Защита прав инвалидов

Законодательство

Содержание

5.3. Помощь прокурора в защите нарушенных прав

Органы прокуратуры являются правоохранительными органами, а потому уполномочены принимать меры к защите прав и законных интересов граждан, которые нуждаются в правовой помощи, они могут выступать в защиту инвалидов и помогать в случаях, когда инвалид не имеет возможности самостоятельно защитить свои права.
Для того чтобы прокуратура смогла провести проверку и выявить нарушение прав инвалида, как правило, необходимо подать заявление в прокуратуру, в котором необходимо аргументированно изложить суть проблем и трудностей, с которыми столкнулся инвалид.
Заявление или жалоба в прокуратуру составляется в произвольной форме. В заявлении указывается орган прокуратуры, в который подается заявление или жалоба, адрес его местонахождения и данные заявителя (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). В основной части заявления последовательно излагаются события или действия, которые повлекли нарушение и результаты нарушения, по возможности делаются ссылки на нормативные правовые акты, которые нарушены. В просительной части заявления или жалобы, как правило, содержится просьба разобраться в сложившейся ситуации, провести проверку и принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов и наказанию виновных.
Например, ЧЛ. обратился в прокуратуру Железнодорожного района с заявлением, считая, что его незаконно лишили положенной компенсации в размере ста тысяч рублей. По закону эти деньги должны были выплатить взамен льготного автомобиля, поскольку он является инвалидом 3-й группы с детства и еще в 1993 г. был поставлен на учет на льготное получение автотранспорта. Из-за отсутствия финансирования на протяжении многих лет никакой транспорт инвалидам не выдавался. Согласно указу Президента РФ от 6 мая 2008 г. те, кто стоял в очереди до 1 января 2005 года, должны получить денежные компенсации взамен автомобиля. Однако Министерство социальной защиты упорно отказывалось выплатить 35-летнему инвалиду сумму, утверждая, что она ему не полагается. Прокуратура поддержала требования Ч.Н. в суде, который признал требование Ч.Нзаконным и обоснованным.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прокуратуре РФ») поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматривался в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Такой срок составляет один месяц. В ответ на заявление, жалобу и иное обращение прокуратура направляет мотивированное письмо. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Прокуратура уполномочена реагировать не только на жалобы и заявления граждан. Нарушения прав инвалидов прокуратура выявляет и во время проверок соблюдения законодательства, которые она проводит по собственной инициативе. Например, поводом для проверки может стать газетная статья о нарушениях, которые журналист заметил во время интервью с работниками дома инвалидов.
Например, в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что в отношении 11 инвалидов муниципального образования «Курильский городской округ» филиалом № 2 межрайонного бюро медико-социальной экспертизы города Южно-Сахалинска не разработаны индивидуальные программы реабилитации, отсутствие которых влечет за собой нарушение прав инвалидов на предоставление комплекса оптимальных для них реабилитационных мероприятий.
В подобных случаях закон обязывает работников органов прокуратуры обращаться в суд с исками о защите нарушенных прав инвалидов. Такое право основано на ст. 45 ГПК РФ, ведь инвалиды относятся к социально незащищенной категории граждан далеко не всегда имеют возможность самостоятельно защитить свои нарушенные права. Иногда причиной, по которой инвалиды не могут самостоятельно составить иск, является неграмотность письменной речи сложности передвижения, незнание процедуры судебного разбирательства, неверие в силу закона и т. п.
В приведенном выше случае прокурором Курильского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту инвалидов в районный суд было направлено 11 исковых заявлений с требованием о возложении обязанности на уполномоченный орган — филиал № 2 межрайонного бюро медико-социальной экспертизы города Южно-Сахалинска — о разработке ИПР в отношении каждого инвалида.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» к задачам прокуратуры относятся:
— обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности;
— защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Для этого прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуроры уполномочены проводить прокурорские проверки, в рамках которых запрашиваются документы в различных органах, учреждениях, организациях, вызывать на беседу их работников и должностных лиц, а также самостоятельно выезжать на место проверки, чтобы выявить наруше" дяя. Они не только составляют и направляют иски в защиту прав инвалидов в суд, но и профессионально участвуют в судебных заседаниях. По статистике, прокуроры выигрывают большинство судебных процессов.
Одним из важных направлений работы органов прокуратуры является надзор за соблюдением законов.

Права инвалидов в вопросах и ответах. Часть VIII — Защита своих прав

В отношении организаций и должностных лиц, допустивших нарушения закона, в суд направляются заявления о привлечении к ответственности.
Например, прокуратура Приморья выявила грубейшие нарушения в интернатах и домах инвалидов города Владивостока, после чего направила заявления об административном приостановлении деятельности этих учреждений в суд. Прокуратурой Приморского края совместно с контролирующими органами были организованы и проведены проверки соблюдения социального законодательства, законов о противопожарной безопасности в отношении объектов с круглосуточным пребыванием людей в сфере здравоохранения, социальной защиты населения и образования.
По итогам проверки, проведенной прокуратурой города Моршанска Тамбовской области на предмет соблюдения законодательства о социальной поддержке инвалидов и граждан пожилого возраста, выявлено нарушение со стороны ТОГУ «Моршанский межперриториальньш комплексный центр социального обслуживания населения», который взимал плату за социальное обслуживание пенсионерки-инвалида Н. Прокурор города Моршанска направил в суд исковое золение о предоставлении бесплатного комплекса социальных услуг инвалиду, размер пенсии которого ** превышает прожиточный минимум.
Сотрудники прокуратуры имеют право направлять в суд иски о нарушении прав неопределенного круга лиц. В частности, когда выявлены нарушения права инвалидов на осуществление беспрепятственного доступа к объектам социальной значимости, установленное ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
Так, Октябрьский районный суд города Архангельска в деле, возбужденном по иску прокуратуры, встал на сторону инвалидов и обязал мэрию Архангельска оборудовать вход в здание культурного центра «Цигломень» специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных людей. Иск прокуратура подала по итогам проведенной проверки, которая показала, что здание центра культуры, принадлежащее мэрии Архангельска, не оборудовано ни пандусом, ни перилами для доступа инвалидов.
Таким образом, если ваши права и свободы были нарушены неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц или государственных служащих, вы вправе обжаловать данные действия (решения) в двух основных направлениях:
1) в административном порядке путем обращения с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу; органу местного самоуправления; учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению; должностному лицу, государственному служащему. В данном случае ваш8 лсалоба должна быть рассмотрена в месячный срок, а если в удовлетворении жалобы было отказано или на нее не был получен ответ в течение месяца со дня ее додачи, то вы вправе обратиться с жалобой в суд;
2) в судебном порядке путем обращения в районный суд или к мировому судье. Консультацию о том, в какой суд следует обратиться с жалобой, можно получить по телефону в канцелярии районного суда по месту жительства или по месту нахождения лица, виновного в нарушении того или иного права гражданина. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Секретариат Конвенции о правах инвалидов

Вопросами обслуживания Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней занимается единый секретариат, в состав которого входят сотрудники Департамента по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) Организации Объединенных Наций, расположенного в Нью-Йорке, и сотрудники Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) в Женеве. После вступления Конвенции в силу ДЭСВ будет обслуживать Конференцию государств-участников, которая будет проводиться в Нью-Йорке.

Куда в москве обратитя по защитам прав инвалидов

УВКПЧ будет заниматься вопросами обеспечения работы Комитета по правам инвалидов в Женеве. В Нью-Йорке секретариат Конвенции о правах инвалидов будет размещен в Отделе по вопросам социальной политики и развития ДЭСВ, который несет ответственность за проведение мероприятий, связанных с искоренением нищеты и обеспечением занятости, вопросами взаимоотношений между поколениями, интеграции и развития на основе всеобщего участия, деятельностью неправительственных организаций и вопросами, касающимися коренного населения. В число целей секретариата при ДЭСВ входят:

  • i) содействие всестороннему и эффективному участию инвалидов в жизни общества и процессе развития;   
  • ii) расширение прав и защита достоинства инвалидов; и   
  • iii) обеспечение равного доступа к трудоустройству, образованию, информации, товарам и услугам. Мандат секретариата при ДЭСВ также включает пересмотр и осуществление Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых в 1993 году, и Всемирной программы действий в отношении инвалидов, утвержденной в 1982 году. Наряду с этим секретариат готовит публикации и выступает в качестве центра обмена информацией по вопросам инвалидности; содействует осуществлению национальных, региональных и международных программ и мероприятий; предоставляет помощь правительствам и гражданскому обществу; и оказывает весомую поддержку в реализации проектов и мероприятий в области технического сотрудничества.

В настоящее время одним из сотрудников находящегося в Женеве секретариата Конвенции о правах инвалидов является советник по правам человека и вопросам инвалидности, входящий в состав Отдела операций, программ и исследований. С момента создания Комитета по правам инвалидов после вступления Конвенции в силу в состав секретариата также войдут секретарь и персонал, обеспечивающий работу Комитета.

Цели секретариата при УВКПЧ, сформулированные на основе Плана действий Верховного комиссара, включают:

  • i) взаимодействие со странами в интересах оказания поддержки полевым миссиям ООН по правам человека в расширении проводимой ими на страновом уровне работы по Конвенции, в рамках которой особое внимание уделяется повышению осведомленности и содействию ее ратификации; 
  • ii) оказание поддержки правозащитным органам для обеспечения учета проблем инвалидности в рамках программы ООН в области прав человека, в частности в работе Совета по правам человека и существующих органов по мониторингу реализации договоров; 
  • iii) руководящую деятельность, направленную на то, чтобы побудить Верховного комиссара повышать осведомленность о проблеме инвалидности как одной из проблем в области прав человека, обеспечить необходимые средства и подготовить публикации для оказания государствам, организациям гражданского общества и национальным правозащитным учреждениям помощи в осуществлении положений Конвенции; и 
  • iv) установление партнерских отношений в интересах обеспечения тесного взаимодействия с другими межправительственными организациями и организациями гражданского общества для укрепления работы по Конвенции на основе сотрудничества.

Куда обратиться за помощью по защите прав инвалидов?

О НАС

РОО «РЕГИНЦЕНТР-ПРАВО» — старейшая правозащитная общественная организация, утвержденная Общим собранием 29 августа 1993 года.

В соответствии с Уставом РОО «Регинцентр-право» целями и задачами организации являются:

  1. Содействие защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации, организации правозащитной службы, помощь детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  2. Содействие решению задач общественной интеграции инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей .
  3. Сбор информации о правах человека  в РФ и ее анализ с целью выработки программ наиболее существенных мероприятий, способствующий росту социальной активности и гражданскому образованию, правовой культуре. 
  4. Содействие разработке и реализации программ, связанных с профилактикой агрессивной ксенофобии, экстремизма, религиозной и национальной нетерпимости, формирование в молодежной среде установок толернтности, уважения к культуре разных народов.
  5. Пропаганда необходимости нравственного очищения общества, уважения к человеческому достоинству и жизни во всех аспектах, кого бы это ни касалось, содействие разработке правовых актов, направленных на создание в РФ системы защиты прав человека.
  6. Содействие общественной стабильности , строительству гражданского общества и становлению правового государства; содействие разработке и реализации превентивных мер , способствующих устранению причин нарушений прав человека.
  7. Освоение позитивного международного опыта в области прав человека, культуры и образования и общественной дипломатии.

Многие НКО своим возникновением и существованием обязаны добровольцам —  людям, которые в достаточной мере озабочены решением проблем местного сообщества, чтобы тратить на это свое время и ресурсы. РОО «Регинцентр-право» активно привлекает добровольцев к участию в реализации своих уставных задач. Условно все привлекаемые добровольцы делятся на три группы:

постоянные добровольцы – психологи и юристы на горячей линии, консультанты, мониторы, ассистенты по уходу за инвалидами)

временные добровольцы – стажеры, школьники, студенты, временно безработные. Они привлекаются к краткосрочным работам в проектах.

Добровольцы, участвующие в разовых акциях и благотворительных мероприятиях.

Деятельность общественной организации осуществляется путем реализации социально-значимых проектов. Члены общественной организации на общем собрании определяют основные направления работы путем анализа комплекса проблем, существующих в регионе функционировании общественной организации.

Отличие общественных организаций от коммерческих  заключается в том, что целью создания общественных организаций является осуществление общественно-полезной деятельности, а не извлечение прибыли. Именно поэтому одной из самых сложных задач в деятельности каждой общественной организации является поиск средств для реализации социально-значимых, некоммерческих проектов. Перечень возможных источников финансирования проектов общественной организации закреплен в Уставе каждой общественной организации и регулируется действующим законодательством.

В РОО «Регинцентр-Право» средства для финансирования проектов могут быть получены путем добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц, целевого финансирования, грантов российских.

Планирование предстоящей деятельности включает в себя разработку проектов по решению этих проблем. Каждый проект  обозначает конкретные цели, задачи и способы их достижения (направления  деятельности).

РОО «Регинцентр-Право» разработал и в настоящее время реализует следующие программы и проекты, в рамках которых осуществляется ее деятельность: 

1. Программа "ОКНА РОСТА", осуществляющая организацию досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы с молодежью.

2. Проект "Правоград":  гражданское образование детей и молодежи через ролевые игры и тренинги по социальной активности»

 Также реазилуются программы, направленные на поддержку инвалидов: 

  1. Содействие в социальной адаптации инвалидов. Содействие в реализации прав инвалидов на образование, получение профессии и трудоустройство.
  2. Правозащитная служба для инвалидов.
  3. Поддержка инвалидов, занимающихся творчеством.
  4. Содействие  формированию  толерантного отношения  у молодежи, детей и подростков к инвалидам.

Каждый проект  обозначает конкретные цели, задачи в зависимости от проблем, стоящих перед гражданами с ограниченными возможностями.

  1. Проблема получения профессионального образования для инвалидов.

 Эта проблема достаточно долго волнует и самих инвалидов, и  НКО, защищающие права инвалидов в Москве. Многократные обращения граждан по этой проблематике послужили основой для наших обращений с ходатайствами, заявлениями, жалобами, предложениями  в Департамент Образования г. Москвы. В настоящее время «Регинцентр-Право» совместно с другими НКО, занимающимися помощью инвалидам, ищет пути взаимодействия с Департаментом образования города Москвы в направлении активизации работы по созданию на дому ученических автоматизированных рабочих мест детям-инвалидам, обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий. Получено разрешение передавать с 1 января 2009 г. указанным категориям инвалидов в безвозмездное пользование компьютерную технику после трехлетнего срока ее эксплуатации. Поэтому  в настоящее время Регинцентр – Право продолжает рассылку обращений в коммерческие структуры об участии в поддержке инвалидов бесплатными компьютерами.

2. Проблема ограниченных возможностей инвалидов в занятии спортом, творчеством и участии в других общественных публичных  мероприятиях.

Замкнутый образ жизни инвалидов и членов их семьи, оторванность от общественной жизни – одна из серьезнейших проблем, которая приводит к формированию множества негативных психологических проблем у детей с ограниченными возможностями. Поэтому многие НКО, включая и Регинцентр-Право, активно содействуют  Департаменту физической культуры и спорта города Москвы  и Департаменту образования города Москвы в организации и проведении муниципальных, окружных и городских праздников, спортивных соревнований, фестивалей и творческих конкурсов с участием и среди детей-инвалидов и других детей с ограниченными возможностями, в том числе обучающихся в коррекционных школах города Москвы.

Куда обратиться инвалиду о защите его трудовых прав

Так, Регинцентр- право, совместно с Префектурой ЮВАО г.Москвы, Управой «Люблино», «Кузьминки», Управлением образования ЮВАО, Департаментом образования г. Москвы   регулярно принимает участие в организации культурных и спортивных мероприятий.

3. Проблема получения жилья семьям, имеющих детей-инвалидов.

К сожалению, в Регинцентр-Право неоднократно обращаются граждане, имеющие детей – инвалидов за защитой их прав на получение жилой площади. В большинстве случаев им оказывается юридическая и информационная помощь: как, куда и с какими документами обращаться. Однако бывают случаи, когда чиновники злоупотребляют своим служебным положением, не выполняют своих обязанностей, либо вообще нарушают права таких граждан.

По таким обращениям Регинцентр-Право вступает во взаимодействие с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, с Префектурами административных округов, а при необходимости обращается с жалобами, заявлениями в прокуратуру и органы внутренних дел. Когда вышеуказанные государственные структуры видят общественную защиту и поддержку, то , в большинстве случаев, меняют свое поведение и внимательнее относятся к проблемам инвалидов.

 4. Нарушение правовых актов, регламентирующих требования по комплексному обустройству инфраструктуры города для инвалидов.

С целью защиты прав инвалидов  и других маломобильных граждан  на доступность объектов городской инфраструктуры (общественные и жилые здания, прилегающие территории, транспортно-пешеходная сеть, рекреационные зоны и др.) составляются обращения, заявления и рекомендации от НКО, защищающих права инвалидов в органы Москомархитектуры, Москомэкспертизы, Мосгосстройнадзора, Объединения административно-технических инспекций города Москвы, Государственную жилищную инспекцию города Москвы. К сожалению, большинство зданий образовательных учреждений, общественный транспорт (автобусы, метро) в Москве  до сих пор остаются недоступными для инвалидов.

 5. Вопросы социальной и правовой поддержки инвалидов.

С целью совершенствования социальной помощи инвалидам, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности и членам их семей  НКО , в том числе и Регинцентр- право, постоянно контактируют с  Органами исполнительной власти города Москвы.  Регинцентр-Право неоднократно обращался в органы местного самоуправления  с предложением о создании совместной Правозащитной службы для бесплатного оказания правовой, психологической и консультационно-информационной помощи инвалидам и членам их семей, о создании творческого центра для особых детей. К сожалению, пока возможности предоставления муниципальных помещений для реализации указанных проектов органы местного самоуправления выделить не могут, а коммерческая аренда в данных случаях абсолютно невозможна.  Однако, поиск сотрудничества в решении этих социально-значимых задач продолжается. Ведутся переговоры с депутатами муниципальных собраний, предлагаются и лоббируются детально проработанные проекты.

Адрес: 109390, Москва, 1-я ул. Текстильщиков 33
 Тел\факс: 903 553 0931, 926 1136451
 E-mail: oknarost@mail.ru 

ТК РФ, если производительность труда и квалификация работников равны, преимущественное право сохранить рабочее место отдается, кроме прочих категорий, работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества. Если указанные категории работников все же попадают под сокращение, им необходимо предложить перевод на вакантные должности (как соответствующие их квалификации, так и нижестоящие или нижеоплачиваемые), учитывая при этом состояние их здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). ВАЖНО! При увольнении работника-инвалида по п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не производится удержания за отпуск, предоставленный инвалиду авансом (абзац 5 части 2 ст. 137 ТК РФ).

Защита прав инвалидов в российской федерации

Чтобы все работодатели выполняли требования законодательства в части запрета ограничения прав инвалидов (по признаку социального положения), законодатель установил дополнительные требования к организациям и предприятиям в Российской Федерации. Для обеспечения инвалидам гарантии трудовой занятости Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2009; далее — Закон о социальной защите инвалидов) предписывает: • органам государственной власти Российской Федерации в своих законодательных актах устанавливать организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).

Особенности трудовых отношений с инвалидами

ВАЖНО! Инвалиды Чернобыля дополнительно имеют право:

  • на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время,
  • на дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней (выплачивается органами социальной защиты населения в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Перевод работника, имеющего статус инвалида Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия, работодатель обязан перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ). В других случаях перевод производится в общем порядке.

Юридическая помощь инвалидам и лиц с овз — права инвалидов в россии и их защита!

Для того чтобы оформить данную льготу на практике, необходимо предоставить в службу, расположенную в здании исполнительного комитета по месту жительства заявление соответствующего содержания, справку, свидетельствующую о наличии инвалидности, а также о ее группе и, кроме этого, справку о составе семьи и ее материальном положении. Каждый человек с ограниченными возможностями может получать возможность пребывания в учреждениях социального обслуживания, домах отдыха, а также в реабилитационных центрах. Кроме этого, при необходимости, все нуждающиеся люди с ограниченными возможностями могут быть обеспечены временным приютом, в котором организовывается все то, что нужно для комфортного проживания.

Работник-инвалид. особенности трудовых отношений

В рамках государственной политики предусмотрены соответствующие социальные обязательства, закрепленные на законодательном уровне, создается нормативно-правовая база, обеспечивающая социальную поддержку и защищенность данной категории граждан. Кроме того, действует программа помощи инвалидам, разработанная на федеральном и региональном уровне. Нормативно-правовые основы защиты прав инвалидов Проявлением толерантности общества является введение официального понятия, заменяющего в официальных документах понятие «инвалид» — люди с ограниченными возможностями.

Среди основополагающих документов, закрепляющих права людей с ограниченными возможностями, можно назвать декларацию и конвенцию о правах инвалидов.

Трудовые права инвалидов

Люди, ведущие законную трудовую деятельность, имеют право трудиться в течение меньшего времени, нежели обычный человек — в течение 7 часов в день. В общей сложности, недельная продолжительность трудовых часов составляет 35. В данном случае работодатель обязан выплачивать заработную плату в полном размере, как для работника, выполняющего такие же обязанности в течение 8 часов в день.

Важно

Что касается времени отдыха, то инвалид имеет право на 30-дневный отпуск, который должен предоставляться каждый год. Более того, такой сотрудник вправе пользоваться возможностью бесплатного отпуска, длительность которого в общей сложности не должна превышать 30 дней в год. На любом предприятии работодатель обязан надлежащим образом оборудовать место для исполнения трудовых обязанностей инвалидом, причем в соответствии с его физическими особенностями.

Льготы работающим инвалидам

От квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов; • органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Защита прав инвалидов на работе

Однако если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по указанному Закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по Закону о социальной защите инвалидов, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы). Анализируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Государство путем установления рассмотренных выше льгот, выплат, компенсаций и иных мер социальной поддержки инвалидов создало целую систему гарантий инвалидам в Российской Федерации.

Данная система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки призвана обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленна на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Виды гарантий, установленных государством, многочисленны.
Система образования В системе образования государство также производит защиту прав инвалидов. В частности, это выражено в предоставлении возможности для студентов-инвалидов получать специальные технические средства для обучения. Кроме этого, им полагается специальная стипендия, а также возможность обучения по специальной программе, составленной с учетом способностей лица.

Внимание

Абитуриенты-инвалиды имеют право на внеочередное зачисление в ряды студентов во все высшие учебные заведения России. Во время сессии на каждом экзамене студент-инвалид имеет дополнительное время для того, чтобы подготовиться к ответу. Дети-инвалиды имеют право посещать специализированные школьные и дошкольные учреждения, в которых предлагается полный спектр условий, созданных с учетом определенных физических недостатков человека.

Защита прав инвалидов на работу

Согласно статье 23 ФЗ №181 инвалид имеет право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск не менее 30 суток, а не обычный отпуск, длительность которого составляет 28 суток.

Защита и ответственность за нарушение прав инвалидов

Кроме этого в статье 128 ТК РФ сказано, что ему может быть предоставлен отпуск за свой счет не менее 60 суток в году. В случаях, когда работник-инвалид нуждается в переводе на другой нижеоплачиваемый вид работ в связи с медицинскими показаниями, работодатель должен перевести его и в течение одного месяца после перевода сохранить ему прежний заработок.

Работник-инвалид имеет право на 50%-ю скидку при оплате лекарственных средств, выписанных врачом, а также на половинную оплату СКЛ. В последнем случае оставшуюся половину оплачивает организация, в которой он трудится.

Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. 2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Круглосуточная Юридическая консультация по телефону ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ: МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Формирование института защиты нетрудоспособных членов общества и людей с ограниченными возможностями в рамках правового поля началось еще на стадии формирования государственности и гражданского общества. Сегодня помимо правовой поддержки осуществляется благотворительная помощь инвалидам 1, 2 и 3 группы специальными и общественными организациями. Сама помощь людям с ограниченными возможностями позиционируется, как моральная обязанность трудоспособных его представителей.

НовостиPermalink

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Дипломная работа студента

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ

заочного отделения группы СО-52

Титовой Елены Николаевны

Научный руководитель: к.ф.н. Казакова С.П.

КАЛУГА 2001

Содержание

Введение

1. История становления социальной защиты инвалидов

1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов

2. Правовое положение инвалидов в РФ

2.1 Порядок установления инвалидности

2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов

3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов

3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов

3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"

3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"

Список литературы

Введение

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является государственная поддержка и социальна защита инвалидов. В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных нрав и свобод. В Основном законе государства права и свободы инвалидов отдельно не оговариваются, а предоставляются наряду со всеми гражданами России, предусматривая тем самым их равноправие.

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7284млн. инвалидов (данные на 1 января 2001 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из лих более 50% — трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов. С 1992 года ежегодно инвалидами признаются свыше I миллиона человек, то каждый может прикинуть, сколько их у нас на самом.

Несколько лет назад Генеральная Ассоциация ООН приняла решение — ежегодно 3 декабря проводить Международный день инвалидов. Цель при этом преследовалась самая гуманная — привлечь внимание государства и общественности к их проблемам. Наконец-то об инвалидах у нас не только заговорили, но и стали предпринимать определенные меры для их поддержки.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, когда кризисные явления в экономике страны оказывают негативное влияние на социальную среду, инвалиды стали одной из самых социально — незащищенных категорий населения.

В дипломной работе показано, какими способами наше государство помогает этой категории населения, что государство создает инвалидам разные с другими гражданами возможности в реализации граждан, экономических, политических и иных прав в соответствии с общественными принципами и нормами международного права, по крайней мере происходит сдвиг проблем инвалидов в сторону их решения.

До вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствовали, что в реальной действительности затрудняло реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав. Например, большинство инвалидов из-за не созданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые и учебные строения и выезда из них инвалидных колясок, отсутствия или недостаточность специальных программ обучения не могли в полном объеме пользоваться объектами социальной инфраструктуры. Однако, после вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 1996 году, в котором с учетом мировой практики определены понятие и критерии инвалидности, ситуация изменилась в лучшую сторону. В законе акцент сделан не на полную или частичную потерю трудоспособности, а на нуждаемость в социальной помощи из-за стойкого расстройства функций организма, была определена компетенция федеральных органов по социальной защите этой категории граждан, установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам. Но главное, были подняты вопросы, направленные на решение проблем, связанных с приспособлением объектов физической и информационной среды к нормальной жизнедеятельности инвалида.

В настоящее время происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами стали признаваться не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и граждане, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, общение, ориентация, контроль за своим поведением, обучение). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечение доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

"Инвалид, — говорится в Законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты". "Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществить самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью".

Калеки, слепые, глухие, немые люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнить тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам. Но все инвалиды нуждаются в социальной защите и реабилитации

Социальная защита — система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В настоящее время в России проводится реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения её в соответствие с новой социально-экономической реальностью. Юридическая база реформы определена Конституцией РФ 1993 г,

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, а также необходимостью в социальной защите их прав и гарантий на современном этапе развития общества, В Российской Федерации эти вопросы касаются свыше 9 млн. ее граждан, признанных в установленном порядке инвалидами и состоящих на учете в органах социальной защиты населения — почти каждого третьего россиянина.

Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. Увеличилось число инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа первично признанных инвалидами граждан. За последнее десятилетие увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990 году на учете в органах социальной защиты населения состояло 155,1 тыс. таких детей, то в Российской Федерации в 1995 году этот показатель возрос до 453,7 тыс., а в 1999 году — до 592,3 тыс. детей. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей — инвалидов с детства.

В последние годы наблюдается увеличение численности инвалидов вследствие военной травмы. В настоящее время их количество составляет почти 42,2 тыс. человек. В общем контингенте инвалидов мужчины составляют 55,2%, женщины — 44,8%, в каждой возрастной группе уровень общей инвалидности среди мужчин больше, чем среди женщин.

Лица пенсионного возраста составляют 80% от общего числа инвалидов, инвалиды Великой Отечественной войны — более 15%, инвалиды I группы — 12,7%, П группы — 58%, Ш группы — 29,3%.

Структура распределения инвалидности (по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2001 г. исх. № 2510/2569-01-12) в связи с общим заболеванием в России следующая:

на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте находятся психические расстройства (2,7%).

Наибольшее число лиц, впервые признанных инвалидами, зарегистрировано в Северо-Западном (123,4 на 10 тыс. населения), Западно-Сибирском (59,9) и Поволжском (59,3) регионах.

Цель дипломной работы — изучение особенностей системы социально — правовой защиты инвалидов в нашей стране и за рубежом.

Объектом исследования является одна из самых социально незащищенных категорий населения, а именно инвалиды.

Предмет исследования — механизмы социально-правовой защиты

Гипотеза — повышение уровня и улучшение качества жизни является фактором снижения социальной напряженности, укрепления социальной безопасности России.

В дипломной работе поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть исторические аспекты социальной защиты инвалидов;

Юридическая помощь инвалидам и лиц с ОВЗ — права инвалидов в России и их защита!

изучить зарубежный опыт;

3. проанализировать правовое положение инвалидов в Российской Федерации на современном этапе развития общества;

4. провести анализ деятельности калужских социальных центров по защите инвалидов

Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой механизм социально-правовой защиты инвалидов в РФ и Калужской области в частности находится на начальном этапе своего развития и отвечает сложившимся на данный момент социально-экономическим условиям.

Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют работы ведущих специалистов по социальному праву, социологии, теории социальных технологий, теории и практике социальной защиты населения.

В исследовании нами были использованы следующие методы анализа, сравнения, моделирования.

В работе использованы статистические данные Госкомстата и статистические данные по Калужской области, отражающие динамику численности инвалидов, её структуру, а также данные по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что её результаты должны показать реальную обстановку, сложившуюся в нашей стране по данной проблеме, а также существующую за рубежом.

1. История становления социальной защиты инвалидов

Страницы: следующая →

1234567891011Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Социальноправоваязащита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

    Курсовая работа >> Социология

    … международного сотрудничества в области социальнойзащиты детства……………………………………………………………….….28 2.2 Организация социальноправовойзащиты детей и подростков, … ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида. В таком случае в договоре устанавливается …

  2. Социальная работа с инвалидами

    Реферат >> Социология

    правовых основ социальнойзащитыинвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов защитыинвалидов; 2. Проанализировать опыт работы учреждений социальнойзащиты по социальной, медико-социальной и социально

  3. Социальноправовые аспекты семьи

    Реферат >> Социология

    социальноправовойзащиты детей с ограничениями жизнедеятельности и их семей: с 1 января 1996 г. Закон РФ "О социальной защите инвалидов" … анализ содержания социальноправовойзащиты семьи в современной России, в особенности семьи с детьми-инвалидами привел …

  4. Социальноправовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

    Дипломная работа >> Социология

    социальноправовойзащиты воспитанников сиротских учреждений. В третьей главе «Исследование основных направлений социальноправовойзащиты … "исправлении" дефектов в случае с детьми-инвалидами). Ряд статей, опубликованных в российских средствах …

  5. Социальноправовое положение детей-сирот

    Дипломная работа >> Социология

    … без попечения родителей. Предмет исследования: социальноправоваязащита детей-сирот и детей, оставшихся без … семьям, одиноким матерям, семьям с детьми-инвалидами; — способствовать информированности населения России о демографических …

Хочу больше похожих работ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *