Жилье МВД

Основания для получения

Согласно части 1 и 2 статьи 8 Закона о социальных гарантиях сотруднику органов внутренних дел, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник:

1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

Особое внимание в Законе о социальных гарантиях уделено вопросам предоставления служебного жилья участковым, для которых предусматривается многоуровневая система, заключающаяся в следующем:

  • по общему правилу данным сотрудникам, не имеющим жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, предоставляется специализированное жилое помещение территориальным органом МВД России;
  • в случае отсутствия на территории муниципального образования данного помещения участковому предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда органом местного самоуправления;
  • при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда МВД России и муниципального жилищного фонда территориальный орган МВД России арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для участкового иное жилое помещение.

В целях реализации указанных норм ДТ МВД России разработана Инструкция по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях), утвержденная приказом МВД России от 6 мая 2012 г. № 490.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации (статья 92) жилые помещения специализированного жилищного фонда не подлежат отчуждению, передаче в аренду.

В связи с чем следует иметь ввиду, что многие сотрудники ошибочно основываясь на положениях постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 № 897 полагают, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены из служебного жилья сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Однако согласно статье 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону.

Вместе с тем в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормативные правовые акты

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  4. приказ МВД России от 6 мая 2012 г. № 490 «Об организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях)»;
  5. приказ МВД России от 9 апреля 2015 г. № 419 «О максимальном размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации».

Сотрудники правоохранительных органов могут приобретать жилье по ипотеке с государственной поддержкой.

Еще с 2011 года Правительство периодически заявляло о намерении разработать специальную ипотечную систему для сотрудников ОВД. По сравнению с военными, которые пользуются льготными ипотечными кредитами с 2005 года, у блюстителей порядка меньше возможностей для решения своих жилищных проблем. Но до сих пор специальной кредитной программы для данной категории заемщиков нет.

Впрочем, это не означает, что сегодня полицейские не могут рассчитывать на государственную помощь при покупке жилья. Приобрести квартиру или дом можно с помощью целевых социальных выплат.

«Перечень социальных льгот для сотрудников полиции (в том числе при приобретении жилья) определен в законодательных актах, в частности, в Федеральном законе «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в Постановлении Правительства Российской Федерации «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», где определены размер и порядок перечисления выплаты», – рассказывает директор департамента инноваций, методологии и стандартизации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Мария Полякова .

Согласно законодательству, социальная выплата может быть направлена исключительно на приобретение или строительство жилого помещения. Такую выплату сотрудник ОВД может получить только один раз за срок службы.

Деньги не для всех

На предоставление единовременной социальной выплаты могут претендовать не все сотрудники полиции. Каждое заявление рассматривается в индивидуальном порядке, и положительное решение будет принято только в случае выполнения ряда обязательных условий.

Основное требование касается срока службы: получить выплату могут сотрудники ОВД со стажем не менее 10 лет. Также право на выплату имеют и те, кто был уволен в связи с правом выхода на пенсию. Впрочем, пенсионерам деньги на жилье будут перечислены лишь в том случае, если они встали на учет для получения соцвыплаты еще в период прохождения службы в ОВД.

Кроме того, помощь могут получить члены семьи сотрудника ОВД, погибшего при выполнении служебных обязанностей. В этом случае деньги выдаются им в равных частях не позднее одного года со дня смерти полицейского.

Служащие ОВД должны подтвердить, что они действительно нуждаются в улучшении жилищных условий, то есть:

  • проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от его размеров;
  • в составе их семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
  • проживают в коммунальной квартире;
  • проживают в общежитии и т.д.

Размер социальной выплаты определяется в каждом случае индивидуально. За основу берется среднерыночная стоимость 1 кв.м жилья в соответствующем регионе и размер полагающейся сотруднику жилплощади (33 кв.м – на одного человека, 42 кв.м – на семью из двух человек, 18 кв.м – на каждого члена семьи из трех и более человек). Так рассчитывается ориентировочная стоимость жилья, которая затем корректируется двумя коэффициентами. Один из них определяется в соответствии с местом прохождения службы (его минимальное значение – для жителей Магаданской области (1,04), максимальное – для москвичей (2,25)); второй – зависит от общей продолжительности службы в ОВД (чем больше стаж – тем крупнее дотация).

Сотрудники, имеющие право на социальную жилищную выплату, должны подать в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел следующие документы:

  • заявление с указанием того, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась;
  • копию финансового лицевого счета, справку о проверке жилищных условий, выписку из домовой книги за последние пять лет;
  • копию паспорта сотрудника и членов его семьи;
  • копию свидетельства о заключении (расторжении) брака;
  • копии свидетельства о рождении детей;
  • справку о стаже службы в ОВД;
  • копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и/или членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
  • копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения.

Комиссия по предоставлению единовременной выплаты должна рассмотреть заявление в течение двух месяцев. Деньги перечисляются на указанный заявителем банковский счет.

С выплатой – в банк

Во многих случаях сумма единовременной выплаты оказывается недостаточной для приобретения нового жилья. Тогда одним из решений является ипотека: полученные от государства деньги сотрудник ОВД может использовать как первоначальный взнос или направить на погашение ранее взятого ипотечного кредита.

Первый вариант позволяет взять кредит на весьма привлекательных условиях. Сумма кредита будет значительно больше, чем та, на которую может рассчитывать заемщик с нулевым или минимальным первоначальным взносом. Кроме того, для многих ипотечных программ справедлива формула: чем выше первоначальный взнос – тем ниже процентная ставка.

Служащие ОВД относятся к категории заемщиков, для которых АИЖК предлагает программы кредитования, предусматривающие пониженную ставку. Так, в рамках программ «Новостройка», «Малоэтажное жилье» она уменьшена на 0,25% годовых. «При этом у заемщиков АИЖК остается право на получение и других дополнительных вычетов из процентной ставки по программам «Новостройка», «Малоэтажное жилье» (например, семьям, имеющим двух и более детей и др.). Таким образом, с учетом всех вычетов, ставка может быть понижена на 1,75% годовых», – подчеркивает Мария Полякова.

По ее словам, полицейские могут направлять средства единовременных жилищных выплат на покупку жилья по ипотечным программам без каких-либо ограничений: «Все действующие программы АИЖК предусматривают для заемщиков возможность использования целевых социальных выплат в счет уплаты первоначального взноса по ипотечному кредиту или на досрочное погашение кредита. Эта возможность распространяется и на сотрудников правоохранительных органов, получивших право на социальную выплату». По мнению экспертов Агентства, никаких затруднений такая схема не вызывает. В некоторой степени она сходна со схемой использования материнского капитала при ипотеке.

Однако если в работе с материнскими сертификатами банки уже накопили достаточный опыт, то процедура перечисления средств социальных выплат для сотрудников ОВД пока вызывает у них много вопросов. Многие банки заявляют о том, что ни разу не работали с заемщиками данной категории.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2011 г. N 1228

О ПОРЯДКЕ

И РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ

(ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ)

ВСЛЕДСТВИЕ УВЕЧЬЯ ИЛИ ИНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ,

ПОЛУЧЕННЫХ В СВЯЗИ С ВЫПОЛНЕНИЕМ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ,

ЛИБО ВСЛЕДСТВИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПОЛУЧЕННОГО В ПЕРИОД

ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации;

Правила выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

2. Установить, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее — денежная компенсация) ежемесячно выплачивается сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники) и членам семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (далее — члены семей погибших (умерших) сотрудников), в размере ежемесячной платы за жилое помещение, предусмотренной договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более:

15000 рублей — в гг. Москве и Санкт-Петербурге;

3600 рублей — в других городах и районных центрах;

2700 рублей — в прочих населенных пунктах.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях:

совместно с сотрудником проживают 3 и более членов семьи;

семья погибшего (умершего) сотрудника состоит из 3 и более человек.

3. Установить, что постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» в отношении сотрудников, на которых распространяется действие настоящего постановления, не применяется.

4. Реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., а в отношении сотрудников, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и членов семей погибших (умерших) сотрудников из их числа — с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 декабря 2011 г. N 1228

ПРАВИЛА

ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ

ПОМЕЩЕНИЙ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила определяют порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее — денежная компенсация) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники).

2. Денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

3. В целях настоящих Правил к членам семьи сотрудника относятся проживающие совместно с ним лица, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт на имя руководителя органа, подразделения, организации или учреждения в котором он проходит службу (далее — орган), к которому прилагаются следующие документы:

а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;

в) справки территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» о наличии (отсутствии) у сотрудника и членов его семьи в собственности жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.

5. Копии документов, указанные в пункте 4 настоящих Правил, представляются с предъявлением оригиналов.

6. Рапорт и документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, в месячный срок рассматриваются жилищной (жилищно-бытовой) комиссией, создаваемой приказом руководителя органа.

7. На основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии издается приказ руководителя органа о выплате денежной компенсации, в котором указываются срок выплаты и размер денежной компенсации.

8. Денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.

9. Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение. Основанием для прекращения выплаты является приказ руководителя органа.

10. В случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права на получение денежной компенсации или права на ее получение в повышенном размере, сотрудник обязан в 10-дневный срок уведомить об этом руководителя органа.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 декабря 2011 г. N 1228

ПРАВИЛА

ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ

ПОМЕЩЕНИЙ ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВСЛЕДСТВИЕ УВЕЧЬЯ

ИЛИ ИНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ПОЛУЧЕННЫХ В СВЯЗИ

С ВЫПОЛНЕНИЕМ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ЛИБО ВСЛЕДСТВИЕ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПОЛУЧЕННОГО В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Настоящие Правила определяют порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее — денежная компенсация) членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (далее — члены семей погибших (умерших) сотрудников).

2. Денежная компенсация выплачивается членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, не обеспеченным жилым помещением специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу сотрудники, и не являющимся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения.

3. В целях настоящих Правил к членам семьи погибшего (умершего) сотрудника относятся проживавшие совместно с ним лица, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Денежная компенсация выплачивается членам семей погибших (умерших) сотрудников:

не получающим пенсию по случаю потери кормильца, — органом, подразделением, организацией или учреждением по последнему месту службы погибшего (умершего) сотрудника (далее — орган);

получающим пенсию по случаю потери кормильца, — пенсионным подразделением органа по месту получения пенсии.

5. Для получения денежной компенсации один из членов семьи погибшего (умершего) сотрудника представляет заявление на имя руководителя органа, к которому прилагает следующие документы:

а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) копии документов, удостоверяющих личность членов семьи погибшего (умершего) сотрудника;

в) справки территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» о наличии (отсутствии) у членов семьи погибшего (умершего) сотрудника в собственности жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходил службу.

6. Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, представляются с предъявлением оригиналов.

7. Заявление и документы, указанные в пункте 5 настоящих Правил, в месячный срок рассматриваются жилищной (жилищно-бытовой) комиссией, создаваемой приказом руководителя органа.

8. Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения по день утраты членами семьи погибшего (умершего) сотрудника права на ее получение.

Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2013 N 16-КГ13-8

Требование: О признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, признании недействительным договора найма служебного жилого помещения.

Решение: В удовлетворении требований в части признания права собственности на квартиру в порядке приватизации отказано, так как какие-либо доказательства того, что заявитель состоял или состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, в материалах дела отсутствуют.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июля 2013 г. N 16-КГ13-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Момотова В.В.,

судей Гетман Е.С. и Кликушина А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парамонова А.С. к администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, признании недействительными договора найма служебного жилого помещения и постановления главы администрации об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, по иску администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о признании недействительным договора найма жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением и выселении

по кассационной жалобе администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области на постановление президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Парамонов А.С. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, признании недействительными договора найма служебного жилого помещения и постановления главы администрации об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, ссылаясь на то, что по договору найма жилого помещения от 19 августа 2009 г. N 8 ему была предоставлена в бессрочное владение квартира <…> в доме <…> по ул. <…> в г. <…> области. В марте 2012 года ему было отказано в приватизации данной квартиры ввиду того, что она была отнесена к специализированному жилищному фонду г. <…>. Полагая, что отказ в приватизации являлся незаконным, поскольку спорная квартира не являлась служебной и у нее отсутствовал статус специализированного жилья, а также учитывая, что ранее он не использовал право на приватизацию жилья, просил суд признать за ним право собственности на спорную квартиру, признать недействительными постановление главы администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 579 «Об отнесении жилого помещения — квартиры <…> по ул. <…> дом <…> к специализированному жилищному фонду» и договор найма указанного служебного жилого помещения от 21 мая 2009 г. N 3.

Администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области обратилась с иском к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. и с учетом уточненных требований просила признать недействительным договор найма жилого помещения от 19 августа 2009 г. N 8, заключенный между Парамоновым А.С. и МУП «ЦИТТ», прекратить право пользования ответчиков спорным жилым помещением и выселить их из квартиры.

В обоснование исковых требований указала, что 13 октября 2008 г. спорная квартира была включена в состав специализированного муниципального жилищного фонда г. Урюпинска и имеет статус служебной. Парамонову А.С. указанная квартира была предоставлена в качестве служебного жилья по договору найма служебного жилого помещения от 21 мая 2009 г. N 3 на период его службы в органах внутренних дел Российской Федерации в должности <…> ОВД по г. <…> и <…> области с условием выселения после увольнения. Приказом МВД России от 21 ноября 2011 г. Парамонов А.С. уволен из органов внутренних дел, но отказывается освободить спорное жилое помещение.

Решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. в удовлетворении иска Парамонову А.С. отказано. Исковые требования администрации городского округа г. Урюпинска Волгоградской области удовлетворены. Признан недействительным договор найма жилого помещения от 19 августа 2009 г. N 8, заключенный между Парамоновым А.С. и МУП «ЦИТТ», прекращено право пользования Парамонова А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонова М.А. квартирой <…> в доме <…> по ул. <…> области и они выселены из указанного жилого помещения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Парамонова А.С. — без удовлетворения.

Постановлением президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г. решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в части удовлетворения исковых требований администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении отменено, дело в данной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. оставлены без изменения.

При новом рассмотрении дела в отмененной части решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 27 февраля 2013 г. в удовлетворении исковых требований администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении отказано.

В кассационной жалобе администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области ставится вопрос об отмене постановления президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г. с оставлением в силе решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в полном объеме.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2013 г. указанная кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены постановления президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судом кассационной инстанции при рассмотрении данного дела.

Разрешая спор и удовлетворяя требования администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о прекращении права пользования жилым помещением и выселении, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что спорное жилое помещение являлось служебным, оно было предоставлено Парамонову А.С. для временного проживания. Договор найма служебного жилого помещения от 21 мая 2009 г. N 3 Парамоновым А.С. не оспаривался, недействительным в установленном законом порядке признан не был. Суд учел также, что согласно показаниям свидетеля — экономиста МАУ «МТЦ» А<…> договор найма жилого помещения от 19 августа 2009 г. N 8 от имени МУП «ЦИТТ» был заключен с Парамоновым А.С. по ошибке, который не обратил внимание на то, что спорная квартира согласно постановлению главы администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 579 являлась служебной. В связи с увольнением Парамонова А.С. из органов внутренних дел право пользования жилым помещением Парамонова А.С. и членов его семьи на спорное жилое помещение прекратилось, и они подлежали выселению из него без предоставления другого жилого помещения.

Не соглашаясь с выводами судов в этой части, президиум Волгоградского областного суда сослался на пункт 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», действовавшего на момент увольнения Парамонова А.С. со службы, согласно которому сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным п. «з» части 1 статьи 58 указанного Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также на пункты 20, 27, 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, в соответствии с которыми без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены проживающие в служебном жилом помещении прекратившие службу сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Суд кассационной инстанции указал, что поскольку на момент увольнения Парамонова А.С. со службы его выслуга в органах внутренних дел в календарном исчислении составила 26 лет 4 месяца 2 дня, постольку это обстоятельство подлежало учету при рассмотрении дела судом. При этом суд кассационной инстанции согласился с выводом судов о наличии у находящейся в муниципальной собственности спорной квартиры на момент вселения в нее Парамонова А.С. статуса служебного жилого помещения и указал на отсутствие законных оснований для удовлетворения исковых требований Парамонова А.С. о признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что постановление суда кассационной инстанции в части отмены решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в части удовлетворения исковых требований администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении не основано на нормах действующего законодательства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2002 г. N 284-р жилой дом, расположенный по адресу: г. <…>, передан в муниципальную собственность г. Урюпинска и по состоянию на 29 июля 2002 г. исключен из Реестра федерального имущества.

Решением жилищной комиссии администрации городского округа города Урюпинска Волгоградской области от 3 сентября 2008 г. по ходатайству ОВД по г. Урюпинску и Урюпинскому району трехкомнатная благоустроенная квартира <…> в доме <…> по ул. <…> в г. <…> была закреплена за ОВД по г. Урюпинску и Урюпинскому району в качестве служебной.

Постановлением главы администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 579 указанное муниципальное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд городского округа город Урюпинск Волгоградской области в качестве служебного жилья.

На основании названного постановления между администрацией городского округа города Урюпинск Волгоградской области (наймодателем) и Парамоновым А.С., замещавшим должность <…> ОВД по г. Урюпинску и Урюпинскому району (нанимателем), заключен договор найма служебного жилого помещения от 24 мая 2009 г. N 3, в соответствии с которым спорная квартира предоставлена нанимателю и членам его семьи для временного проживания.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу статьи 103 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Из содержания указанной нормы следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как установлено судом первой инстанции, Приказом МВД Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. N 1594 л/с Парамонов А.С. уволен из органов внутренних дел в соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья).

Какие-либо доказательства того, что Парамонов А.С. состоял или состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении сотрудников органов внутренних дел не применяется Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», за исключением частей 5 и 6 статьи 45, части 7 статьи 46, статей 54 и 64 указанного Положения, которые применяются в отношении сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, до 31 декабря 2012 г. включительно (статья 97).

Между тем данных о том, что Парамонов А.С. относился к числу лиц, указанных в вышеназванном Законе, в материалах дела также не содержится.

Что касается Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, то оно, как следует из его названия и содержания, регулирует вопросы использования служебного жилищного фонда, находящегося в государственной собственности и переданного, в том числе, в оперативное управление органов внутренних дел. Однако спорное жилое помещение находилось не в государственной, а в муниципальной собственности и не было передано и закреплено на праве оперативного управления за ОВД по г. Урюпинску и Урюпинскому району Волгоградской области.

При таких обстоятельствах у президиума Волгоградского областного суда не имелось законных оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда второй инстанции в части удовлетворения исковых требований администрации городского округа г. Урюпинска Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении.

Судебная коллегия находит, что допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя. Данные нарушения могут быть исправлены только посредством отмены обжалуемого постановления президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г., а также основанного на нем решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 27 февраля 2013 г., принятого без учета того, что Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации не подлежали применению в данном деле.

По изложенным выше основаниям постановление суда кассационной инстанции и основанное на нем решение суда первой инстанции подлежат отмене с оставлением без изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения в отмененной части.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

постановление президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г. в части отмены решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в части удовлетворения исковых требований администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении, решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 27 февраля 2013 г. отменить, оставить в силе решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в части, отмененной постановлением президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г.

— Слышал, что сотрудникам полиции, проработавшим в ОВД 10 и более лет, и не имеющим в собственности (совместной собственности) жилья, будут выдаваться сертификаты на приобретение жилья или выплачиваться компенсация? Как и когда это будет происходить? В.Самохвалов, г.Железноводск

— В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.4 Закона РФ от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон), сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата).

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона № 247-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, вступившие в законную силу с 1 января 2012 г.

Организация работы по принятию (отказу в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и снятию их с учета, возлагается на существующую жилищно-бытовую комиссию территориального органа (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях), учреждения и организации системы МВД России либо на специально созданную комиссию органа по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам.

Ответственность за осуществление указанной работы возлагается на руководителя органа.

Таким образом, в целях принятия на учет сотрудник должен обратиться в Комиссию по месту службы с заявлением. К заявлению прилагаются следующие документы:

— копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный
документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от
сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их
получения);

— копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;

— копия свидетельства о заключении (расторжении) брака — при
состоянии в браке (расторжении брака);

— копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;

— справка с места учебы ребенка — для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся а образовательных учреждениях по очной форме обучения;

— справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном
исчислении с указанием места дислокации подразделения, в котором он
проходит службу согласно штатному расписанию;

— документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в
собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений;

— копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством РФ). Граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел в специальных званиях полковника (милиции, полиции, юстиции, внутренней службы) и выше, представляют копии пенсионных удостоверений. Сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания — копии соответствующих документов;

— выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о постановке на учет — для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом МВД России до 1 марта 2005 года;

— копии свидетельств о рождении и смерти сотрудника и соответствующие справки медицинских учреждений — для родителей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Копии указанных документов должны быть заверены в соответствии с законодательством РФ или представлены с предъявлением подлинников документов. При предъявлении подлинников документов копии заверяются секретарем Комиссии.

Секретарь заносит сведения о принятых документах и заявлении в регистрационный журнал Комиссии и выдает справку о дате приема его документов и заявления.

На заседании Комиссии проверяются сведения, содержащиеся в представленных сотрудником документах, и принимается решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.

Решение Комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты и о снятии с данного учета оформляется протоколом. Протокол утверждается распоряжением органа.

Сведения о сотруднике (сотрудниках), принятом (принятых) на учет для получения единовременной выплаты, заносятся секретарем Комиссии в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, в порядке очередности, исходя из стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Выписка из распоряжения о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты и о снятии с данного учета направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.

При принятии на учет комиссия учитывает следующее обстоятельство. Если сотрудник, претендующий на получение единовременной социальной выплаты, совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, возможность принятия его на учет может возобновиться не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (п. 7 ст. 4 Закона № 247-ФЗ, п. 9 Правил № 1223), к которым относятся:

— обмен жилыми помещениями;

— невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

— вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);

— выделение доли собственниками жилых помещений;

— отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения,
имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих
членов его семьи.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Сотрудник, в отношении которого принято решение о предоставлении единовременной социальной выплаты, подает в уполномоченное подразделение заявление о перечислении средств с указанием реквизитов банковского счета.

Единовременная выплата считается предоставленной ему с даты ее перечисления на банковский счет.

Сергей Белик, начальник правового управления

ГУ МВД России по Ставропольскому краю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *