Земли неразграниченной государственной собственности

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Узнайте, как бесплатно получить землю в Подмосковье>>

Что такое неразграниченный земельный участок

Источник: ©, .com

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области>>

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (например, многодетным семьям);
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как получить землю многодетной семье в Московской области>>

Как составить заявление
Источник: Министерство энергетики Московской области

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>

Куда подавать заявление

Источник: Министерство имущественных отношений Московской области

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Читайте об МФЦ Подмосковья: виды услуг для граждан и предпринимателей>>

Сроки оказания услуги

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Андрей Аверкиев: «Наша работа – управлять большим хозяйством Московской области» >>

Генеральным планом города Минска, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 №165, определены основные принципы и направления планирования социально-экономического и градостроительного развития столицы.

В частности, указанным нормативным правовым актом предусмотрено расселение жителей города и создание новых рабочих мест, размещение нового строительства и реконструкция существующей застройки с наращиванием инженерной и транспортной инфраструктуры в оптимальной компактной территориально-пространственной форме города с комплексным, сбалансированным развитием и организацией жизнедеятельности горожан на территориях всех структурно-планировочных зон белорусской столицы.

Возведение объектов социально-культурного, коммунально-бытового и производственного назначения подлежит осуществлению не только за счет освоения незастроенных территорий, а также путем уплотнения имеющейся застройки, трансформации отдельных территорий, реконструкции со сносом районов усадебной и низкоплотной многоквартирной застройки,

Указанное направление градостроительного развития столицы влечет необходимость изъятия земельных участков у их собственников, владельцев для государственных нужд, последующей реализации имущественных прав граждан, организаций в связи с предстоящим сносом размещенных на земельных участках объектов недвижимого имущества, в том числе блокированных и многоквартирных жилых домов.

На протяжении длительного периода времени в белорусском законодательстве процедура реализации имущественных прав граждан, организаций в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд и сносом размещенных на них объектов недвижимости не являлась детально регламентированной.

В Жилищном кодексе Республики Беларусь (1999 года) указанному вопросу посвящено лишь несколько статей, которые закрепляли исключительно основные права субъектов названных отношений.

Процедура реализации данных прав не была надлежащим образом урегулирована актами законодательства.

Впервые на современном этапе развития белорусского общества указанная проблема была решена в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 №58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд».

В дальнейшем правовые нормы, регламентирующие данные вопросы, нашли свое отражение в Жилищном кодексе Республики Беларусь (2012 года).

Таким образом, в настоящее время порядок реализации имущественных прав граждан, организаций в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд и сносом размещенных на них объектов недвижимости определен Жилищным кодексом Республики Беларусь и Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 №58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» (далее – Указ).

В соответствии с требованиями действующего законодательства земельный участок может быть предоставлен местным исполнительным комитетом для государственных нужд только после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора.

Так, при необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд, на котором расположены объекты недвижимого имущества граждан или организаций, местный исполнительный комитет принимает решение о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества.

В решении о предстоящем изъятии земельного участка должны быть указаны:

  • основания такого изъятия;
  • объекты недвижимого имущества, подлежащие сносу, как зарегистрированные в установленном порядке, так и незарегистрированные, в том числе не завершенные строительством объекты, кроме самовольно построенных;
  • собственники данных объектов, получатели ренты (в случае, если недвижимое имущество обременено рентой);
  • варианты реализации прав собственников объектов недвижимого имущества;
  • поручение о проведении оценки объектов недвижимого имущества;
  • лица, уполномоченные местным исполнительным комитетом на обеспечение реализации прав граждан и организаций, а также на подписание при необходимости протокола разногласий в случаях, установленных законодательством;
  • права и обязанности лица, которому предоставляется земельный участок (при необходимости);
  • иные вопросы, связанные с предстоящим изъятием земельного участка и сносом расположенных на нем объектов недвижимого имущества.

Решение о предстоящем изъятии земельного участка может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в двухмесячный срок со дня его вынесения.

В соответствии с п.1 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.4 Указа местный исполнительный и распорядительный орган либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, обязаны до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве общей собственности на жилое помещение) реализацию одного из его прав на получение:

  • в собственность квартиры типовых потребительских качеств, а также в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости подлежащих сносу жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), – денежной компенсации в размере этой разницы;
  • денежной компенсации за сносимые жилой дом (квартиру), строения, сооружения и насаждения при них (за прекращение права собственности на долю в общей собственности) в размере их рыночной стоимости, но не менее размера затрат, необходимых для строительства равноценных жилого дома (квартиры), строений, сооружений.

Согласно п.2 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.5 Указа местный исполнительный и распорядительный орган при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, обязан предложить собственнику жилого дома (собственнику доли в праве общей собственности на жилое помещение) дополнительно к указанным выше правам реализацию одного из его прав на:

  • строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при них (получение доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;
  • перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при них.

Минский городской исполнительный комитет до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд обязан дополнительно предложить собственнику сносимого жилого дома (собственнику доли в праве собственности на жилое помещение), находящегося на земельном участке в городе Минске, реализацию права на предоставление ему вне очереди и без проведения аукциона земельного участка на вещных правах, предусмотренных законодательством, для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь с выплатой денежной компенсации.

Необходимо отметить, что собственником может быть реализовано по выбору только одно из прав, предусмотренных п.п. 1, 2 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4, 5 Указа.

В силу п.7 Положения о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 №58 (далее – Положение), при сносе жилого дома, квартиры, строений, сооружений и насаждений при них местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, в порядке, предусмотренном законодательством, также обеспечивает возмещение лицам, чьи права ущемляются решением об изъятии земельного участка для государственных нужд, расходов, связанных с переездом, в том числе с изменением места жительства в пределах Республики Беларусь; с временным пользованием другими жилыми помещениями, до предоставления жилого дома, квартиры; с оформлением права собственности на предоставляемые жилой дом, квартиру; с оформлением документов в отношении земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого, и прав на него; с возмещением убытков вследствие утраты движимого имущества в случаях, предусмотренных в ч.2 п.17 Положения.

В том случае, если сносу подлежат не завершенные строительством либо завершенные строительством и не зарегистрированные в установленном порядке жилой дом, квартира в блокированном жилом доме, кроме самовольно построенных, их собственнику предоставляется право на возмещение убытков, размер которых определяется в порядке, установленном законодательством. При этом землепользователь изымаемого земельного участка имеет право на предоставление по его желанию и при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, равноценного земельного участка взамен изымаемого.

Местный исполнительный комитет обязан принять меры по реализации указанных выше прав в срок, определенный в решении о предстоящем изъятии земельного участка, который не может превышать двух лет со дня его принятия.

По истечении указанного срока решение о предстоящем изъятии земельного участка считается утратившим силу.

Процедура реализации имущественных прав граждан, организаций в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд осуществляется следующим образом.

Так, местный исполнительный комитет в течение трех рабочих дней после принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка направляет гражданину или организации, являющимся собственниками подлежащих сносу объектов недвижимого имущества, заказным письмом по месту жительства гражданина или месту нахождения организации копию названного решения (выписку из него) с указанием оснований такого изъятия и иных сведений, установленных законодательством.

Одновременно местный исполнительный комитет уведомляет нотариальные конторы, нотариальные бюро, соответствующую территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка о предстоящем изъятии земельного участка и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества и об ограничении прав собственника по распоряжению им. При этом собственник вправе в соответствии с законодательством осуществить государственную регистрацию ранее незарегистрированных объектов недвижимого имущества, находящихся на изымаемом земельном участке, за исключением самовольно построенных, а также в установленном порядке оформить правоудостоверяющий документ на земельный участок.

В случае, если гражданин, являющийся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, не уполномочивший никого из дееспособных лиц решить вопрос о судьбе этого имущества, неизвестен или неизвестно его место жительства, место нахождения, местный исполнительный комитет принимает меры по его розыску в соответствии с законодательством через органы внутренних дел.

После получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка собственник сносимого объекта недвижимого имущества не вправе без согласия местного исполнительного комитета, принявшего решение о предстоящем изъятии земельного участка, производить его раздел, продажу, мену, дарение, передавать в ренту, производить иное отчуждение подлежащего сносу объекта недвижимого имущества, а также передавать его в залог.

В случае выбора собственником сносимого объекта недвижимого имущества одного из прав, предусмотренных законодательством, он подает соответствующее заявление в местный исполнительный комитет, принявший решение о предстоящем изъятии земельного участка. Данное заявление должно быть подано собственником в течение месяца со дня получения предложений по реализации его прав.

Минский горисполком при получении заявления собственника сносимого объекта недвижимого имущества, находящегося на земельном участке в г. Минске, о выборе права на предоставление ему земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь в течение семи рабочих дней направляет в адрес местного исполнительного комитета (местных исполнительных комитетов), в компетенцию которого (которых) входит принятие решения о предоставлении земельного участка в населенном пункте, выбранном собственником сносимого объекта недвижимого имущества, ходатайство о предоставлении такому собственнику вне очереди и без проведения аукциона земельного участка.

Соответствующий местный исполнительный комитет в течение десяти рабочих дней рассматривает ходатайство Минского горисполкома и информирует его о возможности удовлетворения этого ходатайства с указанием примерной площади, местонахождения земельного участка, возможных вещных правах на него либо об объективной невозможности предоставления земельного участка, в том числе подтвержденной генеральными планами города и иного населенного пункта, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством.

Минский горисполком в течение семи рабочих дней после получения информации из местного исполнительного комитета сообщает о его решении собственнику сносимого объекта недвижимого имущества, находящегося на земельном участке в г. Минске. При этом собственник сносимого объекта недвижимого имущества в течение месяца со дня получения информации из Минского горисполкома обязан в установленном законодательством порядке обратиться с заявлением о предоставлении выбранного им земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в местный исполнительный комитет, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка, а также подать в Минский горисполком заявление о предоставлении ему денежной компенсации.

В случае объективной невозможности, в том числе подтвержденной генеральными планами города и иного населенного пункта, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, реализации данным собственником права на предоставление ему земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь либо отказа собственника от предложенных ему вариантов земельных участков Минский горисполком обязан по выбору собственника обеспечить реализацию одного из его прав, предусмотренных в пункте п.1 и ч.1 п.2 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4, 5 Указа.

Местный исполнительный комитет при рассмотрении заявления собственника сносимого объекта недвижимого имущества о выбранном способе реализации прав ознакамливает его под роспись с конкретным вариантом (вариантами) предоставления соответствующих прав. При этом замена выбранного собственником конкретного варианта реализации его прав может быть осуществлена местным исполнительным комитетом только с согласия собственника сносимого объекта недвижимого имущества.

В случае, если заявление не подано в установленный срок или между собственником сносимого объекта недвижимого имущества и местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предстоящем изъятии земельного участка, либо по его решению лицом, которому предоставляется земельный участок, не достигнуто согласие в выборе права, определенного в п.п. 1 или 2 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п 4 или 5 Указа, или его реализации, а также если собственник не согласен с размером, способом и (или) условиями возмещения понесенных им убытков, местным исполнительным комитетом составляется протокол разногласий, который подписывается этим собственником, должностным лицом, уполномоченным соответствующим местным исполнительным комитетом, и лицом, которому предоставляется земельный участок.

Если собственник сносимого объекта недвижимого имущества откажется подписать протокол разногласий, в протоколе делается соответствующая отметка, заверяемая подписью лица, его составившего. Собственник, отказавшийся подписать протокол разногласий, вправе дать объяснение причин отказа, которое заносится в протокол или прикладывается к нему (о чем делается отметка в протоколе).

Местный исполнительный комитет либо лицо, которому предоставляется земельный участок, в двухнедельный срок со дня подписания протокола разногласий обращается в суд с иском о выкупе объекта недвижимого имущества либо о выселении собственника, членов его семьи и иных граждан, имеющих право владения и пользования этим объектом недвижимого имущества, с предоставлением им других объектов недвижимого имущества, отвечающих требованиям, установленным законодательством.

При этом решение об изъятии и предоставлении земельного участка может быть принято местным исполнительным комитетом только после вступления в силу постановления суда.

Оценка подлежащих сносу объектов недвижимого имущества с определением их рыночной стоимости, равной стоимости аналогичных объектов, не подлежащих сносу, а также оценка предоставляемых объектов недвижимого имущества осуществляются по рыночной стоимости в соответствии с п.п. 3.1 п.3 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 №615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь».

Данные оценки выполняются за счет средств местного исполнительного комитета либо лица, которому по решению этого местного исполнительного комитета предоставляется земельный участок.

В случае, если при реализации прав, предусмотренных в п.п. 1, 2 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4, 5 Указа, рыночная стоимость предоставляемых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем или квартиры типовых потребительских качеств превышает рыночную стоимость подлежащих сносу объектов недвижимого имущества, разница в их стоимости с собственника не взыскивается.

В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права на получение в собственность квартиры типовых потребительских качеств взамен подлежащих сносу жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество) ему предоставляется квартира типовых потребительских качеств, общая площадь которой должна определяться исходя из расчета не менее пятнадцати квадратных метров на собственника и на каждого члена его семьи, зарегистрированного по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире).

Общая площадь получаемой в собственность квартиры типовых потребительских качеств должна быть не менее общей площади подлежащего сносу жилого дома (квартиры) либо с согласия собственника может быть менее общей площади подлежащего сносу жилого дома (квартиры), но не менее общей площади, определяемой исходя из расчета не менее пятнадцати квадратных метров на собственника и на каждого члена его семьи, зарегистрированного по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире).

При определении размера общей площади не учитываются наниматели и граждане, которым предоставлено право владения и пользования жилым домом (квартирой) после получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка (за исключением собственника и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как собственника, так и членов его семьи, которым в установленном порядке предоставлено право владения и пользования жилым помещением).

В случае невозможности предоставления в собственность одной квартиры типовых потребительских качеств не менее общей площади, определенной частью первой настоящего пункта, собственнику могут быть предоставлены в собственность несколько квартир типовых потребительских качеств.

Гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на дополнительную площадь сверх установленной минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения, предоставляется дополнительная площадь в виде жилой комнаты или в размере пятнадцати квадратных метров общей площади.

В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права на получение в собственность жилого дома или квартиры типовых потребительских качеств вместо подлежащих сносу жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество) члены его семьи, зарегистрированные по месту жительства в сносимом жилом доме (квартире), и иные граждане, имеющие право владения и пользования этим жилым домом (квартирой), приобретают право владения и пользования передаваемым собственнику жилым домом (квартирой) на тех же условиях, на которых они занимали подлежащий сносу жилой дом (квартиру).

В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права на получение денежной компенсации это право может быть реализовано с согласия совершеннолетних членов его семьи, зарегистрированных по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), и органов опеки и попечительства, если в подлежащем сносу жилом доме (квартире) зарегистрированы несовершеннолетние члены семьи собственника, признанные находящимися в социально опасном положении либо признанные нуждающимися в государственной защите, или в жилом доме (квартире) проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или этот жилой дом (квартира) закреплен за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.

В случае выбора организацией, являющейся собственником сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права, предусмотренного абз.2 п.1 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, этой организации предоставляется квартира (квартиры) типовых потребительских качеств, равноценная по общей площади подлежащему сносу жилому дому (квартире).

Организация или гражданин, являющиеся собственниками сносимого жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), заселенного на основании договора найма жилого помещения, обязаны передать полученный жилой дом (квартиру) во владение и пользование гражданам, проживающим в сносимом жилом доме (квартире), на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

При выборе организацией или гражданином, являющимися собственниками сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права на получение денежной компенсации это право может быть реализовано при предоставлении ими гражданам, зарегистрированным по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), жилого дома или квартиры типовых потребительских качеств на тех же условиях, на которых они занимали подлежащий сносу жилой дом (квартиру).

Необходимо отметить, что при выборе лицами, являющимися участниками общей собственности, одного из прав, предусмотренных п.п 1 и 2 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4 и 5 Указа, их доли в этом праве должны соответствовать их долям в праве собственности на подлежащие сносу жилой дом (квартиру), строения, сооружения и насаждения при них.

В случае проживания нанимателей, зарегистрированных по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), собственник которого не обнаружен в результате проведенных в соответствии с законодательством мероприятий, эти наниматели выселяются до окончания сроков договоров найма соответствующих жилых помещений в жилые помещения в жилых домах маневренного фонда местного исполнительного и распорядительного органа.

Выселение в судебном порядке гражданина, являющегося собственником сносимого объекта недвижимого имущества, и членов его семьи из жилого дома (квартиры), расположенного на земельном участке, подлежащем изъятию, а также снос жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при нем могут быть осуществлены только после государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимого имущества, предоставленный ему вместо подлежащего сносу, либо получения этим гражданином денежной компенсации за сносимые объекты недвижимого имущества.

Если гражданин, являющийся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, не уполномочивший никого из дееспособных лиц решить вопрос о судьбе его имущества, не будет найден, вопрос о реализации одного из прав, предусмотренных законодательством, решается в суде на основании соответствующего искового заявления местного исполнительного комитета либо лица, которому предоставляется земельный участок, исходя из волеизъявления совершеннолетних членов семьи собственника, а также согласия органов опеки и попечительства, если в подлежащем сносу жилом доме (квартире) зарегистрированы несовершеннолетние члены семьи собственника, признанные находящимися в социально опасном положении либо нуждающимися в государственной защите, или в жилом доме (квартире) проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или этот жилой дом (квартира) закреплен за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей. При отсутствии единства в волеизъявлении совершеннолетних членов семьи собственника по данному вопросу подлежит реализации право на получение в собственность квартиры типовых потребительских качеств на тех же условиях, на которых они занимали сносимый жилой дом (квартиру).

Если собственник и совершеннолетние члены его семьи, зарегистрированные по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), либо иное уполномоченное собственником лицо отсутствуют, судом выносится предписание местному исполнительному комитету обеспечить предоставление собственнику либо его наследникам (в случае их объявления) соответствующих прав в порядке, установленном законодательством. При этом в случае объявления собственника после сноса соответствующего объекта недвижимого имущества местный исполнительный комитет обязан по первому требованию данного лица обеспечить возмещение убытков, связанных с утратой движимого имущества, и реализацию одного из указанных выше прав, кроме переноса и восстановления снесенных жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

В случае изъятия для государственных нужд земельного участка и (или) сноса расположенного на нем объекта недвижимого имущества, переданных под выплату ренты, права и обязанности по заключенному договору ренты или пожизненного содержания с иждивением сохраняются. На поступившие в собственность плательщика ренты объекты недвижимого имущества взамен изымаемых для государственных нужд земельного участка и (или) подлежащего сносу в связи с таким изъятием объекта недвижимого имущества переносятся основанные на таком договоре ренты или пожизненного содержания с иждивением право ренты и связанное с обеспечением исполнения обязательства плательщиком ренты право залога. Внесения изменений в договор ренты или пожизненного содержания с иждивением в связи с изменением предмета договора ренты или пожизненного содержания с иждивением не требуется.

Государственная регистрация в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем жилого дома либо квартиры типовых потребительских качеств, передаваемых взамен изымаемого земельного участка и сносимых объектов недвижимого имущества, и прав, ограничений (обременений) прав на них осуществляется по заявлению кандидата в правообладатели (одного из них при государственной регистрации общего долевого права). Государственная регистрация возникновения права ренты и права залога на поступившие в собственность плательщика ренты объекты недвижимого имущества осуществляется по заявлению плательщика ренты одновременно с государственной регистрацией возникновения либо перехода права собственности на соответствующие объекты недвижимого имущества.

Если кандидат в правообладатели, в том числе плательщик ренты, уклоняется от подачи заявления о государственной регистрации в отношении переданных ему объектов недвижимого имущества, суд вправе по требованию местного исполнительного комитета, лица, которому предоставляется земельный участок, получателя ренты либо прокурора вынести решение о государственной регистрации переданного кандидату в правообладатели, в том числе плательщику ренты, земельного участка и (или) расположенных на нем жилого дома либо квартиры типовых потребительских качеств, прав, ограничений (обременений) прав на них. В этом случае государственная регистрация производится в соответствии с судебным постановлением.

Подлежащие сносу объекты недвижимости (их части) не могут использоваться прежним собственником или иными лицами со дня реализации прав, определенных в п.п. 1, 2 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4, 5 Указа, в том числе реализации этих прав по решению суда. Реализация названных прав, подтвержденная документально в установленном законодательством порядке, влечет прекращение права собственности и иных вещных прав на сносимый объект недвижимого имущества.

Государственная регистрация прекращения существования сносимого объекта недвижимого имущества производится после его сноса.

Прокуратура Московского района г.Минска

Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) устанавливает следующие признаки, в соответствии с которыми разделяются особые порядки предоставления земельных участков:

1) для строительства, в том числе и жилищного, в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее перспективном развитии;

2) для жилищного строительства безотносительно к видам и формам застройки;

3) для индивидуального жилищного строительства;

4) для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства.

Суть особенностей предоставления земельных участков для указанных целей заключается в следующем.

Во всех случаях предоставление земельных участков осуществляется без предварительного согласования места расположения объектов строительства.

В случае застройки с целью развития застроенной территории участок предоставляется без проведения торгов в собственность бесплатно либо в аренду с условием, что размер арендной платы за соответствующий земельный участок определяется в размере земельного налога за соответствующий земельный участок. Все другие условия предоставления земельного участка и развития застроенной территории определяются договором о развитии застроенной территории.

Земельные участки для жилищного, в том числе индивидуального, строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.

В случаях заключения с лицами государственного или муниципального контракта на строительство объектов недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального, субъектов Федерации или местного бюджета, земельный участок может быть предоставлен на срок строительства объекта недвижимости, т.е. в безвозмездное срочное пользование. Предоставление земельных участков в собственность или аренду осуществляется за плату. Продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляется на аукционах, за исключением случаев, отмеченных выше (пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ).

На основании заявления гражданина земельный участок может быть предоставлен в аренду. В течение двух недель со дня подачи заявления орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка. В случае если в течение одного месяца со дня опубликования сообщения об аукционе иных заявлений не поступило, указанные компетентные органы принимают решение о предоставлении участка лицу, первым подавшему заявление. Договор аренды подлежит заключению в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка.

Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставляются в аренду с использованием аукционного механизма. При этом п. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса дает полный перечень действий, включаемых в понятие комплексного освоения участка, от подготовки документации по планировке территории, выполнения работ по ее обустройству объектами инженерной инфраструктуры до осуществления жилищного и иного строительства, с указаниями максимальных сроков завершения этих работ. При этом арендатор предоставленного для комплексного освоения земельного участка наделяется исключительным правом приобретать в собственность или аренду те земельные участки, которые предназначены (в рамках осваиваемого участка) для жилищного и иного строительства.

Согласно ст. 38 Земельного кодекса приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах).

Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (ст. 38.1 Земельного кодекса).

В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Продавец земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

По завершении торгов победитель аукциона (собственник или арендатор земельного участка) по своему усмотрению вправе перепродавать либо сдавать в субаренду земельный участок для целей в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка.

Так, согласно п. 6 ст. 22 Земельного кодекса арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные Земельным кодексом, с учетом положений пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса, а также положений ст. 41 Земельного кодекса, определяющей, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Земельного кодекса.

В связи с изложенным следует вывод, что арендатор земли, так же как и субарендатор, вправе осуществлять строительство на предоставленном ему земельном участке.

Вместе с тем субарендатор имеет право осуществлять строительство на предоставленном ему земельном участке либо ходатайствовать об изменении вида разрешенного использования участка только при согласии собственника земельного участка.

Возврат к списку

1. Для получения муниципальной услуги заявитель представляет:

документ, удостоверяющий личность заявителя, – паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации в качестве удостоверяющего личность гражданина (копию документа в случае обращения по почте, электронной почте);

заявление в Комитет о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в аренду для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков (далее – заявление).

В случае если в заявлении о предоставлении муниципальной услуги указан способ получения результата предоставления муниципальной услуги в виде электронного документа, дополнительно указывается способ получения результатов рассмотрения заявления в виде бумажного документа при личном обращении либо почтовым отправлением.

К заявлению прилагаются:

1) выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя), – доверенность, удостоверенная нотариально либо иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом (копия документа в случае обращения посредством почтовой связи).

К документам, подтверждающим принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, относятся:

– справка об инвалидности;

– действующее на всей территории Российской Федерации удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– действующее на всей территории Российской Федерации удостоверение, подтверждающее проживание гражданина в 1949 — 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получение гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

Список нотариусов города Калининграда и Калининградской области размещен на официальном сайте нотариальной палаты Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Представление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заявление составляется от руки (чернилами или пастой) или машинописным текстом, примерный образец заполнения бланка заявления приводится в приложении № 1 к настоящему Административному регламенту, примерный бланк заявления приводится в приложении № 2 к настоящему Административному регламенту.

Заявитель получает примерный бланк заявления у специалиста МФЦ, ответственного за прием и выдачу документов, при личном обращении либо самостоятельно в электронном виде на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» klgd.ru в разделе «Услуги».

Заявление и комплект документов заявитель представляет:

при личном обращении к специалисту МФЦ, ответственному за прием и выдачу документов;

по почте;

по электронной почте в форме электронных документов по адресу: mfc@klgd.ru;

– в электронной форме посредством заполнения интерактивной формы на региональном сегменте Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае направления заявления о предоставлении муниципальной услуги и комплекта документов по электронной почте заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается по выбору заявителя:

– электронной подписью заявителя (представителя заявителя);

– усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (представителя заявителя).

В случае если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, представление копии документа, удостоверяющего личность заявителя (удостоверяющего личность представителя заявителя, если заявление представляется представителем заявителя), в виде электронного образа такого документа не требуется.

Заявления, направленные по электронной почте, должны представляться в виде файлов в одном из форматов: doc, docx, txt, xls, xlsx, rtf.

Электронные документы (электронные образы документов), прилагаемые к заявлению, в том числе доверенности, направляются в виде файлов в формате PDF или TIF.

Качество представляемых электронных документов (электронных образов документов) в форматах PDF, TIF должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать реквизиты документа.

Заявление о получении муниципальной услуги, подаваемое в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), формируется посредством заполнения интерактивной формы на региональном сегменте Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), после чего заявление и прилагаемые к нему документы направляются в Администрацию в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

Идентификация заявителя, подавшего заявление в электронном виде, регистрация заявления осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Калининградской области, нормативными правовыми актами городского округа.

2. Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить:

– кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке;

– выписка из ЕГРН о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.

Министр экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области Ирина Пеньевская рассказала о возможности получения инвестором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов. За 2015-2016 года были признаны пять масштабных инвестиционных проекта соответствующими критериями и это позволило предоставить землю под реализацию без проведения конкурсных процедур. Так реализация четырех проектов позволила привлечь в областную экономику более 2,8 млн рублей собственных средств инвесторов, сообщили ИА MagadanMedia в управлении информационной политики Правительства Магаданской области.

– Ирина Станиславовна, в связи с изменениями в земельном законодательстве какие нормативно-правовые акты приняты на сегодняшний день министерством, поддерживающие инвесторов в части упрощения получения земельных участков?

— На сегодняшний день уникальной преференцией для инвесторов, реализующих масштабные инвестпроекты, является предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов.

Наличие данной меры определено Законом Магаданской области от 01.04.2015 года № 1876-ОЗ «Об отдельных вопросах предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Магаданской области или муниципальной собственности» (далее-Закон), которая существенно позволит сократить сроки представления земельных участков и затраты инвесторов.

— Какие критерии установлены для инвестора с целью получения участка в аренду без проведения торгов? О каких именно проектах идет речь?

— Говоря о недавно появившемся в области механизме предоставления земельных участков без торгов, важно понимать его алгоритм. Заключается он в следующем: без проведения торгов земельный участок предоставляется в аренду юридическим лицам для размещения: социально-культурных объектов, коммунально-бытовых объектов и реализации масштабных инвестиционных проектов.

Обязательным критерием отбора предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для социально-культурных объектов и коммунально-бытовых объектов является соответствие приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программе социально-экономического развития Магаданской области.

Что касается реализации масштабных инвестиционных проектов, то необходимым условием является строительство объектов размещение, которых позволит увеличить количество рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого они размещаются минимум на 50 единиц, или размещение которых позволит увеличить ежегодные поступления от налогов минимум на 3 млн рублей.

— Расскажите в каком порядке проходит процедура оформления земельных участков и в какие сроки инвестор сможет получить подтверждение о принятом решении?

— Сроки рассмотрения масштабных инвестиционных проектов должны быть минимальны! Для упрощения процедуры оформления земельного участка в аренду без проведения торгов инвестор самостоятельно обращается в Минэкономразвития с заявлением о получении заключения о соответствии объектов и проектов установленным критериям, а также с указанием земельного участка для реализации проекта.

К данному заявлению в обязательном порядке прилагаются документы подтверждающие полномочия лица, направившего заявление, заверенные копии свидетельств ИНН, ОГРН, учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ сроком давности не более 30 дней, в том числе резюме проекта. Минэкономразвития направляет пакет документов в соответствующие органы для комплексной проверки и в случае положительных заключений, а также анализа документов, представленных юридическим лицом, минэкономразвития в течение 3 рабочих дней со дня получения всех предусмотренных заключений и ответов готовит итоговое заключение по проекту о соответствии (несоответствии) проекта.

Последним этапом к завершению процедуры можно считать заключение Соглашения о предоставлении земельного участка в аренду юридическому лицу без проведения торгов, которое будет подготовлено в течение 10 рабочих дней после вступления в законную силу распоряжения губернатора Магаданской области о соответствии проекта критериям.

В общей сложности вся процедура с момента подачи инвестором соответствующих документов займет не более 30 дней.

Более подробно с порядком оформления земельного участка в аренду без проведения торгов можно ознакомиться в разработанном нами Регламенте работы минэкономразвития во взаимодействии с органами исполнительной власти Магаданской области при рассмотрении заявлений юридических лиц о соответствии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов, который утвержден Приказом Министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области от 28 сентября 2015 года N 66.

— Ирина Станиславовна на сегодняшний день есть ли инвесторы, которые уже воспользовались данным видом поддержки?

— За 2015 год и истекший период 2016 года пять масштабных инвестиционных проекта были признаны соответствующими критериям, предусмотренным Законом Магаданской области от 01.04.2015 года № 1876-ОЗ «Об отдельных вопросах предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Магаданской области или муниципальной собственности», что позволило предоставить земельные участки для их реализации без проведения конкурсных процедур. Реализация четырех проектов позволит привлечь в экономику область более 2,8 млрд рублей собственных средств инвесторов, создать более 300 новых рабочих мест. Все проекты направлены на импортозамещение. Надеюсь, инвесторы оценят такой универсальный механизм и обязательно воспользуются помощью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *