Заявление в прокуратуру о

Содержание

Как составить заявление

В российском законодательстве существует несколько нормативных актов, регулирующих порядок обращения граждан и юридических лиц в органы Прокуратуры для инициирования проверки. Основным в данной сфере выступает закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан…» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Обратите внимание! Стоит знать, что конкретного образца для жалобы в Прокуратуру не существует. Это касается как обращений граждан, так и юридических лиц. Но к заявлениям фирм и компаний существуют определенные требования, закрепленные в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от под номером 45 (далее – Инструкция).

Единых требований к заявлению не существует, но с течением времени выработались правила оформления по поводу формы и содержания:

  • В верхнем правом углу необходимо написать: куда вы обращаетесь, т.е. полное название надзорного органа, адрес его местонахождения. Чуть ниже указываются паспортные данные того, кто обращается (ФИО, адрес проживания), а также номер телефона заявителя;
  • Чуть ниже контактных данных по центру листа нужно указать название обращения (например, «Заявление», «Обращение для проведения проверки», «Жалоба» и т.д.);
  • Далее необходимо логически и последовательно изложить суть проблемы, нарушенные права, а также контактные данные лица, совершившего проступок или правонарушение;
  • В конце важно сделать отметку о том, какой реакции вы хотите от уполномоченных лиц Прокураторы;
  • Завершается оформление заявления в надзорный орган проставлением даты и подписи заявителя (с расшифровкой).

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления в Прокуратуру о проведении проверки:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как подать жалобу в Прокуратуру на бездействие судебных приставов?

Причины для обращения в Прокуратуру

Нарушение работодателем трудового законодательства – распространенная причина обращения в Прокуратуру с целью проведения проверки. Чаще всего нарушаются: режим труда и отдыха, порядок выплаты зарплаты и другие нормы Трудового кодекса РФ. Именно с такими проблемами работники направляют жалобы в надзорные органы.

Еще одна популярная тема для обращений с целью инициирования прокурорской проверки – бездействие органов власти и уполномоченных лиц (например, при обращении в Полицию, к судебным приставам, в местную администрацию и т.д.). При необходимости, проверка будет проведена даже в том случае, если затягиваются сроки рассмотрения обращения в исполнительные органы власти.

Знайте! Прокуратура просто обязана будет отреагировать на жалобу, разобраться в ситуации и привлечь виновников к ответственности, если будет обнаружено нарушение норм законодательства.

Заявление в Прокуратуру имеет право написать любой гражданин, права которого были нарушены. Например, правонарушения в сфере образования, торговли, медицины. Конституция РФ гарантирует каждому из нас не только соблюдение прав, но и их защиту.

Заявление в Прокуратуру о мошенничестве.

Как составить жалобу в Прокуратуру на управляющую компанию, .

Как подать жалобу в Прокуратуру на отказ в возбуждении уголовного дела, читайте по ссылке: https://potreb-prava.com/dokumenty/pretenzionnyj-poryadok/zhaloby/obrazec-zhaloby-na-otkaz-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela-v-prokuraturu.html

Но прежде чем прибегать к крайним мерам разбирательства, стоит для начала попытаться урегулировать вопрос «на месте». Например, если были нарушены права потребителя, то необходимо написать претензию непосредственно торговой организации и подождать ответа. В большинстве случаев, руководству не нужны шумиха и прокурорские проверки, поэтому оно идет навстречу покупателям своего магазина.

Причиной жалобы в Прокуратуру могут быть не только нарушения прав конкретными действиями, но и противоправное бездействие, повлекшее последствия в виде нарушения прав человека. Например, когда органы следствия намеренно затягивают разбирательство по одному из дел либо вообще никак не реагируют на ваши обращения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как пожаловаться на бездействие Полиции в Прокуратуру?

Порядок подачи обращения

Куда отправить обращение, если оно уже составлено и подписано:

  • Первое и самое практичное – личный визит в Прокуратуру вашего города. Заранее распечатайте или напишите заявление об инициации проверки в двух экземплярах. Один из них уполномоченный сотрудник Прокуратуры заберет себе, на втором поставит отметку о принятии и передаст его вам. Такая отметка нужна в том случае, если в вышестоящем надзорном органе придется доказывать факт обращения;
  • Если по каким-либо причинам у вас нет возможности принести жалобу лично, то вы можете отправить ее по почте. Перед этим желательно посетить нотариуса и заверить заявление и все прилагаемые документы. Обязательно выбирайте отправку заказным письмом с уведомлением о вручении. В таком случае после получения обращения, вам придет уведомление о том, что ваше заявление получено. На нем будет отметка о том, кем и когда было получено письмо. Особое внимание обратите на дату передачи заявления в Прокуратуру. Именно с этого момента начинают идти сроки, в течение которых надзорный орган государственной власти должен дать вам ответ;
  • Последний и самый быстрый способ – отправка заявления в Прокуратуру через форму обращения на официальном сайте. Не забудьте указать свои контактные данные для получения ответа по принятому решению.

Посмотрите видео. Как подать жалобу в Прокуратуру правильно:

Как рассматривается документ в госструктуре

Порядок рассмотрения жалоб и обращений граждан регламентирован ст.9 закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также статьей 21 Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. N 2202-1 (далее – закон о Прокуратуре).

Исходя из толкования данных норм, можно сделать вывод о том, что при невозможности установления правды на основе данных, указанных в заявлении, органы Прокуратуры обязаны провести проверку соблюдения законодательства РФ. В качестве основания для такой проверки будет выступать факт нарушения прав человека, указанный в жалобе.

Общие правила проведения проверки закреплены в законе о Прокуратуре. Конкретика действий толкуется в Инструкции Генпрокуратуры, о которой мы говорили выше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как написать жалобу в Прокуратуру?

Кто же принимает решение о необходимости проверки? После получения жалобы, уполномоченные лица изучают представленные факты нарушения, устанавливают последовательность действий. Окончательное решение об инициации проверки может принять только прокурор либо его заместитель.

Далее информация о визите Прокуратуры доносится до руководителя учреждения, на которое поступила жалоба. Это должно быть сделано не позже того дня, когда планируется сама проверка.

Решение о проведении проверки всегда оформляется письменно и содержит:

  • цели осуществления проверки;
  • основания для осуществления проверки;
  • предмет проверки.

На законодательном уровне утверждена типовая форма таких решений. Она утверждена приказом Генеральной Прокуратуры от 17 марта 2017 года под номером 172. Правила направления ответного решения заявителю закрепляет ст. 10 Закона о Прокуратуре.

В ней говорится, что ответ должен включать в себя:

  • сведения о результатах прокурорской проверки и принятом решении;
  • меры, какие были приняты на основании обращения гражданина.

К тому же, статья 9 закона № 59-ФЗ дает право лицу или органу госвласти, получившему жалобу, рассмотреть ее с выездом на место.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Каковы сроки рассмотрения документа

Обратите внимание! Существует два типа сроков, в течение которых Прокуратура должна рассмотреть жалобу: общие и сокращенные.

Время рассмотрения зависит от ряда факторов:

  • полнота сведений в заявлении;
  • необходимость проведения проверки;
  • необходимость привлечения свидетелей;
  • необходимость отправления запросов и осуществления ряда других действий.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан составляет 30 дней. При необходимости, данный временной период может быть увеличен вдвое, т.е. до 2-х месяцев. Это может быть связано с проверкой сведений Прокуратурой. Но такое продление сроков возможно только по ходатайству прокурора, ведущего дело, либо его заместителя.

Заявление на продление времени рассмотрения жалобы подается не позднее, чем за 3 дня до окончания общего срока. Ходатайство о продлении сроков находится на рассмотрении вышестоящего начальства не более 15-ти дней, но если требуется действовать безотлагательно, то решение по нему будет принято в момент подачи.

Это важно! Обращение не будет рассмотрено, если оно передано анонимно либо написано невнятно и неразборчиво.

Существует особая категория дел, которая курируется Генеральной Прокуратурой. Для них сроки рассмотрения устанавливаются в отдельном порядке.

Посмотрите видео. Порядок направления обращений в Прокуратуру и их рассмотрения:

Тема № 13 Рассмотрение обращений и прием граждан в органах прокуратуры РФ

Стр 1 из 6

Тема № 13 Рассмотрение обращений и прием граждан в органах прокуратуры РФ

……………………………………………………………………………………………..(2 часа)

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие и значение деятельности прокуратуры, связанной с рассмотрением и разрешением обращений граждан.

2. Правовая основа деятельности прокуратуры, связанной с рассмотрением обращений и приемом граждан.

3. Сроки рассмотрения обращений и запросов в органах прокуратуры.

4. Виды решений, принимаемые по итогам разрешения обращений.

5. Организация приема заявителей в органах прокуратуры.

6. Особенности рассмотрения прокурором жалоб, поданных участниками уголовного судопроизводства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Какие обращения не подлежат рассмотрению в органах прокуратуры?

2. Кто может быть субъектом подачи жалобы, заявления и другого обращения?

3. Какие обращения представляются на доклад Генерального прокурора РФ?

4. Какие должностные лица органов прокуратуры обязаны вести прием граждан?

5. Каковы особенности рассмотрения прокурором жалоб участников уголовного судопроизводства.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

5. Федеральный закон от 21.07.1993 № 5473-1 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

6. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденная приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200.

7. Прокурорский надзор: курс лекций под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. М., 2011.

8. Прокурор в уголовном процессе: учеб. пособие для магистров. – М : Юрайт, 2011.

9. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров/ под ред. Ю.Е. Винокурова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012.

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие и значение деятельности прокуратуры, связанной с рассмотрением и разрешением обращений граждан.

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

ФЗ «О прокуратуре» (ст. 10) обязывает прокуроров рас­сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре­шению обращений граждан подчинять решению задач за­щиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен­ции которой относится решение вопроса. Генеральный про­курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы­вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе­ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Порядок приема и регистрации обращений установлен «Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450.

Органы прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

1.Управ­ление по рассмотрению писем и приему граждан — в составе Генеральной прокуратуры РФ (см. Положение об управлении);

2.отделы, группы или старшие по­мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан — в проку­ратурах субъектов РФ.

Функции органов прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

· непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж­дан;

· оказание помощи по рассмотрению и разрешению обращений начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо­дов, оперативным работникам;

· осуществление кон­троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга­нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про­курорские работники и следователи.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ­тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу­дарственных интересов.

Виды обращений в органы прокуратуры:

1.индивидуальные (поданы самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными);

2.коллективные.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ)

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

2 мая 2006 года

N 59-ФЗ

+ Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ», утв. приказом Генерального прокурора РФ от 26.12.2006 г. № 120 , и др.

Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 09.12.2015) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=190866&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.23091426959046912

· Приказ

· Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации

· 1. Общие положения

· 2. Пределы действия Инструкции

· 3. Рассмотрение обращений

· 4. Разрешение обращений и запросов

· 5. Сроки рассмотрения обращений

· 6. Направление ответов на обращения и запросы

· 7. Организация приема заявителей в органах прокуратуры

· Приложение. Книга регистрации приема посетителей

(СМ отдельно)

Основные понятия работы прокуратуры с обращениями

Обращение — изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица.

Предложение — рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах.

Заявление— просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба — просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Коллективное обращение — обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.

Дубликат обращения — обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и томуже вопросу и в интересах одного и того же лица.

Повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и томуже вопросу, в котором: обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру; сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения; указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения.

Парламентский запрос — запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания РФ с соблюдением требований ст. 18 ФЗ от 08.05.1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора РФ.

2. Кто может быть субъектом подачи жалобы, заявления и другого обращения?

10.3. Субъекты, предмет и пределы обращения (запросов)

Субъекты подачи обращений . Правом на обращение в органы и учреждения прокуратуры наделены физические и юридические лица. Подлежат рассмотрению обращения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства; парламентские запросы , запросы и обращения членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественной палаты РФ, должностных и иных лиц. Проверяются сообщения средств массовой информации.

Предмет обращений (запросов) . В прокуратуре рассматриваются обращения относительно действий (или бездействия) и (или) решений объектов надзора о нарушениях прав и свобод заявителя, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ.

Пределы полномочий прокурора .

Прокуратура рассматривает:

· обращения (запросы), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу, информационным системам общего пользования;

· обращения граждан, направленные средствами массовой информации;

· обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам, связанным с реабилитацией граждан (рассматриваются с учетом общих требований).

Заявления и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении рассматриваются органами дознания или предварительного следствия (например, Следственного комитета при прокуратуре РФ) в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 144 УПК РФ ).

Жалобы на действия (или бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров , по вопросам уголовного судопроизводства проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством (ст. 124 УПК РФ).

Порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение ходатайств о помиловании, а также заявлений граждан о реабилитации в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» устанавливается специальными приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

При рассмотрении обращения (запроса) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

1.Какие обращения не подлежат рассмотрению в органах прокуратуры?

Тема № 13 Рассмотрение обращений и прием граждан в органах прокуратуры РФ

……………………………………………………………………………………………..(2 часа)

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие и значение деятельности прокуратуры, связанной с рассмотрением и разрешением обращений граждан.

2. Правовая основа деятельности прокуратуры, связанной с рассмотрением обращений и приемом граждан.

3. Сроки рассмотрения обращений и запросов в органах прокуратуры.

4. Виды решений, принимаемые по итогам разрешения обращений.

5. Организация приема заявителей в органах прокуратуры.

6. Особенности рассмотрения прокурором жалоб, поданных участниками уголовного судопроизводства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Какие обращения не подлежат рассмотрению в органах прокуратуры?

2. Кто может быть субъектом подачи жалобы, заявления и другого обращения?

3. Какие обращения представляются на доклад Генерального прокурора РФ?

4. Какие должностные лица органов прокуратуры обязаны вести прием граждан?

5. Каковы особенности рассмотрения прокурором жалоб участников уголовного судопроизводства.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

5. Федеральный закон от 21.07.1993 № 5473-1 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

6. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденная приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200.

7. Прокурорский надзор: курс лекций под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. М., 2011.

8. Прокурор в уголовном процессе: учеб. пособие для магистров. – М : Юрайт, 2011.

9. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров/ под ред. Ю.Е. Винокурова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012.

Жалоба в прокуратуру — порядок направления и рассмотрения

На что жаловаться в прокуратуру

Какие обращения рассматриваются

Требования к содержанию и оформлению жалоб

В какую прокуратуру писать жалобу

Сроки рассмотрения обращений в прокуратуре

Принимаемые меры по результатам рассмотрения жалоб

Куда жаловаться на прокурора

На что жаловаться в прокуратуру

В обществе сложился устойчивый стереотип, что в прокуратуру можно пожаловаться по любому вопросу, в том числе и с заявлением о совершении преступления. Разберемся, какие жалобы рассматривает прокуратура.

В соответствии с Законом «О прокуратуре в Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; за законностью при возбуждении дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии КоАП РФ.

Таким образом, прокуратура рассматривает жалобы на нарушения любых законов государственными органами и коммерческими организациями.

Важно. Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству органы прокуратуры не осуществляют дознание и следствие по уголовным делам, а также не проводят доследственные проверки и не возбуждают уголовные дела, поэтому сообщения о преступлениях органами прокуратуры не рассматриваются. Такие обращения при поступлении их в прокуратуру передаются в следственные органы, уполномоченные рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 УПК РФ (как правило, в зависимости от состава преступления — в полицию или Следственный комитет).

Виды жалоб, рассматриваемых в прокуратуре

Наиболее распространенными видами обращений, рассматриваемых органами прокуратуры является:

  • обращения в сфере ЖКХ (неправильный расчет коммунальных платежей, отказ в постановке на льготную очередь на жилье, непредоставление субсидий и др.);
  • обращения на нарушения трудового законодательства (невыплата заработной платы работодателем, непредоставление отпуска, незаконное увольнение);
  • обращения на нарушения органами государственной власти при исполнении своих полномочий (например, бездействие при рассмотрении письменных обращений заявителя и неполучение ответа, требование должностных лиц гос. органа предоставить документы, предоставление которых не предусмотрено законом и др);
  • обращения по вопросам следствия и дознания (например, обращения на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении);
  • обращения по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам;
  • жалобы по вопросам привлечения к административной ответственности.

Справочно. В системе прокуратуры имеются транспортные прокуратуры, которые рассматривают обращения на нарушения законов на воздушном и железнодорожном транспорте, органами полиции на транспорте, а также таможенными органами.

Требования к содержанию и оформлению жалоб

Порядком рассмотрения обращений в органах прокуратуры предусмотрены требования, предъявляемые к жалобам.

Письменное обращение должно в обязательном порядке содержать:

  1. либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;
  2. фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  3. изложение существа обращения;
  4. личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать:

  1. фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение;
  2. адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ;
  3. изложение существа обращения.

В случае, если не указаны фамилия или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Справочно. Прокуратура проводит проверки и по анонимным обращениям. Ответ заявителю на такие жалобы не направляется.

В какую прокуратуру писать жалобу

В зависимости от вида обжалования можно обращаться в районную прокуратуру, прокуратуру субъекта (области, края, республики), специализированную прокуратуру (военную, транспортную, природоохранную) либо в Генеральную прокуратуру РФ.

Совет. Наиболее оптимальным будет направление обращения в ту прокуратуру, которая осуществляет надзор за органом, который нарушил права заявителя. В таком случае срок рассмотрения будет минимальным. Если заявитель не знает какая прокуратура осуществляет надзор за организацией, на которую он жалуется, жалобу можно направить в Генеральную прокуратуру РФ, которая спустит жалобу в нижестоящую прокуратуру, где будет проводиться проверка по обращению.

Способы направления жалобы в прокуратуру

Основными способами подачи обращений в органы прокуратуры:

  • направление обращений по почте в конверте;
  • направление обращений через Интернет;
  • доставка жалобы курьером (или лично) в прокуратуру и оставление ее в ящике для обращений;
  • запись на личный прием к прокурору и оставление жалобы «с личного приема».

В настоящее время большинство жалоб подается в электронном виде через Интернет. Обращение может быть направлено через официальный сайт прокуратуры субъекта. Как правило, на сайтах имеется раздел «Обращения граждан» или «Интернет-приемная», с помощью которых любой желающий гражданин или юридическое лицо имеет возможность направить обращение в электронном виде. Жалобу можно направить через раздел сайта «интернет-приемная Генеральной прокуратуры РФ».

Важно. Обращения по телефону в прокуратуре не принимаются и ответ на них не дается.

Срок рассмотрения жалоб

Общие обращения. В соответствии с действующим законодательством обращения граждан, поступивших в общем порядке, разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней. Продление указанного срока допускается только в исключительных случаях и не более чем на 30 дней.

Обращения в порядке ст. 124 УПК РФ. Срок рассмотрения жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, составляет 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Ответ на обращения подписывается:

  • в районных прокуратурах — прокурор или его заместители;
  • в прокуратурах субъекта — прокурор, заместители прокурора, старшие помощники прокурора, начальники отдела (управления);
  • в Генеральной прокуратуре — заместители Генерального прокурора, начальники отделов и управлений.

Принимаемые меры прокурорского реагирования по результатам рассмотрения жалоб

По результатам проверки доводов обращений выносится следующие решения:

  • об удовлетворении обращения;
  • об отклонении доводов обращения;
  • о разъяснении положений закона.

В случае полного или частичного удовлетворения обращения прокурор принимает меры прокурорского реагирования, в том числе:

  • принесение протеста на незаконный правовой акт или постановление по делу об АП;
  • внесение представления об устранении нарушений федерального законодательства;
  • направления в суд исков (заявлений) в интересах граждан;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях;
  • предостерегает должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

Куда жаловаться на прокуратуру

В тех случаях, когда заявитель не согласен с ответом прокурора либо с принятыми им мерами, он вправе его обжаловать в вышестоящую прокуратуру либо в районный суд по месту нахождения прокуратуры.

Система прокуратуры построена таким образом, что пока ответ на обращение не даст нижестоящая прокуратура, жалоба не попадет в вышестоящую.

На практике это выглядит следующим образом:

Заявитель обращается в Генеральную прокуратуру РФ на нарушения его прав, например, работодателем при выплате заработной платы. Генеральная прокуратура РФ спускает это обращение в нижестоящую субъектовую прокуратуру (области, республики или края), а та, в свою очередь, перенаправляет это обращение в прокуратуру района. Ответ в этом случае будет за подписью заместителя прокурора районной прокуратуры.

В случае несогласия с этим ответом, заявитель вновь пишет жалобу в Генеральную прокуратуру, которая также спускает эту жалобу в нижестоящую прокуратуру. Так как обращение было за подписью заместителя прокурора, ответ во второй раз даст прокурор районной прокуратуры. Дальше жалобы будут рассматриваться в субъектовой прокуратуре (сначала начальником отдела, затем заместителем прокурора, а после этого — прокурором). И только после рассмотрения жалоб нижестоящими прокурорами они попадут на разрешение в Генеральную прокуратуру РФ.

Как правильно написать заявление в прокуратуру по факту мошенничества?

Нередко россияне сталкиваются с мошенническими действиями, совершенными в отношении них. Данное преступление является уголовно наказуемым; заявление обычно подается в дежурную часть территориальных правоохранительных органов. В случае отказа в его принятии следует обращаться в прокуратуру по месту совершения преступления, оформив заявление соответствующим образом. Мы расскажем, как написать заявление в прокуратуру (образец его оформления также предложим вашему вниманию).

В этом документе должна содержаться информация о лице, обращающемся в надзорный орган, с указанием ФИО, паспортных данных, его места жительства и пр. В самом заявлении описываются обстоятельства произошедшего, указывается лицо, совершившее мошеннические действия, и просьба направить материалы в поднадзорные органы следствия или дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по одной из статей УК РФ, предусматривающих ответственность за мошенничество (статьи 159–159.6 УК РФ).

Не забудьте приложить имеющиеся в наличии доказательства факта мошенничества (фото, документы и прочие) и указать размер нанесенного ущерба. В конце заявления ставится подпись заявителя и дата.

Прокуратура проводит проверку, после чего при наличии достаточных оснований заявление и приложенные к нему материалы могут быть направлены в полицию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Образец заявления в прокуратуру по факту мошенничества можно найти на специализированных сайтах, в т. ч. на нашем.

Оформляется оно ориентировочно следующим образом:

В прокуратуру г. ______________

Прокурору города _____________

Адрес ________________________

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

От __________________________

Адрес проживания _____________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, (ФИО), ____________________________________________________,

довожу до Вашего сведения, что _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ (излагается суть происшедшего).

На основании вышеизложенного ПРОШУ:

и т.д.
О принятом решении прошу уведомить меня в письменной форме по указанному ранее адресу.

Дата: «__»___________ 201__ г. Подпись: ________________

Жалоба в прокуратуру: форма, причины подачи, срок рассмотрения и содержание

Строгой формы образца жалобы в прокуратуру нет, подобного рода документы нужно составлять в свободном официально-деловом стиле, без лишних эпитетов, возгласов и других литературных излишеств. Также не требуется применение юридической терминологии, законодательных норм и собственной оценки ситуации. При рассмотрении жалобы не принимаются во внимание орфографические, грамматические, пунктуационные и другие ошибки.

Причин подачи жалобы в прокуратуру множество. К основным можно отнести:

  1. Задержку заработной платы (См. Как написать заявление в прокуратуру о невыплате зарплаты (образец)?).
  2. Непредоставление государственным органом запрашиваемой информации.
  3. Противозаконное увольнение.
  4. Отказ в регистрации акта гражданского состояния.

Полная и правильная жалоба должна содержать:

  1. Название и место нахождения органа прокуратуры.
  2. ФИО заявителя и его контактную информацию (телефон, номер факса и др.).
  3. Причины подачи жалобы (неправомерные действия, необоснованный отказ, бездействие органов и лиц).
  4. Требования заявителя (восстановить права, прекратить нарушение).
  5. Подпись заявителя и дата составления жалобы.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней.

Подача жалобы в прокуратуру: советы юристов

  1. При написании жалобы нужно помнить, что несодержательные и объемные тексты рассматриваются в последнюю очередь. Жалоба не должна содержать лишней информации.
  2. Заявитель должен указывать реальные и необходимые требования. Жалобы, которые содержат просьбы уволить должностное лицо и предоставить особые привилегии и права, не рассматриваются.
  3. Заявитель должен указать в жалобе реальные доказательства нарушения его прав, а не предположения или личные впечатления. Также нужно точно написать должность и ФИО человека, который, по мнению жалобщика, нарушил его права.

Для того чтобы органы прокуратуры рассмотрели жалобу, заявитель должен составить ее в соответствии с требованиями инструкции о порядке обращений граждан в прокуратуру. Также нужно соблюдать определенные правила деловой переписки: четкость текста, достоверность предоставленных доказательств и наличие всех обязательных реквизитов. Соблюдение всех вышеперечисленных требований может гарантировать заявителю удовлетворение жалобы.

Наставление по действиям в случае получения ОТПИСКИ от ПРОКУРОРА

Люди жалуются что прокурор присылает ОТПИСКУ/ Но — на мой взгляд — получение ОТПИСКИ должно радовать, потому что открываются прекрасные возможности поиграть на струнах государственного инструмента под названием СУД
Сразу формируем ЖАЛОБУ в суд на отписку прокурора
Жалоба на решение (действие) прокурора
А чтобы она выглядела весомой, даем НАВСТАВЛЕНИЕ
А. Сначала объясняем суду
что вы писали прокурору и что прокурор ответил, делаете промежуточный вывод о том, что ваши нарушенные права остались не восстановленными … И далее
В то же время Конституция РФ (ст. 18) и законы России обязывают прокуроров всех уровней соблюдать конституционные права граждан РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.04г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты и обеспечивать их исполнение, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций
(Если ваше обращение направлено «нижесидящему» прокурору, на котрого вы жаловались, то включите такие ссылки )
В соответствии со ст.129 Конституции РФ, п.4 ст.21, п.3 ст.37 УПК РФ, п.1 ст.4 Закона «О Прокуратуре РФ», требования и поручения прокурора, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми должностными лицами. Однако …… намеренно не исполняют обязанности по исполнению предписаний закона, поскольку все мои обращения всегда направляются на рассмотрения тем прокурорам, действия которых я обжалую. В силу действия ст.7 УПК РФ, нарушение норм Кодекса при проведении процессуальных действий и принятии решений ведет к признанию юридически ничтожными порождаемые этими действиями и решениями последствия.
(Если отписка не учитывает всех приведенных Вами доводов — включаете следующий фрагмент со ссылкой на ч.4 ст.7 УПК и на 42-0)
Пункт 4 ст.7 УПК РФ требует, чтобы постановления прокурора были законными, обоснованными и мотивированными В определении от 25.01.2005 № 42-О Конституционный Суд РФ признал, что ст.7 УПК РФ в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказа дознавателя, следователя, прокурора, а также суда от исследования и оценки всех приводимых в заявлении, ходатайстве или жалобе доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные основания, по которым эти доводы отвергаются.
И делаете вывод — после каждого смыслового раздела надо давать краткое заключение
Указанное незаконное решение должностных лиц прокуратуры и установившаяся порочная практика привели к существенному нарушению и лишению моих конституционных прав и затруднило мой доступ к правосудию.
Б. Теперь включаем «тяжелую артиллерию»
объясняем суду, что гражданин — равноправный субъект!!! что у него есть право на получение адекватного ответа!!! что на все доводы , приведенные в вашей жалобе должны быть ответы !!!
(ссылка на 4-П)
Отмеченные права, как указал Конституционный Суд РФ в “Постановлении” от 3 мая 1995 года N 4-П, требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. А далее расписать, почему ответ не отвечает требовнию адекватности, имея в виду, что адекватность
(ссылка на 42-0)
Определением Конституционного Суда № 42 от 25.01.2005 сформулировано
— требование к дознавателю, следователю, прокурору на досудебной стадии проводить исследования и оценки ВСЕХ приводимых в обращениях граждан доводов, Правовая позиция Суда сформирована в категорических выражениях: «… решения могут быть вынесены только после … опровержения доводов, выдвигаемых в обращениях,
— право каждого обратившегося в суд, а также в иной государственный орган на получения на свое обращение законного, обоснованного и мотивированного решение соответственно должностного лица или суда.
— обязанность лиц, принимающих решения по обращениям граждан, мотивировать свои процессуальные решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания
(ссылка на 7-П)
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27.06.2005 г. № 7-П указал: «отказ прокурора от возбуждения уголовного дела и от принятия предусмотренных законом мер к установлению личности виновного фактически исключает возможность получения потерпевшим судебной защиты своих прав и законных интересов. Иное означало бы безосновательный отказ государства от выполнения возложенных на него функций по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.10, 18, 45, п.»б» ч.1 ст. 72 Конституции РФ) и переложение этих функций на граждан.».
Вывод
Вместе с тем обжалуемое решение не опровергает приведенных в нашем обращении доводов, является односторонним — в нем не отражена позиция Заявителя, но только позиция в защиту интересов подозреваемого, принятое решение не отвечает требованию адекватности, обоснованности, мотивированности и законности, а потому подлежит отмене.
В. Добиваем ссылками на УПК и приказы Генпрокуратуры
(ссылки на приказы Генпрокуратуры №12, №18, №39,
на Присягу прокуророа и
на УПК РФ — статьи 21, 22,42,145)
Действия должностных лиц прокуратуры свидетельствуют о невыполнении требований Инструкции «О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генпрокуратуры от 16.03.2006 №12
Пункт 2 ст.21 УПК РФ требует от прокурора в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Пункты 2.2. и 2.4. Приказа Генпрокуратуры РФ от 5.07.02 № 39 обязывает прокурора не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления, и если не исчерпаны возможности для их сбора.
В соответствии с п.2.1 Указания генеральной прокуратуры РФ от 05.08.2003г. № 28/20 и приказом Генпрокурора РФ от 16.05.2005г. № 18, должна быть обеспечена всесторонняя проверка изложенных в жалобе доводов. Вместе с тем работники прокуратуры вообще никогда не проводили и не обеспечили проведение проверок с вынесением Постановления о возбуждении уголовного дела в порядке указаний ст. 145 УПК РФ.
(ссылка на Присягу прокурора — ст. 40.4 закона «О прокуратуре …»)
Работники прокуратуры не пытаются ничего устанавливать и не выполняют требований УПК РФ, своих собственных указаний и приказов, а также ст. 40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой каждый прокурор обязуется непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость, сознавая, что нарушение этих обязательств, несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры. Действия прокуроров в виде подписания необоснованных и немотивированных ответов на мое сообщение о преступлениях существенно нарушило мои конституционные права и законные интересы, поставило меня в бесправное положение, создало препятствие моего доступа к правосудию.
(ссылки на Конституцию — и намек на угрозу превращение неких (не названных) госорганов в криминальную структуру- )
Между тем, защита моих прав и законных интересов гражданина РФ, а также обеспечение доступа к правосудию традиционно провозглашается одной из основных задач и обязанностей прокуратуры. Реализация этих прав, задач и обязанностей четко оговорена законом и охраняется им (ст.ст.18, 45 Конституции РФ, ст.2 УК РФ, п.1 ч.1 ст.6, ст.ст.21, 22, 42 УПК РФ). Органы прокуратуры действуют от имени государства и призваны контролировать исполнение этого закона, а не саботировать их исполнение. Положения ст. 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию. Данные конституционные нормы прокуратурой не исполняются, в результате чего возникает угроза превращения государственных органов в криминальную структуру.
(ссылка на законо о госгражданслужбе — еще раз — но теперь вытаскиваем ст.37)
Такое же положение заложено в ст. 15 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за нарушение которой предусмотрено увольнение прокуроров, в полном соответствии указаний этого закона за невыполнение требований законодательства и лишение меня конституционных прав и свобод (ст. 37)
(Эта ссылка уподобляется вытаскиванию из мешка кота — на полминутки показываем кота запертой в клетке мышке. Этого достаточно для инфаркта — на втрой-третий раз) .
Г. Даем обоснование права на судебный порядок оспаривания решения или действий прокуратуры
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления “(статья 33),” защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом “(статья 45,” часть 2), в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.
В соответствии со ст. 46, 52 Конституции РФ, ст.19, 23, ч.3 ст.29, 123, 125 УПК РФ, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) следователя и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, компенсации причиненного им ущерба, либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный (городской) суд по месту производства предварительного расследования
Это чудненькая норма: например, вы живите в станице, обратились в свою районную прокуратуру с Заявлением о преступлении,но та отказала безмотивно. Потом направили жалобу в краевую прокуратуру, а она оказалась отпиской. так вот нехай, как говорят на Кубани, теперь краевой прокурор едет в ваш станичнный районный суд оправдываться). Стадия уголовного судопроизводства начинается с момента получения сообщения о преступлении.
На основании изложенного, и в соответствии со ст. 18, 45, 46, 52 Конституции РФ, ст.19, 23, ч.3 ст.29, 123, 125 УПК РФ
П Р О Ш У :
1.Признать незаконным уклонение прокурора от проведения проверки по моему сообщению о признаках преступлений в отношении …. и действий по умышленному сокрытию этих преступлений, выразившихся в официальных ответах, содержащих необоснованные и немотивированные отказы в возбуждении уголовного дела.
2. Обязать прокурора устранить допущенные нарушения и решить вопрос по сообщению о признаках преступлении по моих обращениям, с учетом оправдательного приговора, его действий незаконными.
3. Истребовать в судебное заседание материалы проверок моих заявлений о преступлениях в отношении и.
4. Настаиваю на рассмотрении настоящей жалобы только с моим участием.
Приложения:
Дата
Подпись
ПРИМЕР №1
В …районный суд …
Заявитель:…
Лицо, чьи дейстсвия …: Прокурор …

ЗАЯВЛЕНИЕ
в порядке гл. 25 ГПК РФ на уклонение прокурора Пермского края от ответа по существу
(дата) я обратилась к прокурору Пермского края с заявлением опредполагаемом преступлении судьи Чайковского городского суда Козловой О.Ф. — в порядке ст. 141-145 УПК РФ (заявление прокурору края от 25.03.12 г. – в приложении).
В заявлении я просила:
— провести проверочные действия на предмет возможных коррупционных проявлений и наличия в решениях и действиях судьи Козловой О.Ф. признаков уголовно-наказуемых деяний (они в полном объеме изложены в заявлении),
— выдать мне талон о получении сообщения о преступлении;
— на случай, если судья Козлова О.Ф. откажется давать показания, ссылаясь
на статус судьи, поставить в соответствующем порядке вопрос о лишения ее такого статуса.
Прошло 40 дней, однако в нарушении законодательства Я НЕ ПОЛУЧИЛА НИКАКОГО ОТВЕТА на выше названное обращение прокурору Пермского края.
СОГЛАСНО ФЗ-59 «О порядке РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РФ»:
Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
СОГЛАСНО ЗАКОНУ РФ «О ПРОКУРАТУРЕ РФ»:
Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
2. …Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством…
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Считаю это нарушением моих гарантированных законом прав в форме бездействия должностного лица и ПРОШУ суд на основании норм гл. 25 ГПК РФ

    ПРИЗНАТЬ незаконным бездействие прокурора Пермского края, выразившееся в уклонении от ответа на мое обращение от 25 марта 2012 г. ОБЯЗАТЬ его устранить нарушения моих прав, конкретно:

— провести проверочные действия на предмет возможных коррупционных проявлений и наличия в решениях и действиях судьи Козловой О.Ф. признаков уголовно-наказуемых деяний,
— выдать мне талон о получении сообщения о преступлении;
— на случай, если судья Козлова О.Ф. откажется давать показания, ссылаясь
на статус судьи, поставить в соответствующем порядке вопрос о лишения ее такого статуса.
Приложение:

    1)Заявление прокурору Пермского края от 25 марта 2012 г. 2)Копия настоящего заявления ответчику. 3)Квитанция об оплате госпошлины 200 рублей.

ПРИМЕР №2
… Заинтересованное лицо: Отдел полиции …
ЗАЯВЛЕНИЕ в порядке ст. 125 УПК РФ
30 сентября 2013 года я обратился в полицию с заявлением о предполагаемом уголовном преступлении (прил. № 2). Заявление зарегистрировано, выдан талон-уведомление № 3090 от 30 сентября 2013 года (прил. № 3).
18 октября 2013 года лейтенантом полиции Адаевым Д.В. (оперуполномоченным ОЭБ и ПК ОП № 4, Управления МВД России по г. Уфе) вынесено ПОСТАНОВЛЕНИЕ об отказе в возбуждении уголовного дела (прил. № 4)
25 октября 2013 года Прокуратурой Ленинского района г. Уфы было вынесено Постановление об отмене ПОСТАНОВЛЕНИЯ об отказе в возбуждении уголовного дела
7 ноября 2013 года лейтенантом полиции Адаевым Д.В. (оперуполномоченным ОЭБ и ПК ОП № 4, Управления МВД России по г. Уфе) и майором полиции В.Р. Нураевым (и.о. начальника ОЭБ и ПК ОП № 4, Управления МВД России по г. Уфе) повторно было вынесено ПОСТАНОВЛЕНИЕ об отказе в возбуждении уголовного дела (прил. № 5)
Считаю это ПОСТАНОВЛЕНИЕ незаконным и необоснованным, нарушающим права заявителя. В связи с чем, обращаюсь к судебной защите в порядке гл. 19 УПК РФ.
В обоснование своей жалобы привожу следующие доводы:

    1.В ходе судебного разбирательства моего иска к ТСЖ «Урал» в Кировском райсуде г. Уфы (дело № 2-6521/2013 ~ М-4561/2013, судья А.С. Шакиров решение от 2 октября 2013 года) было установлено, что 30 июля 2012 года в органе государственной регистрации – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 39 по Республике Башкортостан – было зарегистрировано изменение в государственном реестре на основании заявления, поданного председателем правления указанного товарищества Р.М. Галимовым, в котором было указано, что он является руководителем постоянно действующего исполнительного органа, тогда как такими полномочиями ни Общее собрание товарищества, ни Правление товарищества его никогда не наделяли и не могли наделить в силу ограничений, содержащихся в законе.

Таким образом, совершенно деяние, попадающее под признаки состава преступления предусмотренного ч.1 ст. 285.3 УК РФ (“Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений”):
«Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений …-
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок”.
В обоснование ПОСТАНОВЛЕНИЯ приведены несостоятельные доводы:
1. По мнению лейтенанта полиции Адаева Д.В. самым объективным и самым компетентным экспертом в любых конфликтных ситуациях с ТСЖ являются жены председателей правления ТСЖ. Из постановления видно, что затратив бензин, сотрудник полиции специально выезжал по месту жительства жены подозреваемого, для получения уникальной информации об обстоятельствах дела. Оказывается, заявитель предъявляет «необоснованные исковые претензии в отношении руководства ТСЖ в различные инстанции» из-за долговых обязательств по квартплате перед ТСЖ.
Что касается исполнения долговых обязательств, то они вытекают из договоров. Но ТСЖ уклоняется от их заключения. ТСЖ выгодно получать квартплату в обход закона. В этом случае не может возникнуть никаких долгов, а у собственников появляется право — или согласиться с кабальной устной сделкой и платить «оброк» — столько, сколько скажет «руководитель» — или понудить собирателя «оброка» к соблюдению законодательства России, а самого самозванного «руководителя» привлечь к ответственности по закону
2. Лейтенант полиции Адаев Д.В. отмечает в качестве довода: «В ходе опроса представителя МРИ ФНС России № 39, установлено, что 02.10.2013 года Кировский районный суд в иске Писецкого А.С. о признании заявления ТСЖ «Урал» о государственной регистрации изменений без внесения изменений в учредительные документы по форме Р14001 от 23.07.2013 года – недействительными с момента его подачи отказать». В этой части решение суда первой инстанции оспоренои вступит в силу в день постановления апелляционного определения. Каким будет это определение, никому неизвестно.
3.Со ссылкой на объяснения Галимова Р.М. лейтенант полиции Адаев Д.В. утверждает, что ошибки в заполнении учредительных документов ТСЖ «Урал» ИСКЛЮЧЕНЫ, потому что подготовкой документов занимался юрист предприятия.
Между тем, никакого отношения заполнение учредительных документов не имеет к заполнению заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, причем не касающиеся изменений в учредительных документах. Это разные документы.
А что касается уверенности сотрудника полиции в безусловно правильном заполнении форм юристом предприятия, то это убеждение абсолютно не совместимо с задачами полиции
4. Лейтенант полиции Адаев Д.В. голословно утверждает, что ЗАПОЛНЕНИЕ Галимовым Р.М. в разделе «сведения о заявителе» поля «Руководитель постоянно действующего исполнительного органа» никоим образом НЕ НАРУШИЛО ПРАВ Писецкого А.С.
Между тем, подачазаведомо недостоверных сведений относительно наделения председателя правления ТСЖ “Урал” правами руководителя несуществующего в природе постоянно действующего исполнительного органа существенно нарушает не только права заявителя, но и права других граждан, проживающих в доме № 2 по ул. Рабкоров, поскольку при таком условии правление товарищества вместо органа, осуществляющего контроль за соблюдением законности в ТСЖ, в том числе и со стороны председателя правления, превращается в орган, подчиненный “руководителю постоянно действующего исполнительного органа”. А это означает установление произвола в принятии решений, затрагивающих права членов ТСЖ и не членов ТСЖ, получающих услуги от ТСЖ на договорной основе, в том числе права Писецкого А.С., проживающего в доме № 2 по ул. Рабкоров
Согласно п.1 ст. 148 ЖК РФ Правление обязано контролировать соблюдение товариществом законодательства и требований Устава товарищества, в том числе со стороны председателя правления. При самочинном превращении председателя правления в руководителя органа управления, эта ответственная обязанность превращается в фикцию – не может Правление “под руководством” председателя правления обеспечивать контроль за его действиями.
Таким образом, все основания, которые положены сотрудником полиции Адаевым Д.В. в основу постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, являются надуманными, не касающимися существа дела. А существо дела правильно изложено им во втором абзаце Постановления:
«в заявлении ТСЖ «Урал» о внесении изменений в ЕГРЮЛ, по форме Р14001 от 23.07.2012 года, на основании которого 30.07.2012 года были внесены изменения в ЕГРЮЛ – запись № 24 отмечено, что Галимов Р.М. является руководителем постоянно действующего исполнительного органа, однако его на такую должность никто не избирал».
Однако в нарушение своего служебного долга лейтенант полиции Адаев Д.В. не провел проверочных действий на предмет:
-на какую должность Общим собранием и когда был избран Галимов Р.М.?
-соответствует ли выписка из протокола Общего собрания об избрании Галимова Р.М. , которая приложена к заявлению по форме Р14001, решению собрания?
-соответствует ли форма Р14001, заполненная рукой Галимова Р.М., решению Общего собрания?
В результате уклонения сотрудника полиции от проверочных действий по существу, нарушены конституционные права заявителя на обращение в государственные органы (ст.33).
На основании ч.1 ст.125 УПК РФ («Судебный порядок рассмотрения жалоб»):
«Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления…..».
На основании изложенного
ПРОШУ суд:
ПризнатьПОСТАНОВЛЕНИЕ об отказе в возбуждении уголовного делаот 7 ноября 2013 года незаконным, необоснованным и обязать Отдел полиции № 4 Управления МВД России по г. Уфе устранить допущенное нарушение
Приложения

    1.Квитанция об уплате госпошлины – 200 руб.
    2.Заявление о совершенном уголовном преступлении от 30 сентября 2013 года, с приложениями (копия)
    3.Талон-уведомление № 3090 от 30 сентября 2013 года (копия)
    4.ПОСТАНОВЛЕНИЕ об отказе в возбуждении уголовного дела от 18 октября 2013 года (копия)
    5.ПОСТАНОВЛЕНИЕ об отказе в возбуждении уголовного дела от 7 ноября 2013 года (копия)
    6.Копия настоящего для Отдела полиции № 4 Управления МВД России по г. Уфе

Работа прокурора с обращениями граждан

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999—2001 гг. в органы прокуратуры поступило почти 4 млн. обращений (в 1999 г. — 1 251 509, в 2000 г. — 1 281 074, в 2001 г. — 1 418 344).

Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества добра над злом.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

  • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
  • о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
  • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
  • об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в частности:

  • о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
  • о несогласии с ранее принятыми органами прокуратуры решениями по жалобам и обращениям;
  • о недостойном, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса.

Генеральный прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организует и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению.

Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.

В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ — отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан.

На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях.

В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 75 дней, если иной срок не предусмотрен законом.

Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а также обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению.

О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

После этого заявление или жалоба считаются разрешенными. Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344 774 обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. — соответственно 371 642 и 84 855 (22,8%).

По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *