Землепользователи это лица

Основные права и обязанности землепользователей

ГЛАВА 7
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. ЗАЩИТА ПРАВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Статья 69. Права землепользователей

Землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право:

  • самостоятельно осуществлять землепользование;
  • собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;
  • использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель;
  • возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения);
  • проводить в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты;
  • на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута;
  • добровольно отказаться от земельного участка;
  • требовать установления или прекращения земельного сервитута.

Собственники земельных участков кроме прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на возмещение им стоимости земельных участков, изымаемых для государственных нужд, совершать сделки с земельными участками (купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки) и передавать земельные участки по наследству гражданам.

Арендаторы земельных участков, надлежащим образом исполнявшие свои обязанности по договору аренды земельного участка, кроме прав, указанных в части первой настоящей статьи, по истечении срока такого договора имеют преимущественное перед иными лицами право при прочих равных условиях на заключение договора аренды земельного участка на новый срок.

Арендаторы земельных участков, за право заключения договоров аренды которых взималась плата, вправе, если иное не установлено законодательными актами:

  • предоставлять арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другому лицу;
  • использовать право аренды земельного участка в качестве предмета залога и вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ в пределах срока договора аренды.

Владельцы, пользователи земельных участков имеют преимущественное перед другими лицами право при прочих равных условиях на приобретение в установленном законодательством об охране и использовании земель порядке используемых ими земельных участков в частную собственность, за исключением земельных участков, указанных в статье 13 настоящего Кодекса, или на получение их в аренду.

Арендаторы земельных участков, за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и их представительств, надлежащим образом исполняющие условия договора аренды земельного участка, имеют преимущественное перед иными лицами право при прочих равных условиях на приобретение в установленном законодательством об охране и использовании земель порядке используемого земельного участка в частную собственность, за исключением земельных участков, указанных в статье 13 настоящего Кодекса.

Субарендаторы земельных участков, надлежащим образом исполнявшие условия договора субаренды земельного участка, имеют право в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка на заключение договора аренды этого земельного участка на оставшийся срок субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.

На предоставленных во временное пользование земельных участках для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур землепользователи при необходимости могут возводить с учетом условий отвода земельных участков временные строения индивидуального или общего пользования для хранения огородного инвентаря и иных хозяйственных целей.

Землепользователи неделимого земельного участка, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в их общей долевой собственности, осуществляют права, предусмотренные настоящей статьей, пропорционально своим долям в праве собственности на капитальные строения (здания, сооружения).

Землепользователи имеют и иные права, предусмотренные законодательством.

Статья 70. Обязанности землепользователей

Землепользователи обязаны:

  • использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков;
  • осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные частью первой статьи 89 настоящего Кодекса;
  • своевременно вносить плату за пользование земельными участками;
  • осуществлять благоустройство земельных участков;
  • соблюдать установленные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков;
  • не нарушать права иных землепользователей;
  • возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;
  • соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия земельного сервитута.

Собственники земельных участков при совершении сделок с земельным участком, арендаторы земельных участков при предоставлении арендованного земельного участка в субаренду, передаче своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другим лицам, использовании права аренды земельного участка в качестве предмета залога, вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ обязаны предоставить заинтересованным лицам имеющуюся информацию об установленных ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, в том числе земельных сервитутах.

Собственники земельных участков при утрате гражданства Республики Беларусь, за исключением случаев наследования земельного участка, обязаны произвести отчуждение земельного участка в течение одного года со дня утраты гражданства Республики Беларусь.

Арендаторы земельных участков, находящихся в государственной собственности, за право заключения договоров аренды которых в соответствии с частью одиннадцатой статьи 31 настоящего Кодекса плата не взималась, до совершения сделок по предоставлению арендованного земельного участка в субаренду, передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другим лицам, использованию права аренды земельного участка в качестве предмета залога, вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ в установленном законодательными актами порядке обязаны приобрести земельный участок в частную собственность или внести плату за право заключения договора аренды земельного участка.

Члены садоводческих товариществ, дачных кооперативов при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива обязаны произвести отчуждение земельного участка в течение одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе в соответствии с требованиями части третьей статьи 51 настоящего Кодекса.

Пользователи земельных участков к моменту прекращения права временного пользования земельным участком, предоставленным для огородничества, строительства (установки) временного индивидуального гаража для хранения транспортного средства, обязаны снести за свой счет возведенные на нем временные строения.

На землях запаса и землях общего пользования обязанности землепользователей, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются соответственно Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами или уполномоченными ими юридическими лицами.

При отчуждении капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе входящих в состав предприятий как имущественных комплексов, землепользователи обязаны в установленном законодательством порядке обратиться за осуществлением регистрационных действий в отношении соответствующих земельных участков, необходимых для обслуживания этих капитальных строений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Землепользователи неделимого земельного участка, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в их общей долевой собственности, осуществляют обязанности, предусмотренные настоящей статьей, пропорционально своим долям в праве собственности на эти капитальные строения (здания, сооружения).

Землепользователи осуществляют и иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.

Статья 71. Защита прав землепользователей

Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

(Первое предложение части второй не приводится как не вступившее в силу.)* Споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются судом.

Решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства, должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной актами законодательства, в том числе решения об отказе в предоставлении земельных участков, а также иные действия (бездействие) этих органов, должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящему должностному лицу и (или) в суд.

Статья 72.
Возврат самовольно занятого земельного участка

Самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 года для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, случая, предусмотренного частью первой статьи 44 настоящего Кодекса, а также иных случаев использования земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных решениями государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства, либо по постановлению суда.

Самовольно занятый земельный участок возвращается по его принадлежности без возмещения лицу затрат, произведенных им за время незаконного использования. Приведение земельного участка в пригодное для использования состояние, включая снос возведенных на нем строений, производится за счет лица, самовольно занявшего земельный участок.

Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, и по представлению соответствующего территориального органа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в срок, указанный в этом решении, либо по постановлению суда.

Статья 73.
Гарантии, предоставляемые землепользователям при изъятии у них земельных участков для государственных нужд

При изъятии земельных участков для государственных нужд землепользователям возмещаются убытки в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, а также осуществляется выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности. Кроме возмещения убытков землепользователям государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, в зависимости от местных условий и особенностей (в том числе обусловленных градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством) и волеизъявления землепользователей могут быть предоставлены равноценные земельные участки.

Выкуп земельного участка для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Статья 74.
Гарантии, предоставляемые землепользователям при изменении границ административно-территориальных и территориальных единиц

Изменение границ административно-территориальных и территориальных единиц не влечет за собой прекращения прав, изменения вида вещных прав на земельные участки, ранее предоставленные землепользователям, и не является основанием для изменения размеров земельных участков, на которые выданы документы, удостоверяющие право на земельные участки.

Статья 75. Возмещение землепользователям убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов

(Часть первая не приводится как не вступившая в силу.)*

Определение размеров убытков, причиненных землепользователям, осуществляется организациями по перечню и в порядке, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

Возмещение убытков производится лицами, которым предоставляются изымаемые земельные участки либо разрешается без изъятия земельных участков строительство (реконструкция, капитальный ремонт) подземных линейных сооружений, осуществляемое в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности (насаждений), а также лицами, деятельность которых влечет за собой ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе установление земельных сервитутов, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 76. Возмещение потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства

Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанные с изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и (или) лесного хозяйства, а также связанные без изъятия земельных участков со строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) подземных линейных сооружений, осуществляемым в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности (насаждений), возмещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета.

Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются независимо от возмещения убытков, предусмотренных статьей 75 настоящего Кодекса.

Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются лицами, которым предоставляются изымаемые земельные участки из земель, указанных в части первой настоящей статьи, либо разрешается строительство (реконструкция, капитальный ремонт) линейных сооружений.

Средства, поступающие от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, используются для освоения земель, не используемых в сельском хозяйстве, сохранения и повышения плодородия почв и иных полезных свойств земель, для землеустройства и оснащения землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, а также для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Порядок определения размеров потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства и их возмещения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Права и обязанности землепользователей

Кроме того собственник земельного участка вправе оформлять ее как дарственную, сдавать в аренду любым лицам или просто оставить по завещанию в наследство.

Об этом четко указывает Земельный Кодекс Российской Федерации в п1ст 25.

Но не только правовые привилегии есть у обладателей земли. У них также есть и обязанности, выполнение которых является обязательным условием. Это ежегодная оплата земельного налога, надзор за ее состоянием, исключение экологических загрязнений, как результат хозяйствования. А также соблюдение границ, исключающих недоразумения с соседями и блюсти правила пользования землересурсов, находящихся в общественном пользовании.

Как свидетельствует практика, обладатели  территорий более склонны к правам, нежели к обязанностям. А это чревато для землевладельцев неблагоприятными последствиями вплоть до отчуждения. Как правило, это уклонение от налогов и несоблюдение законных прав других обладателей земли. Все эти вопросы выложены в Земельном Кодексе, придерживаться которых обязаны все землевладельцы.  

Как можно найти владельца земли?

Доведеться о законном владении территорией можно несколькими способами. Для этого нужно будет обратиться в специальные инстанции, которые обладают информацией о землевладельцах.

  1. Центр регистрации, в котором собирается информация обо всех землевладельцах. Регистрационные центры работают на основе Гражданского Кодекса и Федерального Закона, а в частности на основе статьи 131 и № 122.
  2. Муниципалитет или административное управление.
  3. Федеральная администрация единого учета земли, ресурсов, обладает всеми сведениями о владельцах территорий.
  4. Органы налогообложения могут предоставить информацию о законном хозяине.

В ситуации, когда собственнику не был присвоен кадастровый номер, хотя это больше исключение, необходимо для начала обратиться в Центр регистрации, где хранится и собирается информация обо всех землевладельцах.

Приобретая недвижимость и для узаконивания своих прав на территорию, нужно сразу обратиться управление по кадастру. Правда, это сразу же повлечет обязанность выплачивать налоги, но не отнимет законное право на территорию.

Кроме того, это обеспечит утверждение прав хозяина, а лишение будет возможным только через судебные инстанции.

Как быть землевладельцам при попрании прав?

Главное, что должен запомнить хозяин территории – любое нарушение может быть остановлено только через обращение в судебную инстанцию.

В Конституции и Гражданском Кодексе четко расписаны правовые аспекты землевладельцев. В них упоминается, что хозяин может поступать согласно своей выгоде: продавать, сдавать в аренду и пр.

Нарушаемые законные льготы землевладельцев другими хозяевами, обеспечиваются защитой в судебных инстанциях на основе статей Гражданского Кодекса, в которых четко оговариваются возможности владельца защитить свои привилегии от угрозы или прямого нарушения. Также в статьях разъяснено, как можно потребовать компенсацию ущерба, не только материального, но и морального.

Одной из частых причин ущемления привилегий владельца является оспаривание степени владения. Но при соответствующей документации можно сражу же обращаться в судебные инстанции, согласно ст.59 ЗК РФ.

При захвате земли кем-то самовольно, решить проблему можно также обратившись в суд, апеллирую ст.60 ЗК.

При соответствующей документации участок возвращается законному владельцу, а все, что было построено на нем, подлежит сносу.

При составлении нормативного акта исполнительными органами, который нарушает законные возможности владельца, согласно ст. 61ЗК такой акт аннулируется по решению суда.

Что такое ограничение прав?

Если землевладелец нарушает законодательство, то к нему могут быть применены санкции по ограничению прав. Это градостроительные (заключаются в невозможности что-либо строить на своем участке, если на нем имеются культурные памятники, охраняемые законом), конституционные, земельно-правовые и экологические (охраняемые законом территории, на которых нельзя проводить геодезические или оросительные мероприятия).

Только реальное знание законов, дает возможность владельцу земли чувствовать себя уверенно. Не нарушая закон и выплачивая налоги, проблем у собственника не будет.  

Содержание права пользования землей образуют правомочия владения и пользования. Правомочие владенияпроявляется в праве на огораживание земельного участка, установление определенного порядка пользования или запрета на использование участка со стороны третьих лиц. Правомочие пользованияземлей раскрывается через права и обязанности по использованию земель. Объем и содержание прав и обязанностей определяется в зависимости от целевого назначения земельного участка, категории земель и субъекта.

Могут устанавливаться права и обязанности по договору, заключаемому сторонами при временном пользовании землей.

Для обладателей всех титулов действует в основном одинаковая система правомочий в отношении земли.

У собственников земли, больше прав по отношению к арендаторам их земель, включая главное право — получение арендной платы. Этим правом не обладают другие носители поземельных титулов. Но по многим другим вопросам пользования землей права всех обладателей поземельных титулов являются близкими.

К основным общим правам по использованию земель землепользователями относятся:

— право самостоятельно хозяйствовать на земле (законодательство запрещает вмешательство в деятельность, связанную с пользованием землей, со стороны государственных и других органов);

— право использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, находящиеся на земельном участке для нужд хозяйства;

— право возводить строения и сооружения;

— право собственности на посевы и насаждения;

— право на возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законодательства, изъятием для государственных и муниципальных нужд, временным занятием земель, ограничением прав или ухудшением качества земель;

— осуществлять другие права по использованию земельного участка, предусмотренные законодательством.

В целях обеспечения гарантии прав собственников земельных участков и землепользователей от произвольного изъятия земель установлено:

— изъятие земельного участка у граждан для государственных и муниципальных нужд может производиться только после выделения по их желанию равноценного земельного участка:

— строительства на новом месте предприятиями, учреждениями, организациями, для которых изымается участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых,

— возмещения в полном объеме всех причиненных убытков, включая упущенную выгоду.

На носителей земельных титулов (собственников, землевладельцев, постоянных и временных землепользователей, арендаторов) закон возлагает ряд общих обязанностей, соблюдение которых необходимо при использовании земли. Они сформулированы в ст. 42 ЗК РФ, а подробнее изложены в других нормативных актах. К ним относятся обязанности:

— рационально использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением;

— применять природоохранные технологии;

— своевременно производить платежи по земельному налогу и арендной плате за использование земель;

— осуществлять комплексный подход к охране земель;

— своевременно предоставлять в установленном порядке сведения о состоянии и использовании земель;

— вести строительство на участке, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами;

— не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности, не нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими объектами природы, прав других собственников земельных участков и землепользователей.

Земельное законодательство предусматривает также специальные права и обязанности для землепользователей. К ним можно отнести:

— право собственника земельного участка на получение стоимости участка в случае его изъятия (выкупа) для государственных и общественных нужд;

— обязанность временного пользователя по приведению нарушенного им земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— выполнение пользователем земельного участка в населенных пунктах мероприятий по благоустройству земель;

— право пользователей земельными участками, предоставленными для огородничества, возводить временные постройки для отдыха, хранения огородного инвентаря и др.

В необходимых случаях права и обязанности землепользователей могут быть ограничены. Как правило, это делается в целях создания необходимых условий для развития отдельных отраслей народного хозяйства, обеспечения безопасности населения, охраны окружающей природной среды.

3. Основания возникновения и прекращения права пользования
земельным участком

Действующее законодательство предусматривает следующие основные способы возникновения прав на землю:

— решение органа МС или государственного органа исполнительной власти;

— совершение сделок по поводу земельных участков;

— приватизация земли;

— переход прав на недвижимость расположенную на земельном участке.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать земельные участки физическим лицам из земель, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Порядок такой передачи устанавливается представительными органами МС.

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной собственности производится на основании ст.ст. 214 и 125 ГК Ф органами государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Земельные участки предоставляются из свободных земель, земель запаса, специального фонда перераспределения земель, путем изъятия у граждан и юридических лиц с целью предоставления их для государственных и муниципальных нужд. Для предупреждения необоснованного изъятия земель законодательством предусмотрен ряд ограничений.

Запрещается изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения, других особо охраняемых территорий. Земли, которые пригодны по данным земельного кадастра для сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего под сельскохозяйственные цели. Однако в исключительных случаях они могут предоставляться и для несельскохозяйственных нужд. Эти случаи оговорены законом, а именно: разработка месторождений полезных ископаемых, строительство объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений; по международным обязательствам, если отсутствуют другие варианты размещения этих объектов. В этих случаях могут быть изъяты сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой выше среднего уровня, земли пригородных и зеленых зон, земли, занятые лесами первой группы. В остальных случаях для несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом или занятые малоценными насаждениями.

Свидетельство на право собственности на землю выдается на основании решения местной администрации о предоставлении земельного участка в десятидневный срок с момента принятия решения. Выданное свидетельство подлежит регистрации.

Законодательством Российской Федерации также предусмотрены гражданско-правовые основания приобретения прав на землю. Согласно законодательству граждане и юридические лица, собственники земельных участков, имеют право продавать, передавать по наследству, обменивать земельные участки, совершать иные сделки с землей.

Глава 7. Права и обязанности землепользователей. Защита прав землепользователей

Сделки купли-продажи земельных участков совершаются самостоятельно либо по конкурсу, аукциону и оформляются договором купли-продажи (купчей), который подлежит обязательной регистрации.

При приватизации государственных и муниципальных предприятий собственники приватизированных предприятий могут по своему желанию выступать покупателями и приобрести земельные участки этого предприятия в собственность или брать в аренду с правом приобретения в собственность. Продажа земельного участка собственнику приватизированного предприятия для расширения и дополнительного строительства предприятия осуществляется на конкурсной или аукционной основе. К участию в конкурсе, аукционе допускаются только собственники приватизированных предприятий. При проведении коммерческого инвестиционного конкурса право приобретения земельного участка передается покупателю, предложения которого полностью отвечают условиям и критериям конкурса. На аукционе земельные участки продаются в тех случаях, когда не требуется выполнения каких-либо условий, кроме целевого использования. Право собственности на земельный участок передается покупателю, предложившему максимальную цену.

Приватизация и реорганизация предприятий агропромышленного комплекса предусматривают предоставление права этим коллективам (колхозам, совхозам, государственным сельскохозяйственным предприятиям) принимать решения о переходе к частной, общей долевой или общей совместной собственности на землю и определении индивидуальных имущественных и земельных паев. В районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельхозугодий, сверх причитающихся хозяйству бесплатно. Каждому члену коллектива, которому земля принадлежит на праве общей совместной или долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю. Сельскохозяйственные предприятия предоставляют в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев) в двухнедельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства.

Законодательством предусмотрено только три основания для отказа в выдаче свидетельства на право собственности на землю:

— прямой запрет в законодательных актах Российской Федерации на предоставление земельных участков в собственность;

— наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности данного земельного участка;

— изменение целевого назначения земельного участка, за исключением случаев, когда на это есть решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основаниями, влекущими полное или частичное прекращение права на землю, могут быть как правомерные, так и противоправные действия, бездействия и события. Гарантируя устойчивость пользования землей, на каком бы титуле оно ни осуществлялось, закон точно устанавливает основания как полного, так и частичного прекращения названных прав.

Надо различать основания прекращения прав на землю частного собственника и пользователя, владельца государственных земель в силу различий их правомочий собственников.

Ст. 44 ЗК РФ устанавливает, что право собственности на земельный участок прекращается:

— при отчуждении собственником принадлежащего ему на праве собственности земельного участка другим лицам;

— отказе собственника от права собственности на земельный участок;

— в силу принудительного лишения собственника земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Вторичные права на землю прекращаются при:

— прекращении деятельности предприятия;

— добровольном отказе от земельного участка или его части;

— переходе права собственности на строение, сооружение или передачу их другим предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам;

— изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд (производится с возмещением причиненных изъятием убытков, в т. ч. упущенной выгоды);

— совершении противоправного деяния, за которое предусмотрено изъятие земельного участка;

— использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

— использовании земельного участка не по целевому назначению;

— нерациональном использовании земли;

— неиспользовании в течение установленного срока;

— систематической неуплате платежей за землю;

— истечении срока, на который был предоставлен земельный участок;

— выделении из земель сельскохозяйственных предприятий участков для крестьянских (фермерских) хозяйств гражданам, выходящим из состава этих предприятий;

— прекращении трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен земельный надел (по решению администрации предприятия, предоставившего надел).

— реквизиции земельного участка.

Решение местной администрации о прекращении прав на земельный участок может быть обжаловано в суде. Обжалование решения приостанавливает его исполнение.

Кроме того, право временного пользования и аренды земельного участка, основанное на договоре, может быть прекращено:

— путем расторжения договора по взаимному согласию сторон;

— в случае смерти собственника при отсутствии правопреемника;

— в случае смерти арендатора при отсутствии наследника, желающего воспользоваться преимущественным правом аренды.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2238 | Нарушение авторского права страницы

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

землевладельцы
— лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Комментарий к Ст. 5 ЗК РФ

1. Правоспособность как граждан, так и юридических лиц, участвующих в земельных отношениях, устанавливается в соответствии с ГК. Им же закреплены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, которые также могут иметь значение для отношений по поводу земли, — например, по ЗК земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам только определенных организационно-правовых форм.

Граждане в земельных отношениях в определенных случаях могут выступать и как индивидуальные предприниматели, если они зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке. Например, п. 6 ст. 69 ЗК установлено, что индивидуальные предприниматели могут проводить любые работы по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено специальными законами. Особенности земельных отношений граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, урегулированы в специальных законах.

Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух разных качествах. С одной стороны, они являются носителями властных полномочий и осуществляют нормативное регулирование земельных отношений на находящейся под их юрисдикцией территории, с другой стороны, они выступают как собственники земельных участков, и в этом случае они являются равными с гражданами и юридическими лицами участниками земельных отношений.

В соответствии со ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

2. Иностранцы, так же как лица без гражданства и иностранные юридические лица, являются участниками земельных отношений, на которых распространяются все установленные законом права и обязанности. Единственное, в чем могут быть установлены ограничения для данных субъектов, — это в приобретении ими земельных участков в собственность, и такого рода ограничения должны быть закреплены в нормативных правовых актах не ниже уровня федерального закона.

К настоящему времени запрет на приобретение земельных участков в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами установлен ФЗ о введении в действие ЗК (п. 5 ст. 3) — в отношении земель приграничных территорий до установления их перечня Президентом РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — в отношении земельных участков из данной категории земель. Причем согласно ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не только указанные выше лица, но и юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

24. Права и обязанности землепользователей.

С появлением в России права частной собственности и других вещных прав на землю и до введения в действие ЗК в законодательстве, научной литературе и на практике использовались различные термины для обозначения обладателей указанных прав. Земельный кодекс ввел единообразие в использовании понятий, обозначающих участников земельных отношений, и хотя в тексте п. 3 комментируемой статьи упоминается о том, что эти понятия и определения используются для целей настоящего Кодекса, в настоящее время даваемая Кодексом трактовка соответствующих понятий является общепринятой для законодательства и актов судебных органов. Допускается также обобщенный термин «обладатели прав на землю» или «собственники и обладатели иных прав на землю».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *