Земли лесного фонда

До 01.01.2007 (дата вступления в действие Лесного кодекса) участки лесного фонда являлись объектами недвижимого имущества, и права на них подлежали государственной регистрации.
С вступлением в действие Лесного кодекса РФ (01.01.2007) понятие «участки лесного фонда» прекратило свое существование и появилось новое понятие «лесные участки».
Ст. 7 Лесного кодекса дает понятие лесного участка, согласно которому — Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса.

Согласно части 2 ст. 69 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Для лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» согласно ч. 3 ст. 69 Лесного кодекса границы устанавливаются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ  «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации»
1.   До 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ)
2. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Причем, Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Является ли лесной участок земельным участком

А план лесного участка в составе  земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастровом учете недвижимости».
Следовательно, в соответствии с лесным кодексом, лесной участок – это, прежде всего — ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК.
Лесные участки могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий (земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, транспорта…, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса)
Лесные участки в составе земель лесного фонда и земель запаса находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
На Лесные участки могут существовать права: собственности, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование.
С лесными участками, как и с любыми прочими земельными участками могут совершаться сделки: аренда, безвозмездное срочное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут предоставляться:
Гражданам – в аренду, безвозмездное срочное пользование (в виде служебных наделов);
Юридическим лицам – в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Предоставление лесных участков в аренду регулируется Лесным кодексом, предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом.
Лесные участки, находящиеся в федеральной собственности,  предоставляются в аренду для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет. В целях использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на срок от 20 до 49 лет. В случаях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, заготовки древесины на срок до 49 лет. В случаях использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины на срок от 1 года до 49 лет.
Заключение договора аренды осуществляется по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается.
Без проведения аукциона договоры аренды заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43-45 Лесного кодекса.
Заключение договоров аренды участков, осуществляется соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.
Порядок подготовки и заключения договора аренды и форма примерного договора аренды утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или  муниципальной собственности».
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих  прав, их возникновение, переход, прекращение подлежат государственной регистрации (ст. 93 Лесного кодекса).

 

  Введение

Общая площадь  земель лесного фонда на 1 января 2005 г. составила 1 173,9 млн. га, в том  числе в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации  – 1 133,1 млн. га. Общая площадь лесов, не входящих в лесной фонд, – 5,9 млн. га.

По функциональному  назначению земли лесного фонда  делятся на лесные и нелесные. Лесные земли составляют 75% от общей площади земель лесного фонда. В свою очередь, лесные земли делятся на покрытые и непокрытые лесной растительностью земли. Нелесные земли включают болота, луга, пески и прочие безлесные пространства.

Важнейшим показателем  экономической, экологической и  социальной роли лесов является их распределение по группам в зависимости  от хозяйственного назначения и функциональных особенностей:

I группа — водоохранные, почвозащитные, заповедные и иные леса, в которых вырубка леса запрещена (лесополосы, заповедники, лесопарки, курортные леса и т.п.);

II группа — многоцелевые  леса в малонаселённых зонах  с ограниченной эксплуатацией  лесных массивов;

III группа — эксплуатируемые  леса в многолесных зонах, в которых в основном производится рубка леса и воспроизводится большая часть лесонасаждений.

Понятие и состав лесного  фонда РФ

С юридической  точки зрения объектом государственного управления и охраны, а также различных  прав: собственности, пользования является лесной фонд РФ и его отдельные части.

Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации  вместе с землями лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью. (ст. 7 Лесного кодекса РФ).

Под землями  лесного фонда понимаются как  лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью  и не покрытые ею, но предназначенные  для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные  для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).

В состав лесного  фонда не входят леса, расположенные  на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).

Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой  растительности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:

— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

-землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

— землях иных категорий.

Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая  растительность имеют различный  правовой режим.

В целях сохранения и рационального использования  лесных богатств страны, дифференцированного  ведения лесного хозяйства лесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).

Основаниями такой  классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые  функции.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением  которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Эти леса разделяются  на следующие категории защитности:

— запретные полосы  лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных  объектов;

— запретные полосы  лесов, защищающие нерестилища  ценных промысловых рыб;

— противоэрозионные  леса;

— защитные полосы  лесов вдоль железнодорожных  магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского, областного значения;

— леса на пустынных,  степных, и малолесных горных  территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

— леса зеленых  зон поселений и хозяйственных  объектов;

— леса зон  санитарной охраны источников  водоснабжения и курортов;

-особо ценные лесные массивы;

— орехово-промысловые  зоны;

— леса заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и другие.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения  и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Леса третьей  группы — это леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные.

В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).

Право пользования лесным фондом и право  лесопользования

Учитывая, что  лесной фонд'' может принадлежать на праве собственности только государству, граждане и юридические лица получают доступ к лесному фонду только на праве пользования. Право пользования  лесным фондом осуществляется в целях, как связанных, так и не связанных  с ведением лесного хозяйства. В  первом случае право пользования  лесным фондом именуется правом лесопользования  и включает одновременно право пользования  лесом, в необходимых случаях  — растительным и животным миром в пределах лесного фонда, а также землей.

Следует еще  раз подчеркнуть, что право землепользования в пределах лесного фонда интегрировано  в качестве составной и неотъемлемой части права лесопользования. Во втором случае речь идет о ведении  строительных работ на территории лесного  фонда, прокладке и эксплуатации коммуникаций, добыче полезных ископаемых. Ведение этих работ не включено в перечень видов лесопользования, т.е. не относится к таковым, оставаясь, однако, одним из видов пользования лесным фондом.

Хотя здесь  акцент перемещается скорее на землепользование, юридически оно не выделяется и остается составной частью права пользования  лесным фондом — самостоятельного, сложного по составу правомочия, включающего  право пользования землей, лесом  и некоторыми другими природными объектами в пределах выделенного  участка лесного фонда. Различия между правом пользования лесным фондом и правом лесопользования незначительны, и в большинстве случаев данные понятия используются как синонимы.

Право пользования  лесным фондом представлено различными видами, которые можно классифицировать по нескольким критериям.

По основаниям возникновения право пользования  лесным фондом может быть общим и специальным.

Право общего пользования  лесным фондом или право общего лесопользования  возникает на основании закона и  волеизъявления граждан и существует в виде лесного публичного сервитута, который выражается в праве граждан свободно пребывать в лесном фонде. Право свободного пребывания в лесах означает право беспрепятственно и бесплатно входить на территорию лесного фонда и находиться на ней, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, а также охотиться.

Право общего лесопользования  может быть реализовано везде, где  это не запрещено законом или  индивидуальными решениями, в том  числе на участках лесного фонда, переданных на праве специального лесопользования  отдельным гражданам и юридическим лицам. Право общего лесопользования может быть ограничено в интересах пожарной безопасности лесов, ведения ореховопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых территориях (ст. 86 Лесного кодекса).

Право специального пользования лесным фондом, или право  специального лесопользования, возникает  на основании индивидуальных разрешительных документов, выдаваемых в установленном порядке уполномоченными государственными органами.

В зависимости  от целей, для которых предоставляются  участки лесного фонда, право  специального лесопользования делится  на право:

1) пользования  лесным фондом для ведения  лесного хозяйства, включая:

заготовку древесинь;

заготовку второстепенных лесных ресурсов,

заготовку живицы,

побочное лесопользование,

пользование участками  лесного фонда для нужд охотничьего  хозяйства,

пользование участками  лесного фонда для научно-исследовательских целей,

пользование участками  лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;

2) пользования  лесным фондом в целях, не  связанных с ведением лесного хозяйства, включая:

добычу полезных ископаемых,

прокладку линейных сооружений,

строительство зданий и сооружений и др.

Участок лесного  фонда может быть передан в  пользование для одной или  одновременно нескольких целей.

Предоставление  земельных участков из состава земель лесного фонда

В настоящее  время, существующее законодательство Российской Федерации ограничивает возможности изъятия и использования  земель лесного фонда в частных  интересах, в частности использования  земель данной категории под индивидуальное жилищное строительство.

Статья 7 ЛК РФ. Лесной участок

Схема порядка выделения земель под строительство, не зависимо от категории земель на территории Московской области, примерна следующая.

    Направляется  письмо (ходатайство) на имя Губернатора  Московской области.

    Губернатор  дает поручение Координационному совету по имущественным отношениям в Московской области разобраться: площадь и  месторасположение участка, к какой  категории земель относится, что  собираются строить, как это отразиться на экологии.

    Комиссия, в  которую входят представители не только областных, но и федеральных  структур, начинает разбираться. Если у комиссии не возникает принципиальных возражений, принимается предварительное  решение: начать процедуру оформления землеустроительного дела. Это означает, что данная инвестиционная структура  может начать сбор необходимых документов. Сбор документов для формирования землеустроительного дела занимает в среднем 5-8 месяцев.

Когда пакет  документов готов и проверен Министерством  экологии и природопользования Московской области данный землеотвод утверждается коллегиально областным правительством и направляется в Правительство  РФ для принятия распоряжения о изъятии и переводе этого земельного участка из состава лесных земель в нелесные для целей не связанных с ведением лесного хозяйства.

Только на основании  этого распоряжения Правительство  Московской области может принять  своё постановление о выделении  этого земельного участка инвестиционной структуре.

Использование участков лесных фондов в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства

Актуальным  вопросом в настоящее время является перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, градостроительства, особенно в Московской и Ленинградской областях.

Страницы:123следующая →

Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Об этом Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2012 N Д23и-949.

Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) установлено, что государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).

При этом по информации, предоставленной Росреестром, в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на лесной участок площадью 1,33 га (далее — лесной участок), права на который заявлены к государственной регистрации.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ »О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) до 1 января 2015 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

При этом, как следует из п. 2 ст. 4.1 Вводного закона, при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет.

Статья 4.4 Вводного закона устанавливает, что, в случае если до 1 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.

По предоставленной Росреестром информации, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, частью которого является предоставленный в аренду лесной участок.

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Вводного закона, ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.

Таким образом, учитывая, что в отношении исходного лесного участка осуществлен государственный кадастровый учет, при разделе такого лесного участка положения п. 1 ст. 4.1 Вводного закона не применяются.

В рассматриваемом случае, по мнению Департамента недвижимости, речь идет об образовании земельных участков и их государственном кадастровом учете в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) и Законом о кадастре.

В соответствии с п. 1 ст.

Лесные участки

11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса.

Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса, необходимы в том числе кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка ( п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса).

В указанных в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса решениях об образовании земельных участков должны быть указаны в том числе сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки) ( п. 4 ст. 11.3 Земельного кодекса).

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков; при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах ( п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса).

Внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об исходном земельном участке осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованный из него земельный участок ( ч. 3.1 ст. 24 Закона о кадастре).

59. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

К землям лесного фонда относятся:

• лесные земли, включающие земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостои, участки, занятые питомниками, прогалины, пустыри и др.);

• нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие земли).

С 1 января 2007 г. вступил в силу Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г. Новый Кодекс установил принципиально иной подход к регулированию лесных отношений.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ.

На землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство.

Земли лесного фонда согласно ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» находятся в федеральной собственности.

Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Лесной кодекс устанавливает минимальные размеры арендной платы в зависимости от вида использования лесных участков (с изъятием лесных ресурсов или без их изъятия), на основе которых определяется размер арендной платы (ст.

«Лесной участок» и «земельный участок»

73).

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого в соответствии с гл. 8 данного Кодекса.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ. Лесной кодекс РФ определяет три случая, когда лесной участок может предоставляться для использования не на праве аренды, а на иных правах: на праве постоянного (бессрочного) пользования (например, казенным предприятиям), безвозмездного срочного пользования (например, при строительстве гидротехнического сооружения на основе государственного или муниципального контракта полностью за счет бюджетных средств).

Земли лесного фонда включают в себя лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ леса, входящие в лесной фонд, отграничены от других лесов и древесно-кустарниковой растительности в зависимости от их расположения на землях лесного фонда. Поэтому граница земель лесного фонда служит критерием для такого разграничения и в то же время отделяет земли лесного фонда от земель иных категорий.

Помимо земель, покрытых лесной растительностью, к землям лесного фонда относятся также земли, предназначенные для восстановления лесов (например, вырубки, гари, редины, прогалины), и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (например, просеки, дороги, болота).

Земли лесного фонда занимают более половины территории России (59%). Их общая площадь составляет 838 млн. га. Правовой режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов.

В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется соответственно лесное и водное законодательство.

К земельным отношениям указанное законодательство применяется в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Базовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, который, основываясь на конституционных нормах, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Нормы лесного права, содержащиеся в иных законах, в силу ст. 1 ЛК РФ должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации. Такое понимание леса и его взаимосвязи с землей сложилось не сразу, оно на протяжении длительного времени претерпевало значительные изменения.

Разграничение предметов ведения между земельным, лесным и другими отраслями права имеет важное значение. Так:

лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью;

лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда;

гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, соответствующие статьи Лесного кодекса регулируют отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности;

гражданское и иное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию различных видов лесной продукции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *