Земельный налог какой бюджет

1. Земельный налог

Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве:

Собственности;

Постоянного (бессрочного) пользования;

Пожизненного наследуемого владения.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, а в связи с этим определяют налогоплательщиков земельного налога выданные им документы, удостоверяющие право на землю:

Свидетельство о государственной регистрации прав;

Свидетельство оправе собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ «О регулирование земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 № 1767 9 (с изм. и доп.);

Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 № 493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 19.03.92 № 177;

Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Если организация или гражданин арендуют землю или пользуются участком на правах безвозмездного срочного пользования, то уплачивать земельный налог им не придется (ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, которые расположены на территории города или района, где введен земельный налог. Исключения составляют земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость свободного от улучшений земельного участка или вклад земли в рыночную стоимость земельного участка с его улучшениями.

Установление кадастровой стоимости земельного участка производится посредством государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость определяется на основании кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января календарного года. Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.04 № 418 кадастровую оценку земельного участка ежегодно проводят территориальные органы Федерального агентства объектов недвижимости, которым получено вести Государственный земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ, если земельный участок находится в общей долевой собственности, то налоговая база по земельному участку будет пропорциональна доле каждого собственника в общей собственности. Если земля принадлежит нескольким владельцам на праве общей совместной собственности, то считается, что их доли равны. Именно поэтому для определения налоговой базы по такому земельному участку необходимо его кадастровую стоимость разделить на количество собственников данного участка (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Возможно, что организации или предприниматели имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и т.д. Помимо этого им принадлежит тот земельный, который занят этими объектами недвижимости или необходим для его использования. В этом случае налоговая база по земле для каждого собственника определяется пропорционально его доле собственности в здании, сооружении, строении (п. 3 ст. 392 НК РФ).

Ставки земельного налога

Ст. 394 НК РФ устанавливает максимальные ставки земельного налога.

0,3% — по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемым для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% — по всем прочим земельным участкам.

Налоговые ставки выражены не в твердой сумме, а в % от кадастровой стоимости земли. В соответствии со ст. 394 НК РФ муниципальные образования могут устанавливать более низкие ставки, а также дифференцировать ставки в зависимости от категории земель и по видам их разрешенного использования.

Налоговые льготы

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рулей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования для следующих категорий налогоплательщиков:

Героев советского союза;

Героев РФ;

Полных кавалеров ордена Славы.

Налоговый период.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год – период с 1 января по 31 декабря. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем отчетным периодом является I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и 9 месяцев являются отчетным периодом только в отношении налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В отношении налогоплательщиков – физических лиц представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.

Порядок начисления и сроки уплаты

После окончания календарного года индивидуальный предприниматель и организации должны предоставить в налоговые органы декларацию по земельному налогу, форму которой утвердило Министерство финансов РФ. Данная форма представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Срок представления не позднее – 1 февраля года, который следует за налоговым периодом. Срок, в который следует перечислить земельный налог в бюджет по итогам года, будет установлен законами муниципальных образований. Законами муниципальных образований могут быть установлены отчетные периоды, каждый из которых равен одному кварталу. Срок представления расчета по авансовым платежам – не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября.

Для физических лиц, которые не являются предпринимателями, налоговая база будет определяться налоговыми органами, которые будут использовать сведения, которые им обязаны представлять органы Роснедвижимости и Росрегистрации. В зависимости от положения местных законов, граждане будут получать уведомления на уплату налога из налоговой инспекции один или два раза в год. В первом случае им придется уплатить сумму целиком за год.

Содержание

Земельный налог

Во втором случае эта сумма будет разбита на два платежа.

Если налогоплательщик является владельцем земли не целый год, а только несколько месяцев в году, то при расчете земельного налога применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый по формуле:

Кпон. = количество полных месяцев, в течении которых земельный участок находился в собственности, постоянном пользовании или в пожизненном наследуемом владении ∕ количество календарных месяцев в налоговом периоде.

Если право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения возникло до 15–го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. Если эти права возникли позже 15–го числа соответствующего месяца, тот этот месяц в расчет не принимается. Такой же порядок действует и в отношении льгот.

Если земельный участок используется для осуществления жилищного строительства, то при расчете земельного налога следует применять повышающий коэффициент.

Организации и физические лица, которые закончат строительство (кроме индивидуального) в течение 3 лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства. Однако при этом следует использовать коэффициент не 2, а 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого перерасчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет будущих платежей.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Проще говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.

2. Налог на имущество физических лиц

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 № 2003-1 и Инструкцией МНС РФ по применению данного закона от 02.11.99 № 54.

Плательщики налогов

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Также плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объекты налогообложения

Способы пополнения доходной части бюджета.

Существуют различные пополнения средств в бюджетный фонд:

1. Прибыль от предпринимательской деятельности государственных предприятий.

2. Доходы от государственных услуг (плата за нотариальные услуги, выдача патентов, разрешений, документов, передача государственного имущества в аренду, дивиденды от акций).

3. Доходы от государственных угодий – платежи за использование лесных, водных, земельных ресурсов.

4. Налоговый метод – формирует доходы в бюджет, а через них перераспределяет доходы юридических и физических лиц.

5. Пополнение доходов за счёт внутренних и внешних займов. Для финансовой деятельности государства займы целесообразны в том случае, когда они обеспечиваются необходимой финансовой результативностью, в первую очередь увеличением ВВП. Если это не обеспечивается, то внутренние и внешние займы – это лишь временные доходы.

6. Эмиссионный метод (на местном уровне не применяется). Применяется только на государственном уровне, так как государство обладает монопольным правом на выпуск наличных денежных средств.

7. Гранты и подарки в стоимостном выражении.

3. Социально-экономическое содержание и классификация расходов бюджета.

По своей социально-экономической сущности расходы бюджета государства — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям.

Объектом государственных расходов выступают денежные фонды, сформированные в процессе распределения и перераспределения ВВП.

Субъектами являются органы государственной или местной (территориальной) власти, бюджетные учреждения и организации.

Расходы бюджета классифицируются:

Земельный налог (стр. 1 из 2)

В зависимости от факторов, которые влияют на расходы бюджета:

— расходы, обусловленные внутренними проблемами;

— расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет 1 группа. Только в случае войны или внешнеэкономической экспансии часть другой группы может вырасти.

2. По характеру потребления расходы подразделяются на:

— обычные – отвечают постоянным потребностям государства и обновляются с каждым финансовым годом;

— чрезвычайные – обусловлены случайными и непостоянными потребностями.

3. По целевому назначению расходы подразделяются на:

— текущие расходы – относятся расходы, которые обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений и организаций.

— капитальные расходы – это расходы, которые направляются на реализацию программ социально-экономического развития, связанных с осуществлением инвестиционной и инновационной деятельности.

4. В зависимости от общественного назначения:

— расходы на социальные цели – это наибольший вид расходов. К ним относятся расходы на охрану здоровья, образование, социальное обеспечение, социальное страхование.

— внешнеэкономические расходы – связаны с тем, что государство различными способами помогает производителю пробиться на рынок.

— экономические расходы – способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства.

— расходы на оборону страны – содержание личного состава, на вооружение, материально-техническое оснащение; строительство военных объектов; военные исследования и разработки, пенсионное обеспечение военнослужащих и др.

— расходы на управление – это расходы на содержании законодательных органов власти и управления, милиции, органов судопроизводства и прокуратуры.

5. В зависимости от отрасли производства:

— материальное производство: промышленность, сельское транспорт, связь;

— непроизводственная сфера: образование, здравоохранение, наука, соцобеспечение и социальная защита населения.

6. В зависимости от деления расходов по экономическим статьям финансирования деятельности бюджетных учреждений во многом аналогично делению расходов любого предприятия, учреждения или организации. Это следующие расходы: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные расходы, текущий и капитальный ремонт, дотации и др.

7. В зависимости от территории:

— расходы Государственного бюджета;

— расходы территориального бюджета (субъекты федерации, местного самоуправления).

8. По форме финансирования расходы делятся на:

1) государственные кредиты – это финансовая поддержка государства и другим предприятиям, в которых около 50% имущества является государственной собственностью.

2) государственные дотации – это форма бюджетного финансирования планово-убыточных предприятий, организаций и учреждений, которые предоставляют услуги или изготавливают необходимые товары, расходы на производство которых превышают цену продаж.

3) субсидии и выплаты – относят все формы вмешательства государства в экономическую деятельность, вследствие которых изменяются цены на товары или фактор производства.

4) сметное финансирование – обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций социально-культурных сферы, обороны, органов государственного управления, органов правоохранительной системы и органов безопасности, органов судебной власти и прокуратуры. Они получают средства на свое содержание из бюджета на основании документов – смет.

5) государственное финансирование инвестиций – государственные инвестиции в основные объекты экономического и социального развития.



Похожие главы из других работ:

Государственный бюджет Российской Федерации

1.6 Роль налогов в формировании бюджетов

Все указанные налоги выполняют различные функции и по-разному участвуют в формировании доходов бюджетов (табл. 1.6.1). Таблица 1.6.1.Структура налоговых доходов федерального бюджета за 1998—2002 гг….

Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации

1.4 Роль местных налогов в формировании доходной части бюджета

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога. Налоги — это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи…

Местные налоги

4. Роль и значение местных налогов в формировании доходов местных бюджетов

Согласно бюджетному законодательству и конституции РФ городские бюджеты являются самостоятельным элементом бюджетной системы России. Доходная часть местного бюджета формируется из налоговых поступлений и не налоговых доходов…

Местные налоги и их роль в формировании местных бюджетов. Права органов местного самоуправления в области налогообложения

1.1 Местные налоги и их роль в формировании местных бюджетов

Местными налогами признаются налоги…

Местные налоги и сборы

2. Роль и значение местных налогов и сборов в формировании доходов местных бюджетов

Конституция РФ признает и гарантирует на территории России местное самоуправление, которое осуществляется гражданами, как через различные формы прямого волеизъявления, так и через выборные и назначаемые органы местного самоуправления…

Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

4.3 Роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов

Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации…

Налоги, сборы и другие поступления как источник пополнения местных и территориальных бюджетов

2. Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов

До недавнего времени государственная налоговая система в основном рассматривалась с точки зрения количества и видов налогов, а также источников зачисления налоговых доходов, исходя из федеративного построения налоговой системы…

Налогообложение доходов физических лиц (на примере ОАО Банк "Открытие")

1.1 Сущность НДФЛ и его роль в формировании бюджетов

Традиционно налоги с населения в России включали подоходный налог с заработной платы и других трудовых доходов, сельскохозяйственный налог, налоги с имущества: с владельцев строений, земельный налог (с владельцев транспортных средств…

Налогообложение доходов физических лиц и практика взимания НДФЛ в РФ на примере ОАО Банк "Открытие"

1.1 Сущность НДФЛ и его роль в формировании бюджетов

Традиционно налоги с населения в России включали подоходный налог с заработной платы и других трудовых доходов, сельскохозяйственный налог, налоги с имущества: с владельцев строений, земельный налог (с владельцев транспортных средств…

Налогообложение доходов физических лиц и практика взимания НДФЛ в РФ на примере ОАО Банк "Открытие"

1.1 Сущность НДФЛ и его роль в формировании бюджетов

Традиционно налоги с населения в России включали подоходный налог с заработной платы и других трудовых доходов, сельскохозяйственный налог, налоги с имущества: с владельцев строений, земельный налог (с владельцев транспортных средств…

Общая характеристика и роль местных налогов в формировании бюджета г. Москвы

I. Общая характеристика и роль местных налогов в формировании бюджета г.

Срок предоставления хостинга для economy-ru.com истек

Москвы

Общая характеристика и роль местных налогов в формировании бюджета г. Москвы

3. Роль местных налогов в формировании местных бюджетов

Реформирование налоговой системы РФ

Глава 2. Роль налогов в формировании доходов бюджетов

разных уровней Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система…

Системы налогообложения юридических лиц

3. Сущность, место и роль налога на прибыль организаций в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение…

Федеральные налоги и их роль в формировании бюджетов. Основные направления налоговой политики России в области федеральных налогов

2. Роль федеральных налогов в формировании бюджетов

Похожие главы из других работ:

Деятельность органов местного самоуправления по формированию местного бюджета

1.1 Понятие местных бюджетов

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций…

Деятельность органов местного самоуправления по формированию местного бюджета

1.2 Функции местных бюджетов

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: 1. формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; 2…

Деятельность органов местного самоуправления по формированию местного бюджета

2.1 Источники доходов местных бюджетов

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции…

Деятельность органов местного самоуправления по формированию местного бюджета

2.2 Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги

К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации…

Деятельность органов местного самоуправления по формированию местного бюджета

2.3 Другие собственные доходы местных бюджетов

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества: 2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества…

Деятельность органов местного самоуправления по формированию местного бюджета

2.4 Регулирующие доходы местных бюджетов

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет…

Деятельность органов местного самоуправления по формированию местного бюджета

2.5 Современные тенденции изменения местных бюджетов

В то же время используемый метод регулирования местных бюджетов имеет недостатки.

Разъяснения по земельному налогу

Основной из них — наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов…

Деятельность органов местного самоуправления по формированию местного бюджета

2.6 Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов

Представительные органы местного самоуправления вправе: 1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами; 2) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать…

Местное самоуправление в советской России и СССР

4. Место и роль местных органов власти в советском государстве.

Как оценивают историки, юристы, политологи «советский пе-риод развития и функционирования местного самоуправления в России? По мнению В.В. Еремяна и М.В. Федорова, для советского пе-риода были характерны: — во-первых…

Местные бюджеты: особенности их формирования и использования

1.3.1. Формирование доходов местных бюджетов

Доходы местных бюджетов формируются за счет соб-ственных доходов и доходов за счет отчислений от федераль-ных и региональных регулирующих налогов и сборов, а так-же неналоговых доходов и безвозмездных перечислений…

Местные бюджеты: особенности их формирования и использования

1.3.2. Формирование расходов местных бюджетов

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Функциональная структура расходов местных бюдже-тов. Основную долю расходов местных бюджетов составляют статьи "Жилищно-коммунальное хозяйство"…

Налоговая декларация по налогу на имущество организации

1. Налог на имущество организаций, его значение и роль в консолидированных бюджетах субъектов федерации.

Правоотношения в сфере правового регулирования, формирования и исполнения местных бюджетов

I. Правоотношения в сфере правового регулирования, формирования и исполнения местных бюджетов

В соответствии ст. 35 Федерального Закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 12.08.1995): 1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. 2…

Формирование доходов бюджета городского округа "г. Улан-Удэ"

1.1 Экономическое содержание и значение местных бюджетов

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой…

Формирование доходов бюджета городского округа "г. Улан-Удэ"

1.2 Особенности формирования доходной части местных бюджетов РФ

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) — это третий уровень Бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций…

Земельный налог: федеральный, местный или региональный?

Андрей Шальнев / Новости

Куда идут наши налоги?

25 июля 20:17

Статья 12 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Это хорошая формулировка. В теории, понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность местных администраций управлять значительной частью публичных дел в интересах местного населения. Однако на практике дела обстоят совсем иначе. Реальной самостоятельности и возможности решать местные проблемы напрямую у российских муниципальных образований нет: они попросту не располагают для этого достаточными средствами. Есть обязательства перед населением, но они не подкреплены соответствующими ресурсами.

Чтобы понять, почему так происходит, нужен небольшой экскурс в устройство налоговой системы нашей страны. Муниципальный бюджет формируется согласно Бюджетному кодексу РФ. В нем предусмотрено, что к доходам муниципалитетов относятся налоговые и неналоговые поступления. В числе налоговых поступлений – местные налоги и отчисления из федеральных и региональных налогов.

Местных налогов всего два:

земельный налог

*налог на имущество физических лиц

Эти налоги не приносят существенного наполнения местным бюджетам и заполняют порядка 12% муниципального кошелька. Если с налогом на имущество физических лиц более-менее ясно, то почему хотя бы земельный налог не дает существенной прибавки, ведь у нас такая большая страна? Дело в том, что в России порядка 4/5 всей земли не облагаются земельным налогом, потому что эта земля относится к федеральной собственности: это земли запаса, лесной фонд, военные объекты и др.

Таким образом, оставшаяся львиная доля местного бюджета формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Это деньги, которые приходят «сверху». В этом случае, конечно, у местных бюджетов нет стимула расширять свою налогооблагаемую базу. Вместо того чтобы активно искать дополнительные источники бюджетных поступлений на местах, местные власти переходят в пассивный режим ожидания помощи от федеральной власти.

К тому же в структуре финансовой помощи муниципальным бюджетам все большее значение приобретают не дотации, по которым сами муниципалитеты могут определять, на что расходовать деньги, а субсидии по тем сферам, которые субъект Федерации считает необходимыми и приоритетными.

Если говорить о формировании бюджета следующего уровня, уровня региона, то региональных налогов три:

налог на имущество организаций,

налог на игорный бизнеc

транспортный налог.

Свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий называется консолидированным бюджетом. Посчитаем, какой вклад в консолидированный бюджет Московской области вносит ее отдельный житель.

Пусть нашим героем будет житель области с заработной платой до вычета налога в размере 50 000 руб., владеющий легковым автомобилем мощностью в 120 лошадиных сил и квартирой в 40 кв.м. с кадастровой стоимостью в 4 млн руб. Такой налогоплательщик делает взнос в консолидированный бюджет Московской области в размере около 82 530 руб. в год.

Эта сумма складывается из следующих частей:

Налог на доходы физических лиц

(федеральный налог, отчисления от которого попадают в Московскую область)

78 000 руб.

Транспортный налог

(региональный налог)

4 080 руб.

Земельный налог

(местный налог)

0 руб.

Налог на имущество физических лиц

(местный налог)

450 руб.

Итого

82 530 руб.

Сумма налогов в год с типичного налогоплательщика московской области 82 530 руб.

Часть поступающаяя в областной бюджет

82 080 руб.

Часть поступающая в бюджет муниципалитета 450 руб.

Налог на доходы физических лиц

(федеральный налог, отчисления от которого попадают в Московскую область)

78 000 руб.

Транспортный налог

(региональный налог)

4 080 руб.

Земельный налог

(местный налог)

0 руб.

Налог на имущество физических лиц

(местный налог)

450 руб.

Итого

82 530 руб.

Налог на доходы физических лиц — 78 000, Транспортный налог — 4 080 р. И налог на имущество физических лиц — 450 руб. Общая сумма выглядит довольно внушительной, но при этом в местный бюджет от нашего героя поступают лишь 450 руб. в год. В результате поступающие в местный бюджет суммы средств несопоставимо малы с объемом расходов.

Из местного бюджета финансируются в числе прочего:

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации,·

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований

Ведь из местного бюджета финансируются, в числе прочего, образовательные, спортивные, медицинские учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, учреждения ЖКХ, дороги местного значения, утилизация и переработка бытовых отходов, озеленение, транспорт и многое другое. Подавляющую долю из этого списка занимают расходы, связанные с жизнеобеспечением жителей. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: образование, здравоохранение, ЖКХ и прочее. Очевидно, что это довольно крупные траты, и одними лишь местными налогами их не обеспечить.

В 2015 г. консолидированный бюджет Московской области составлял 523 295 млн рублей. Местные бюджеты по состоянию на 1 января того же года в совокупности составили примерно 242 600 млн рублей. Таким образом, примерно половина от общего объема средств, которыми располагал регион, пришлась на местный уровень.

Согласно закону «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» на ближайший 2016 год доход консолидированного бюджета Московской области составит 514 169 053 р., а расход 505 168 464 р. Доходы и расходы бюджета Московской области 371 516 894 р. и 406 595 783р. (в области планируется дефицит порядка 35 миллионов), а доходы и расходы всех муниципальных образований МО — 149 118 260 р. и 105 038 782р. соответственно.

Консолидированный бюджет Московской области

Бюджет Московской области (областной бюджет )

Бюджеты муниципальных образований

Доходы

514 169 053

371 516 894

149 118 260

Расходы

505 168 464

406 595 783

105 038 782

Профицит+ / дефицит-

9 000 589

-35 078 889

44 079 478

Доходы

537 222 299

385 310 733

156 633 006

Расходы

508 873 804

410 966 997

102 628 247

Профицит+ / дефицит-

28 348 495

-25 656 264

54 004 759

Доходы

568 943 089

410 204 815

163 147 166

Расходы

519 397 587

420 233 375

103 573 104

Профицит+ / дефицит-

49 545 502

-10 028 560

59 574 062

Видно, что бюджеты муниципальных образований Московской области довольно значительны. Однако бо́льшая часть средств, которыми подпитываются эти бюджеты (в числе этих средств и взносы налогоплательщиков), поступают снизу вверх, чтобы затем, сделав петлю, вернуться в муниципальные образования в виде финансовой помощи. У этой управленческой схемы есть очевидный, существенный недостаток: несмотря на то, что муниципальная власть лучше всего осведомлена о проблемах реальных людей, в текущих обстоятельствах у нее нет достаточных ресурсов для их решения.

Выходом из этой ситуации может стать децентрализация бюджетной системы и наделение органов местного самоуправления реальной властью. Это случится, если часть других региональных и федеральных налогов перейдут в разряд местных.

Надежда Гаврилова, политолог, выпускница факультета политологии МГУ, доктор философии Римского университета Ла Сапиенца

Комментарий Андрея Шальнева:

В текущей кризисной ситуации обостряется несовершенство бюджетной системы и сверхцентрализация. От власти местного уровня мало что зависит в изменении данной ситуации, однако ряд проблем можно решать, переходя к соучаствующему подходу при планировании своего бюджета. Для этого надо активно вовлекать жителей в определение приоритетов бюджетных трат. Люди должны видеть связь между своими желаниями и потребностями, и тем, куда идут деньги.

Сытые нулевые годы очень избаловали многих чиновников. Они отучились ставить приоритеты — делать выбор между тем или иным направлением расходования средств. Однако в кризис приходится это делать, так или иначе. Это непопулярное, но ответственное решение, альтернатива ему наращивание долга и фактическое банкротство. Именно такую ситуацию мы видим сейчас с долгами районных бюджетов в Пушкино и Сергиевом Посаде. Муниципальные руководители должны брать на себя ответственность, честно об этом говорить и личным примером показывать результаты своей работы. В долгосрочной же перспективе проблему можно решить только на федеральном уровне, с возвращением налогов и полномочий на местный уровень.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *