Заседатель в думе

Раздел объединяет дореволюционные и современные биографические, аналитические и справочные материалы, а также фотографии. В нем размещена информация о том, как проходили выборы в Сибири, кто представлял регион в Думе и Государственном совете в 1906 — 1917 гг. Помимо этого, в раздел включены материалы о сибирской парламентской группе, а также связанных с ней общественных организациях.

В законодательной деятельности Государственной думы, в работе сибирской парламентской группы и отдельных сибирских депутатов отразилось своеобразие Сибири в составе Российской империи, соотношение общего и особенного в правительственной политике, в борьбе политических партий и трудящихся масс.
Сибирь занимала особое место в думских планах правительства, стремившегося закрепить за обширным краем свойственное ему положение глухой политической провинции. На примере Сибири отрабатывался эксперимент эффективности избирательных кампаний в режимах военного положения и усиленной охраны.
Вместе с тем, царское правительство в своей «думской» политике в отношении огромной территории, какой являлась Сибирь, не могло ограничиться исключительно мелкими законопроектами («законодательной вермишелью»).
Актуальные проблемы развития Западной и Восточной Сибири в начале ХХ века, о которых постоянно напоминали с думской трибуны сибирские представители, вынуждали царское правительство учитывать «сибирский вопрос» в своих законотворческих инициативах.
Например, министром юстиции был внесен в Государственную думу третьего созыва законопроект, предусматривавший введение суда присяжных заседателей в Томской и Тобольской губерниях, а также в Акмолинской области (ее центром являлся г. Омск). В 1909 году данный законопроект одобрила III Дума, и он поступил в верхнюю законодательную палату – Государственный совет и вскоре стал законом (после принятия Госсоветом и подписания императором).
На словах правительство соглашалось с общественным мнением, широко распространенным в Сибири, выступавшим за создание в крае полноценных органов местного самоуправления. Однако внести в Думу законопроект о сибирском земстве оно отказалось.
Инициатива разработки проекта соответствующего закона принадлежала сибирской парламентской группе. Эта группа была неформальным объединением не только сибирских депутатов, но и тех общественных деятелей, которые, не являясь парламентариями, разделяли озабоченность думских представителей населения губерний и областей Сибири и Дальнего Востока судьбой обширного края.

Законопроект о сибирском земстве был одобрен III Государственной думой в январе 1912 г. В мае того же года Государственный совет его отклонил, посчитав введение земских учреждений в Азиатской России делом необходимым, но преждевременным. Не случайно Сибирь дождалась земства только в 1917 г., после Февральской революции.
Депутаты Думы от Западной и Восточной Сибири выступали за отмену политической ссылки за Урал, были сторонниками беспошлинной торговли в устьях рек Обь и Енисей (режим такой торговли получил название порто-франко). Эти и некоторые другие идеи сибирских «думцев», направленные на устранение неравноправного положения Сибири в сравнении с регионами европейской части империи, не получили достаточной поддержки в российском парламенте.
Большинство депутатов края (а их разновременно в I-IV Государственные думы от Западной и Восточной Сибири, а также Акмолинской области Степного края было избрано 50 человек) пытались найти оптимальное соотношение общероссийских и региональных интересов.
Для некоторых сибирских парламентариев (Н.В. Некрасов, В.Н. Пепеляев, П.В. Вологодский и др.) думский период стал важной вехой в формировании их как политических деятелей, сыгравших впоследствии заметную роль в событиях Февральской революции и гражданской войны.

Аналитические материалы

Родионов Ю.П. Идентификация партийности сибирских депутатов Государственной думы в 1906 – 1917 гг. (Источниковые возможности решения проблемы)

Харусь О.А. Либерализм в Сибири начала XX века: идеология и политика

Родионов Ю.П. Социокультурные характеристики сибирских депутатов Государственной думы начала XX в

Организационная структура народных судов Китая подразделяется на 4 уровня: суды первой, средней, высшей инстанции и Верховный народный суд. Кроме того, учреждаются также военный, железнодорожный, водного транспорта и другие специализированные народные суды. Народные суды низшего звена в Китае включают: уездные и городские народные суды, народные суды автономных уездов и районные суды городов; народные суды среднего звена включают: народные суды округов внутри провинций и автономных районов, суды, учрежденные внутри городов центрального подчинения, народные суды городов провинциального подчинения и районного подчинения национальных автономий, а также народные суды автономных округов; высшие народные суды включают провинциальные высшие народные суды, высшие народные суды автономных районов и городов центрального подчинения.

Специализированные народные суды

Специализированные народные суды являются составной частью единой судебной системы — Института народных судов, вместе с местными народными судами различных уровней они осуществляют судебную власть государства.

Специализированные народные суды отличаются от местных судов главным образом в следующем:

1) специализированные народные суды являются судебными органами, созданными для рассмотрения дел определенных ведомств и в определенной сфере, а местные народные суды учреждаются по административно-территориальному делению.

2) В компетенцию специализированных народных судов входят специальные дела, характер рассматриваемых ими дел отличается от дел, подсудных местным народным судам.

3) Образование специализированных народных судов, а также назначение и смещение их кадров также отличается от местных народных судов, например Председатель Военного суда не избирается Всекитайским собранием народных представителей, а назначается Верховным народным судом совместно с Центральным военным советом.

Специализированные народные суды включают: военный суд, морской суд, суд железнодорожного транспорта, суд лесного хозяйства, суд сельского хозяйства и целинных земель, суд нефтяной отрасли, и др.

Военный суд

Военный суд учрежден на основе специфичности войсковой системы и военно-оперативных задач армии. Его конкретной задачей является суд над преступными элементами, наносящими вред государству и обороне страны, защита государственной безопасности, защита государственной законности и порядка в армии, повышение боеспособности войск, защита законных прав и интересов военнослужащих и других граждан. Основной функцией военного суда является нанесение удара по врагам, наказание преступников и защита народа, пропаганда социалистической законности.

Военный суд имеет 3 инстанции: Военный суд Народно-освободительной армии Китая; Военные суды военных округов, родов и видов войск,

Военные суды войсковых соединений и единиц, приравненных армии.

Военные суды образуются из Председателя, заместителя Председателя, двух судебных палат, каждый с Председателем и одним заместителем, а также судей и секретарей. В состав военных судов крупных военных округов, родов и видов войск, а также военных судов войсковых соединений и единиц, приравненных армии, входят Председатель и судьи, секретари.

Все военные суды образуют судебные комиссии. Ее основной задачей является обсуждение и изучение важных и трудных дел, а также проблем, связанных с судебной работой. Заседания судебной комиссии возглавляются Председателем суда, на заседании может присутствовать в качестве наблюдателя прокурор военной прокуратуры.

В компетенцию Военных судов входят определенный круг уголовных дел, как то: уголовные дела военнослужащих действительной службы; уголовные дела штатных работников армии; уголовные дела по уполномочию Верховного народного суда.

Морской суд

В компетенцию морских судов входят расследование в первой инстанции дел, связанных с морскими делами и морской торговлей, он не принимает к производству уголовные и гражданские дела. Апелляции на решения морских судов рассматриваются в соответствующем народном суде.

При морском суде учреждены палата по морским делам, палата по морской торговле, а также научно-исследовательский отдел и канцелярия. В состав морского суда входят Председатель, его заместители, Председатели палат и их заместители, а также судьи. Председатель морского суда назначается на должность и освобождается от должности Постоянным комитетом городского Собрания народных представителей по месторасположению морского суда по представлению Председателя Постоянного комитета СНП той же ступени; заместители Председателя суда, председатели палат и их заместители, судьи и члены судебной комиссии назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом городского Собрания народных представителей по месторасположению морского суда по представлению Председателя морского суда.

Суд железнодорожного транспорта

Суд железнодорожного транспорта имеет два уровня: суд железнодорожного транспорта среднего звена, относящийся к Управлению железных дорог, и суд низшего звена, находящийся в ведении нижестоящего управления железных дорог. Судебная деятельность суда железнодорожного транспорта среднего звена находится под надзором соответствующего народного суда высшей инстанции.

Председатель суда железнодорожного транспорта назначается на должность и освобождается от должности Постоянным комитетом Собрания народных представителей данного района по представлению Председателя Постоянного комитета СНП той же ступени. Заместители Председателя, Председатели палат и их заместители, судьи назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом Собрания народных представителей данного района по представлению Председателя суда.

В суде железнодорожного транспорта учреждена палата по уголовным делам, палата по экономическим делам и палата по гражданским делам. В их компетенцию входят: во-первых, гражданские и уголовные дела, совершенные на железнодорожных линиях; во-вторых, гражданские и уголовные дела штатных работников Управления железных дорог; в-третьих, хозяйственные споры, имеющие непосредственное отношение к ведомству железнодорожного транспорта.

Суд лесного хозяйства

Задачей суда лесного хозяйства является охрана лесов, рассмотрение дел по разрушению лесных ресурсов, серьезные происшествия, вызванные безответственностью, а также дела, связанные с другими странами.

Суды лесного хозяйства низшего звена обычно учреждаются в месторасположении Управления лесного хозяйства (или Управления сплава древесины) в определенном лесодобывающем регионе; в расположении Управления лесного хозяйства района (аймака) или в государственных лесных массивах учреждается Суд лесного хозяйства среднего звена.

(Китайский информационный Интернет-центр) 20/03/2003

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *