Зато закрытие

Солнечногорский район рекордсмен по количеству военных городков в Московской области. За последние несколько лет большинство из них были сняты с баланса министерства обороны( открыты). Жители таких городков до сих пор чувствуют себя брошенными и на это есть веские причины. В сегодняшней статье мы разберемся в чем отличается жизнь населения в закрытом военном городке и в поселении, которое передано на баланс муниципалитета.

Полное отсутствие обслуживание домов, дорог, муниципальных заведений, запущенное благоустройство- вот только несколько проблем, с которыми сталкиваются жители бывших военных городков. Почему так происходит? После снятия городка с баланса министерства обороны его следует прикрепить какому либо муниципальному образованию. Затем, все социальные объекты, дома и дороги передаются во владение данного муниципалитета. Однако этот процесс затягивается на многие годы и обслуживать жителей в этот период просто некому. Яркий тому пример- Выстрел. Пока объект не установят на баланс Солнечногорского района — обслуживать его город права не имеет, а министерство обороны, под предлогом передачи военного поселения городу, финансировать его тоже отказывается.

Как живется в закрытом военном городке? По логике вещей управляющие предприятия там исправно функционируют и добросовестно выполняют свои обязательства.

Давайте разбираться. В качестве примера возьмем закрытый военный городок( ЗВГ) Солнечногорск-30( Миронцево).

Первое отличие от открытого городка. На территорию городка по уставу пропускают только по пропускам. Благодаря этому преступности в городке практически быть не должно. Так ли это на самом деле?

В Советское время- возможно, но сегодня много что уже поменялось… Вокруг территории городка установлен бетонный забор. Можно провести параллель с железной дорогой Солнечногорска, пересечь которую можно только через мост, но это только официально. Всем жителям прекрасно известно, что около рынка(где раньше был наземный жд переход), благодаря проделанному ими же пролому в заборе, практически без проблемно можно пересечь жд пути. Железнодорожники неоднократно пытались заделать проход, но их попытки успехом не увенчались. Решетка, закрывающая пролом в заборе благополучно демонтировалась жителями в течении 24 часов. После же, последовало еще несколько попыток закрыть пролом. Ответом на это стал полный снос двух плит бетонного забора.

С нашим военным городком совершенно аналогичная ситуация. Тут даже пояснять ничего не нужно:

А вечером через этот пролом, по словам жителей, на территорию городка регулярно толпой ходят мигранты. Исходя из этого, «закрытым» городок уже можно назвать только условно.

ЖКХ .

В отличии от муниципалитетов, обслуживанием домов и территории в городке занимается не коммерческая фирма, а государственное предприятие, принадлежащее министерству обороны.- это будем считать вторым теоретическим отличием ЗВГ и ОВГ. Раз обслуживанием занимается ГУП, то может быть состояние домов и дорог достаточно хорошее?

Фактической разницы от открытых военных городков мы не увидели и здесь. На обслуживание средства практически не выделяются ,и это ярко сказывается на общем состоянии городка. Если же в городе управляющие компании зачастую недобросовестно растрачивают налоги жителей, то здесь же просматривается просто полное отсутствие финансирования.

Штукатурка в подъездах отваливается, окна прогнивают.

В открытых городках зачастую можно встретить заброшенные здания советской эпохи. Может быть в закрытом городке все подобные здания функционируют и хоть как-нибудь поддерживаются?

Опять же нет. Здания благополучно забрасываются и разваливаются.

Отличительные особенности.

Из-за статуса «закрытого городка» в поселении есть соответствующие проблемы. Отсутствие интернет-провайдеров, магазинов и социальных объектов. Вот уже пол года жители Миронцево вообще живут без аптеки. На территории городка есть школа и детский сад. Примерная численность населения- 5-6 тысяч человек. На автобусе до Солнечногорска ехать около 30и минут.

Жалобы местному управлению по поводу отсутствия аптечного пункта игнорируются. Мы обратились в администрацию Солнечногорского района, с надеждой достучаться от туда до министерства обороны,но там помогать нам отказались:

Повторный запрос мы направили в правительство Московской области.

Перспективы городка.

Сенеж, Тимоново, Выстрел- эти, ранее закрытые, военные городки переданы, а некоторые из них до сих пор передаются, на баланс города Солнечногорска. Это сделать не так сложно, так как они практически граничат с городом. Миронцево же отдалено от Солнечногорска на 15 километров, поэтому о передачи его на баланс города и речи идти не может. А ближайшие сельские поселения брать на себя обслуживание городка,во всяком случае пока-что, не в состоянии.

Жителям остается только ждать лучших времен. Они обязательно настанут и жизнь в городке наладиться, однако когда это произойдет — вопрос риторический.

Итог.

Закрытые военные городки в нашем районе назвать «закрытыми» можно только условно. На конкретном примере мы убедились , что жизнь в таких поселениях ничем не лучше жизни в открытых городках, переданных муниципалитетам, а статус «закрытый» лишь добавляет проблем местному населению.



В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего пункта 1, абзаца девятого подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 454-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 указанного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено по 31 декабря 2001 г.

Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено на 2000 год, за исключением ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры

Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Согласно постановлению ВС РФ от 14 июля 1992 г. N 3298-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» статья 5 Закона вводится в действие с 1 января 1993 г.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Речь — о родственниках бывших кадровых служивых, которые когда-то сняли погоны, но, не получив от минобороны квартиры, остались с семьями жить на ведомственных «метрах». Кое-кто до желанного новоселья так и не дотянул. Их вдовы, дети, другие близкие не потеряли право на получение квартиры от минобороны. Из «служебок» членов таких семей не гнали. Но, по возможности, командиры старались освободить занимаемую ими площадь для действующих кадровых очередников.

По закону, переселять людей длительное время можно было только через программу государственных жилищных сертификатов — ГЖС. Ее выполнение курирует не военное ведомство, и необходимое количество сертификатов минобороны никогда не получало. Поэтому решение проблемы расселения закрытых военных городков растянулось на долгие годы.

Прошлым летом в интервью «РГ» руководитель Департамента жилищного обеспечения минобороны Сергей Пирогов так обрисовал ситуацию: «Очередь на сертификаты с 2012 года упала в 220 раз, в том числе в связи с появлением новой, более привлекательной формы жилищного обеспечения — целевой субсидии, выплата по которой существенно превышает сумму стоимости ГЖС. Но есть категория людей, которым от сертификатов не уйти, — это жители закрытых военных городков, ведомственные пенсионеры. Они и их домочадцы оказались в служебном жилье. И единственный способ оттуда выехать — получить квартиру с помощью сертификата. Руководство минобороны обратилось к президенту страны с просьбой: нужны 3 тысячи ГЖС, чтобы закрыть эту проблему. Глава государства дал «добро» на выделение необходимой суммы. В то же время мы предложили иной способ решения проблемы. У минобороны есть невостребованные военнослужащими квартиры. Мы готовы предоставить их жителям закрытых военных городков. А жилье, которое они занимают сейчас, будет востребовано теми, кто служит в закрытых военных городках».

Теперь, с выходом указа 239, процесс переселения из закрытых военных городков должен ускориться. В чем суть заложенных там изменений? Главное, что не связанным с армией жителям военных городков минобороны теперь может не только выдать жилищный сертификат, но и предложить «натуральную» квартиру. Не навязать, а именно предложить, т.к. в указе четко прописано: такая форма переселения возможна только с согласия заявителя, то есть нуждающегося в крыше над головой человека. Есть у военных свободное жилье в каком-то регионе РФ, готовы туда отправиться новоселы, — значит, все в порядке.

При переселении на семью из двух человек положено жилье размером 42 квадратных метра

Не устраивает их новое место, значит придется ждать другого или своей очереди на сертификат. Квартиру, между прочим, тоже предложат в порядке очереди, зато бесплатную. Причем она может передаваться как в собственность нового хозяина, так и по договору социального найма.

В Указе, который вступит в силу 1 сентября этого года, определены и размеры предоставляемого жилья. Для одинокого человека эта норма составляет 33 кв. метра, на семью из двух человек — 42 «квадрата». Если в переселении нуждается семья из большего количества людей, — на каждого ее третьего и последующего члена полагается по 18 кв. метров. С учетом конструктивных особенностей дома, заявителям разрешается выделить жилое помещение большего размера, однако превышение норматива должно укладываться максимум в 9 «квадратов» общей площади.

Правда, возможна и обратная ситуация: предложенная человеку жилплощадь окажется чуть меньше нормативной. Тоже не беда. Если «переселенец» откажется туда въезжать, навязывать эту квартиру ему никто не станет. А предложат ждать другую — нормативного размера. Или воспользоваться субсидией, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

УДК 342.25

В. В. Синюгин

аспирант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УПРАЗДНЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. Данная статья освещает возможные проблемы и правовые последствия от упразднения закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в условиях действующего законодательства Российской Федерации. В рамках статьи особое внимание уделено инициативе министерства экономического развития Российской Федерации в конце 2015 года о подготовке проектов указов президента об упразднении шести закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), в которые включены следующие ЗАТО: город Северск Томской области, город Зеленогорск Красноярского края, город Новоуральск Свердловской области, город Заречный Пензенской области, поселок Звездный Пермского края, поселок Локомотивный Челябинской области. По данным законопроекта Правительству РФ и правительствам регионов поручено произвести необходимые организационные мероприятия для упразднения закрытых административно-территориальных образований с 01 января 2016 года в течение 9 месяцев.

Ключевые слова: инициатива министерства экономического развития Российской Федерации, упразднение закрытых административно-территориальных образований, правовые последствия, закрытые административно-территориальные образования, особый режим безопасности, бюджет.

V. V. Sinyugin

Postgraduate student Penza State University, Penza, the Russian Federation

THE LEGAL IMPLICATIONS OF THE ABOLITION OF THE RESTRICTED ADMIMISTRATIVE AND TERRITORAL ENTITY

Особый интерес к правовым вопросам закрытых административно-территориальных образований был вызван ввиду инициативы министерства экономического развития Российской Федерации в конце 2015 года о подготовке проектов указов президента об упразднении шести закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), в которые включены следующие ЗАТО:

город Северск Томской области, город Зеленогорск Красноярского края, город Но-воуральск Свердловской области, город Заречный Пензенской области, поселок Звездный Пермского края, поселок Локомотивный Челябинской области. По данным законопроекта Правительству РФ и правительствам регионов поручено произвести необходимые организационные мероприятия для упразднения закрытых административно-территориальных образований с 01 января 2016 года в течение 9 месяцев.

Данная инициатива встретила широкий общественный резонанс как со стороны органов муниципальной власти, так и со стороны населения закрытых административно-территориальных образований, выразив отрицательную позицию по данному факту. В настоящее время каких-либо законодательных актов в отношении упразднения вышеперечисленных закрытых административно-территориальных образований не было принято.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) представляют собой уникальное явление в истории России. Для их создания не только военно-промышленные объекты, но и целые населенные пункты были засекречены и превращены в закрытые зоны с особой структурой органов управления и режимом безопасности.

В настоящее время в России свыше сорока ЗАТО, они расположены на территории 22 субъектов Российской Федерации и в них проживает около 1 млн. 345 тыс. человек, то есть приблизительно каждый сотый россиянин.

По своей специализации закрытые административно -территориальные образования РФ можно условно разделить на несколько групп:

ЗАТО, находящиеся в ведении Росатома, с объектами, на которых обогащается и перерабатывается ядерное топливо для его использования в военных и мирных программах (ЗАТО Саров, Северск, Железногорск и др.).

Военно-морские базы, обеспечивающие боеготовность надводного и подводного флота России (ЗАТО Североморск, Вилючинск, Фокино и др.).

Населенные пункты вблизи объектов Ракетных войск стратегического назначения (ЗАТО Власиха, Сибирский, Горный и др.).

ЗАТО войск Воздушно-космической обороны, расположенные в окружении космодромов, ракетных полигонов и центров космической связи (ЗАТО Красно-знаменск, Мирный, Углегорск и др.).

ЗАТО, ранее являвшиеся центрами разработки химического оружия, ныне -центрами его утилизации (ЗАТО Шиханы, Михайловский).

ЗАТО, на территории которых расположены объекты военной связи, специальные строительные объекты и центры разработки новейших средств вооружения (ЗАТО Восход, Межгорье, Радужный) .

Специализация ЗАТО свидетельствует, что на их территории и сейчас сосредоточены наиболее важные сведения, составляющие государственную тайну, дислоцированы объекты повышенной опасности, на которые направлены подрывные устремления различных субъектов угроз безопасности РФ .

Закрытое административно-территориальное образование (далее по тексту -ЗАТО) — это сложный правовой феномен, в котором тесно переплетаются интересы государственного и муниципального управления. Органы государственной власти в ЗАТО, помимо своих основных обязанностей, выполняют дополнительные, связанные с поддержанием режима. Это обстоятельство увеличивает нагрузку на людей . Поэтому упразднение ЗАТО, несомненно, повлечет за собой неминуемые правовые последствия.

Итак, рассмотрим ряд негативных последствий от упразднения ЗАТО:

Упразднение ЗАТО, в первую очередь, предполагает ликвидацию пропускного режима, что влечет за собой изменение как для рядовых граждан, так и для безопасности государства.

ЗАТО является административно-территориальной единицей, в которой действуют органы местного самоуправления. Ее территория определяется исходя из необходимости надлежащего обеспечения особого режима, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов, входящих в состав ЗАТО или прилегающих к его территории. Функционирование ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности и границы, полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении ЗАТО, обеспечения действия особого режима, в том числе ограничение прав граждан и организаций. Особый режим ЗАТО устанавливается в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты сведений, составляющих государственную тайну, пресечения противоправных действий в отношении охраняемых организаций и объектов, обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан, защиты окружающей среды .

Так, на территориях таких ЗАТО как Северск изготавливают компоненты ядерных зарядов, в Зеленогорске на электрохимическом заводе, создававшемся для обогащения урана, производят стабильные изотопы, поэтому, безусловно, лишение статуса ЗАТО, открытие границ данных территориальных образований создаст угрозу ядерной безопасности страны.

Жители ЗАТО также высказались против упразднения ЗАТО, так как в результате этого последует сокращение бюджета закрытых городов, что вызовет неминуемое сокращение рабочих мест, уменьшение расходов на здравоохранение и социальное развитие, также жители потеряют надбавки к зарплатам, пенсиям, положенные жителям закрытых административно-территориальных образований. Проживание и осуществление трудовой или приравненной к ней деятельности в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования обеспечивается мерами государственной поддержки, которые в соответствии со ст. 7 Закона от 14 июля 1992 г. включает в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения;

— меры социальной защиты;

— льготы в оплате труда;

— льготы в области государственного страхования;

— гарантии занятости .

Так, например, повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения закрытых административно-территориальных образований находит своё выражение в предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам указанных образований из бюджета Российской Федерации.

Постановлением Правительства определен порядок компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно -территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, путём предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры (в том числе жилищное строительство) и переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории закрытых административно-территориальных образований .

Особое внимание заслуживает психологический фактор, а именно неготовность жителей к открытию города для беспрепятственного проникновения другими лиц: они считают, что «открытие» повлечет за собой волну бездомных, увеличит криминогенную обстановку в городе и в целом разрушит многолетний уклад жизни населения ЗАТО. Как отмечает В.Н. Козлов, в таких режимных по характеру, сложности и важности решаемых задач городах сложилось население со специфическим сознанием, привилегированное в советском прошлом по условиям и

образу жизни , тем самым обуславливает проявление негативного настроя к данному факту со стороны жителей ЗАТО.

Ликвидация ЗАТО, в свою очередь, также повлечет за собой формирование нового территориального образования. Так, в части 1 статьи 2 «Порядок создания, преобразования, упразднения закрытого административно -территориального образования и изменения его границ» Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в случае, если создание, преобразование или упразднение закрытого административно-территориального образования влечет создание вновь образованного муниципального образования, решение вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования и формирование органов местного самоуправления данного муниципального образования осуществляются в соответствии с абзацами пятым — одиннадцатым части 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Учитывая вышеизложенные положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во вновь образованном муниципальном образовании необходимо будет произвести ряд правовых действий:

1) Рассмотреть вопрос о проведении местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. Это обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. При отсутствии предусмотренной инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования, в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

2) Необходимо провести выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, они должны быть проведены не позднее, чем через шесть месяцев со дня его создания. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов.

3) Для жителей, предприятий учреждений будет необходима процедура замены документов, расчетных счетов, реквизитов и т.д.

Таким образом, вышеназванные мероприятия потребуют также финансовые расходы, в том числе из бюджетных средств.

Не менее значимым вопросом является потеря поддержки за счет финансирования из средств федерального бюджета городских бюджетов ЗАТО. В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 5.1 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их правовым режимом, компенсируются из федерального бюджета. Потеря поддержки за счет средств федерального бюджета приведет, в первую очередь, к лишению федерального финансирования многих социальных

учреждений: учреждений здравоохранения, детских садов, школ. Регионам придется изыскивать средства на их содержание в краевых и областных бюджетах. А переход на региональные ставки оплаты труда может создать дефицит специалистов, рост безработицы.

Итак, рассмотрев негативные последствия от упразднения ЗАТО, перейдем к анализу положительных. Безусловно, поддержание пропускного режима закрытых городов и поддержка бюджетов требует больших финансовых затрат. Так, депутат Новоуральска Алексей Шеховцев высказал свое мнение по этому поводу: «Указ Минэкономразвития позволит сэкономить порядка 3 млрд. рублей из федерального бюджета, если статуса ЗАТО лишатся все шесть городов. При этом Ново-уральск потеряет около 800 млн. рублей — четверть городского бюджета» .

Таким образом, упразднение шести городов ЗАТО позволит сократить расходы федерального бюджета и направить сэкономленные средства на решение более значимых и необходимых целей и задач для страны в целом.

Подводя итог вышеизложенным последствиям упразднения ЗАТО, можно сделать следующие выводы:

Учитывая вышеизложенные положения, несмотря на стремление государства занять лидирующие позиции в мировой экономике, следует особое внимание уделять обеспечению безопасности внутри страны. Безусловно, в рамках сложившейся нелегкой для государства экономической ситуации, ввиду ограниченности материальных ресурсов необходима концентрация финансовых средств и государственной поддержки наиболее перспективных направлений, к которым как раз относятся задачи, решаемые градообразующими предприятиями закрытых административно-территориальных образований.

Так же необходимо уделять внимание развитию экономики внутри закрытых административно-территориальных образований, так как это позволит сокращению компенсации расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с их правовым режимом из средств федерального бюджета, а, следовательно, к достижению целей, к которым и стремится Министерство финансов РФ — к экономии бюджетных средств.

Таким образом, при совершении таких глобальных действий как упразднение ЗАТО, следует прогнозировать как негативные, так и позитивные последствия от совершения данного факта. Необходимость защиты стратегически важных объектов, находящихся на территориях ЗАТО, а также анализ негативных последствий от упразднения закрытых территорий подтверждает целесообразность существования ЗАТО в Российской Федерации и актуальность их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алейник Д.Н. Некоторые вопросы социальной защиты граждан, проживающих в закрытых административно-территориальных образованиях / Д.Н. Алейник // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2014. — № 4. — С. 184-187.

2. Бахрах Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. — М. : Эксмо, 2009. — 608 с.

5. О закрытом административно-территориальном образовании: закон РФ от 14 июля 1992 № 3297-1 // Российская газета. — 1992. — № 190.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — № 40. — Ст. 3822.

7. Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов: постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 // Российская газета. — 2001. — № 130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 232-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — № 17. — Ст. 1565.

9. Социальное благополучие населения города Озерска / под ред. В.Н. Козлова. — Челябинск, 2007. — 118 с.

10. Черечукин Д.В. Понятие административно-правового режима в закрытом административно-территориальном образовании // Вестник экономики, права и социологии. — 2012. — №2. — С. 174-179.

2. Bakhrakh D.N., Tatarian V.G. Administrativnoe pravo Rossii . Moscow, Eksmo Publ., 2009, 608 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) начали появляться в нашей стране при работе над созданием ядерного оружия в 1946-1953 годах. В Советское время они были строго засекречены. Их не существовало на картах, о них нельзя было говорить (жители давали подписку о неразглашении). Письма для жителей ЗАТО приходили на почтовый ящик. Для конспирации закрытые города считались микрорайонами областных центров (назывались, например, Челябинск-40, Свердловск-45). По периметру такие населенные пункты окружены заборами с колючей проволокой и охраной, попасть внутрь можно только через КПП.

В советское время жителям запреток жилось довольно вольготно. Такого дефицита, как в целом по стране, в них не было. Но в случае чего возникали проблемы с силовыми структурами.

Перечень закрытых городов стал известен после распада СССР, он был утвержден отдельным законом, принятым в 1992 году и несколько раз изменявшимся. Тогда же у «почтовых ящиков» появились свои названия.

Сейчас закрытые города появились на картах, но по-прежнему в них можно попасть только по пропускам. Большинству жителей ЗАТО нравится жить за колючей проволокой и каждый раз попадать домой через посты охраны, после досмотра. К плюсам относят отсутствие посторонних людей и низкий уровень преступности.

У российских ЗАТО разная ведомственная принадлежность: одни относятся к Росатому, другие к Министерству обороны, третьи к Роскосмосу.

Всего закрытых городов в России в настоящее время 44.

По статистике в ЗАТО живет почти каждый сотый житель России (к ЗАТО не относятся обычные военные городки).

Теперь о каждом закрытом городе Урала более подробно.

Закрытые города Свердловской области

Лесной (Свердловск-45)

  • Год основания – 1947.
  • Численность населения – 50 тысяч человек.
  • Специализация — утилизация, сборка ядерных боеприпасов, производство стабильных изотопов. Подчиняется Росатому.

Создавался как завод № 418 (или база № 9) для электромагнитного разделения изотопов. Строился заключенными ГУЛАГа. Начал работу в 1950 году. В 1951 году здесь началось строительство второго в СССР завода для серийного изготовления атомных бомб мощностью 60 единиц в год (завод № 418).

Современное название (город Лесной) получил в 1994 году. Сейчас главный завод Лесного называется комбинатом «Электрохимприбор». Из ЗАТО Свердловской области охраняется наиболее строго: несколько рядов заборов, вышки с охранниками, серьезно оборудованные КПП.

Новоуральск (Свердловск-44)

  • Год основания – 1941.
  • Численность населения – 83 тысячи человек.
  • Специализация — разделительное производство изотопов урана. Подчиняется Росатому.

Начинался в 1941 году с завода легких сплавов. В 1946 году началось строительство «Комбината № 813» для производства высокообогащенного урана. Произведенный здесь высокообогащенный уран использовался при создании первой советской урановой атомной бомбы. Сейчас ведущее предприятие закрытого города называется «Уральский электрохимический комбинат».

Росатомом рассматривается вопрос об открытии города Новоуральска.

Поселок Свободный (Нижний Тагил-39)

  • Год основания – 1960.
  • Численность населения – 8 тысяч человек.

Здесь находится 42-я Тагильская ракетная дивизия РВСН.

Поселок Уральский (Косулино-1)

  • Год основания – 1960.
  • Численность населения – 2,4 тысячи человек.

Здесь расположен 21-й арсенал. Современное название дано в 1994 году.

Закрытые города Челябинской области

Озерск (Челябинск-65, ранее Челябинск-40)

  • Год основания – 1945.
  • Численность населения – 80,5 тысяч человек.
  • Специализация — хранение и переработка отработанного ядерного топлива, наработка и обработка ядерных материалов военного назначения. Подчиняется Росатому.

Озерск считают первенцем атомной промышленности страны, поскольку здесь создавался плутониевый заряд для атомной бомбы. Создавался И.В. Курчатовым. Предприятие – ПО «Маяк».

29 сентября 1957 года на комбинате «Маяк» произошел взрыв емкости с высокоактивными отходами. В итоге оказалась зараженной значительная территория, получившая название Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС). В головной части следа был создан Восточно-Уральский радиационный заповедник.

Название дано за обилие вокруг озер. Статус города Озерск получил в 1954 году. С 1994 году он официально значится с рассекреченным названием, которое получил в 1954 году (протокол президиума ВС РСФСР от 17.03.1954 г.).

Снежинск (Челябинск-50, Челябинск-70)

  • Год основания – 1957.
  • Численность населения – 49 тысяч человек.
  • Специализация — разработка ядерного оружия. Подчиняется Росатому.

Из всех десяти городов Росатома Снежинск, благодаря озерам и живописным видам, считается самым красивым. Возник на берегу озера Синара.

Здесь работает предприятие «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина»

Трехгорный (Златоуст-20, Златоуст-36)

  • Год основания – 1952.
  • Численность населения – 33 тысячи человек.
  • Специализация — разработка приборов и систем для АЭС и ядерного оружия. Подчиняется Росатому.

Возник в 1952 году с завода № 933 по производству атомных бомб. Первые авиационные атомные бомбы произведены здесь в 1955 году. Сейчас это предприятие «Приборостроительный завод», выпускает приборы для атомных электростанций.

В 1993 году Златоуст-36 получил название город Трехгорный.

Поселок Локомотивный (ранее Солнечный, Карталы-6)

  • Год основания – 1965.
  • Численность населения – 8,5 тысяч человек.

Здесь находилась 59-я Карталинская дивизия РВСН, расформированная в 2005 году. Современное название поселку дано в 1992 году.

Закрытые города Пермского края

Поселок Звездный (Пермь-76)

  • Год основания – 1961.
  • Численность населения – 9 тысяч человек.

Здесь располагалась 52-я ракетная Тарнопольско-Берлинская дивизия РВСН, созданная на базе Бершетского военного лагеря. Относится к Министерству обороны.

2 декабря 2002 года 52-я ракетная дивизия была сокращена, а на её основе создана 1328 база перегрузки и хранения элементов БЖРК (боевых железнодорожных ракетных комплексов) РВСН. Работает музей дивизии. Сейчас поселок открыли.

Закрытые города республики Башкортостан

Межгорье (Белорецк-15, Белорецк-16)

  • Год основания – 1979.
  • Численность населения – 16 тысяч человек.

Закрытый город Межгорье состоит из двух частей, удаленных друг от друга на 20 километров. Здесь расположены 9-е ЦУМО, 129-е Управление заказов и материально-технического снабжения специальных объектов (Межгорье-1) и 1110-е ОУЭСО (Белорецк-16). Считается, что здесь, на территории Южно-Уральского заповедника, в горе Ямантау построен бункер для государственной верхушки.

Закрытые города Оренбургской области

Поселок Комаровский (Домбаровский-3)

  • Численность населения – 9,6 тысяч человек.

В поселке расположена 13-я Краснознамённая ракетная дивизия РВСН. Относится к Министерству обороны. Поселок назван в честь космонавта В.М. Комарова, трагически погибшего на территории Оренбургской области.

Павел Распопов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *