Земли государственной собственности

ОСВОЕНИЕ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 352

Е.А.КОЧНЕВА

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

К ВОПРОСУ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Разграничение государственной собственности на землю как процесс отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований является актуальным вопросом земельной политики, поскольку с ним связано перераспределение земельных платежей между субъектами земельных отношений. Рассматриваются проблемы, связанные с реализацией данного процесса, а также предлагаются пути их решения.

В СССР в условиях исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно СССР и собственность союзных республик. С образованием независимого государства — Российской Федерации входящие в его состав республики, края, области, автономные области, автономные округа и города Москва и Санкт-Петербург были признаны субъектами РФ, обладающими правом государственной собственности на землю.

В процессе перехода к многоукладно-сти и развитию различных форм собственности на землю возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между РФ, ее субъектами и муниципальными объединениями (МО).

Порядок осуществления данной процедуры был определен федеральным законом «О разграничении государственной собст-

венности на землю», принятым Государственной Думой 04.07.2001 г., и другими нормативно-правовыми актами федерального и местного значения.

На рис.1 представлено, как практически осуществляется процедура разграничения государственной собственности на землю в МО «Город Гатчина».

За прошедшие три года стало ясно, что действующая в настоящее время процедура разграничения государственной собственности на землю неэффективна. Ее правила сложны и требуют длительного времени, что приводит к огромным материальным и трудовым затратам. Например, чтобы подготовить один перечень земельных участков (в среднем он включает 20-25 участков), которые будут отнесены к собственности РФ, ее субъекту или МО, при отсутствии по нему споров и при наличии всех необходимых документов необходимо около 8-9 месяцев. А если учесть территориальные границы

Рис. 1. Процедура разграничения государственной собственности на землю МО «Город Гатчина»

РФ, то станет ясно, что данная процедура растянется еще на долгое время. Поэтому необходимо кардинально менять порядок разграничения государственной собственности, максимально его упрощать.

Процедура разграничения очень важна, ведь от того, за кем будут закреплены земельные участки, зависит, куда будут направляться деньги от управления и распоряжения ими — в местный или федеральный бюджет, а это во многом определяет развитие того или иного субъекта земельных отношений.

По нашему мнению, данную проблему можно решить путем внедрения так называемого «остаточного принципа». Согласно Земельному кодексу РФ в настоящий момент существуют три формы собственности: государственная (РФ и ее субъекты), муниципальная и частная. Как показывает практика, регистрация частной собственности в учреждении юстиции — это налаженный и непрерывный процесс, при котором не возникает каких-либо существенных проблем. На уровне МО «Город Гатчина» количество земельных участков, на которые у РФ или ее субъектов возникает право собственности, небольшое. Тогда, если зарегистрировать в учреждении юстиции земельные участки, подлежащие отнесению к собственности РФ и ее субъектов, и учесть при этом земельные участки, находящиеся в частной собственности, то оставшиеся земли в пределах чер-

ты поселений и будут являться муниципальной собственностью. Применение «остаточного принципа» значительно уменьшит материальные и трудовые затраты, сэкономит время и сократит саму процедуру разграничения государственной собственности на землю.

Но существуют и другие проблемы, связанные непосредственно с процедурой разграничения государственной собственности на землю. Рассмотрим их на примере МО «Город Гатчина»:

1. Согласно порядку проведения разграничения в перечни могут быть включены только земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет, т.е. те, которым присвоен кадастровый номер. Но Кадастровая палата не успевает провести инвентаризацию земель и присвоить всем земельных участкам кадастровые номера. Данная процедура идет медленно из-за большого объема обрабатываемой информации, среднего уровня технического оснащения и небольшого штата сотрудников.

Эту проблему, по нашему мнению, можно решить путем увеличения штата сотрудников и их заработной платы, улучшения технического оснащения за счет местного бюджета и средств СЗРКЦ «Земля». Доли бюджета и СЗРКЦ должны зависеть от уровня развития муниципального образования, и если средства местного бюджета позволяют решить данную проблему, то 1/3

— 253

Санкт-Петербург. 2006

Рис.2. Классификация проблем, возникающих при разграничении государственной собственности МО «Город Гатчина»

средств вкладывает СЗРКЦ «Земля», а 2/3 -муниципальное образование. Уровень развития муниципального образования будет устанавливаться специально созданной комиссией после многочисленных исследований и экспертиз в данной области. Тогда процесс инвентаризации земель пойдет гораздо быстрее и будет закончен раньше намеченного срока — 2008 г.

2. Проблемы, связанные непосредственно с земельными участками, их местоположением и находящимся на них недвижимым имуществом (рис.2):

• Право на землю оформлено. При решении данной проблемы, по нашему мнению, целесообразно было бы определить законодательно закрепленную зону, в пределах которой право собственности муниципального образования может быть за ним закреплено на основе правоустанавливающих документов. Наиболее обоснованной зоной может быть территория в пределах 2-3 км от города, во избежание вкрапливаний, изре-занности границ и целостности муниципальных земель.

Таким образом, если земля находится в пределах установленной зоны, права ее аренды оформлены за г.Гатчина и на земельных участках расположены объекты мельных участках расположены объекты

Научный руководитель д.т.н. проф. М.А.

недвижимости, принадлежащие городу, то целесообразно было бы закрепить землю за г.Гатчина, а если земля находится за границами предлагаемой зоны — за другим муниципальным образованием.

Ярким примером служит пионерский лагерь «Лесная сказка», расположенный на землях Гатчинского района в Большекол-панской волости в д.Корписалово. Лагерь является собственностью г.Гатчины, точнее семь объектов на его территории принадлежат на праве собственности городу. Земля под лагерем оформлена в аренду, срок которой истекает в 2005 г. Пионерский лагерь расположен примерно в 13 км от г.Гатчина, а следовательно, землю под ним необходимо закрепить за МО «Гатчинский район».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Право на землю не оформлено. Эта ситуация очень актуальна, так как только в Гатчинском районе находятся 35 объектов недвижимости, которые принадлежат на праве собственности городу или предприятиям и фирмам, базирующимся в городе, а земля не оформлена, и соответственно налоги не платятся. Это пос.Пригородный (3 объекта), д. Ваялово (1 объект), поселок городского типа Вырица (3 объекта), пос.Сиверский (2 объекта) и пос.Тайцы (1 объект) и др. Здесь налицо нарушение земельного законодательства, халатность контролирующих органов местного самоуправления Гатчинского района.

Эту проблему, на наш взгляд, необходимо решать административно-командными методами с привлечением соответствующих контролирующих структур. Путем законного воздействия необходимо, чтобы земля была оформлена за тем или иным предприятием (фирмой), а к чьей собственности она будет отнесена, можно решить тем же методом, что и в предыдущем случае.

Сулин

Н.Б. Малова

ПОРЯДОК РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Основаниями возникновения прав в юридической науке признаны юридические факты — «такие жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений»1.

По мнению Б.Б. Черепахина, «под способами приобретения права собственности понимается совокупность юридических фактов, обусловливающих возникновение права собственности для определенного лица. Приобретение права собственности представляет собой установление для приобретателя определенного абсолютно-правового отношения, в котором он является активным субъектом, субъектом права собственности. …Способы приобретения права собственности делятся на первоначальные и производные»2.

Приобретение права собственности при разграничении государственной собственности на землю является производным способом приобретения права собственности. Это обусловливается наличием правопреемства между правом Российской Федерации и субъектами РФ или муниципального образования. «Правопреемство есть переход субъективного права (в широком смысле — правовой обязанности) от одного лица (праводателя) к другому (правопреемнику) в порядке производного правопри-обретения»3.

Право собственности на землю в порядке разграничения государственной собственности на землю возникает на основании совокупности юридических фактов — юридического состава. В этот состав В.К. Андреев и Г.Е. Быст-

ров включали :

1 Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001. С. 239.

2 Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С. 54.

3 Там же. С. 311.

4 Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сель-

— перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности;

— факт предварительного согласования таких перечней с органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными образованиями;

— решение суда по спору между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю;

— постановление Правительства РФ об утверждении перечня земельных участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право;

— внесение документированных сведений о субъектах права собственности на земельные участки, о кадастровой стоимости земельного участка, о местоположении (адресе) земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимого имущества, описания границ земельных участков, кадастровых номеров и других данных в Единый государственный реестр земель;

— регистрацию в Едином государственном реестре права собственности на земельные участки Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

С момента вступления в силу Федерального закона от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЭ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» указан-

скохозяйственного назначения» / Отв. ред. Г.Е. Быстров, Б.Д. Клюкин. М.: Контакт, 2002. С. 109-110.

ный юридический состав как основание возникновения права собственности в порядке разграничения значительно упростился и ограничился:

— федеральным законом о признании права собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований;

— внесением документированных сведений о субъектах права собственности на земельные участки, о кадастровой стоимости земельного участка, о местоположении (адресе) земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимого имущества, описания границ земельных участков, кадастровых номеров и других данных в Единый государственный реестр земель;

— регистрацией в Едином государственном реестре права собственности на земельные участки Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации

и муниципальных образований

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»1 закреплял два направления разграничения права государственной собственности на землю:

— по принадлежности земельного участка к определенной категории или подкатегории земель. Причем, как отмечает С.А. Боголюбов, такое отнесение может быть безусловным (абз. 2 ст. 3, абз. 2, 4 п. 1 ст. 4, абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю») и в зависимости от определенных условий (абз. 3, 4 ст. 3, абз. 3, 5 п. 1 ст. 4, абз. 3, 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю»)2;

— по нахождению на земельном участке недвижимого имущества, являющегося собственностью соответствующего публичного субъекта, или до момента приватизации находивше-

1 СЗ РФ. 2001. № 30. Ст. 3060; 2006. № 23. Ст. 2380.

2 Комментарий к Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2003. С. 25-26.

гося в такой собственности.

Состояние, категория земель и принадлежность земельного участка оценивались на момент внесения этих участков в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности. Вопрос о моменте оценки принадлежности земельного участка законодатель оставил без внимания. Однако этот вопрос был скорректирован судебной практикой.

Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» в зависимости от субъекта возникающего права устанавливал основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности (ст. 3-5 федерального закона).

Однако столь обширный перечень оснований отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не был лишен недостатков. В частности, законодательно не был урегулирован порядок разграничения земельных участков, на которых располагаются здания, сооружения, находящиеся в долевой собственности нескольких собственников, в том числе публичных. Передача такого участка в долевую собственность невозможна, так как формы собственности могут быть разными. Здесь вопрос должен решаться с учетом приоритета интересов публичных собственников и важности объекта, находящегося на земельном участке. То есть весь неделимый земельный участок должен передаваться в собственность одного из публичных собственников (например, если в его собственности находится большая часть здания, сооружения, либо на земельном участке располагается объект, использование которого в интересах одного из публичных собственников было бы приоритетным) либо в собственность Российской Федерации при равенстве интересов, а субъекты РФ и муниципальные образования будут осуществлять пользование земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 Земельного кодекса РФ).

Наибольшее количество вопросов вызы-

вало разграничение земель, предоставленных гражданам и юридическим лицам в пользование. С одной стороны, не было целесообразности в разграничении таких земельных участков, так как гражданам и юридическим лицам принадлежит право выкупа или переоформления своих прав пользования (пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования), но, с другой стороны, Земельный кодекс РФ для граждан не устанавливает срока, до которого необходимо переоформить право пользования в собственность, впрочем, даже если бы такой срок был установлен на прекращение права пользования, ситуация бы не изменилась (право пользования может быть прекращено или добровольно, или принудительно на основании решения суда), то есть если отказаться от разграничения таких земель, то они неопределенно долгое время будут сохранять статус неразгра-ниченных государственных земель.

Другой важной проблемой в определении оснований для разграничения государственной собственности на землю является незаконченность работ по разграничению недвижимого имущества, находящегося на земельном участке. Зачастую отсутствие правоустанавливающих документов у государственных, муниципальных предприятий и учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления на находящиеся в их пользовании объекты недвижимого имущества делает невозможным разграничение и земельного участка. Отсутствие документов объясняется тем, что не всегда имущество, передаваемое в пользование предприятия (учреждения), закреплялось за ним в установленном федеральным законом порядке (в соответствии с нормами ГК РСФСР 1964 г. и ГК РФ), в лучшем случае оно ставилось предприятием на баланс. Такая ситуация спровоцировала в последние годы массовые судебные тяжбы. Однако до момента установления собственника здания, сооружения, находящегося на земельном участке, невозможно приступить к разграничению права на земельный участок.

Все эти сложности в определении оснований разграничения государственной собственности на землю привели к выводу о необходимости пересмотра таких оснований. Напри-

мер, учитывая то, что собственник здания, сооружения имеет право на земельный участок, под ним в силу общих норм земельного законодательства РФ вряд ли необходимо устанавливать какие-то особые условия для публичных собственников. Только в отношении публичных собственников получение участка в таком случае должно быть бесплатным. Кроме того, уже упоминавшимися федеральными законами признано право федеральной собственности на ряд земельных участков и земель, повторное их упоминание в качестве объектов разграничения необоснованно.

По предварительным подсчетам Роси-мущества, на территории Мурманской области в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Малова, Наталья Борисовна, 2007 год

1. Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» // СУ. РСФСР. 1919. №25. Ст. 346.

2. Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» // Собрание указаний и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1919 г. М., 1943. С. 55.

3. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года // СУ РСФСР. 1922. №71. Ст. 904.

4. Земельный кодекс РСФСР, принятый 30 октября 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. № 68 от 15 ноября 1922 года. Ст. 901.

5. Лесной кодекс РСФСР 1923 года // СУ РСФСР. 1923. № 58. Ст. 564.

6. Положение от 7 июля 1923 г. «О недрах земли и разработке их» // СУ РСФСР. 1923. № 54. Ст. 532.

7. Положение от 13 апреля 1925 г. «О земельных распорядках в городах» // СУ РСФСР. 1925. № 27. Ст. 188.

8. Союзное Положение «О землях, предоставленных транспорту» // СЗ СССР. 1925. № 65. Ст. 477,478.

10. Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. // СЗ СССР. 1930. №9. Ст. 105.

11. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 июля 1930 г. «О ликвидации земельных обществ в районах сплошной коллективизации» // СУ РСФСР. 1930. № 51. Ст. 621.

12. М.Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. // СЗ СССР. 1930. №24. Ст. 255.

13. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. №24. 1964. Ст. 407.19.0сновы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. №51. Ст. 485.

14. Положение о государственном контроле за использованием земель, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 г. // СП СССР. 1970. №9. Ст. 71.

15. Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17.23 апреля.

16. Указ Президента РФ № 480 от 23 апреля 1993 года «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 1452; СЗ РФ. 1999. № 5.(утратил силу 25.02.2003 года).

17. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» № 2144// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 51. Ст. 4932; СЗ РФ. 2003. № 9 (утратил силу 25.02.2003 г.)

29. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 года № 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы»» // СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.

30. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 года № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4626; 2000. № 49. Ст. 4825.

32. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадастра РФ» // СЗ РФ. 2000. №30. Ст. 3154; 2001. № 32. Ст. 3333 (утратило силу с 28 июля 2005 года).

33. Постановление Правительства РФ от 11 января 2001 года № 22 «Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра России» // СЗ РФ. 2001. №147. Ст. 1843; 2003. №32. Ст. 3229 (утратило силу с 28.07.2005 года).

34. Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582; 2005. № 30 (ч. I); 2006. № 50. Ст. 5278, 5279.

37. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; 2004. № 31, 45. Ст. 4377, № 14; 2006. № 1. Ст. 8.

38. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2, 28.

39. Федеральный закон от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // СЗ РФ. 2003. № 9; 2004. № 35. Ст. 3607.

40. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 года № 1163-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.)» // СЗ РФ. 2003. № 34. Ст. 3396.

42. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 года № 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3260, № 32; 2005. № 52 (ч. III). Ст. 5759, Российская газета № 291 от 26.12.2006г.

43. Послание Президента Российской Федерации от 4 апреля 2001 года // Российская газета. 2001. № 66. 4 апреля.

44. Послание Президента Российской Федерации от 19 апреля 2002 года // Российская газета. 2002. № 71. 19 апреля.

45. Послание Президента Российской Федерации от 25 апреля 2005 года // Российская газета. 2005. № 86. 26 апреля.

46. Послание Президента Российской Федерации от 26 мая 2004 года // Российская газета. 2004. № 109. 27 мая.

47. ЮО.Указ Главы Республики Карелия от 8 июня 2006 года № 88 «О Министерстве промышленности и природных ресурсов Республики Карелия» // Карелия. 2006. № 68 (1494). 27 июня. С. 10.

48. Монографии, учебники, учебные пособия

50. Аксененок Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР / Г. А. Аксененок. М.: Госюриздат, 1950. 307с.

51. Андреев В. К. Право государственной собственности / В.К.Андреев. М.: Дело, 2004. 240 с.

52. Бибиков А. И. Правовые проблемы реализации государственной собственности / А. И. Бибиков. Иваново, 1992.

53. Братусь С. Н. Субъекты гражданского права / С. Н. Братусь. М.: Госюриздат, 1950. 367с.

54. Брагинский М. И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях / М. И. Брагинский. М.: Юрид. лит., 1981. 192с.

55. Вел мер А. Модели свободы в современном мире / А. Велмер. М.: Со-цио-Логос, 1991.

56. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность / А. В. Венедиктов. М.: Юрид. лит-ра, 1948. 395 с.

59. Генкин Д. М. Право собственности в СССР/ Д. М. Генкин. М.: Госюриздат, 1961. 223 с.

61. Гойхбарг А. Г. Советское земельное право/ А. Г. Гойхбарг. М.:Госиздат, 1921. 116 с.

63. Гражданское право. Ч. I / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2000. 505 с.

64. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М.: Юристь, 2000. 536 с.

65. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Малиновский. М., 1998. 704 с.

67. Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. 474 с.

68. Дембо Jl. И. Основные проблемы советского водного законодательства / Л. И. Дембо. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. 134 с.

69. Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник / О. Л. Дубовик. М.: Изд-во «Проспект». 2004. 584с.

70. Евтихиев И. И. К учению о едином государственном земельном фонде / И. И. Евтихиев. Горки, 1928.

71. Земельный вопрос / Под ред. Е. С. Строева. М.: «Колос», 1999.

72. Земельное право: Учебник / Под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова и др. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2006. 712 с.

73. Земельное право. М.: Госюриздат, 1949.415 с.

74. Полянская Г. Н., Рускол А.А. Советское земельное право / Г. Н. Полянская, А. А. Рускол. М.: Госюриздат, 1951. 248 с.

75. Земельное право/ Под ред. Казанцева Н.Д. М.: Госюриздат, 1958. 312с.

76. Земельное право. Учебник / Под ред. Г. А. Аксененка. М., 1972. 231 с.

79. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: Учебник/ И. А. Иконицкая. М.: Юристъ, 2002. 270 с.

80. Исаев И. А. История государства и права России/ И.А.Исаев. М.: Юристъ, 1993.490 с.

82. Калинин Н. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Н. И. Калинин,

83. А. А. Удачин. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2004. 104 с.

84. Карадже-Искров Н. П. К вопросу о праве государства на землю / Н. П. Карадже-Искров. Иркутск, 1928. 22 с.

85. Карасс А. В. Право государственной социалистической собственности / А. В. Карасс. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 279с.

86. Кассо J1. А. Русское поземельное право / J1. А. Кассо. М.: Издание книжного магазина И. К. Голубева, 1906. 260 с.

87. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / С. Ф. Кечекьян. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 187 с.

89. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 382 с.

90. Комментарий к федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) / Под ред. В. А. Вайпана. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2004. 352 с.

92. Комментарий к ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» / М. В. Попов. М.: Юрайт-М, 2002. 158с.

94. Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» (постатейный) / Под ред. Е. А. Галиновской. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2002. 151 с.

95. Комментарий к Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (постатейный) / Под ред. проф. А. А. Ялбулганова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 128с.

97. Корнеев С. М. Право государственной социалистической собственности в СССР / С. М. Корнеев. М.: Изд-во МГУ, 1964. 268с.

98. Крассов О. И. Земельное право: Учебник / О. И. Крассов. М.: Юристь, 2000. 624с.

99. Крассов О. И. Земельное право современной России / О. И. Крассов. М.: Дело, 2003.

100. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 40. 320 с.

101. Любашиц В. Я. Теория государства и права: Учебник / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордовцев, И. В. Тимошенко и др. М., 2003. 656с.

102. Мартынов Б. С. Земельный строй и земельные отношения в РСФСР / Б. С. Мартынов. Л., 1925. 224 с.

103. Маттеи У. Основные положения права собственности / У. Маттеи, Е. А. Суханов. М.: Юристь, 1999. 385 с.

104. МейерД. И. Русское гражданское право. Ч. 1, 2/ Д. И. Мейер. СПб.: Виктория-плюс, 1996. 641 с.

105. Миколенко Я. Ф. Право кооперативной собственности в СССР / Я. Ф. Миколенко. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 160 с.

106. Мицкевич А. В. Субъекты советского права / А. В. Мицкевич. М.: Госюриздат, 1962. 213 с.

108. Научно-практический комментарий в Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. М., 1961. 112 с.

109. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2001. 670с.

111. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001.520с.

112. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1992.

113. Словарь русского языка. Т. I / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981.

114. Павлов А. В. Конспект курса земельно-колхозного права/ А. В. Павлов. М., 1938.

115. Победоносцев К. Б. Курс гражданского права / К. Б. Победоносцев. М., 2003.

116. Полянская Г. Н. Право государственной собственности на леса в СССР / Г. Н Полянская. М.: Госюриздат, 1959. 407 с.

117. Полянская Г. Н. Охрана права государственной собственности на леса / Г. Н. Полянская. М.: Госюриздат, 1956. С. 11. 252 с.

118. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред. Г. Е. Быстров, Б. Д. Клюкин. М.: Юридическая фирма «КОНТАКТ», 2002. 649 с.

119. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Изд-во «Статут», 2003. 702 с.

121. Розенблюм Д. С. Земельное право РСФСР / Д. С. Розенблюм. М.: Госиздат, 1928.452 с.

122. Семьянова А. Ю. Экологическое право. Курс лекций/ А. Ю. Семьянова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. 272 с.

123. Собрание указаний и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917—1918 гг. М., 1942. 352 с.

124. Собрание указаний и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1919 г. М., 1943. 380.

125. Советское гражданское право / Под ред. Д. М. Генкина. М.: Госюриздат, 1950. Т. 1. С. 278.

126. Советское гражданское право (курс лекций).Общая часть / О. С. Иоффе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958. 511 с.

127. Собственность на землю в России: история и современность / Под ред. Д. Ф. Аяцкова. М.: РОССПЭН, 2002. 590 с.

128. Стучка П. И. Курс советского гражданского права. Т. 3 / П. И. Стучка. М., 1931.206 с.

129. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности / Е. А. Суханов. М.: Юрид.лит., 1991.239 с.

130. Толстой Ю. К. К теории правоотношений / Ю.К.Толстой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.

131. Толстой Ю. К. Иоффе О.С. Основы советского гражданского законодательства / Ю. К. Толстой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. 216 с.

133. Турубинер А. М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе / А. М. Турубинер. М.: Изд-во МГУ, 1958. 331с.

134. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации. Комментарий» (постатейный) / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1999.

135. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма / И. А. Умнова. М., 1998.

136. Черепахин Б. Б. Труды по гражданскому праву / Б. Б. Черепахин. М.: Статут, 2001.479 с.

137. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. СПб., 1907. 815с.

138. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. Тула, 2001.720 с.

141. Быстров Г. Е. Земельная реформа в России: правовая теория и практика / Г. Е. Быстров // Государство и право. 2000. № 4. С. 52—54.

144. Грединер М. О. Вокруг вопроса об Общих началах землепользования и землеустройства / М. О. Грединер // Труды Белорусского государственного университета. 1927. № 13.

147. Демидкова Е. Перевод земельного участка в другую категорию / Е. Демидкова // Юрист. 2005. № 7. С. 28-29.

148. Дикусар В. М. О некоторых вопросах собственности на землю. Теория и практика / В. М. Дикусар // Жилищное право. 2005. № 3. С. 17—22.

149. Ельяшевич В. Б. К учению о государственных имуществах в русском праве / В. Б. Ельяшевич // Право. 1913. № 36/37.

150. Жариков Ю. Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношении / Ю. Г. Жариков. // Государство и право. 1996. № 2. С. 45.

151. Зеленин А. Правовое регулирование отношений по разграничению государственной собственности на землю: в ожидании перемен / А. Зеленин // Законодательство и экономика. 2003. № 11.

152. Игнатьева И. А. Значение земельного кодекса в законотворческой деятельности по регулированию экологических отношений / И. А. Игнатьева // Экологическое право. № 1. 2003. С. 36—37.

153. Каландадзе А. М. Земельно-правовой режим царской империи накануне Великой Октябрьской социалистической революции / А. М. Каландадзе //

154. Ученые записки ЛГУ. Серия юридических наук. 1951. Вып. 3. №129. С. 308—309.

155. Кастальский В. Вопросы управления государственной собственности в свете реформы органов исполнительной власти / В. Кастальский // Хозяйство и право. 2004. № 9. С. 20. С. 19-21.

156. Кодина Е. А. Муниципальная собственность на землю: механизмы ее приобретения в процессе разграничения государственной собственности на землю / Е. А. Кодина // Местное право. 2003. № 7—8. С. 23—24.

157. Королев А. И. Земельное право / А. И. Королев // 40 лет Советского права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. Т. 1. С. 403—404.

158. Крассов О. И. Юридическое понятие «земельный участок» / О. И. Крассов // Экологическое право. 2004. № 2. С. 12-17.

160. ОсиповН. Т. К вопросу о правовом режиме недр в СССР/ Н. Т. Осипов // Вестник ЛГУ. С. 101.

164. Попов М. Ничейной земли не бывает/ М.Попов // Бизнес адвокат. 2002. № 8.

165. М.Попов. Публичная земельная собственность: что нового с 1 июля 2006 года // Хозяйство и право. 2006г. № 7. С.65-69.

166. О.Попова Узда на мэров.// Эксперт. 2006г. № 27. С. 68.

168. Сосна С. А. О концепции общественного достояния / С. А. Сосна // Государство и право. 1996. № 2. С. 62—63.

169. Сыродоев Н. А. История земельного права / Н. А. Сыродоев // Правоведение. 1999. № 4. С. 238—251.

173. Эйриян Г. Н. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере регулирования земельных отношений / Г. Н. Эйриян // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 60—71.

174. Диссертации и авторефераты диссертаций

175. Василенко А. Г. Правовой режим государственных земель в дореволюционной России — инструмент политики государства: Дис. . канд. юрид. наук / А. Г. Василенко. Ставрополь, 2004.

176. Гринкевич А. П. Гражданско-правовое положение казны: Автореф. дис. . канд. юрид. наук / А. П. Гринкевич. М., 1995.

179. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П // СЗ РФ. 2000. № 25.

180. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 92-0 // СЗ РФ. 2000. № 29.

181. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 3.

182. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2006 года. Дело № Ф03-А37/05-1/4434: Электронный ресурс. Режим доступа: www.kodeks.ru. — загл. с экрана.

185. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года. № 12796/04: Электронный ресурс. Режим доступа: www.kodeks.ru. — загл. с экрана.

186. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 18 апреля 2006 г. № 12190/05: Электронный ресурс.: Режим доступа: www.kodeks.ru. — загл. с экрана.

Новая редакция Ст. 16 ЗК РФ

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарий к Статье 16 ЗК РФ

1. Положения комментируемой статьи регламентируют правовой режим государственной собственности на землю, которая составляет основу суверенитета любого государства.

Следует напомнить, что государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, произведенной на основании Декрета «О земле», принятого II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 года <164>. В годы советской власти земля, недра, леса и другие природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Это означало, что никто, кроме государства, не может быть собственником указанных природных объектов. Они были полностью изъяты из гражданского оборота. Кроме того, весь земельный фонд, находящийся в границах СССР, являлся единым и неделимым объектом государственной собственности без разграничения его между административно-территориальными единицами (республиками, областями, краями и т.п.).
———————————
<164> Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. N 1.

С распадом СССР и образованием нового суверенного государства — РФ монополия государства на землю сменилась презумпцией равенства всех форм собственности на землю (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Исходя из федеративной формы государственного устройства РФ государственная собственность согласно п. 1 ст. 214 ГК подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Федеральной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ. В свою очередь, собственностью субъектов РФ охватывается имущество, принадлежащее на праве собственности республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, входящим в состав РФ.

Так, полномочия собственника от имени РФ по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом <167>. В качестве примера регионального органа государственного власти можно назвать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, который в соответствии с п. 1.2 Положения <168> проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также контроля за его использованием и сохранностью.
———————————
<167> См.: Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432 // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

<168> Положение о Комитете по управлению городским имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года N 1589 // Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2004. N 11.

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта государственной собственности комментируемая статья, вслед за ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, называет землю как природный объект и природный ресурс. Вместе с тем в дальнейших положениях ЗК конкретизируется, что в федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся земельные участки (ст. ст. 17, 18).

Рассматриваемая норма посвящена одному из принципов земельного законодательства РФ, а именно разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (подп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК).

Признавая предпочтительность употребления в данном контексте термина «публичная собственность», заметим, что вышеуказанная формулировка была введена в правовое поле сразу после распада СССР Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» <170> и, как представляется, имела целью разграничить некогда единую государственную собственность и перераспределить различные объекты имущества, в том числе и землю, между публично-территориальным образованиями.
———————————
<170> ВСНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это означает, что разграничение осуществляется на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, последние из которых не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

По общему правилу, закрепленному в ст. 131 ГК, право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ или муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.

При разграничении государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, в котором указывается основание возникновения такого права (ст. 30.1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

Как следует из ст. ст. 6 и 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Вместе с тем в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» <175> отмечается, что поскольку в соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения государственными землями не требуется, при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.
———————————
<175> Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.

Кроме того, следует добавить, что в вышеупомянутой п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК предусмотрен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, исходя из которого право распоряжаться такими земельными участками оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Другой комментарий к Ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены в ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, осуществленной на основании Декрета от 26 октября (8 ноября) 1917 г. «О земле», принятого II Всероссийским съездом Советов. До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих, т.е. бесхозных участков земли, вод, недр и лесов.

Из исключительности права государственной собственности на указанные объекты вытекал принцип неотчуждаемости природных объектов. Земля, недра, леса и воды были полностью изъяты из гражданского оборота и не могли быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, аренды, так как это противоречило принципу их национализации.

Проведенные в России политические и экономические преобразования были направлены на демонополизацию государственной собственности на землю. Следствием этого стал отказ от концепции исключительной государственной собственности на природные объекты. Понятие права исключительной государственной собственности было заменено в Конституции РСФСР 1978 г. на формулировку, согласно которой земля, ее недра, воды, растительный и животный мир признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 11).

В государственной собственности находятся земли, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципальным образованиям. Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью (ст. 17 ЗК РФ). Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта РФ (ст. 18 ЗК РФ).

2. Правовой основой для признания права собственности на землю за всеми субъектами РФ является Федеративный договор. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ (ст. III) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Федеративным договором закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Таким образом, из принципа равенства всех субъектов РФ следует вывод о том, что и иные субъекты РФ имеют возможность иметь в собственности землю и другие природные ресурсы.

Это положение подтверждается также тем, что согласно разделу второму Конституции РФ «Заключительные и переходные положения», в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ.

Согласно Федеративному договору статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Статья 214 ГК РФ в принципе закрепила возможность отнесения земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ.

Впервые правовые критерии выделения федеральных природных ресурсов были определены в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 «О федеральных природных ресурсах». В основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы Указом был заложен критерий их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам Указ относил земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ и др., а также иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Ранее действовал Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Закон определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

В настоящее время правовой основой разграничения государственной собственности на землю является ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в которой закреплены критерии такого разграничения.

В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления этих поселений, если законами субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти этих субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *