Защита прав ребенка примеры из жизни

Согласно Закону о защите прав детей обязанностью каждого жителя является охранять безопасность своих и других детей, не позднее, чем в тот же день сообщать полиции, сиротскому суду или другому органу защиты прав ребенка о любом насилии над ребенком, о нарушении его прав или другой угрозе, а также, если лицо подозревает, что у ребенка есть предметы, вещества или материалы, способные угрожать жизни или здоровью самого ребенка или других лиц.

Присоединением и ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка Латвийское государство обязалось обеспечить не только все права ребенка, установленные конвенцией, но и создать эффективные национальные механизмы защиты прав (административные, судебные и др.), использованием которых обеспечивается защита прав детей.

Согласно конвенции, а также Закону о защите прав детей, первые лица, которые обеспечивают защиту ребенка и его прав, это – родители или опекуны ребенка. Это – лица, которые прямо или косвенно соприкасаются с ребенком в повседневной жизни, и которых ребенок обычно слушается и воспринимает как пример. Эти лица – главные, которым важны интересы, развитие и благополучие ребенка, и которые обязаны вовлекаться в осуществление механизма защиты прав детей.

Выбор наиболее подходящих механизмов защиты прав, защиты нарушенных прав ребенка, зависит от характера и существа нарушения прав, а также от того, кто и насколько ограничил соответствующие права. Латвийские нормативные акты предусматривают, что права и интересы ребенка в отношениях с родителями и опекунами защищает сиротский суд. В случае совершения преступления, при котором подвергается угрозе жизнь, здоровье ребенка, устранение нарушения прав ребенка осуществляет полиция, прокуратура, суд. В свою очередь, за обеспечение прав ребенку на социальное обеспечение несет ответственность учреждения государства и самоуправления, например, социальные службы самоуправлений. В государстве защиту прав ребенка согласно своей компетенции обеспечивают учреждения образования, здравоохранения, социальной помощи и культуры, а также работодатели, все органы государства и самоуправления, негосударственные организации, деятельность которых связана с оказанием поддержки и помощи детям.

Если права ребенка нарушены решением, принятым государственным или муниципальным учреждением, родители ребенка или лица, их заменяющие – опекуны вправе оспорить или обжаловать решение в вышестоящем учреждении. Существенно, что каждое государственное или муниципальное учреждение, принимая решение, затрагивающее права и интересы ребенка, должно его мотивировать. В решении должны быть указаны также применимые нормы законов, а также пояснение, почему именно эти нормы и в этом случае используются. В соответствующем решении должна быть информация и о том, где и в какой срок можно оспорить или обжаловать это решение.

О том, какой механизм защиты прав используется, и состоялось ли нарушение прав ребенка в соответствующей ситуации, лицо вправе проконсультироваться, также обратившись в Бюро омбудсмена.

9.8. ПРАВА РЕБЕНКА И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ

Кулакова Анна Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Гражданское право и процесс» Место работы: Юридический институт им. М. М. Сперанского ВлГУ

Аннотация

Задача: права ребенка — активно дискуссируемая проблема, имеющая как научную, так и практическую ценность. Цель статьи прояснить некоторые проблемы, связанные с реализацией прав детей. В статье приводятся точки зрения современных ученых-цивилистов по рассматриваемому вопросу.

Выводы: в законодательстве и правоприменительной практике Российской Федерации провозглашены и реализуются права ребенка, зафиксированные в международных договорах. Степень защиты прав ребенка зависит от обстоятель-ств и особенностей каждого дела, наличия уже причиненного или потенциального вреда благосостоянию ребенка.

Оригинальность/ценность: данная статья посвящена необходимости совершенствования законодательства в рассматриваемой области.

Ключевые слова: правовое государство, права детей, дети, оставшиеся без попечения родителей

CHILDREN’S RIGHTS AND SOME PROBLEMS ASSOCIATED WITH THEIR USAGE

Originality/value: this article focuses on the necessity of improving the legislation in this area.

Keywords: legal state, the rights of children, children left without parental care.

В правовом обществе любой гражданин наделен правами и свободами, предоставленными ему от рождения, которые должны быть признаны, соблюдены и защищены государством, гражданам должна быть предоставлена судебная защита, гарантирующая всю полноту прав и свобод. Поскольку данное обстоятельство не ограничено какими-либо исключениями, то лица, недо-стригшие 18 лет, тоже имеют комплекс таких прав.

Декларация прав ребенка 1959 года установила, что за каждым ребенком без всяких различий или дискриминации закреплен весь комплекс прав. В развитие этого положения в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая провозгласила основные права ребенка, а именно:

— права на жизнь и здоровое развитие;

— право на имя;

— право на гражданство;

— право знать своих родителей;

— права на заботу родителей и на совместное проживание с ними;

— права и обязанности по отношению к детям их родителей.

Конвенция признает ребенка субъектом права и ставит перед государствами, подписавшими ее, задачу подготовки детей к самостоятельной жизни, нормального развития и формирования их личности в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Защита прав детей в Российской Федерации реализуется нормами, изложенными в Конституции РФ, Семейном Кодексе РФ и ряде других нормативно-правовых актов. Так Конституция РФ согласно общепризнанным нормам международного права гарантирует права и свободы человека и гражданина РФ (ст. 17 Конституции РФ), декларирует принцип государственной поддержки материнства, отцовства и детства (п.2 ст.7 Конституции РФ), а также берет под защиту государства материнство, детство и семью (ст. 38 Конституции РФ), чем создает социально-экономическую основу и правовую базу для нормального образования, воспитания и развития детей.

Семейный Кодекс РФ нацелен на укрепление семьи, построения ее на взаимной любви и уважении ее членов, взаимопомощи и взаимоответственности, недопустимости вмешательства в дела семьи и беспрепятственного осуществления и защиту членами семьи, включая детей, своих прав (ст. 1 СК РФ).

Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет цели политики государства в интересах детей, такие как осуществление прав детей, гарантированных Конституцией РФ; запрещение их дискриминации и восстановление прав детей в случаях их

Кулакова А. А.

ПРАВА РЕБЕНКА И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ

нарушений; формирование нормативной базы гарантий прав ребенка и помощь в физическом, интеллектуальном, психическом, духовном и нравственном развитии детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон затрагивает комплекс правовых, социальных, жилищных и других прав ребенка, определяет ответственность лиц, виновных в нарушении прав детей и причинении им вреда.

Основная нагрузка по защите законных прав и интересов ребенка ложится на родителей, а в органах образовании, здравоохранения, социально развития, а также в правоохранительной сфере и т.д. на сотрудников и специалистов (ст. 9-13 Закона о гарантиях прав ребенка).

Защищать права детей призван также уполномоченный при Президенте по правам ребенка, должность которого установлена Указом Президента РФ от 01.09.2009 №986 об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2009 году, и уполномоченные по правам ребенка в регионах.

Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает основы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и определяет ответственность за их нарушение в регулируемой сфере.

Итак, в РФ, провозглашенные и реализуемые права детей, имеют целью способствовать как индивидуализации личности; сохранению физической неприкосновенности и неприкосновенности внутреннего мира.

Но действующее законодательство содержит значительное количество пробелов, не позволяющих в полной мере защитить права детей.

Так, каждый ребенок в РФ наделен правом знать своих родителей, но в случае усыновления в семейном законодательстве прямо предусмотрена норма, регулирующая тайну усыновления, что ограничивает названное выше право. Лица, виновные в разглашении тайны усыновления без согласия усыновителя, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии со ст. 155 УК РФ.

В отечественной юридической науке обсуждается вопрос о соотнесении права ребенка знать своих родителей и тайны усыновления. Рядом ученых предлагается ввести открытое усыновление по аналогии с некоторыми западными странами , другие категорически против этого . Мы полагаем, что раскрытие тайны усыновления является нарушением нормы, предусмотренной Конституцией РФ в целях охраны частной жизни граждан. Тайна усыновления призвана защищать интересы ребенка, обеспечивая ему комфортные психологические условия пребывания в семье усыновителей. По мнению специалистов, процесс воспитания ребенка и его адаптация в семье проходят лучше, если ребенок не осведомлен о том, что не является родным . В связи с этим считаем правильным принятие решения по вопросу о тайне усыновления усыновителями руководствуясь их внутренними убеждениями, психофизиологическими особенностями усыновителей и усыновленных, спецификой семейной ситуации. В нашей стране отмена тайны усыновления преждевременна и противоречит интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исключением из этого правила следует признать случаи, когда желание гражданина

знать свое происхождение необходимо ему для определения генетической истории семьи и нахождения биологических связей в случаях диагностики наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и т. д. Получение информации, составляющей тайну усыновления даже в этом случае возможно только на основании решения суда и объем предоставленной информации должен быть не более необходимого для реализации других конституционных прав .

Одним из жизненно важных прав ребенка, обеспечивающих его нормальное развитие, а также физическое и психическое здоровье, является право на место жительства. Ребенок, находясь в зависимости от родителей, не имеет возможности самостоятельно защищать свои права, а по причине малого возраста и финансовой недееспособности обеспечить себя жильем. Поэтому родители должны обеспечить ему реализацию этого права, а государство — создать необходимые гарантии для исполнения родителями этой обязанности. Тем не менее, в практике правоприменения возникают случаи нарушения прав ребенка на жилье. Это, в частности происходит при раздельном проживании ребенка и родителя — собственника жилого помещения, поскольку согласно Жилищному Кодексу РФ (ст. 31) к членам семьи собственника жилого помещения относятся только проживающие совместно с ним дети.

Это положение Жилищного кодекса РФ критикуется в юридической науке , хотя ряд ученых придерживается точки зрения, что ребенок, оставшийся после расторжения брака проживать с родителем, у которого не имеется жилого помещения в собственности, и получающий алименты от другого родителя, не может считаться членом семьи собственника .

Представляется справедливым поддержать первую точку зрения в связи с тем, что развод родителей не влечет прекращение юридической связи с детьми, что относится и к праву на жилье. В силу наличия кровных уз и родства факт существования семейных отношений не может зависеть от совместного или раздельного проживания либо наличия или отсутствия родственных чувств между родителями и детьми .

Другой проблемой в обеспечении права ребенка на жилье является отсутствие его защиты в тех случаях, когда родители совершают сделки с жильем, на которое у ребенка есть право собственности или право на проживание. Разрешение органов опеки и попечительства родителям на отчуждение жилого помещения с условием приобретения ими другого жилья, предусмотренное законодательством, не гарантирует соблюдения прав ребенка на жилье, поскольку не может принудить родителей к приобретению жилья, кроме того ситуацию усугубляет отсутствие четких требований к приобретаемому в этом случае жилому помещению .

Решение этого вопроса, возможно, состоит в предоставлении органам опеки и попечительства права на контроль, предусматривающий полномочия проверять последующую за отчуждением недвижимого имущества сделку и обращаться в суд с требованием о признании такой сделки недействительной в случае установления факта нарушения прав ребенка . Другим предложением по решению проблемы является рассмотрение сделки по отчуждению недвижи-

мого имущества несовершеннолетних в качестве сделки, совершенной под отлагательным условием (обязательным приобретением недвижимого имущества на имя несовершеннолетнего) .

Таким образом, в законодательстве и правоприменительной практике Российской Федерации провозглашены и реализуются права ребенка, зафиксированные в международных договорах. Степень защиты прав ребенка зависит от обстоятельств и особенностей каждого дела, наличия уже причиненного или потенциального вреда благосостоянию ребенка.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,3%.

Список литературы:

2. Будайчиева Б. С. Правовое положение бывших членов семьи и их несовершеннолетних детей в свете нового Жилищного кодекса РФ // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №1. С. 111.

3. Егорова О. А. Реализация жилищных прав ребенка: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10.

4. Левушкин А. Н. Правовые последствия усыновления и тайна усыновления // Российская юстиция. 2011. №6. С. 26.

5. Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388

6. Пирогова Е. Е. Проблемы реализации права ребенка знать своих родителей // Семейное и жилищное право, 2015, №5

7. Постников А. Е. Соотношение права собственности на жилое помещение и права пользования жилым помещением членами семьи собственника // Актуальные проблемы российского права. 2007. №2. С. 168

9. Садеева Г. М. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования тайны усыновления по законодательству Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2015, №2 (103), С. 176-181.

10. Татаринцева Е. А. Правовое регулирование вопросов подготовки ребенка к усыновлению: опыт Англии // Актуальные проблемы российского права. 2013. №9. С. 1150.

11. Трофимова Г. А. Право ребенка на жилье: некоторые проблемы обеспечения // Адвокат, 2015, №11. — С. 11 -14.

РЕЦЕНЗИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на статью Кулаковой А. А. «Права ребенка и некоторые проблемы, связанные с их применением»

Рецензируемая статья представляет собой самостоятельное исследование автора по семейному законодательству. Не вызывает сомнения актуальность представленных проблем, связанных с правами детей, гарантированных рядом международных документов, Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ и рядом федеральных законов. Действующее законодательство содержит значительное количество пробелов, не позволяющих в полной мере защитить права детей.

Необходимость исследования данной проблематики лежит в ряде правовых несоответствий и проблем в данной области. Автор выделяет такое несоответствие между правом ребенка знать своих родителей и тайной усыновления, что ограничивает названное выше право. Право детей на место жительства нарушается при раздельном проживании ребенка и родителя — собственника жилого помещения, поскольку согласно Жилищному Кодексу РФ (ст. 31) к членам семьи собственника жилого помещения относятся только проживающие совместно с ним дети. Вышеназванное право может быть нарушено и случаях, когда родители совершают сделки с жильем, на которое у ребенка есть право собственности или право на проживание.

Автор предлагает пути решения выделенных проблем, но в качестве рекомендации желателен более конкретный подход к изменениям в законодательстве.

Статья рекомендована для опубликования.

Рецензент:

Заместитель председателя

Октябрьского районного суда г. Владимира

И. Н. Мысягина

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик — родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок. В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

Унижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия — в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов — учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА

1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на имя;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке и т.д.

2. Конституция Российской Федерации

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей, в том числе:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;

недопущение их дискриминации;

восстановление прав детей в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Закон о гарантиях прав ребенка призван создать условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

Закон затрагивает правовые, социальные, жилищные и прочие права ребенка.

4. гл. 11, «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. При выборе родителями имени ребенка не допускается использование в его имени цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

5. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 — 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Статья 20. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ.

Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. Зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

2. При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания «горячих линий».

Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, а также в установленном порядке имеют право на:

уведомление родителей или иных законных представителей о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей или иных законных представителей информация о помещении несовершеннолетнего в указанное учреждение должна быть направлена им в течение 12 часов с момента его помещения, а при отсутствии сведений о родителях или иных законных представителях указанное уведомление в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его последнему месту жительства;

получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правах и об обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении;

обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд;

гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем по установленным нормам. Нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Нормы и порядок обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом.

3. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, а также организация работы по их исправлению регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

4. Перечисление прав, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не должно толковаться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних.

8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Основные задачи

Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.

Реформирование деятельности органов опеки и попечительства.

Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.

Реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.

Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей — жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

12. Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»

Закон Тюменской области от 06.10.2000 № 205 (ред. от 23.09.2016) «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2012 № 565-п (ред. от 29.08.2016) «О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения» (вместе с «Положением об обеспечении контроля за реализацией прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения», «Порядком выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации, при которых договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок», «Порядком установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *