Землеустройство



В данной статье будет освещен вопрос территориального землеустройства в РФ. Рассмотрены цели, принципы и задачи, на какие нормативные акты опирается данный аспект землеустройства и работы, проводимые при территориальном землеустройстве.

Ключевые слова: территориальное землеустройство, цели, задачи, принципы, межхозяйственное землеустройство, землевладения, землепользования, земельный кодекс, межевание

Одним из видов землеустройства является территориальное землеустройство. Территориальное землеустройство распределяет земли между субъектами хозяйствования, землевладельцами и землепользователями. Так же при таком землеустройстве происходит перераспределение между категориями земель, т. е. меняется их целевое использование.

Территориальное землеустройство — это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также земель в натуре.

Принципы, цели и задачи территориального землеустройства определены положениями федерального законодательства: Конституция Российской Федерации, земельный кодекс, гражданский кодекс и иные нормативно-правовые акты. Все перечисленные нормативно-правовые акты считают землю как основу жизнедеятельности человеческого общества. Так же важное значение имеет охрана земли, жизни и здоровья населения.

Рассматривая понятие территориального землеустройства нужно исходить из его многогранности и динамичности. Многогранность землеустройства заключается в его многочисленных целях, задачах и, следовательно, методов их осуществления. Динамичность проявляется в том, что с течением времени совершенствуются технологии ведения землеустройства и, исходя из этого, нужно менять принципы осуществления землеустроительных работ.

При проведении территориального землеустройства необходимо рационально и эффективно организовать использование земельного фонда как объекта хозяйственной деятельности. Это достигается путем перераспределения земельных участков в рациональных пропорциях. В свою очередь, важное значение имеет территориальная организация производства во всех отраслях и сферах деятельности, т. е. нужно обеспечить предоставление земли для предприятий народного хозяйства (предприятия сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, транспорта и другие).

Научно обоснованные решения территориального землеустройства должны комплексно решать все поставленные задачи. Но практически это почти невозможно, поскольку количество земельных участков и угодий ограничено, а наделение землей означает изъятие ее у прежних землевладельце и землепользователей.

Территориальное землеустройство по своему составу и содержанию представляет часть межхозяйственного землеустройства. Это понятие введено с принятием Федерального закона «О землеустройстве» и Земельного кодекса Российской Федерации. В этих документах большая часть функций межхозяйственного землеустройства отнесены к территориальному землеустройству.

При территориальном землеустройстве выполняются два основных вида работ, которые взаимосвязаны друг с другом:

1) образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

2) проведение межевания объектов землеустройства.

Таким образом, каждый объект землеустройства имеет свои границы. Объект землеустройства — территория субъекта Федерации, муниципальных и административно-территориальных образований, территориальных зон, земельных участков, а также части территорий, зон и участков. Под границей объекта землеустройства понимается линия, установленная на плане и на местности, определяющая территориальный предел прав в пользовании объектом землеустройства. Особенностью объекта землеустройства является его административно-территориальное и организационно хозяйственной единство.

Образование новых землепользований представляет собой действия, в результате которых будут определены местоположение, границы, формы и площади земельных участков. Все действия будут иметь правовой и технический характер. Технические характер подразумевает действия по разграничению земельных участков, а правовой характер заключается в процессе передачи участков земли юридическому или частному лицу на правах собственности, владения, пользования или аренды.

Всякое предоставление означает изъятие у другого землевладельца или землепользователя. Процесс изъятие земель называется отводом. Это подразумевает землеустроительные действия по предоставлению и изъятию объекта землеустройства юридическим или частным лицам с установлением границ на местности, т. е. в натуре. В процесс межевания входит несколько этапов: определение границ и их согласование с другими участниками землеустройства, закрепление границ участков долговременными межевыми знаками и составление плана образуемого объекта землеустройства.

Отвод земель невозможен без межевания объектов землеустройства. Межевание, в соответствии с современным законодательством, предполагает работы по установлению в натуре границ муниципальных и других административно-территориальных образований, землепользований и землевладений, земельных участков с установлением на них межевых знаков

Межхозяйственное землеустройство по своим целям и задачам стало приобретать все больший территориальный характер, направленный на организацию рационального использования и охраны объектов землеустройства, размещаемых на значительных территориях. Федеральный закон «О землеустройстве» (2001 г.) расширяет понятие межхозяйственного землеустройства, придавая этим землеустроительным действиям высокую значимость и называя их территориальным землеустройством.

Согласно действующему Федеральному закону, при проведении территориального землеустройства выполняют работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, межеванию объектов землеустройства.

Путем проведения землеустроительных действий при территориальном землеустройстве формируют и перераспределяют земельную собственность, устанавливают границы этой собственности, определяют порядок и режим землевладения и пользования.

Таким образом, главная цель территориального землеустройства — предоставление и изъятие земельных участков для осуществляется научно обоснованного земельного оборота.

Литература:

ГБУ СК «Ставкрайимущество» осуществляет все виды землеустроительных работ. Наличие квалифицированных специалистов, высокотехнологичного и перспективного оборудования позволяет быстро и качественно выполнять любые работы по землеустройству.

Землеустроительные работы:

– подготовка материалов геодезических и картографических работ;

– подготовка описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства;

– проведение инвентаризации земель;

– подготовка карта (планов) объектов землеустройства;

– подготовка землеустроительных дел на объекты землеустройства;

– выполнение комплекса землеустроительных работ под строительство (эксплуатацию) линейных объектов;

– проведение комплекса работ по межеванию земель с установлением (восстановлением) на местности границ земельных участков, административно-территориальных образований;

– вынос в натуру границ земельного участка;

– подготовка Схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Мы готовы подготовить для Вас необходимые документы и внести сведения о зонах с особыми условиями использования в государственный кадастр недвижимости:

  1. Водоохранные зоны водных объектов;

  2. Прибрежные защитные полосы водных объектов;

  3. Охранной зоны объектов электросетевого хозяйства. Подстанций, линий электро-передач, кабельных линий от 0,4 кВ до 1050 кВ;

  4. Охранных зон газопроводов. Газопроводов низкого, среднего, высокого давления, а также ГРС, ШП и т.д.;

  5. Охранных зон объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия, включенные в реестр и выявленные объекты культурного наследия, подлежащие государственной охране;

  6. Санитарных и защитных зон. Устанавливаются для защиты от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены;

  7. Границы населенного пункта, границы муниципального образования, границ территориальных зон и зон с особыми условиями. Границы населенных пунктов устанавливаются в соответствии с генеральным планом поселения, после утверждения данного генерального плана.

ской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контек-

сте 1991 г. и Протокола по стратегической экологической оценке к указанной Конвенции.

Библиографический список

Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003.

Гиззатулин Р. Х. Экологическая функция государства: теория и практика реализации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014.

Гогаева М. Т. Правовой механизм принятия экологически значимых решений: дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.

Голубкова М. Вопросы понимания // Российская газета. 2015. 26 окт.

Институты экологического права / под ред. С. А. Боголюбова. М., 2010.

Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. М., 2010.

Копылов М. Н. К вопросу об эффективности норм «мягкого» международного экологического права // Экологическое право. 2006. № 6.

Международное и национальное регулирование экологической сферы общества / отв. ред. Ю. С. Шемшученко, С. А. Боголюбов. М., 2012.

Миняев А. О. Экологическое право: конституционные основы: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

Право и экология: матер. Междунар. школы-практикума молодых ученых-юристов / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. А. Боголюбов. М., 2014.

Понятие «земельный участок» и его соотношение со схожими терминами

ТОТОЧЕНКО Денис Алексеевич, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России, кандидат юридических наук

644092, Россия, г. Омск, просп. Комарова, 7

E-mail: Den-omsk@mail.ru

В статье рассматриваются понятия «земельный участок», «земля», «почва», «угодье», «смежный земельный участок» и другие схожие термины. Автор анализирует характеристики земельного участка, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, предлагает дополнить перечень указанных характеристик природно-антропоген-ными. К последним отнесено наличие на земельном участке природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, или объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природных объектов и имеющих рекреационное и защитное значение. Определение понятия земельного участка и разграничение его от иных смежных терминов, применяющихся в земельном законодательстве, имеет важное практическое значение. Оно проявляется прежде всего в том, что налогообложение, совершение сделок, связанных с переходом прав, а также возможность пользоваться судебной защитой при возникновении споров в полной мере могут быть реализованы лишь в отношении земельного участка, отвечающего требованиям, содержащимся в законодательстве. Даны рекомендации по совершенствованию земельного законодательства в рассматриваемой сфере. По мнению автора, учет изложенных в статье положений в законотворческой деятельности позволит устранить имеющиеся в нормативных правовых актах недостатки, тем самым повысив эффективность правового регулирования земельных отношений.

Ключевые слова: земельный участок, земля, почва, угодье, смежный земельный участок.

The Concept of Land Lot and its Correspondence with Similar Terms

D. A. TOTOCHENKO, candidate of legal sciences

The Omsk Academy of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

7, Komarov ave., Omsk, Russia, 644092

E-mail: Den-omsk@mail.ru

Keywords: land, earth, soil, land, contiguous land.

DOI: 10.12737/22202

В теории земельного права неоднократно предпринимались попытки разграничить содержание таких терминологически схожих понятий, как «земельный участок», «земля», «почва», «угодье», что обусловлено в первую очередь их недостаточной законодательной урегулированно-стью. Для юридически грамотного применения этих понятий необходимо прежде всего разобраться, какое же значение законодатель заложил в их содержание.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Следует отметить, что действующее легальное определение земельного участка является не первым. В первоначальном варианте ЗК РФ (до 24 октября 2008 г.) содержалась следующая формулировка: земельным участком как объектом земельных отношений является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установ-

ленном порядке. Легко заметить, что законодатель, внеся изменения, исключил из определения такой признак земельного участка, как «почвенный слой». Следовательно, в соответствии с указанными изменениями в земельном законодательстве «почва» больше не является обязательной составляющей земельного участка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, законодатель уточнил еще один признак земельного участка, а именно характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, в которые, конечно же, входят и границы земельного участка. По мнению С. Ю. Стародумовой, к таким характеристикам следует отнести природные, антропогенные и фактические (физические характеристики)1.

На наш взгляд, помимо вышеуказанных к подобным характеристикам следует также отнести природ-но-антропогенные, т. е. наличие на земельном участке природных объектов, измененных в результате хо-

1 См.: СтародумоваС. Ю. Понятие недвижимости в гражданском праве // Юридический мир. 2015. № 5. С. 42—45.

зяйственной и иной деятельности, или объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природных объектов и имеющих рекреационное и защитное значение.

К природным характеристикам земельного участка можно отнести, к примеру, наличие на его поверхности водных объектов, имеющих естественное происхождение, деревьев и т. д. Антропогенные характеристики свидетельствуют о наличии зданий, сооружений и т. п. на земельном участке. К природно-антро-погенным характеристикам можно отнести, например, наличие искусственных водных объектов. В качестве фактических (физических) характеристик выступают площадь земельного участка, а также наличие установленных границ.

Подчеркнем, что в состав земельного участка не входят недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения). Правовое регулирование отношений, связанных с охраной и использованием недр, осуществляется законодательством о недрах, в частности Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». При этом в Законе не говорится, что следует понимать под почвенным слоем, а его толщина не определяется. В связи с этим определение верхней и нижней границы недр вызывает споры и дискуссии.

Обратим внимание, что определение понятия земельного участка и разграничение его от иных смежных терминов, применяющихся в земельном законодательстве, имеет важное практическое значение. Оно проявляется прежде всего в том, что налогообложение, совершение сделок, связанных с переходом прав, а также возможность пользоваться судебной защитой при возникновении споров в полной мере могут быть реализованы лишь в отношении земельного

участка, отвечающего требованиям, содержащимся в законодательстве.

В отличие от термина «земельный участок» в ЗК РФ не раскрывается понятие «земля». Данный термин трактуется лишь в ГОСТ 2664085 «Земли. Термины и определения», в котором говорится, что земля — это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства.

Исследование нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, показало, что земля рассматривается законодателем с нескольких сторон. Во-первых, как основа жизни народов; во-вторых, как составная часть природы; в-третьих, как основа деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и использующих ее как природный ресурс — средство производства в сельском, лесном хозяйстве и иной хозяйственной деятельности; в-четвертых, как объект права собственности (других прав) и недвижимое имущество.

Вместе с тем анализ ЗК РФ показал, что понятие «земля» понимается в нем в двух значениях. Во-первых, как синоним земельного участка и, во-вторых, как совокупность земельных участков (в ст. 7 ЗК РФ содержится перечень категорий земель согласно их целевому назначению).

Согласимся с мнением Е. И. Давыдовой о том, что право собственности может существовать как в отношении отдельных земельных участков, так и их совокупности2. Так, анализ гл. 3 «Собственность на землю»

2 См.: Давыдова Е. И. Земельный участок.

К вопросу о разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Молодой ученый. 2012. № 12.

ЗК РФ показывает, что в частной собственности физических и юридических лиц могут находиться лишь земельные участки, в то время как государственная и муниципальная собственность включает совокупность земельных участков.

В отдельных случаях законодатель наряду с термином «земля» использует термин «земли», как, например, в ст. 77 ЗК РФ при раскрытии значения понятия «земель сельскохозяйственного назначения». Анализ правовых норм ЗК РФ показал, что термин «земли» является синонимом термина «земля» и используется в ЗК РФ для обозначения отдельных категорий земель, а также объектов права собственности. Более того, термин «земли» является родовым по отношению к термину «земельный участок».

По мнению Е. А. Конюха, в ЗК РФ обязательно должно быть дано понятие не только земельного участка, но и земли, для того, чтобы имелась возможность однозначного толкования и единообразного применения норм земельного и гражданского права, а также исключения возможных спорных ситуаций при определении объекта земельного правонарушения и в то же время фактического объекта гражданского правонарушения (имущественного блага).

В связи с этим исследователь предлагает следующую формулировку: земля — это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органо-минеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции3.

С. М. Сагитов и А. Э. Шараф полагают, что земля (земли) — это сово-

купность индивидуализированных земельных участков. По их мнению, когда конкретный участок земли не индивидуализируется, то можно употреблять понятие «земли» или «земля», также это понятие употребляется относительно земель, составляющих фонд природных ресурсов. А если возникают правовые отношения относительно определенного участка с указанием его характеристик, следует употреблять понятие «земельный участок»4.

Соглашаясь с мнением Е. А. Конюха о целесообразности включения понятия «земля» в ЗК РФ, полагаем, что данный термин можно сформулировать следующим образом: земля — это часть земной поверхности, состоящая из совокупности индивидуализированных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также участок земли, который не является индивидуально определенным.

Считаем, что приведенное определение отражает двойственную сущность, заложенную в понятие «земля» законодателем. Так, с одной стороны, под землей следует понимать часть земной поверхности, которая индивидуально не определена и, соответственно, в отличие от земельного участка не может быть объектом гражданских правоотношений. С другой стороны, в качестве объекта государственного и муниципального управления земля понимается как совокупность индивидуально определенных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Использование земельного участка в подавляющем большинстве случаев предполагает использование поверхностного почвенного слоя (почвы). Вместе с тем действующее земельное законодательство не разграничивают такие понятия как

4 Сагитов С. М., Шараф А. Э. О разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Вестник ТИСБИ. 2008. № 3.

«земля» и «почва». Зачастую эти понятия отождествляются и используются в качестве синонимов, что является ошибкой.

В России научное определение почвы впервые было предложено В. В. Докучаевым в 1886 г., который определил ее как самостоятельный естественно-исторический объект, являющийся продуктом совокупной деятельности материнской горной породы, климата, растительных и животных организмов, возраста и отчасти рельефа местности5.

По мнению Л. А. Мельника, почва — это поверхностный слой земли, являющийся природным образованием (компонентом природной среды), обладающий естественным или приобретенным в результате хозяйственной или иной деятельности плодородием, пространственно-качественными характеристиками и выполняющий экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные функции6.

Юридически значимой характеристикой почвы является то, что в отличие от земли почва может быть отделена от поверхности земной коры. В связи с этим почва не является недвижимым имуществом. При отделении почвенного слоя (почвы) от земельного участка и ее перемещении, например, в цветочный горшок с юридической точки зрения она не будет подпадать под понятие «земля», а отношения, объектом которых будет выступать перемещенная почва, содержащаяся в горшке, не будут относиться к земельным. Напротив, если почва будет перемещена на законных основаниях с целью последующего нанесения на другие земельные участки, например, для улучшения их плодородия, то данные отношения будут относиться к предмету земельного права, так как помимо перемещенной почвы их объектом бу-

5 Докучаев В. В. Избранные труды / под ред. Б. Б. Полынова. М., 1949.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Мельник Л. А. Правовая охрана почв:

дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 23.

дет являться земельный участок, для улучшения плодородия которого и был перемещен почвенный слой.

Следует также отметить, что в целях охраны почвы законодателем согласно ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы предусматривается административная ответственность. Помимо этого владелец пострадавшего земельного участка вправе требовать возмещения вреда, причиненного правонарушением.

Так, Ш. обратился в Саратовский районный суд с иском к ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России», в котором просил взыскать убытки, причиненные изъятием земли с земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности. По данному факту прокуратурой Воскресенского района Саратовской области была проведена проверка. В результате установлено, что в отсутствие разрешительных и правоустанавливающих документов ответчиком велись работы по выемке грунта с указанного земельного участка. К административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ привлечен мастер строительно-монтажных работ филиала ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России».

Свидетель Е. пояснил, что по просьбе Ш. он фотографировал его земельный участок, когда работники ответчика стали незаконно вывозить почву с этого участка. При этом он неоднократно обращал внимание указанных сотрудников на то, что участок принадлежит Ш., который не давал согласия на изъятие почвы.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что неправомерными действиями ответчика истцу причинен ущерб, поскольку без его ведома и согласия, при отсутствии разрешения на проведение земляных работ на территории земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, произведена выемка грунта7.

7 См. апелляционное определение Саратовского областного суда от 5 февраля 2014 г. по делу № 33-271/2014.

Самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы чаще всего происходит при строительстве, рытье карьеров и траншей, сооружении линейных объектов, а также в целях незаконной реализации. При этом вред, причиненный самовольным снятием и перемещением плодородного слоя почвы, является весьма значительным, поскольку плодородный слой восстанавливается очень медленно. Так, для образования 1 см чернозема при положительном балансе биогенных элементов и солнечной энергии требуется около 100 лет8.

Земельный участок можно рассматривать как главную вещь, а почву — как его принадлежность. Соответственно, юридическая судьба принадлежности (почвы) следует судьбе главной вещи (земельного участка).

Собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи не имеют права снимать и перемещать почвенный слой земельных участков без специального разрешения. Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного слоя и рекультивацией земель, содержатся в Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы9.

В соответствии с п. 6, 11 данных Положений выдача разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование

8 См.: Ахтырцев Б. П., Ахтырцев А. Б. Почвенный покров Среднерусского Черноземья. Воронеж, 1993.

9 Утв. приказом Минприроды РФ № 525 и Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 г.

и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, отсутствие разрешения и проекта рекультивации земельного участка свидетельствует о самовольном снятии плодородного слоя почвы.

Наряду с понятиями «земельный участок», «земля», «почва» в российском законодательстве применяется термин «угодье». При этом выделяются различные виды угодий: сельскохозяйственные (ст. 77, 79 ЗК РФ); охотничьи (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); промысловые (ст. 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»). Ранее, в Водном кодексе РФ 1995 г.10, выделялись также водно-болотные угодья.

Применительно к понятию «угодье» О. И. Крассов пишет, что в современном законодательстве этот термин отражает вид функционального использования земельного участка, обусловленный его естественными свойствами и наличием на нем определенных природных ресурсов. С помощью использования данного термина уточняется правовой режим отдельных участков земли11.

Подчеркнем, что угодья не являются самостоятельным объектом права собственности, они лишь составная часть земельного участка. Соответственно, угодья не индивидуализируются посредством определения местоположения и границ. Индивидуализация угодья может

10 Утратил силу с 1 января 2007 г.

11 См.: Крассов О. И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. № 2. С. 12.

осуществляться только путем индивидуализации всего земельного участка.

В законодательстве и юридической практике нередко употребляются такие понятия, как «смежный земельный участок» и «<соседний земельный участок». Зачастую, особенно в судебной практике, эти понятия даже употребляются как синонимы, что не совсем верно. В словаре С. И. Ожегова «смежный» означает находящийся непосредственно рядом, имеющий общую границу12. Значение понятия «соседний» в словаре трактуется как расположенный вблизи, рядом с кем или чем-нибудь13. Несложно заметить, что лексическое значение указанных терминов не одинаково и имеет свои особенности. Так, смежный земельный участок в отличие от соседнего земельного участка обладает обязательной общей границей с прилегающим земельным участком. Соседний же земельный участок, являясь более широким понятием, может и не обладать общей границей с расположенным вблизи земельным участком.

В земельном законодательстве термин «смежный земельный участок» употребляется применительно к земельному участку, обладающему общей границей с находящимся рядом земельным участком. Так, в ст. 116 «Объединение земельных участков» ЗК РФ указано, что при

12 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1999. С. 734.

13 Там же. С. 750.

объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается. Таким образом, в Кодексе в отношении земельных участков, имеющих общую границу, законодатель использует термин «смежные земельные участки».

Вместе с тем в отдельных случаях данные термины используются без учета их специфики. Например, в соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Как видно, в указанной правовой норме законодатель не учитывает специфику рассматриваемых терминов. В связи с этим полагаем, что действующее законодательство, регулирующее земельные отношения, необходимо привести к единообразию, взяв за основу позицию законодателя, отраженную в ЗК РФ, согласно которой в отношении земельных участков, имеющих общую границу, применяется термин «смежные земельные участки».

Полагаем, что учет изложенных в статье положений в законотворческой деятельности позволит устранить имеющиеся в нормативных правовых актах недостатки и тем самым повысить эффективность правового регулирования земельных отношений.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ахтырцев Б. П., Ахтырцев А. Б. Почвенный покров Среднерусского Черноземья. Воронеж, 1993.

Давыдова Е. И. Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Молодой ученый. 2012. № 12.

Докучаев В. В. Избранные труды / под ред. Б. Б. Полынова. М., 1949.

Крассов О. И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. № 2.

Мельник Л. А. Правовая охрана почв: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

Стародумова С. Ю. Понятие недвижимости в гражданском праве // Юридический мир. 2015. № 5.

Одним из основных методов государственного управления земельными ресурсами в целях организации перспективного использования земель является землеустройство. В этой связи землеустроительная документация разрабатывается в четыре основных этапа: 1.Прогнозирование и планирование. 2. Предпроектные работы. 3. Землеустроительное проектирование. 4. Осуществление проектов землеустройства.

На первом этапе разрабатываются федеральные и региональные прогнозы использования и охраны земель, которые представляются Генеральной схемой землеустройства территории Российской Федерации, схемами землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, федеральными и региональными программами использования и охраны земель.

На втором этапе:

— схемы землеустройства муниципальных районов или иных административно-территориальных образований;

— схемы решения отдельных землеустроительных задач;

— технико-экономические обоснования (ТЭО) или технико-экономические расчеты (ТЭР) землеустроительных мероприятий, связанных с использованием и охраной земель по группе землевладений и землепользований и объектам проектирования.

В схемах землеустройства муниципальных и иных административно-территориальных образований уточняются общие вопросы организации рационального использования и охраны земель.

Если в областных схемах преобладают исследования и расчеты по:

— анализу природных и экономических условий,

— выделению ареалов эффективного распространения сельскохозяйственных культур и формированию сырьевых зон, выявлению земель, подлежащих коренному улучшению, экономическому обоснованию совершенствования землепользования, то в районных схемах решаются вопросы непосредственно по: устройству территории, размещению населенных пунктов и производственных центров, развитию дорожной сети, организации угодий.

Основными видами землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны в Российской Федерации являются:

Генеральная схема землеустройства Российской Федерации,

Схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации,

Схемы землеустройства муниципальных образований и других административно- территориальных образований,

Схемы использования и охраны земель.

В генеральной схеме выделяют следующие составные части:

анализ и оценка существующего состояния и использования земель;

организация использования земельных ресурсов в различных отраслях народного хозяйства;

охрана и улучшение земель;

порядок реализации и эффективность рекомендуемых мероприятий.

Целью схемы территориального планирования района является определение в ней назначения тех или иных территорий района, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории района, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, а также в целом муниципального района.

Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

1) объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;

2) автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

Схема территориального планирования муниципального района содержит положение о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).

Положение о территориальном планировании включает в себя:

1) цели и задачи территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на их последовательность выполнения.

На картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района, отображаются :

1) существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района;

2) границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;

3) границы территорий объектов культурного наследия;

4) границы зон с особыми условиями использования территорий;

5) границы земельных участков, которые представлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;

6) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях.

Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме включают в себя:

1) обоснование вариантов решения задач территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию;

3) обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;

4) перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального района отображаются: 1) информация о состоянии существующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования; 2) предложения по территориальному планированию.

Информация отображается на следующих картах (схемах):

1) карты (схемы) использования территории муниципального района;

2) карты (схемы) ограничений,

3) карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;

4) иные карты (схемы).

Предложения по территориальному планированию отображаются на картах (схемах), которые используются для внесения в них изменений при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района и включают в себя:

1) карты (схемы) с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях;

2) карты (схемы) с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;

3) иные карты (схемы).

Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Проект схемы подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до ее утверждения и может размещаться на официальном сайте муниципального района в сети Интернет. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы. Далее также подлежит официальному опубликованию в том же порядке и доработанная с учетом замечаний и предложений схема.

Правообладатели земельных участков вправе оспорить схему в судебном порядке.

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района. Внесение изменений в схему производится в порядке, аналогичном вышеуказанным процедурам согласования первоначальной схемы.

Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, с заинтересованными органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований Иные вопросы, кроме указанных выше, не могут рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района.

Срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района не может превышать три месяца со дня направления органом местного самоуправления муниципального района на согласование такого проекта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.

В случае непоступления от указанных выше органов в установленный срок в орган местного самоуправления муниципального района заключений на проект схемы такой проект считается согласованным с указанными органами.

В случае поступления от одного или нескольких указанных выше органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы с обоснованием принятых решений, глава местной администрации муниципального района в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

По результатам работы согласительная комиссия предлагает главе местной администрации муниципального района:

1) документ о согласовании проекта схемы и подготовленный для ее утверждения материал проекта схемы с внесенными в нее изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) по несогласованным вопросам.

Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании плана реализации схемы, который утверждается главой местной администрации муниципального района в течение трех месяцев со дня утверждения такой схемы.

В плане реализации схемы содержатся:

1) решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки межселенных территорий в случае планирования застройки таких территорий или о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

2) сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения и объектов капитального строительства на межселенных территориях, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов

3) сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства местного значения;

4) финансово-экономическое обоснование реализации схемы территориального планирования муниципального района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *