

Жаль, что женщинам нельзя попасть внутрь обители, но мы были утешены тем, что смогли передать наши записки, а перед отъездом ещё и получить благословение одного из иеромонахов. На Кипре, как и в Греции, священники ходят без наперсного креста, поэтому очень сложно определить, кто мимо тебя прошёл — батюшка или просто монах. Кстати, подходя под благословение в кипрских монастырях и храмах, всегда попадали на священников, которые, осеняя нас крестным знамением, на хорошем русском языке мягко произносили: «Да благословит Господь».

продолжение следует

Подготовила Надежда Шаповал

Не первый год в самом центре города – на Невском пр. бойкие промоутеры раздают голубые рекламные бумажки с изображением горы Афон. Ребята предлагают пройти «под арочку» и за «символическое пожертвование» написать запис­ку о здравии, которая отправится в святое место. Чье здоровье действительно крепнет от такого бизнеса и куда идут деньги и молитвы петербуржцев?

Впрочем, заполучить заветный голубой билетик удается не каждому. Целевая группа «афонских промоутеров» – женщины за 60, преимущественно одиночки или как минимум с грустным лицом.

Попытка №1: двери закрываются

Корреспонденту «ПД» нет и 30, поэтому листовку пришлось чуть ли не вырывать силой. «Проходите под арочку, отправляйте записки на святую гору Афон», – сдается молодой человек. Облик абсолютно православный – слегка вьющиеся волосы собраны в хвост, бледное вытянутое лицо, черная одежда и большие глаза в обрамлении густых ресниц. Ни дать ни взять молодой семинарист.

«Я семинарист из Саратова, – словно читая мысли, отвечает он. – Сегодня последний день, когда можно отправить записочки на святую гору Афон».

К слову, когда бы вы ни подошли к владельцам голубых билетиков, день всегда будет последний, а шанс – уникальный. После нескольких конкретных вопросов – знают ли о деятельности в Санкт-Петербургской епархии и как именно записки попадают на Афон – православная благодать с лица семинариста слетает. «Благословение нам никакое не требуется, – уверен он, – и в таком настроении вам в святое место ходить не нужно». Складывается ощущение, что заветная дверь ведет сразу на Афон, а не в обычную лавку, как гласит вывеска.

Идем по заботливо нарисованным разноцветным стрелочкам ко входу. Почему‑то вспоминается цирк в Автово – там от мет­ро до входа в шапито раньше были такие же веселые указатели. В это время семинарист стремительно жмет на кнопки мобильного – не иначе тревога. Из лавки высовывается его напарник и критично оглядывает местность. В ту же секунду «афонская» забегаловка запирается на ключ изнутри. Для пущей достовернос­ти гаснет свет. Семинарист, еще пару минут назад такой вежливый, внезапно прикидывается глухонемым. Юноша тоже берет курс «на Афон», но, так как дверь лавки закрыта, покорно мокнет под осенним дождиком вместе с голубыми билетиками.

По словам председателя миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерея Георгия Иоффе, к Русской православной церкви «православная иконная лавка» на Невском пр., 30, не имеет никакого отношения, а с этим бизнес-проектом петербуржцы знакомы еще с 2000‑х гг. «Тогда вдруг стали появляться плакаты и транспаранты о том, что прибыли для поклонения мощи святителя Николая, целителя Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского – бизнес ютился в подвалах и квартирах, которые они называют часовнями», – рассказывает отец Георгий. Горожанам предлагалось оставить от 2 тыс. до 5 тыс. за молебен у мощей. «Решением суда деятельность организации «Центр православного просвещения», выставлявшей лжемощи, была прекращена, но сейчас они действуют под другой вывеской». Отец Георгий отметил, что частицы мощей упомянутых святых есть во многих храмах, но никто их не рекламирует. Кто знает – тот приходит и молится. «Бизнес-проект с «мощами» и «афонскими записками» рассчитан на не слишком церковных людей и на гостей города», – добавляет священник.

Попытка №2: в «святом» месте

На следующий день минуем промоутерскую зону и строгий фейс­контроль. Сразу отправляемся в лавку. Открыто!

В уши вливаются ненавязчивые церковные напевы. Все стены просторной комнаты от пола до потолка равномерно покрыты иконами. На происходящее взирают лики Богоматери, Иисуса Христа, апостолов и афонских святых – икон больше сотни. Три стола для написания записок о здравии, за четвертым восседает очаровательный молодой человек. «Проходите, пишите записочки, молитвы на Афоне сильные, помогут от всего», – приветливо говорит он. Рядом на стене прейскурант.

Тут сделаем оговорку: можно сколь угодно долго иронизировать по поводу того, что подобный документ встретит вас в любой церкви. Однако в петербургских храмах это лишь рекомендуемый размер пожертвования на жизнь прихода. В большинстве церквей Северной столицы обвенчают, покрестят и отпоют бесплатно – достаточно лишь объяснить настоятелю храма свои финансовые за­труднения.

Вернемся в лавку. Диапазон цен на «афонские» записки – от 500 рублей до 20 тыс. рублей. Стоимость разнится в зависимос­ти от расположения монастыря на Святой горе. «Афонский» кассир начинает нервничать – время раскрывать карты. «Готовим небольшую статью про ваш центр, хотели бы побеседовать с руководителем», – признаемся мы. Светлый лик юноши темнеет – видно, к подобным гостям он привык и отвечает дежурно. «Я ничего не знаю, приходите в 21.00, приезжает хозяин закрывать», – молвит он. На всякий случай оставляем номер телефона. Как и следовало ожидать, к назначенному часу бизнес свернут – нас встречает закрытая дверь.

«Одно дело, когда человек приходит в церковь, просит священника прочитать имена близких во время службы и сам молится вместе со всеми, – комментирует ситуацию депутат ЗС СПб Виталий Милонов. – Здесь же даже никакие богослужения не проводятся – абсолютно ничего духовного».

По словам депутата, посещение подобных лавок может быть не то что не на пользу, а даже во вред. «Якобы записки куда‑то отправляются, и там то ли некие старцы, то ли Гарри Поттер, то ли Ктулху будет за людей шептать какие‑то заговоры», – возмущается Виталий Милонов.

Бизнес на чувствах горожан

На душе после посещения «афонского филиала» мерзко. У многих еще и пусто в кошельке. В Интернете форумы пестрят жалобами горожан, семинарист и вовсе стал негативной городской легендой. Многих про­моутеры подловили в трудной ситуации – рак у родных, сложности в семье – и смог­ли вытянуть до 50 тыс. рублей. «Попадаются люди, которые считают, что чем святее мес­то, тем лучше молитва, – говорит отец Георгий. – Как будто ходят в магазин духовных услуг и ищут хорошее соотношение цены и качества».

По его словам, важнее всего те усилия души, которые человек прилагает к молитве за тех, кто ему дорог. «Безусловно, молиться можно в любом месте, а храмы необходимы для того, чтобы сосредоточить человека на самом главном – непосредственном общении с Богом», – отметил священник.

В пяти метрах от «афонского» бизнеса – собор Святой Екатерины, напротив – Казанский собор. Однако жерт­вы семинарис­тов предпочитают оплатить иллюзорную возможность молитвы за тысячи километров, вместо того чтобы обраться к Богу своими словами от чистого сердца.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов отметил: «Это явление описано еще в Новом Завете, оно называется симония – продажа благодати. Записки якобы куда‑то отправляются – на Афон, Новый Афон, виртуальный Афон… Внуки Остапа Ибрагимовича действуют в Петербурге. Это статья 159 УК РФ – «мошенничество»».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *